Как сделать подшивку крыши своими руками?
Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа
В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется человеческий взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома!
Вот для этой цели и существует подшивка свесов крыши из самых разных материалов: винил, металл и даже дерево. Специальные изделия для этой цели называются софитами, которые ко всему обеспечивают вентиляцию всему подкровельному пространству, которая так необходима.
Содержание
Устройство подшивки свеса крыши
Давайте первым делом разберемся, что собой представляет подшивка карниза крыши.
У подшивки карнизов крыши есть такие варианты устройства:
Виды софитов для разных задач
Другими словами, софиты – это все тот же сайдинг, только для украшения потолка. Откуда и название, ведь «софит» с итальянского и означает «потолок».
Хотя софиты – достаточно новый для российского рынка продукт, их уже производят самых разных видов. Они бывают:
- двойные и тройные;
- сплошные и перфорированные.
Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.
При этом тройные еще бывают перфорированными по центру. А вот сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:
И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:
К слову, GrandLine представил рынку новые необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, откуда ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.
Выбор материала: дерево, винил или сталь
По сути, софиты по своей конструкции, и способу производства мало чем отличаются от сайдинга. Как и по прочности, ведь софитам тоже необходимо иметь механическую прочность к ударам и сильному ветру.
Софиты из пластика или винила пожаробезопасны, очень легки и не гниют, хорошо поддаются обработке и принимают практически любые формы. Благодаря этому софиты перекрывают сложные архитектурные элементы.
Виниловые софиты прекрасно сочетаются с одним с популярным виниловым сайдингом, пластичны, долговечны и обладают легким весом. При толщине 0,4 см они весят всего 1,16 кг/м2.
Т.к. софиты находятся всегда в тени, поэтому нет нужды переживать о том, что они выцветут на солнце. Также ПВХ хорош тем, что не разрушается плесенью или грибком, не нуждается в перекраске и выдерживает мороз в -50°С и жару в +60°С. К слову, виниловые софиты сегодня часто изготавливают не только под цвет кровли или фасада, но и делают с имитацией натурального дерева.
Полиэстер в качестве покрытия для софитов хорош цветостойкостью и пластичностью, а пластизол – устойчивостью к механическим воздействиям. Пурал отличается большей устойчивостью к ультрафиолету и перепаду температур, и наиболее пригоден для использования под открытым небом. Выглядит такая подшивка вот как:
Современные металлические софиты изготавливают только в заводских условиях, на специальном оборудовании путем проката. При этом обычно производители предлагают приобрести у них сразу целый комплект необходимых кровельных материалов, чтобы в итоге вся крыша имела завершенный вид, где все элементы идеально гармозинируют друг с другом, и по форме, и по цвету.
Гибкие и легкие алюминиевые софиты производят из тонкой (в 0,5 мм) алюминиевой ленты. Такие софиты радуют высокой стойкостью к коррозии, не выделяют неприятного запаха под парящими лучами солнца и абсолютно экологичны.
На таком материале хорошо держится декоративное покрытие, даже, если ему приходится переживает значительные перепады температур. Благодаря этому алюминиевые софиты подходят для любого климата.
Алюминиевые софиты практически не подвержены коррозии, не горючи, мало восприимчивы к температурным расширениям, выцветанию и механическим повреждениям.
Еще один один популярный вид софитов – стальные. Производят из оцинкованной стали с таким полимерным покрытием, как пурал, пластизол, полиэстер или поливинилденфторид. От покрытия, собственно, напрямую зависит их цена. Они долговечны, надежны и практичны.
Но металлические софиты далеко не всем по душе по той причине, что при распространенных ошибках в монтаже планки деформируются. Это заметно, и выглядит в итоге такой дом совсем не эстетично. В этом плане куда выгоднее выглядят деревянные софиты. Но их время от времени нужно приводит в первоначальный вид, обрабатывая антисептиками и подкрашивая.
Есть, к слову, такой интересный вид софитов, как планкен. По сути, этот тот же пластик, только выполненный в деревянном стиле. Причем хорошо смотрится и скошенный, и прямой планкен. Подкровельная вентиляция в этом случае обеспечена зазором с планкеном.
А вот медные софиты считаются не только самым долговечным материалом (до 150 лет службы), но самыми неприхотливыми, эстетичными и обладающими естественной защитой от воздействий окружающей среды.
Также становится популярным фиброцементный сайдинг, который достаточно прочен и привлекает красивой фактурой кедровой породы древесины. Изготавливают такую подшивку из цементно-песчаной основы и волокон, синтетических или натуральных.
В итоге срок службы материала достигает 50 лет, и отсутствует линейное расширение при перепадах температуры. Кроме того, сайдинг из фибробетона, в отличие от обычной древесины, не гниет, не привлекателен для насекомых и не боится влаги. А обрабатывается и крепится такая подшивка так же, как и и деревянная.
Если подшивка сплошная, тогда в панелях изготавливают специальные щели в 0,5 см толщиной. При этом с внутренней стороны нужно установить москитную или металлическую сетку. При этом важно, чтобы все комплектующие были сделаны из алюминия. Сюда входят внешние и внутренние углы, J-профили и соединительные планки.
Также для подшивки свесов подходят профилированные листы толщиной от 0,45 мм, из оцинковки или стали с полимерным покрытием. От других аналогов отличаются хорошей прочностью и жесткостью, и большим выбором цветового решения. Благодаря волнистому рельефу материала под свесом образуются зазоры, и ставить какие-то дополнительные вентиляционные решетки не нужно.
Например, сегодня пользуется популярностью система подшивки Soffitto. Это медные софиты, цвет которых за два-три года меняется от золотистого до темно-бурого, а потом и до матово-черного. И наконец, последний этап окисления – зеленоватая патина. Многое, конечно, зависит от срока службы металла. У изделий из меди образуется естественное антикоррозийное покрытие, благодаря которому срок службы таких софитов может досить даже 150 лет.
Если вы решили сделать свесы из такого материала, тогда разрежьте профлист на полосы одинакового размера и аккуратно закрасьте срезы – так, чтобы коррозия не распространялась, но и краски не было заметно на основной поверхности листа.
Виды профилей для подшивки карнизного и фронтонного свеса
А теперь перейдем к процессу монтажа софитов. Они не выполняют особо важной конструктивной функции, но все же проявиться мастерство и аккуратность здесь придется.
Дело в том, что если при установке карниза допустить ошибки, то он минимум будет выглядеть нелепо, а в худшем случае в подкровельное пространство легко проникнут птицы и создадут проблемы.
Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте такой инструкции:
- Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
- Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
- Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его гвоздями или саморезами.
- Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
- Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
- Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
- Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.
А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытым перфорированием:
Чтобы завести верхний края J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно, если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.
Так, перфораторы Freund 360020 и Малко NHP1R, которые легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.
Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, единственное, что нужно вычесть 6 мм на термическое расширение, и если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.
Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:
Финишная отделка свеса крыши
Далее место соединения софита со второй планкой закрывают лобовой планкой. Это необходимо, чтобы придать торцевому краю законченный вид:
Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.
В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.
Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.
Монтаж деревянной подшивки
Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способен будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.
Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:
На практике установка деревянной подшивки выглядит так:
Подобрали для себя подходящий вариант? Рады, что смогли помочь!
Подшивка карниза крыши — варианты подшивки
Свесом или карнизом крыши называют нижнюю часть крыши, которая обычно выступает от стен на 40-80 см.
Главное его назначение — защитить стены и фундамент от дождевой и талой воды. Оформление карниза выполняют на заключительной стадии строительства, когда кровля смонтирована и закончены работы по отделке наружных стен.
Подшивать рекомендуется не только свесы карнизов, но и потолки террас и балконов, козырьки крылец. Широкий выбор материалов позволяет подобрать обшивку для любого архитектурного стиля, с учетом типа кровельного покрытия.
Для чего подшивают карниз?
- После укладки кровельного материала, снизу торцов просматривается часть стропил и другие слои «кровельного пирога». Это выглядит не эстетично — подшивка свесов облагораживает крышу, закрывая все внутренние детали, придает завершенный облик всему строению.
- Кроме декоративной функции, подшивка карнизов защищает кровельную систему от повреждений посредством сильного ветра.
- Решается еще одна важная задача — обеспечивается правильная подкровельная вентиляция, благодаря которой исключается появление конденсата, грибка и плесени. Соответственно увеличивается срок службы конструкции.
Виды свесов крыши — на что обратить внимание.
Существует два вида – карнизный свес, другое название горизонтальный, и фронтонный свес. Рассмотрим чем они отличаются и особенности подшивки каждого.
Карнизный свес.
Образуется нижним фрагментом скатной крыши. Сквозь него воздушные массы проходят на чердак. В случае обустройства отапливаемой мансарды, снизу ската воздух поступает в подкровельное пространство, проходит наверх и выводиться через конек или аэратор, так выполняется вентиляция всех элементов «кровельного пирога».
Для правильной организации тяги воздуха подшивку карнизного свеса необходимо выполнять вентилируемую, не сплошную, а с приточными отверстиями. Для этого применяют один из следующих методов:
- Самый простой — устроить зазор между панелью и стеной. Исходя из применяемого материала величина зазора должна быть: 1-1,5 см. для сайдинга или деревянной вагонки, 0,6-1,2 см. для профлиста.
- Встроить решетки для аэрации — устанавливаются они непосредственно в панель обшивки.
- Когда в качестве отделочного материала выбраны деревянные доски, можно при монтаже оставлять между ними щели размером 0,5-1 см.
- Более популярное решение — подшить карнизный свес перфорированным софитом.
При отделке горизонтального свеса нужно соблюдать два важных правила:
- Все вентиляционные прорези и зазоры необходимо закрывать сеткой или решетками. Так под кровлю не будут попадать мусор и листья, мелкие птицы и насекомые.
- По объему прорези не должны быть меньше 1/500 части всей вентилируемой площади. Вдобавок каждый тип кровельного материала предполагает свой диаметр отверстий. К примеру, керамика «дышит», вентиляционные зазоры нужны меньшего диаметра чем для гибкой черепицы.
Что будет если пренебречь вентиляцией подкровельного пространства и плотно закрыть карнизный свес?
Избыточная влага способствует образованию конденсата, намоканию и разрушению утеплителя и стропил, образованию плесени.
— на металлочерепице со временем образуется коррозия, а натуральная черепица от переизбытка влаги полопается на морозе.
— не исключен перегрев помещений в жару и обледенение кровельного покрытия в мороз, такая крыша очень быстро выйдет из строя, придется проводить капитальный ремонт.
Фронтонный свес.
Образуется наклонной боковой частью ската крыши. Здесь задача противоположная — нужно защитить обрешетку и утеплитель от намокания и выдувания, а значит исключить проникновение ветра и дождя под кровлю. Подшивка в этом случае выполняется сплошным герметичным способом.
Как оформить кромку (торец) свеса?
Оба вида свеса по торцам имеют открытые элементы. Со стороны карнизного свеса — это торец стропильной системы, у фронтонного — торцы обрешетки. Их закрывают специальными комплектующими, которые зачастую можно приобрести вместе с черепицей.
Это делается не только для придания красивого внешнего вида, но и для сохранения подкровельных материалов от неблагоприятных погодных факторов.
Иногда деталь для отделки кромки делают из дерева, предварительно обработанного антисептиком и окрашенного — но это не лучший вариант.
Доборные комплектующие изготавливают из металла и они более долговечны, так как покрыты защитными антикоррозийными полимерными составами.
Оформляя кромку карнизного свеса, сначала стропила подрезают в одну линию по вертикали на одинаковом расстоянии от стены. Торцы стропил соединяют обвязочной лобовой доской.
На нее монтируется металлическая карнизная планка (капельник). По свесу карниза устанавливают водосточную систему.
Со стороны фронтонного свеса обрезают обрешетку по одной линии, параллельной стене. Вдоль фронтонов, закрывая края обрешетки, устанавливают металлическую торцевую планку.
Ее еще называют ветровая планка, дополнительно она защищает кровельную конструкцию от сильного ветра и предотвращает задувание мусора и насекомых через торцы.
Основные способы подшивки свесов крыши:
По стропилам.
Самая простая технология и применяется в основном для крыши с наклоном не более 30 гр. и выносом карниза 40-50 см. К стропилам сооружают обрешетку из бруса. Панели для обшивки можно крепить как параллельно стене, так и перпендикулярно стропилам или по торцу.
Горизонтальная подшивка.
Подходит для кровли с крутым скатом. Из брусков выстраивают короб, который крепят к стропилам и стене. При этом брусок на стропилах нужно располагать ниже бруска на стене на 1 см. Так влага, попавшая на свес, не задерживается на нем.
Затем прибивают бруски от углов дома к углам крыши. Если свес выступает больше чем на 45 см., дополнительно устанавливают еще один продольный брус. Далее перпендикулярно к стене добавляют бруски для усиления продольных брусьев. Этот способ позволяет экономно подшить свес, монтаж не занимаем много времени.
Подшивка фронтонного свеса.
Не зависимо по какой технологии подшивают свес карнизный, фронтонный оформляют всегда по обрешетке. На нее крепят бруски, к которым потом фиксируют обшивочные планки.
Выбираем материал для подшивки.
Какой применить материал в первую очередь зависит от общей стилистики дома, учитывается отделка стен и вид черепицы. Немаловажным фактором является цена и конечно, личные вкусы домовладельца. Стоит принять во внимание практичность и долговечность материала.
Деревянная доска.
Дерево требует особого ухода. Перед укладкой его обрабатывают антисептическими и противопожарными составами, красят и покрывают лаком. Время от времени придется повторять эти операции, иначе в нем заведутся насекомые, оно начнет сыреть и деформироваться, внешний вид при этом заметно ухудшиться.
Для подшивки карниза выбирают хвойные породы. Доска может быть строганой или обрезной, допустимая ширина 2-25 см, толщина 1,7-2,2 см. Монтируя доски параллельно стене крепят с шагом в 1 м., перпендикулярно – с обеих сторон доски, при широком свесе еще и по центру. Для вентиляции оставляют щели между досками 1-1,5 см.
Деревянная вагонка.
Материал уже обработан в отличие от доски. Но, как и доску, перед монтажом его желательно выдержать на воздухе под навесом 1 месяц, в противном случае дерево может оказаться слишком влажным или сухим, что в последствии приведет к деформации. Монтируется аналогичным способом. Есть возможность установки готовых вентиляционных решеток, которые располагают на расстоянии в 1,5 м. друг от друга. Стоит вагонка в два раза дороже доски.
ОСБ и фанера.
Плиты должны быть влагоустойчивые. Установка проходит быстро, так как габариты и жесткость материала дают возможность монтировать сразу большие листы. Для установки возводят короб из бруса, к которому привинчивают плиты. Вентиляцию осуществляют посредством врезки решеток. Данный вид подшивки не долговечен и не отличается эстетичностью, бесспорно требуется покраска.
Листовой металл.
Применяется редко, так как обладает рядом недостатков: большой вес, необходим специальный инструмент для резки и обязательна антикоррозийная обработка стальных листов по кромке среза. В основном используют оцинкованную сталь с полимерным покрытием толщиной 0,6 мм. Длинна изделия может достигать 6м. Редко берут медный или алюминиевый лист. Для вентиляции применяют решетки или перфорацию.
Панели из поливинилхлорида устанавливают перпендикулярно стенам, прикручивают в нескольких местах в зависимости от ширины свеса. Для удобства монтажа вместе с сайдингом можно приобрести различные дополнительные элементы. Для отделки края ставят «П» образные полосы, места соединения панелей фиксируются уголками, имеются вентиляционные решетки. ПВХ сайдинг не рекомендуется монтировать вдоль свеса, он не обладает достаточной жесткостью и может прогибаться. Сайдинг выпускается в основном светлых оттенков, стоимость его невысокая. Если выбрать материал хорошего качества, прослужит он довольно долго.
Выделяется простотой монтажа и прочностью. Используется профлист С8, С10 или НС 20мм. При оформлении карниза следует учитывать температурное расширение профлиста и оставлять зазор 0,6-1,2 см. Крепление выполняют с шагом в 1 м. Вентилирование осуществляется через специально предназначенные решетки.
Софит — специальный сайдинг для подшивки свеса. Софиты изготавливают из винила или металла. Они имеют разнообразную фактуру и большую цветовую палитру. К примеру, очень популярны металлические софиты под дерево — они точно копируют текстуру древесины благородных пород дерева, таких как кедр, дуб, клен.
Но в сравнении с натуральной древесиной, софит не требователен в уходе, не нуждается в обработке и покраске, не рассыхается и не разбухает, не боится влаги и температурных перепадов, а стоит в несколько раз дешевле. Софиты подходят для всех типов черепицы, легко подбираются к любому архитектурному стилю.
В наборе идут все необходимые комплектующие, профили и планки, которые значительно упрощают и ускоряют монтаж. Софитные панели могут быть разных видов: одинарные, двойные, тройные, перфорированные или сплошные.
Выполнить подшивку свеса софитом под силу самостоятельно, порядок монтажа очень простой: планки нарезают по ширине свеса и крепят при помощи пазов перпендикулярно стенам.
Софит несомненно самый надежный и быстрый способ подшивки карниза и является очень популярным у владельцев частных коттеджей.
Подшивка крыши софитом своими руками.
Рассмотрим монтаж на примере винилового софита. Все элементы прикручивают к обрешетке из дерева:
- J-профиль ставят поперек свеса и отмеряют.
- Срезают J-профиль болгаркой.
- Прикрепляют J-профиль к обрешетке саморезами.
- Когда все профили зафиксированы, замеряют расстояние между ними и нарезают софитную планку нужного размера.
- Монтируют софит. Для этого софитную планку заводят сначала в пристенный свес, а потом в карнизный. Крепят саморезами.
- Лобовая часть карниза зашивается J-фасками или планкой.
Купить софит для подшивки свесов крыши по выгодной цене в Екатеринбурге можно в «Ваша Кровля». Всегда в наличии виниловые и металлические софиты от проверенных производителей. На все товары предоставляем гарантийные талоны и сертификаты качества. Срок службы софита от 20 до 50 лет.
Доступны одноцветные софиты светлых, ярких и темных оттенков, а также с имитацией натурального дерева. Вы всегда можете заказать профессиональную подшивку карниза софитами.
Подшивка крыши дома – Как, чем лучше обшить карниз
В процесс сооружения кровли, входит ни только строительство стропил, укладка кровельного стройматериала и монтаж водостоков, но и подшивка карнизов крыши дома. Если вы строите частное, жилое строение самостоятельно, будет не лишним понимать и знать, как правильно осуществляется подшив кровельного навеса здания. Поэтому, далее в статье, мы обозначим все нюансы, данного строительного мероприятия. Изучим основные аспекты работ и расскажем, чем подшивать крышу дома и какие материалы лучше использовать.
При качественном возведении частного дома, кровлю от стен строения, спускают вниз на расстояние, от 0.5 до 0.7 метров. Такой вариант припуска-отступа навеса здания, позволяет частично защитить фасад строения, от прямого воздействия атмосферных осадков – дождя и снега.
Обшивка карниза кровли, создает ни только защиту от влаги. Грамотно-организованный подшив навеса, обеспечивает должную вентиляцию подкровельного пространства – участка, между утеплителем и кровельной конструкцией. Воздух, при грамотным обустройстве, непрерывно циркулирует и проникающую влагу – быстро выветривает. В результате, возведенный кровельный навес, останется всегда сухой и нет предпосылок, возникновения плесени и грибков. А значит, существенно увеличивается срок службы крыши, частного дома.
Подшивка крыши дома – стройматериалы
Сегодня, на строительном рынке, существует достаточно широкий спектр стройматериалов, при помощи которых, осуществляется грамотная и качественная подшивка крыши дома. Довольно часто, для осуществления подобных мероприятий, используется деревянная вагонка. Особенно, широкое применение, наблюдается в домах из дерева.
Вагонка, достаточно дешевый и удобный в монтажных работах, стройматериал. Но он имеет огромный недостаток – низкий эксплуатационный срок службы. Деревянная вагонка, капризный материал, требующий должного ухода. А именно, периодического обновления окраски – частое подкрашивание, 1-2 раза в год. Если этого не делать, то со временем, вагонка почернеет – станет активно впитывать влагу и сгниет. К тому-же, деревянная конструкция, не обладает должным уровнем вентиляционных свойств.
Весьма востребованным решением, чтобы выполнить подшивку крыши дома, сегодня является ПВХ-вагонка. Этот вид изделия, вполне приемлем в строительстве, как по цене, так и по эксплуатационным характеристикам. Для упрощения и ускорения монтажных действий, а так-же создания, наиболее привлекательного внешнего вида кровли, частного строения, следует всегда использовать спец-декоративные уголки из пластика.
Подшивка каркасов крыши, в частном доме
Довольно часто, желая серьезно сэкономить, хозяева частных строений, для подшивки каркасов крыши самостоятельно, используют виниловый сайдинг. Используя этот стройматериал, домовладельцы совершают большую ошибку. Дело в том, что виниловый сайдинг не предназначен для подобных мероприятий. Он, является фасадным декором для стен зданий. При подшивке-же крыши строения, выглядит не очень привлекательно. Помимо этого, сайдинг серьезно препятствует свободной вентиляции навесной конструкции. Так как изначально, заводом изготовителем стройизделия, не предусмотрено никаких вентиляционных отверстий.
Для бюджетных вариантов, с помощью которых осуществляется подшивка каркасов, подходит и металлический, оцинкованный сайдинг. Изделие, сравнительно легко монтируется, но быстро гниет, поскольку подвержено коррозии. На металлический сайдинг негативно влияет влага, что способствует быстрому появлению пятен ржавчины. Особенно будет сильно заметно, если подшить крышу дома, стройматериалом, светлых оттенков цвета – белый, желтый и т.д.
Сегодня, в строительных магазинах и рынках, не трудно найти спецматериалы, предназначенные только для подшивки кровельных карнизов – «софиты». Они, как правило, двух видов – алюминиевые и виниловые (ПВХ). Размеры элементов обшивки, в основном, 3-3.5 метра. Такие величины, для подшивания кровли частных строений, являются самыми оптимальными. Софиты бывают, следующих видов:
- Сплошными – используют для крыш веранд, беседок и т.п.;
- перфорированными – применяют, в основном, для крыш, покрытых битумной черепицей и другими непрофилированными изделиями;
- с перфорацией по центру – практически универсальный вариант. Обладает, наиболее эффективными характеристиками вентиляции, подкровельного пространства.
Подшивка софитами – этапы работы
Подготовка кровельного навеса – работы по утеплению
По завершению монтажа стропил, в ходе обрешетки кровельным материалом, концы стропил аккуратно отпиливают по линии. Она должна быть, строго параллельна стенам строения. Чтобы качественно обшить карнизные свесы, в качестве каркаса, используют либо металлические профили, либо доски. Торцы стропил, аккуратно отпиленных по вертикали, обшивают так-же, как и коробку.
Важно! Перед тем, как сделать подшив свесов кровельного навеса, необходимо утеплить снаружи стены дома. Такой подход, поможет подшивке, плотно прилечь к материалу-утеплителю на стенах. Что безусловно, значительно уменьшит теплопотери здания.
В случае, если угол наклона кровли маленький, софиты устанавливаются параллельно стенам, прямо на стропила. Такой вариант, позволяет углу подшивки, полностью совпадать с углом ската. Если-же, нижняя плоскость стропил навеса неровная, требуется предварительно ее выровнять. Такой подход поможет, подшивочные работы, выполнить качественно. Для выравния, как правило, шурупами, к боковым частям стропил, прикручивают небольшие куски-обрезки досок. Размер кусков: минимум 10 см в длину и 4 см – в ширину. Прикручивают вначале первую и последнюю доску, а после, чтобы стропила стали максимально ровными, натягиваем нить, и следуя ей, крепят оставшиеся доски. Обязательно, где сходятся скаты, доски крепят с двух сторон, углового стропила.
Крепление подшивки крыши
Не редко, укладку софитов по стропилам, проводят и другим способом. От стены до края стропил обустраивают горизонтальную коробку. При этом каркас, для обшивания карнизов софитами, делают так-же, как и в предыдущем варианте – из досок. Крепление выполняют к одной стороне – к нижней части кровельных стропил.
Фиксируют один край к нижней части стропил, а другой – к дополнительной доске. При этом, дополнительную, опускают и фиксируют в том месте, где стропила сходятся со стеной. В углах доску укладывают плашмя, планируя расположение стыков, на которые, впоследствии, крепят две стороны доски. Стыки, как правило, проводят от угла схождения скатов, до угла схождения стен. Такой способ позволяет создать жесткую строй-конструкцию – независимую от стен строения.
Исполняя монтажную работу, старайтесь делать крепление, максимально надежным – используйте для фиксации шурупы или металлические пластины и углы.
После того, как каркас готов, можно начинать обшивку софитами. Делайте подшивку аккуратно и качественно. Проводите работы так, чтобы после, в подкровельное пространство, не смог задуть ветер и попасть влага – снег или дождь. В комплект с софитами, обычно поставляют специальные монтажные планки. Они дают возможность, сделать подшивку крыши дома, более удобной и быстрой. Спец-планки, легко и быстро, фиксируются обычными саморезами по дереву.
Обработка материала защитными составами
Приступая к монтажным работам, по обшивке каркасов кровли жилого здания, уделите должное внимание, обработке деревянных элементов материала, специальными современными защитными составами. Они помогут создать, у деревянной, кровельной конструкции, надежную защиту от грибков, плесени и других негативных явлений. Такие несложные и доступные меры предосторожности, позволят значительно продлить срок эксплуатации, как отдельных элементов кровельной конструкции, так и всей крыше дома, в целом.
Важно! Всегда выбирайте, только современные и качественные стройматериалы!
Такой подход, при осуществление правильной подшивки кровли дома, поможет избежать многих проблем в будущем. Обеспечит, должную вентиляцию, кровельного сооружения и заметно продлит эксплуатационные сроки. И конечно-же, сделает ваше жилое строение, для вас и членов семьи, более привлекательным, уютным и практичным.
Как подшить карниз крыши своими руками
Построить свой дом мечтает каждый. Но строительство жилого сооружения – сложный и требующий определенных навыков процесс. Заключительным этапом возведения дома считается монтаж кровли, здесь так же нужны немалые умения и знания – чтобы крыша не протекала, нормально вентилировалась и прослужила долго, необходимо тщательно рассчитать все ее параметры, выбрать качественные материалы.
А вот обустроить карниз крыши можно и своими руками – это вполне реально. Для того чтобы понять, как правильно это сделать, необходимо ознакомиться с типами карнизов и выбрать материал для обшивки свеса.
Разновидности карнизов
Большинство современных домов имеют двухскатные крыши. При такой конструкции строение имеет две боковые стены и две фронтальные. Причем, боковые расположены с тех сторон, куда спускаются стропильные ноги кровли, а фронтальные – не имеют свесов.
Обустраивать карнизы необходимо и со стороны боковых стен, и над фронтальными тоже. Ведь свесы выполняют целый ряд функций:
- украшают дом, закрывая стропильную конструкцию;
- защищают крышу от ветра, холода и влажности, проникающих через открытые концы стропил;
- являются частью вентиляционной системы подкровельного пространства: через отверстия в карнизах воздух проникает под крышу, проветривает слои тепло- и гидроизоляции, а затем выводится через конек;
- закрывают верхнюю часть стен от ветров и косых дождей, предотвращая намокание дома.
У четырехскатных (вальмовых) крыш фронтальный карниз отсутствует, ведь здесь стропила выходят на все четыре стены дома. В двускатных крышах фронтальный карниз является боковым скатом наклонной кровли. Выполняют такой свес, закрепляя на стропилах несущие перекладины, которые выступают над стенами.
Часто можно встретить конструкцию, при которой свес является продолжением обрешетки, которая набивается на слой пароизоляции. Тогда карнизная доска крепится прямо на доски обрешетки.
Боковой карниз образовывают стропила, выступающие за пределы стен. Такие свесы есть у всех скатных крыш, их размеры могут быть разными, нормой считается карниз от 40 до 70 см. Для обустройства свеса нижние части стропил подрезаются в один размер и соединяются доской, к которой впоследствии будет крепиться обшивка карниза.
Очень важно в процессе подшивки карниза соблюдать режим вентиляции кровли. Если этого не сделать, теплый воздух начнет конденсироваться в воду, тем самым нанося вред материалам «кровельного пирога» и стен дома.
Чем выполняется подшивка карниза кровли
Своими руками подшить карниз крыши можно с помощью нескольких материалов – на сегодняшний день их ассортимент достаточно велик. Выбирая обшивку, нужно руководствоваться не только эстетическим фактором, но и длительным сроком службы материала – он должен примерно равняться эксплуатации самой крыши.
Из наиболее часто применяемых для подшивки свесов материалов можно отметить:
- Профнастил. Представляет собой лист стали, покрытой цинком и цветными полимерными материалами, предотвращающими коррозию. Профнастил надежен, способен выдержать сильную ветровую нагрузку, перепады температур, повышенную влажность. При установке обшивки между металлопрофилем и стеной необходимо оставить небольшой зазор для циркуляции воздуха в подкровельном пространстве.
- Софиты – тот же сайдинг, только специально разработанный для подшивки карнизов. Отличительные особенности материала – наличие отверстий для вентиляции, специальное покрытие из полимеров, поглощающих ультрафиолет (препятствует выгоранию цвета). Софиты для свесов выполняются из меди, алюминия, оцинкованной стали. Наиболее распространенный вариант – софиты из винила. В наборе есть элементы таких конструкций с отверстиями для вентиляции, сплошные секции, соединительные и крепежные детали. Устанавливать софиты очень легко, в итоге получается гладкое сплошное полотно обшивки с нужным количеством отверстий. Монтировать софиты нужно только перпендикулярно стене дома, они не подходят для подшивки наклонных карнизов.
- Обрезная доска или вагонка из дерева. Не сдает позиций и натуральная древесина, она остается лидером среди материалов, применяемых для подшивки кровли. Дело в том, что дерево стоит недорого, подрезается в любой размер, а главное – обладает способностью «дышать», поэтому микроклимат подкровельного пространства не нарушается. Для подшивки свесов используют струганную доску, толщиной около 20 мм. Прибивая доски на карниз, нужно оставлять зазор между стеной и свесом примерно в 2 см (для температурного расширения древесины).
Варианты подшивки карнизов крыши
Есть два популярных среди кровельщиков способа подшивки карнизов:
- по стропилам;
- по деревянному каркасу (коробу).
Подшивка карниза по стропилам
Этот вариант применим только для крыш с небольшим углом наклона скатов. Самая большая сложность такого способа заключается в неравномерном размере стропильных ног. Чтобы карниз получился ровным и аккуратным, края всех стропил должны образовывать одну плоскость.
Если подрезать стропила в один размер не получается, необходимо воспользоваться дополнительной доской, которая крепится к нижнему краю стропил, перпендикулярно стене дома. Длина доски должна соответствовать расстоянию от стены до выступающего края стропила.
Сначала крепят доски к крайним стропилам одного ската, затем между ними натягивают веревку и относительно нее монтируют доски к остальным стропилам. Обшивают такой каркас с использованием металлических уголков и шурупов.
Подшивка карниза крыши по коробу
Этот вариант идеально подходит для крыш с большим углом ската. Для обустройства свеса к нижнему краю стропил необходимо закрепить доску шириной около четырех сантиметров. Другая сторона доски фиксируется на стену дома, вернее на предварительно установленную там вертикальную планку. Вместо этой поддерживающей планки можно использовать брус, который горизонтально фиксируют к стене дюбелями.
В итоге должен получиться каркас треугольного сечения, который после обшивки будет напоминать закрытый со всех сторон короб. Посмотреть на готовые варианты конструкций можно на фото или видео.
Отделка карниза софитами
Рассмотрим наиболее современный способ подшивки карниза крыши своими руками – обработку свеса виниловыми софитами. Выполнять работу необходимо в такой последовательности:
- Приобрести необходимое количество пластин, предварительно рассчитав, сколько понадобится глухих и перфорированных элементов. Вместе с тем необходимо подумать о направляющих, фиксаторах и крепежных элементах.
- На подготовленный короб из деревянных досок крепятся направляющие для софитов. Элемент сечением в виде буквы F (то есть фаска) крепится к планке, расположенной по краю стропильных ног. Планка J-образного сечения монтируется на стену дома. Чтобы направляющие располагались абсолютно ровно, необходимо заранее сделать разметку.
- Нужно измерить ширину карниза, то есть расстояние от стены дома до концов стропил. От полученного числа отнимают 6 мм и нарезают софиты в этот размер. Зазор необходим для теплового расширения материала, если его не сделать софиты ос временем «поведет», карниз покоробится и деформируется.
- Нарезанные софиты немного изгибают и аккуратно вставляют сначала в фаску, затем в паз.
- Крепят пластины через заводские отверстия, используя саморезы, длина которых не меньше 30 мм.
- В углах карниза софиты плавно подрезают под углом в 45 градусов, соединяют стыки с помощью Н-профиля.
Заключение
Нет принципиальных отличий в подшивке свесов софитами или доской, вагонкой, сайдингом. Начинающему кровельщику может пригодиться видео с пошаговым описанием каждого этапа работы по обшивке, а так же, фото готовых конструкций.
Подшивка карнизов крыши
Подшивка карниза крыши: чем и как обшить
Подшивка карниза крыши своими руками позволяет защитить кровельный пирог от внешних воздействий и придать кровле привлекательный внешний вид. В настоящее время существует множество вариантов обшивки. На самых популярных мы и остановимся в данной статье.
Особенности подшивки
Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.
На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.
Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.
Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны:
- обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
- обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
- обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
- обладать эстетической привлекательностью.
В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят:
- вагонка (деревянная и ПВХ);
- софит (виниловый и алюминиевый);
- профнастил.
Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.
Деревянная вагонка. Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.
Вагонка ПВХ. Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.
Софит. Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.
Профнастил. Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.
Каркас обшивки карниза
Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции:
- Прошивка по стропилам. Такой вариант монтажа характерен для крыш с относительно небольшим углом наклона скатов, либо в случае, когда требуется увеличить высоту здания. Чтобы зашивать карнизный свес по стропилам, нижние части стропильных ног должны находиться в одной плоскости. В противном случае требуется выравнивание при помощи дополнительных досок, которые прибиваются стропилам внахлест. После этого монтируют первую и последнюю планку подшивки карниза, а между ними натягивают нити. Остальные элементы монтируются в соответствии с данным ограничителем уровня.
- Второй способ более распространен. Стропильные ноги обрезаются по горизонтали и вертикали. Внизу стропил закрепляется доска, к стене монтируется брус, причем он должен располагаться на 1 см выше лобовой доски, чтобы обеспечивался сход влаги. При ширине свеса более 450 мм посередине следует закрепить дополнительную доску. В местах схода свесов вальмовой крыши доски крепятся встык плашмя.
Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.
Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.
Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами. Это позволяет продлить срок службы подшивки.
Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.
Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.
По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.