Аудит НКО. Образец заполнения
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Аудит НКО. Образец заполнения

Особенности проведения аудита некоммерческой организации

Аудит осуществляется в отношении и коммерческих, и некоммерческих организаций. Однако проверка НКО отличается рядом особенностей. Связано это со спецификой деятельности субъекта. Работа НКО не подразумевает извлечения прибыли. Как правило, такие организации преследуют в своей деятельности различные социальные цели.

Задачи аудита НКО

Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:

  • Установление направлений расходования.
  • Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
  • Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
  • Правильность налогообложения.
  • Соответствие действий НКО Уставу.
  • Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.

Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.

В каких случаях осуществляется обязательная проверка

Аудит может быть обязательным и добровольным. Основания для проведения обязательной проверки содержатся в статье 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года. В частности, это следующие финансовые показатели:

  • Размер выручки за полный отчетный период составляет более 400 000 000 рублей. Исключение – государственные структуры, органы местного управления, ГУПы, сельскохозяйственные кооперативы.
  • Размер активов на завершение отчетного периода составляет более 60 000 000 рублей.

Также проверяются следующие субъекты:

  • Различные негосударственные фонды (к примеру, пенсионные).
  • УК акционерных, пенсионных фондов.
  • Фирмы, на годовом балансе которых находится более 200 000 МРОТ.
  • Структурные отделы зарубежных НКО.

Обязательность проверки может устанавливаться внутренними документами. В частности, необходимость проведения прописывается в Уставе.

Кто может проводить аудит

Аудитором может стать не каждый человек. Результаты проверки будут законными только в том случае, если аудит проводился фирмами или ИП с членством в соответствующем СРО. Ранее для осуществления процедуры нужно было получать лицензию. Однако сейчас аудитору для легального ведения своей деятельности достаточно вступить в СРО. Сами специалисты должны пройти аттестацию.

ВАЖНО! Работа аудиторов ведется в соответствии с ФЗ №307 от 30 декабря 2008 года.

Подготовка к аудиту НКО

Подготовка к проверке включает в себя эти этапы:

  • Установление целей и задач проверки.
  • Ознакомление со спецификой работы НКО.
  • Знакомство с предыдущими аудиторскими заключениями.
  • Установление аудиторских рисков.
  • Установление стратегии аудита.

На подготовительном этапе должна быть утверждена программа действий, шаги, которые будут проделаны в рамках процедуры.

Порядок проведения

Руководителю НКО нужно обратиться к аудитору. Для этого в фирму отправляется запрос на осуществление проверки. В запросе указываются задачи аудита, сроки процедуры. Если компания ответила согласием, отправленное письмо признается договором оферты. К нему оформляется соглашение. Рассмотрим основные этапы аудита:

  1. Подготовка. Аудитор знакомится с работой НКО, задачами предстоящего мероприятия.
  2. Промежуточный этап. Проверяется система локального контроля. Нужно это для установления аудиторских рисков.
  3. Основной этап. Выполняется проверка бумаг. В частности, аудит рассматривает бухучет, баланс, устав, заключенные трудовые соглашения, внутренние бумаги. Документы проверяются на соответствие законам.
  4. Заключительный этап. Специалист оформляет отчет по выполненной работе. Он также должен заполнить заключение.

Аудитор должен отчитываться о своей работе на каждом из этапов проверки.

Что именно проверяет аудитор?

Аудитор проверяет следующие направления деятельности НКО:

  • Учредительные бумаги. Устанавливается соответствие деятельности НКО уставным целям. Определяются дополнительные направления работы и проверяется их соответствие закону.
  • Финансирование. Устанавливается поступление денег от учредителей, участников НКО. Проверяется правильность налогообложения.
  • Финансирование организациями, гранты. Аудитор должен установить наличие документального подтверждения всех поступлений. В бумагах должно быть указано, что средства получены безвозмездно.
  • Пожертвования от ФЛ. Проверяется, есть ли приемный акт по операции. Определяется законность распределения финансов.
  • Внереализационные поступления. Проверяется наличие раздельного учета, правильность вычисления налогов.
  • Траты НКО. Устанавливается наличие сметы, первички, соответствие расходов уставной работе.
  • Доход от дополнительных направлений деятельности. НКО может извлекать доход из своей деятельности. Проверяется законность поступлений, порядок их расходования, налогообложения.
  • Работа сотрудников. Устанавливается правомерность найма сотрудников, составление трудовых соглашений.

Объем аудиторских работ определяется в зависимости от масштабов деятельности НКО.

К СВЕДЕНИЮ! Проверка может быть полной или выборочной. Во втором случае берутся и проверяются отдельные документы. Если в них были обнаружены ошибки, аудитор приступает к более тщательному анализу.

Результаты работы аудитора

По итогам проверки составляется заключение. Оформлять этот документ можно только после рассмотрения доказательной базы, анализа бумаг. В заключении прописывается эта информация:

  • Название бумаги.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Информация об аудиторе.
  • Законы, которыми руководствовался проверяющий.
  • Порядок аудита.
  • Документы, которые были проверены.
  • Указание о достоверности проанализированных бумаг.
  • Мнение аудитора касательно состояния дел НКО.
  • Дата оформления документа.

В заключении могут содержаться рекомендации аудитора касательно налаживания деятельности.

К СВЕДЕНИЮ! Заключение может быть положительным и отрицательным. В первом случае специалист признает абсолютную законность деятельности НКО. Если будет обнаружено множество ошибок, выносится заключение отрицательного характера.

ВАЖНО! Если НКО подлежит обязательному аудиту, заключение нужно отправлять в органы статистики вместе с отчетностью.

Типичные ошибки, выявляемые при аудите

Рассмотрим ошибки в работе НКО, которые часто обнаруживаются в ходе проверки:

  • Неправильное оформление членства в фирме.
  • Незаконный наем сотрудников в НКО. Некоторые организации не могут нанимать на работу сторонних лиц.
  • Представительские траты, которые никак не подтверждены документами.
  • Поступление средств в НКО без оформления.

Для проверки рекомендуется нанимать аудитора, который ознакомлен со спецификой работы НКО.

Дополнительная информация

Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:

  • Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
  • Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.

В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.

ВАЖНО!
Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.

Какие виды НКО обязаны ежегодно проводить аудит?

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo – Consulting & audit

В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

общественных или религиозных организаций (объединений);

общин коренных малочисленных народов РФ;

автономных некоммерческих организаций;

социальных, благотворительных и иных фондов;

ассоциаций и союзов;

в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

Читать еще:  Выписка по страховым взносам при увольнении

негосударственный пенсионный или иной фонд;

акционерный инвестиционный фонд;

управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение.

Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

государственные корпорации (ст.7.1 Закона №7-ФЗ, ст.35 Федерального закона от 01.12.2007 г. №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ст.9 Федерального закона от 23.11.2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и пр.);

НКО, связанные с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей (ст.6 и ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала НКО»).

Следует отметить, что Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита (например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2015 г.»).

Бухгалтерский учет НКО – Аудит НКО.

  • чтобы проверить, насколько фактическая деятельность организации, принципы ее финансирования, формирования и распределения материальных и денежных средств соответствуют задачам и целям, указанным в уставных документах и определенным управляющими органами НКО;
  • для проверки учетной политики, применяемой в бухучете и анализа ее правильности;
  • чтобы проверить и подтвердить целевые расходы полученных грантов;
  • для проверки целевых использований получаемых денежных средств. В процессе аудита устанавливается, насколько расход финансов отвечает ранее утвержденным программам и сметам. Также проверяется соответствие суммы расходов запланированным показателям и установленным ограничениям;
  • чтобы проверить и подтвердить целевое использование поступивших средств, указанных в отчетности;
  • чтобы проанализировать правильность раздельного ведения учета, если организация наряду с некоммерческой занимается еще и коммерческой деятельностью. Основная задача аудита – подтвердить корректность полученного финансового результата;
  • чтобы проверить, насколько учетные записи отвечают информации, указанной в первичных документах;
  • для анализа правильности оформления в документах операций, связанных с получением и расходом денежных активов или имущества НКО;
  • чтобы определить, насколько налоги от доходов, получаемых от некоммерческой деятельности, отвечают налогообложению, установленному законодательством;
  • для проверки правильности договоров, заключенных с другими организациями, коммерческими структурами и наемными сотрудниками, другой документации.

  • в негосударственных фондах – общественных, частных, благотворительных, инвестиционных, пенсионных и других;
  • в саморегулируемых организациях (СРО);
  • в фондовых биржах, которые были зарегистрированы в качестве некоммерческих партнерств или ассоциаций;
  • в управляющих компаниях инвестиционного фонда паевого или акционерного типа;
  • в крупных некоммерческих структурах, годовой баланс которых, согласно отчетности прошлого года, составляет свыше 20 млн. руб.;
  • в жилищных накопительных кооперативах;
  • в кредитных потребительских кооперативах;
  • в организациях, которые являются иностранными агентами или структурными подразделениями иностранных НКО;
  • в некоммерческих организациях, получивших гранты, для подтверждения их целевого использования.
  1. Определяются его основные задачи и цели. Если проверка является инициативной, то аудит может быть полным или частичным, исходя из требований его инициаторов.
  2. Аудиторы знакомятся со спецификой характера НКО и деятельностью организации. При ознакомлении изучают виды деятельности некоммерческого объединения и его структуру.
  3. Аудиторы изучают материалы предыдущих проверок, знакомятся с их результатами и заключениями.
  4. Определяются аудиторские риски, делается их оценка.
  5. Разрабатываются тактика и стратегия предстоящей аудиторской проверки. На этом этапе составляется программа проверочных мероприятий, разрабатывается план действий, устанавливается круг проверяемых лиц и определяются сроки проверки.
  1. Подготовительного – как сказано выше, аудитор знакомится со спецификой и характером деятельности организации, ее задачами и целями, составляется программа и план аудита.
  2. Промежуточного – на этом этапе изучается и проверяется вся документация НКО, а также аудиторы проверяют системы внутреннего контроля, чтобы определить степени рисков.
  3. Основного – согласно поставленным задачам и целям, а также требованиям инициаторов проверяется деятельность НКО, вся документация организации, правильность отражения данных в документах и другая информация. На этом этапе, собственно, и выполняется аудит некоммерческой организации, согласно разработанным программам и планам.
  4. Заключительного – последний этап, на котором аудиторы составляют отчет о проведенной проверке, делают заключение согласно материалам и результатам проверки.
  • учредительных документов – проверяют соответствие фактической деятельности организации деятельности, указанной в уставных документах. Также определяют наличие дополнительных видов деятельности, разрешенных на законодательном уровне;
  • поступлений финансовых и материальных средств от членов и соучредителей НКО – проверяется, производились ли поступления в соответствии с уставной деятельностью, чтобы исключить необходимость налогообложения;
  • финансовых поступлений от других структур и организаций, в том числе получение грантов – определяют наличие документального подтверждения источников и характера финансирования;
  • пожертвований, полученных от физических лиц – проверяется, есть ли акт приема средств и их распределение;
  • внереализационных поступлений – проверяют правильность начисления налогов и ведение раздельного учета средств;
  • расходов некоммерческой организации – проверяют смету, первичную документацию, устанавливают, насколько фактические расходы соответствуют тем, которые указаны в уставных документах:
  • поступлений от деятельности коммерческого характера – проверяют законность коммерческой деятельности, правильность налогообложения и назначения расходов;
  • оплату труда сотрудников НКО – проверяется законность приема работников, правильность документального оформления приема на работу, начисления заработной платы и отчислений.
  • информация о заявителях или инициаторах аудита;
  • данные об аудиторской компании и лицах, проводящих проверку;
  • информацию о проверяемой некоммерческой организации;
  • на основании каких законодательных актов проводилась аудиторская проверка;
  • какие документы рассматривались при проведении аудиторских мероприятий;
  • в каком порядке проводилась проверка;
  • информация о достоверности данных, указанных в проверяемых документах;
  • субъективное мнение проверяющего органа;
  • дата составления документа.
  • безоговорочно положительными – такими заключениями подтверждается, что учет ведется абсолютно правильно, все отчетности и документы составлены верно и без ошибок, деятельность ведется на законном основании, а по задачам, поставленным заказчиком аудита, сделаны удовлетворительные выводы;
  • положительными с оговоркой – такие заключения означают, что учет, заполнение документации и составление отчетности, а также деятельность НКО ведутся в рамках законодательства, но в ходе проверки были выявлены незначительные ошибки, которые должны быть устранены в указанные сроки;
  • отрицательными – такие заключения даются аудиторами, если в ходе проверки было установлено, что учет, составление отчетности, ведение документации и деятельности в целом не соответствует нормам законодательства и уставным документам некоммерческой организации;
  • отказ от вынесения решения по результатам проверки – такое заключение также может быть, если аудиторы получили для изучения и проверки недостаточно документации и материалов, что не дает возможность определить правильность ведения учета и решить остальные задачи, поставленные в рамках проверки.

Нулевая 2000р.Деятельность 5000р.

Позвонить бухгалтеру: +79031353061

Когда может быть расторгнут договор на выполнение аудита?

Общероссийская общественная организация. (имеющая аккредитацию)..направляет региональных спортсменов на международные соревнования (входящие в ЕКП) , оплатив им стоимость проезда.
1.Возникает ли НДФЛ со стоимости билета. если да, то кто перечисляет налог в бюджет. физ.лицо или ООО.

Ответ. Добрый день, Елена! Командировочные выплачиваются и происходит оформление командировки с соответствующими компенсациями по Трудовому кодексу РФ. В Вашем случае нет командировки так как со спортсменами скорее всего не заключен трудовой договор. По закону о добровольческой деятельности возможна компенсация проезда добровольцам, но спортсмены также не добровольцы. Вы можете оформить все через программу целевого использования со средств от добровольных пожертвований, а с пожертвований НДФЛ не платиться.

Методика аудита некоммерческих организаций

В ходе исследования разработана методика аудита НКО на примере ассоциаций и союзов. Данная методика может быть использована как основное руководство по проведению аудита НКО. Аудиторские фирмы, проводящие проверки, могут использовать данную методику при разработке внутрифирменных стандартов и руководств, устанавливающих обязательные к использованию общие и специфические принципы и подходы к аудиту.

Структурно методика включает в себя несколько разделов. В первом разделе представлены концепция и принципы проведения аудита. В втором разделе описаны некоторые технические аспекты практического применения положений и подходов методики. Методика содержит предложения по предварительной стадии аудита, методические подходы к сбору аудиторских доказательств и оценке результатов аудита.

В приложении к методике аудита НКО аудиторские фирмы должны представить разработанную техническую документацию, применяемую аудиторскими фирмами при выполнении процедур и технических приемов.

Рекомендованная в настоящей работе методика аудита в части специфики аудита некоммерческих организаций представлена на рис. 15.2.

Читать еще:  Как крепить конек на профнастил?

Рис. 15.2. Основные разделы предлагаемой методики аудита НКО (ассоциаций и союзов)

Методика аудита НКО содержит рекомендации по выбору методов и приемов проверки, представленных как пояснения к процедурам.

Подход, описанный в данной методике, предусматривает оценку внутреннего риска, сильных сторон контрольной среды и определение профиля риска, составление рабочих документов аудитора при проведении практического аудита с использованием и без использования программных продуктов. Для выполнения необходимых оценок рекомендуется использовать разработанную техническую документацию.

Рекомендованная структура предлагаемой методики аудита в части специфики аудита НКО представлена в табл. 15.2.

Таблица 15.2

Основные разделы предлагаемой методики аудита некоммерческих организаций (ассоциаций и союзов)

Содержание и структурное построение

Описание принципов и структуры

Методология аудита НКО

2. Согласование условий работы

Процедуры согласования условий работы

Письма об условиях работы

3. Сбор информации

Сбор информации о бизнесе с целью его понимания

Изучение учетной системы

Определение единиц аудита

4. Стратегия аудита

Оценка внутреннего риска

Определение планового уровня существенности

Предварительный аналитический обзор

Определение разделов, имеющих большое значение для аудита

Оценка контрольной среды

Определение характера и объемов аудиторских процедур

Последовательность аудита и плановая документация

5. Проведение аудита

Контрольные процедуры и тесты систем контроля

Независимые аналитические процедуры

Другие независимые процедуры

6. Контроль аудита

Разделение обязанностей. Обзор и консультации

Сотрудничество с другими аудиторами

Передача клиентов между фирмами

Передача клиентов внутри фирмы

Сотрудничество с совместными аудиторами

Доверие внутренним аудиторам

Обзор эффективности аудита

7. Формирование мнения и отчетность

Отчетность – национальные клиенты

Отчетность – международные клиенты

Соблюдение требований законодательства РФ

Специальные аудиторские проверки

Другие задания, предполагающие представление отчета

Методика аудита НКО содержит рекомендации по выбору методов и приемов проверки, представленных как пояснения к процедурам. Целесообразно использовать следующие методы и приемы аудита.

  • 1. Наблюдение. Предполагает непосредственное ознакомление с работой подразделений и структур некоммерческой организации.
  • 2. Инвентаризация. Позволяет получить точную информацию о наличии имущества и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости имущества НКО, его предназначении для ведения уставной деятельности, в том числе коммерческой и некоммерческой. Инвентаризации подлежат имущество и финансовые обязательства ассоциации и союза, непротиворечив их целевой установке НКО. Рекомендуется провести проверки в двух направлениях: 1) сверить учетные данные с фактическим наличием товарно-материальных ценностей; 2) сверить фактические запасы товарно-материальных ценностей с данными учетных записей.
  • 3. Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств НКО, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от третьей стороны (банка).

В ходе проведения аудита НКО аудитор проводит необходимые запросы:

  • • о рассматриваемых в судах делах (подтверждения адвокатов);
  • • пояснениях и заявлениях клиента по сложным и противоречивым вопросам, выявленным в ходе проверки (письменные ответы налоговых органов);
  • • экспертам, проводившим проверку отдельных объектов и вопросов (доверие экспертам);
  • • сервисным организациям, оказывающим услуги по обеспечению деятельности НКО.
  • 4. Документальная проверка. Включает в себя следующие составляющие:
    • формальная проверка документов – заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций вплоть до первичного документа. Следует убедиться в правильном заполнении реквизитов, отсутствии неоговоренных исправлений, подчисток, в подлинности подписей;
    • арифметическая проверка расчетов (пересчет) – заключается в проверке точности бухгалтерских записей и источников документов, осуществляется выборочно;
    • • проверка по существу – законности, целесообразности, котировки документов.
  • 5. Инспекция. Процедуры проверки временной определенности операций и соответствия их отражения в бухгалтерском учете фактическому времени совершения.
  • 6. Подсчет. Техника аудита с применением компьютеров. Арифметическая проверка.
  • 7. Встречная проверка. Применение в аудите ограничено, однако может быть использовано между подразделениями, между головной и дочерними или зависимыми.
  • 8. Аналитические процедуры. Это анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления неверно отраженных фактов хозяйственной деятельности. К типичным видам аналитических процедур относят:
    • • сопоставление остатков по счетам за различные периоды;
    • • сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными показателями;
    • • оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
    • • сопоставление финансовых показателей с отраслевыми.
  • 9. Сканирование. Беглый просмотр пачки документов в надежде найти проблему.
  • 10. Обследование. Личное ознакомление с проблемой с вниканием.
  • 11. Специальная проверка. Привлечение специалистов по праву, по компьютерам.
  • 12. Прослеживание. Процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете. Рекомендуется обратить внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
  • 13. Подготовка альтернативного баланса. Можно составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции. Позволяет выявить отклонения от нормативного расхода сырья и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.
  • 14. Устный опрос персонала и третьей стороны.Для проведения типовых опросов можно готовить бланки с перечнем вопросов. Результаты опросов конспектируются с указанием фамилии опрошенных лиц.
  • 15. Общие процедуры. Включают в себя:
    • • концепцию продолжения деятельности некоммерческой организации;
    • • переходящие процедуры;
    • • события после даты баланса;
    • • первые аудиты;
    • • сделки с заинтересованными сторонами;
    • • оценку окружающей среды;
    • • оценочные значения;
    • • сообщение аспектов аудита, представляющих интерес для руководства компании;
    • • сравнительные показатели;
    • • коммерцию (виды и формы проведения коммерческой деятельности, ее взаимосвязь с миссией и целевой установкой некоммерческой организации);
    • • аудит справедливой стоимости.

Целью аудита ассоциаций и союзов является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 “Цель и основные принципы аудита” говорит о следующем: “Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности некоммерческой организации в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица”.

В качестве источников информации используются данные учредительных документов, заявления членов НКО, данные аналитического и синтетического учета, отчетность, договора, счет-фактуры и другие документы.

В ходе проверки аудитор обязан разобраться в системе внутреннего контроля НКО, оценить ее надежность и принять решение, можно ли полагаться на проверенную систему в своей работе. Для этого аудитор использует свой опыт, знания данной конкретной ассоциации, союза, опросы персонала, инструкции и положения по методикам и процедурам работы бухгалтерии и функциональных подразделений, ознакомление с документами и записями, исследование хозяйственной деятельности предприятия.

С учетом выявленных недостатков системы внутреннего контроля в представленной методике рекомендовано аудиторам использовать соответствующие методические приемы (аналитические процедуры, пересчет, сверку расчетов, подтверждение и др.) и надлежащим образом документировать полученную информацию.

1. Аудит НКО носит выраженный межсистемный характер. При его проведении должны использоваться методы бухгалтерского учета, ревизии, экономического анализа, современных информационных технологий.

Опыт развития основных стран мира показывает, что демократическая политико-экономическая система общества предполагает наличие трех взаимосвязанных и взаимозависимых секторов: государственного, коммерческого и некоммерческого. При этом социальная политика любого государства формируется как объект целенаправленного воздействия трех субъектов: государства, гражданского общества и частного бизнеса.

Некоммерческий, или так называемый третий, сектор позволяет в сотрудничестве с другими людьми реализовать свои возможности и самостоятельно решать свои проблемы и проблемы общества.

  • 2. При организации аудита НКО помимо нормативных актов, используемых при аудиторских проверках, следует опираться на нормативные акты, регулирующие деятельность некоммерческих организаций, такие как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, Налоговый кодекс РФ.
  • 3. Роль некоммерческих организаций в современной экономике России определяется их статусом и многообразием организационно-правовых форм.
  • 4. Целью аудита некоммерческой организации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемой некоммерческой организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
  • 5. В ходе исследования разработана методика аудита некоммерческих организаций на примере ассоциаций и союзов. Данная методика может быть использована как основное руководство по проведению аудита некоммерческих организаций. Аудиторские фирмы, проводящие проверки, могут использовать данную методику при разработке внутрифирменных стандартов и руководств, устанавливающих обязательные к использованию общие и специфические принципы и подходы к аудиту.
  • 6. Структурно методика включает в себя несколько разделов. В первом разделе методики представлены концепция и принципы проведения аудита. Во втором разделе описаны некоторые технические аспекты практического применения положений и подходов методики. Методика содержит предложения по предварительной стадии аудита, методические подходы к сбору аудиторских доказательств и оценке результатов аудита.

В приложении к методике аудита некоммерческих организаций аудиторские фирмы должны представить разработанную техническую документацию, применяемую аудиторскими фирмами при выполнении процедур и технических приемов.

Обязательный аудит в 2020 году

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

Читать еще:  Регистрация договора цессии в Росреестре

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки “Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ” в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1).

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “НЕТ”.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “ДА” и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.

Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@, вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите “Дополнительные файлы”, справа в строке “Аудиторское заключение” выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Судебная практика по делам об обязательном аудите

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков – незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector