Что такое фактический характер и оценочное суждение?
Какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.
Наука различает три вида социальных фактов:
- Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
- Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
- Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: “Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар”.
Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении – «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» – констатируется факт.
С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.
Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.
Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:
Фактические суждения Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: | Оценочные суждения Примерами оценочных суждений могут служить: |
Возникли | Считается, должны |
Включают | С точки зрения исследователей |
Цифры – (объем) | По-видимому |
Решают | Думается |
Предназначаются | На наш взгляд |
Это – (какой-то факт) | Представляется |
Во все времена была | Необходимо признать |
Обеспечивают | По мнению ряда исследователей |
Поэтому (утверждение) | С нашей точки зрения |
Принята, утверждена | Скорее всего |
Однако… (какой-то факт) | По нашему мнению |
Имеют форму | Согласно другой точке зрения |
Признает | Можно предположить |
Запрещает (утверждение) | Преуменьшение…неоправданно |
Поставила (свершившийся факт) | Идет довольно активно (какой-то процесс) |
Вошла в десятку | Однако… |
Связывают | Имеет уверенную тенденцию к сохранению |
Состоялся | Если сохраниться, то можно предположить |
Заявили о слиянии | Что-то сегодня находиться в упадке |
Окончила институт | Все это самым губительным образом отражается на… |
Много тратит времени | – это величайшее завоевание цивилизации |
Все больше пользуются | В этом году он получил злободневную направленность |
Поставлен диагноз | Уровень существенно возрос |
Специалисты зафиксировали | Разрыв нельзя было считать приемлемым |
Это вызвало значительный рост | Акции нефтяной компании становятся «локомотивом» |
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна | Вряд ли акции будут стабильны |
В исследовании приняли участие 30000 мужчин | Она правильно поступает |
Дата | Привычка может привести |
Фактически свершилось | Он получил злободневную направленность и стал более современным. |
Произошло | Уровень представленных работ существенно возрос |
Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым | |
Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье | |
Это мнение может объясняться низким уровнем образования |
Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.
Фактическим характером принято называть действие в реальности, какое-то реальное событие, которое можно привязать к конкретному времени или месту; явление или существующее положение дел.
Признаками, помогающим Вам определить фактический характер – это:
– наличие в предложении чисел, определяющих дату, количество, проценты и т.д. (ВЦИОМ провел соцопрос, по результатам которого, 50% опрошенных высказались удовлетворительно о своих результатах ЕГЭ);
– прошедшее время описываемого события (ЦСКА обыграл в последнем матче лиги чемпионов ПСВ);
– цитата конкретного человека ( Аристотель сказал: “Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю).
Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.
Признаками, помогающим Вам определить оценочное суждение – это:
– наличие в предложении вводных слов (конечно, несомненно, очевидно, наверное, возможно, вероятно, кажется, думается, прежде всего, кроме того, напротив, с другой стороны,);
– предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
– мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит ( мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).
Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития. Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните. Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.
Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.
Если разбирать последовательно пример, приведенный выше,
Что такое фактический характер и оценочное суждение?
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г |
1 — факт, т. к. это достоверные знания
2 — факт, т. к. это достоверные знания
3 — оценка, т. к. это предположение автора
4 — оценка, т. к. этог мнение автора
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) В Третьяковской галерее прошла выставка шедевров «Святая Русь». (Б) Посетители могли увидеть исторические свидетельства, датированные X—XIX веками. (В) Среди них — древние иконы, ювелирные изделия, живопись и шитье. (Г) По уникальности представленных экспонатов прошедшая выставка беспрецендентна.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г |
Фактический характер носят положения текста:(А) В Третьяковской галерее прошла выставка шедевров «Святая Русь» (Б) Посетители могли увидеть исторические свидетельства, датированные X—XIX веками, и (В) Среди них — древние иконы, ювелирные изделия, живопись и шитье.
Характер оценочных суждений носят положения: (Г) По уникальности представленных экспонатов прошедшая выставка беспрецендентна.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
А Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. Б Одной из форм знаний выступают знания мифологические. В Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. Г Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. Д Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Предложения А и Б — фактические характеристики знания (ответ 1). Предложение В — теоретическое утверждение. Предложение Г — древние сказания о происхождении мира и человека действительно относятся к мифологии, с этим нельзя поспорить (ответ 1). Предложение Д — вывод из первых четырех предложений, фактом не является (ответ 2).
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.
Оценочные суждения содержат оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т.д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Помощь по Теле2, тарифы, вопросы
Фактический характер оценочных суждений теоретических утверждений. Как отличить фактический характер от теоретических утверждений. Признаки оценочного суждения
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Факты включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. знание в форме утверждения, достоверность которых нельзя оспорить..
Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Например, может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.
Оценочные суждения содержат оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Предложение А носит фактический характер (банк отозвал лицензию)
Предложения Б, В, Г носят характер оценочных суждений, это видно по стилистике предложения «внимательнее отнестись», «лучше проверять», «вне всякого сомнения».
Предложение Д носит теоретический характер, представляет собой определение банка как важнейшего кредитно-финансового института.
Ответ: 1 2 2 2 3.
Вистунова Ирина Алексеевна
В экзаменационной работе наиболее трудными для учащихся являются задания на определение характера суждений – 25.
Данное задание предполагает распределение суждений по двум группам: суждения – факты, суждения – оценки. Цель – выделить важный компонент, на котором базируется современное обществознание. Важно хорошо понять критерии, согласно которым суждение можно отнести к той или иной группе.
Что такое факт
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности. Суждения, носящие фактический характер, нельзя оспорить. Например: «Инфляция в 2010 году составила 6,8%», «Теорию социальной стратификации в первой половине XX века разрабатывал великий русский социолог П. А. Сорокин». Наука различает два вида социальных фактов:
- Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
- Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар». Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении — «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» — констатируется факт.
Что такое оценка факта
Оценка факта – положительное или отрицательное отношение. Суждения включают в себя:
- оценочный компонент («замечательный», «плохой», «агрессивный», «безнравственный» или же ассоциацию – образ, например, «Революция – локомотив истории»);
- отношение как объяснение причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению учёных, о кризисе современной цивилизации», «Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу».)
С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения (высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением. В тексте, как правило, оценочное суждение содержит такие речевые обороты, как «Считается, что…», «Видимо, невозможно…», «С точки зрения исследователей…», «Можно предположить, что…» и т.д.
Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: | Примерами оценочных суждений могут служить: |
Возникли | Считается, должны |
Включают | С точки зрения исследователей |
Цифры – (объем) | По-видимому |
Решают | Думается |
Предназначаются | На наш взгляд |
Это – (какой-то факт) | Представляется |
Во все времена была | Необходимо признать |
Обеспечивают | По мнению ряда исследователей |
Поэтому (утверждение) | С нашей точки зрения |
Принята, утверждена | Скорее всего |
Однако… (какой-то факт) | По нашему мнению |
Имеют форму | Согласно другой точке зрения |
Признает | Можно предположить |
Запрещает (утверждение) | Преуменьшение…неоправданно |
Поставила (свершившийся факт) | Идет довольно активно (какой-то процесс) |
Вошла в десятку | Однако… |
Связывают | Имеет уверенную тенденцию к сохранению |
Состоялся | Если сохраниться, то можно предположить |
Заявили о слиянии | Что-то сегодня находиться в упадке |
Окончила институт | Все это самым губительным образом отражается на… |
Много тратит времени | — это величайшее завоевание цивилизации |
Все больше пользуются | В этом году он получил злободневную направленность |
Поставлен диагноз | Уровень существенно возрос |
Специалисты зафиксировали | Разрыв нельзя было считать приемлемым |
Это вызвало значительный рост | Акции нефтяной компании становятся «локомотивом» |
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна | Вряд ли акции будут стабильны |
В исследовании приняли участие 30000 мужчин | Она правильно поступает |
Дата | Привычка может привести |
Фактически свершилось | Он получил злободневную направленность и стал более современным |
Произошло | Уровень представленных работ существенно возрос |
Какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.
Наука различает три вида социальных фактов:
- Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
- Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
- Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: “Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар”.
Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении – «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» – констатируется факт.
С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.
Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.
Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:
Фактические суждения
Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания:
Оценочные суждения
Примерами оценочных суждений могут служить :
Фактический характер и характер оценочных социальная. Что такое фактический характер и оценочное суждение? Понятие и виды оценочных понятий
Оценочное суждение (мнение) – это субъективная оценка человеком любого явления окружающей действительности. Выражается обычно при помощи оценочных слов («приемлемо/неприемлемо», «хорошо/плохо») либо объясняет индивидуальную позицию человека.
По своей направленности суждения бывают трех типов:
- Фактические (объективные). То есть те, которые фиксируют реально произошедшие события. Другими словами – это реально свершившийся факт, зафиксированный людьми или специальными устройствами и сохраненный в любом виде. Фактическое мнение может быть результатом своего или чужого опыта. Часто к фактическим относят события, которые случились не в реальности, а являются сюжетами книг (фильмов, рекламных роликов). К примеру, то, что Алиса упала в кроличью нору – является фактом, хоть и произошедшим в мире фантазии.
- Оценочные (субъективные) . Всегда субъективны, даже если являются общественными. Такие суждения отображают индивидуальное восприятие факта.
- Теоретические . Это изложение информации, основанное на опыте многих поколений. Человеку не обязательно быть ученым, чтобы основой его теоретических суждений стал научный опыт.
Для ясности, давайте разберемся, что собой представляет научный опыт. Это события, концепции, схемы, изложенные и упорядоченные определенным образом. Знание становится научным только после публикации в специальных изданиях.
Теоретические суждения легко спутать с фактами. Следует помнить, что факт – явление конкретное, а теория – всего лишь схема действий.
Человек всегда дает самостоятельную оценку окружающему миру, даже если мнение это продиктовано ему извне. Несмотря на это, оценочные мнения бывают нескольких видов:
- правильные;
- неправильные;
- адекватные;
- неадекватные;
- оптимальные;
- неоптимальные.
Эта классификация основана на изучении индивидуальных оценочных суждений. Ведь человек, высказывающий оценочное мнение, всегда считает его правильным, адекватным и оптимальным. Сам того не осознавая, он может ошибаться, особенно, если неосознанно выдает желаемое за действительное.
О правильности мнения можно судить, сопоставив его с закономерностью развития событий. Про адекватность – сравнивая с действительностью (фактами).
Под оптимальностью подразумевается, насколько выгодно оценочное мнение самому субъекту высказывания.
Иногда человек произносит откровенную неправду, сам отлично это понимая. Такой самообман может быть очень даже оптимальным, если результатом его стало достижение намеченной цели!
Пример такого неадекватного и неоптимального суждения – когда человек в самых безрадостных событиях (увольнение с работы, кража кошелька) находит положительные моменты, помогающие достичь чего-то нового и лучшего.
Неадекватные и неправильные оценочные суждения определяются путем сопоставления их с действительностью.
Оценивая происходящее вокруг, человек может управлять собой и формировать свою реальность. Общаясь с другими людьми, мы порой подмечаем неправильность их высказываний. То же самое происходит с теми, кто выслушивает нас. Получается, что все люди врут и говорят правду одновременно.
В итоге можно сказать, что главной функцией оценочного суждения является не выяснение истины, а оправдание собственных мыслей, слов, действий.
Любая оценка в конечном итоге влияет на поступки, поведение человека, его отношение к себе и окружающим.
У психически здоровых людей самооценка обычно немного завышена, что позволяет им держаться хотя бы на среднем уровне. Это явление характерно также и для человечества в целом. Впрочем, если подобный необоснованный оптимизм достигает глобальных масштабов – для общества это шаг в бездну.
Каждый человек – это частица своей среды, которая не желает слишком выделяться из общей массы. Отсюда следует вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений. А основная функция оценки – в самоуправлении, а также в отождествлении себя с обществом.
В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;
Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.
Наука различает три вида социальных фактов:
Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: “Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар”.
Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении – «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» – констатируется факт.
Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).
С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты:
«на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением. Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).
Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.
Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:
Примерами оценочных суждений могут служить:
Фактический характер и характер оценочных социальная. Что такое фактический характер и оценочное суждение? Понятие и виды оценочных понятий
Оценочное суждение (мнение) – это субъективная оценка человеком любого явления окружающей действительности. Выражается обычно при помощи оценочных слов («приемлемо/неприемлемо», «хорошо/плохо») либо объясняет индивидуальную позицию человека.
По своей направленности суждения бывают трех типов:
- Фактические (объективные). То есть те, которые фиксируют реально произошедшие события. Другими словами – это реально свершившийся факт, зафиксированный людьми или специальными устройствами и сохраненный в любом виде. Фактическое мнение может быть результатом своего или чужого опыта. Часто к фактическим относят события, которые случились не в реальности, а являются сюжетами книг (фильмов, рекламных роликов). К примеру, то, что Алиса упала в кроличью нору – является фактом, хоть и произошедшим в мире фантазии.
- Оценочные (субъективные) . Всегда субъективны, даже если являются общественными. Такие суждения отображают индивидуальное восприятие факта.
- Теоретические . Это изложение информации, основанное на опыте многих поколений. Человеку не обязательно быть ученым, чтобы основой его теоретических суждений стал научный опыт.
Для ясности, давайте разберемся, что собой представляет научный опыт. Это события, концепции, схемы, изложенные и упорядоченные определенным образом. Знание становится научным только после публикации в специальных изданиях.
Теоретические суждения легко спутать с фактами. Следует помнить, что факт – явление конкретное, а теория – всего лишь схема действий.
Человек всегда дает самостоятельную оценку окружающему миру, даже если мнение это продиктовано ему извне. Несмотря на это, оценочные мнения бывают нескольких видов:
- правильные;
- неправильные;
- адекватные;
- неадекватные;
- оптимальные;
- неоптимальные.
Эта классификация основана на изучении индивидуальных оценочных суждений. Ведь человек, высказывающий оценочное мнение, всегда считает его правильным, адекватным и оптимальным. Сам того не осознавая, он может ошибаться, особенно, если неосознанно выдает желаемое за действительное.
О правильности мнения можно судить, сопоставив его с закономерностью развития событий. Про адекватность – сравнивая с действительностью (фактами).
Под оптимальностью подразумевается, насколько выгодно оценочное мнение самому субъекту высказывания.
Иногда человек произносит откровенную неправду, сам отлично это понимая. Такой самообман может быть очень даже оптимальным, если результатом его стало достижение намеченной цели!
Пример такого неадекватного и неоптимального суждения – когда человек в самых безрадостных событиях (увольнение с работы, кража кошелька) находит положительные моменты, помогающие достичь чего-то нового и лучшего.
Неадекватные и неправильные оценочные суждения определяются путем сопоставления их с действительностью.
Оценивая происходящее вокруг, человек может управлять собой и формировать свою реальность. Общаясь с другими людьми, мы порой подмечаем неправильность их высказываний. То же самое происходит с теми, кто выслушивает нас. Получается, что все люди врут и говорят правду одновременно.
В итоге можно сказать, что главной функцией оценочного суждения является не выяснение истины, а оправдание собственных мыслей, слов, действий.
Любая оценка в конечном итоге влияет на поступки, поведение человека, его отношение к себе и окружающим.
У психически здоровых людей самооценка обычно немного завышена, что позволяет им держаться хотя бы на среднем уровне. Это явление характерно также и для человечества в целом. Впрочем, если подобный необоснованный оптимизм достигает глобальных масштабов – для общества это шаг в бездну.
Каждый человек – это частица своей среды, которая не желает слишком выделяться из общей массы. Отсюда следует вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений. А основная функция оценки – в самоуправлении, а также в отождествлении себя с обществом.
В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;
Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.
Наука различает три вида социальных фактов:
Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: “Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар”.
Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении – «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» – констатируется факт.
Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).
С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты:
«на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением. Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).
Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.
Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:
Примерами оценочных суждений могут служить: