Ведение бухгалтерского учета в МУП
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Ведение бухгалтерского учета в МУП

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в муниципальных унитарных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

Муниципальные унитарные предприятия ЖКХ создаются, для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и осуществления и предоставления услуг потребителям. К потребителям жилищно-коммунальных услуг относятся: население, юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации бюджетной сферы.

На основании Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства являются коммерческими организациями. В своей деятельности они руководствуются общими нормативными документами, устанавливающими правилами ведения бухгалтерского и налогового учета: ФЗ “О бухгалтерском учете” №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; положениями о бухгалтерском учете ПБУ1-ПБУ20, Планом счетов и инструкцией по его применению утвержденным Приказом Министерства финансов от 31 октября 200 г. №94н, Налоговым кодексом РФ и др.

Кроме того, есть нормативные документы, которые отражают специфику ведения бухгалтерского учета в организациях ЖКХ:

  • – Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” (ПБУ13/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н;
  • – Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” от 14.11.2002 г. №161-ФЗ;
  • – Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 г. №9 (с изменениями от 12.10.2000 г.);
  • – Письмо Минфина РФ от 29.10.1993г. №118 “Об отражении в бухгалтерском учете отдельных в ЖКХ” (с изменениями и дополнениями от 03.04.1996 г.)

Обращая внимание на Письмо Минфина РФ №118, нужно отметить, что, во-первых, оно носит информационный и рекомендательный характер, а во-вторых, в связи с принятыми новыми нормативными и законодательными актами оно в большей степени утратило свою актуальность. Но данное письмо не отменено и действует в настоящее время.

Итак, рассмотрим индивидуальные особенности в бухгалтерском и налоговом учете муниципальных унитарных предприятий ЖКХ.

Как правило, собственником имущества таких предприятий выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом той административной территории, на которой расположено предприятие.

Имущество муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства принадлежит органам местного самоуправления и находится в оперативном управлении или используется на праве хозяйственного ведения.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ имущество, приобретенное предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, не зависимо от источника финансирования, автоматически поступает в хозяйственное ведение. И независимо от того, за счет какого источника идет формирование счета 01 “Основные средства”, муниципальные унитарные предприятия ЖКХ почти каждую сделку должны согласовывать с собственником. Об этом гласит статья 23 закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, в которой оговаривается то условие, что предприятия не могут совершать сделки без согласия собственника в случае, если стоимость приобретаемого или отчуждаемого имущества больше 10% уставного фонда или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный законодательством МРОТ.

Представим в таблице отражение в бухгалтерском учете предприятий ЖКХ операций по формированию имущества.

Бухгалтерский учет операций по формированию имущества в муниципальных унитарных предприятиях ЖКХ

Содержание хозяйственной операции

Имущество, полученное при образовании предприятия в качестве взноса собственником в уставный фонд

Показана задолженность учредителя при образовании уставного фонда

Получены унитарным предприятием средства от государственного или муниципального органа

Стоимость объектов включена в состав основных средств

Имущество, безвозмездно полученное от собственника для осуществления деятельности

Получено основное средство

Принят объект в хозяйственное ведение

Увеличение добавочного капитала на сумму стоимости объекта

Имущество, безвозмездно получено от собственника для осуществления целевой программы; на основании решения, постановления собственника; уведомления о бюджетных ассигнованиях

Получено основное средство для осуществления целевой программы

Списана стоимость основного средства в части государственной помощи, полученной на финансирование капитальных расходов

Объект основных средств введен в эксплуатацию

В течение срока полезного использования объекта начисляем амортизацию и одновременно эту же сумму относим на внереализационные доходы.

  • 20
  • 98
  • 02
  • 91

Имущество получено от других предприятий и организаций при приемке жилого фонда на обслуживание

Получено основное средство от передающего жилой фонд предприятия

Принято средство в хозяйственное ведение

Увеличение прибыли на сумму стоимости основных средств

Передача имущества предприятиями ЖКХ в муниципальную казну или изъятие из оперативного управления

Выбытие имущества, приобретенного за счет нераспределенной прибыли

Износ по выбывающим основным средствам, приобретенным за счет нераспределенной прибыли

Списание стоимости основного средства на внереализационные расходы

Выбытие имущества, полученного за счет увеличения добавочного капитала

Износ по выбывающим основным средствам, полученных за счет увеличения добавочного капитала

Уменьшение добавочного капитала вследствие выбытия основного средства

Выбытие имущества, полученного в качестве государственной помощи по целевой программе

Износ по выбывающим основным средствам, полученным по целевой программе

Списание стоимости основных средств

При рассмотрении различных вариантов приобретения основных средств нельзя забывать о налоге на добавленную стоимость. Предприятия ЖКХ на основании пункта 10 статьи 149 Налогового кодекса РФ освобождены от налогообложения по статье “предоставление в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности” Следовательно, в своей хозяйственной деятельности они оказывают как услуги, освобожденные от налогообложения, так и могут оказывать услуги, облагаемые НДС.

В бухгалтерском учете суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств, используемых в производстве и реализации товаров, не подлежащих налогообложению, будут увеличивать балансовую стоимость и относится на себестоимость товаров (работ, услуг) через амортизационные отчисления.

В целях налогообложения прибыли сумма НДС в данном случае так же будет относиться на увеличение стоимости основных средств и включаться в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы через амортизационные отчисления.

По мнению МНС России, НДС, фактически уплаченный поставщикам основных средств, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению, распределяется пропорционально удельному весу выручки от реализации облагаемых и необлагаемых товаров (работ, услуг) за налоговый период, в котором они приняты на учет.

Важно отметить, что при передаче или изъятии имущества в муниципальную казну сумма начисленной переоценки основных средств, которая была ранее проведена, числящаяся на счете 83 “Добавочный капитал”, списывается в кредит счета 84 “Нераспределенная прибыль”.

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в муниципальных предприятиях коммунального хозяйства обусловлены специфичным характером формирования себестоимости и реализации услуг организаций (ЖКХ). При отражении финансовых операций по расчетам за услуги организации ЖКХ в своей работе руководствуются Письмом МФ РФ от 23.10.1993 года №118 (в редакции от 03.04.1996 года) “Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве” (далее – Письмо №118), если его положения не противоречат ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Оплата населением жилья и коммунальных услуг согласно Постановлениям Правительства РФ от 7.03.1995 года №239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), от 02.08.1999 года №887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения” осуществляется по ценам (тарифам), установленным органами местного самоуправления. Таким образом, населению жилищно-коммунальные услуги реализуются по государственным регулируемым ценам (тарифам). Следовательно, выручка при оказании населению коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам) определяется исходя из цен, установленных (утвержденных) органами местного самоуправления. Для целей налогообложения также принимаются указанные цены (тарифы) в соответствии с ст. 154 НК РФ.

Если ЖКХ выступает в роли покупателя и продавца коммунальных услуг, то в организации выручка отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 62 Кредит счета 90 – на сумму коммунальных услуг по утвержденным тарифам для населения;

Дебет счета 90 Кредит счета 68 – начислен НДС за коммунальные услуги.

Если ЖКХ выступает по договору в роли участника в расчетах по коммунальным платежам, т.е. осуществляет транзитные платежи, то в бухгалтерском учете это отражается проводкой:

Дебет счета 76 Кредит счета 86 “По видам услуг” – на сумму коммунальных услуг по утвержденным тарифам для населения;

Дебет счета 51 Кредит счета 76 субсчет “Расчеты с квартиросъемщиками” – на сумму поступления средств от населения;

Дебет счета 86 субсчет “По видам услуг” Кредит счета 51 – на сумму перечисленных средств энерго-, водоснабжающим организациям, полученным от населения.

Указанная особенность отражения хозяйственных операций играет важную роль при определении налогооблагаемой базы у ЖКХ по НДС.

Организации ЖКХ проводят расчет с населением за коммунальные услуги по утвержденным тарифам, которые только частично покрывают затраты предприятий на производство и реализацию товаров и услуг ЖКХ. В результате этого у организаций ЖКХ образуется убыток. Согласно п. 1 ст. 533 ГК РФ из бюджета организациям ЖКХ должны быть направлены средства на возмещения убытка. Поступившие денежные средства из бюджета на покрытие убытков отражаются в составе внереализационных доходов и НДС не облагаются.

Читать еще:  Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете с примерами

Кроме того, у организаций ЖКХ есть еще одна особенность – это отражение операций на получение финансирования на разницу в цене. Эта разница возникает у предприятия ЖКХ, если цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере экономически обоснованного тарифа, а население платит только долю от нее. Возникающую разницу возмещает местный бюджет. В этом случае бюджетные ассигнования отражаются по кредиту счета 90 “Продажи” и облагаются НДС в соответствии с п. 1 ст. 162 НК РФ.

Таким образом, организациям ЖКХ выделяются из бюджета денежные средства для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на товары, и на покрытие разницы между государственной регулируемой и отпускной ценой товаров (работ, услуг). В первом случае денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, во втором случае включаются в налоговую базу по налогу на НДС.

Для отдельных категорий граждан российским законодательством предусмотрены меры по социальной защите. Выделение целевых средств из бюджета осуществляется на основании документов, подготовленных самим предприятием жилищно-коммунального хозяйства и прошедших контроль в органах социальной защиты населения, а также после предоставления в финансовый орган ведомости учета предоставленных льгот гражданам.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются в безналичной форме путем перечисления денежных средств на специально открытые лицевые счета в банках на имя лица, получающего субсидию. Бухгалтерский учет финансирования субсидий осуществляется в том же порядке, что и льгот.

Типовые проводки по учету дотаций из бюджета представлены в таблице

Типовые проводки по учету дотаций из бюджета

Ведение бухгалтерского учета в МУП

Деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», которые содержат особенности, отличающие данные предприятия от других коммерческих организаций.

Унитарные предприятия сохраняются и действуют на основе государственной или муниципальной формы собственности. Учредителем этих предприятий является государство, субъект РФ, муниципальное образование. Имущество принадлежит унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия могут быть двух разновидностей с различным объектом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельностью:

­ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия);

­ унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Различия между ними представлены в табл. 3.

Различия между унитарными предприятиями

Вещное право учредителя

Вещное право юридического лица

Государство (Российская Федерация)

Право хозяйственного ведения

Федеральное государственное унитарное предприятие

Государство (субъект Российской Федерации)

Право хозяйственного ведения

Государственное унитарное предприятие субъекта Российской Федерации

Право хозяйственного ведения

Муниципальное унитарное предприятие

Государство (Российская Федерация)

Право оперативного управления

Федеральное казенное предприятие

Государство (субъект Российской Федерации)

Право оперативного управления

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации

Право оперативного управления

Муниципальное казенное предприятие

Собственником имущества унитарного предприятия является государство или муниципальное образование. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. В уставе государственного или муниципального предприятия содержатся сведения о размере его уставного фонда, а также о порядке и источниках его формирования. Размер уставного фонда государственного предприятия должен быть не менее чем 5000-кратный МРОТ, уставного фонда муниципального предприятия – не менее чем 1000-кратный размер МРОТ на дату государственной регистрации.

В течение трех месяцев с момента государственной регистрации государственного или муниципального предприятия его уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником имущества этих предприятий.

Порядок определения состава имущества, закрепленного за унитарным предприятием, устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Собственник унитарного предприятия может не ограничиваться передачей имущества в уставный фонд. Если передача в хозяйственное ведение или оперативное управление осуществляется сверх суммы уставного фонда унитарного предприятия, то такая операция оформляется записями:

­ Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет) Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

­ на стоимость имущества, получаемого сверх суммы уставного фонда при поступлении имущества делается запись: Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет).

Помимо имущества, закрепляемого за унитарным предприятием собственником этого имущества, источниками финансирования имущества предприятия являются: целевое бюджетное финансирование, капитальные вложения и дотации из бюджета; доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности, заемные средства.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, поэтому органами власти, их создавшими, не предусмотрены постоянные ассигнования из бюджета по их текущим расходам. В то же время государственные и муниципальные органы власти могут поддерживать стабильное финансовое положение унитарных предприятий путем целевого бюджетного финансирования, дотаций из бюджета и ассигнований на капитальные затраты.

Унитарные предприятия могут приобретать имущество за счет средств, выделяемых им в виде государственной помощи. Государственная помощь может быть представлена в форме бюджетных средств (субвенций, субсидий), бюджетных кредитов, включая предоставление ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, объекты природопользования и т.д.). Учет государственной помощи осуществляется в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Государственное или муниципальное предприятие самостоятельно распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Вместе с тем ограничены его права по распоряжению недвижимым имуществом. Продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, передавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций государственные или муниципальные предприятия могут только с согласия собственника имущества.

В некоторых случаях собственник изымает имущество унитарного предприятия. При изъятии имущества, внесенного ранее в уставный фонд, производится уменьшение уставного фонда.

В государственном или муниципальном предприятии может быть увеличен уставный фонд. Такое увеличение допускается только после его формирования в полном объеме, в т.ч. после передачи предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

Источниками увеличения уставного фонда являются имущество, дополнительно передаваемое собственником, а также доходы, полученные в результате деятельности государственного или муниципального предприятия.

Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником только на основании утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за истекший финансовый год. При этом должно быть соблюдено правило: размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов, т.е.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП)

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) – это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

Гражданский кодекс РФ;

Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Читать еще:  Обязательный медосмотр для бухгалтеров и других сотрудников

Расшифровка аббревиатуры “МУП”

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

«Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

«Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

«Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Имущество муниципальных унитарных предприятий

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

членство не предусмотрено.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

на праве хозяйственного ведения;

на оперативном управлении.

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;

определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;

занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

контролирует сохранность имущества.

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

МУП получило от учредителя в ведение ОС: особенности учета

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины Маныловой (г. Киров)

Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ получило от учредителя в хозяйственное ведение объект ОС балансовой стоимостью 100 т.р., остаточной стоимости нет. Поступление ОС отражено проводкой дебет 08 кредит 75 – 100 т.р. Стоимость ОС отнесена на увеличение нераспределенной прибыли дебет 75 кредит 84 – 100 т.р. ОС введено в эксплуатацию дебет 01 кредит 08 – 100 т.р. Правильно ли выполнены проводки? Как правильно отразить сумму ранее начисленной амортизации?

Правовое положение МУП определяется Гражданским кодексом РФ (параграф 4 гл.4 ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (п.6 ст.113 ГК РФ). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за МУП на праве хозяйственного ведения (ст.2 Федерального закона N 161-ФЗ), возникающем с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества МУП (п.2 ст.11 Федерального закона N 161-ФЗ).

Сведения о размере уставного фонда МУП, порядке и источниках его формирования содержатся в уставе МУП (п.4 ст.9 Федерального закона N 161-ФЗ). При этом действующим законодательством не запрещена передача собственником имущества (в частности, основных средств) сверх определенного учредительными документами уставного фонда с закреплением его за МУП на праве хозяйственного ведения.

Учитывая формулировки п. п. 7, 8, 11 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства, полученные унитарным предприятием сверх уставного фонда, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая в рассматриваемом случае может быть принята в размере остаточной стоимости оборудования, указанной собственником в передаточных документах.

В то же время действующие нормативные документы не регулируют порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарным предприятием объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда.

При ответах на вопросы, возникающих при учете объектов основных средств, переданных унитарному предприятию их собственником на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, многие эксперты руководствуются Письмом Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и Письмом Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11. Однако указанные Письма, как и все Письма Минфина, носят рекомендательный характер. Кроме того позиция, изложенная в этих Письмах, не является бесспорной.

В частности, согласно рекомендациям, изложенным в вышеуказанных Письмах Минфина России, получение имущества в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда отражается группой проводок (составляются на стоимость полученного имущества):

– Дебет 08 Кредит 75-1;
– Дебет 01 Кредит 08;
– Дебет 75-1 Кредит 84.

Первые две бухгалтерские записи не вызывают вопросов, а вот третья весьма неочевидна, т.к. Инструкция по применению Плана счетов не предполагает подобной корреспонденции для отражения рассматриваемой операции (получение основных средств сверх уставного фонда). Традиционно проводку Дебет 75 Кредит 84 “читают” как покрытие полученного убытка за счет средств учредителей.

Однако у унитарного предприятия нет учредителей, а есть собственники имущества. Посредством этого имущества унитарное предприятие осуществляет свою деятельность.

Читать еще:  Инструкция по заполнению бухгалтерского баланса

Кроме того, предложенная запись (Дебет 75-1 Кредит 84) в сумме, равной стоимости основных средств, переданных сверх уставного капитала, сформирует такое сальдо по счету 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, которое, будучи отраженным в бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, не будет отвечать основным задачам бухгалтерского учета, обозначенным в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», касающимся в первую очередь обеспечения достоверности информации о деятельности организации, т.е. указанное сальдо поставит под сомнение достоверность отчетности коммерческой организации, коей и является МУП, так как оно не будет отражать реального финансового состояния этой организации.

Поэтому, принимая во внимание изложенное, у унитарного предприятия нет оснований делать оспариваемую запись (Дебет 75-1 Кредит 84), т.к. она не отражает сути проводимой хозяйственной операции (получение от собственника основных средств сверх уставного капитала).

Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания (приоритет содержания перед формой). Ранее (в периоде опубликования Писем Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и от 21.08.2003 N 16-00-22/11) действовал п. 7 Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, такого же содержания.

В случае, когда в нормативных правовых актах по какому-то вопросу не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики организации, в т.ч. и унитарному предприятию, необходимо разработать необходимый способ самостоятельно. При этом следует исходить из иных положений по бухгалтерскому учету. Причем иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

Исходя из анализа правовых бухгалтерских документов, Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н, которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), наиболее полно учитывает экономическое содержание описываемой хозяйственной операции.

1. Применить ПБУ 13/2000 непосредственно вашему МУП не позволяет п. 3, согласно которому Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

2. Исходя из положений п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму от 22.12.2005 N 98), сбережение средств в результате освобождения МУП от платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности можно расценивать как получение данных средств от собственника имущества унитарного предприятия, т.е. как получение государственной помощи.

Согласно ПБУ 13/2000 для учета государственной помощи используется счет 98 “Доходы будущих периодов”, а для определенного вида помощи используются четыре его субсчета.

Принимая во внимание положения п. п. 6, 7 ПБУ 1/2008 и положения Инструкции по применению Плана счетов, для отражения в учете унитарного предприятия стоимости имущества, полученного сверх уставного фонда предлагается использовать дополнительный субсчет 98.5 “Имущество сверх уставного фонда”, а для учета стоимости именно основных средств предлагается использовать субсчет второго порядка 98.5.1 “Основные средства”.

Учитывая вышеизложенное, получение объекта основных средств в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда предлагается отражать группой бухгалтерских записей (составляются на стоимость основного средства, указанную в передаточном акте):

– Дебет 08 Кредит 75.1;
– Дебет 01 Кредит 08;
– Дебет 75.1 Кредит 98.5.1.

В дальнейшем в течение срока полезного использования этого основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации рекомендуется списывать в кредит счета 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет 91.1 “Прочие доходы” (п. 9 ПБУ 13/2000).

Разработанную унитарным предприятием схему корреспонденции следует закрепить в учетной политике, как того требует п. 7 ПБУ 1/2008.

Вопрос налогообложения хозяйственных операций по получению и использованию основных средств, полученных сверх уставного фонда, является темой отдельной консультации.

Особенности ведения бухгалтерского и налогового учёта унитарных предприятий

Унитарные предприятия (муниципальные или государственные – далее МУП и ГУП, соответственно), чья деятельность регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 N161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» – это коммерческие организации, не имеющие права собственности на имущество, используемое в хозяйственной деятельности. Это имущество передаётся им собственником, которым является муниципальное образование или государство, в хозяйственное ведение или оперативное управление. Унитарное предприятие осуществляет коммерческую деятельность под контролем собственника этого имущества.

Бухгалтерский учёт в МУП и ГУП, имеет свои особенности и специфику, что связано в основном с отражением операций по формированию уставного капитала, передаче, постановке на баланс, снятию с баланса и выбытия имущества.

Как отражается в бухгалтерском учёте формирование уставного фонда унитарного предприятия?

Уставный фонд унитарного предприятия формируется, как правило, путём передачи в его хозяйственное ведение имущества собственником. Имущество может быть представлено в виде денежных средств, ценных бумаг и прочих материальных и нематериальных активов, которые имеют определенную стоимость.

Стоит учитывать, что при ведении бухгалтерского учета в МУП и ГУП, для расчётов с собственником по имуществу, которое он передаёт на баланс унитарного предприятия, используется субсчёт 75-1. Учёт по нему ведётся в стандартном порядке, предусмотренном для ведения расчётов по вкладам в уставный капитал предприятия.

Первая запись бухучёта в МУП и ГУП, которая должна появиться после регистрации предприятия, выглядит следующим образом:

Дебет 75-1 – Кредит 80 на сумму уставного капитала, отражённого в учредительных документах.

В дальнейшем в случае очередного поступления имущества, в бухгалтерской отчетности МУП и ГУП производится запись:

Дебет 08, 10, 11, 20, 41 – Кредит 75-1 на сумму вновь поступившего от учредителя имущества.

Поступление имущества в унитарное предприятие свыше уставного капитала.

Чтобы не превышать размер уставного фонда, указанного в учредительных документах унитарного предприятия, основные средства, переданные учредителем сверх суммы уставного капитала, отображаются в бухгалтерском учёте МУП и ГУП следующим образом:

Дебет 08 – Кредит 75-1;

Дебет 75 – Кредит 84 на сумму поступившего имущества

Облагаются ли НДС операции по получению от собственника имущества унитарным предприятием?

Нет, в соответствии с пп.5, п.2 ст.146 НК РФ при передаче основных средств унитарным предприятиям не возникает объекта обложения НДС, таким образом, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы МУП и ГУП.

Изъятие собственником имущества, находящегося в собственности унитарного предприятия.

В случае изъятия собственником имущества из уставного капитала унитарного предприятия необходимо произвести следующую запись бухгалтерского учёта:

Дебет 80 – Кредит 75-1 на сумму изъятия имущества уставного капитала по его первоначальной стоимости.

Выбытие основных средств отображается следующим образом:

Дебет 01, субсчёт «Выбытие основных средств» – Кредит 01 на сумму выбывающего имущества по его первоначальной стоимости;

Дебет 02 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму амортизации, начисленной на данное имущество;

Дебет 75-1 – Кредит 01, субсчёт «Выбытие основных средств» на сумму остаточной стоимости имущества;

Дебет 75-1 – Кредит 91 на сумму разницы, которая образовалась на счёте 75.

Если изымается имущество, которое было получено сверх уставного капитала, то эта хозяйственная операция отображается в учёте в стандартном порядке с использованием счета 91.

Амортизация имущества МУП и ГУП, которое было получено от собственника, производится в обычном порядке.

Особенности продажи недвижимого имущества, находящегося у государственного унитарного предприятия в хозяйственном ведении.

Для продажи недвижимого имущества ГУП, необходимо получение согласия собственника этого имущества, которым является государство либо муниципальное образование.

Согласование всех сделок по продаже недвижимого имущества унитарными предприятиями осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Если стоимость данного имущества превышает 150 млн руб., то для согласования сделки Росимуществом необходимо получение соответствующего решения, принимаемого на уровне Правительства РФ.

В бухгалтерском учёте МУП и ГУП учёт операций по продаже государственного либо муниципального недвижимого имущества не отличается от учёта операций по изъятию данного имущества собственником.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector