Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?

Централизованные закупки

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Централизованные закупки по 44-ФЗ

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

соответствие планам закупок;

проверка комплектности документов;

наличие в документах необходимых сведений;

соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

После этого формируется проект извещения

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам. Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.

В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

принять рекомендации и внести изменения в заявку

или продолжить процедуру без изменений.

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

Следующий этап – размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);

во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;

в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.

Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.

©ООО МКК “РусТендер”

Централизованные закупки по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Количество осуществляемых государственных и муниципальных закупок, которые регулярно осуществляются для обеспечения нужд различных государственных органов и учреждений, постоянно растет. Именно по этой причине на законодательном уровне было принято решение о необходимости осуществления централизации проводимых закупок, если их возможно объединить по какому-либо признаку.

Какие виды централизации на сегодняшний день существуют, и каким образом происходит реализация принципа централизации закупок?

Понятие и ключевые типы централизации проводимых закупок

Централизация закупок – это объединение проводимых закупочных процедур по какому-либо признаку с передачей права проведения таких процедур одному уполномоченному органу или наиболее крупному заказчику с целью сокращения осуществляемых процедур и уменьшению сроков исполнения подписанных в итоге контрактов.

На сегодняшний день существуют несколько основных типов централизации, которые призваны облегчить и сделать максимально прозрачным функционирование созданной в Российской Федерации контрактной системы. К числу основных типов централизации относятся:

В рамках действующего законодательства была также создана и вертикальная централизация, однако, на сегодняшний день она не получила распространения из-за сложности ее организации.

Базовая централизация

Данный тип централизации представляет собой наиболее распространенный в плане осуществления, так как может использоваться на различных уровнях осуществления закупок. В рамках непосредственной реализации данного типа централизации осуществляется разделение полномочий между уполномоченным органом на проведение закупок и потенциальным государственным заказчиком.

При проведении такой закупочной процедуры централизация выглядит следующим образом:

  • уполномоченный государственный орган или специально созданный единый заказчик проводит все процедуры, которые предусмотрены для определения того или иного поставщика или исполнителя;
  • заказчик обосновывает необходимость проведения той или иной закупки, а также формирует начальную максимальную цену контракта и ведет в полном объеме всю процедуру от момента определения исполнителя по контракту до подписания контракта и принятия результатов по итогам его исполнения.

Так, на заказчика, кроме перечисленных выше обязанностей, возложены и другие, к которым относятся:

  • создание на основании имеющихся потребностей плана закупок, а также плана-графика потенциально осуществляемых закупочных процедур;
  • в том случае, если некоторые закупки требуют проведения общественного обсуждения, то именно заказчик своими силами должен осуществлять такую процедуру;
  • выбор и обоснование того или иного способа определения потенциального исполнителя;
  • подготовка всей необходимой закупочной документации, в которой будет сформировано описание объекта закупки, обоснована начальная максимальная цена контракта, формирование проекта контракта, который в последующем будет подписан с победителем закупочной процедуры;
  • порядок внесения средств в качестве обеспечения заявки на участие и обеспечения исполнения контракта;
  • обработка запросов на разъяснение закупочной документации и передача ответов на запросы в уполномоченные органы на проведение централизованной закупки;
  • подписание контракта с победителем проведенной процедуры и направление информации о заключении такого контракта в реестр контрактов, а также формирование информации о том, в каком объеме и насколько качественно заключенный контракт исполнен;
  • размещение в Единой информационной системе информации в виде отчетов об исполнении контракта;
  • заключение контрактов с единственным поставщиком, а также проведение запроса предложений по итогам признания несостоявшимися аукциона или конкурса как процедуры определения исполнителя по контракту.

Что же касается полномочий, которые возлагаются на специальный орган по централизации закупок, то здесь следует отметить:

  • подготовка извещений о планируемой к проведению закупки и размещение необходимой информации в Единой информационной системе;
  • организация единой закупочной комиссии и осуществление ее деятельности, в том числе путем ведения всех необходимых протоколов и размещения их в указанные сроки в ЕИС;
  • размещение в ЕИС всех необходимых сведений о проводимой закупке, в том числе проекта контракта и документации о закупке для ознакомления с ними потенциальных участников закупочной процедуры;
  • обеспечение сохранности до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в проводимой закупочной процедуре, а также сохранение конфиденциальными поданных электронных заявок на участие до момента их вскрытия для последующей оценки относительно возможностей участия в проводимых процедурах;
  • предоставление возможности представителям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присутствовать в момент вскрытия заявок и проведения их анализа для принятия решения о дальнейшем допуске к участию в закупке;
  • обеспечение хранения всех документов о закупке в соответствии с установленными законом требованиями и в течение срока, который определен для тех или иных закупочных процедур.
Читать еще:  Чем утеплить мансарду в частном доме?

Ведомственная централизация

Данный вид централизации используется в настоящее время также часто, как и базовая, что обусловлено целым рядом ее особенностей. Чаще всего ведомственная централизация носит характер совмещенного с базовой, так как на заказчике лежит обязанность подготовки закупочной документации, а также проведения ряда мероприятий, направленных на взаимодействие с потенциальными участниками закупки. Однако суть такой централизации заключается в том, что централизованные закупки проводятся для нужд какого-либо ведомства и всех подчиненных ему учреждений (например, в Тульской области Министерство труда и социальной защиты населения проводит централизованные закупки для всех органов социальной защиты населения, а также для нужд Центра занятости населения Тульской области, расположенных на территории Тульской области, если начальная максимальная цена контракта превышает пятьсот тысяч рублей независимо от выбранной формы проведения такой закупки).

При этом контракт должен подписать тот заказчик, который выступил инициатором проведения закупки. И на плечи этого же заказчика ложится обязанность о необходимости размещения всей итоговой информации в ЕИС.

Предметная централизация

Этот вид централизации встречается чаще всего в отношении тех закупок, которые проводятся для какой-либо конкретной отрасли, например, для осуществления закупок в интересах дошкольных образовательных учреждений.

Еще одним видом предметной централизации становится централизованная закупка, которая осуществляется уполномоченным на то органом федерального или регионального уровня, если проведение такой закупки отвечает главному требованию – необходимости приобретения сходных или аналогичных товаров для нескольких заказчиков (например, для дошкольных и школьных образовательных учреждений должны быть закуплены методические пособия для педагогического состава, а также раздаточный материал для дошкольников и школьников). Как и в случае предметной централизации в рамках одной отрасли, в данном случае заказчику необходимо только обосновать необходимость проведения для него такого вида закупки, а также обозначить уровень своих потребностей.

Уполномоченные органы на проведение централизованных закупок и порядок взаимодействия с заказчиками

Создание уполномоченных органов на проведение государственных и муниципальных закупок и их функционирование полностью отрегулировано положениями части 1 статьи 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Вся процедура проведения закупки уполномоченным органом на проведение централизованных закупок осуществляется на основании действующих положений Федерального закона «О контрактной системе». Что же касается выбора того способа, который следует рассматривать как наиболее оптимальный для определения исполнителя по тому или иному государственному контракту, то такой выбор должен быть осуществлен самим уполномоченным органом на проведение централизованной закупки на основании целого ряда показателей, в числе которых следует рассматривать:

  • срочность обеспечения интересов и нужд того или иного заказчика, который подал заявку на проведение централизованной закупки;
  • начальная максимальная цена контракта (чем меньше данная сумма, тем меньше необходимость проводить крупные торговые процедуры, например, аукцион или конкурс);
  • участие в централизованной закупке нескольких заказчиков, чьи интересы представляет уполномоченный государственный орган.

Что же касается проведения самой выбранной процедуры, то она будет проводиться в соответствии с установленным в соответствующих статьях регламентом. При этом заказчик в лице его контрактного управляющего или уполномоченного сотрудника контрактной службы должен участвовать в подписании всех протоколов и других предусмотренных законом документов, которые должны сопровождать проводимую процедуру.

Плюсы и минусы проведения централизованных закупок с точки зрения заказчика

Проведение централизованных закупок, несмотря на то, что они осуществляются на основании тщательного государственного регулирования, имеют свои положительные и отрицательные стороны. К числу положительных следует отнести:

  • снижение ответственности для заказчика в части соблюдения сроков и требований законодательства относительно отображения в Единой информационной системе всех результатов проведенной закупочной процедуры;
  • наличие возможности получить квалифицированную консультацию сотрудника, проводящего закупочные процедуры, относительно вопросов подготовки документации или иных спорных вопросов при проведении той или иной закупки;
  • возможность получения необходимого товара, услуг или работ по цене ниже, чем была запланирована, в результате большего снижения НМЦК из-за большего объема закупаемого материала.

К минусам централизованной закупки относятся:

  • срок проведения процедуры, который может быть увеличен по причине увеличения НМЦК свыше трех миллионов из-за необходимости проведения большего объема закупки, чем планировал сам заказчик;
  • отсрочка проведения закупки из-за необходимости набрать определенный объем заказываемых товаров, работ или услуг для проведения единой централизованной закупки по одному из видов централизации;
  • необходимость неоднократного согласования всех подготавливаемых документов для проведения закупочной процедуры.

Однако в некоторых случаях централизованные закупки могут выступать серьезным подспорьем в реализации крупных закупочных процедур и при осуществлении экономии бюджетных средств.

Централизация государственных закупок: плюсы и минусы

Федеральным законом №44-ФЗ установлен институт централизованных закупок. Статьей 26 Федерального закона № 44-ФЗ определены условия и основные «ключевые точки» для централизации закупок. К таковым относится необходимость создания уполномоченного органа или уполномоченного учреждения и утверждения порядка их взаимодействия с заказчиком. Рассмотрим централизацию закупок подробнее.

Уполномоченные органы и уполномоченные учреждения в сфере закупок и порядок их взаимодействия с заказчиками

Статья 3 Федерального закона №44-ФЗ закрепляет, что уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – это государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона №44-ФЗ.

Соответственно, для централизации закупок по 44-ФЗ необходимо создать государственный, муниципальный орган или казенное учреждение, которые и будут уполномочены именно на определение подрядчиков (поставщиков, исполнителей) для осуществления государственных или муниципальных закупок. При этом существует возможность не создавать новый орган или учреждение, для этих целей, а возложить полномочия уполномоченного органа в сфере закупок на уже функционирующий государственный орган, муниципальный орган или казенное учреждение.

Необходимо помнить, что Федеральным законом 44-ФЗ определенно, что некоторые полномочия заказчика не могут быть осуществлены уполномоченным органом в сфере закупок. В частности установлено, что уполномоченный орган или учреждение только определяет поставщиков, но при этом они не могут осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе начальной (максимальной) цены контракта. Отдельно отмечено, что контракты подписываются только заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) уполномоченным органом в сфере закупок.

Федеральным законом 44-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями. Учитывая, что больше Федеральный закон №44-ФЗ не содержит требований, кроме указанных в 26 статье к такому порядку, это означает, что возможна определённая «свобода творчества» при формировании такого документа.

Допускается так же возможность по соглашению между субъектами и муниципалитетами определить, что закупки муниципальных заказчиков осуществляют уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации.

Негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на то, что институт централизации государственных и муниципальных закупок введен Федеральным законом 44-ФЗ в целях реализации им же закреплённых принципов эффективности и единства закупок, при непосредственной реализации централизованных закупок по 44-фз на практике возникают некоторые сложности, которые сказываются на результате закупок.

Во первых при централизации закупок по 44-ФЗ возникает снижение конкуренции между участниками закупок, поскольку в таком случае возрастает объем товаром, работ и услуг, финансовые риски и логистическая нагрузка на потенциального победителя закупки. Происходит это потому что нужды многих заказчиков неизбежно объединяются и укрупняются уполномоченным органом в одну закупку. Следствием этого является снижение качества товаров, работ и услуг. Крупные закупки не интересует представителей малого бизнеса, и в итоге победителем по таким закупкам являются только достаточно крупные игроки этого рынка. Снижение количества участников закупки так же снижает и процент экономии бюджетных средств по таким закупкам, относительно того, если бы заказчики самостоятельно по отдельности закупали эти объекты закупки.

Дополнительным негативным фактором является неизбежное возникновение коррупционных факторов, которые так же снижают эффективность таких закупок. Распространены по таким видам закупок и случаи картельных сговоров между участниками закупок. Немаловажным является и вопрос логистики информации между заказчиком и уполномоченным органом в сфере закупок, который может привнести дополнительные проблемы в и так сложную сферу закупок. На практике централизация государственных закупок приводит к неизбежному увеличению сроков осуществления закупок, что вкупе с низким качеством планирования среди заказчиков часто может приводить к срыву государственных или муниципальных закупок.

Помимо всего выше обозначенного, вследствие того, что не все полномочия заказчика передаются уполномоченному органу в сфере закупок, заказчик все равно должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Ну и поскольку закупки уполномоченный орган осуществляет для многих заказчиков, то срыв даже одной закупки влечёт негативные риски для одного или даже нескольких субъектов. Учитывая это, нередки случаи когда, уполномоченные органы в сфере закупок «договариваются» с контролирующими органами на предмет сокрытия допущенных нарушений Федерального закона №44-ФЗ.

Когда закупки осуществляются непосредственно заказчиком, он абсолютно самостоятельно определяет способы своих закупок. При централизации государственных и муниципальных закупок такая свобода выбора у уполномоченного органа отсутствует. А это означает, что снижается возможность заказчиков максимально оперативно удовлетворять свои нужды. Стоит отметить, что на практике осознавая вышеуказанные риски, нередки случаи, когда в порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями предусматривается право заказчиков осуществлять некоторые виды закупок своими силами. Как правило, это определяется по сумме закупок.

Позитивные моменты централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на наличие негативных факторов централизации государственных закупок по 44-ФЗ, законодатель развивает и поддерживает этот институт, поскольку он несет в себе и некоторые позитивные моменты. Так несомненным плюсом является существенная экономия бюджетных средств за счет закупки крупной партии товаров, что позволяет поставщикам работать крупным оптом. И хотя официально уполномоченные органы в сфере закупок не занимаются планированием закупок, в целях координации действий заказчиков они вынуждены это делать, что в целом значительно повышает общий уровень планирования и управления такими закупками. Немаловажным фактором является так же профессионализм сотрудников уполномоченного органа, поскольку значительный объем закупок не позволяет проявлять некомпетентность в данной сфере.

Читать еще:  Как избежать приостановки по требованию

Отдельно стоит отметить возможность более детального государственного и общественного контроля при проведении централизации государственных закупок, поскольку крупные закупки всегда привлекают большее внимание общественности, их проще контролировать соответствующим органам. Отдельно отмечено, что к деятельности уполномоченных органов на общих началах применяется, мониторинг и аудит в сфере закупок.

Именно это и позволяет сводить к минимуму все обозначенные в данной статьей негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ.

Чем отличаются централизованные и децентрализованные закупки по 44-ФЗ, и в чем состоят особенности каждой модели?

В рамках контрактной системы, помимо стандартного способа отбора поставщиков напрямую заказчиком, предусмотрены также централизованные закупки. При централизованных закупках избирается определенный орган, который наделен полномочиями по отбору поставщиков (подрядчиков или исполнителей).

Что такое централизованные закупки

Понятие термина централизации закупок представлено в ст. 26 44-ФЗ. Сущность централизации состоит в передаче полномочий по проведению закупок для нескольких заказчиков в единый уполномоченный орган. Делегировать обязанности по проведению закупок вправе:

  1. Органы государственной власти и МСУ.
  2. Местная администрация.
  3. Бюджетные и казенные учреждения (государственные и муниципальные).

На основании ч. 1 ст. 26 44-ФЗ централизованный орган отвечает только за выбор исполнителя, тогда как определение условий контракта, расчет и обоснование НМЦК, подписание контракта относится к полномочиям заказчика. В данном случае речь идет о стандартной простой централизации.

Подобная простая централизация действует, например, в Московской области в Клинском районе. Здесь в центр передаются полномочия по согласованию планов и планов-графиков, выбору способа отбора поставщиков, публикации в ЕИС извещений, организации заседаний закупочной комиссии и обеспечению сохранности тендерной документации. Остальной спектр ответственности сохраняется за заказчиком, в частности, по составлению закупочного плана, проведению торгов, подписанию контракта и его исполнению.

Но по ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ предусмотрена другая модель расширенной централизации. Полномочия органов централизации, помимо тех, которые перечислены в п. 1 ст. 26 44-ФЗ, расширены:

  • на планирование закупок;
  • на выбор исполнителя;
  • на заключение и исполнение контракта.

Более детально регламентируют вопрос централизации локальные нормативно-правовые акты, которые действуют в регионах и муниципалитетах.

Спектр передаваемых в центр полномочий может быть самый разнообразным. Например, в Козловском районе Чувашской республики заказчику переданы обязанности по обеспечению сохранности документов по закупке, а остальные полномочия – центру. В Архангельской области центр контролирует вопросы поступления, приема и возврата обеспечения.

Плюсы и минусы

Подобная система организации закупок обладает следующими преимуществами по сравнению со стандартной:

  1. У заказчика появляется возможность снижения цен на приобретаемые товары и услуги. Экономия достигается за счет большого объема. В этом случае поставщики готовы сделать максимально выгодные предложения в надежде получить крупный контракт. Например, благодаря закупке продуктов питания для всех детских садов одновременно достигается существенная экономия, чем если бы каждый детский сад закупался самостоятельно.
  2. Централизация государственных закупок позволяет избавить заказчиков от части административной ответственности при проведении тендера и рутинной работы по подготовке закупочной документации. На практике именно эта причина обычно побуждает чиновников к централизации закупок.
  3. Еще одно достоинство – контрактный управляющий центра является квалифицированным специалистом, что снижает риски ошибок и штрафных санкций за нарушения. Это позволяет также сократить издержки заказчика на обучение персонала и оплату труда контрактных управляющих.

Но не лишена централизованная модель закупок и свойственных ей недостатков. В частности:

  1. В процессе централизованных закупок увеличиваются сроки исполнения контракта. Объемы приобретаемых товаров и услуг существенно возрастают по сравнению с рядовым тендером, и это требует для поставщика дополнительных временных ресурсов. Это не всегда отвечает интересам заказчика, хотя и позволяет ему сэкономить.
  2. Снижается конкуренция, так как далеко не все поставщики готовы брать крупные заказы. В результате небольшие компании фактически отстраняются от тендера.

Порядок проведения

Порядок проведения централизованных закупок варьируется в зависимости от региона. Рассмотрим порядок проведения закупок через централизованные инстанции в разных регионах.

Порядок проведения закупок через агентство будет следующим:

  1. При планировании закупки в плане-графике заказчику необходимо установить галочку в графе о том, что предполагается централизованная закупка.
  2. Если заказчик планирует провести закупку в форме конкурса или аукциона, то он передает в адрес ГКУ СО «Агентства по централизации закупок» заявку. К ней прилагаются все необходимая документация, запросы, коммерческие предложения и ответы на них от поставщиков, расчеты НМЦК и техническое задание на закупку. Сведения передаются посредством электронной системы, разработанной агентством для взаимодействия с поставщиками.
  3. После получения заявки на проведение закупки агентство в течение 20 дней проводит проверочные мероприятия. Оно анализирует предоставленные документы, проводит экспертизу заявки, определяет соответствие заявки плану и плану-графику, проверяет комплектность документов, наличие в документации необходимой информации, соответствие закупки правовым нормам.
  4. Агентство разрабатывает необходимую документацию и начинает процедуру закупки, а также размещает извещение о закупке.
  5. Формируется комиссия по закупке, в состав которой входит представитель заказчика. С его участием будут рассматриваться заявки на участие и формироваться все протоколы.
  6. Если в ходе закупки участники направляют запрос на разъяснение закупочной документации, то такой запрос перенаправляется агентством заказчику.
  7. После проведения закупки агентство публикует протокол проведения итогов на ЭТП.
  8. Заказчик направляет проект контракта победителю закупки.

Соглашение о проведении закупок

Для того чтобы внедрить модель централизации в закупочную отрасль, заказчику необходимо принять решение о создании центра и наделении его ряда полномочий. Такой документ называется соглашением о проведении закупок. В указанное соглашение включаются и обязанности, которые передаются центру. В данном документе необходимо остановиться на следующих аспектах:

  1. Кто и каким образом будет выбирать поставщика. Например, здесь можно установить различие по признаку НМЦК. Так, в Калининградской области заказчики могут самостоятельно провести закупку, стоимость которой находится в пределах 500 тыс. р.
  2. Процедура формирования комиссии по закупкам. Так, центр может привлекать представителей заказчика в работу комиссии или не привлекать его.
  3. Отрасль проведения тендеров в централизованной форме. Например, отечественное ПО закупают централизованно через Минкомсвязи (на основании Постановления Правительства №658 от 2018 года).
  4. Для каких заказчиков будет работать центр. Например, некоторые центры производят закупки для всех исполнительных органов власти и региональных бюджетных учреждений (как в Саратове), другие работают с ограниченным кругом заказчиков (например, в г. Кушва центр работает с четырьмя конкретными госзаказчиками).

В соглашении о проведении централизованных закупок необходимо разграничить сферу ответственности заказчика и центра. В 44-ФЗ ничего не говорится о том, как проводятся проверки при централизации закупок, следовательно, они осуществляются в штатном режиме. Контрактная служба несет ответственность в пределах тех полномочий, которые сохранились за ней и не были переданы центру по ч. 5 ст. 38 44-ФЗ.

Что собой представляют децентрализованные закупки

Децентрализованная форма закупки является стандартной для контрактной системы. Большая часть закупок по 44-ФЗ осуществляется именно децентрализованно. При децентрализованной системе закупок заказчики сами приобретают необходимые товары, работы и услуги, минуя посреднические центры.

Для работы в контрактной системе в организации-заказчике необходимо назначить конкурсного управляющего или сформировать закупочную комиссию (в зависимости от годового объема закупок).

Заказчики в данной модели несут ответственность за процедуру закупки, отвечают за ее эффективность и реализацию всех этапов от планирования до исполнения контракта по нормам 44-ФЗ.

Преимущества

В числе преимуществ децентрализованной схемы закупок можно выделить следующие:

  1. Заказчик получает возможность быстро закрыть свои потребности в товарах, работах и услугах.
  2. Заказчику не нужно ориентироваться на сроки закупок, которые установлены центром. Закупки проводятся в те временные рамки, в которые необходимо приобрести товар заказчику.
  3. Контрактная система позволяет вовлечь в закупки представителей малого бизнеса, повысить занятость и увеличить налоговые отчисления в региональный бюджет.
  4. Заказчику легче подстроиться под изменения законодательства, лимитов финансирования. Все это увеличивает гибкость и маневренность при проведении закупок.

Недостатки

Но несмотря на эти очевидные достоинства, система закупок в децентрализованном формате обладает и своими недостатками.

Каждый заказчик должен формировать собственную закупочную комиссию. В нее должны войти не менее 5 человек. Это создает дополнительные затраты на обучение персонала, повышение его квалификации, увеличивает штат и зарплатные расходы.

Сочетание моделей закупок

На практике централизованные и децентрализованные модели закупок в регионах редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются между собой. Принцип разделения закупок по модели их исполнения в разных регионах может отличаться.

Например, сложные закупки в виде конкурса и аукциона передаются в центр, тогда как запросы предложений, котировок и закупки у единственного поставщика проводятся по упрощенной схеме децентрализовано. В частности, в Новодвинске в централизованном формате проводятся все закупки, кроме запроса котировок. Запрос котировок проводится силами заказчика. А в Волгоградской области централизованно проводят только отбор поставщиков, подрядчиков и исполнителей через аукцион в электронной форме при цене до 250 тыс. р. и запросы котировок.

В других регионах в качестве принципа разделения учитывают цену контракта. Например, в Санкт-Петербурге в центр перенаправляются закупки с НМЦК свыше 50 млн р.

Встречается также форма вертикальной централизации, когда один уровень власти закупается для нужд другого уровня власти. Например, в республике Чувашия органы местного самоуправления закупаются для муниципальных нужд.

Централизация в регионе может действовать только в отдельных отраслях. Например, в республике Хакасия централизованно закупаются лекарства и изделия медицинского назначения в сфере здравоохранения. В Челябинской области также действует централизация в отрасли здравоохранения при закупках товаров, работ и услуг через конкурс с ценой более 500 тыс. р.

Таким образом, в рамках 44-ФЗ действуют две крупные модели организации закупок: централизованная и децентрализованная. Понятие централизованных закупок введено в контрактную систему в ст. 26 44-ФЗ. По законодательству различают базовую и расширенную централизацию. В первом случае центру передаются только административные функции, во втором варианте централизованный орган получает широкие полномочия, включая планирование, проведение закупки, приемку работы и ее оплату. Централизация позволяет заказчикам достигнуть дополнительной экономии и снимает с них рутинную административную работу.

Читать еще:  Выдача трудовой книжки по доверенности

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ

  • Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, и для кого они нужны

    Почему возникла потребность в централизации закупок? Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ? Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ? Как подготовить и провести закупку для централизованной организации?

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Почему возникла потребность в централизации закупок
    • Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ
    • Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ
    • Как подготовить и провести закупку для централизованной организации

    Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ? Это способ проведения торгов, предусматривающий определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

    Централизация государственных закупок — это способ избавить заказчиков от части административных обязанностей при проведении тендеров. Рассмотрим в статье понятие централизованных закупок, их плюсы и минусы.

    Почему возникла потребность в централизации закупок

    Статьей 26 закона 44-ФЗ определяется значение термина «централизация закупок в контрактной системе». Суть данного понятия заключается в том, что один специально уполномоченный орган имеет право на приобретение товаров, работ или услуг, которые необходимы нескольким государственным заказчикам.

    Право на передачу полномочий по закупке имеют некоторые категории организаций-покупателей:

    • Государственные органы власти и органы местного самоуправления.
    • Администрации городов и районов.
    • Казенные и бюджетные организации – и государственные, и муниципальные.

    Такой способ проведения торгов имеет следующие задачи:

    1. Снижение стоимости продукции, которую необходимо приобрести, благодаря большему объему закупаемого товара. В качестве примера можно привести приобретение продуктов питания сразу для всех школ города вместо проведения тендера для каждой отдельно. Так цена окажется ниже, что и подтверждает выгодность централизованных муниципальных закупок.
    2. Освобождение заказчика от сложных организационных процедур. Те же школы избавляются от необходимости самостоятельно оформлять закупочную документацию. Стоит отметить, что зачастую тендерами занимается один специальный орган также по этой причине.

    Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ

    Рассмотрим более подробно, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ. Как уже упоминалось, при данном методе предполагается объединение закупочных процедур по какому-то критерию. При этом все фактические действия осуществляет один специально уполномоченный орган либо приобретающий наибольший объем покупатель. В результате уменьшается количество проводимых процедур, а также сокращаются сроки выполнения заключенных договоров.

    Централизация проводится по нормам, указанным в ст. 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Там же прописан подробный порядок определения прав и обязанностей для уполномоченных органов, занимающихся осуществлением централизованных закупок.

    Несмотря на преимущества централизованного приобретения продукции, государственные закупки в России обычно проводятся децентрализованно. В этом случае покупатель полностью самостоятельно занимается процедурой закупки и активно в ней участвует. Это позволяет заказчику проконтролировать ее соответствие решаемым задачам.

    Децентрализация предполагает, что каждый отдельный заказчик осуществляет закупочную деятельность для собственных целей без участия уполномоченных органов. При этом в организации создается закупочный комитет либо назначается конкурсный управляющий.

    Такой способ осуществления закупочной деятельности имеет как плюсы, так и минусы. Среди ее преимуществ можно отметить следующие:

    • Необходимые товары, работы или услуги приобретаются значительно быстрее. Покупатель не обязан согласовывать сроки с уполномоченным органом. Закупочная процедура проводится в нужное и удобное заказчику время.
    • К госзаказам привлекается малый бизнес. Это, в свою очередь, повышает поступление налогов в бюджет и увеличивает уровень занятости.
    • Обеспечивается более гибкое реагирование на изменения правил проведения закупочных процедур, касающихся законодательных норм, количества выделяемых денежных средств, условий их предоставления и т. п.

    Тем не менее децентрализованная закупочная деятельность имеет и некоторые минусы. Например, для подрядчиков такие процедуры не слишком привлекательны. Это связано с тем, что расходы на оформление необходимых документов и участие в торгах иногда почти равны возможной прибыли от контракта. Подрядчик обязан создать комитет по закупочной деятельности, в который необходимо включить минимум пять человек. При этом не имеет значения общее количество сотрудников организации.

    Также такая процедура влечет за собой дополнительные денежные расходы на зарплату персоналу, расширение штата, прохождение сотрудниками обучения в сфере закупочной деятельности.

    С тем, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, мы уже разобрались. Теперь рассмотрим причины, по которым лучше закупать товары, работы и услуги централизованно.

    Среди достоинств данного способа следующие:

    • Процедура выбора подрядчика становится значительно проще. Это связано с тем, что частично, а иногда и полностью, данные функции передаются уполномоченному органу.
    • Экономятся финансовые средства, полученные из бюджета. Предложенная продавцом цена может быть значительно ниже, чем при децентрализованном методе. Причиной этому является покупка уполномоченным органом большого объема продукции.
    • Заказчик получает максимальную пользу. Закупочная процедура проводится с четким соблюдением всех законодательных норм, поскольку уполномоченный орган представляет специалист высокой квалификации.

    Минусами централизованного приобретения товаров, работ или услуг считаются следующие моменты:

    • Закупая что-либо централизованно, заказчик сталкивается с более длительным сроком выполнения договора. Это связано с большими объемами приобретаемых товаров, работ или услуг, чем при обычном тендере. Даже несмотря на существенную экономию, такой вариант иногда не подходит покупателю.
    • Круг возможных поставщиков значительно сужается из-за размера заказа. Конкуренция при этом намного меньше, поскольку для маленьких фирм выполнение подобных договоров попросту невозможно.
    • Процедура централизованного приобретения товаров, работ или услуг во многом схожа с совместными закупками.

    В практической деятельности централизованные и децентрализованные закупки достаточно часто реализуются совместно. К примеру, централизованный способ подходит для сложных закупок, которые проводятся в форме аукциона или конкурса. Для простых закупок, таких как запрос котировок и предложений или приобретение товара у одного поставщика, уместна децентрализованная процедура.

    Вышеуказанная схема используется некоторыми государственными и муниципальными органами. В частности, администрации Архангельской, Владимирской, Костромской, Калининградской областей применяют смешанную процедуру для приобретения товаров, работ и услуг, требующихся для их непосредственной деятельности.

    В некоторых случаях метод проведения закупочной схемы выбирается исходя из договорной цены. Так, в Санкт-Петербурге при цене контракта свыше 50 миллионов рублей процедура проводится централизованно, при меньшей цене заказчик самостоятельно занимается оформлением.

    Как видим, закупочная деятельность для государственных и муниципальных заказчиков может осуществляться или централизованно, или децентрализованно. При этом оба эти способа имеют как свои плюсы, так и минусы.

    Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ

    Итак, мы выяснили, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ и чем они отличаются от децентрализованных. Теперь разберем, какими они бывают и как их отличать.

    Согласно ч. 1-3 ст. 25 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» можно выделить базовую и расширенную централизацию.

    В первом случае уполномоченный орган решает только организационные вопросы по торгам. Полномочия по обоснованию, расчету НМЦК, определению существенных условий договора и его заключению оставляет за собой непосредственный покупатель.

    В качестве примера можно привести Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области № 2822 от 21.12.2015. Уполномоченным органом в данном случае является МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ). На него возложены обязанности по согласованию с заказчиками планов и планов-графиков, а также выбор метода, по которому определяется поставщик. Кроме того, ЦПТ занимается формированием и публикацией в ЕИС уведомлений о проведении процедур, организацией заседаний комитета, обеспечением конфиденциальности заявок и хранением тендерной документации.

    Все оставшиеся обязанности возлагаются на покупателя, начиная от формирования планов и проведения торгов и заканчивая выполнением договора. При централизованных закупках служба организации-покупателя, которая ответственна за договорную работу, загружена полностью. Также, помимо прочего, заказчик обязан проводить согласование определенных действий с уполномоченным органом. Несомненным преимуществом в данном случае считается обязательное консультирование заказчика при организации торгов. Профессиональная и своевременная помощь – то, что делает централизацию на самом деле выгодной покупателю.

    Тем не менее обязанности могут распределяться иначе. Расширенная централизация предполагает, что на уполномоченный орган возлагаются почти все обязанности по проведению торгов: составление планов, выполнение договора, приемка товаров, обеспечение оплаты.

    Как подготовить и провести закупку для централизованной организации

    Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ мы подробно рассмотрели в предыдущих разделах. Теперь важно разобраться, как их правильно организовать.

    Работа специальной централизованной организации, занимающейся закупочной деятельностью, инициируется подписанием соответствующего договора на региональном или муниципальном уровне. Данный документ определяет особенности деятельности уполномоченного органа, его полномочия и порядок взаимодействия с покупателями.

    В договоре также непременно должны быть прописаны обязанности уполномоченного органа. В тексте отражаются следующие моменты:

    1. Процедура выбора поставщика. К примеру, в Калининградской области покупатель имеет право самостоятельного выбора исполнителя при цене контракта менее 500 тыс. рублей.
    2. Порядок формирования закупочного комитета. Уполномоченный орган может привлекать или не привлекать представителей покупателя к участию в работе комитета.
    3. Покупатели, в интересах которых будет работать централизованная организация. К примеру, в некоторых регионах центр может представлять почти всех заказчиков по 44-ФЗ, в других круг покупателей ограничен.
    4. Направления, в которых допускается проведение централизованных закупок. К примеру, медицинские препараты приобретаются согласно общей заявке через Минздрав. ПО отечественного производства также приобретается централизованно. Организацией процедуры занимается Минкомсвязи, а контроль осуществляет казначейство.

    Заявки участников рассматривает закупочный комитет, который состоит из покупателя и агентства. За этим следует составление и публикация протокола рассмотрения заявок на электронной торговой площадке и начало аукциона или конкурса. После их проведения комитет подводит итоги, а агентство обнародует соответствующий протокол на электронной торговой площадке.

    Касательно проведения проверок централизованных закупок в ФЗ-44 информации нет. Однако в ч. 5 ст. 38 указано, что контрактная служба покупателя или контрактный управляющий несет ответственность в пределах своих обязанностей, не переданных в уполномоченный орган. То есть проверки могут проводиться на общих основаниях, и каждая из сторон отвечает за свой участок работы в пределах собственных компетенций.

    Проведение централизованной закупочной процедуры является достаточно сложным процессом. Однако у покупателя нет возможности самостоятельно решать вопрос об участии в данной процедуре, так как это нарушает законодательные нормы.

    Итак, иногда централизованные закупки по 44-ФЗ – это хороший вариант при проведении крупных сделок, а также действенный механизм для экономии средств бюджета.

    Видеолекции по последним
    изменениям в госзакупках
    за 2020 год;

    Доступ к электронному
    учебнику по госзакупкам

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector