Администрирование страховых взносов: плюсы минусы
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Администрирование страховых взносов: плюсы минусы

Администрирование страховых взносов

Администрирование страховых взносов: плюсы минусы.

В статье рассмотрим администрирование страховых взносов. Администрирование взносов могут осуществлять два органа ФСС и ПФР (ранее эта функция была еще у ФОММС). Ниже опишем основные изменения, произошедшие в 2016 году.

Январь 2016 года стал отправной точкой в перемещении администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в налоговую службу. Пятнадцатого числа этого месяца президент РФ подписал указ №13, задача которого – поручить Министерству финансов разработку необходимой нормативной базы для возложения обязанностей по администрированию страховых отчислений на ФНС.

Путь к этому решению был долгим. Социальный и экономический блок вели продолжительную борьбу в отношении того, какой орган должен быть ответственным за страховые взносы, отчисляемые в ФСС, ПФР и ФОМС.

В результате было принято решение о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговому органу. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых сборов и упростит отчетность.

Администрирование страховых взносов

Уплата страховых взносов

С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в ФСС переданы Федеральной налоговой службе.

Функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остались в компетенции Фонда социального страхования.

Страхователь уплачивает страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются ежемесячный обязательный платеж (п.4 ст.22 №125-ФЗ). Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователями, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страхователь вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов в счет предстоящих платежей.

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

Плюсы и минусы администрирования страховых взносов ФНС

Согласно позиции представителей социальной и экономической сферы, передача контроля за СВ от внебюджетных фондов к налоговикам имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

  • уменьшается “бумажная волокита” – вместо предоставления отчетности в несколько контролирующих структур, нужно отчитываться только перед одной;
  • повышается “прозрачность” налоговой истории физлиц, так как данные по налоговым сборам и СВ объединены в одном месте;
  • уменьшается общая сумма задолженности плательщиков за счет повышения качества администрирования;
  • сокращается число проверок в связи с уменьшением контролирующих структур.

Минусы:

  • сокращение штата работников ФСС, ФОМС и ПФР;
  • необходимость набора и профессионального обучения новых сотрудников ФНС;
  • нарушение уже выработанной годами системы уплаты страховых взносов – теперь плательщикам придется “привыкать” к новым правилам.

Фиксированный платеж

Неизменный платеж в связи с передачей администрирования не изменяется, то есть:

  • если предприниматель не предоставляет декларацию, то макс. сумма платежа начисляться не будет;
  • если же предприниматель подаст декларацию, но не осуществит оплату, налоговики самостоятельно рассчитают сумму задолженности.

Общие положения

Закон о страховых взносах включает в себя нормы, касающиеся обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и контроля за их уплатой, устанавливает размеры и порядок начисления пеней при нарушении установленных сроков уплаты страховых взносов, а также меры ответственности, применяемые к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка их уплаты.

В связи с отменой ЕСН отменяются также положения ст. 9 Закона N 118-ФЗ , согласно которым с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществлялся налоговыми органами РФ (п. 6 ст. 36 Закона N 213-ФЗ).

Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах».

Теперь такой контроль будет возложен:

  • на Пенсионный фонд и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в бюджет ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в бюджеты ФОМС;
  • на Фонд социального страхования и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.

В целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов за органами контроля за уплатой страховых взносов закрепляются полномочия, в основном аналогичные тем, которыми в соответствии с Налоговым кодексом наделены налоговые органы при осуществлении ими контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) ЕСН и других налогов.

Выдержки из статей

Статья 20 Закона 250-ФЗКонтроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за периоды до 1 января 2017, осуществляется Пенсионным фондом и Фондом социального страхования в ранее действовавшем порядке.

Статья 21 Закона 250-ФЗ

  1. Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за прошлые периоды до 1 января 2017 г. принимается ПФР и ФСС в течение 10 рабочих дней со дня письменного заявления страхователя о возврате переплаты.
  2. Если переплата возникает в случае представления плательщиком уточненного расчета, срок возврата (10 рабочих дней) исчисляется со дня завершения ПФР и ФСС камеральной проверки данного расчета.
  3. Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за прошлые периоды до 1 января 2017 г. принимается при отсутствии у страхователя задолженности за указанный период.
  4. На следующий день после принятия Решения о возврате переплаты страховых взносов ПФР ИФСС направляют его в соответствующий налоговый орган.

Начисление пени и штрафов

Согласно ч. 1 ст. 421 НК РФ, базой для исчисления СВ для учреждений и ИП считается размер выплат и прочих вознаграждений, подлежащих обязательному соцстрахованию (ч. 1 ст. 420 НК РФ), начисленных в отношении индивидуально определенного гражданина с начала расчетного периода возрастающим итогом.

Страховые взносы не уплачиваются с заработков, которые указаны в ст. 422 НК РФ, к примеру:

  • с государственных пособий (например, с пособия по безработице);
  • с компенсационных выплат (к примеру, связанных с возмещением вреда, с оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия и др.).

За неуплату налогов или СВ устанавливается штраф в размере 20 % от суммы долга (если база была занижена или неверно исчислена).

Если докажут, что неуплата была совершена умышленно, штраф будет вдвое больше – 40 % с суммы (ст. 122 НК РФ).

Судя по ч. 4 ст. 75 НК РФ, с 1 окт. 2017 поменялись правила осуществления расчета пеней.

Теперь по долгу, возникшему после 1 октября 2017 года, размер неустойки будет зависеть от временного периода просрочки:

  1. Если до 30 дней включительно:
  1. Если свыше 31 дня, то пени за 1-30 дни рассчитываются так:

Ведение отчетности

Исходя из ч. 7 ст. 431 НК РФ, плательщики СВ, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам, обязаны предоставлять единый расчет не позднее 30-го числа того месяца, который идет за расчетным временным периодом.

Судя по ч. 1 ст. 423 НК РФ, расчетным временным интервалом признается 1 календарный год.

Расчет предоставляется в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения учреждения или его обособленного подразделения.

Случаи, когда взносы не уплачиваются

Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:

  • суточные — при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат
  • материальная помощь в любом размере:
    • в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители)
    • в случае стихийного бедствия, теракта
    • в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтвержденного справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее)
  • рождение, усыновление, удочерение детей — не более 50 000 рублей на одного ребёнка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события
  • на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно)

Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):

  • при медицинском страховании работника более года:
    • взносы по договору добровольного медицинского страхования (ДМС)
    • взносы на обслуживание работников в поликлинике напрямую
  • страхование жизни работников
  • страхование вреда здоровью работников
  • платежи по негосударственному пенсионному страхованию.

Администрирование страховых взносов

Начисление страховых взносов — расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчетным.

Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчетности от предприятий (страхователей), учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. Администрированием занимаются два фонда:

  • Фонд социального страхования (ФСС) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством
    • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пенсионный фонд России (ПФР) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное пенсионное страхование
      • страховая часть
      • накопительная часть
    • обязательное медицинское страхование
      • в ФФОМС — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
      • в ТФОМС — Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

База начисления

Объект в представленном году не изменится, им является выплата по трудовому договору и нескольким ГПХ. Все необлагаемые договора прописаны в статье 422 Налогового кодекса.

Российский налоговый портал напоминает, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование будет осуществлять Федеральная налоговая служба.

Соответствующий Федеральный Закон № 250-ФЗ был принят Государственной Думой ФС РФ 14 июня 2016 года, в начале июля 2016 года подписан Президентом РФ.

В какую ИФНС платить страховые взносы

Начиная с 1 января 2019 года страховые взносы, за исключением платежей от НС и ПЗ, перечисляются в следующие налоговые инспекции:

  • ИП — по месту жительства;
  • юридические лица — по месту нахождения.

Обособленные подразделения

Обособленные подразделения, которые наделены правом начислять и выплачивать заработную плату работникам, обязаны уплачивать страховые взносы, а также сдавать расчеты по месту нахождения обособленного подразделения. Одновременно головная организация сдает расчеты по страховым взносам (п. 11 ст. 431 НК РФ ).

Читать еще:  Коллективная жалоба в трудовую инспекцию на работодателя

При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ, уплата платежей и представление расчетов происходят по месту нахождения головной организации (п. 14 ст. 431 НК РФ).

Обособленные подразделения обязаны сообщить в налоговый орган о том, что наделены полномочиями на выплату вознаграждений в пользу физических лиц (или лишены таких полномочий), в течение одного месяца со дня принятия такого решения (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ ).

Владельцы малого бизнеса станут внимательнее

Президент группы компаний «Русский огород» и вице-президент общественной организации по поддержке малого и среднего бизнеса «Опора России» Владислав Корочкин считает, что ФНС сможет плодотворно повлиять на сбор социальных страховых взносов с предпринимателей, в особенности с владельцев малых предприятий.

Администрирование страховых взносов в ФНС

Похожие публикации

До 2017 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования принадлежит ПФР и его местным отделениям. При этом уплата взносов по ОМС осуществляется работодателями в ПФР, а тот в свою очередь передает данные в ФФОМС. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию принадлежат ФСС. Поэтому до конца 2016 года полномочия по сбору, учету, распределению и выплатам средств системы социального, пенсионного и медицинского страхования находятся в ведомстве внебюджетных фондов – ФСС, ПФР и ФФОМС. Данные фонды формируются за счет страховых взносов работодателей.

Администрирование страховых взносов: последние новости

В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.

Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.

Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.

Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2017 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.

В связи с нововведениями с 1 января 2017 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.

Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.

Передача администрирования страховых взносов

Давайте рассмотрим какие изменения ожидаются в системе в результате передачи полномочий по администрированию взносов в ведомство налоговой службы.

База начисления страховых взносов в 2017 году

1.Объект обложения останется без изменения – это выплаты по трудовым договорам (ст. 420 НК РФ) и ряду ГПХ (за исключением соцвзносов). Не облагаемые взносами выплаты перечислены в ст. 422 НК РФ.

2.Стоит отметить, что фактически регламент структуры страховых взносов из ФЗ №212 направлен в гл. 34 НК РФ без изменений. База, которая применяется для расчета страховых взносов, в соответствии со ст. 421 НК РФ останется прежней, также, как льготы и тарифы (нововведение: пониженные тарифы по льготникам на УСН могут применяться ими только, если их доход за год не превышает 79 млн руб.).

-876 000 руб. по обязательному пенсионному страхованию (если выплаты работнику составят больше этой суммы, то расчет взносов сократится с 22% до 10%);

-755 000 руб. по обязательному социальному страхованию (если больше этой суммы, то расчет и уплата взносов не будут производиться);

-взносы в систему обязательного медицинского страхования не зависят от суммы выплат и рассчитываются в размере – 5,1%.

База для расчета взносов с выплат, которые производятся в натуральном выражении, будет определяться из цен, указанных в ст. 150.3 НК РФ.

Изменения затронули оплату «суточных» работникам в командировках. С 2017 года они будут облагаться взносами, если их сумма будет превышать 700 руб./день (в России), 2500 руб./день (за пределами России).

Отчетность по страховым взносам в 2017 году

В свою очередь кардинальные изменения ожидают отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету. Организации ежеквартально должны будут предоставлять в ФНС (в орган, который будет заниматься сбором взносов) единый расчет по страховым взносам. Срок сдачи расчета – не позднее 30 числа того месяца, который следует за отчетным периодом (с учетом выходных дней).

Если в расчете будут выявлены несовпадения по общей сумме рассчитанных страховых взносов и суммам в разрезе по каждому застрахованному лицу, то расчет будет считаться не предоставленным, о чем налоговая служба будет обязана уведомить плательщика.

При этом сохранится персонифицированный отчет в ПФР. Организации должны будут направлять в отделения ПФР раз в год данные о стаже застрахованных лиц и ежемесячно – персонифицированный отчет по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Отчетность в ФСС по взносам «на травматизм» сохраняется в упрощенном виде. Если среднесписочная численность работников организации составляет менее 25 человек, то форма 4-ФСС сдается на бумаге не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца. Если численность больше, то обязательно в электронном виде и не позднее 25 числа того же периода.

ИП и прочее самозанятое население, которые не производят выплаты иным физлицам, не должны подавать отчетность в ФНС, как это было и с требованиями ПФР.

Копии формы персонифицированного отчета в ПФР должны быть предоставлены работнику в течение 5 дней, после его запроса или в день расчета застрахованного лица.

Срок хранения документов по начисленным и уплаченным страховым взносам составляет 6 лет.

Фиксированные платежи для ИП в 2017 году

Фиксированные платежи для самозанятого населения не изменятся. При этом для предпринимателей, не подавших налоговую декларацию, не будут начисляться максимальные суммы платежей. Однако, если предприниматель предоставит отчетность, но не уплатит сами взносы, то ФНС, основываясь на данных налоговой декларации, сама определит его задолженность.

При уплате взносов «на травматизм» организации обязаны ежегодно с 2017 года подтверждать свой тариф, установленный ФСС. Для этого необходимо направлять справку и заявление в отделение ФСС не позднее 15 апреля текущего года, в котором будет устанавливаться тариф взносов. Если этого не сделать, ФСС имеет право присвоить наивысший класс риска организации в соответствии с применяемыми видами деятельности, и назначить максимальный тариф для расчета взносов.

КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году

С 2017 года уплатить страховые взносы в счет организации может третье лицо, но при оплате в квитанции стоит обязательно отметить, в счет кого производится оплата.

Важно! При уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и ОСС в счет временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году изменены все КБК. КБК по уплате взносов «на травматизм» остался без изменений.

Статус плательщика в платежке в поле 101 необходимо проставлять «01» вместо «08», как это было в 2016 году.

Пени по страховым взносам в 2017 году

В 2017 году изменится расчет пени за несвоевременную уплату взносов в ФНС. В расчет пени с 1 января 2017 года включать день фактической уплаты страховых взносов не нужно. А с 1 октября того же года увеличится сумма пени за несоблюдение сроков по взносам:

– если просрочка уплаты составляет менее 30 календарных дней, то пени будут считаться по-прежнему 1 к 300 ставки рефинансирования;

– если более 30 дней, то расчет будет производиться, как 1 к 150 ставки рефинансирования.

Штрафы по страховым взносам в 2017 году

Штрафы за нарушения в отношении страховых взносов будут аналогичны штрафам по налогам.

Штрафы от ФСС перечислены в новой ред. ФЗ №125 от 24.07.1998 г., а штрафы ПФР регламентированы новой ред. ФЗ № 27 от 01.04.1996 г.

По СЗВ-М и ежегодному отчету в случае непредставления, несоблюдения сроков предоставления отчетности, а также, если была предоставлена неполная или недостоверная информация, штраф составит 500 руб. по каждому застрахованному лицу. Если будут нарушения в порядке сдачи электронной отчетности штраф составит 1000 рублей.

В 2017 году увеличится перечень административной ответственности, которая также будет распространяться на ответственных лиц.

С 2017 года все проверки по страховым взносам будут осуществляться налоговыми органами по тому порядку, по которому сейчас проходят проверки по налоговым платежам.

Обособленные подразделения организаций, производящие выплаты физлицам, должны будут самостоятельно представлять отчетность и производить уплату страховых взносов в территориальное отделение ФНС.

Переходные положения:

Уточненные расчеты за период до 01.01.2017 года необходимо предоставлять в ПФР и ФСС;

Излишне уплаченные взносы, пени, штрафы до указанного периода будет возвращать ПФР;

Взыскивать задолженность будет ФНС (особо важно учесть, что ФНС для взыскания задолженности с плательщика может заморозить счет).

Администрирование страховых взносов: плюсы минусы

В статье рассмотрим администрирование страховых взносов. Администрирование взносов могут осуществлять два органа ФСС и ПФР (ранее эта функция была еще у ФОММС). Ниже опишем основные изменения, произошедшие в 2016 году.

Январь 2016 года стал отправной точкой в перемещении администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в налоговую службу. Пятнадцатого числа этого месяца президент РФ подписал указ №13, задача которого – поручить Министерству финансов разработку необходимой нормативной базы для возложения обязанностей по администрированию страховых отчислений на ФНС.

Путь к этому решению был долгим. Социальный и экономический блок вели продолжительную борьбу в отношении того, какой орган должен быть ответственным за страховые взносы, отчисляемые в ФСС, ПФР и ФОМС.

Читать еще:  Классификация кодов бюджетной классификации для различных видов деятельности

В результате было принято решение о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговому органу. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых сборов и упростит отчетность.

Изменения 2016 года

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Указ №13 президента РФ Владимира Путина определил необходимость укрепления платежной дисциплины в отношении страховых отчислений и поручил Минфину до 1 мая 2016 года подготовить проекты законов. Данные законопроекты должны определить особенности передачи функций по администрированию страховых взносов уполномоченному органу исполнительной власти и позволить сформировать единый информационный ресурс со сведениями о населении РФ и заключаемыми ими гражданскими актами.

Ожидается, что ответственным за сбор взносов станет налоговая служба. При этом на ФНС будет возложена функция администрирования не только налогов и страховых платежей, но и таможенных сборов. При этом необходимо провести реформу таким образом, чтобы внутри единого механизма сохранилась ФНС с налоговыми функциями.

Для воплощения данных проектов в реальность требуется внести поправки в Налоговый, Бюджетный кодексы, а также в законы, взаимосвязанные с этими правовыми актами.

Согласно последним подсчетам, ввод в действие таких изменений потребует увольнения порядка 18 000 работников Пенсионного фонда и около 8 000 работников Фонда социального страхования. Именно такое количество персонала занято вопросами по сбору страховых взносов. Вместе с тем налоговому органу потребуется порядка 12 000 новых специалистов для реализации функций по администрированию страховых отчислений.

Планируемые траты на осуществление таких изменений также значительны. Покрытие этих расходов произойдет за счет сокращения финансирования фондов и направление сэкономленных средств на проведение реформы.

Непосредственно передача администрирования запланирована на 1 января 2017 года, однако не исключено, что эта дата будет перемещена на середину 2020 года. Планируется передать систему сбора страховых платежей в ФНС в том виде, в каком она существует сейчас во внебюджетных фондах. Замена страховых взносов налоговыми платежами не планируется.

Что такое администрирование страховых взносов?

До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:

  1. Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
  2. Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
  3. Проведение камеральных проверок страхователей.
  4. Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
  5. Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
  6. Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки

По мнению представителей экономического и социального сектора, передача администрирования страховыми платежами от внебюджетных фондов в налоговую имеет как плюсы, так и минусы. Ниже в таблице раскроем администрирование страховых взносов и выделим плюсы и минусы этого решения.

Достоинства Недостатки
Вместо четырех контролирующих органов остается один, как следствие – снижение нагрузки на бизнесменов Необходимость создания единой системы, которая объединит учет плательщиков взносов и налогов
Прозрачность налоговой истории физических лиц, так как сведения по налоговым и страховым платежам объединятся в одном месте Необходимость сокращения работников фондов, занятых администрированием страховых взносов, и перемещение их в ФНС, проведение их переподготовки
Упрощение отчетности для плательщиков взносов Значительные денежные траты на персонал, прикладные программы, разработку программного обеспечения
Уменьшение задолженности по страховым платежам за счет повышения качества администрирования Нарушение отлаженной системы сбора страховых платежей, ставшей привычной для плательщиков взносов
Сокращение числа проверок в связи со значительным уменьшением контролирующих органов Сохранение персонифицированной отчетности по физическим лицам

Администрирование страховых взносов: для чего нужна передача функций?

С 2010 года фискальными функциями были наделены внебюджетные фонды, которые и исполняли их до сегодняшнего дня. Ранее существовал единый социальный налог, сбор которого подчинялся налоговому ведомству. Потом ЕСН был упразднен (подробнее про ЕСН читайте в статье: “Единый социальный налог: расчет, декларация”), и на его смену пришли обязательные взносы страхового характера, уплачиваемые в различные фонды в зависимости от своего содержания.

Уже с 2013 года начались разговоры о том, что необходимо передавать полномочия Пенсионного фонда, Фондов обязательного медицинского и социального страхования единому фискальному органу. Предполагалось, что данные изменения позволят улучшить процедуру расчета и перечисления взносов и сократит задолженность перед фондами по страховым отчислениям.

Предпосылками для нововведений стало недовольство представителей бизнеса передачей администрирования страховых взносов фондам с 2010 года. Они посчитали это нецелесообразной и излишней нагрузкой на субъектов экономической деятельности – отчитываться и уплачивать сборы, налоги по одному физическому лицу компаниям пришлось в четыре различных места вместо одного, как это было при ЕСН.

Результатом стало обращение бизнесменов к российскому правительству с предложением создать единый орган, который объединит в себе функции администрирования страховых взносов и налогов. Владимир Путин в 2013 году поручил правительству обдумать возможность возврата к единому администрированию платежей налоговой службой. Однако однозначного мнения тогда не удалось сформировать, и до 2016 года функции по сбору страховых платежей с доходов физических лиц возлагались на фонды внебюджетного характера.

Было мнение, что даже при передаче администрирования страховых взносов налоговой службе у плательщиков все равное останется обязанность по подаче персонифицированной отчетности в фонды, а потому смысл в объединении всех платежей в налоговом органе теряется.

Кроме того, возврат налоговых функций по администрированию взносов повлечет за собой существенные траты денежного характера, а также потребует значимые передвижения в кадровом составе как внебюджетных фондов, так и налоговой.

Все эти моменты на время приостановили реформу в отношении администрирования, малый и средний бизнес выступал за передачу взносов под юрисдикцию ФНС, крупный бизнес был категорически против.

К 2015 году этот вопрос был поднят Госдумой. Рост задолженность по страховым платежам, огромное количество проверок по небольшим доначислениям взносов, недовольство экономического сектора заставили пересмотреть еще раз вопрос о передаче администрирования Федеральной налоговой службе. Результатом стало решение Владимира Путина о необходимости внесения изменений с систему администрирования, оформлено это решение было в виде указа №13 от 15 января 2016 года.

По проведенным проверкам качество работы Федеральной налоговой службы значительно превышается аналогичный показатель внебюджетных фондов за счет применения высокотехнологичных и современных методик. Считается, что создание единого механизма учета налогов и взносов позволит не только оптимизировать существующую систему в РФ, но и повысит место России в международных рейтингах.

Страховые взносы администрирует ФНС: что изменилось для компаний

Когда контрольные полномочия передаются от ведомства к ведомству, возникает некоторая путаница. В такой обстановке плательщик страховых взносов легко может поплатиться штрафом за несвоевременную постановку на учет или пропущенный срок сдачи отчетности.

Чем именно с 1 января 2017 года займутся налоговые органы? Администрирование означает, что налоговики будут выполнять только отошедшие в их компетенцию функции: принимать расчеты, проверять уплату страховых взносов, оформлять возврат или зачет. Проведение проверок, взыскание недоимки, штрафов, пени – это также теперь компетенция налоговых органов. Прочие вопросы социального внебюджетного обеспечения остаются за внебюджетными фондами.

Страховым взносам в Налоговом кодексе отвели отдельную главу 34 (Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Порядок перераспределения функций между ведомствами доведен письмом ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/12929.

С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утрачивает силу. С этого момента порядок исчисления и уплаты взносов будут разъяснять ФНС или Минфин России. Все письма, инструкции, распоряжения фондов в части администрирования страховых взносов прекращают свое хождение. До 31 декабря 2016 года эти документы продолжают действовать.

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утвердила форму расчета по страховым взносам, которая будет применяться, начиная с 2017 года. Новый расчет заменит собой формы РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и действующую форму 4-ФСС.

Что остается в ведении фондов

До 1 февраля 2017 года фонды передадут в ФНС сведения о расчетах с каждым страхователем. Окончательный расчет фондов с ФНС должен произойти к 1-му апреля 2017 года.

Совет. Компаниям рекомендуется в декабре 2016 года пройти сверку с фондами, чтобы в налоговом органе неожиданно не всплыла задолженность.

С 1 января 2017 года сотрудники ФСС могут участвовать во внеплановых проверках страхователей, чтобы проконтролировать произведенные ими расходы. Камеральные проверки по взносам будут проводиться по тем же правилам, что и налоговые.
При обнаружении факта неуплаты взносов в сроки, предусмотренные законодательством, налоговые органы направят плательщикам требования об уплате взносов, в частности ( п.1 ст.70 НК РФ):

  • в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки по взносам, если сумма задолженности более 500 рублей;
  • в течение одного года, если сумма менее 500 рублей;
  • в течение 20 дней, если задолженность выявлена по результатам налоговой проверки.

Напомним, при неисполнении требований налоговые органы безакцептно спишут соответствующие суммы с расчетного счета компании.

Уточненные декларации за прошлый период

Взыскивать недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по пенсионным платежам, по дополнительным страховым взносам, которые уплачиваются в рамках спецоценки рабочих мест, будет налоговая служба.

Что предпринять плательщику взносов на обязательное социальное страхование по правоотношениям, возникшим до 01.01.2017 года

  • Представить в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года.
  • Подать заявление в ФСС на возврат переплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), перечисленных и поступивших за период до 31.12.2016 года.
  • Подать заявление в ФСС на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.
  • При необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Получить акт сверки расчетов по обязательствам, исполненным до 31.12.2016 года.
  • Уплатить взносы по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году. С 1 января 2017 года взносы уплачивать на новый КБК, открытый ФНС , в том числе за декабрь 2016 года, если фактически уплата происходит уже в 2017 году.
  • Обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.
Читать еще:  Уважительные причины для неуплаты алиментов: судебная практика

Возврат излишне уплаченных взносов

Сначала нужно обратиться с заявлением в фонд. Там проверят задолженность и после этого поставят в известность органы ФНС, действуя при этом по внутренним регламентам без участия плательщиков. В итоге суммы вернутся плательщику со счетов федерального казначейства. Правила возврата переплаты определены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Не упустите, что до 31 декабря 2020 года сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на расходы, произведенные на эти цели (такие изменения внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Куда платить взносы

С 2017 года платежки по страховым взносам будут такими же, как по налогам. В поле 101 “Статус плательщика” надо будет проставлять код 01, код 08 сохранится только для взносов «на травматизм». Порядок заполнения налоговых платежек и платежек по страховым взносам теперь можно найти в приложении 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107. Напомним, прежде платежкам по взносам было отведено приложение № 4 к этому же приказу.

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ

Автоправозащита.RU

15 января 2016 года Президент утвердил Указ № 13 “О дополнительных…” (далее – Указ № 13), который содержал указание для Правительства РФ до 1 мая 2016 года внести в Госдуму законопроект по возложению полномочий на ФНС по администрированию страховых взносов (далее также – СВ), уплачиваемых в ФСС, ПФР и ФОМС.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

О том, что изменилось за последний год и кто теперь уполномочен контролировать уплату плательщиками взносов, поговорим далее.

Основная информация

Долгое время шли споры по поводу того, кому следует передать полномочия по администрированию. В конечном итоге, законодателем было решено передать соответствующие правомочия в ФНС, ведь этот орган отличается высоким качеством работы.

Передача полномочий позволит:

  • оптимизировать систему СВ;
  • сократить административные расходы;
  • упростить отчетность.

Определения

Администрирование – это исполнение органом, на который возложены соответствующие полномочия, следующих обязанностей:

  • осуществление контроля за корректностью вычисления, полнотой и уплаты в срок СВ;
  • прием от плательщиков расчетов по СВ, начиная с отчетности по 1-му кварталу 2017 году и далее;
  • взыскание пени и неустойки по СВ, в том числе, возникшим до наступления 2017 года;
  • возврат лишне уплаченных плательщиками сумм;
  • предоставление отсрочки (рассрочки) платежа.

Законодательство

С 1 января 2017 года, в целях реализации Указа № 13, были приняты следующие законодательные документы:

  • 243-ФЗ от 3 июля 2016 “О внесении…” (далее – ФЗ № 243);
  • 250-ФЗ от 3 июля 2016 “О внесении…” (далее – ФЗ № 250).

Что изменилось в 2016 году

Основные изменения в 2016 году были внесены ФЗ № 243.

Так, исходя из текста ФЗ № 243:

  • в НК РФ была добавлена новая Глава 34;
  • ФСС будет продолжать контролировать расходы на выплату страх. денежного обеспечения по временной неспособности к труду и в связи с беременностью (ВНиМ);
  • анализ расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ, на основе информации из налоговой инспекции, будет осуществляться ФСС в порядке, который установлен 125-ФЗ от 24 июля 1998 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 125);
  • утвержден новый порядок межведомственного взаимодействия между ФСС и ФНС в части заявленных страхователем доходов по ВНиМ.

Таким образом, в 2016 году законодательством были возложены правомочия по администрированию страховых взносов в ФНС практически во всех аспектах (кроме расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ). ВНиМ в части доходов теперь также контролирует ФНС.

Плюсы и минусы администрирования страховых взносов ФНС

Согласно позиции представителей социальной и экономической сферы, передача контроля за СВ от внебюджетных фондов к налоговикам имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

  • уменьшается “бумажная волокита” – вместо предоставления отчетности в несколько контролирующих структур, нужно отчитываться только перед одной;
  • повышается “прозрачность” налоговой истории физлиц, так как данные по налоговым сборам и СВ объединены в одном месте;
  • уменьшается общая сумма задолженности плательщиков за счет повышения качества администрирования;
  • сокращается число проверок в связи с уменьшением контролирующих структур.

Минусы:

  • сокращение штата работников ФСС, ФОМС и ПФР;
  • необходимость набора и профессионального обучения новых сотрудников ФНС;
  • нарушение уже выработанной годами системы уплаты страховых взносов – теперь плательщикам придется “привыкать” к новым правилам.

Причины передачи функций

Особенности администрирования страховых взносов в ФНС (предыстория):

  • ранее существовал единый соцналог, который впоследствии был заменен на обязательные страховые платежи, уплачиваемые в различные фонды;
  • в 2010 году представители бизнеса выразили свое недовольство по поводу отмены ЕСН – ведь с введением поправок им пришлось отчитываться сразу в 4 места – ПФР, ФОМС, ФСС и ФНС;
  • в 2013 году началось ведение обсуждений по поводу передачи функций ПФР, ФСС и ФОМС единому фискальному органу в целях сокращения задолженности плательщиков и упрощения процедуры расчетов и перечислений СВ;
  • бизнесмены обратились в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность по оптимизации существующей системы страховых взносов;
  • в 2013 году Президент поручил Правительству подумать над решением проблемы, однако на протяжении 3 лет особых мер не предпринималось.

Наконец, в 2015 году проблема достигла своего апогея. Стремительно росла задолженность, проводилось огромное число проверок, недовольство бизнесменов еще больше увеличивалось. Результатом стал вынесенный в 2016 году Указ № 13, а далее – и соответствующие поправки в НК РФ.

Нюансы

Помимо поправок, введенных в действие ФЗ № 243, существуют еще и изменения, внесенные ФЗ № 250, а именно:

  • в 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года “Об обязательном…” были внесены поправки, сохранившие за ФСС права проводить камеральные проверки корректности и обоснованности расходов на осуществление выплат страх. денежного обеспечения по ВНиМ;
  • в ФЗ № 125 были внесены поправки относительно администрирования налоговой инспекцией СВ на соцстрахование от несчастных событий на производстве, в частности, добавились новые главы – “Обеспечение исполнения…страховых взносов”, “Ответственность за совершение нарушений…” и др.

База начислений

Согласно ч. 1 ст. 421 НК РФ, базой для исчисления СВ для учреждений и ИП считается размер выплат и прочих вознаграждений, подлежащих обязательному соцстрахованию (ч. 1 ст. 420 НК РФ), начисленных в отношении индивидуально определенного гражданина с начала расчетного периода возрастающим итогом.

Страховые взносы не уплачиваются с заработков, которые указаны в ст. 422 НК РФ, к примеру:

  • с государственных пособий (например, с пособия по безработице);
  • с компенсационных выплат (к примеру, связанных с возмещением вреда, с оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия и др.).

Ведение отчетности

Исходя из ч. 7 ст. 431 НК РФ, плательщики СВ, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам, обязаны предоставлять единый расчет не позднее 30-го числа того месяца, который идет за расчетным временным периодом.

Судя по ч. 1 ст. 423 НК РФ, расчетным временным интервалом признается 1 календарный год.

Расчет предоставляется в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения учреждения или его обособленного подразделения.

Фиксированный платеж

Неизменный платеж в связи с передачей администрирования не изменяется, то есть:

  • если предприниматель не предоставляет декларацию, то макс. сумма платежа начисляться не будет;
  • если же предприниматель подаст декларацию, но не осуществит оплату, налоговики самостоятельно рассчитают сумму задолженности.

Коды бюджетной классификации

Оплатить страховые взносы может как сам плательщик, так и иное лицо.

Изменения в кодах бюджетной классификации коснулись уплаты платежей в счет временной неспособности к труду гражданина. При взносах на “травматизм” КБК не поменялся. В поле 101 “Статус плательщика” теперь ставится 01, вместо 08, как было раньше.

Приведем перечень КБК для взносов, уплачиваемых с 1 января 2017 года:

Вид СВ КБК
На ОПС 18210202010061010160
ВНиМ 18210202090071010160
ОМС 18210202101081013160
На ОПС “за себя” (для самозанятого населения) 18210202103081013160

Дополнительные взносы за работников, которые осуществляют деятельность в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение:

Вид СВ КБК
За сотрудников, работа которых связана с вредностью (доп. тариф не зависит от итогов специальной оценки) 18210202131061010160
За сотрудников на вредных условиях (доп. тариф зависит от итогов специальной оценки) 18210202131061020160
За сотрудников, осуществляющих деятельность в тяжелых условиях (дополнительный тариф не зависит от результатов специальной оценки) 18210202132061010160
За работников, занятых на тяжелых условиях (дополнительный тариф зависит от результатов специальной оценки) 18210202132061020160
На “травматизм” 39310202050071000160

Начисление пени и штрафов

За неуплату налогов или СВ устанавливается штраф в размере 20 % от суммы долга (если база была занижена или неверно исчислена).

Если докажут, что неуплата была совершена умышленно, штраф будет вдвое больше – 40 % с суммы (ст. 122 НК РФ).

Судя по ч. 4 ст. 75 НК РФ, с 1 окт. 2017 поменялись правила осуществления расчета пеней.

Теперь по долгу, возникшему после 1 октября 2017 года, размер неустойки будет зависеть от временного периода просрочки:

  1. Если до 30 дней включительно:

  1. Если свыше 31 дня, то пени за 1-30 дни рассчитываются так:

Начиная с 31 дня, по указанной ниже формуле:

Чего изменения не коснуться

Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, не коснулись:

  • объекта обложения СВ;
  • категорий плательщиков;
  • тарифов на ОМС;
  • фиксированного платежа для ИП;
  • срока оплаты взноса;
  • предельной базы для исчисления.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-60-09
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector