Аудиторское заключение к бухгалтерскому балансу
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Аудиторское заключение к бухгалтерскому балансу

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Обязательный аудит в 2020 году

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Читать еще:  Бухгалтерский счет 42.02 тонкости оформления

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки “Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ” в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1).

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “НЕТ”.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “ДА” и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.

Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@, вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите “Дополнительные файлы”, справа в строке “Аудиторское заключение” выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Судебная практика по делам об обязательном аудите

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков – незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности

Похожие публикации

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой экспертное мнение квалифицированного аудитора в отношении достоверности содержания составленной в учреждении отчетности. Структура бланка, необходимость его оформления и правила составления регламентированы ст. 6 Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 и нормами ФСАД 1/2010 (федеральными стандартами аудиторской деятельности).

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности оформляют на базе собранных сведений в ходе аудиторского мониторинга. К ее реализации привлекаются сторонние аудиторы, которые представляют независимую от руководства компании точку зрения. Документ наделен юридической силой и может служить основанием для внесения корректировок в отчетные данные.

Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности

Ст. 5 Закона № 307-ФЗ описывает случаи, когда инициация аудита отчетности является обязательной процедурой:

  • для акционерных обществ;
  • при участии ценных бумаг предприятия в организованных торгах;
  • для кредитных структур;
  • для НПФ;
  • для инвестиционных организаций;
  • для юридических лиц, специализирующихся на предоставлении страховых услуг.

Аудиторское заключение к бухгалтерской отчетности обязательно, если за предыдущий год размер выручки достиг отметки 400 млн рублей. При обладании активами общей стоимостью от 60 млн рублей, проведение аудита считается также обязательной процедурой. Имеющиеся основания для аудита должны быть прописаны в уставной документации. При желании руководство компаний, не упомянутых в Законе № 307-ФЗ, может сделать аудиторское заключение бухгалтерской отчетности неотъемлемым элементом подведения финансовых итогов по результатам года. Такой аудит будет носить инициативный характер, его необходимость регламентируется только локальными актами фирмы.

Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности – по нормам ст. 14 Закона № 402-ФЗ, датированным 06.12.2011, отчет аудитора не относится к формам обязательной отчетности. Минфин в ряде своих писем давал разъяснения, что в налоговые структуры предприятиям не надо подавать заключения по итогам аудитов.

Читать еще:  Учет членских взносов в бухгалтерском учете СРО, некоммерческих организаций

Аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности должно быть подано в Росстат, но только при условии, что организации предписано в законодательном порядке проходить процедуру аудита отчетности. Норма содержится в ст. 18 Закона № 402-ФЗ. Допускается отдельная отправка заключения после представления годовой отчетности. Такая мера разрешена, если на дату сдачи отчетов аудиторская проверка не была окончена. Срок раскрытия – бухгалтерская отчетность; аудиторское заключение предполагает досдачу решения аудитора в органы статистики до конца декабря, но не позже, чем истекут 10 рабочих дней, отсчитываемых от момента представления комплекта отчетности.

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности: образец

Ст. 6 Закона № 307-ФЗ регулирует круг вопросов, которые должны отображаться в заключении аудитора. Стандарт оформления документа дублируется в приказе Минфина № 46н от 20.05.2010 (в Приложении 1). Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бух. отчетности, должно иметь:

  • заголовок формы документа;
  • перечисление сторон процедуры проверки – кто является проверяемым лицом, кто выступает в роли аудитора;
  • указание регистрационных данных для обоих участников аудита;
  • форма бухгалтерской отчетности для аудиторского заключения, список отчетов, которые были проверены и проанализированы;
  • итоговое экспертное мнение относительно степени достоверности заполненной отчетности;
  • проставленная дата окончания проверки;
  • подпись эксперта.

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности, пример которого представлен в приложениях ФСАД 1/2010, один из которых вы можете скачать ниже, включает в себя информацию:

  • об объеме произведенных работ аудитором;
  • указание специалистом обстоятельств, которые способны значительно повлиять на уровень достоверности отчетности предприятия;
  • как распределяется ответственность за проверенную отчетность между аудиторским предприятием и заказчиком процедуры.

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности составляется в письменном формате на бумажном носителе. Документ прошивается и нумеруется вместе с комплектом отчетности. Минимальное число экземпляров равно двум – по одному для проверяемой организации и аудитора.

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности может формироваться только после того, как проверяющий убедится в достижении поставленной цели. Мнение аудитора касается нескольких аспектов:

  • соответствует рассматриваемая отчетность правилам составления отчетной документации;
  • оказывают ли обнаруженные искажения существенное влияние на итоги в отчетах.

Порядок получения аудиторского заключения бухгалтерской отчетности предполагает оценку полноты состава отчетности, правильности ее содержания, соответствия отраженной информации закрепленным учетной политикой приемам ведения учета. Дополнительно выявляется степень обоснованности оценочных показателей, определяется, насколько точно и достоверно представленные отчеты отражают хозяйственную деятельность за год.

Аудиторское заключение к бухгалтерскому балансу

В соответствии с законодательными требованиями, некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит финансовой отчетности. В статье расскажем про аудиторское заключение к бухгалтерскому балансу, поговорим о специфике проведения аудита финотчетности.

Когда необходимо проводить аудит баланса

Действующим законодательством установлены случаи, в которых организации обязаны проводить аудиторскую проверку финансовой отчетности, в том числе – бухгалтерского баланса. Согласно ФЗ-307, обязательства по проверке отчетности возлагаются на предприятия в зависимости от вида осуществляемой деятельности. В частности, ежегодно проводить аудит баланса обязаны:

  • организации в форме акционерного общества;
  • юрлица – участники рынка ценных бумаг;
  • страховые компании;
  • НПФ – негосударственные организации, формирующие пенсионные накопления граждан;
  • кредитные учреждения (в том числе банки).

Кроме того, обязательства по проведению ежегодного аудита баланса могут возникнуть у:

  • организации, объем выручки которой в отчетном годы превысил 400 млн. руб.;
  • компании с активами более 60 млн. руб. (по состоянию на конец отчетного года);
  • юрлицо эмитирует ценные бумаги.

Полный перечень ситуаций, при которых компании обязаны проводить аудит баланса, приведен в ФЗ-307.

Порядок проведения аудита баланса

Для проведения проверки бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности предприятие может привлекать как аудиторскую контору, так и независимого аудитора (самозанятое лицо). Основанием для проведения проверки является договор, заключенный в строгом соответствии с действующими нормами ГК РФ. Читайте также статью: → «Срок сдачи бухгалтерского баланса 2020».

Процедура аудиторской проверки состоит из следующих этапов:

  • Этап 1 – подготовка. На начальном этапе аудита стороны заключают договор, после чего аудиторы определяют общие объемы предстоящей проверки и составляют предварительный план мероприятий.
  • Этап 2 – планирование. На основании заключенного договора и предварительного анализа, аудиторы составляют план предстоящей проверки. Как правило, план оформляется в виде графика с указанием отдельных последовательных операций и периода их осуществления.
  • Этап 3 – запрос документов. Составив график, аудиторы запрашивают документы, необходимые для проверки. Помимо основного документа – бухгалтерского баланса – проверяющим также необходимо предоставить основную финансовую отчетность (отчет о финрезультатах, отчет о движении денежных средств, т.п.), при необходимости – первичные документы, подтверждающие отраженные операции. Организация – заказчик предоставляет документы для проверки на основании письменного запроса аудиторов. Читайте также статью: → «Заполнение отчета о финансовых результатах».
  • Этап 4 – проведение аудита. Получив требуемые документы, аудиторы переходят к основному этапу – проверке данных бухбаланса. Цель аудита бухгалтерского баланса – установление достоверности указанных в отчетности данных. В процессе проведения проверки, аудиторы сверяют информацию в балансе с прочими документами (отчетные формы и первичные документы), подтверждая таким образом корректность и полноту внесенных данных.
  • Этап 5 – составления заключения. По факту окончания проверки аудиторы составляют заключение, в котором подтверждают/опровергают достоверность данных баланса, а также дают руководителю организации дополнительные рекомендации относительно порядка организации и ведения бухучета и составления отчетности.
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Особенности составления аудиторского заключения

Законом не установлена форма, согласно которой аудитор обязан составлять заключение по факту осуществленной проверки. Документ составляется в свободной форме, с указанием следующей информации:

  • общие данные о целях проведения аудита;
  • полная информация о проверяемой компании (наименование, юридический адрес, код ОГРЮЛ);
  • данные об аудиторской организации (наименование, юридической адрес, номер свидетельства о госрегистрации);
  • перечень проверяемых документов (бухгалтерский баланс в составе финансовой отчетности);
  • список документов, которые были дополнительно использованы для проверки;
  • заключение (установление/опровержение факта достоверности бухбаланса);
  • рекомендации.

Также в тексте аудиторского заключения может быть указаны подробные данные, касающиеся процедуры проверки (метод проверки, график мероприятий, т.п.), а также содержать ФИО экспертов, непосредственно участвовавших в аудите. Читайте также статью: → «Особенности проведения внутреннего финансового аудита».

Перечень информации, отражаемой в заключении, согласовывается аудитором и заказчиком на этапе заключения договора, при этом текст заключения должен быть составлен в строгом соответствии с установленными требованиями.

Передача заключения в контролирующие органы

Обязательства по предоставлению аудиторского заключения в контролирующие органы имеют только те организации, которые обязаны проводить ежегодную проверку на основании законодательных требований. В подобных случаях предприятия должны подавать заключение в Росстат в течение 10-ти дней с момента подписания такого заключения. За нарушение порядка подачи заключения с организации может быть взыскан штраф в размере от 20.000 руб. до 70.000 руб. В случае если порядок нарушен повторно, сумма штрафа возрастает до 100.000 руб. – 150.000 руб.

Если компания не обязана ежегодно проводить аудит, и проверка проведена по инициативе компании, то полученное от аудиторов заключение может быть использовано исключительно для внутреннего пользования компании (например, для предоставления акционерам). Подавать документ в контролирующие органы не требуется.

Годовой бухгалтерский отчет

Годовая бухгалтерская отчетность – форма бухгалтерской отчетности, которая сдается за год.

Составляется она на основе ведения в течение года регистров бухучета, налогового учета, а так же промежуточной отчетности.

Состав годовой бухгалтерской отчетности

Состав годовой бухгалтерской отчетности регламентирован ст. 14 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Так, годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

К приложениям относятся (п.п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н):

Отчет об изменениях капитала;

Отчет о движении денежных средств;

Отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций);

иные приложения (пояснения).

Формы годовой бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Аудиторское заключение

Если организация подлежит обязательному аудиту (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), то в составе годовой бухгалтерской отчетности в Росстат нужно также представить аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность представляемой бухгалтерской отчетности (п. 5 ПБУ 4/99).

В случае, если на момент сдачи отчетности в органы статистики аудит в организации не завершен, то сдать заключение можно будет позже.

Сделать это нужно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но обязательно до 31 декабря года, следующего за отчетным годом включительно (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Читать еще:  Счет 20. Бухгалтерский учет затрат на производство: проводки

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской отчетности входят:

Бухгалтерский баланс (форма №1);

Отчет о финансовых результатах предприятия (форма отчетности №2);

Отчет об изменениях капитала (форма №3);

Отчет о движении денежных средств (форма отчетности №4);

Пояснения к бухгалтерскому балансу и аудиторское заключение (обязательно только для тех, кто обязан проводить ежегодные аудиторские проверки).

Упрощенный Бухгалтерский баланс (форма №1);

Упрощенный отчет о финансовой деятельности предприятия (форма отчетности №2).

Требования к составлению годовой бухгалтерской отчетности

Основным требованием является достоверность данных.

То есть показатели должны быть достоверны для того, чтобы любой пользователь отчетности (будь то внешний или внутренний) не усомнился в показателях хозяйственной деятельности предприятия.

Требование своевременности данных также влияет на качество составленной годовой отчетности. То есть данные должны быть отражены именно в том отчетном периоде, в котором они произошли.

Также все показатели должны быть сопоставимы. То есть должна быть обеспечена взаимоувязка данных всех форм с данными учетных регистров и деклараций.

Принцип полноты указывает на то, что все данные бухгалтерской отчетности должны быть отражены в полном объеме.

В том случае если полнота представленных данных отсутствует, то данный факт должен быть отражен в пояснительной записке.

Кто обязан составлять годовую бухгалтерскую отчетность

Годовую бухгалтерскую отчетность обязаны составлять все организации и предприниматели, за исключением тех лиц, которые имеют возможность применять упрощенный вид годовой бухгалтерской отчетности (или не составлять ее вовсе), а именно:

участники проекта «Сколково».

Пользователи бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская отчетность является сводной формой бухгалтерской информации о предприятии.

У бухгалтерской информации всегда есть пользователи, то есть те, кто использует эту информацию для различных целей. Все пользователи бухгалтерской информации разделяются на внутренних и внешних.

К внутренним пользователям относятся руководители фирм, вышестоящие организации (если таковые имеются), руководящие подразделения (если предприятие крупное).

К внешним пользователям относится Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС). К внешним пользователям также относятся любые физические и юридические лица, так как бухгалтерская отчетность любой фирмы должна отвечать принципам гласности и доступности любому пользователю.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс (Ф-1) состоит из актива и пассива, выключающих разделы, в каждом из которых выделяются строки, содержащие данные об определенных видах имущества или обязательств.

Актив включает в себя 2 раздела:

I. Внеоборотные активы

Здесь содержится информация об ОС, НМА, НИОКР, долгосрочных финансовых вложениях, т. е. об имуществе, которое не может быть реализовано быстро.

II. Оборотные активы

Это так называемые короткие (легко реализуемые) активы: запасы, дебиторская задолженность со сроком погашения до 1 года, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

В пассиве имеется 3 раздела:

III. Капитал и резервы

Он отражает сведения о капитале организации (уставном, резервном, добавочном) и нераспределенной прибыли (непокрытом убытке).

IV. Долгосрочные обязательства

Это обязательства со сроком погашения более 12 месяцев (заемные, оценочные, отложенные).

V. Краткосрочные обязательства

В этом разделе представляют информацию об обязательствах со сроком погашения менее года, в т. ч. о заемных средствах, кредиторской задолженности, оценочных и иных обязательствах.

Все показатели баланса приводятся на одну из дат:

отчетную дату (в обязательном случае это 31 декабря отчетного года);

31 декабря предыдущего года;

31 декабря года, предшествующего предыдущему.

Строки баланса кодируются. Код берется из приложения 4 к приказу № 66н.

Отчет о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах, который является важным документом, отражающим показатель чистой прибыли или убытков, сформированных с учетом следующих показателей:

расходов — управленческих, коммерческих;

прочих доходов — доходов от участия в других компаниях и др.;

прочих расходов-процентов к уплате и др.

текущего налога на прибыль и корректировок, связанных с расхождением данных бухгалтерского и налогового учетов.

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса входят в состав годовой бухгалтерской отчетности и являются приложениями к его основным формам (балансу и отчету о финансовых результатах):

форма 6 — отчет о целевом использовании средств.

Бланки форм приложений, как и основных форм бухгалтерской отчетности, утверждены приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н.

Отчет об изменениях капитала

Форма 3 бухгалтерского баланса – это отчет об изменениях капитала.

В нем отражаются сведения о собственном капитале организации, к которому относятся:

уставный (складочный) капитал;

Кроме того, в отчете отражается информация о собственных акциях, выкупленных у акционеров.

Форма 3 состоит из 3 разделов:

1. Движение капитала

Это таблица, в которой показывается изменение капитала организации за 2 года (отчетный и предыдущий). Из нее видно, как изменился капитал (увеличился он или уменьшился) и за счет чего произошли изменения.

2. Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок

Этот раздел содержит сведения о корректировках величины капитала, вызванных изменением учетной политики или связанных с исправлением существенных ошибок прошлых лет, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности прошлого года.

3. Чистые активы

В этом разделе содержатся сведения о чистых активах организации за 3 года (отчетный и 2 предыдущих).

Порядок расчета чистых активов установлен приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н.

Отчет о движении денежных средств

Данная форма формируется на основании показателей счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета», 57 «Переводы в пути». В отчете отражаются остатки по счетам, их движение (приход, расход) и т.д. также отражаются данные о денежных эквивалентах (высоколиквидные финансовые вложения).

Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных потоков организации за отчетный и предыдущий годы.

В отчете о движении денежных средств отражаются отдельно денежные потоки:

от текущих операций.

от инвестиционных операций.

от финансовых операций.

При этом по каждому виду деятельности показываются поступление и расходование денежных средств.

Отчет о целевом использовании средств

Шестая форма баланса — это отчет о целевом использовании средств, который составляют некоммерческие организации (НКО) и юридические лица, получающие какое-либо целевое финансирование.

Для НКО этот отчет является, по существу, основным. В данном отчете они раскрывают информацию о целевом использовании средств, полученных для обеспечения уставной деятельности. В нем показывается остаток средств целевого финансирования на начало отчетного года, поступление и расходование таких средств в течение отчетного периода и их остаток на конец года.

Форма 6, так же как и основные формы отчетности (баланс и отчет о финансовых результатах), имеет два варианта оформления: полный (приложение 1 к приказу № 66н) и упрощенный (приложение 5 к приказу № 66н).

Последний вариант отчетности могут составлять организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, при составлении отчетности по упрощенной форме.

Пояснения к бухгалтерской отчетности

Пояснения к данным формам не имеют установленного формата и необходимы для раскрытия общих показателей, приведенных в двух основных формах – Балансе и Отчете о финансовых результатах.

Упрощенный вариант отчетности

При упрощенном варианте отчетности обязательными формами являются баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств, а пояснения к ним следует оформлять только в случае крайней необходимости.

Поскольку отчет о целевом использовании средств (форма 6) предназначен для использования при наличии движения средств вполне определенного назначения, его применяют не всегда.

Таким образом, формы 3, 4 и 6 могут не составляться лицами, отчитывающимися по упрощенной форме.

Сроки и адрес представления годовой отчетности

Годовую бухгалтерскую отчетность все организации обязаны представлять по месту ее нахождения не позднее 31 марта по следующим адресам:

в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);

территориальный орган статистики (ст. 18 Федерально го закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно будет не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Заключение

Составление бухгалтерской отчетности осуществляется на бланках определенной формы, утвержденных Минфином России, и с соблюдением определенных правил внесения информации в эти бланки.

Формы 3, 4 и 6 – это приложения к 2 основным бухгалтерским отчетным документам: бухбалансу и отчету о финрезультатах.

Формы 3 (отчет об изменениях капитала) и 4 (отчет о движении денежных средств) оформляются в обязательном порядке, если основные отчеты создаются в их полном варианте.

Форма 6 (отчет о целевом использовании средств) составляется только при наличии у отчитывающегося лица средств целевого финансирования.

Так же как и 2 основные формы отчетности, форма 6 может быть оформлена по упрощенному варианту организацией, имеющей право на ведение упрощенного учета.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector