Страховые взносы на компенсацию части родительской платы
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Страховые взносы на компенсацию части родительской платы

Об учете расходов и взносах при возмещении работодателем родительской платы за содержание детей в детсадах

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 сентября 2017 г. N 03-03-06/1/61518

Вопрос: О налоге на прибыль и страховых взносах при возмещении работодателем своим работникам родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат. Один из них объединяет компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда, в соответствии со статьей 129 раздела VI “Оплаты и нормирование труда” ТК РФ, а другой вид компенсационных выплат определен в статье 164 раздела VII “Гарантии и компенсации” ТК РФ.

Так, в соответствии со статьей 129 ТК РФ в структуру заработной платы помимо вознаграждения за труд и стимулирующих выплат включаются компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера.

В свою очередь, на основании статьи 164 ТК РФ под компенсациями также понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Следовательно, предусмотренная коллективным договором денежная выплата работникам на содержание их детей в детских дошкольных учреждениях не относится к компенсационным выплатам в соответствии с ТК РФ.

Одновременно сообщаем, что согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Установленный статьей 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно пункту 25 указанной статьи НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, выплаты, осуществляемые на основании трудового договора, коллективного договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что подобные расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

По вопросу начисления страховых взносов на суммы компенсации родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, выплачиваемой работодателем своим работникам в соответствии с коллективным договором, сообщаем.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 НК РФ, является исчерпывающим.

Суммы компенсации работодателем родительской платы работников за содержание детей в детских дошкольных учреждениях в статье 422 НК РФ не поименованы.

Таким образом, расходы организации по возмещению работникам платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений работника и работодателя.

Организация фактически уплачивает вместо сотрудника плату за содержание в детском саду его ребенка. Может ли организация принять указанные расходы при расчете налога на прибыль?

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 18.05.2018 года

Организация фактически уплачивает вместо сотрудника плату за содержание в детском саду его ребенка.

Такая обязанность в настоящее время отсутствует в трудовом или коллективном договоре, но есть возможность указать ее в трудовом договоре с сотрудником.

Может ли организация принять указанные расходы при расчете налога на прибыль? Возникает ли у сотрудника обязанность уплаты НДФЛ и страховых взносов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Организация может принять рассматриваемые расходы для целей налогообложения прибыли только при условии, что они будут включены в систему оплаты труда сотрудника в трудовом договоре (коллективном договоре, положении об оплате труда).

В противном случае перечисление родительской платы за сотрудника не может быть признано расходом для целей налогообложения прибыли.

2. Исчислять и удерживать НДФЛ нужно в любом случае, независимо от того, предусмотрена ли рассматриваемая оплата трудовым договором, или нет.

3. В случае включения в трудовой договор обязанности организации оплачивать вместо сотрудника родительскую плату за содержание в детском саду его ребенка на величину этой оплаты следует начислять страховые взносы.

Если же такая обязанность не будет фигурировать в трудовом договоре, то, по нашему мнению, обязанность начислять страховые взносы является спорной. Организация может попытаться не начислять взносы, опираясь на материалы судебной практики. Однако в этом случае организация должна быть готовой отстаивать свою позицию в суде, поскольку налоговые органы придерживаются противоположной точки зрения.

Обоснование позиции:

Для начала отметим, что производимая организацией оплата не соответствует понятию компенсационных выплат, предусмотренных ст. 129 или ст. 164 ТК РФ.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно п. 49 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются.

В общем случае в составе расходов по налогу на прибыль производимая организацией оплата за детский сад вместо сотрудника не учитывается в силу п. 29 ст. 270 НК РФ.

Однако обращаем внимание, что установленный ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, выплаты, осуществляемые на основании трудового договора, коллективного договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), в том числе на оплату содержания ребенка в детском саду, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и при условии, что подобные расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 22.09.2017 N 03-03-06/1/61518).

Следовательно, организация может принять рассматриваемые расходы для целей налогообложения прибыли только при условии, что они будут включены в систему оплаты труда сотрудника в трудовом договоре (коллективном договоре, положении об оплате труда).

НДФЛ

В некоторых случаях получаемые родителями компенсации платы за содержание ребенка в детском саду могут освобождаться от НДФЛ.

Так, в соответствии с п. 42 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон N 273-ФЗ).

Здесь имеется в виду компенсация, выплачиваемая в соответствии с п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ. То есть в данной норме речь идет о компенсации, предоставляемой исключительно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ. Поименованная компенсация касается только государственных и муниципальных образовательных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, и ограничивается в зависимости от количества детей 20-70% среднего размера родительской платы в этих организациях.

Если компенсация или непосредственная оплата осуществлена за счет иных источников (например, работодателем), она не может рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ, поскольку она названным законом не предусмотрена.

По мнению финансовых органов, такая оплата в полной мере облагается НДФЛ (письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-04-06/6374).

В то же время согласно п. 21 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

Поскольку согласно указанной норме наличие или отсутствие трудовых отношений между организацией, оплачивающей обучение, и обучающимся лицом не влияет на освобождение от налогообложения сумм такой оплаты, суммы оплаты организацией стоимости обучения детей своих сотрудников не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 21 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом (письма Минфина России от 14.03.2018 N 03-04-06/15712, от 06.12.2017 N 03-04-06/81157).

Читать еще:  Как заполнить 6-НДФЛ при увольнении работника? Отражение компенсации, примеры

В силу пп. 1 п. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

Иными словами, они должны быть разделены.

Таким образом, суммы платы организацией-работодателем за обучение детей своих сотрудников в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 21 ст. 217 НК РФ.

При этом от налогообложения НДФЛ освобождаются только суммы оплаты организацией непосредственно стоимости обучения детей ее сотрудников, а суммы оплаты организацией стоимости присмотра и ухода за детьми подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (письма Минфина России от 08.02.2016 N 03-04-06/6374, от 17.03.2015 N 03-04-06/14023).

В анализируемой ситуации организация уплачивает за сотрудника родительскую плату, в которую включены как образовательные услуги, так и услуги по воспитанию, уходу и оздоровлению ребенка.

Следовательно, организация должна облагать производимую за сотрудника оплату НДФЛ независимо от того, предусмотрена ли такая оплата трудовым договором, или нет.

Страховые взносы

Вопрос относительно обложения рассматриваемой оплаты страховыми взносами в настоящее время окончательно не урегулирован.

В период действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее – Закон N 212-ФЗ) специалисты Минтруда России, Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) и Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС России) утверждали, что на выплаты социального характера, произведенные работникам на основании трудовых и коллективных договоров, начисляются страховые взносы (письмо Минтруда России от 08.07.2015 N 17-3/В-335, смотрите также совместное письмо ПФР N НП-30-26/9660 и ФСС России N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, письма ПФР от 06.06.2011 N 30-26/6232, от 18.10.2010 N 30-21/10970).

Известны судебные решения с аналогичным подходом (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 по делу N А45-13233/2011).

Однако в большинстве случаев суды придерживались противоположной точки зрения.

Так, Верховный Суд РФ, рассматривая вопрос об обязательных страховых взносах на суммы компенсации родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, указал, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Поэтому такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (определение Верховного Суда РФ от 17.12.2015 N 306-КГ15-16073).

Аналогичная позиция приведена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, АС Северо-Западного округа от 04.08.2016 N Ф07-5508/2016, ФАС Уральского округа от 24.03.2014 N Ф09-1316/14.

Заметим, впрочем, что в указанных судебных решениях перечисления денежных средств в детские дошкольные учреждения на содержание детей работников не были предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.

В настоящее время финансовое ведомство придерживается прежней точки зрения со следующей аргументацией.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 422 НК РФ, является исчерпывающим. Суммы оплаты работодателем родительской платы вместо работников за содержание детей в детских дошкольных учреждениях в ст. 422 НК РФ не поименованы.

Таким образом, расходы организации по оплате вместо сотрудника родительской платы за содержание детей в детском саду подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений работника и работодателя (письмо Минфина России от 22.09.2017 N 03-03-06/1/61518).

В письме ФНС России от 14.09.2017 N БС-4-11/18312@ налоговые органы поддержали позицию финансистов, заявив, что на компенсации за содержание в дошкольном учреждении детей работников нужно начислять страховые взносы.

Новая арбитражная практика на основе норм главы 34 НК РФ на данный момент еще не сложилась.

В этих условиях можем высказать следующее экспертное мнение:

В случае включения в трудовой договор обязанности организации оплачивать вместо сотрудника родительскую плату за содержание в детском саду его ребенка на величину этой оплаты следует начислять страховые взносы.

Если же такая обязанность не будет фигурировать в трудовом договоре, то, по нашему мнению, обязанность начислять страховые взносы остается спорной.

Организация может попытаться не начислять взносы, опираясь на материалы судебной практики. Однако в этом случае организация должна быть готовой отстаивать свою позицию в суде.

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Как получить компенсацию за детский сад

Где оформить и какие документы понадобятся

Обычно родители платят за детский сад, даже если он государственный и считается бесплатным. Это называется родительской платой.

Размер родительской платы устанавливают местные власти, а детский сад распределяет эти деньги самостоятельно на питание и хозяйственные средства для детей — например, на мыло и салфетки.

В некоторых случаях можно вернуть часть родительской платы или получить компенсацию. В статье расскажем обо всех компенсациях родителям, чьи дети посещают государственный или частный детский сад.

Разобраться в компенсациях непросто

Вот что точно нужно знать: родители имеют право на компенсацию за детский сад. Но в регионах эту компенсацию назначают по-разному , разобраться во всех нюансах непросто. Наш совет: если вы родитель, сходите в детский сад и спросите, на какую компенсацию вы можете рассчитывать. Но если вам интересно узнать, почему компенсация именно такая, просим в статью.

Виды компенсаций

Компенсации за детский сад назначают на федеральном и региональном уровнях.

Федеральные выплаты следующие:

  1. Компенсация части родительской платы за государственный или муниципальный детский сад.
  2. Компенсация чернобыльцам на питание детей, если они посещают детский сад. Еще чернобыльцам положена компенсация, если ребенок не ходит в детский сад по медицинским показаниям.

Первый вид компенсации всегда рассчитывается в процентном соотношении от размера родительской платы в регионе.

Компенсацию чернобыльцам на питание детей выплачивают в фиксированном размере, но не менее 180 рублей в месяц. Размер выплаты зависит от региона. Например, в Санкт-Петербурге — 231,48 рублей в месяц, в Тамбове — 462 рубля в месяц.

Региональные выплаты бывают такими:

  1. Дополнительная компенсация части родительской платы, в том числе за частный детсад.
  2. Выплата за непредоставление места в детском саду.

Компенсацию родительской платы предоставляют маме или папе, чей ребенок уже ходит в государственный детский сад. Есть регионы, которые предоставляют компенсацию и за частный сад — например, Москва и Ханты-Мансийский автономный округ.

Компенсация части платы за детский сад

Это возврат части родительской платы. На такую компенсацию могут рассчитывать большинство родителей.

Размер выплаты зависит от родительской платы в регионе и определяется в процентном соотношении от нее:

  1. На первого ребенка — не менее 20% от родительской платы.
  2. На второго ребенка — не менее 50%.
  3. На третьего ребенка и последующих детей — не менее 70%.

Кому положена компенсация. Право на компенсацию имеет один из родителей или законных представителей ребенка. Она положена на федеральном уровне, но кому именно ее предоставлять, решают власти отдельных регионов. Обычно компенсацию дают всем, кто напишет заявление, но есть исключения.

Например, в Ярославской области компенсация части родительской платы положена только многодетным и малообеспеченным семьям. Многодетные — это семьи, в которых три ребенка и больше. Малообеспеченной семье дадут компенсацию, если ее среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточных минимума для трудоспособного населения в Ярославской области.

В Москве и Санкт-Петербурге , а также большинстве регионов компенсацию предоставляют всем семьям вне зависимости от дохода.

Еще регионы могут предоставлять дополнительные компенсации. Узнать, предоставляет ли регион компенсацию, можно в нормативных актах. В них написано, как и на каких условиях платить компенсации за детский сад. Еще о компенсациях можно узнать в МФЦ или на местном портале госуслуг.

О компенсации платы за детский сад на портале госуслуг в Санкт-Петербурге

Например, в Липецкой области дополнительные компенсации родительской платы положены многодетным семьям:

  1. На первого ребенка — 80% от среднего размера родительской платы.
  2. На второго ребенка — 50%.
  3. На третьего ребенка и последующих детей — 30%.

Дополнительные компенсации складываются с основными, и в итоге многодетные родители в Липецкой области не платят за детский сад вообще.

В Москве дополнительных компенсаций нет, действуют только федеральные выплаты.

Пакет документов зависит от основания, по которому родители просят предоставить компенсацию.

Обычно требуют следующие документы:

  1. Заявление на предоставление компенсации.
  2. Паспорт родителя.
  3. Свидетельство о рождении ребенка.
  4. Реквизиты счета, на который перечислят компенсацию, если регион не предоставляет ее наличными.

Понадобятся копии паспорта и свидетельства о рождении ребенка — их нужно приложить к заявлению.

Если документы подает не родитель, а другой законный представитель, нужен подтверждающий его полномочия документ. Например, опекунам нужно принести решение органа опеки и попечительства о том, что над ребенком установлена опека.

Образец заявления на предоставление компенсации за детский сад

Если компенсация положена на уровне региона, понадобятся документы, которые подтверждают право на нее. Например, вот какие документы требуются в Санкт-Петербурге :

  1. Если один из родителей инвалид 1 или 2 группы — справка об инвалидности.
  2. Если семья малообеспеченная — справки о ее доходах за три последних месяца. Например, справка с работы по форме 2-НДФЛ , справка о размере пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам, справка о размере пенсии или социальных выплат, которые получает семья.
  3. Если семья малообеспеченная и при этом неполная — справка о доходах и документ, который подтверждает статус неполной семьи. Это может быть справка из загса, свидетельство о смерти второго родителя, решение суда о лишении родительских прав и т. п. Если в свидетельстве о рождении ребенка в графе «Отец» стоит прочерк, документы из этого пункта не нужны.
Читать еще:  Компенсация за задержку заработной платы: пример расчета

В Санкт-Петербурге в неполной семье доход должен быть ниже двукратной величины прожиточного минимума, чтобы ее признали малообеспеченной. Если семья полная — ниже однократной величины прожиточного минимума.

Чернобыльцы должны дополнительно предоставить следующие документы:

  1. Удостоверение, которое подтверждает право на выплату. Например, удостоверение инвалида или участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Или удостоверение о том, что до рождения ребенка они проживали в зоне отселения или в зоне с правом на отселение.
  2. Справку из детского сада о том, что ребенок его посещает. Если ребенок не ходит в детский сад по медпоказаниям, понадобится справка, которая это подтверждает. Если не ходит из-за радиоактивного облучения одного из родителей — понадобится подтверждающее медзаключение.

Если родители с ребенком все еще живут в зонах отселения и проживания с правом на отселение, подтверждающие документы не нужны.

Порядок оформления. Чтобы оформить компенсацию, одному из родителей нужно обратиться с заявлением в детский сад, который посещает ребенок.

В некоторых случаях оформить ее можно в МФЦ или на госуслугах. Например, подать заявление на компенсацию части родительской платы в Санкт-Петербурге можно на местном портале госуслуг. Чернобыльцы подают заявление в отделе социальной защиты населения по месту регистрации.

Новости

Государственный Совет Татарстана принял закон об установлении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детсадах.

Как сообщает пресс-служба Госсовета, законопроект направлен на приведение Закона Республики Татарстан «Об образовании» в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях будет устанавливаться Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-05/45667 от 7 августа 2015 г. уточняет возможность предоставления социального вычета по расходам на обучение ребенка в дошкольном учреждении, если родители получили компенсацию оплаты обучения.

Ведомство напоминает, что социальный вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского капитала.

Таким образом, компенсация родителям в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные организации, на порядок предоставления соцвычета не влияет.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе получить социальный вычет в сумме расходов за обучение ребенка в дошкольном учреждении вне зависимости от факта получения такой компенсации.

Президент РФ подписал закон, касающийся размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях.

Как сообщает пресс-служба Кремля, согласно Федеральному закону от 29.06.2015 № 198-ФЗ, максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детсадах устанавливается правовыми актами субъекта РФ в зависимости от условий присмотра и ухода.

Размер родительской платы, устанавливаемый учредителями названных образовательных организаций, не может быть выше указанного максимального размера.

При этом в случае если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ проработать вопрос о предоставлении родителям компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми дошкольного возраста при получении данной услуги у ИП.

Соответствующее предписание включено в Перечень поручений по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ, определенных Президентом 7 мая 2015 года. Текст документа опубликован на сайте Кремля.

Также кабину поручено законодательно определить деятельность по ведению электронной очереди в организации дошкольного образования, включая прием и учет заявлений от граждан, как государственной (муниципальной) услуги.

Сегодня в рамках первого заседания осенней сессии Совет Федерации одобрил законопроект, который освобождает от НДФЛ компенсацию родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения, предусматривающие пониженную ставку НДФЛ в отношении доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории России.

Данными изменениями ставка для иностранных граждан, признанных беженцами либо получивших временное убежище, понижается до 13%.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

В минувшую пятницу Госдума РФ одобрила в третьем чтении законопроект № 465087-6 «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в части уточнения положения, согласно которому освобождается от НДФЛ компенсация родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях.

Внесение изменений в НК РФ связано с необходимостью приведения положений пункта 42 статьи 217 в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Так, понятие «содержание детей» заменено на «присмотр и уход за детьми» в связи с тем, что согласно принятым изменениям в размер родительской платы, внесенной родителями за содержание детей в общеобразовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, включается только оплата присмотра и ухода за детьми, исключая расходы на оплату труда педагогических работников, расходы на учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы.

Кроме того, понятие «основная общеобразовательная программа дошкольного образования» заменено на понятие «образовательная программа дошкольного образования».

Депутаты Госдумы РФ рассмотрели сегодня в третьем чтении законопроект № 465087-6 «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в части уточнения положения, согласно которому освобождается от НДФЛ компенсация родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях.

Внесение изменений в НК РФ связано с необходимостью приведения положений пункта 42 статьи 217 в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Так, понятие «содержание детей» заменено на «присмотр и уход за детьми» в связи с тем, что согласно принятым изменениям в размер родительской платы, внесенной родителями за содержание детей в общеобразовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, включается только оплата присмотра и ухода за детьми, исключая расходы на оплату труда педагогических работников, расходы на учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы.

Кроме того, понятие «основная общеобразовательная программа дошкольного образования» заменено на понятие «образовательная программа дошкольного образования».

Депутаты Госдумы одобрили накануне в первом чтении законопроект № 465087-6 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», уточняющий положения об освобождении от НДФЛ компенсации родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях.

Так, понятие «содержание детей» заменено на «присмотр и уход за детьми» в связи с тем, что согласно принятым изменениям в размер родительской платы, внесенной родителями за содержание детей в общеобразовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, включается только оплата присмотра и ухода за детьми, исключая расходы на оплату труда педагогических работников, расходы на учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы.

Кроме того, понятие «основная общеобразовательная программа дошкольного образования» заменено на понятие «образовательная программа дошкольного образования».

Администрации Тамбовской области своим постановлением от 17 февраля 2014 года №179 устанавливает средний размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Текст документа опубликован в «Российской газете».

Документ устанавливает в целом по области на период январь-март 2014 года родительскую плату в сумме 842 рублей.

Минфин РФ в своем письме № 03-04-05/6-740 от 19.06.2012 приводит разъяснения по вопросу обложения НДФЛ компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Ведомство напоминает, что компенсация части родительской платы производится за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Таким образом, на основании пункта 42 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению НДФЛ суммы компенсации части родительской платы, производимой в соответствии с пунктом 1 статьи 52.2 вышеуказанного Закона Российской Федерации.

Выплаты на указанные цели, произведенные за счет иных источников, не могут рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле статьи 52.2 указанного Закона РФ.

Соответственно, такие выплаты не подпадают под действие пункта 42 статьи 217 НК РФ и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Организация фактически уплачивает вместо сотрудника плату за содержание в детском саду его ребенка. Может ли организация принять указанные расходы при расчете налога на прибыль?

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 18.05.2018 года

Организация фактически уплачивает вместо сотрудника плату за содержание в детском саду его ребенка.

Такая обязанность в настоящее время отсутствует в трудовом или коллективном договоре, но есть возможность указать ее в трудовом договоре с сотрудником.

Может ли организация принять указанные расходы при расчете налога на прибыль? Возникает ли у сотрудника обязанность уплаты НДФЛ и страховых взносов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Организация может принять рассматриваемые расходы для целей налогообложения прибыли только при условии, что они будут включены в систему оплаты труда сотрудника в трудовом договоре (коллективном договоре, положении об оплате труда).

В противном случае перечисление родительской платы за сотрудника не может быть признано расходом для целей налогообложения прибыли.

2. Исчислять и удерживать НДФЛ нужно в любом случае, независимо от того, предусмотрена ли рассматриваемая оплата трудовым договором, или нет.

3. В случае включения в трудовой договор обязанности организации оплачивать вместо сотрудника родительскую плату за содержание в детском саду его ребенка на величину этой оплаты следует начислять страховые взносы.

Если же такая обязанность не будет фигурировать в трудовом договоре, то, по нашему мнению, обязанность начислять страховые взносы является спорной. Организация может попытаться не начислять взносы, опираясь на материалы судебной практики. Однако в этом случае организация должна быть готовой отстаивать свою позицию в суде, поскольку налоговые органы придерживаются противоположной точки зрения.

Читать еще:  Компенсация коммунальных услуг медицинским работникам

Обоснование позиции:

Для начала отметим, что производимая организацией оплата не соответствует понятию компенсационных выплат, предусмотренных ст. 129 или ст. 164 ТК РФ.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно п. 49 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются.

В общем случае в составе расходов по налогу на прибыль производимая организацией оплата за детский сад вместо сотрудника не учитывается в силу п. 29 ст. 270 НК РФ.

Однако обращаем внимание, что установленный ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, выплаты, осуществляемые на основании трудового договора, коллективного договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), в том числе на оплату содержания ребенка в детском саду, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и при условии, что подобные расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 22.09.2017 N 03-03-06/1/61518).

Следовательно, организация может принять рассматриваемые расходы для целей налогообложения прибыли только при условии, что они будут включены в систему оплаты труда сотрудника в трудовом договоре (коллективном договоре, положении об оплате труда).

НДФЛ

В некоторых случаях получаемые родителями компенсации платы за содержание ребенка в детском саду могут освобождаться от НДФЛ.

Так, в соответствии с п. 42 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон N 273-ФЗ).

Здесь имеется в виду компенсация, выплачиваемая в соответствии с п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ. То есть в данной норме речь идет о компенсации, предоставляемой исключительно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ. Поименованная компенсация касается только государственных и муниципальных образовательных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, и ограничивается в зависимости от количества детей 20-70% среднего размера родительской платы в этих организациях.

Если компенсация или непосредственная оплата осуществлена за счет иных источников (например, работодателем), она не может рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ, поскольку она названным законом не предусмотрена.

По мнению финансовых органов, такая оплата в полной мере облагается НДФЛ (письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-04-06/6374).

В то же время согласно п. 21 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

Поскольку согласно указанной норме наличие или отсутствие трудовых отношений между организацией, оплачивающей обучение, и обучающимся лицом не влияет на освобождение от налогообложения сумм такой оплаты, суммы оплаты организацией стоимости обучения детей своих сотрудников не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 21 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом (письма Минфина России от 14.03.2018 N 03-04-06/15712, от 06.12.2017 N 03-04-06/81157).

В силу пп. 1 п. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

Иными словами, они должны быть разделены.

Таким образом, суммы платы организацией-работодателем за обучение детей своих сотрудников в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 21 ст. 217 НК РФ.

При этом от налогообложения НДФЛ освобождаются только суммы оплаты организацией непосредственно стоимости обучения детей ее сотрудников, а суммы оплаты организацией стоимости присмотра и ухода за детьми подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (письма Минфина России от 08.02.2016 N 03-04-06/6374, от 17.03.2015 N 03-04-06/14023).

В анализируемой ситуации организация уплачивает за сотрудника родительскую плату, в которую включены как образовательные услуги, так и услуги по воспитанию, уходу и оздоровлению ребенка.

Следовательно, организация должна облагать производимую за сотрудника оплату НДФЛ независимо от того, предусмотрена ли такая оплата трудовым договором, или нет.

Страховые взносы

Вопрос относительно обложения рассматриваемой оплаты страховыми взносами в настоящее время окончательно не урегулирован.

В период действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее – Закон N 212-ФЗ) специалисты Минтруда России, Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) и Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС России) утверждали, что на выплаты социального характера, произведенные работникам на основании трудовых и коллективных договоров, начисляются страховые взносы (письмо Минтруда России от 08.07.2015 N 17-3/В-335, смотрите также совместное письмо ПФР N НП-30-26/9660 и ФСС России N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, письма ПФР от 06.06.2011 N 30-26/6232, от 18.10.2010 N 30-21/10970).

Известны судебные решения с аналогичным подходом (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 по делу N А45-13233/2011).

Однако в большинстве случаев суды придерживались противоположной точки зрения.

Так, Верховный Суд РФ, рассматривая вопрос об обязательных страховых взносах на суммы компенсации родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, указал, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Поэтому такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (определение Верховного Суда РФ от 17.12.2015 N 306-КГ15-16073).

Аналогичная позиция приведена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, АС Северо-Западного округа от 04.08.2016 N Ф07-5508/2016, ФАС Уральского округа от 24.03.2014 N Ф09-1316/14.

Заметим, впрочем, что в указанных судебных решениях перечисления денежных средств в детские дошкольные учреждения на содержание детей работников не были предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.

В настоящее время финансовое ведомство придерживается прежней точки зрения со следующей аргументацией.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 422 НК РФ, является исчерпывающим. Суммы оплаты работодателем родительской платы вместо работников за содержание детей в детских дошкольных учреждениях в ст. 422 НК РФ не поименованы.

Таким образом, расходы организации по оплате вместо сотрудника родительской платы за содержание детей в детском саду подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений работника и работодателя (письмо Минфина России от 22.09.2017 N 03-03-06/1/61518).

В письме ФНС России от 14.09.2017 N БС-4-11/18312@ налоговые органы поддержали позицию финансистов, заявив, что на компенсации за содержание в дошкольном учреждении детей работников нужно начислять страховые взносы.

Новая арбитражная практика на основе норм главы 34 НК РФ на данный момент еще не сложилась.

В этих условиях можем высказать следующее экспертное мнение:

В случае включения в трудовой договор обязанности организации оплачивать вместо сотрудника родительскую плату за содержание в детском саду его ребенка на величину этой оплаты следует начислять страховые взносы.

Если же такая обязанность не будет фигурировать в трудовом договоре, то, по нашему мнению, обязанность начислять страховые взносы остается спорной.

Организация может попытаться не начислять взносы, опираясь на материалы судебной практики. Однако в этом случае организация должна быть готовой отстаивать свою позицию в суде.

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector