Какая плата за загрязнение окружающей среды: расчет
Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2019 – 2020 годах
Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование
Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):
- субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
- остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.
О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».
Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.
В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:
- данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
- ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
- коэффициенты, устанавливаемые законодательно.
Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.
Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит
Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.
Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.
В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).
Таким образом, экологический сбор:
- платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
- регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
- как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.
А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:
- платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
- регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
- как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).
Действующий в 2019–2020 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
В соответствии с нормами постановления № 255:
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Сбор вычисляется посредством сложения:
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.
Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).
Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).
Как определить ставки платы за вред окружающей среде
Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.
Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году – ставки платы».
Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии
В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:
- дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
- установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
- установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.
Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.
Расчет платы за вред экологии: вычеты
В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.
Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)
Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2020 – рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2019 год.
В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).
Итоги
В 2019–2020 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.
Плата за загрязнение окружающей среды: базовые нормативы и ставки
Плата за загрязнение окружающей среды является вынужденной мерой. Она взымается с юридических и физических лиц, начиная с 10 января 2002 года в соответствии со статьёй 16 закона «Об охране окружающей среды» ФЗ-№7. Финансовые отчисления за загрязнение биосферы обязаны производить все отечественные и иностранные владельцы предприятий, а также учреждения и организации, находящиеся на территории Российской Федерации и связанные с использованием природной среды.
Внесение средств производится на реквизиты отделения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзора, в котором зарегистрировано предприятие, являющееся источником производственных выбросов.
Данным федеральным органом регулируется порядок соблюдения требований закона. Именно Росприроднадзор уполномочен Правительством России контролировать своевременное внесение платы за загрязнение.
Что понимают под платой за воздействие на окружающую среду в 2019 году?
Определение базовых ставок платежа за загрязнение окружающей среды развёрнуто в двух постановлениях Правительства РФ — №632 от 28.08.1992 (с поправками от 12.02.2003) и №344 от 12.06.2003 года. Норма платы за загрязнение выражается в рублях за тонну выброса. Для веществ, загрязняющих атмосферу, предусмотрено 214 позиций, для водных загрязнителей — 198.
В 2019 году установлены базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды, соответствующие нормам, утверждённым в Постановлении Правительства Российской Федерации №913 от 13 сентября 2016 года (с учётом редакции от 29 февраля 2018).
В современной редакции закона виды платы за загрязнение природной среды это плата за выбросы и хранение вредных веществ в пределах:
- не выше уровня, допустимого установленной нормой на постоянной основе;
- не более лимитов, согласованных временно.
В отдельных климатически комфортных и культурно значимых регионах, а также бассейнах некоторых озёр и рек к федеральным нормативам вводятся дифференцирующие коэффициенты. Их величина определяется региональными органами администрации.
Базовая ставка оплаты устанавливается для каждой химической составляющей отходов. При этом учитывается вред, который она может нанести экологии и здоровью людей, проживающих в данной местности.
Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?
Сбор экологического налога всегда осуществляется по принципу — платит загрязнитель, независимо от того юридическое он или физическое лицо. Каждый предприниматель, в чьей собственности имеется предприятие, в той или иной степени загрязняющее окружающую среду, должен вносить регулярные взносы, согласованные с Росприроднадзором.
Виновниками загрязнения окружающей среды согласно закону регулярно вносятся в казну региона:
- ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (например, химических и металлургических предприятий);
- плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками;
- денежная компенсация за отводы отходов вредного производства в подземные и открытые водоёмы;
- плата за хранение веществ, отрицательно влияющих на экологию, на открытом воздухе;
- платежи за размещение экологически опасных веществ в закрытых могильниках, расположенных на общественно полезных землях.
Исключительное положение в списке опасных предприятий занимают только производства, относящиеся к IV классу. Это объясняется их спецификой:
- они не сбрасывают свои отходы в окружающую среду;
- в составе отходов производства этих предприятий нет радиоактивных веществ, а также чрезвычайно опасных и опасных выбросов классов I и II.
Размер платы за загрязнение
В нормативах платы за загрязнение, утверждённых Правительством РФ в Постановлении №913 от 13 июня 2016 года, установлены тарифы по следующим источникам загрязнения в 2019 году:
- стационарным объектам, создающим экологическую угрозу для атмосферы;
- предприятиям, сбрасывающим отходы своего производства в водоёмы;
- хранилищам отходов открытого и закрытого типа, несущим угрозу для природы и человека.
Тарифы для стационарных объектов, создающих экологическую угрозу для атмосферы:
Название атмосферного загрязнителя | |
NH3 (аммиак) | 144,4 |
НNO3 (азотная кислота) | 38,064 |
Hg (ртуть) и её соли | 18973,9 |
H2SO4 (серная кислота) | 45,4 |
Н2S (сероводород) | 5472968,7 |
C2OH12 (бензапирен) | 5472968,7 |
Всего позиций — 159.
Тарифы для предприятий, сбрасывающих отходы своего производства в водоёмы:
Название загрязнителяводоёмов | Платаза экологический ущерб
(руб/тонна) |
Al (алюминий) | 17630,7 |
NH3 (аммиак) | 14105,6 |
C2OH12 (бензапирен) | 76495539 |
Ве (берилий) | 1983592,8 |
Всего позиций — 159.
Тарифы для хранилищ отходов открытого и закрытого типа, несущих угрозу для природы и человека:
Опасность отходовпроизводства (класс)
Предприятия, в чьём ведении находятся объекты не только IV класса опасности, но и относительно безвредные производства, должны рассчитать и перечислять в Росприроднадзор плату за загрязнение по каждому из своих объектов в отдельности.
Пример расчёта платежа за вредное воздействие
Материальной базой для расчёта платежа за загрязнение согласно «Закону об охране окружающей среды» №7-ФЗ (ст.16) являются:
- атмосферные выбросы, исходящие со стационарных объектов;
- сбросы отходов в водоёмы;
- условия временного хранения и размещения отходов в могильниках.
При расчётах платы за загрязнение среды учитывают (ст.16.2):
- нормативы по загрязнениям допустимого уровня;
- нормы, разрешения на которые имеют временный характер;
- лимиты на хранение отходов.
Вычисление ставки платы за выбросы загрязняющих веществ производится в три этапа:
- Показатели нормативов загрязнений умножаются на ставку, установленную для них.
- Показатели сверхнормативных выбросов также умножаются на соответствующую ставку.
- Оба результата складываются — в итоге удаётся вычислить искомую величину платежа.
Пример:
Норматив выброса загрязнений в атмосферу в квартал составляет 10 000 м3, ставка — 100 руб/м3. Всего за квартал предприятие должно выплатить 1 000 000 рублей
За то же время сверхнормативные выбросы составили 1000 м3. При той же ставке общая сумма составит 100 000 рублей.
Итого за квартал предприятие должно заплатить в Росприроднадзор 1 миллион 100 тысяч рублей.
Постановление №255 закона №7-ФЗ обязывает:
- рассчитать плату за загрязнение окружающей среды с каждого источника загрязнения на предприятии;
- расчёт объёмов выбросов и определение соответствия их нормативам возлагается на владельцев компаний;
- индексация платы за загрязнение приводит к увеличению общей суммы выплат;
- величина оплаты может быть снижена в случае уменьшения предприятием вредных выбросов, а также введением коэффициентов, стимулирующих природоохранные мероприятия.
Отчётность о деятельности предприятий в части уплаты НВОС
Все владельцы объектов, негативно влияющих на окружающую среду, независимо от того юридические они лица или частные предприниматели, должны ставить свои предприятия на госучёт, заключить договор и ежеквартально отчитываться перед территориальными органами Росприроднадзора.
Алгоритм отчётности выглядит следующим образом:
Уплачивается квартальный авансовый платёж, сумма которого составляет 25% оплаты за предшествовавший год. Крайний срок — 20 число месяца, наступающего по истечении квартала. Исключением являются только представители среднего и мелкого бизнеса. Они освобождены от авансовых выплат.
Декларация о годовом платеже за НВОС должна быть внесена не позднее 1 марта послеотчётного года (приказ Минприроды №3 от 9 января 2017).
Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты
Платежи за загрязнение окружающей среды должны производится точно в срок, установленный законом. Просрочка влечёт за собой штраф (статья 8.5 КоАП Российской Федерации). Для юридических лиц он составляет от 20 000 до 80 000 рублей. Должностные лица обязаны будут выплатить от 3 000 до 6 000. Помимо этих санкций предусмотрены пени. Каждый день просрочки позволяет взимать с должника до 0,2% от общей суммы долга.
Платежи за загрязнение окружающей среды, поступающие в казну региона, позволяют местным органам власти поддерживать в своей местности здоровую экологическую обстановку и восстанавливать уже повреждённую природу. Юридические и физические лица, владеющие вредными производствами, должны понимать это и вносить в сохранение природы свой посильный вклад.
Плата за загрязнение окружающей среды
Все организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, вносят за это определенную плату в соответствии с законами. Рассмотрим, кто именно должен платить, в каком размере и когда.
За что платить
Негативное влияние-последствия деятельности, приводящей к отрицательным изменениям окружающей среды. Плата за ее загрязнение взимается со всех природопользователей. Она не относится к налоговым сборам и рассчитывается индивидуально для каждой организации. Порядок расчета платы устанавливается Правительством РФ. Действия, которые рассматриваются, как вредное влияние, следующие:
- Загрязнение атмосферы выбросом вредных веществ со стационарных и передвижных объектов. К первым относятся гаражные общества, автостоянки, котельные, места обработки металлов и дерева. Под вторыми подразумеваются транспортные средства, работающие на бензине, дизеле или керосине.
- Выброс загрязняющих и вредных веществ в поверхностные и подземные водные объекты. Здесь имеются в виду сточные воды, которые образуются в результате обычного функционирования некоторых предприятий. Это правило не затрагивает сточные воды, которые попадают в городскую канализацию.
- Размещение производственных и бытовых отходов, возникающих в ходе работы предприятий-мусора, сырьевых остатков и прочих.
В понятие негативного влияния также входит загрязнение почв и воздействие на среду шумом и теплом, но за это взносы не платятся. Нормативы платы за такие действия отсутствуют, что делает невозможным подсчет размера платежа.
Летом 2018 года министерство финансов предложило упразднить плату, заменив ее на экологический налог , который позволит существенно увеличить бюджет на охрану природы. Он отличается от взносов способом расчета и будет взиматься в зависимости от ежегодных бюджетных трат на поддержание должного уровня экологии.
В каком случае нужно платить
Как упоминалось выше, плату за загрязнение окружающей среды вносят предприятия, индивидуальные предприниматели и иностранные физические лица, чья деятельность влечет за собой такие последствия. Перед началом работы каждая такая организация должна зарегистрироваться в региональном отделении Росприроднадзора. Платежи обязательны для предприятий всех форм налогообложения и распространяются не только на собственников помещений, но и на арендаторов. Этот момент зависит от того, кто именно эксплуатирует объект.
Законом предусмотрена категория организаций, которые освобождаются от платежей за загрязнение . Их деятельность происходит на объектах 4 уровня опасности, в ходе работы которых выброс вредных веществ в атмосферу, водные ресурсы и на землю не превышает 10 тонн за год либо или вовсе отсутствует. Также такие организации освобождены от сдачи декларации по негативному воздействию на окружающую среду поскольку их деятельность наносит минимальный вред экологии.
Как платить
Расчет платы за загрязнение окружающей среды производится по двум нормативам:
- За выбросы и размещение вредных веществ в пределах нормы. Устанавливают размеры сбора отдельно по всем видам загрязнений, после чего они суммируются.
- За загрязнение выше утвержденного лимита. В этом случае платеж рассчитывается как за выбросы в рамках норм и умножается на 5.
Подсчеты производятся в соответствии с тарифами, которые зависят от категории веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу. В интернете размещены специальные таблицы, в которых указано название вредного вещества и ставка за тонну его выброса в рублях. С их помощью можно без труда рассчитать размер платежа. Также при подсчетах платы за загрязнение окружающей среды учитывают следующие моменты:
- уровень экологической значимости региона, которому присвоен определенный коэффициент;
- коэффициент места нахождения объекта;
- уровень инфляции.
Сбор за загрязнение окружающей среды в 2018 году будет меньше, чем в 2019. В будущем году ставки увеличатся на 1,04.
Для некоторых ситуаций разработаны отдельные формулы вычисления оплаты за выбросы. К таким случаям относится отсутствие документов, которые разрешают выброс вредных веществ и утверждают нормы отходов, образовавшихся в ходе работы предприятий.
Иногда у плательщика имеется несколько объектов, которые оказывают отрицательное влияние на окружающую среду. В такой ситуации делаются подсчеты по каждому из них и объединяются в общий расчет. Предоставление расчета и оплата взносов должны осуществляться до 20 числа месяца, следующего за прошедшим отчетным кварталом.
Нарушение сроков оплаты приводит к штрафу. Для юридических лиц его размер начинается от 50000 рублей, для должностных лиц-от 3000 рублей. В том числе штрафу подвергаются лица и организации, предоставившие неполную или ложную информацию об источниках загрязнения и состоянии объектов окружающей среды. Срок давности таких нарушений составляет 1 год.
Экологический сбор
Периодически люди путают понятие налога на загрязнение с экологическим сбором. Экологический сбор является неналоговым поступлением и обязателен для производителей и импортеров товаров и упаковочных средств. Сбор распространяется исключительно на изделия, которые требуют утилизации после завершения их использования. Компании, которые перерабатывают отходы самостоятельно, освобождены от его уплаты.
Ставку экологического сбора рассчитывают исходя из средних затрат на транспорт и утилизацию единицы товара. Итоговая сумма сбора состоит из ставки, умноженной на общее число товара и определенный норматив утилизации.
Вычисление размера платы за отрицательное влияние на окружающую среду-процесс трудоемкий и кропотливый, требующий тщательной подготовки. Если в организации отсутствует сотрудник с таким опытом будет правильным обратиться в фирмы, которые оказывают подобные услуги. Самостоятельно рассчитать плату и подготовить бумаги для отчетность, не допустив при этом ошибок, можно при помощи компьютерных программ.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году
В России из года в год усиливается контроль над природной обстановкой. Так, с 1 января 2002 года действует ФЗ «Об охране окружающей среды». В документе отдельным пунктом выделена плата за НВОС — негативное воздействие на окружающую среду. Это положение пришло на смену прежнего, уже устаревшего, закона.
Плата за НВОС в 2019 году
Внимательно прочитайте эту информацию. Здесь представлены новейшие экспертные сведения о НВОС, актуальные для 2019 года.
Скачать новости экологического производства можно совершенно бесплатно!
Просто откройте картинки в полном размере, нажав на них мышкой, и сохраните на свой компьютер или телефон:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году считается обязательным фискальным сбором и публичным платежом.
Компании обязали выплачивать этот налог, при этом они не освобождаются от проведения природоохранных мероприятий.
Согласно закону, НВОС делится на следующие категории:
- выбросы опасных веществ в воздух стационарными объектами;
- складирование твердых отходов, образовавшихся в ходе производственных процессов;
- загрязнение поверхностных и грунтовых вод, а также сбрасывание вредных веществ в водоемы, предназначенные для забора воды на нужды населения.
Некоторые виды загрязнений природы не учитываются, так как не могут быть точно определены и измерены.
- превышение шума;
- засорение почв;
- активное электромагнитное излучение;
- превышение вибрации и другое.
На такие виды плата за НВОС в 2019 году не взимается, так как нет никакой возможности измерить уровень нанесения вреда природе.
По этой причине и не рассчитаны нормы определения платы. Также предприятия не платят за свой автотранспорт, несмотря на выпускаемые в атмосферу выхлопные газы.
Любые вопросы, касающиеся предоставляемой отчетной документации, регулируются Федеральной службой природопользования РФ.
Кто обязан платить за НВОС
НВОС — это, по сути, одна из основных мер контроля государства за нанесением вреда природе. По закону этот налог должны выплачивать любые субъекты, чья работа ухудшает состояние окружающей природы.
Под эту категорию подпадают как российские, так и любые зарубежные компании, ведущие деятельность на территории РФ.
До 2010 года государственные бюджетные организации были освобождены от этого налога. Теперь и они обязаны платить за НВОС.
От этой повинности избавлены лишь те предприятия, на которых установлен IV класс опасности, то есть:
- предприятие производит не более 10 тонн отходов в год;
- не имеет радиоактивных выбросов;
- не загрязнет подземные или поверхностные водоемы.
Для установления класса опасности работают специальные комиссии Росприроднадзора ( http://rpn.gov.ru/ ). Следует понимать, что заключение договора на вывоз отходов с соответствующей организацией не освобождает от уплаты за НВОС.
Смотрите видео: Краткое описание расчетов — Расчет платы за негативное воздействие
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду 2019
На сайте Правительства ( http://government.ru/ ) размещен документ, в котором приведены проиндексированные ставки платы.
Так, этим документом устанавливается плата за НВОС в 2019 году. Какие изменения при этом последовали? Сохраняются прежние ставки (от 2018 года), но введен коэффициент 1,04.
По сути, это означает, что плата за НВОС будет проиндексирована на величину инфляции и при этом учтен коэффициент инфляции на 2019 год для расчета платы за НВОС. Простой расчет показывает, что оплата вырастет на 4%.
Ставки платы на 2018 год были утверждены Постановлением №913 от 13 сентября 2016 года. Представляем их ниже (кликайте на картинки мышкой, листать можно на клавиатуре):
К изменениям, отраженным в новом Постановлении, относят и ставки платы за НВОС при размещении твердых отходов, относящихся к IV классу опасности. Они утверждены до 2025 года.
Уже на 2018 год ставка рассчитана в 95 рублей за тонну. На 2019 год она будет уже 194,5 рублей, а к 2020 — 293,9 рублей.
До нынешнего года совсем не устанавливались ставки платы за НВОС при складировании и размещении твердых отходов.
Существовали лишь ставки для отходов потребления и производства 4 класса опасности. В 2018 году она установлена в 663,2 руб/т.
Декларация платы за негативное воздействие на окружающую среду 2019
С 1 января 2019 года законодательно сдается декларация о плате за НВОС в 2019 году. ИП и юридические лица, работающие на объектах 2 категории, обязаны сдавать такую декларацию. Об этом гласит ФЗ 219.
Документ должен предоставляться в Росприроднадзор один раз в 7 лет.
При этом единственным условием остается неизменность технологий ведущихся производственных процессов, а также количества и качества выбрасываемых веществ.
Прежними должны оставаться сбросы всех опасных веществ и все постоянные источники.
Документ должен состоять из следующих пунктов:
- название и адрес компании, ФИО индивидуального предпринимателя;
- организационно-правовая форма;
- вид основной деятельности;
- количество и вид производимой продукции;
- информация о проводимых мероприятиях, направленных на охрану природы;
- данные об аварийных выбросах, негативно повлиявших на природу за последние 7 лет;
- декларируемые масса или объем сбросов и выбросов загрязняющих компонентов, размещаемых и образующихся отходов;
- информация о применяемой системе экологического контроля.
Сдается декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду 2019 вместе с расчетами нормативов допустимых сбросов и выбросов.
Заполняется документ в электронном виде при условии наличия электронной подписи. Если же таковой не имеется, то оформление идет в бумажном варианте.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2019: Реквизиты
Для оплаты НВОС есть специальное правило, по которому взносы вносят в 4 приема: три взноса ежеквартально в виде авансов и итоговая выплата в конце года.
Представители среднего и малого бизнеса имеют право платить единожды в год.
Авансовые платежи. Рассчитаться с бюджетом по правилам придется не позже 20 числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
Ежеквартальный платеж рассчитывается, как ¼ годового платежа за прошедший год. Таким образом, чтобы просчитать платежи за НВОС на 2018 год, просматривают данные за 2017 год.
При ситуации, когда предприятия в 2017 году еще не было или не велась хозяйственная деятельность, то в 2018 году ничего платить не придется.
Но необходимо произвести все расчеты за 2018 год, чтобы была возможность внести платежи в 2019 году.
Итоговая плата за год. Те предприятия, которые имеют право платить за НВОС раз в год, делают единовременный платеж в конце года. Внести его можно до 1 марта года, следующего за отчетным.
Те компании, которые выполнили авансовые платежи, рассчитывают остаток платежа и вносят его в конце года. Последний срок также 1 марта года, следующего за отчетным.
Платежные поручения оформляются по правилам. Обязательно указывается КБК Росприроднадзора. Точные реквизиты уточняют в территориальных подразделениях Росприроднадзора в районе опасного воздействия на природу.
Следует учитывать, что КБК несколько. Например, на загрязнение водных ресурсов один коэффициент, а на производственные отходы другой.
При нарушениях сдачи декларации и задержке оплаты за НВОС назначаются наказания в виде штрафов.
Если предприятие не сдало декларацию, Росприроднадзор сочтет это искажением или сокрытием информации о положении дел в экологии.
Должностные лица в этом случае выплатят штрафы от 3000 до 6000 рублей. Организации выплатят до 80 000 рублей.
Читайте другие статьи для экологов на сайте «Страж Чистоты». Оставайтесь с нами!
Плата за НВОС в 2020 году: изменения
plata_za_nvos_v_2020_godu_izmeneniya.jpg
Похожие публикации
В конце декабря 2019 г. были внесены поправки в закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Изменения вступили в силу с 01.01.2020 г. и коснулись порядка и способа внесения платежей. О том, как теперь рассчитывается плата за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) и что учесть при ее внесении, узнайте далее.
Плата за НВОС в 2020 году: что изменилось
Поправки в порядок внесения платы НВОС 2020 года утверждены законом № 450-ФЗ от 27.12.2019 г. (ст. 3). Новый нормативный акт дополняет положения действующего закона № 7-ФЗ и направлен на совершенствование и оптимизацию расчетов и сбора платы.
Напомним, что плательщиками платы за НВОС являются организации, деятельность которых вредит окружающей среде и природе. Порядок расчета суммы разный для каждого вида загрязнений:
выбросов в атмосферу;
сбросов в сточные воды;
В отличие от ранее действующих Правил исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных постановлением Правительства РФ № 255 от 03.03.2017 г., правила, обновленные постановлением № 1904 от 27.12.2019 г., устанавливают особенности расчета платы за сверхлимитные сбросы (выбросы) веществ. Также изменения учитывают вопросы выдачи разрешений и представления отчетности, лицами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категории.
С 01.01.2020 г. плательщики смогут самостоятельно выбрать способ расчета квартального авансового платежа по НВОС для каждого вида воздействия. Выбранный способ необходимо отразить в декларации по НВОС. На выбор плательщику предлагаются три варианта:
¼ от суммы НВОС, которую уплатили за прошлый год;
¼ от суммы НВОС, в случае, если платежную базу определяют по объему или массе выбросов или при наличии установленных лимитов на размещение отходов;
Умножение ставки платы за НВОС (с применением коэффициентов) на платежную базу, определенную в предыдущем квартале на основе данных производственного экологического контроля.
Авансы за 1-3 квартал вносятся до 20-го числа месяца, следующего за кварталом. Если в текущем квартале организация только начала осуществлять деятельность, то вносить аванс по НВОС за этот квартал не требуется. Годовой платеж за 2019 г. вносится не позже 02.03.2020 г. (с учетом переноса выходного). Это касается ИП и организаций, кроме МСП. Малые и средние предприятия не обязаны платить авансы и вносят годовой платеж одной суммой.
Декларацию следует подать не позднее 10.03.2020 г. по форме, утвержденной приказом Минприроды РФ №3 от 09.01.2017 г.
Добавим, что поправками вводится новое понятие в закон об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 – «энергетическая утилизация», которая предполагает использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии, после того, как отходы пройдут переработку и из них извлекут полезные компоненты. Также закреплено, что собранные суммы экологического сбора должны иметь строго целевое назначение – утилизация отходов от использования товара.
Как изменились ставки платы за НВОС на 2020 год
Ставки платы за НВОС установлены постановлением Правительства РФ № 913 от 13.09.2016 г. (в ред. от 29.06.2018 г.).
Ставки платы НВОС в 2020 г., как и в 2019, следует увеличивать на 1,04. Этот коэффициент применяют к тарифам, установленным для 2018 г. Для особо охраняемых зон дополнительно применяют коэффициент 2.
Не платить за НВОС в 2020 г. могут те организации и ИП, чья деятельность ведется исключительно на объектах IV категории опасности (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ), т.е. соответствующих следующим требованиям:
имеющиеся выбросы не являются радиоактивными, или относящимися к I и II классу опасности;
отходы не попадают в воздух, воду, на землю или в канализацию;
годовой объем выбросов в воздух не превышает 10 тонн.
Отдельно предусмотрена специальная ставка для пыли каменного угля, выбрасываемой в атмосферу ТЭЦ. В 2020 г. ставка составляет 118,3 руб./тонну.
Ставка платы по твердым коммунальным отходам зафиксирована в размере 95 руб./тонна до конца 2023 года (постановление Правительства № 156 от 16.02.2019 г.)
Напомним, что в зависимости от направления выброса (в воду, в воздух или твердые отходы) ставка на одно и то же вещество будет отличаться.
Для того, чтобы простимулировать плательщиков к проведению мероприятий по снижению вреда от выбросов, применяются коэффициенты к ставкам в диапазоне от 0 до 100 (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Применяемые к плате НВОС коэффициенты в 2020 г. существенно повысились в сравнении с прошлым периодом (в 2016-2019 гг. из значения составляли от 0 до 25).
Так, чем больше экологических мероприятий или ресурсосберегающих технологий организация или ИП применяет на своем производстве, тем ниже будет сумма НВОС к уплате. А за превышение лимитов объема или массы отходов к ставке придется применить коэффициент 25. Для объектов I категории, которые признаются особо опасными, превышение лимитов повлечет стократное увеличение суммы НВОС. Такой же (стократный) коэффициент будет применяться к тем плательщикам, кто в течение полугода не соблюдает планы по снижению объема выбросов.
Расчет платы за НВОС для внесения квартальных платежей
Рассмотрим на примере, как организация может выбрать для себя вариант расчета суммы для внесения квартальных платежей.
ООО «Альфа» находится в особой природной зоне и является плательщиком НВОС по причине вредных выбросов в атмосферу. По оценкам, годовой объем выбросов, не превышающий нормативы, составляет:
сероводород – 0,685 тн. (ставка 686,2 руб./тонна);
аммиак – 0,387 тн (ставка 138,8 руб. тонна).
Расчет платы НВОС 2020:
0,685 х (686,2 х 1,04) + 0,387 х (138,8 х 1,04) = 488,85 + 55,86 = 544,71 руб.
Поскольку ООО «Альфа» находится в особой природной зоне, дополнительно применяется еще дополнительный коэффициент 2 для особых зон:
544,71 х 2 = 1 089,42 руб.
Для определения суммы квартальных платежей в 2020 г., равномерно распределить годовую сумму поквартально (пп. 2 п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):
1 089,42 / 4 = 272,35 руб. в квартал.
Авансы в размере 272,35 руб. компания уплатит в срок до 20.04.2020г. (за 1 квартал), 20.07.2020 г. (за 2 квартал) и 20.10.2020г. (за 3 квартал).
Санкции при срыве сроков уплаты
Поправки, вступившие в силу с 01.01.2020 г. предусматривают и ответственность за несвоевременную уплату НВОС. Ст. 3 закона № 450-ФЗ (п. 7 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ) устанавливает, какая плата за НВОС грозит тем, кто сорвал сроки уплаты:
В случае, когда плата за НВОС (отходы, выбросы, сбросы) была внесена не в полном объеме или с опозданием (в т.ч. квартальные авансы), то поправками предусмотрено начисление пени: 1/300 ключевой ставки Центробанка (но не более 0,2%) за каждый календарный день просрочки. Начисление пени начинается со дня, следующего за крайним сроком уплаты.