Порядок банкротства КФХ и сельскохозяйственных предприятий. Как избежать?
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Порядок банкротства КФХ и сельскохозяйственных предприятий. Как избежать?

Банкротство крестьянского фермерского хозяйства (КФХ): процедура, условия документы для банкротства и как его избежать

Здравствуйте! В этой статье сегодня расскажем о процедуре банкротства КФХ, которая начинается по причине неплатежеспособности хозяйства.

Если хозяйство не выполняет взятые на себя обязательства, процедуры избежать не удастся. Хотя юридически банкротом будет физическое лицо, возглавляющее КФХ, по факту процедура распространится на все фермерское хозяйство. Подробнее ее этапы рассмотрим далее.

Содержание

Кто может инициировать банкротство

Инициировать процедуру могут как кредиторы, так и глава крестьянско-фермерского хозяйства.

Условия признания КФХ банкротом

  • У хозяйства имеется задолженность перед кредиторами, которая не погашена дольше чем 90 дней;
  • Задолженность составляет сумму, превышающую полмиллиона рублей.

Если эти условия выполнены,то процедура может быть инициирована и подано заявление в Арбитражный суд.

Нюансы

Процедура банкротства фермерского хозяйства на всех этапах обладает важными особенностями. Кроме того, обязательно должен соблюдаться особый порядок признания главы КФХ банкротом. Подать заявление о банкротстве он сможет только в том случае, если все члены хозяйства на это согласны.

Лицо, являющееся главой КФХ, может в двухмесячный срок предоставить план оздоровления своей организации и график, согласно которому он будет погашать возникшие задолженности.

Когда процесс банкротства уже запущен, все-таки стоит подождать того момента, когда будут окончены все полевые работы, например уборка урожая, так как по итогу их проведения хозяйство может получить серьезную прибыль, с помощью которой сможет выправить свое финансовое положение. Если эта сумма сможет закрыть долги перед кредиторами, судом вводится так называемая процедура для восстановления платежеспособности.

Если причиной спада производства стали обстоятельства, не зависящие от воли лица (различные природные катаклизмы, эпидемии болезней животных), КФХ будет предоставлен год на то, чтобы попытаться провести финансовое оздоровление.

Срок всей процедуры может быть продлен и на других этапах, если это будет необходимо.

Следующая особенность: если ведется конкурсное производство, продано будет только то имущество, которое принадлежит КФХ на праве общей собственности. Личное имущество главы хозяйства или членов хозяйства затрагиваться не будет. Когда имущество будет распродаваться, приобрести его в приоритетном порядке смогут лица, которые тоже ведут фермерское хозяйство. Если в течение месяца не появится желающих приобрести его, оно будет продано в общем порядке.

Перед продажей имущество оценивают и желающим покупателям оно будет предложено по результатам оценки.

Документы для начала процедуры

Кроме правильно заполненного заявления следует предоставить пакет документации, включающий в себя:

  • Перечень всех лиц, которые являются должниками и кредиторами;
  • Перечень имущества;
  • Перечень лиц-участников хозяйства, с указанием всего имущества, принадлежащего им;
  • Протокол собрания наемных работников (если таковые трудятся в КФХ).

Поданное заявление должно быть поддержано участниками хозяйства.

Если заявление о банкротстве подает не действующий глава КФХ, а кредитор, либо пристав, перечисленные выше документы должны быть в наличии.

Описание процедуры по этапам

Вся процедура включает в себя несколько этапов. Рассмотрим и охарактеризуем их подробнее, а характеристику представим в виде таблицы:

№ п/п Наименование этапов Краткая характеристика
1 Этап наблюдения На этом этапе нужно учесть получение предприятием прибыли либо поступления каких-либо средств, а значит возможность решения проблем с кредиторами
2 Этап финансового оздоровления Продолжительность его может регулироваться. Он зависит от форс-мажорных обстоятельств, от сроков завершения различных работ, продолжаться может вплоть до 12 месяцев
3 Этап внешнего управления Устанавливают на период до 2 лет, может быть продлен еще на год при необходимости.

Как восстановить платежеспособность хозяйства

Попытаться восстановить платежеспособность КФХ вполне возможно. Рассмотрим, как же это сделать на практике. Прежде всего, стоит заняться реструктуризацией долгов. Реструктуризацией можно считать: отсрочку основного долга, заморозку процентов, увеличение срока выплат. Чтобы использовать эту возможность, нужно обратиться с заявлением в комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственной отрасли.

Результат рассмотрения может быть следующим:

  • Положительный;
  • Отрицательный (при этом четко обоснованный);
  • Положительный условно. То есть возможен, если будут выполнены некоторые условия.

Что происходит с имуществом хозяйства-банкрота

В том случае,когда все возможности финансового оздоровления хозяйства исчерпаны, арбитражный управляющий обязан реализовать имущество фермерского хозяйства. Вся организация будет полностью выставлена на торги. Если покупателя не нашлось, уже затем реализуются основные средства.

Как избежать банкротства

Как поступить, если кредиторы требуют погасить все долги в кратчайшие сроки, угрожая в противном случае стать инициаторами процедуры банкротства? Возможно несколько сценариев, по которым будут развиваться события дальше. Каким путем пойти, решает руководство хозяйства.

Итак, варианты следующие:

  • Реорганизовать предприятие и сменить юридический адрес. Эти действия, конечно, очень похожи на уклонение от уплаты задолженности и от ответственности вряд ли помогут уйти. Но в практике известны также случаи успешного применения данного метода;
  • Высказывание возражений требованиям кредиторов. Условие: возражения должны быть основаны на реальных фактах, а не выдуманные. Например, если были приобретены удобрения и они оказались ненадлежащего качества, можно оспорить сумму оплаты;
  • Погашение задолженности по заработной плате. Если таковая имеется, ее обязательно нужно погасить, чтобы избежать поддержки требований кредиторов своими же работниками;
  • Заключение с кредитором (кредиторами) мирового соглашения. Самый легальный и законный способ предотвращения банкротства. Кроме того, мировое соглашение позволит продолжить ведение дел и сохранить свою репутацию в деловых кругах.

Актуальные вопросы практики

В этой части нашего разговора обсудим некоторые вопросы, которые актуальны относительно тематики материала.

1. Куда будут направлены средства от реализованного имущества банкрота?

Этими средствами,прежде всего будет оплачен труд арбитражного управляющего, оставшимися средствами погасят кредиторскую задолженность.

2. Как погасить задолженности банкрота, если средств, полученных в результате реализации имущества на это не хватает?

Задолженность в таком случае погасится частями, которые пропорциональны предъявляемым требованиям;

3. По какой цене продается имущество банкрота?

Закон не определяет этого четко. Стоимость может быть как остаточной, так и назначенной арбитражным управляющим. Но она обычно ниже, чем рыночная;

4. В течение какого времени КФХ оздоравливают финансово?

Обычно до момента окончания сельхоз. работ либо до момента полной реализации продукции.

Завершая разговор, хотелось бы сказать, что вся процедура банкротства требует определенной подкованности в юридических вопросах. Ее нельзя назвать простой, она имеет много особенностей. Поэтому не стоит бояться потратить некоторые средства на обращение за помощью к профессионалам.

Ознакомьтесь также со статей о регистрации КФХ.

В чем заключаются особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства, и как проходит эта процедура?

Крестьянское (фермерское) хозяйство, или (КФК), вправе заявить о своем банкротстве при невозможности погашения долговых обязательств перед кредиторами, государством или работниками.

Правовое регулирование

Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства происходит по правилам Главы 10 127-ФЗ о банкротстве, которая была введена в законодательство о банкротстве в 2015 году. В рамках данной главы процессу признания финансовой несостоятельности КФХ посвящен отдельный параграф 3 127-ФЗ.

В параграфе 3 Главы 10 127-ФЗ законодатели останавливаются на следующих аспектах признания финансовой несостоятельности КФХ:

  1. Основания для признания КФХ банкротом по ст. 217 127-ФЗ.
  2. Особенности процесса банкротства КФХ по ст. 218 127-ФЗ.
  3. Особенности финансового оздоровления и внешнего управления КФХ по ст. 219 127-ФЗ.
  4. Порядок формирования конкурсной массы и ее продажи по ст. 221, 222 127-ФЗ.
  5. Последствия признания КФХ банкротом по ст. 223 127-ФЗ.

Для того чтобы хозяйство банкротилось по нормам указанного параграфа, требуется, чтобы оно создавалось в целях производства сельхозпродукции, и доходы от реализации данных товаров составляли 70% и более в общем объеме выручки.

Условия и особенности банкротства

На основании 127-ФЗ КФХ вправе объявить себя банкротом при неспособности удовлетворения требований кредиторов:

  1. По денежным обязательствам, возникшим в рамках гражданско-правовых обязательств (например, по договорам купли-продажи, договорам подряда, кредитным договорам и пр.).
  2. По выплатам выходных пособий или оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (в том числе бывшим сотрудникам).
  3. По обязательным платежам в виде налогов и сборов перед уполномоченными организациями (ПФР, ФСС, Налоговой инспекцией).

Признаками банкротства ИП (включая КФХ) является наличие совокупной задолженности перед всеми кредиторами в размере 500 тыс. р. и просрочки по долговым обязательствам продолжительностью 3 месяца и более.

Само заявление о банкротстве подписывается предпринимателем-главой КФХ. Помимо общего комплекта документов, который прикладывают к заявлению о банкротстве все должники, к заявлению от главы КФХ нужно приложить сведения:

  1. О составе и стоимости имущества КФХ.
  2. Об источниках, за счет которых было приобретено данное имущество.
  3. О размере доходов, которые могут быть получены КФХ по окончании периода сельхозработ.

Также к заявлению прикладывается стандартная документация:

  1. Перечень всех должников КФХ с указанием размера дебиторской задолженности.
  2. Список кредиторов с указанием величины долговых обязательств.
  3. Перечень участников хозяйства с указанием на принадлежащее им имущество.
  4. Протокол собрания работников КФХ, если таковой имеется.

Данный отзыв предоставляется суду, если глава КФХ не согласен с требованиями кредиторов.

Порядок признания финансовой несостоятельности

В отношении КФХ допускается введение следующих процедур:

  1. Наблюдения.
  2. Внешнего управления.
  3. Финансового оздоровления.
  4. Конкурсного производства.

Таким образом, этапы, которые вводятся в отношении КФХ, отличаются от тех, которые действуют применительно к рядовым гражданам, и соответствуют тем, которые применяются к юридическим лицам. На любом из указанных этапов стороны вправе подписать мировое соглашение, которое прекратит процесс банкротства. Мировое соглашение заключается на свободных условиях, которые удовлетворяют обе стороны.

Наблюдение

После признания заявления о банкротстве хозяйства в арбитражном суде обоснованным в отношении него вводится предварительный этап наблюдения. Суд назначает кандидатуру временного управляющего, и тот проводит анализ финансовой и бухгалтерской документации КФХ и оценивает ее на предмет наличия нарушений, признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, а также делает выводы относительно возможности восстановления платежеспособности.

По сути, наблюдение – подготовительный этап перед прохождением процедуры банкротства. Затем арбитражный управляющий должен организовать и провести первое собрание кредиторов, на котором будут решаться важнейшие вопросы относительно будущего должника: выступление к суду с ходатайством о переходе к этапам внешнего управления и финансового оздоровления или к этапу конкурсного производства.

Читать еще:  Банкротство физических лиц: последствия для должника

Финансовое оздоровление

В ст. 219 127-ФЗ прописаны особенности финансового оздоровления КФХ и внешнего управления. Финансовое оздоровление может быть введено в отношении хозяйства, если оно само проявит инициативу и представит арбитражному суду план финансового оздоровления и график погашения задолженности. На это у КФХ есть не более 2 месяцев со дня введения этапа наблюдения.

Суд рассматривает представленный график и план погашения задолженности и, если сочтет его убедительным и достаточным для погашения долговых обязательств перед кредиторами, выносит определение о введении этапа финансового оздоровления.

Продолжительность этапа финансового оздоровления устанавливается арбитражным судом с учетом окончания сельхозработ, необходимого времени для реализации произведенной или переработанной сельхозпродукции.

Внешнее управление

На основании решения собрания кредиторов при наличии возможности восстановления платежеспособности КФХ арбитражный суд вправе ввести этап внешнего управления. Его стандартная продолжительность составляет 2 года.

Срок внешнего управления не может превышать указанный срок более, чем на три месяца.

Но по п. 5 ст.219 127-ФЗ допускается и досрочное прекращение этапа внешнего управления. Это возможно при невыполнении мероприятий, которые предусмотрены планом внешнего управления, а также при наличии иных обстоятельств, которые указывают на невозможность восстановления платежеспособности. При досрочном прекращении внешнего управления КФХ получает статус банкрота, и процедура переходит на этап конкурсного производства.

Отличительная черта внешнего управления КФХ прописана в ст. 220 127-ФЗ. Здесь сказано, что внешним управляющим можно назначить лицо, которое не соответствует требованиям к такой кандидатуре по 127-ФЗ. А в п. 3 ст. 220 127-ФЗ прописано право управляющего на осуществление полномочий внешнего управляющего непосредственно главой КФХ.

Конкурсное производство и особенности продажи имущества

На данном этапе формируется конкурсная масса, которая в дальнейшем подлежит переводу в денежную форму путем продажи ее на торгах и направляется на погашение требований кредиторов. Особенности формирования конкурсной массы КФХ перечислены в ст. 221 127-ФЗ.

В п. 1 ст. 221 127-ФЗ перечислено имущество, которое следует включить в конкурсную массу:

  • насаждения;
  • мелиоративные сооружения;
  • хозяйственные постройки;
  • молочный и рабочий скот;
  • племенной скот;
  • инвентарь;
  • сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;
  • птица;
  • транспортные средства;
  • право аренды земельного участка;
  • иные имущественные права с денежной оценкой.

Земельный участок, который принадлежал КФХ на правах аренды, может отчуждаться и переходить к иному лицу, региону или муниципалитету в зависимости от особенностей оборота данной недвижимости.

Личное имущество членов КФХ и его главы, которое было приобретено не на доходы от КФХ, в состав конкурсной массы не включается (по п. 3 ст. 221 127-ФЗ).

При продаже имущества КФХ также должны учитываться определенные особенности по ст. 222 127-ФЗ. Данная статья содержит указание на необходимость соблюдения следующей последовательности при продаже конкурсной массы КФХ:

  1. Изначально на торги выставляется предприятие КФХ, как комплекс.
  2. В случае если предприятие в целом не было реализовано на данном этапе торгов, то управляющий выставляет единым лотом имущество КФХ, которое применяется в целях производства сельхозпродукции, ее хранения, переработки и реализации.
  3. Если второй этап торгов также закончился неудачно, то в дальнейшем применяется стандартная процедура продажи имущества должника. Обычно для реализации имущества должников используется формат электронного аукциона. Первоначально имущество выставляется по рыночной стоимости, а затем допускается снижение начальной цены на 10-20%. Имущество не дороже 100 тыс. р. по закону разрешено продавать через неторговые процедуры путем заключения прямых договоров купли-продажи (при согласии на это кредиторов).

Имущество, которое не удалось продать на торгах, предлагается кредиторам в счет погашения задолженности. Если они отказались принять его, то оно возвращается должнику.

Сформированная конкурсная масса направляется на погашение требований кредиторов с учетом установленной очередности. В первую очередь погашаются текущие платежи, которые возникли после начала процедуры банкротства, затем процессуальные издержки на погашение судебных расходов и оплату труда конкурсного управляющего. В рамках банкротства установлено три очереди кредиторов.

В первую очередь выплачиваются компенсации жизни и здоровью граждан, во вторую – зарплата и выходные пособия. В третью очередь погашаются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по обязательным платежам. Если остаются денежные средства, то они могут быть направлены на погашение требований кредиторов, которые остались за пределами реестра.

После получения статуса банкрота и введения этапа конкурсного производства госрегистрация КФХ, как предпринимателя, утрачивает юридическую силу. Для внесения отметки в ЕГРИП арбитражный суд направляет в налоговую инспекцию копию решения о признании КФХ банкротом. В установленные сроки налоговая служба делает отметку в ЕГРИП о прекращении работы.

Можно ли восстановить платежеспособность КФХ

Одной из задач процесса признания финансовой несостоятельности КФХ является восстановление ее платежеспособности и недопущение ликвидации компании. Для этого особое внимание в 3 параграфе Главы 10 127-ФЗ уделяется этапам реабилитации должника в статусе КФХ.

Судебная практика указывает на низкую эффективность этапов реабилитации должника. Обычно данные этапы не позволяют восстановить платежный баланс и в отношении должника вводится завершающий этап – конкурсное производство.

Таким образом, процедура банкротства фермерского хозяйства на всех этапах обладает важными особенностями. Необходимо соблюдать особый порядок признания главы КФХ банкротом уже с этапа по передаче заявления в арбитражный суд. Для подачи заявления необходимо предварительно заручиться согласием всех членов КФХ. Другими важными особенностями процедуры являются: установление сроков этапа внешнего управления или финансового оздоровления с учетом факторов сезонности; невозможность обращения взыскания на личное имущество главы и членов КФХ в ходе конкурсного производства; необходимость продажи КФХ первоначально, как имущественного комплекса, затем при неудавшейся реализации продажа имущества, как единого лота. Преимуществами при покупке будут обладать другие компании из числа сельхозпроизводителей, и если они не выразят интереса к покупке в течение месяца, имущество реализуется на открытых торгах.

Банкротство КФХ

Добавлено в закладки: 0

Банкротство – неприятное последствие для любого предприятия, оказывающегося убыточным и неспособным выполнять взятые обязательства. Банкротство КФХ наступает и официально оформляется по тем же правилам, что и для любой организации, действующей как физическое либо юридическое лицо.

Банкротство: понятие и процедурные особенности

В ситуациях когда крестьянско-фермерское хозяйство становится убыточным и оказывается не в состоянии выполнять свои обязательства, оно попадает в положение банкрота. С точки зрения закона этот статус может быть присвоен самому физическому лицу, занимающему пост главы КФХ, а не предприятию в целом.

Законные основания признания того или иного предприятия банкротом, последовательность действий и процедурные особенности подробно излагаются в Федеральном законе № 127 ФЗ. В статье «О несостоятельности (банкротстве)» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/060387f34895d083c7422badbb49f0dc1bd549a9/) перечисляются все основания, которые могут стать причиной для признания банкротом фермерского хозяйства, в том числе порядок присвоения такого статуса главе предприятия, а также возможные меры финансового оздоровления КФХ. Эта процедура предусматривает обязательное предоставление лицом, возглавляющим КФХ, плана оздоровления экономического состояния своей компании. На это ему дается 2 месяца. Кроме того, руководитель фермерского хозяйства обязан представить контролирующим органам график планируемых погашений образовавшейся задолженности.

Согласно существующим нормативным актам, стать банкротом глава КФХ, а значит, и само предприятие, может на основании нескольких условий:

  • наличие задолженности перед кредиторами, которая не погашена на протяжении срока в 90 дней и больше;
  • общая сумма задолженности составляет 500 тысяч рублей или больше. До тех пор, пока ситуация не отвечает перечисленным критериям, речь о банкротстве как официальной процедуре идти не может.

Если все предварительно применяемые меры по улучшению состояния компании не дадут результат и предприятие все же должно быть признано банкротом, этот же федеральный закон предусматривает определенную последовательность действий, обязательных к выполнению. Так, согласно статье 218 закона, (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/37a63519759d7ce556644f9612a883c18c450730/), порядок признания банкротом будет следующим:

  • заполнение индивидуальным предпринимателем, являющимся главой хозяйства, специального заявления в арбитражный суд. В нем заявитель сообщает о том, что признает себя банкротом. Данный факт требует письменного подтверждения работников – в этом документе каждый из них сообщает о факте неплатежеспособности предприятия;
  • подача главой КФХ заявления, сопровождаемого установленным пакетом документов, в арбитражный суд. Всего должно быть 2 экземпляра пакета документов, один из них подается в кредитную организацию, которая может быть инициатором признания предприятия банкротом.

На видео: Процедура банкротства физических лиц года

В дополнение к основному пакету, в который войдут учредительные документы КФХ и бумаги, подтверждающие личность главы и его права относительно управления фермерским хозяйством, будут иметь место некоторые дополнительные документы, подаваемые главой КФХ для регистрации состояния банкротства.

В этот перечень войдут следующие бумаги:

  • общая стоимость имущества хозяйства с обязательной детализацией его состава. Сюда относятся все имеющиеся во владении объекты недвижимости, техника и инвентарь, растения и животные;
  • опись имущества, которое принадлежит всем членам КФХ, и подсчет его стоимости. Здесь же указывают источники дохода каждого члена хозяйства;
  • информация о выручке, которая ожидается от продажи продукции, выпущенной фермерским хозяйством.

В случае подачи пакета документов не самим его главой, а кредитором или назначенным приставом, все перечисленные документы также должны быть поданы заявителем.

С учетом всей предоставленной информации и поданных главой организации документов дело о возможном присвоении статуса банкрота рассматривается арбитражной судебной инстанцией. Если причин и предпосылок для этого достаточно, а финансовое состояние компании соответствует требованиям, суд принимает соответствующее решение, присваивая статус банкрота главе КФХ.

На видео: Как избежать ответственности за долги, оформление банкротства, виды долгов, преимущество банкротства

Банкротство КФХ: как восстановить платежеспособность предприятия?

После того как процедура рассмотрения дела о банкротстве фермерского хозяйства пройдена и суд принял положительное решение, предстоит процесс финансового оздоровления компании. Для этого по итогам проведенного предварительно собрания кредиторов и судебного решения назначается арбитражный управляющий. Этот специалист занимается наблюдением за восстановление финансовой способности компании на протяжении строго установленного срока. Для предприятий сельскохозяйственного направления этот период составляет 1 год, поскольку именно такой срок требуется для проведения полного цикла сезонных работ фермерским хозяйством и получения прибыли от переработки и продажи готовой продукции. Указание о сроках оздоровления содержится в пункте 2 статьи 92 этого федерального закона (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287019&rnd=299965.2384020819&from=181781-7575#1). В нем указано, что срок осуществления таких мер не должен составлять более 2 лет.

Читать еще:  Банкротство супруга, созаемщика или поручителя по ипотеке

Решение о финансовом оздоровлении арбитражный суд принимает с учетом специального плана, который предусматривает выполнение всех обязательств. Для этой цели назначается внешний управляющий, который может перепоручить свои полномочия главе фермерского хозяйства. Сроки такого оздоровления могут продлеваться в случае возникновения природных форс-мажорных ситуаций или других объективных обстоятельств. Главным условием проведения мероприятий по финансовому оздоровлению КФХ будет наличие достаточного уровня доходов, которые хозяйство получит по истечении установленного периода такой реабилитации.

В случаях, предусмотренных федеральным законом № 127 «О несостоятельности (банкротстве)», для нейтрализации действия негативных факторов, которые повлекли за собой банкротство, может быть введено внешнее управление. Главным основанием для этой меры будет соответствующее решение собрания кредиторов и вывод арбитражного суда. Срок, на протяжении которого будет действовать внешнее управление, не должен превышать 18 месяцев, правда, при наличии определенных обстоятельств, содержащихся в том же законе, этот срок может быть продлен максимум на полгода. Так же, при наличии серьезных обстоятельств, прежде всего на основании ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего, этот срок могут сократить.

Планируя финансовое оздоровление экономики фермерского хозяйства, необходимо пройти несколько этапов, первый из которых – реструктуризация долгов предприятия. В качестве реструктуризации может применяться один из приемлемых методов, который позволит решить вопрос задолженности фермерского хозяйства перед кредиторами. В качестве таких мер могут применяться отсрочка основного долга, увеличение срока выплат кредита или заморозка процентов по займам на определенный срок. Любой из этих способов можно изложить в подаваемом в специализированную комиссию заявлении. Когда соответствующее заявление будет рассмотрено комиссией, ее члены могут дать как положительный или отрицательный ответ, так и ответить условно положительно. Последний вариант допускает положительный ответ комиссии при выполнении главой фермерского хозяйства определенных поставленных перед ним условий.

На видео: Банкротство физ. лиц. Часто задаваемые вопросы

Банкротство КФХ и дальнейшая продажа

Если внешнее вмешательство в финансовое состояние фермерского хозяйства не дало никаких результатов, предприятию предстоит пережить продажу. Поводом для этого может стать заявление о невозможности восстановить достаточную платежеспособность предприятия, что в результате приводит к продаже через торги. Подобное заявление может быть подано назначенным управляющим еще до окончания установленного периода – в этом случае контроль хозяйственной деятельности завершается, и за фермерским хозяйством окончательно закрепляется статус банкрота.

Дальнейшим этапом будет выставление на торги имущества КФХ и их продажа с аукциона. Согласно с правилами, все имущество выставляется на продажу как единый лот. Что касается земельного участка, он может быть продан новому владельцу либо быть возвращен в государственную собственность в зависимости от его статуса и условий, на которых фермерское хозяйство получило его в распоряжение.

Не будет продаваться на торгах то имущество, которые принадлежит лично главе или членам КФХ, а также было приобретено не на доходы, полученные от продажи сельскохозяйственной продукции.

Одним из важнейших аспектов, которые нужно учитывать при продаже имущества предприятия – его следует использовать исключительно по прямому назначению.

Одно из последствий, ожидающих главу обанкротившегося КФХ – он лишается статуса ИП автоматически после признания компании банкротом.

После того как глава КФХ получит официальный статус банкрота, для него наступают определенные последствия, предусмотренные законом: во-первых, теряет силу его государственная лицензия на осуществление предпринимательской деятельности, во-вторых, он не может заниматься предпринимательской деятельностью или управлять юридическим лицом на протяжении первых 5 лет после официального оформления банкротства.

На видео: Судебная практика, банкротство, изменения в законодательстве

Само фермерское хозяйство после утраты платежеспособности и признания главы банкротом в большинстве случаев подлежит продаже или ликвидации. Если выбирается второй вариант, предстоит процедура закрытия КФХ. Процесс закрытия КФХ существенно не отличается от закрытия обычного субъекта предпринимательской деятельности, функционирующей в формате ИП.

Как показывает практика, для самого главы КФХ и успешности предприятия в целом более благоприятным вариантом будет приложение максимума усилий для того чтобы избежать банкротства. Во многих случаях банкротство оказывается единственно возможным способом решения возникшей проблемы, особенно тогда, когда кредиторы настаивают на немедленном погашении задолженностей. Нередко помогает избавиться от давления кредиторов реорганизация компании и смена ее юридического адреса. Кроме того, желательно при возможности избавиться от задолженностей по заработной плате сотрудникам. Но самым желаемым и эффективным методом решения возникшей проблемы считается заключение мирового соглашения с кредитором, в ходе которого будет установлен режим решения финансовых затруднений и оговорен ход погашения долгов. Именно такая договоренность станет законным способом избежать банкротства и закрытия фермерского хозяйства и поможет сохранить предприятие в его первоначальном виде.

Таким образом, банкротство КФХ оказывается вынужденной мерой при возникновении неразрешимых финансовых трудностей фермерского хозяйства. Этот процесс позволит предпринимателю законным образом завершить деятельность компании, но при этом в дальнейшем учредитель и глава компании теряет свои права и возможности, лишаясь возможности заниматься предпринимательством на протяжении длительного времени.

Процедура банкротства сельскохозяйственных организаций

Федеральное законодательство о банкротстве, в частности ФЗ №127 от 26-10-02 г., особо выделяет сельскохозяйственного производителя как объект указанной процедуры. Причины очевидны: производственный сельскохозяйственный процесс тесно связан с природными, сезонными факторами. Кроме того, разнообразие форм и видов деятельности сельхозпроизводителей обязывает учитывать особенности производственного цикла каждого из них. Результатом действий ответственных за проведение процедуры лиц должны стать экономическое оздоровление сельскохозяйственного производителя, сохранение производственных возможностей и минимизация потерь.

Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве

Согласно ФЗ №127 объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства с/х продукции, а также ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности при этом должна быть равна половине всех доходов либо превышать этот показатель. Юридические лица, осуществляющие лов рыбы, должны иметь показатель 70% доходов от этого вида деятельности.

На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:

  • образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
  • срок ее превышает 3 месяца.

С инициативой о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может выступить:

  • сама организация;
  • ее контрагенты, кредиторы;
  • органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат.

Банкротство с/х производителя характеризуется рядом стадий, отражающих возможность оздоровления производства (ФЗ №127, ст. 178):

  1. Наблюдение. На этой стадии проводится анализ финансового состояния организации. Учитываются фактор сезонности, времени сбора урожая или получения иной сельскохозяйственной продукции, наличие производственных мощностей для ее хранения до момента реализации и получения дохода, рыночная ситуация, способствующая либо препятствующая получению достаточного для выхода из кризиса дохода. Намечаются меры по финансовому оздоровлению.
  2. Финансовое оздоровление, экономическая оптимизация хозяйства. Длится до момента окончания этапа производственных работ, по завершении которого может быть получена продукция к реализации, имеющая характер сырья либо уже переработанная до соответствующего рыночным потребностям состояния. Форс-мажорные обстоятельства — неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия, эпидемии с/х животных — учитываются при определении времени этапа оптимизации. Он может быть продлен на срок до года.
  3. Введение внешнего управления. Ему подконтролен процесс реализации продукции до завершения с получением дохода от продажи. Внешний управляющий наделяется полномочиями не более чем на 2 года, если не возникнет форс-мажор. Указанное обстоятельство может стать причиной продления внешнего управления не более чем на один год. Нередко на данном этапе возникают перспективы получения государственной помощи предприятию-банкроту, позволяющему более эффективно преодолеть возникший кризис. Об этом говорит ФЗ №260 от 25-07-11, ст. 8. В ней перечислены риски, страхование которых поможет получить с/х предприятию государственную помощь в случае гибели урожая или поголовья животных. Внешнее управление предполагает устранение прежнего руководства организации от исполнения его функций.

На заметку! Понятие финансового оздоровления сельскохозяйственной организации в ходе признания ее банкротом следует различать с финансовым оздоровлением согласно ФЗ №83 от 09-07-02 г., проводимым по определенным методикам и основывающимся на соглашении между должником и кредитором. К банкротству указанное явление прямого отношения не имеет.

Особенности банкротства в сельском хозяйстве и его правовых процедур

Как уже отмечалось выше, важнейшим фактором, который следует учитывать в процессе банкротства сельскохозяйственного производителя, является сезонность производства. Помимо этого основные фонды (земля, постройки, сооружения, производственные мощности), иное ценное имущество, предназначенное, как правило, для производства исключительно сельскохозяйственной продукции, имеет узкую область применения, что влияет на их продажную стоимость.

В случае если наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление не принесли желаемых результатов и экономическая ситуация банкрота не улучшилась, закон позволяет ввести арбитражное управление, в судебном порядке. Чтобы расплатиться с кредиторами, приходится учитывать в том числе и рыночную ценность имущественных комплексов и отдельных объектов.

Арбитражный управляющий готовит имущество на торги. Управляющий имеет право продать все объекты единым лотом в целях недопущения разрушения единой инфраструктуры производства, наиболее эффективного для его последующего использования, если на первичных торгах заявки на него отсутствовали. Если лот не продан, то имущество делится на части, для повторной продажи – публичным предложением (ФЗ №127, ст. 139-4). Цену на имущество снижают и продают лоты тому, кто первым согласен купить их по объявленной цене.

Важное значение имеет определение рыночной цены лотов, отвечающей интересам банкрота и его кредиторов, исключающей злоупотребления и разного рода «договорные» сделки.

На заметку! Вырученные средства прежде всего направляются на оплату работы управляющего. Затем, в соответствии с законом, погашаются долги в фонды, по налогам, по оплате труда и иным аналогичным выплатам и т.д. Если средств от продажи не хватает для полного погашения долгов кредиторам, выплаты производятся пропорционально суммам заявленных им требований.

Организации, занимающиеся производством и переработкой продукции сельского хозяйства, имеют преимущественное право покупки таких активов. В частности, законом определено преимущественное право покупки сельскохозяйственных имущественных объектов, например, земель, теми сельхозпроизводителями, которые территориально граничат с банкротом. Арбитражный управляющий обязан поставить их в известность о дате и условиях проведения торгов в первоочередном порядке.

Читать еще:  Текущие платежи при банкротстве порядок взыскания

У кредиторов и организации-банкрота есть возможность заключить мировое соглашение на любом этапе процедуры банкротства, в письменной форме. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должен утвердить документ (ст. 150 ФЗ №127). Мировое соглашение требует участия в его подписании арбитражного управляющего только после получения им полномочий, в соответствии с законом.

На заметку! Кроме кредитора и должника-банкрота (его представителя), в заключении мирового соглашения может принять участие третье заинтересованное лицо, принимающее на себя права и обязанности по этому соглашению (ст. 150-3 ФЗ №127).

В чем заключаются особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства, и как проходит эта процедура?

Крестьянское (фермерское) хозяйство, или (КФК), вправе заявить о своем банкротстве при невозможности погашения долговых обязательств перед кредиторами, государством или работниками.

Правовое регулирование

Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства происходит по правилам Главы 10 127-ФЗ о банкротстве, которая была введена в законодательство о банкротстве в 2015 году. В рамках данной главы процессу признания финансовой несостоятельности КФХ посвящен отдельный параграф 3 127-ФЗ.

В параграфе 3 Главы 10 127-ФЗ законодатели останавливаются на следующих аспектах признания финансовой несостоятельности КФХ:

  1. Основания для признания КФХ банкротом по ст. 217 127-ФЗ.
  2. Особенности процесса банкротства КФХ по ст. 218 127-ФЗ.
  3. Особенности финансового оздоровления и внешнего управления КФХ по ст. 219 127-ФЗ.
  4. Порядок формирования конкурсной массы и ее продажи по ст. 221, 222 127-ФЗ.
  5. Последствия признания КФХ банкротом по ст. 223 127-ФЗ.

Для того чтобы хозяйство банкротилось по нормам указанного параграфа, требуется, чтобы оно создавалось в целях производства сельхозпродукции, и доходы от реализации данных товаров составляли 70% и более в общем объеме выручки.

Условия и особенности банкротства

На основании 127-ФЗ КФХ вправе объявить себя банкротом при неспособности удовлетворения требований кредиторов:

  1. По денежным обязательствам, возникшим в рамках гражданско-правовых обязательств (например, по договорам купли-продажи, договорам подряда, кредитным договорам и пр.).
  2. По выплатам выходных пособий или оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (в том числе бывшим сотрудникам).
  3. По обязательным платежам в виде налогов и сборов перед уполномоченными организациями (ПФР, ФСС, Налоговой инспекцией).

Признаками банкротства ИП (включая КФХ) является наличие совокупной задолженности перед всеми кредиторами в размере 500 тыс. р. и просрочки по долговым обязательствам продолжительностью 3 месяца и более.

Само заявление о банкротстве подписывается предпринимателем-главой КФХ. Помимо общего комплекта документов, который прикладывают к заявлению о банкротстве все должники, к заявлению от главы КФХ нужно приложить сведения:

  1. О составе и стоимости имущества КФХ.
  2. Об источниках, за счет которых было приобретено данное имущество.
  3. О размере доходов, которые могут быть получены КФХ по окончании периода сельхозработ.

Также к заявлению прикладывается стандартная документация:

  1. Перечень всех должников КФХ с указанием размера дебиторской задолженности.
  2. Список кредиторов с указанием величины долговых обязательств.
  3. Перечень участников хозяйства с указанием на принадлежащее им имущество.
  4. Протокол собрания работников КФХ, если таковой имеется.

Данный отзыв предоставляется суду, если глава КФХ не согласен с требованиями кредиторов.

Порядок признания финансовой несостоятельности

В отношении КФХ допускается введение следующих процедур:

  1. Наблюдения.
  2. Внешнего управления.
  3. Финансового оздоровления.
  4. Конкурсного производства.

Таким образом, этапы, которые вводятся в отношении КФХ, отличаются от тех, которые действуют применительно к рядовым гражданам, и соответствуют тем, которые применяются к юридическим лицам. На любом из указанных этапов стороны вправе подписать мировое соглашение, которое прекратит процесс банкротства. Мировое соглашение заключается на свободных условиях, которые удовлетворяют обе стороны.

Наблюдение

После признания заявления о банкротстве хозяйства в арбитражном суде обоснованным в отношении него вводится предварительный этап наблюдения. Суд назначает кандидатуру временного управляющего, и тот проводит анализ финансовой и бухгалтерской документации КФХ и оценивает ее на предмет наличия нарушений, признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, а также делает выводы относительно возможности восстановления платежеспособности.

По сути, наблюдение – подготовительный этап перед прохождением процедуры банкротства. Затем арбитражный управляющий должен организовать и провести первое собрание кредиторов, на котором будут решаться важнейшие вопросы относительно будущего должника: выступление к суду с ходатайством о переходе к этапам внешнего управления и финансового оздоровления или к этапу конкурсного производства.

Финансовое оздоровление

В ст. 219 127-ФЗ прописаны особенности финансового оздоровления КФХ и внешнего управления. Финансовое оздоровление может быть введено в отношении хозяйства, если оно само проявит инициативу и представит арбитражному суду план финансового оздоровления и график погашения задолженности. На это у КФХ есть не более 2 месяцев со дня введения этапа наблюдения.

Суд рассматривает представленный график и план погашения задолженности и, если сочтет его убедительным и достаточным для погашения долговых обязательств перед кредиторами, выносит определение о введении этапа финансового оздоровления.

Продолжительность этапа финансового оздоровления устанавливается арбитражным судом с учетом окончания сельхозработ, необходимого времени для реализации произведенной или переработанной сельхозпродукции.

Внешнее управление

На основании решения собрания кредиторов при наличии возможности восстановления платежеспособности КФХ арбитражный суд вправе ввести этап внешнего управления. Его стандартная продолжительность составляет 2 года.

Срок внешнего управления не может превышать указанный срок более, чем на три месяца.

Но по п. 5 ст.219 127-ФЗ допускается и досрочное прекращение этапа внешнего управления. Это возможно при невыполнении мероприятий, которые предусмотрены планом внешнего управления, а также при наличии иных обстоятельств, которые указывают на невозможность восстановления платежеспособности. При досрочном прекращении внешнего управления КФХ получает статус банкрота, и процедура переходит на этап конкурсного производства.

Отличительная черта внешнего управления КФХ прописана в ст. 220 127-ФЗ. Здесь сказано, что внешним управляющим можно назначить лицо, которое не соответствует требованиям к такой кандидатуре по 127-ФЗ. А в п. 3 ст. 220 127-ФЗ прописано право управляющего на осуществление полномочий внешнего управляющего непосредственно главой КФХ.

Конкурсное производство и особенности продажи имущества

На данном этапе формируется конкурсная масса, которая в дальнейшем подлежит переводу в денежную форму путем продажи ее на торгах и направляется на погашение требований кредиторов. Особенности формирования конкурсной массы КФХ перечислены в ст. 221 127-ФЗ.

В п. 1 ст. 221 127-ФЗ перечислено имущество, которое следует включить в конкурсную массу:

  • насаждения;
  • мелиоративные сооружения;
  • хозяйственные постройки;
  • молочный и рабочий скот;
  • племенной скот;
  • инвентарь;
  • сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;
  • птица;
  • транспортные средства;
  • право аренды земельного участка;
  • иные имущественные права с денежной оценкой.

Земельный участок, который принадлежал КФХ на правах аренды, может отчуждаться и переходить к иному лицу, региону или муниципалитету в зависимости от особенностей оборота данной недвижимости.

Личное имущество членов КФХ и его главы, которое было приобретено не на доходы от КФХ, в состав конкурсной массы не включается (по п. 3 ст. 221 127-ФЗ).

При продаже имущества КФХ также должны учитываться определенные особенности по ст. 222 127-ФЗ. Данная статья содержит указание на необходимость соблюдения следующей последовательности при продаже конкурсной массы КФХ:

  1. Изначально на торги выставляется предприятие КФХ, как комплекс.
  2. В случае если предприятие в целом не было реализовано на данном этапе торгов, то управляющий выставляет единым лотом имущество КФХ, которое применяется в целях производства сельхозпродукции, ее хранения, переработки и реализации.
  3. Если второй этап торгов также закончился неудачно, то в дальнейшем применяется стандартная процедура продажи имущества должника. Обычно для реализации имущества должников используется формат электронного аукциона. Первоначально имущество выставляется по рыночной стоимости, а затем допускается снижение начальной цены на 10-20%. Имущество не дороже 100 тыс. р. по закону разрешено продавать через неторговые процедуры путем заключения прямых договоров купли-продажи (при согласии на это кредиторов).

Имущество, которое не удалось продать на торгах, предлагается кредиторам в счет погашения задолженности. Если они отказались принять его, то оно возвращается должнику.

Сформированная конкурсная масса направляется на погашение требований кредиторов с учетом установленной очередности. В первую очередь погашаются текущие платежи, которые возникли после начала процедуры банкротства, затем процессуальные издержки на погашение судебных расходов и оплату труда конкурсного управляющего. В рамках банкротства установлено три очереди кредиторов.

В первую очередь выплачиваются компенсации жизни и здоровью граждан, во вторую – зарплата и выходные пособия. В третью очередь погашаются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по обязательным платежам. Если остаются денежные средства, то они могут быть направлены на погашение требований кредиторов, которые остались за пределами реестра.

После получения статуса банкрота и введения этапа конкурсного производства госрегистрация КФХ, как предпринимателя, утрачивает юридическую силу. Для внесения отметки в ЕГРИП арбитражный суд направляет в налоговую инспекцию копию решения о признании КФХ банкротом. В установленные сроки налоговая служба делает отметку в ЕГРИП о прекращении работы.

Можно ли восстановить платежеспособность КФХ

Одной из задач процесса признания финансовой несостоятельности КФХ является восстановление ее платежеспособности и недопущение ликвидации компании. Для этого особое внимание в 3 параграфе Главы 10 127-ФЗ уделяется этапам реабилитации должника в статусе КФХ.

Судебная практика указывает на низкую эффективность этапов реабилитации должника. Обычно данные этапы не позволяют восстановить платежный баланс и в отношении должника вводится завершающий этап – конкурсное производство.

Таким образом, процедура банкротства фермерского хозяйства на всех этапах обладает важными особенностями. Необходимо соблюдать особый порядок признания главы КФХ банкротом уже с этапа по передаче заявления в арбитражный суд. Для подачи заявления необходимо предварительно заручиться согласием всех членов КФХ. Другими важными особенностями процедуры являются: установление сроков этапа внешнего управления или финансового оздоровления с учетом факторов сезонности; невозможность обращения взыскания на личное имущество главы и членов КФХ в ходе конкурсного производства; необходимость продажи КФХ первоначально, как имущественного комплекса, затем при неудавшейся реализации продажа имущества, как единого лота. Преимуществами при покупке будут обладать другие компании из числа сельхозпроизводителей, и если они не выразят интереса к покупке в течение месяца, имущество реализуется на открытых торгах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector