Что такое экстрадиция?
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Что такое экстрадиция?

Что такое экстрадиция?

Содержание:

Экстрадиция — это инструмент правовой взаимопомощи государств. Логика проста: если гражданин совершил преступление в своей стране и пытается избежать наказания, скрываясь в другой, то такое государство вправе выдать нарушителя по запросу пострадавшей стороны. При этом выдача возможна только в строго определенных случаях и в отношении конкретных преступников. Нельзя просто так взять и экстрадировать человека, основываясь на голословных (пусть и официально предъявленных) обвинениях. Все нарушения должны быть подтверждены и доказаны — только тогда возможна экстрадиция.

И еще — абсолютно все имеют право на юридическую помощь и защиту. Неважно, справедливы ли обвинения в адрес иностранного гражданина. Если он (или вы) попал в ситуацию, когда ему грозит экстрадиция, адвокат потребуется незамедлительно. Слаженная работа со специалистом облегчит ситуацию и, возможно, приведет к смягчению или даже снятию обвинений (если они действительно были безосновательны) и отказу в экстрадиции.

Нет времени читать статью?

Что означает и как регулируется экстрадиция

Для граждан России первостепенными являются законы Российской Федерации. Российских правонарушителей судят по внутренним нормативно-правовым актам, наказание и его исполнение также основываются на кодексах и законах РФ. Но что же делают с иностранным гражданином или человеком, не имеющим гражданства, в случае совершения им уголовного преступления? Нарушителя выдают в ту страну, гражданином которой он является — экстрадируют.

Экстрадиция — это выдача преступников. В русской правовой терминологии понятие «экстрадиция» не применяется. У нас речь идет именно о выдаче лица, совершившего преступление (ст. 13 УК РФ). Суть этих понятий едина, и подразумевает она передачу иностранного гражданина, совершившего преступление, под правовую ответственность той страны, на территории которой зафиксировано правонарушение.

Другой вариант — экстрадиция в родную страну преступника с целью осуждения и приведения в исполнение приговора по законам родины правонарушителя. Выдача касается только тех людей, которые совершили уголовные преступления. Административные и гражданские нарушения не являются основанием для экстрадиции.

Выдача преступников проводится при строгом соблюдении внутренних правил и законов. Во-первых, экстрадиция — это право, а не обязанность сторон. Государство вполне может отказать в выдворении правонарушителя, если сочтет запросы принимающей стороны неправомерными и незаконными. Во-вторых, есть серьезное ограничение. Большинство стран не выдает своих граждан. Правонарушителей судят и наказывают по своим законам. Касается это и Российской Федерации.

Если в Россию поступит запрос об экстрадиции русского гражданина, то запрашивающая сторона получит однозначный отказ — нарушителя будут судить по законам РФ. Выдача российского гражданина — это прямое нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 61 Конституции РФ). Если же россиянин совершает уголовное преступление за пределами РФ, то наша сторона потребует его экстрадиции. Отвечать за свои противоправные действия нарушитель будет уже в России (ст. 12 УК РФ).

Экстрадиция существует в рамках правовой помощи стран. Это подтверждает право, а не обязанность сторон выдавать преступников. Свободная выдача возможна только в случае заключения соответствующего двустороннего соглашения между сторонами или же участия в международной конвенции. У России такие соглашения заключены с 65 государствами. Если между странами нет договоренности об экстрадиции, то выдача производится по запросу и только после того, как экстрадирующая сторона тщательно изучит материалы дела. Более того, для выдачи необходимо соблюдение определенных условий:

  • правовое — двух- или многостороннее соглашение о правовой помощи;
  • очевидное — преступление совершено на территории государства, требующего экстрадицию;
  • логичное — тождественность преступления для всех сторон («двойная подсудность»).

Вывод таков: экстрадировать можно только иностранных граждан, которые совершили преступление в стране, требующей выдачу правонарушителя. Причем рассматриваются преступления государственного характера, а не частные обвинения. Страны, участвующие в экстрадиции, соблюдают принцип «двойной подсудности». Это значит, что преступления, совершенные в одном государстве, должны классифицироваться как преступления и в другом.

И еще один (очень важный) нюанс: гарантия неприменения смертной казни. В России смертная казнь запрещена, поэтому к преступникам, выдаваемым российским государством, применять такую меру наказания нельзя. Если же в обменивающихся странах мораторий снят, то применять подобное наказание не запрещается.

Каков порядок экстрадиции иностранного гражданина

Экстрадиция возможна только тогда, когда вина преступника доказана. Это значит, что запрашивающая сторона должна предоставить все подтверждения и доказательства совершения преступления. Если же правонарушитель уже был осужден за преследуемое деяние, то основанием для выдачи будет вынесенный приговор. Не допускается экстрадиция тех лиц, вина которых не была доказана и которые подвергаются безосновательному преследованию и ограничению свободы.

Есть законные основания, по которым российские органы могут отказать в экстрадиции. Вот основные причины:

  • страна требует выдачи правонарушителя, который не является ее гражданином;
  • нарушителю предъявляется частное (а не государственное) обвинение;
  • прошел срок давности по нарушению;
  • гражданина нельзя привлечь к уголовной ответственности;
  • РФ (или любая другая страна) предоставила убежище обвиняемому человеку.

Как же проходит сама процедура? Есть два направления экстрадиции — выдача жителей России для судебных разбирательств внутри страны и выдворение иностранных граждан (и лиц без гражданства) для наказания в рамках правого поля другого государства. Более того, разделяют и действия исполнителей в зависимости от цели экстрадиции. Российские органы экстрадируют нарушителей как для возбуждения уголовного дела и осуждения, так и для исполнения наказания иностранным гражданам, уже осужденным в России. Во втором случае подразумевается, что отбывать наказание преступник будет в своей стране.

Решение о выдаче правонарушителя принимает Генеральный прокурор РФ или же его заместитель (ст. 462 УПК РФ). Сама процедура проходит так:

  1. В Генпрокуратуру приходит запрос на выдачу гражданина, нарушившего закон. Такое прошение действует 40 дней (суток) с того момента, как преступник был задержан.
  2. Правонарушителя переводят в территориальную прокуратуру.
  3. Правоохранители избирают меру пресечения.
  4. Специалисты прокуратуры изучают дело и проверяют возможность выдачи нарушителя в другую страну. Этот процесс называется экстрадиционная проверка.
  5. Орган прокуратуры принимает положительное или отрицательное решение о выдворении. Если решение положительное, то выносится соответствующее постановление.
  6. Прокурор информирует заключенного о том, что его экстрадируют.
  7. Нарушителю дается 10 дней на обжалование решения о выдаче.

Передача правонарушителя принимающей стороне производится только по поручению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Исполнители, в свою очередь, ждут решения от Генерального прокурора РФ. В некоторых случаях возможна отсрочка выдачи (недостаточно доказательств для признания вины) или же временная экстрадиция. Выдача преступника производится не навсегда, а лишь для участия в следственных экспериментах или в судебном процессе.

Что такое экстрадиция

Выдача преступника другому государству

Экстрадиция представляет собой передачу преступного лица, находящегося в розыске за совершение нарушения законодательства, и при этом пребывающего в другом государстве. Страна обязана составить акт о выдаче человека, преступившего закон.

Но только в том случае, если договор, заверенный международной конвенцией, является заключённым. Страны, не имеющие подобного договора, не могут обратить внимание на человека, совершившего преступление в другой стране.

Но существует правило «взаимовыручки», когда другая страна, несмотря на отсутствие соответствующего акта, может найти и переправить преступника силами местных правоохранительных органов. Такие действия допускаются, если страны находятся в дружеских отношениях, либо оказывают услугу, рассчитывая на дальнейшее сотрудничество.

Входящие в СНГ страны имеют подобные договоры по уголовным, гражданским и семейным делам. Как и подобные международные законы, они имеют ряд ограничений по выдаче. Для этого существует множество причин.

Возможность экстрадиции

Выдача совершившего преступление гражданина производится в следующих случаях:

  • Нарушение законодательства произошло на территории страны, требующей выдачи.
  • Преступник обладает гражданством государства, в пределах которого совершено нарушение закона.
  • Совершённое преступление вступает в конфронтацию с государственными интересами, или носит характер, подрывающий безопасность различных силовых структур страны.

Если человек, скрывающийся от правосудия, и длительное время путешествуя по странам, совершает противоправные действия везде, то решение об экстрадиции принимается путём длительных обсуждений и договорённостей со странами, требующими выдачи. Такой вердикт может быть вынесен в зависимости от тяжести совершённого.

Возможность передачи

В международных договорах прописано всё, включающее в себя отлов и транспортировку преступника в другое государство. Экстрадиция в запрашивающую страну возможна при соблюдении нескольких условий.

  1. Здоровье и сохранность преступника гарантирует сторона при встрече. Особенно важно данное обстоятельство в странах с распространённой смертной казнью.
  2. Доказательства вины подозреваемого тщательно изучены и одобрены страной, на территории которой находится совершивший преступление.
  3. Достаточных оснований обвинять преследуемого не представлено. Если по делу проводятся следственные действия, то до завершения экстрадиция, или посадка в местную тюрьму не может быть предоставлена. Поскольку законы страны пребывания человек не нарушал.

Невозможность выдачи преступника

Основанием для исключения экстрадиции в другую страну могут быть несколько вариантов:

  1. Если человек зарегистрировался как беженец, и ищет политическое убежище в другой стране.
  2. Законодательством ограничиваются сроки давности преступления. Если он уже истёк, то никаких поползновений со стороны местных властей предпринято не будет.
  3. Человек совершил преступление, находясь за пределами родной страны.
  4. Претензии могут быть частного характера, или отсутствуют весомые основания для заведения уголовного дела по представленным фактам.

Основанием для высылки в таких случаях может выступать только прокуратура, основательно изучившая дело, и вынесшая своё решение.

Читать еще:  Разбираемся с акцизами

Некоторые особенности

Для проведения экстрадиции обязателен договор между странами. Там прописаны все нюансы высылающей и принимающих сторон.

  1. Подаётся запрос о выдаче уже задержанного гражданина, который может рассматриваться до 40 суток.
  2. Высылка преступников производиться прямиком в руки местной прокуратуры, которые принимают решение о дальнейшем содержании подозреваемого.
  3. Страна, занимающаяся высылкой человека, должна изучить весомые основания, и узнать правила содержания и безопасности гражданина.
  4. После выполнения предыдущих процедур может быть принято решение об отказе, или согласии с заявленным.
  5. Разрешение на пересылку в другую страну обязательно должно иметь документальное подтверждение, и только после всего, обвиняемый получает уведомление об экстрадиции.

Обжалование принятого решения может быть проведена подозреваемым в течение 10 суток.

Экстрадиция в Россию и из неё

Граждане РФ, совершившие преступление закона на территории другой страны, не могут быть выданы пострадавшей стороне. Только местные органы власти могут устроить наказание беглецу по строгости существующего закона.

Иностранцы же, скрывающиеся в России, могут быть выданы по совокупности известных уже требований.

Человек, совершивший тяжкое преступление, может быть запрещён к выдаче Российским властям. Здесь играют роль подтекст преступления, который может быть политический; и условия содержания под стражей.

Закон об экстрадиции

Нелегальная эмиграция в другое государство — один из способов для преступника избежать наказания. В связи с этим большинство держав приняли соглашение, предусматривающее взаимную выдачу лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Рассмотрим особенности закона об экстрадиции в РФ, с учетом порядка и условий данной процедуры.

Понятие и законодательное регулирование

Многих интересует понятие «экстрадиция», не все понимают, что это значит. Данным термином называют передачу гражданина властям его государства, если человек обвиняется в совершении преступления. Согласие иностранного государства на выдачу означает, что эта держава согласна с предъявленными обвинениями к передаваемому лицу.

Суть проведения экстрадиции в принятии мер к преступникам, пожелавшим избежать возмездия, укрывшись на иностранной территории.

Положения об экстрадиции предусмотрены в российском уголовном праве — ст. 462 УПК РФ. Также возможность экстрадиции в 2020 году подтверждается заключенными межгосударственными договорами и конвенциями.

Виды экстрадиции

Разновидности выдачи предусматривают несколько классификаций. Они зависят от гражданства выдаваемого преступника. Экстрадировать могут:

  • российских граждан;
  • иностранных подданных;
  • лиц, лишенных гражданства или имеющих паспорта нескольких государств одновременно.

Еще одна классификация учитывает цели данной процедуры. Лиц могут передавать для следующих действий:

  • расследования уголовного дела;
  • участия в суде в качестве обвиняемого;
  • приведения приговора суда в исполнение.

В зависимости от прав сторон — участников процедуры — различают выдачу граждан из РФ или в обратном направлении, по требованию российских властей.

Принцип экстрадиции

Процедура должна проводиться с учетом обеспечения соблюдения прав человека и международного законодательства. Экстрадиция в Россию и другие страны, согласно заключенным договорам, должна проводиться при соблюдении следующих принципов:

  • в приоритете соблюдение законодательства и интересов государства, рассматривающего требование другой страны о передаче лица;
  • граждане могут привлекаться к ответственности исключительно по положениям законодательства своего государства;
  • власти страны, подданным которой является человек, не могут привлекать его к ответственности за совершение неправомерных действий на территории другого государства;
  • в функции государственных властей входит защита собственных подданных;
  • власти неохотно идет на выдачу своих граждан, поскольку такие действия идут вразрез с интересами государства.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции

Передача граждан входит в сферу компетенции Министерства иностранных дел и лично Генерального прокурора. Соответствующие просьбы поступают к Генпрокурору, рассматривающему поступившие запросы и принимающему решение, по итогам консультации с представителями МИД.

Условия экстрадиции преступника

Общие принципы не исключают наличия обязательных условий, без соблюдения которых передача граждан неправомерна. Эти условия предусматривают:

  • наличие соответствующего соглашения между Россией и государством, направившим запрос об экстрадиции в РФ;
  • лицо, подлежащее выдаче, — иностранного подданства. Россия не экстрадирует собственных граждан, согласно положениям ст. 61 Конституции;
  • податель запроса должен обосновать виновность гражданина в уголовном преступлении; выдаче подлежат лица, обвиняемые только в уголовных деяниях;
  • лица выдаются, при условии их принадлежности к подданным государства, направившего запрос;
  • уголовное законодательство обеих сторон процесса должно иметь общую позицию в отношении преступления обвиняемого;
  • преступник должен содержаться с соблюдением надлежащих условий и прав человека, доказательства чего предоставляются противной стороной; иначе в передаче может быть отказано.

Выдача своих граждан

Как отмечалось выше, конституционные положения исключают выдачу другим государствам граждан РФ. Это требование распространяется и на лиц с двойным гражданством.

Процедура экстрадиции

Процедура начинается с подготовки запрашиваемой стороной документации, подтверждающей виновность лица, подлежащего передаче, и оформления запроса.

Запрос составляется с обязательным указанием следующей информации:

  • сведений об организации, требующей передачи гражданина;
  • наиболее полных данных о гражданине, экстрадиция которого стоит на повестке дня, с отображением ФИО, регистрационного и фактического адреса, фотографий и пр.;
  • надлежащим образом заверенных копий судебных приговоров и постановлений, другой документации, подтверждающей правомерности предъявленных обвинений в совершении уголовно наказуемых деяний на территории страны.

Подготовленная документация должна соответствовать положениям Минской конвенции и других международных нормативных актов. Срок подачи запроса о проведении экстрадиции — в течение 40 дней от даты поимки преступника.

На следующем этапе сторона, получившая запрос, рассматривает полученные бумаги и принимает решение, взвесив доказательную базу и обоснованность требований о передаче преступника.

Если просьба одобрена, согласуется мера пресечения в отношении обвиняемого, дата и порядок выдачи лица, организация конвойного сопровождения.

Обвиняемый вправе ходатайствовать об обжаловании его выдачи, если решение принято неправильно и с нарушением гражданских прав. Просьба об обжаловании может подаваться в течение 10 дней с момента, когда он получил соответствующее уведомление.

В случае отказа, в течение недели может подаваться кассационная жалоба в вышестоящую инстанцию.

Если запрос составлен грамотно, и присутствуют доказательства, указывающие правомерность просьбы, другая сторона идет навстречу и выдает преступника.

Но иногда Генпрокурор РФ может принять решение об отсрочке или выдаче на временной основе. Необходимость отсрочки может объясняться проведением дополнительного расследования обстоятельств задержания обвиняемого, рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища и пр.

Если принято решение о временной выдаче, преступника выдают на оговоренный срок для проведения следственных мероприятий или судебных процедур.

Когда в экстрадиции может быть отказано

Возможно принятие отрицательного решения, если отмечаются следующие моменты:

  • запрос подан с нарушением процедуры;
  • вина человека, подлежащего передаче, не доказана;
  • лицо не входит в число подданных государства, подавшего запрос;
  • для преступления, в котором обвиняется лицо, истек срок давности, или обвинение носит частный характер;
  • лицо, в отношении которого подан запрос, не может привлекаться к уголовной ответственности;
  • нарушено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, относительно возможности экстрадиции.

Страны, где нет экстрадиции

Законодательство некоторых государств не предусматривает положений, допускающих возможность выдачи лиц другим странам, даже если присутствуют доказательства их вины.

Большинство стран, не подписавших договор об экстрадиции — оффшоры, поэтому подобные нормы законов направлены на увеличение денежного оборота и привлечение капитала. Во многих государствах запросы рассматривают в индивидуальном порядке, руководствуясь национальными интересами.

Список стран без экстрадиции в Россию

Количество стран, исключающих возможность экстрадиции в Россию — 132. Возможно расширение списка стран, отказывающих в экстрадиции в Россию, в связи со сложной внешнеполитической ситуацией.

Мотивация стран без экстрадиции в Россию:

  • ссылка на преследование по политическим обвинениям;
  • ненадлежащие условия содержания в российских тюрьмах;
  • отсутствие соответствующего соглашения.

Последнее из указанных условий относится к Беларуси и Китаю. Крупные западные страны, не поддерживающие взаимную экстрадицию преступников с РФ — США, Великобритания, Швеция.

Подобную позицию занимает большинство арабских государств — Катар, ОАЭ и пр. В качестве исключения в арабских странах, где нет экстрадиции, рассматриваются запросы по поводу лиц, обвиняемых в торговле наркотиками и бандитизме.

Экстрадиция из России в Украину

В последние годы, после смены правящего режима, резко ухудшились отношения РФ с Украиной. Эта страна также неохотно решает с Россией о взаимной выдаче преступников.

Из РФ в Украину преступники выдаются, если:

  • обвиняемые относятся к гражданам Украины;
  • они не просили в РФ политического убежища;
  • в запросе представлены неопровержимые доказательства виновности данных лиц;
  • запрос подан с соблюдением предусмотренных формальностей;
  • передача согласуется с необходимыми для этого условиями.

При соблюдении перечисленных моментов для передачи преступника препятствия отсутствуют.

В чем разница между экстрадицией и депортацией

Не следует путать понятия экстрадиции с депортацией. Под последним термином понимают выдворение иностранца из страны с последующим запретом возврата на определенный срок или пожизненно. Такое решение принимается за нарушение миграционного законодательства, а продолжительность запрета на въезд зависит от тяжести проступка.

При депортации не идет речь о передаче гражданина властям другого государства, как и о соответствующем запросе. Решение принимается исключительно властями страны, выдворяющей иностранца, при наличии соответствующих оснований.

Читать еще:  Невыход на работу из-за задержки зарплаты

Экстрадиция граждан — эффективный инструмент для борьбы с международной преступностью. Эта мера не позволяет преступникам скрываться от содеянного на территории другого государства. Важно, чтобы такие соглашения поддерживало как можно больше стран, а процедура передачи проводилась без нарушения прав и свобод граждан.

Что такое экстрадиция?

Начать рассмотрение этого вопроса нужно с разграничения трех терминов: выдача, экстрадиция и передача. Термин «экстрадиция» происходит от латинского «extradere», который означает принудительное возвращение данной личности своему суверену. В современной интерпретации экстрадиция является синонимом выдачи обвиняемого государству, заинтересованному в привлечении его к уголовной ответственности. Таким образом, выдача и экстрадиция могут рассматриваться как синонимы. Экстрадиция является скорее научным термином, выдача используется в правовом регулировании. Передача в свою очередь является термином, который используется для придания отличия от выдачи таких институтов международного уголовного права, как передача осужденных в страну своего гражданства для отбывания наказания и передача для целей международного правосудия (в последнем случае создается правовое основание оспаривать отказ передавать собственных граждан – одно из условий отказа в экстрадиции, закрепленное в РФ в Конституции, например). Следовательно, передача синонимом выдачи не является. Однако, определяя выдачу, многие ученые раскрывают ее именно через термин «передача».

Итак, что представляет собой экстрадиция. В науке международного права пока нет единого определения экстрадиции. Можно выделить ряд наиболее интересных:

1. Процесс передачи преступника государством в соответствии с нормами международ­ного права другому государству для привлечения к уголовной от­ветственности или применения уголовного наказания ( Л. Н. Галенская, Де Поль, М. Ш. Бассиони).

2. Акт правовой взаимопомощи государств в борьбе с уголовными преступлениями (Е. Г. Ляхов, А.И. Бойцов).

3. Процедура перевода правонарушителя под компетентную юрисдикцию с целью уголовного преследования либо исполнения назначенного судом приговора (Г.– Г. Джешек).

4. Акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора (А. С. Подшибякин и С. А. Подшибякин).

Последнее определение можно признать наиболее удачным. Действительно экстрадиция имеет ряд признаков:

1) возникла как вид правовой помощи по уголовным делам;

2) предполагает передачу (выдачу) преступника запрашивающему государству;

3) целью экстрадиции является осуществление суда над обвиняемым (подсудимым) или исполнение вынесенного приговора.

По поводу последнего признака можно сделать следующее замечание. Выдача возможна и для других целей, например, дачи показаний и участия в иных следственных действиях (выдача на время В. Татаренкова с последующим его возвращением в Грецию, где он привлекался к уголовной ответственности).

Так же как и правовая помощь, экстрадиция осуществляется при наличии правовых оснований – международного договора или взаимности. Международными договорами могут служить:

1) двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам, если они содержат нормы о выдаче (Конвенции СНГ 1993 г. и 2002 г.);

2) двусторонние и многосторонние договоры о выдаче (например, Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Договор между РФ и Федеративной Республикой Бразилия о выдаче 2002 г.).

При наличии двух договоров приоритет будет иметь договор о выдаче как содержащий специальные нормы.

При осуществлении выдачи в договорах регулируются следующие аспекты:

1) преступления, за совершение которых предусмотрена выдача;

2) преступления, за совершение которых выдача невозможна;

3) требования к запросу о выдаче и его направлению;

4) основания отказа в выдаче;

5) дополнительные вопросы (возмещение расходов, этапирование, транзит и т.п.).

В числе оснований выдачи можно указать следующие: двойная криминализация, достаточная общественная опасность преступления. Двойная криминализация предполагает, что преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно быть упомянуто в качестве такового в праве обоих государств. Иначе выдача невозможна в силу действия принципа nullum crimen sine lege (нет преступления без указания на это в законе). Достаточная общественная опасность выражается в том, что выдача возможна за совершение преступлений, наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок не менее одного года или двух лет (в зависимости от международного договора). Иногда к договорам даже прилагаются перечни экстрадиционных преступлений. В том случае, если выдача осуществляется для исполнения приговора, неотбытая часть наказания должна составлять не менее шести месяцев.

Интересным является то, что международные договоры ограничивают юрисдикцию запрашивающего государства только теми преступлениями, за совершение которых оно запросило выдачу. Невозможно переквалифицировать преступление или, прекратив преследование по этому преступлению, начать преследование по другому. Экстрадированному лицу даже предоставляется возможность покинуть запрашивающего государств в течение определенного времени.

Ряд преступлений при наличии обоих указанных выше критериев все же не могут повлечь выдачу:

1) политические преступления;

2) воинские преступления (эти преступления содержатся, например, в главе 33 УК РФ, их не следует путать с военными – нарушениями законов и обычаев войны);

3) фискальные преступления (если государства достигли специальной договоренности об этом).

В запросе на выдачу указываются обязательные реквизиты (наименование запрашивающего и запрашиваемого государства, подписи и печати, приложение документов). В содержании запроса указывается преступление, за совершение которого запрашивается выдача, характеристика обвиняемого. К запросу обязательно прилагается текст уголовного закона запрашивающего государства. В отношении языка составления запроса о выдаче вопрос решается так же, как и в отношении правовой помощи по уголовным делам.

Основаниями отказа в выдаче являются:

1) преследование лица в связи с его политическими убеждениями, расой, религией, национальностью;

2) действие принципа non bis in idem – нельзя осудить дважды за одно и то же;

3) истечение сроков давности привлечения к ответственности;

4) наличие у лица гражданства запрашиваемого государства;

5) возможность применения к выдаваемому лицу смертной казни или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов наказания;

6) совершение преступления в пределах запраши­ваемого государства;

7) иные, предусмотренные международными договорами или законодательством запрашиваемого государства.

Если посмотреть на формулировки оснований отказа, то можно увидеть, что ряд из них содержат слова «выдача не осуществляется», а другие – «в выдаче может быть отказано». Это совершенно справедливо позволяет делить все основания отказа на обязательные и факультативные. К обязательным чаще всего относят первые три из нашего перечня. Остальные – факультативные, т.е. государство может отказать в выдаче, а может и выдать лицо.

Отказ в выдаче влечет различные последствия. В одном случае индивид не привлекается к ответственности и даже получает политическое убежище. Например, Б. Березовский, обвиняемый РФ в совершении экономических преступлений, не был выдан России по запросу в силу того, что Великобритания усмотрела в действиях РФ признаки политического преследования. Это ускорило получение Б. Березовским политического убежища в Великобритании. В другом случае при наличии просьбы запрашивающего государства запрашиваемое само расследует уголовное дело и привлекает виновного к ответственности. Это необходимо в силу действия принципа «выдай или суди» (aut dedere aut judicare), который даже называют принципом осуществления выдачи.

Порой в отношении одного лица выдачу запрашивают несколько государств. Как решается вопрос в этом случае? Международные договоры и национальное законодательство не дают однозначного ответа на этот вопрос. Здесь также велико усмотрение запрашиваемого государства. Так, лицо может быть выдано:

1) государству, которое обратилось первым;

2) государству, на территории которого было совершено преступление;

3) государству, которому причинен наибольший ущерб;

4) государству гражданства лица.

Могут быть учтены и другие факторы – наличие международных договоров о выдаче, позволяющие осуществить последующую выдачу запрашивающим государством другому или другим. Такая выдача возможна только с согласия выдавшего государства. Можно рассмотреть пример с экстрадицией Е. Адамова из Швейцарии. Министр юстиции США обратился к властям Швейцарии с просьбой об аресте Е. Адамова. 2 мая он был взят под стражу. США обвинили Е. Адамова в хищении средств, которые США выделяли на утилизацию ядерного оружия в РФ. После чего в РФ было возбуждено уголовное дело против Е. Адамова по обвинению в мошенничестве и превышении должностных полномочий. Запрос на экстрадицию в РФ пришел швейцарским властям 17 мая, США передали свой запрос 24 июня 2005 года. РФ возражала против выдачи Е. Адамова США, т.к. он занимал пост министра атомной энергетики и был посвящен в государственную тайну. Его преследование в США могло нанести ущерб безопасности РФ. Власти Швейцарии сначала склонялись в пользу решения о выдаче США, но в результате длительных переговоров Швейцария выдала Е. Адамова России.

Близким к институту экстрадиции является институт передачи осужденных к лишению свободы в страну своего гражданства. Эти отношения могут регулироваться как договорами о правовой помощи при включении в них соответствующего раздела, что встречается редко. Чаще всего государства заключают многосторонние и двусторонние договоры, специально посвященные этому вопросу. В качестве примера можно привести следующие договоры: Конвенция о передаче осужденных лиц 1983 г. с Протоколом 1997 г. (РФ присоединилась и ратифицировала только в 2007 году), Конвенция СНГ о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1996 г., Договор между РФ и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, 1995 г.

Читать еще:  Декларация по транспортному налогу (новая форма)

В чем состоит сходство передачи осужденных и выдачи:

1. Условия. Двойная криминализация.

2. Основания отказа. Некоторые совпадают, например, действует принцип non bis in idem, имеет значение истечение сроков давности привлечения. Частично основания отказа не совпадают. Например, если осужденный не возместил ущерб от преступления, он не может быть передан.

В чем основные различия экстрадиции и передачи осужденных для отбывания наказания:

1. Цель процедуры. Передача осужденных является следствием действия гуманизма. Она необходима для лучшей социализации осужденного, поскольку он передается в страну своего гражданства и места жительства. Таким образом, он будет отбывать наказание в близкой ему социальной, культурной и языковой среде. Его могут навещать родственники.

2. Инициатива. Передача осужденного возможна и по ходатайству государства, вынесшего приговор, и по ходатайству государства исполнения приговора, и по ходатайству самого осужденного или его родственников.

3. Согласие осужденного. Без письменного согласия осужденного его передача невозможна. Также должно быть согласие и государств.

Передача осужденных приводит к появлению новых проблем в регулировании, которые не знакомы экстрадиции. Например, может ли осуществляться пересчет сроков лишения свободы? По общему правилу, осужденный в государстве исполнения приговора не может отбывать наказание более длительное, чем максимальный срок лишения свободы, установленный для данных преступлений в этом государстве. Это означает, что осужденный будет отбывать меньший срок.

Другой вопрос касается того, какое государство имеет право амнистировать и помиловать переданного осужденного. Международные договоры устанавливают это право и для государства вынесения приговора, и для государства исполнения приговора. Однако пересмотр приговора возможен только в государстве его вынесения.

Экстрадицию также следует отличать от передачи для целей международного преследования. Отличие состоит в том, что экстрадиция призвана разрешить конфликт суверенитета двух государств, а при передаче, например, Международному уголовному суду такого конфликта не возникает. Более того, создавая этот суд, государства стремились достичь такой цели как неотвратимость ответственности за наиболее опасные и тяжкие преступления против мира и безопасности, человечества и человечности. Это международные уголовные преступления. Более того, их совершают, в том числе, и высокопоставленные чиновники и военачальники государств, которые, как правило, избегают ответственности по национальному праву либо в силу наличия иммунитета от уголовной юрисдикции, либо в силу действия принципа «победителей не судят». По существу единственным основанием отказа в передаче преступника МУС является его осуждение самим государством. Передача МУС не предполагает постановки вопроса об отказе в передаче своих граждан. Более того, на примере деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии можно сделать вывод о том, что международное сообщество наоборот настаивает на выдаче своих граждан для предания их международному правосудию.

ЭКСТРАДИЦИЯ

ЭКСТРАДИЦИЯ (лат. extraditio) — выдача одним государством другому лица для привлечения к уголовной ответственности. Современные конституции и законы, как правило, безоговорочно запрещают выдачу своих граждан иностранному государству (напр., Конституция РФ в п. 1 ст. 61). Выдача иностранных граждан и лиц без гражданства допускается обычно только в случаях, предусмотренных международным договором, связывающим соответствующие государства. Согласно общепризнанным принципам международного права Э. не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток. В РФ (согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ) не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

Смотреть что такое ЭКСТРАДИЦИЯ в других словарях:

ЭКСТРАДИЦИЯ

(лат. extraditio) – выдача преступника государством, на территории которого о” находится, другому государству по требованию последнего для привлечения преступника к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора. Выдачи может требовать государство, гражданином которого” является преступник, на территории которого совершено преступление, или которому преступлением причинен ущерб. Современное международное право признает право Э.суверенным правом каждого государства. Э. является юридической обязанностью государства лишь при наличии специальных соглашений между заинтересованными государствами. При отсутствии таких соглашений требование о выдаче может быть т.ж. удовлетворено, в т.ч. на основе взаимности. Согласно установившейся практике требование о выдаче предъявляется по дипломатическим каналам, если в договоре о выдаче не установлено иное (например, непосредственные сношения учреждений юстиции). При возникновении коллизий между требованиями о выдаче вопрос разрешается по усмотрению государства, к которому они обращены. Государство, к которому обращено требование о выдаче, может отказать в ней, если: преступление совершено на его территории; согласно его законодательству преследование не может быть возбуждено и приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по иному законному основанию; за то же самое деяние возбуждено и расследуется уголовное дело на его территории; в отношении лица, выдача которого требуется, на его территории по тому же преступлению был вынесен приговор или принято постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу Современные конституции (в т.ч. и Конституция РФ 1993 г), как правило, безоговорочно запрещают выдачу своих граждан иностранному государству Выдача иностранных граждан и лиц без гражданства допускается обычно только в случаях, предусмотренных международным договором, связывающим соответствующие государства. В соответствии с общепризнанными принципами международного права Э. не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток. В соответствии с п. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за политические убеждения, а т.ж. за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Согласно ст. 13 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ. РФ имеет с иностранными государствами ряд договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в которых, в частности, определены условия и порядок выдачи уголовных преступников.
Синонимы:

ЭКСТРАДИЦИЯ

(лат. extraditio) выдача преступника государством, на территории которого о* находится, другому государству по требованию последнего для привлечения преступника к уголовной ответственности или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора. Выдачи может требовать государство, гражданином которого* является преступник, на территории которого совершено преступление, или которому преступлением причинен ущерб. Современное международное право признает право Э. суверенным правом каждого государства. Э. является юридической обязанностью государства лишь при наличии специальных соглашений между заинтересованными государствами. При отсутствии таких соглашений требование о выдаче может быть т.ж. удовлетворено, в т.ч. на основе взаимности. Согласно установившейся практике требование о выдаче предъявляется по дипломатическим каналам, если в договоре о выдаче не установлено иное (например, непосредственные сношения учреждений юстиции). При возникновении коллизий между требованиями о выдаче вопрос разрешается по усмотрению государства, к которому они обращены. Государство, к которому обращено требование о выдаче, может отказать в ней, если: преступление совершено на его территории; согласно его законодательству преследование не может быть возбуждено и приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по иному законному основанию; за то же самое деяние возбуждено и расследуется уголовное дело на его территории; в отношении лица, выдача которого требуется, на его территории по тому же преступлению был вынесен приговор или принято постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу Современные конституции (в т.ч. и Конституция РФ 1993 г), как правило, безоговорочно запрещают выдачу своих граждан иностранному государству Выдача иностранных граждан и лиц без гражданства допускается обычно только в случаях, предусмотренных международным договором, связывающим соответствующие государства. В соответствии с общепризнанными принципами международного права Э. не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток. В соответствии с п. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за политические убеждения, а т.ж. за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Согласно ст. 13 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ. РФ имеет с иностранными государствами ряд договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в которых, в частности, определены условия и порядок выдачи уголовных преступников. смотреть

ЭКСТРАДИЦИЯ

ЭКСТРАДИЦИЯ(лат.). Выдача, передача.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.экстради́ция(фр. extradition лат. ex. смотреть

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector