Бухгалтерский учет в унитарном госпредприятии
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Бухгалтерский учет в унитарном госпредприятии

Выпуск от 16 мая 2014 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка “Корреспонденция счетов” системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации (государственного унитарного предприятия (ГУП), основанного на праве хозяйственного ведения) получение при создании от собственника (в счет вклада в уставный фонд) полностью самортизированного объекта основных средств (ОС)?

Определенная оценщиком и утвержденная учредителем стоимостная оценка передаваемого в уставный фонд ОС составляет 600 000 руб. Иных затрат, связанных с получением объекта в хозяйственное ведение, организация не несет.

Полученный объект ОС будет использован в производстве продукции. Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета установлен организацией равным 40 месяцам. Организация применяет линейный способ начисления амортизации в бухгалтерском учете. По данным собственника, указанным в передаточных документах, передаваемый объект ОС использовался в течение срока, превышающего установленный срок полезного использования, и полностью самортизирован.

Корреспонденция счетов:

ГУП признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (абз. 1, 3 п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).

Имущество ГУП находится, соответственно, в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права собственника имущества ГУП от имени РФ или субъекта РФ осуществляют органы государственной власти РФ или субъекта РФ, а от имени муниципального образования – органы местного самоуправления (п. 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ).

В данном случае переданное в хозяйственное ведение имущество формирует уставный фонд ГУП. Уставным фондом ГУП определяется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Сведения о размере уставного фонда ГУП, о порядке и об источниках его формирования должны содержаться в уставе ГУП (п. 1 ст. 12, п. 4 ст. 9 Федерального закона N 161-ФЗ). Порядок формирования уставного фонда установлен ст. 13 Федерального закона N 161-ФЗ.

При передаче имущества, принадлежащего РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц обязательно проводится его оценка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности. Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, при его учреждении определяется исходя из указанной оценки. Это следует из положений п. 5 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ и ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

Право хозяйственного ведения на переданное имущество возникает у унитарного предприятия с момента передачи ему собственником этого имущества (если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию) (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона N 161-ФЗ).

Передача имущества в хозяйственное ведение оформляется актом приема-передачи имущества в стоимостной оценке, утверждаемой учредителем (Письмо Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373).

Уставный фонд ГУП отражается в бухгалтерском учете в размере, указанном в его уставе, и формирует собственный капитал ГУП (п. п. 66, 67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Стоимость имущества, полученного ГУП в хозяйственное ведение при формировании уставного фонда, не признается доходом организации (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Все виды расчетов ГУП с уполномоченными на их создание государственными органами отражаются на счете 75 “Расчеты с учредителями” (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При наделении ГУП имуществом в виде объекта ОС, переданного в хозяйственное ведение ГУП в качестве вклада в уставный фонд, в бухгалтерском учете организации производятся следующие записи (Письмо Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11, Инструкция по применению Плана счетов):

– по дебету счета 75, субсчет “Расчеты по выделенному имуществу”, в корреспонденции с кредитом счета 80 “Уставный капитал” – в соответствии с учредительными документами на стоимость ОС, подлежащих передаче в хозяйственное ведение в качестве вклада в уставный фонд;

– по дебету счета 08 “Вложения во внеоборотные активы” в корреспонденции с кредитом счета 75, субсчет “Расчеты по выделенному имуществу” – на стоимость полученных ОС.

По общему правилу объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Специальный порядок определения первоначальной стоимости для объектов ОС, получаемых унитарным предприятием от собственника имущества, ПБУ 6/01 не установлен.

Следует отметить, что НПА по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в учете организации, принимающей объект ОС в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект. На это указано, в частности, в Приложении к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 “Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год”, Письме Минфина России от 05.10.2011 N 07-02-06/185.

В соответствии с п. 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью ОС, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В данном случае первоначальная стоимость полученного имущества определяется исходя из его стоимости (установленной собственником, как указывалось выше, на основании независимой оценки), указанной в акте приемки-передачи. Это следует из Письма Минфина России N 03-06-01-04/373.

Сформированная первоначальная стоимость объекта ОС списывается со счета 08 в дебет счета 01 “Основные средства” (Инструкция по применению Плана счетов).

Стоимость объектов ОС погашается путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). При линейном способе сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п. 19 ПБУ 6/01).

В рассматриваемой ситуации срок полезного использования устанавливается исходя из ожидаемого срока использования данного объекта ОС организацией (п. 20 ПБУ 6/01).

Начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

Амортизация объектов ОС признается расходом по обычным видам деятельности ежемесячно в начисленных суммах (п. п. 5, 8, 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В данном случае ежемесячная сумма амортизации составит 15 000 руб. (600 000 руб. / 40 мес.). Сумма начисленной амортизации по объекту ОС, используемому в производстве, формирует фактическую себестоимость производимой продукции и отражается по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 02 “Амортизация основных средств” (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

Стоимость объекта ОС, полученного унитарным предприятием от собственника, не признается доходом организации (пп. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ).

НК РФ не устанавливает особого порядка определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, полученного унитарным предприятием в хозяйственное ведение в счет вклада в уставный капитал, а также порядка определения срока полезного использования такого имущества.

По общему правилу имущество, полученное в виде взноса в уставный капитал организации, принимается по его стоимости (остаточной стоимости), определенной по данным налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество. При этом стоимость вносимого имущества должна быть подтверждена документально, в противном случае стоимость этого имущества признается равной нулю.

Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ срок полезного использования объекта амортизируемого имущества, бывшего в эксплуатации, может быть определен как установленный предыдущим собственником этого ОС срок его полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником. Этот объект ОС включается в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую он был включен у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

Как указал Минфин России, данная норма НК РФ не может напрямую применяться унитарными предприятиями, получающими имущество в хозяйственное ведение, поскольку при передаче имущества в хозяйственное ведение не происходит смены собственника имущества (Письма от 05.10.2011 N 07-02-06/185, от 29.11.2010 N 03-03-06/4/114).

По разъяснениям Минфина России унитарное предприятие при получении имущества в хозяйственное ведение в качестве вклада в уставный фонд формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета собственника, передающего это имущество, который обязан предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и его оставшемся сроке полезного использования, руководствуясь абз. 2 п. 1 ст. 257 и абз. 1 п. 1 ст. 258 НК РФ (Письма N 07-02-06/185 и N 03-03-06/4/114).

В рассматриваемом случае по информации, предоставленной собственником, полученный в хозяйственное ведение объект ОС полностью самортизирован, то есть его остаточная стоимость и срок полезного использования равны нулю. Следовательно, такой объект ОС в налоговом учете не амортизируется.

Применение ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете по объекту ОС, полностью самортизированному по данным, представленным собственником, начисляется амортизация, а в налоговом учете первоначальная стоимость этого объекта равна нулю и, соответственно, он не амортизируется. В связи с этим в учете организации ежемесячно возникают постоянные разницы (в сумме начисленной в бухгалтерском учете амортизации) и соответствующие им постоянные налоговые обязательства (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций” ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Учет основных средств унитарного предприятия

Государственное унитарное предприятие (ГУП) не является собственником своих основных средств, оно лишь использует их – это называется правом хозяйственного ведения. Распоряжается же имуществом ГУПа его истинный владелец – государство.

Именно из-за этого учитывать основные средства унитарного предприятия надо особым образом. Причем это касается не только поступления и амортизации, но и выбытия имущества. Ведь ГУП не может самовольно продать или списать свои основные средства – приходится соблюдать определенный порядок.

Читать еще:  Бухгалтерский учет при давальческой схеме

Как и всем организациям унитарным предприятиям необходимо показывать в учете получение основных средств. Вот только порядок, в котором следует отражать такие поступления и начислять амортизацию, особый. Тут все зависит от того, каким образом унитарное предприятие получило основные средства.

Возможны три варианта:

  • – имущество поступило от собственника,
  • – куплено за счет целевого финансирования
  • – приобретено на доходы от предпринимательской деятельности. Рассмотрим, как учитывать основные средства в каждом из этих случаев.

Имущество поступило от собственника

Наиболее часто унитарные предприятия получают основные средства в качестве вклада в уставный фонд от собственника, то есть от государства, а именно от Министерства имущественных отношений РФ или его региональных отделений.

Министерство передает имущество унитарному предприятию: чиновники оформляют соответствующее распоряжение и прилагают к нему подписанный акт о приеме-передаче объекта основных средств. Акт отдают руководителю унитарного предприятия, который также ставит на нем свою подпись. Эта процедура описана в п. 2.2 Распоряжения Министерства государственного имущества РФ от 23 марта 1998 г. №252-р. В данном документе установлен порядок передачи унитарному предприятию только недвижимого имущества (зданий и сооружений). В нем сказано, что на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ заключается договор о порядке использования закрепленного объекта.

После передачи, необходимо оформить получение унитарным предприятием движимого имущества. Минимущество России издает распоряжение о передаче основного средства предприятию. А на основании этого документа оформляет акт о приеме-передаче. В бухучете полученное от собственника имущество показывают на счете 75 – к нему открывают субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Проводки же идут в таком порядке. Сначала, сразу после государственной регистрации предприятия, бухгалтер записывает:

Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 80

– отражена величина уставного фонда в соответствии с учредительными документами.

Затем на основании акта о приеме-передаче бухгалтер унитарного предприятия делает в учете такую проводку:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

– отражена стоимость полученного основного средства.

Так как у унитарного предприятия права собственности на это имущество не возникает, то и регистрировать его не надо. Значит, сразу можно начать использовать основное средство и отразить это таким образом:

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

– введено основное средство в эксплуатацию.

После того как основные средства поставлены на баланс необходимо начислять по ним амортизацию. По имуществу, которое предприятие использует на праве хозяйственного ведения, амортизация начисляется. Об этом прямо сказано в п. 46 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. №33н. Однако основные средства, которые стоят не более 10 000 руб., амортизировать не нужно. Такое имущество можно сразу списать в тот момент, когда оно будет введено в эксплуатацию.

Стоимость основных средств, полученных от собственника, не увеличивает налогооблагаемый доход унитарного предприятия (пп. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Более того, по основным средствам, полученным в хозяйственное ведение, в налоговом учете также придется начислять амортизацию (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ).

Норма амортизации рассчитывается в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1.

Стоимость основных средств, цена которых составляет не более 10 000 руб., в налоговом учете уменьшает доход предприятия, когда имущество вводят в эксплуатацию. Собственник может не ограничиться формированием уставного фонда унитарного предприятия и передать ему в хозяйственное ведение еще какие-то основные средства. Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете, разъясняется в Письме Минфина России от 21 августа 2003 г. №16-00-22/11. Этот документ рекомендует бухгалтеру сделать такие записи:

Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 84

– отражена стоимость имущества, которое получит предприятие сверх уставного фонда;

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

– оприходовано имущество, поступившее в хозяйственное ведение от собственника;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

– введено основное средство в эксплуатацию.

По основным средствам, полученным сверх уставного фонда, бухгалтер также начисляет амортизацию. Но необходимо учесть один нюанс. Чаще всего государство передает унитарным предприятиям неновые объекты. В таких случаях в бухгалтерском учете амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости основного средства и срока службы, который установило само предприятие.

С налоговым же учетом дело обстоит несколько иначе. Пункт 12 ст. 259 Налогового кодекса РФ гласит, что рассчитывать амортизацию по подержанным основным средствам нужно исходя из оставшегося срока их полезного использования. Соответственно, чтобы его узнать, предприятию нужны данные о том, сколько уже эксплуатировали имущество. Эти сведения унитарному предприятию опять же предоставит собственник имущества, отразив их в акте о приеме-передаче.

Основные средства приобретены на средства целевого финансирования

Отраслевые министерства периодически выделяют ГУПам средства на новое имущество, а предприятия уже сами приобретают на эти деньги нужные объекты. В этом случае бухгалтер должен руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. №92н.

В соответствии с поступлением денег производится запись:

Дебет 51 Кредит 86

– получены средства целевого финансирования.

Сумма целевого финансирования не увеличивает налогооблагаемый доход унитарного предприятия (пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Однако это правило действует только в том случае, если предприятие учитывает целевые средства отдельно от других поступлений. В тот момент, когда организация купит основное средство, в бухгалтерском учете средства целевого финансирования нужно включить в доходы будущих периодов. Предприятие должно сделать такую запись:

Дебет 86 Кредит 98 субсчет «Безвозмездные поступления»

– списаны средства целевого финансирования в доходы будущих периодов.

А само приобретенное имущество в учете будет отражено так:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60

– отражена стоимость основного средства;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

– введено основное средство в эксплуатацию;

Дебет 60 Кредит 51

– перечислены деньги продавцу.

По основным средствам, приобретенным за счет целевых средств, в бухгалтерском учете надо начислять амортизацию. Так говорит п. 8 ПБУ 13/2000. При этом на сумму начисленной амортизации бухгалтер должен сделать записи:

Дебет 20 (25, 26) Кредит 02

Дебет 98 субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»

– списаны доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации.

А вот в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам не нужно. Таково требование пп. 3 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ. Амортизация, начисленная по купленным на бюджетные деньги объектам, уменьшает бухгалтерскую прибыль, но не включается в налоговые расходы. Поэтому в бухгалтерском учете унитарного предприятия возникают постоянные разницы. Это следует из п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. №114н. Бухгалтеру нужно умножить величину постоянной разницы на ставку налога. Полученный результат – постоянное налоговое обязательство, которое предприятие отразит так:

Дебет 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– отражено постоянное налоговое обязательство.

Имущество приобретено на доходы от коммерческой деятельности

Унитарные предприятия имеют право тратить доходы от своей деятельности на приобретение основных средств. В этом случае бухгалтер сделает в учете такие проводки:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60

– отражена стоимость приобретенного объекта основных средств;

Дебет 19 Кредит 60

– учтен налог на добавленную стоимость по приобретенному основному средству;

Дебет 60 Кредит 51

– перечислены деньги продавцу;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

– введено основное средство в эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– принят НДС к вычету из бюджета.

Министерству имущественных отношений РФ унитарное предприятие должно сообщать о том, какое имущество числится у него на балансе. Для этого организация составляет два документа. Первый – карта учета федерального имущества. В ней указывают группы имеющихся основных средств и их стоимость. Второй документ – подробный перечень объектов недвижимости. Эти бумаги унитарное предприятие ежегодно представляет в региональное отделение министерства.

Выбытие основных средств

Продавать или списывать имущество унитарные предприятия могут только с согласия его собственника. Иначе суд признает действия организации незаконными. Как мы уже говорили, государственным имуществом распоряжается Минимущество России и его региональные отделения. По идее, раз это ведомство передает предприятию основные средства, то оно же и должно решать, можно ли их продать. Однако на деле эта структура уполномочена выдавать разрешение только на продажу недвижимости. Об этом сказано в пп. 11 п. 6 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2002 г. №377 «Положение о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации». Если же унитарное предприятие захочет продать движимое имущество, то ему надо обратиться за разрешением в свое отраслевое министерство.

Продажа основных средств

Продавая основное средство, унитарное предприятие должно начислить налог на добавленную стоимость. Его сумма зависит от того, как был учтен «входной» НДС при покупке этого объекта. Предположим, организация продает имущество, которое ранее было куплено на доходы от коммерческой деятельности и использовалось при производстве продукции, облагаемой НДС. В этом случае «входной» НДС был принят к вычету. Значит, бухгалтеру нужно рассчитать сумму налога с продажной стоимости основного средства.

Но может случиться, что «входной» НДС при покупке к вычету не принимался, а был учтен в балансовой стоимости основного средства (например, если это основное средство использовалось лишь при производстве продукции, не облагаемой НДС). В этом случае налог рассчитывается с разницы между ценой имущества и его остаточной стоимостью. Такое правило установлено п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ.

Выручка от продажи основного средства за вычетом начисленного НДС в налоговом учете включается в доходы от реализации. А на остаточную стоимость проданного имущества увеличиваются расходы предприятия.

Читать еще:  Онлайн бухгалтерия (минусы и плюсы)

Основные средства забирает собственник

В Письме Минфина России №16-00-22/11 разъяснено, как в бухгалтерском учете списывать стоимость такого имущества. Если основное средство когда-то было внесено в уставный фонд предприятия, то бухгалтер сделает в учете такие записи:

Дебет 80 Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

– уменьшен уставный фонд на остаточную стоимость основного средства;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

– отражена первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость основного средства с баланса.

Если же основное средство не является вкладом в уставный фонд, то его изъятие отражается так:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

– отражена первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана с баланса остаточная стоимость основного средства.

Остаточная стоимость изъятого основного средства не уменьшает налогооблагаемый доход предприятия – ведь это имущество не продано, а возвращено собственнику.

Бухгалтерский учет в унитарном госпредприятии

Деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», которые содержат особенности, отличающие данные предприятия от других коммерческих организаций.

Унитарные предприятия сохраняются и действуют на основе государственной или муниципальной формы собственности. Учредителем этих предприятий является государство, субъект РФ, муниципальное образование. Имущество принадлежит унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия могут быть двух разновидностей с различным объектом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельностью:

­ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия);

­ унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Различия между ними представлены в табл. 3.

Различия между унитарными предприятиями

Вещное право учредителя

Вещное право юридического лица

Государство (Российская Федерация)

Право хозяйственного ведения

Федеральное государственное унитарное предприятие

Государство (субъект Российской Федерации)

Право хозяйственного ведения

Государственное унитарное предприятие субъекта Российской Федерации

Право хозяйственного ведения

Муниципальное унитарное предприятие

Государство (Российская Федерация)

Право оперативного управления

Федеральное казенное предприятие

Государство (субъект Российской Федерации)

Право оперативного управления

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации

Право оперативного управления

Муниципальное казенное предприятие

Собственником имущества унитарного предприятия является государство или муниципальное образование. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В уставе государственного или муниципального предприятия содержатся сведения о размере его уставного фонда, а также о порядке и источниках его формирования. Размер уставного фонда государственного предприятия должен быть не менее чем 5000-кратный МРОТ, уставного фонда муниципального предприятия – не менее чем 1000-кратный размер МРОТ на дату государственной регистрации.

В течение трех месяцев с момента государственной регистрации государственного или муниципального предприятия его уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником имущества этих предприятий.

Порядок определения состава имущества, закрепленного за унитарным предприятием, устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Собственник унитарного предприятия может не ограничиваться передачей имущества в уставный фонд. Если передача в хозяйственное ведение или оперативное управление осуществляется сверх суммы уставного фонда унитарного предприятия, то такая операция оформляется записями:

­ Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет) Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

­ на стоимость имущества, получаемого сверх суммы уставного фонда при поступлении имущества делается запись: Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет).

Помимо имущества, закрепляемого за унитарным предприятием собственником этого имущества, источниками финансирования имущества предприятия являются: целевое бюджетное финансирование, капитальные вложения и дотации из бюджета; доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности, заемные средства.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, поэтому органами власти, их создавшими, не предусмотрены постоянные ассигнования из бюджета по их текущим расходам. В то же время государственные и муниципальные органы власти могут поддерживать стабильное финансовое положение унитарных предприятий путем целевого бюджетного финансирования, дотаций из бюджета и ассигнований на капитальные затраты.

Унитарные предприятия могут приобретать имущество за счет средств, выделяемых им в виде государственной помощи. Государственная помощь может быть представлена в форме бюджетных средств (субвенций, субсидий), бюджетных кредитов, включая предоставление ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, объекты природопользования и т.д.). Учет государственной помощи осуществляется в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Государственное или муниципальное предприятие самостоятельно распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Вместе с тем ограничены его права по распоряжению недвижимым имуществом. Продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, передавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций государственные или муниципальные предприятия могут только с согласия собственника имущества.

В некоторых случаях собственник изымает имущество унитарного предприятия. При изъятии имущества, внесенного ранее в уставный фонд, производится уменьшение уставного фонда.

В государственном или муниципальном предприятии может быть увеличен уставный фонд. Такое увеличение допускается только после его формирования в полном объеме, в т.ч. после передачи предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

Источниками увеличения уставного фонда являются имущество, дополнительно передаваемое собственником, а также доходы, полученные в результате деятельности государственного или муниципального предприятия.

Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником только на основании утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за истекший финансовый год. При этом должно быть соблюдено правило: размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов, т.е.

Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях

Порядок создания, реорганизации и ликвидации ГУП определен ГК РФ. В соответствии с ним ГУП – это государственное и в то же время коммерческое предприятие. ГК РФ определяет ряд особенностей, которые отличают ГУП от других коммерческих предприятий:

  • • они создаются и действуют на основе государственной или муниципальной собственности;
  • • учредителем ГУП является государство или муниципальное образование;
  • • собственник, передавая ГУП имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление, не утрачивает прав на собственность;
  • • ГУП в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью.

ГУП могут быть двух разновидностей с различным объемом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельностью:

  • 1) унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в том числе федеральное государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие, государственное муниципальное предприятие;
  • 2) унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация – не собственник, создаваемая государством или муниципальным образованием на праве оперативного управления. Имущество ГУП не делимо на вклады, паи, доли, а целиком принадлежит собственнику-учредителю.

Руководит унитарным предприятием директор, назначаемый собственником и подотчетный ему (а не общему собранию). Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам учредителя. Последний же не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на правах оперативного управления (казенного). По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом, вплоть до банкротства.

Унитарное предприятие не наделяется правом собственности на закрепляемое за ним имущество. Собственником имущества унитарного предприятия является государство или муниципальное образование. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Основные различия между ГУП и их виды представлены в табл. 7.1.

Различия между унитарными предприятиями

Вещное право учредителя

Вещное право юридического лица

Государство (Российская Федерация)

Право хозяйственного ведения

Федеральное государственное унитарное предприятие

Государство (субъект Российской Федерации)

Право хозяйственного ведения

Государственное унитарное предприятие субъекта Российской Федерации

Право хозяйственного ведения

Муниципальное унитарное предприятие

Государство (Российская Федерация)

Право оперативного управления

Федеральное казенное предприятие

Государство (субъект Российской Федерации)

Право оперативного управления

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации

Право оперативного управления

Муниципальное казенное предприятие

Уставный фонд унитарного предприятия – это сумма имущества, закрепленного за ним собственником (федеральным, региональным, местным органом власти) для осуществления коммерческой деятельности. Это имущество неделимо, не может быть распределено по вкладам, на него не имеют прав ни трудовой коллектив, ни отдельные работники. Минимальный размер уставного фонда – сумма, равная 5000-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда на момент представления документов на регистрацию для государственного унитарного предприятия и 1000-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда для муниципального унитарного предприятия. Уставный фонд выполняет имущественную и гарантийную функции, хотя последняя несколько ограничена, так как казенные предприятия с правом оперативного управления имуществом обязаны отвечать по обязательствам только денежными средствами. При их недостатке к ответственности привлекается собственник (государство). В течение трех месяцев с момента государственной регистрации государственного или муниципального предприятия его уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником имущества этих предприятий.

Согласно ст. 114 ГК РФ уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником ко дню его регистрации.

Читать еще:  Бухгалтер-ревизор: перечень ключевых обязанностей

По этой причине аналитический учет к счету 80 “Уставный капитал” субсчет “Уставный фонд” не ведется до изменения первоначальной величины фонда. Только при увеличении фонда можно открыть аналитические счета “Неоплаченный фонд” и “Оплаченный фонд”. В этом случае дебиторская задолженность учредителя по увеличенному, но не оплаченному фонду должна отражаться на счете 75 “Расчеты с учредителями” субсчет 75/3 “Расчеты с государственными и муниципальными органами”.

С целью получения детальных сведений об имуществе уставного фонда бухгалтерия ведет аналитический учет по выделенным основным средствам, материалам, денежным средствам и др. Регистрация уставного фонда и его формирование оформляется записями:

Дебет 75 “Расчеты с учредителями”, субсчет 75/3 “Расчеты с государственными и муниципальными органами” Кредит 80 “Уставный капитал”, субсчет “Уставный фонд” – регистрация уставного фонда;

Дебет счетов 01, 04, 07, 10, 41, 50, 51 Кредит 75/3 “Расчеты с государственными и муниципальными органами” сумма вкладов в уставный фонд – увеличение уставного фонда;

Дебет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” Кредит 80 “Уставный капитал”, субсчет “Уставный фонд” – за счет собственных средств организации (прибыли);

Дебет 86 “Целевое финансирование” Кредит 80 “Уставный капитал”, субсчет “Уставный фонд” – за счет целевого финансирования.

В случае изъятия у унитарной организации государственным органом имущества или денежных средств производятся записи:

Дебет 75/3 “Расчеты с государственными и муниципальными органами” Кредит 91 “Прочие доходы и расходы” – изъятие имущества из уставного фонда;

Дебет 75/3 “Расчеты с государственными и муниципальными органами” Кредит 51 “Расчетные счета” изъятие денежной суммы.

На остаточную стоимость изымаемого имущества и списание амортизации под закрытие организации производятся записи:

Дебет 02, 05 Кредит 01, 04 – на сумму накопленной амортизации;

Дебет 91 Кредит 01, 04 – на остаточную стоимость возвращаемого имущества;

Дебет 91 Кредит 91/9 – на закрытие счетов продажи с перечислением сальдо по назначению;

Дебет 91/9 Кредит 99 – на списание сальдо по изъятию имущества госпредприятий;

Дебет 80 Кредит 75/3 – закрытие организации.

Собственник унитарной организации определяет порядок использования имущества и распределения доходов. Распределение прибыли оформляется записями:

Дебет 84 Кредит 70, 75/3 – начисление доходов;

Дебет 70, субсчет 75/3 Кредит 68 – удержание налога с доходов физических лиц;

Дебет 70, субсчет 75/3 Кредит 50, 51 – выплата доходов;

Аналитический учет ведется по каждой организации в отдельности.

Помимо имущества, закрепляемого за унитарным предприятием собственником этого имущества, источниками формирования имущества предприятия являются: целевое бюджетное финансирование; капитальные вложения и дотации из бюджета; доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности; заемные средства (в том числе бюджетные кредиты).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, поэтому органами власти, их создавшими, не предусмотрены постоянные ассигнования из бюджета по их текущим расходам. В то же время государственные и муниципальные органы власти могут поддерживать стабильное финансовое положение унитарных предприятий путем целевого бюджетного финансирования, дотаций из бюджета и ассигнований на капитальные затраты.

Унитарные предприятия могут приобретать имущество за счет средств, выделяемых им в виде государственной помощи. Государственная помощь может быть представлена в форме бюджетных средств (субвенций, субсидий), бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” (ПБУ 13/2000) организация принимает к учету бюджетные средства при наличии уверенности, что:

  • 1) условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
  • 2) указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

На основании представленных государственными органами документов о намерениях выделения бюджетных средств унитарным предприятиям составляется бухгалтерская запись:

Дебет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” Кредит 86 “Целевое финансирование”.

По мере фактического получения денежных средств составляется запись:

Дебет 51 “Расчетные счета” Кредит 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

Бюджетные средства могут быть признаны в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов. С возникновением целевого финансирования составляется запись:

Дебет 51 “Расчетные счета” Кредит 86 “Целевое финансирование”.

Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе. Если бюджетные средства использованы на финансирование внеоборотных амортизируемых активов, то списание бюджетных средств производится на протяжении срока полезного использования этих активов.

Особенности учета расчетов на унитарных предприятиях

Унитарные предприятия — предприятия, где собственником является государство (государственные унитарные предприятия) или же муниципальные органы. К унитарным предприятиям относятся племзаводы, учхозы и т.д.

Имущество унитарного предприятия, являясь объектом федеральной или муниципальной собственности, принадлежит данному предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (федеральные казенные предприятия).

Документы, необходимые для закрепления объектов недвижимости за унитарным предприятием:

  • 1. Решение государственного (муниципального) органа по управлению имуществом о создании унитарного предприятия с указанием того, что функции учредителя предприятия осуществляют орган по управлению государственным имуществом и орган исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством РФ.
  • 2. Распоряжение Мингосимущества РФ о передаче имущества в безвозмездное пользование или в аренду.
  • 3. Договор, оформленный на основании распоряжения, с предприятием о передаче и порядке использования движимого и недвижимого имущества предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • 4. Отчет об оценке имущества, непередаваемого унитарному предприятию. Стоимостная оценка имущества утверждается учредителем.
  • 5. Акт приемки-передачи имущества, передаваемого на праве хозяйственного владения или оперативного управления.
  • 6. Свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним.
  • 7. Копии учредительных документов организации — пользователя имуществом, заверенные нотариусом.

На основании перечисленных документов объект недвижимого имущества закрепляется за предприятием и отражается на балансе унитарного предприятия.

Результаты хозяйственной деятельности унитарного предприятия отражаются как собственность государства, муниципального образования, однако предприятие пользуется и самостоятельно распоряжается этими результатами.

Уставом унитарного предприятия определяются основные источники формирования имущества, к которым относятся:

  • • имущество, передаваемое как взнос в уставный капитал;
  • • на праве хозяйственного ведения (имущество, приобретенное за счет прибыли, или за счет заемных средств, или за счет бюджета на безвозвратной основе и т.д.);
  • • доходы, поступающие от участия предприятия в уставных капиталах других организаций;
  • • доходы, получаемые от сдачи в аренду;
  • • амортизационные отчисления;
  • • добровольные взносы (пожертвования) юридических лиц. Основной источник — это имущество, получаемое унитарным

предприятием как взнос в уставный капитал и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В унитарных предприятиях существуют также некоторые источники средств, направленные на увеличение активов предприятия, позволяющие приобретать имущественные и неимущественные права за счет:

  • • предоставленных государственных средств на возвратной и возмездной основе (бюджетные кредиты);
  • • финансирования средств арендной платы;
  • • прочей государственной поддержки унитарных предприятий. Однако для унитарных предприятий определены основные виды

расходов, осуществляемых из бюджетного кредита:

  • • расходы на выполнение высокоэффективных прикладных научно-технических разработок, имеющих коммерческую значимость, на поддержку экспорта высокотехнологической продукции под заключенные контракты и на реализацию программ конверсии оборонного производства;
  • • расходы на осуществление инвестиционных проектов, на покрытие убытков и др.

Унитарное предприятие, являясь коммерческой организацией, несет полную ответственность по своим обязательствам всем имеющимся у него имуществом.

Принципиальной особенностью унитарного предприятия является то, что его имущество неделимо, оно не может быть распределено по вкладам между работниками унитарного предприятия.

По субсчету 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» учитывают расчеты унитарного предприятия с собственником — государственным или муниципальным органом по получению или изъятию выделенного унитарному предприятию имущества.

1. В бухгалтерском учете наделение унитарного предприятия имуществом от соответствующего органа самоуправления отражается:

Дебет субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»

Кредит счета 80 «Уставный капитал».

2. Фактическое поступление имущества:

Дебет счетов 01 «Основные средства»,

  • 04 «Нематериальные активы»,
  • 07«Оборудование к установке»,
  • 51 «Расчетные счета» и др.

Кредит субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал», т.е. задолженность государственного или муниципального органа унитарному предприятию списывается.

3. В случае изъятия у унитарного предприятия соответствующим органом самоуправления имущества или денежных средств:

Дебет субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»

Кредит счетов 90 или 91, а по денежным средствам — 51 «Расчетные счета» и одновременно —

Дебет счетов 90 и 91

Кредит счетов 01 «Основные средства»,

04 «Нематериальные активы» и др.

Дебет счета 80 «Уставный капитал»

Кредит субсчета 75-1 и закрываются счета 90 и 91 с перечислением сальдо по назначению.

4. Получение из бюджета средств под финансирование строительства объектов, переходящих впоследствии на праве хозяйственного ведения предприятию. Бухгалтерские записи этих операций следующие:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 86 «Целевое финансирование» — получены денежные средства из бюджета;

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 51 «Расчетные счета» — перечислены капитальные вложения на строительство объекта;

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» — принят объект к учету;

Дебет счета 86 «Целевое финансирование»

Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» — отражена сумма целевого финансирования на инвестиционные цели;

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» — начислена ежемесячная амортизация объекта;

Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» — начислен внереализационный доход.

  • 5. Предприятие сэкономило бюджетные средства за счет рентабельного производства:
    • а) Дебет счета 86 «Целевое финансирование»

Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» — отражена экономия средств;

б) Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»

Кредит счета 90 «Продажи» — часть доходов отнесена на увеличение доходов по обычным видам деятельности;

в) Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» — часть доходов списывается на прочие доходы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector