Бухгалтерский учет транспортно заготовительных расходов. Пример, проводки
Как отразить в учете транспортно-заготовительные расходы по материалам
Что относится к ТЗР
В бухучете к транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся затраты, связанные с заготовкой и доставкой материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).
ТЗР, в частности, включают в себя:
- расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;
- расходы на транспортировку;
- командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;
- плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);
- расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;
- плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);
- недостачу и порчу в пределах норм естественной убыли;
- наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.
Такой перечень приведен в пункте 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Примерная номенклатура ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Бухучет: способы учета ТЗР
В бухучете транспортно-заготовительные расходы учитывайте одним из следующих способов:
- непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
- обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
- обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы», например на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы».
Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике.
Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета расходов (ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:
Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75. )
– отражено поступление материалов;
Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26. )
– отнесены ТЗР на себестоимость материалов.
Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:
Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75. )
– отражено поступление материалов по учетной стоимости;
Дебет 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26. )
Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:
Дебет 15 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);
Дебет 15 Кредит 60 (76)
– учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;
Дебет 10 Кредит 15
– оприходованы материалы по учетной цене.
Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:
Дебет 16 Кредит 15
– отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;
Дебет 15 Кредит 16
– отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.
Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними.
Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:
- либо на счете 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»;
- либо на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»).
Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:
- планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
- договорную цену;
- фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
- среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).
Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть.
Такие правила установлены пунктом 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26. ) Кредит 16 (10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»)
– списаны ТЗР по израсходованным материалам.
Об этом сказано в пункте 86 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Включение в себестоимость ТЗР, осуществленных после перехода права собственности
Ситуация: можно ли в бухучете включить транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) в фактическую себестоимость материалов? Расходы произведены после перехода права собственности на материалы.
Применение метода с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» позволяет учесть в фактической себестоимости материалов ТЗР, произведенные после перехода права собственности на материалы. В данном случае по дебету счета 15 отражается поступление материалов. Затем организация отражает по дебету счета 15 расходы на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.), в том числе и произведенные после перехода права собственности на материалы. Когда все расходы будут учтены, организация оприходует материалы на счет 10 (по учетной цене), а на счет 16 будет списано отклонение фактической себестоимости (с учетом ТЗР) от учетных цен. Эти суммы впоследствии (в конце месяца) списываются на счет 20 (23, 25, 26) пропорционально стоимости списанных материалов. Следовательно, такой вариант позволяет распределить ТЗР (в т. ч. произведенные после перехода права собственности на материалы) между списанными и несписанными материалами. То есть, если например, материалы используются для производства продукции, ТЗР включаются в ее себестоимость пропорционально стоимости списанных материалов.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 10, 15, 16), абзаца 8 пункта 6 ПБУ 5/01 и пунктов 86, 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Если поступление материалов организация отражает на счете 10 без использования счетов 15 и 16, то при их передаче к месту использования фактически происходит внутреннее перемещение (п. 51 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). То есть организация доставляет до места использования материалы, себестоимость которых уже сформирована на счете 10. На основании пункта 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материалов не может быть изменена. Поэтому ТЗР не увеличивают фактическую себестоимость материалов, а в зависимости от целей использования МПЗ учитываются в составе расходов на счете 20 (23, 25, 26, 97) (п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99). При этом в учете сумму расходов на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.) отразите проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26, 97) Кредит 60
– отражены расходы, связанные с доставкой материалов к месту использования.
Совет: есть аргументы, позволяющие учесть стоимость ТЗР в фактической себестоимости материалов, даже если организация приходует МПЗ без использования счетов 15 и 16. Они заключаются в следующем.
Чтобы учесть ТЗР в фактической себестоимости материалов, к счету 10 откройте субсчет «Материалы в пути». Это позволит скорректировать себестоимость материалов на величину ТЗР, произведенных уже после поступления МПЗ. Такой вывод позволяет сделать пункт 26 ПБУ 5/01, который допускает уточнение фактической себестоимости по материалам, находящимся в пути.
При использовании субсчета «Материалы в пути», открытого к счету 10, сделайте следующие проводки:
Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60
– отражена стоимость материалов, находящихся в пути;
Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60
– скорректирована фактическая себестоимость материалов на сумму ТЗР, произведенных после перехода права собственности на МПЗ;
Дебет 10 Кредит 10 субсчет «Материалы в пути»
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.
Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?
Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).
Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.
Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной
В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.
Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.
Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.
Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.
Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.
Бухучет: методы распределения ТЗР
Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:
- сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
- средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
- сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
- сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
- сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.
Такой порядок предусмотрен в пункте 88 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Бухучет: списание ТЗР в расходы
Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – расходы, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов).
К транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением материально производственных запасов (МПЗ), в частности относятся следующие затраты:
В состав транспортно-заготовительных расходов также входят:
расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.
наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов и утвердить его в своей учетной политике.
Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов
Существует несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов.
Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ.
Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ – вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ.
Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ – сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.
Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:
Проводка
Операция
Д 10 (41) – К 60 (76)
ТЗР включены в стоимость МПЗ
Пример
Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании.
Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС).
Стоимость яблок – 30 руб/кг, стоимость моркови – 10 руб/кг.
Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:
яблок – в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));
моркови – в сумме 1071 руб. (3000 руб. – 1929 руб.).
Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.
Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.
В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 “Расходы на продажу”, например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными).
МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.
Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:
ТЗР по МПЗ, отпущенным в производство (проданным)= Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц Х (Дебетовое сальдо счета 15 (44-ТЗР) на начало месяца + Оборот по дебету счета 15 (44-ТЗР) за месяц)/ (Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц + Дебетовое сальдо счета 10 (41, 45) на конец месяца)
Проводки будут такие:
Проводка
Операция
Д 15 (44-ТЗР) – К 60 (76)
Д 20 (90) – К 15 (44-ТЗР)
Списаны ТЗР, приходящиеся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные)
Пример
По состоянию на начало месяца в учете организации числилось материала на сумму 12 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на счет 15 равна 1800 руб.
За месяц от поставщиков было получен материал на сумму 30 000 руб.
При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 4000 руб.
За месяц со склада в производство было отпущено материала на сумму 40 000 руб.
Произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты:
Стоимость материалов (счет 10)
Остаток на начало месяца
Поступило за месяц
Списано за отчетный месяц всего
Остаток на конец месяца
Процент ТЗР (5 800/42 000 х 100%)
Списано ТЗР за отчетный месяц всего
Остаток ТЗР на конец месяца (п. 3 – п. 8)
Вариант 3. Применяется только для товаров:
стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет;
остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.
При этом выбранный вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.
Транспортно-заготовительные расходы и бухгалтерская отчетность
В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 “Запасы”.
В отчете о финансовых результатах ТЗР:
если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ – отражаются по строке 2120 “Себестоимость продаж”;
если учитываются на отдельном счете – отражаются или по строке 2120 “Себестоимость продаж” или по строке 2210 “Коммерческие расходы”.
Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) – вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) – сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.
Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.
При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:
Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:
стоимость страхования – на дату уплаты страховой премии страховщику;
таможенные пошлины – на дату их уплаты;
вознаграждение посреднику – на дату подписания отчета посредника (акта).
Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:
Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.
Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Бухгалтерский учет транспортно заготовительных расходов. Пример, проводки
Любая организация во время своей деятельности зачастую сталкивается с расчетом транспортно-заготовительных расходов. При этом важно помнить, что затраты такого рода могут появиться при получении любых товарно-материальных ценностей, а также при отправке определенного товара покупателям. В статье рассмотрим учет транспортно заготовительных расходов (ТЗР) при включении/ не включении их в стоимость товара, а также проводки по их списанию на продажу.
При передаче товара, сам поставщик предоставляет организации полный пакет обязательных документов, где все транспортные затраты могут выделяться отдельно либо входить в установленную стоимость товара. Так следует разобраться: каким образом организации необходимо учитывать такие затраты? Полная стоимость транспортных расходов входит в себестоимость реализуемых товаров, при этом они могут учитываться одновременно со стоимостью товара на одном счете учета товара, а могут выделяться в конкретной сумме, на отдельном листе.
|
Учет транспортно заготовительных расходов при включении их в стоимость товара
В таком случае весь товар принимают на учет в 41 счет совместно с транспортно-заготовительными расходами. Это не очень удобный способ, однако любая организация все-равно имеет полное право его выбрать. Все необходимые проводки по учету каждого товара, а также транспортных расходов представляются в виде:
- Д41/1 К60 – вид полной стоимости товаров, в соответствии с официальными документами поставщика.
- Д19 К60 – размер выделенного НДС, который был заявлен поставщиком.
- Д41/1 К60 – полная стоимость непосредственно ТЗР.
- Д19 К60 – размер НДС, который относится к ТЗР.
Цена за каждую единицу предоставленного товара обязательно будет соответственно включать стоимость доставки.
В случаях, когда заказанный товар содержит несколько партий и будет доставлен не только в вашу организацию, то транспортные расходы должны пропорционально делиться по полученным партиям.
Пример расчета транспортных расходов
Общая стоимость полученных товаров составляет 200000 руб.
- партия простых подушек по цене 80 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 80000 руб.;
- партия спальных одеял по 120 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 120000 руб.
При доставке данного товара организация в общем 20000 руб. затратила транспортных расходов.
В случае, когда фирма в стоимость своей доставки также включает ТЗР, то следует рассчитывать только те транспортные затраты, которые относятся к каждой партии. При этом для каждой партии необходимо общую сумму ТЗР умножить на общую стоимость партии, а затем разделить на полную сумму транспортных расходов.
В итоге должно получиться: расходы по доставке – 20000*80000/200000 = 8000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 88000 руб. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 88000/1000 = 88 руб.
Расходы по доставке – 20000*120000/200000 = 12000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 132000 рублей. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 132000/1000 = 132 руб.
В итоге получится, что подушки будут оприходованы по 88000, в то время, как одеяла по 132000 руб.
Учет транспортно заготовительных расходов не включенных в стоимость товара
В данной ситуации транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете отдельно отражаются на счете 44 под наименованием “Расходы на продажу”, поэтому и открывается отдельный субсчет (непосредственно проводка по учету затраченных средств Д44.ТР К60).
На протяжении целого месяца все полученные транспортные затраты накапливаются именно по дебету 44 счета, по истечению этого месяца вся накопленная сумма постепенно списывается пропорционально сумме проданных товаров.
Пример списания суммы транспортных затрат
Допустим организация за один месяц получала заказанный товар два раза в месяц.
- первая партия составила 1000 подушек по цене 80 рублей за единицу, это 80000;
- вторая партия составила 1000 подушек по 120 рублей за единицу, общая сумма в этом случае – 120000.
Кроме этого, фирма также через некоторое время ездила к поставщику, где приобрела подушки в количестве 500 шт. по 80 руб. за единицу, в результате заплатила 40000.
По расчетам сумма ТЗР составила:
- оплата бензина – 1000 руб.;
- страховой взнос с зарплаты для водителя – 240 руб.;
- зарплата водителя – 800 руб.;
- амортизация машины – 500 руб.
Учет транспортно заготовительных расходов: бухгалтерские проводки
Дебет | Кредит | Наименование операции | |
80000 | 41.1 | 60 | стоимость одной партии, в соответствии с документами самого поставщика |
8000 | 44.ТР | 60 | расходы на доставку одной партии |
120000 | 41.1 | 60 | стоимость второй партии, в соответствии с документами самого поставщика |
12000 | 44.ТР | 60 | расходы на доставку второй партии |
40000 | 44.1 | 60 | стоимость третьей партии, в соответствии с документами самого поставщика |
1000 | 44.ТР | 10 | затраты на топливо |
800 | 44.ТР | 70 | заработная плата водителя |
240 | 44.ТР | 69 | страховые взносы с зарплаты водителя |
500 | 44.ТР | 02 | амортизация автомобиля |
В итоге можно сделать вывод: за прошедший месяц по дебету 44.ТР была накоплена денежная сумма ТЗР в размере 22540 руб.
На счет 41.1 за прошедший месяц учитывались товары общей стоимостью 240000 руб. А на продажу за этот месяц с 41 счета списали товар на сумму 150000 руб.
В результате появляется вопрос: какую сумму необходимо списать со счета 44.ТР в конце месяца?
Допустим, что в начале месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10000, а счет 41.1 – 80000. Дебетовое сальдо 44.ТР равно сумме именно начального сальдо и обороту по дебету за прошедший месяц, то есть 10000 + 22540 = 32540 руб.
Получается, что в конце данного месяца со счета 44 необходимо списать транспортные расходы: 32540*150000/320000=15253 руб.
|
Проводка по списанию транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на продажу
Проводка по списанию транспортно заготовительных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР
Про счета используемые в учете транспортно заготовительных расходов читайте в статьях: счет 90 и счет 44.
Для расчета списания стоимости доставки в конце месяца можно пользоваться стандартной формулой:
ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР*кредитовое сальдо 41.1/дебетовое сальдо 41.1.
Вывод: в результате нами были рассмотрены два различных способа для расчета стоимости доставки в бухгалтерском учете. Это:
- включать транспортные расходы в стоимость доставки;
- включать ТЗР в расходы на продажу.
При этом каждая организация имеет право выбрать наиболее подходящий способ учета для себя, а также в учетной политике закрепить свой окончательный выбор.
Транспортные затраты при продаже товара
В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:
- когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
- когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
- когда доставку товара оплачивает продавец.
В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.
В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.
- Затраченные средства на доставку могут включать в расходы на продажу либо в стоимость товара.
- В первом случае ТЗР должны отражаться по счету дебета 41, во втором – по дебету 44, на отдельном листе.
- Когда учет ТЗР ведется отдельно, то они должны списываться пропорционально проданным товарам.
Учет и списание транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)
- расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;
- расходы на транспортировку;
- командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;
- плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);
- расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;
- плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);
- недостачу и порчу в пределах норм естественной убыли;
- наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.
Примерная номенклатура (перечень) ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Способы учета ТЗР
В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывайте одним из следующих способов:
- непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
- обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
- обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».
Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведите. При поступлении материалов сделайте проводки:
Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75. )
– отражено поступление материалов;
Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26. )
– отнесены ТЗР на себестоимость материалов.
Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов сделайте следующие проводки:
Дебет 10 субсчет »Сырье и материалы» Кредит 60 (20, 21, 75. )
– отражено поступление материалов по учетной стоимости;
Дебет 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26. )
– учтены ТЗР.
Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:
Дебет 15 Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);
Дебет 15 Кредит 60 (76)
– учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;
Дебет 10 Кредит 15
– оприходованы материалы по учетной цене.
Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:
Дебет 16 Кредит 15
– отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;
Дебет 15 Кредит 16
– отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.
Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними. Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:
- либо на счете 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»;
- либо на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»).
Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:
- планово-расчетную цену, утвержденную организацией;
- договорную цену;
- фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);
- среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).
Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть. Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26. ) Кредит 16 (10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»)
– списаны ТЗР по израсходованным материалам.
Методы распределения ТЗР
Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:
- сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
- средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
- сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
- сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
- сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.
Списание ТЗР
Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов | : | Учетная стоимость израсходованных материалов |
Пример
ОАО »Производственная фирма “Мастер”» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.
На 1 февраля в учете организации числилось:
– на счете 10 – металл в количестве 10 т по учетной цене 2800 руб./т на общую сумму 28 000 руб.;
– на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.
В течение месяца »Мастером» было приобретено 50 т металла на сумму 168 150 руб. (в т. ч. НДС – 25 650 руб.). Сумма ТЗР по этим материалам составила 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).
В феврале в производство было передано 35 т металла.
Бухгалтер »Мастера» сделал в учете проводки:
Дебет 15 Кредит 60
– 142 500 руб. (168 150 руб. – 25 650 руб.) – отражено поступление металла;
Дебет 19 Кредит 60
– 25 650 руб. – учтен НДС по приобретенному металлу;
Дебет 68 субсчет »Расчеты по НДС» Кредит 19
– 25 650 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным материалам (при наличии счета-фактуры поставщика);
Дебет 10 Кредит 15
– 140 000 руб. (50 т × 2800 руб.) – оприходован металл по учетным ценам;
Дебет 15 Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражены ТЗР;
Дебет 19 Кредит 60
– 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;
Дебет 68 субсчет »Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;
Дебет 16 Кредит 15
– 17 500 руб. (142 500 руб. + 15 000 руб. – 140 000 руб.) – списана разница между учетной ценой и фактической себестоимостью поступившего металла;
Дебет 20 Кредит 10
– 98 000 руб. (35 т × 2800 руб.) – списана учетная стоимость металла, переданного в производство.
Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер »Мастера» рассчитал так.
Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:
2800 руб. × 10 т + 2800 руб. × 50 т = 168 000 руб.
Сумма ТЗР в феврале с учетом остатка на начало месяца равна:
3000 руб. + 17 500 руб. = 20 500 руб.
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, составил:
20 500 руб. : 168 000 руб. × 100% = 12,2%.
Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, равна:
98 000 руб. × 12,2% = 11 956 руб.
Дебет 20 Кредит 16
– 11 956 руб. – списаны ТЗР за апрель.
Как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством? Порядок распределения ТЗВ в этом случае нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).
Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.
Пример
В ЗАО »Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.
Для распределения транспортных расходов бухгалтер »Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг.
Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.
Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.
Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.
Транспортные расходы в бухгалтерском учете: проводки и примеры
Транспортные расходы — это затраты предприятия непосредственно связанные с доставкой купленного товара контрагенту. Порядок учета транспортных затрат на доставку в бухгалтерии отражают в учетной политике. Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга. В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.
Особенности учета транспортных расходов
К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:
- Оплата транспортных расходов за доставку товара;
- Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
- Плата за временное хранение.
Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:
- Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
- Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
- Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
- Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.
Проводки по транспортным расходам на доставку товара на примерах
Пример 1. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара
Организация ООО «ВЕСНА» закупила техники на общую сумму 531 000,00 руб., в т.ч. НДС — 81 000,00 руб. Транспортные расходы составили 29 500,00 руб, НДС 4 500,00 руб. Согласно учетной политике предприятия транспортные расходы включаются в себестоимость товара. Для формирования себестоимости служит счет 15.
Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».
В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по доставке, делаем следующие проводки:
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки по операции | Документ-основание |
15 | 60 | 450 000,00 | Учтена покупная стоимость купленной техники | Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный |
19 | 60 | 81 000,00 | Учтен НДС по приобретенной технике | |
15 | 60 | 25 000,00 | Учтена стоимость транспортных расходов | |
19 | 60 | 4 500,00 | Учтен НДС по транспортным расходам | |
41 | 15 | 475 000,00 | Учтена фактическая стоимость купленной техники |
Пример 2. Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу
ООО «ВЕСНА» закупила товары на общую сумму 413 000,00 руб, в т.ч. НДС 63 000,00 руб. Транспортные расходы составили 20 060,00 руб, в т.ч. НДС 3 060,00 руб. Согласно учетной политике транспортные расходы включаются в состав расходов на продажу. Формирование себестоимости производится на счете 41.
Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:
Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.
В бухгалтерском учете формируются проводки по транспортным расходам:
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
41 | 60 | 350 000,00 | Учтена покупная стоимость товаров | Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный |
19 | 60 | 63 000,00 | Учтен НДС по приобретенным товарам | |
44.01 | 60 | 17 000,00 | Учтена стоимость транспортных расходов | |
19 | 60 | 3 060,00 | Учтен НДС по транспортным налогам |
Пример 3. Доставка товара услугами транспортной компании
ООО «ВЕСНА» реализует товар покупателю товар на общую сумму 885 000,00 руб, в т.ч. НДС 135 000,00 руб. Согласно учетной политике стоимость транспортных услуг включена в цену товара. По условиям договора ООО «ВЕСНА» должна доставить товар покупателю. Для доставки товара заключен договор с транспортной компанией. По условиям договора стоимость услуг по доставке товара покупателю составляет 35 400,00 руб, в т.ч. НДС 5 400,00 руб.
В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по договору оказания услуг, делаем следующие проводки:
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
62 | 90.01 | 885 000,00 | Учет выручки от реализации товаров | Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура выданный,Товарно-транспортная накладная(форма 1-Т) |
90.03 | 68.02 | 135 000,00 | Начислен НДС с реализации товаров | |
90.02 | 41 | 885 000,00 | Списание реализованных товаров | |
44.01 | 60 | 30 000,00 | Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компанией | Договор доставки,Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т),Товарная накладная (ТОРГ-12) |
19.04 | 60 | 5 400,00 | Учет входного НДС, предъявленного транспортной компанией | Счет фактура полученный |
51 | 62 | 885 000,00 | Оплата покупателя за реализованный товар | Банковская выписка |
60 | 51 | 35 400,00 | Оплата транспортной компании за доставку товара | Банковская выписка |
90.07.01 | 44.01 | 30 000,00 | Списаны расходы за доставку реализованного товара | Бухгалтерская справка |
68 | 19 | 5 400,00 | НДС принят к вычету | Книга покупок |
Первичные документы, подтверждающие транспортные расходы
При заключении договора организация ООО «ВЕСНА» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит Транспортная накладная, которая составляется продавцом. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ; правилу 9 Постановления Правительства от 15.04.2011г. №272; письму Минфина от 23.04.2013г. № 03-03-01/1/1404.
Составляется Товарная накладная согласно приложению 4 к Постановлению Правительства от 15.04.2011г. №272. Так как в Товарной накладной не указана цена и стоимость товара, нужно оформить Товарную накладную (ТОРГ-12).
Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т).
Образец Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т):
Образец договора на транспортные услуги можно скачать здесь ˃˃˃