Камеральная проверка по транспортному налогу
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Камеральная проверка по транспортному налогу

Камеральная проверка по транспортному налогу

Камеральная проверка: общие принципы проведения

Правила проведения камеральных налоговых проверок (КНП) четко прописаны в ст. 88 НК РФ. Общие принципы КНП таковы:

  1. Она проводится (п. 1 ст. 88 НК РФ):
  • по месту нахождения налогового органа;
  • на основе представленных налогоплательщиком декларации (расчета) и документов, а также документов, имеющихся у инспекции.
  1. Специального решения на проведение КНП инспектору не требуется, т.к. она осуществляется в рамках его обычных служебных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ). Проще говоря, «камералятся» все декларации, поступающие в ИФНС.
  2. Срок проведения проверки — 3 месяца со дня представления декларации. Однако инспектор может закончить ее и раньше — НК РФ этого не запрещает.

Сначала проверят соблюдение срока представления декларации и контрольные соотношения ее показателей. Кроме того, сведения из декларации контролеры сопоставят с информацией, имеющейся у них. В отдельных случаях у налогоплательщика могут истребовать необходимые для проверки документы (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если никаких несоответствий нет, скорее всего, на данном этапе проверка и завершится. В этом случае никаких актов по ее итогам не составляют и налогоплательщика о результатах не извещают (кроме проверки на возмещение НДС) (письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403@). Поэтому, если 3 месяца с момента представления декларации истекли, а никаких сигналов из ИФНС не было, считайте, что проверка прошла успешно.

Если в ходе проверки будут обнаружены ошибки, противоречия, нестыковка в данных налогоплательщика и инспекции, проверяющие запросят пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможны также мероприятия налогового контроля (ст. 86, 90–97 НК РФ).

Если в итоге контролеры придут к выводу о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, они должны составить акт КНП, после рассмотрения которого будет вынесено решение. В случае несогласия решение можно обжаловать, в т.ч. в суде.

Особенности камеральной проверки по транспортному налогу

Как только декларация поступит к налоговикам, они начинают ее камеральную проверку. Обратите внимание, что декларация за 2019 год должна быть оформлена на бланке из приказа ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@. А сдаем мы ее в последний раз, отчитываться за 2020 год уже не придется.

Итак, камеральная проверка по транспортному налогу начата. Что же сделает инспектор, получив от вас декларацию?

Прежде всего, он удостоверится в том, что декларация представлена своевременно. Так, срок подачи «транспортной» декларации — 03.02.2020, перенос с субботы 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Затем он проверит арифметику и контрольные соотношения. Кстати, сделать эту проверку перед сдачей декларации вы можете самостоятельно: скачать КС можно здесь, а калькулятор транспортного налога есть на сайте ФНС.

Основной раздел для проверки — раздел 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству». Здесь проверяющего в первую очередь заинтересует строка 090 «Налоговая база». Он сопоставит отраженное в ней значение с имеющимися у инспекции сведениями из ГИБДД. Также проверяются и сопоставляются остальные показатели, влияющие на сумму налога, в частности количество полных месяцев использования ТС в отчетном году.

Если с данными ГИБДД расхождений нет, инспектор проконтролирует правильность использованной вами ставки и применения льгот, если они заявлены. Заметим, что проверяющие вправе запросить у вас документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Ну и в итоге инспектор проверит корректность расчета суммы налога.

Если сведения не стыкуются, у вас запросят ПТС и свидетельство о регистрации транспортного средства. В случае отсутствия расхождений между этими документами и декларацией выяснять причину нестыковки инспектор будет уже в ГИБДД.

В случае с дорогостоящим авто, налог по которому платится с учетом повышающего коэффициента, инспектор проверит возраст ТС, а также его наличие или отсутствие в соответствующем перечне Минпромторга.

Итоги

Камеральные проверки по транспортному налогу проводятся только в отношении организаций. Налогоплательщики-физлица платят налог на основании уведомлений, получаемых от налоговых органов (п. 3 ст. 363 НК РФ), и никаких деклараций не представляют. Следовательно, «камералить» у них попросту нечего.

Камеральная проверка транспортного налога

«Секретная» методичка утверждена приказом МНС от 17 июня 2004 г. № САЭ-4-21/37дсп (в информационно-правовых базах этого документа нет). К сожалению, а может быть, и к счастью, она, как и другие последние материалы налоговиков «для своих», далеко не сенсационна и не может похвастать неизвестными ранее разъяснениями. Методичка разъясняет, как проверить декларацию по транспортному налогу по форме, которая утверждена приказом МНС от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/724.

Напомним также, что камеральную проверку инспектор проводит по месту нахождения налоговой инспекции. При этом выписывать решение на ее проведение не требуется. Об этом говорится в статье 87 Налогового кодекса.

С чего начинается проверка

Получив в руки декларацию, проверяющий инспектор визуально оценит правильность ее оформления и обратит внимание на соблюдение срока ее подачи.

Затем ревизор проверит правильность арифметического подсчета. То есть пересчитает приведенные в декларации показатели. При этом если для проверки раздела 1 декларации инспектору хватит простого калькулятора, то раздел 2 потребует от инспектора побольше трудозатрат. Ему нужно будет покопаться в бумагах. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что без этого он вообще не сможет провести камеральную проверку. Дело в том, что фирма заполняет строку 050 «Налоговая база» (мощность двигателя в лошадиных силах) и некоторые другие строки декларации на основании технического паспорта машины и документа о ее госрегистрации. У налоговиков этих документов нет. Однако у них есть сведения о регистрации транспорта, полученные из ГИБДД, в которые они и будут смотреть.

Если данные декларации не совпадут с информацией, полученной из ГИБДД, то инспектор направит фирме требование показать ему техпаспорт и документ о госрегистрации. А вот если сведения с этих двух сторон не совпадут между собой, тогда налоговики будут искать правды в ГИБДД. При этом в методичке не оговариваются возможные варианты развития событий. Тем не менее можно сделать вывод, что вина фирмы в таком случае совершенно исключается.

Объект налогообложения

С прямыми владельцами транспорта все понятно: являешься собственником машины – плати налог. Неясности могут возникнуть, например, по транспорту, передаваемому в лизинг. Владелец у него до окончания договора лизинга одно лицо, а пользователь – совсем другое. И транспортный налог в данном случае не всегда должен платить фактический собственник транспорта.

Для прояснения ситуации налоговики дают ссылку на пункт 2 статьи 20 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В нем сказано, что транспорт регистрируется по соглашению сторон на лизингодателя или лизингополучателя.

Регистрация машины на лизингодателя проводится в общем порядке по месту его нахождения. И в таком случае он становится плательщиком налога. А вот регистрация транспорта на лизингополучателя имеет некоторые ограничения. В частности, ГИБДД делает на такое лицо временную регистрацию на срок действия договора лизинга. И по такой временной регистрации лизингополучатель должен сам платить транспортный налог.

Налоговики рассмотрели в методичке еще одну ситуацию. Лизингодатель может передать лизингополучателю транспорт, который уже зарегистрирован в ГИБДД на имя лизингодателя, и временно его зарегистрировать в ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя. В таком случае, по мнению налоговиков, плательщиком налога останется лизингодатель.

Читать еще:  Товарно-транспортная накладная (ТТН). Бланк и образец заполнения формы 1-Т

Методические рекомендации обязывают инспекторов проверить и специальный коэффициент. Его рассчитывают фирмы, которые в течение отчетного года приобретали и (или) продавали транспорт, то есть владели им меньше 12 месяцев. Напомним, что коэффициент рассчитывается следующим образом: количество месяцев владения транспортным средством в отчетном году делится на количество месяцев всего отчетного года.

Газель – грузовик или нет?

Кроме того, инспекторы будут волноваться о том, правильные ли вы применяете ставки по транспортному налогу. И не решили ли вы, что небольшой грузовик – на самом деле машина легковая? Ведь водителю не нужна дополнительная категория в правах для управления такой машиной.

Все спорные моменты налоговики собираются решать с помощью пункта 5 приложения 6 к Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. Однако остается загадкой, чем им сможет помочь указанный пункт. Данное приложение полностью посвящено порядку оформления водительских прав. Вероятно, они имели в виду таблицу к приложению 6 указанной конвенции. В ней кратко описаны категории транспорта. Так, например, к грузовым отнесены автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг.

Более убедительно выглядит предложение чиновников определять категорию транспорта по Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденному совместным приказом МВД, ГТК и Госстандарта от 30 июня 1997 г. № 399/388/195. В приложении 3 к этому документу приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств. Она составлена по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении. Однако по тексту таблица почти полностью повторяет трактовку, приведенную в вышеуказанном приложении 6 к конвенции.

А сколько это в лошадиных силах?

Другая головная боль налоговиков при проверке деклараций – это правильный пересчет налоговой базы из метрических единиц мощности (кВт) в лошадиные силы.

Порядок пересчета приведен в пункте 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса. Они утверждены приказом МНС от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. Так, для пересчета нужно воспользоваться переводным коэффициентом: 1 кВт = 1,35962 л. с. Полученный результат округляется до двух знаков после запятой.

Водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя 155,0 кВт. Мощность двигателя в лошадиных силах составит:

155 кВт х 1,35962 = 210,74 л. с.

Пересчитать киловатты в лошадиные силы, пожалуй, не самая сложная задача для бухгалтера. Главное – знать, что для определения налоговой базы основополагающую роль играет техническая документация на машину. Если же вдруг – а такое случается, вероятно, очень редко – в документах нет сведений о мощности двигателя ни в киловаттах, ни в лошадиных силах, то расчеты «по аналогии» здесь будут неуместны. По мнению налоговиков, в сложившейся ситуации обязательно нужно получить экспертное заключение.

Бумаги прежде всего

В заключение следует отметить, что все данные по машине, которые вы укажете в декларации, налоговики должны сверить с информацией, поступившей к ним из ГИБДД. Это и вид транспорта, и показатели мощности его двигателя, и идентификационный номер, и регистрационный знак, а также и время, в течение которого вы пользуетесь автомобилем.

При любых расхождениях вас попросят показать инспектору техпаспорт и регистрационные документы. Если вы уверены в своей внимательности, то ничего плохого такая просьба для вас не предвещает. Она будет значить либо то, что ошибся сам ревизор, либо то, что опечатались работники ГИБДД. А их ошибки – это не ваше дело.

Камеральная проверка по транспортному налогу

Порядок проведения камеральной проверки по транспортному налогу определяется НК РФ. Проверке подлежат данные, представленные налогоплательщиком в декларации по налогу. Для проведения мероприятия контроля наличие решения руководителя ИФНС и уведомления предприятия не требуется. Повторная проверка по одному вопросу не производится, если только налогоплательщиком не изменены данные, представленные уточненной декларацией. В статье расскажем, как проводится камеральная проверка по транспортному налогу, какие документы составляются.

Подробная информация о механизме проведения проверок и принятия решения по акту содержится в письме ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 в редакции от 28.06.2016г. (далее – Письмо ФНС РФ).

Период проведения проверки

Началом проверки считается день сдачи декларации. Читайте также статью: → “Заполнение декларации по транспортному налогу 2020. Скачать заполненный образец». На проведение контроля отводится 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Период проверки может исчисляться меньшим сроком, но превышение не допускается. Продление камеральной проверки не предусмотрено.

В ходе проверки и до ее окончания либо вручения акта предприятие имеет право представить уточненную декларацию. Если организация выявила факт занижения налога или базы, представление уточненных данных является обязательным. При получении Инспекцией уточненных данных:

  • Прекращается проверка ранее поданной декларации.
  • Мероприятие контроля осуществляется в отношении новых данных.
  • Срок проверки исчисляется заново.

В течение отведенного срока инспектор осуществляет мероприятие контроля –проводит проверку декларации,при необходимости осуществляетподачу запроса на представление документов, проведениеосмотра транспортного средства, опроса свидетелей и иные действия, разрешенные в рамках камеральной проверки.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Место проверки и порядок представления документов

Проверка осуществляется по месту нахождения территориального отделения ИФНС, в котором налогоплательщик поставлен на учет. Декларации по транспортному налогу представляют юридические лица. Читайте также статью: → “Транспортный налог для юридических лиц в 2020. Ответы на вопросы, примеры». Начисление налога для ИП осуществляется по уведомлениям ИФНС в порядке, предусмотренном для физических лиц.

Инспектор в ходе проверки имеет право запросить пояснения по вопросу расхождения данных и документы для контроля. Если лицом заявлена льгота, инспектор обязательно сделает запрос. В течение 5 дней предприятие должно представить пояснения и подтверждение верности данных.

По декларациям, не имеющим ошибок и льгот, запрос не производится. В ходе камерального мероприятия не могут подвергаться контролю данные, не имеющие отношение к проверяемому вопросу – налогу, начисленному по конкретной декларации. Налогоплательщик имеет право предоставить подтверждающие документы лично, по почте или в порядке электронного документооборота.

Копии форм первичного учета должны быть заверены в установленном порядке – подписью руководителя, печатью предприятия либо ЭЦП.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок проведения проверки

В процессе мероприятия контроля осуществляется определенный порядок действий. Контроль осуществляется преимущественно в автоматическом виде.Используется программный продукт, специально разработанный для ИФНСс целью учета данных, проведения внутреннего аудита по контрольным соотношениям показателей.

Действие Описание
Визуальный контроль Определяется наличие оригинальных подписей и печати на бумажном носителе, присутствие обязательных данных в отчетности всех типов
Проверка соблюдения срока представления Данные предоставляются автоматизированной системой ввода АИС «Налог»
Сличение данных с информацией, представленной ГИБДД О наличии зарегистрированных транспортных средств у организаций и физических лиц используется информационная база, представленная ГИБДД
Определение верности расчета путем анализа протоколов Данные проверки арифметики и взаимной увязкисведений по периодам формируются в автоматическом виде
Построчный анализ данных декларации Проводится при необходимости и наличии расхождений
Читать еще:  Аудит НКО. Образец заполнения

Автоматизированный контроль данных позволяет инспектору получить данные об отсутствии нарушений или о необходимости проведения углубленного контроля.При проверках используют документы, находящиеся в инспекции:

  • представленные ранее декларации и документы;
  • полученные при проведении иных проверок;
  • имеющиеся в результате опросов третьих лиц;
  • полученные по запросам от правоохранительных и иных органов;
  • сформированные программой при расхождении данныхв форме протоколов.

Для проведения контроля используются сведения, полученные с соблюдением законодательных норм.

Оформление результата проверки

Если в ходе проверки не обнаружено фактов нарушения налогового законодательства, проверяемому предприятию не сообщают о мероприятии и его окончании. Отсутствие запросов из ИФНС или акта по истечении 3 месяцев со дня представления декларации свидетельствуют о том, что проверка пройдена успешно. Данные об окончании проверки отражаются в АИС «Налог», материалы направляются в архив для хранения.

Акт проверки предоставляется только при выявлении нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ).Оформление акта осуществляется в соответствии со ст. 100 НК РФ. Составлению акта предшествует обязательное получение пояснений налогоплательщика. При несогласии с материалами проверки организация имеет право в течение месяца представить возражения в письменном виде.

Пример отражения результата проверки

Организация «Колесо» представила декларацию по транспортному налогу за 20116 год, где в разделе 2 произведен расчет суммы налога по автомобилю Газель, снятому с учета 16 марта 2016 года. Организация указала в «строке 110» 02 месяца использования.

По результатам камеральной проверки установлено нарушение срока налогообложения. Актом зафиксировано, что в декларации был указан период использования без учета последнего месяца эксплуатации в нарушение п. 3 ст. 362 НК РФ. Налоговая инспекция приняла решение о необходимости проведения корректировки в учете, представления уточненной декларации и уплате налога, причитающегося за месяц эксплуатации. На срок неуплаты недоимки начислены пени и штраф.

При выявлении в ходе камеральной проверки нарушений в форме неуплаты или неполной уплаты налога ответственность возникает в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 20% от недоимки при неумышленном занижении суммы и 40% при наличии умысла. Читайте также статью: → “Калькулятор транспортного налога в Excel».

Ошибки, возникающие при камеральной проверке

Инспекция ФНС в ряде случаев допускает ошибки проведения камерального контроля.

Положение Неверная позиция Верная позиция
Проведение осмотра транспортного средства Проводится без участия понятых и оформления протокола При осмотре должны присутствовать третьи лица, данные вносятся в протокол
Вызов для дачи показаний Производится в устной форме Осуществляется в письменном виде
Участие лиц в опросе Использование данных несовершеннолетних лиц, аудиторов, адвокатов В опросе не могут участвовать несовершеннолетние и лица, получившие сведения в результате профессиональной деятельности
Указание нарушений в акте Нарушения несущественны и не отражаются на величине налога или базы В акте указываются только существенные нарушения
Перечень имеющихся транспортных средств Отражение транспортных средств, не подлежащих налогообложению В акте не указываются средства, используемые для внутренних нужд без регистрации в ГИБДД

Ответы на распространенные вопросы по камеральной проверке транспортного налога

Вопрос №1. Как представить уточненную декларацию в периоде камеральной проверки, если ошибка выявлена во время подготовки документов по запросу?

Уточненная декларация в периоде проверки подается в общем порядке.При увеличении данных налога к уплате необходимо до подачи отчетности внести недоимку и пени до дня уплаты. По открытой проверке необходимо представить документы в соответствии сзапросом, в противном случае на предприятие будет наложен штраф. О сдаче уточненной декларации желательно уведомить инспектора.

Вопрос №2. Как поступить, если данные ГИБДД в ИФНС не совпадают с фактическими?

При запаздывании обновления информации возникает необходимость подтверждения данных при нестыковке сведений с базой ГИБДД. Для подтверждения сведений о несовпадении срока постановки или снятия с учетаналогоплательщик представляет техпаспорт и справку из ГИБДД.

Вопрос №3. Имеется ли рекомендованная форма дачи пояснений по запросу инспектора?

Рекомендованный формат ответа приведен в приложении 2.11 к Письму ФНС РФ.

Особенности камеральной проверки по транспортному налогу

Камеральная проверка по транспортному налогу служит инструментом контроля правильности его исчисления и уплаты. Существует регламентированный перечень процедур и методик при проведении проверки, которым пользуются инспекторы.

Законодательные требования к методике проверок

Порядок проведения камеральной проверки по транспортному налогу, регламентируемый положениями ст. 88 НК РФ, состоит из ряда последовательных пунктов:

  1. Проверка осуществляется:
    • непосредственно в инспекции;
    • с использованием представленной налоговой отчетности и иных документов, переданных проверяющим.
  2. Никаких дополнительных распоряжений для реализации камеральной проверки не нужно, поскольку она выполняется в рамках исполнения текущих трудовых функций инспектора. Контролю подвергаются все декларации, переданные в органы ФНС.
  3. Период, который отводится представителям ФНС для проведения данной процедуры, может составлять не более трех месяцев с момента подачи отчета, хотя конкретный исполнитель может завершить ее и раньше.

На первом этапе сверяется соответствие даты подачи отчетности и отведенных для этого сроков и исследуются предписанные контрольные соотношения. Помимо этого, полученную информацию сопоставляют с данными, которые есть в наличии у инспекции.

ВАЖНО! Проверяющие в ходе камеральной проверки по транспортному налогу имеют право истребовать дополнительные бумаги.

Если по итогам описанных действий никаких ошибок не обнаружено, проверка завершается. При этом никакого документа о ее окончании не составляется и плательщику не отправляют никаких оповещений. Исходя из этого, если по завершении 3 месяцев никаких дополнительных запросов на пояснения от налоговиков не было получено, можно считать, что декларация прошла все контрольные процедуры.

Когда в ходе камеральной проверки по транспортному налогу обнаружатся несоответствия, налогоплательщику будет направлен запрос о необходимости дачи пояснений. Если в итоге инспекторы придут к выводу о наличии нарушений, они составят акт по результатам проверки, после изучения которого будет вынесено решение о наказании. Если плательщик с ним не согласится, он сможет обжаловать его в суде.

Специфика контроля транспортного налога

На технологии проверки декларации по транспортному налогу следует остановиться подробнее. Какие шаги предпримет контролер, получив отчетность?

Исходя из описанных выше процедур, сначала будет проведена проверка соблюдения срока подачи отчетности: для налога с транспорта срок сдачи — не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. После этого пересчитываются основные показатели и проверочные соотношения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Контрольные соотношения можно найти в письме ФНС от 07.04.2015 № БС-4-11/5693@, они могут быть использованы плательщиком для самостоятельной предварительной сверки.

Наибольшее внимание проверяющие уделяют разделу 2 декларации «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству». В первую очередь изучается налоговая база: данные по отчету сопоставляются со сведениями из ГИБДД. Кроме того, пересчитывается срок нахождения автомобиля у пользователя в отчетном году.

Если в этой первоначально проверяемой информации ошибок нет, рассматриваются примененные ставки налога и использованные льготы. По освобождаемой от налогов части базы проверяющий может затребовать обосновывающие документы. Если ошибок не обнаружено, инспектор пересчитывает сумму налога.

В случае выявления расхождений со сведениями ГИБДД у плательщика запросят паспорт транспортного средства и техпаспорт. Если их данные совпадут с информацией в отчетности, инспектор начнет выяснять причину несоответствия в ГИБДД.

Читать еще:  Как делать кровлю из профнастила?

По дорогостоящим автомобилям, для которых используется повышающий коэффициент, будет сверена дата выпуска и наличие наименования транспортного средства в специализированном перечне.

ВАЖНО! Камеральные проверки осуществляются только в отношении юрлиц, т. к. налоговики сами производят расчет налога для физлиц, после чего высылают последним уведомления об уплате.

Камеральные проверки по налогу с автомобилей проводятся только в отношении организаций, предоставляющих декларации. При этом проверяются данные по объекту обложения, ставкам и размеру льгот. В случае необходимости могут быть запрошены иные подтверждающие документы. На изучение всех материалов инспекторам отводится три месяца, по истечении которых никаких оповещений не высылается. При обнаружении несоответствий потребуются пояснения со стороны плательщика, а при выявлении признаков правонарушения будет составлен акт.

Камеральная проверка транспортного налога

К нам в руки попала «тайна за семью печатями» – методичка по проведениюкамеральной проверки декларации по транспортному налогу для служебногопользования налоговиков.

«Секретная» методичка утверждена приказом МНС от 17 июня 2004 г. № САЭ-4-21/37дсп(в информационно-правовых базах этого документа нет). К сожалению, а можетбыть, и к счастью, она, как и другие последние материалы налоговиков «для своих»,далеко не сенсационна и не может похвастать неизвестными ранее разъяснениями.Методичка разъясняет, как проверить декларацию по транспортному налогу по форме,которая утверждена приказом МНС от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/724.

Напомним также, что камеральную проверку инспектор проводит по месту нахожденияналоговой инспекции. При этом выписывать решение на ее проведение не требуется.Об этом говорится в статье 87 Налогового кодекса.

С чего начинается проверка

Получив в руки декларацию, проверяющий инспектор визуально оценит правильностьее оформления и обратит внимание на соблюдение срока ее подачи.

Затем ревизор проверит правильность арифметического подсчета. То есть пересчитаетприведенные в декларации показатели. При этом если для проверки раздела 1 декларацииинспектору хватит простого калькулятора, то раздел 2 потребует от инспекторапобольше трудозатрат. Ему нужно будет покопаться в бумагах. Впрочем, справедливостиради надо отметить, что без этого он вообще не сможет провести камеральнуюпроверку. Дело в том, что фирма заполняет строку 050 «Налоговая база» (мощностьдвигателя в лошадиных силах) и некоторые другие строки декларации на основаниитехнического паспорта машины и документа о ее госрегистрации. У налоговиковэтих документов нет. Однако у них есть сведения о регистрации транспорта, полученныеиз ГИБДД, в которые они и будут смотреть.

Если данные декларации не совпадут с информацией, полученной из ГИБДД, тоинспектор направит фирме требование показать ему техпаспорт и документ о госрегистрации.А вот если сведения с этих двух сторон не совпадут между собой, тогда налоговикибудут искать правды в ГИБДД. При этом в методичке не оговариваются возможныеварианты развития событий. Тем не менее можно сделать вывод, что вина фирмыв таком случае совершенно исключается.

Объект налогообложения

С прямыми владельцами транспорта все понятно: являешься собственником машины– плати налог. Неясности могут возникнуть, например, по транспорту, передаваемомув лизинг. Владелец у него до окончания договора лизинга одно лицо, а пользователь– совсем другое. И транспортный налог в данном случае не всегда должен платитьфактический собственник транспорта.

Для прояснения ситуации налоговики дают ссылку на пункт 2 статьи 20 Законаот 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В нем сказано,что транспорт регистрируется по соглашению сторон на лизингодателя или лизингополучателя.

Регистрация машины на лизингодателя проводится в общем порядке по месту егонахождения. И в таком случае он становится плательщиком налога. А вот регистрациятранспорта на лизингополучателя имеет некоторые ограничения. В частности, ГИБДДделает на такое лицо временную регистрацию на срок действия договора лизинга.И по такой временной регистрации лизингополучатель должен сам платить транспортныйналог.

Налоговики рассмотрели в методичке еще одну ситуацию. Лизингодатель можетпередать лизингополучателю транспорт, который уже зарегистрирован в ГИБДД наимя лизингодателя, и временно его зарегистрировать в ГИБДД по месту нахождениялизингополучателя. В таком случае, по мнению налоговиков, плательщиком налогаостанется лизингодатель.

Методические рекомендации обязывают инспекторов проверить и специальный коэффициент.Его рассчитывают фирмы, которые в течение отчетного года приобретали и (или)продавали транспорт, то есть владели им меньше 12 месяцев. Напомним, что коэффициентрассчитывается следующим образом: количество месяцев владения транспортнымсредством в отчетном году делится на количество месяцев всего отчетного года.

Газель – грузовик или нет?

Кроме того, инспекторы будут волноваться о том, правильные ли вы применяетеставки по транспортному налогу. И не решили ли вы, что небольшой грузовик –на самом деле машина легковая? Ведь водителю не нужна дополнительная категорияв правах для управления такой машиной.

Все спорные моменты налоговики собираются решать с помощью пункта 5 приложения6 к Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. Однако остается загадкой, чемим сможет помочь указанный пункт. Данное приложение полностью посвящено порядкуоформления водительских прав. Вероятно, они имели в виду таблицу к приложению6 указанной конвенции. В ней кратко описаны категории транспорта. Так, например,к грузовым отнесены автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенныймаксимальный вес которых превышает 3500 кг.

Более убедительно выглядит предложение чиновников определять категорию транспортапо Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств,утвержденному совместным приказом МВД, ГТК и Госстандарта от 30 июня 1997 г.№ 399/388/195. В приложении 3 к этому документу приведена сравнительная таблицакатегорий транспортных средств. Она составлена по классификации Комитета повнутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификацииКонвенции о дорожном движении. Однако по тексту таблица почти полностью повторяеттрактовку, приведенную в вышеуказанном приложении 6 к конвенции.

А сколько это в лошадиных силах?

Другая головная боль налоговиков при проверке деклараций – это правильныйпересчет налоговой базы из метрических единиц мощности (кВт) в лошадиные силы.

Порядок пересчета приведен в пункте 19 Методических рекомендаций по применениюглавы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса. Они утверждены приказом МНСот 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. Так, для пересчета нужно воспользоватьсяпереводным коэффициентом: 1 кВт = 1,35962 л. с. Полученный результат округляетсядо двух знаков после запятой.

Водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя 155,0 кВт. Мощностьдвигателя в лошадиных силах составит:

155 кВт х 1,35962 = 210,74 л. с.

Пересчитать киловатты в лошадиные силы, пожалуй, не самая сложная задача длябухгалтера. Главное – знать, что для определения налоговой базы основополагающуюроль играет техническая документация на машину. Если же вдруг – а такое случается,вероятно, очень редко – в документах нет сведений о мощности двигателя ни вкиловаттах, ни в лошадиных силах, то расчеты «по аналогии» здесь будут неуместны.По мнению налоговиков, в сложившейся ситуации обязательно нужно получить экспертноезаключение.

Бумаги прежде всего

В заключение следует отметить, что все данные по машине, которые вы укажетев декларации, налоговики должны сверить с информацией, поступившей к ним изГИБДД. Это и вид транспорта, и показатели мощности его двигателя, и идентификационныйномер, и регистрационный знак, а также и время, в течение которого вы пользуетесьавтомобилем.

При любых расхождениях вас попросят показать инспектору техпаспорт и регистрационныедокументы. Если вы уверены в своей внимательности, то ничего плохого такаяпросьба для вас не предвещает. Она будет значить либо то, что ошибся сам ревизор,либо то, что опечатались работники ГИБДД. А их ошибки – это не ваше дело.

Т.В. Амитова, эксперт АГ «РАДА»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector