Контрольная закупка Роспотребнадзора к чему готовиться
Особенности проведения контрольной закупки Роспотребнадзора
В 2018 году были внесены существенные изменения в законы, касающиеся предпринимательской деятельности. В частности, теперь Роспотребнадзор получил больше полномочий для проведения контрольных закупок. Закупки проводились и раньше, но тогда использование этого инструмента было ограничено.
Что именно было изменено
Контрольные закупки осуществлялись и ранее. Однако назначаться они могли только при наличии ряда обстоятельств. Перечень их содержался в статье 16.1 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года. Но в смежных законах (ФЗ №2300-1 и ФЗ №52), устанавливающих потребительские и санитарно-эпидемиологические нормы, ничего не сказано касательно контрольных закупок.
Однако 3 апреля были внесены изменения в оба закона: и в ФЗ №52 «О защите потребительских прав» от 30 марта 1999 года, и в ФЗ №2300-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 7 февраля 1992 года.
Рассмотрим основные положения, касающиеся нововведения:
- Контрольные закупки не являются новой формой проверок. Нововведения просто изменили порядок применения этого инструмента.
- КЗ могут применяться в отношении как продукции, так и услуг.
- Теперь закупки может осуществлять Роспотребнадзор. Ранее структура не могла пользоваться рассматриваемым инструментом.
- Расширен перечень оснований для КЗ. В частности, теперь это те же основания, что и для внеплановых проверок. И одно дополнительное основание – требование к маркировке.
- Теперь КЗ можно не согласовывать с прокуратурой. Это обеспечивает госорганам экономию времени.
- Главный принцип контрольных закупок – внезапность. Нужно это для того, чтобы предприниматель не успел подготовиться. В ходе проверки Роспотребнадзор находит те недочеты, которые есть в работе компании. А не те, которые не успели спрятать.
Нововведения касаются всех лиц, которые продают товары/услуги. При этом не имеют значения размер оборота, форма собственности, выбранная система обложения налогом. Контрольная закупка может осуществляться в отношении продуктовых магазинчиков, ресторанов, кафе, офисов, клининговых компаний. Проверка выполняется в отношении фирм, у которых даже нет склада.
Проверка может осуществляться в любое время. Не требуется выжидать 3 года. То есть фирма может быть зарегистрирована полгода назад, и в отношении ее может выполняться контрольная закупка. Проверка назначается даже в отношении фирм, которые появились только вчера.
К СВЕДЕНИЮ! Методы контрольной закупки меняются в зависимости от изменений в мире. Сейчас часть торговых отношений перемещена в интернет. Покупки делаются дистанционно. А потому КЗ также может быть дистанционной. К примеру, Роспотребнадзор может провести закупку в интернет-магазине.
Что было раньше
Положение о контрольных закупках появилось в законе в 2017 году. Однако тогда проверка могла выполняться только налоговой.
Что собой представляет контрольная закупка
Контрольная закупка представляет собой проверочное мероприятие. Проверяется законность деятельности ЮЛ или ИП. Порядок проведения закупки очевиден из названия процедуры.
Представитель Роспотребнадзора обращается в компанию, тем или иным способом и закупает товар/услугу. Действует он под видом обычного потребителя, ничем не выдавая своего служебного положения. Для продавца все выглядит как обычно.
Рассмотрим пример. Было принято решение о проверке продуктового магазина. Представитель Роспотребнадзора зашел в этот магазин и приобрел хлеб. По итогам покупки продавец не выдал покупателю чек. Отсутствие чека – это правонарушение, за которое полагается наказание. Продавец будет привлечен к ответственности на основании свидетельства представителя Роспотребнадзора. В качестве свидетелей могут привлекаться люди, стоящие в очереди.
К СВЕДЕНИЮ! Проверочная закупка и контрольная – это разные мероприятия. Проверочные мероприятия касаются продукции, которую нельзя продавать или можно продавать ограничено. К примеру, в рамках такой процедуры могут закупаться некоторые медикаменты, нелегальный алкоголь. В отношении проверочных мероприятий действуют свои правила. Они остались неизменными.
Кто ответствен за проведение контрольных закупок
Ранее орган, ответственный за контрольные закупки, определялся в зависимости от того, что именно проверялось:
- За закупку в магазинах отвечала налоговая.
- За проверку аптек – Росздравнадзор.
- Проверками тарифов занималась антимонопольная служба.
Ранее контрольные закупки не касались ФЗ «О защите потребительских прав». Они не могли осуществляться Роспотребнадзором. Этот орган пользовался другими инструментами.
То есть до 2018 года продавцы могли не волноваться, что под видом покупателя перед ними могут оказаться представители Роспотребнадзора. Даже если и приходили проверяющие, они только следили за наличием просрочки на прилавках. Но даже в этом случае они должны были предъявить бумаги, на основании которых проводится внеплановая проверка. Из-за всех этих проволочек было крайне сложно выявить правонарушение. Еще более сложная задача – доказательство наличия нарушения.
Когда назначаются контрольные закупки
Перечень оснований для контрольной закупки такой же, что и для внеплановой проверки. Мероприятие проводится при наличии жалоб от покупателей. Это могут быть жалобы на следующие негативные аспекты:
- Наличие в продаже продукции, которая может быть опасна для потребителя.
- Несанкционированное проведение вредных работ.
- Нарушение прав потребителей.
Основаниями может стать невыдача чека, отказ в возврате бракованной продукции и прочее. Еще одно отдельное основание для контрольной закупки – неправильная маркировка.
Полный перечень оснований для КЗ:
- Срок устранения нарушений, выявленных в ходе прежней КЗ, подошел к завершению.
- Организация получает обязательную лицензию или разрешение на деятельность.
- Поступили сведения о том, что организация нарушает закон.
- Поступили сведения о том, что деятельность компании наносит вред покупателю/окружающей среде.
- Нарушение прав потребителей.
- Отсутствие ответа на претензию потребителя.
- Неверно нанесенная маркировка.
Этот перечень содержится в части 2 статьи 10 ФЗ №294 «О правах ЮЛ в рамках государственного надзора» от 26 декабря 2008 года.
ВНИМАНИЕ! По одной и той же жалобе контрольная закупка может проводиться только единожды. Одна жалоба – одна проверка. Двойные закупки будут нарушать права предпринимателя.
Результаты контрольной закупки
Если будут обнаружены нарушения, лжепокупатель сразу сообщает продавцу, что на самом деле он является представителем Роспотребнадзора. Свои должностные полномочия он подтверждает посредством удостоверения или приказа руководителя на проведение контрольной закупки.
Факт наличия нарушения подтверждается показаниями двух свидетелей. Это могут быть люди, стоящие в очереди. Это также могут быть другие представители Роспотребнадзора. Допускается использование в качестве подтверждения видео или фото.
По результатам закупки формируется акт. Он должен быть подписан владельцем проверяемой фирмы или ее сотрудником. Если лицо отказывается ставить свою подпись, нужно составить акт об отказе. Сведения о проведенной КЗ заносятся в реестр проверок.
Заключительный шаг – наложение наказания за нарушение. Как правило, это штраф. Размер его определяется степенью тяжести правонарушения.
Если нарушений не обнаружено, также составляется акт. Однако его не нужно подписывать представителям компании. Достаточно подписей свидетелей и проверяющего.
ВАЖНО! Если лицо не согласно с итогами закупки, оно может их обжаловать.
Если нарушений не будет найдено
Если нарушений не будет выявлено, продавец, скорее всего, вообще не узнает, что проводилась контрольная закупка. Проверяющий в этом случае не должен предъявлять никаких удостоверений.
Контрольная закупка – эффективная форма борьбы с правонарушениями на потребительском рынке
Контрольная закупка – эффективная форма борьбы с правонарушениями на потребительском рынке
Правоприменительная практика Роспотребнадзора по осуществлению контрольных закупок на потребительском рынке признана эффективной.
По итогам работы Роспотребнадзора за первый квартал 2019 года, в десяти пилотных регионах (г. Москва, Московская область, Калининградская область, г. Санкт-Петербург, Красноярский край, Свердловская область, Тульская область, Алтайский край, Ростовская область, Краснодарский край), территориальные органы Службы отработали правоприменительную практику и провели 129 контрольных закупок, основанием для которых в 86 % случаев стали обращения потребителей.
По всем фактам выявленных нарушений, связанных с продажей различных товаров, в том числе дистанционным способом, оказанием гостиничных, бытовых, туристских услуг, услуг общественного питания и др., составлено более 150 протоколов об административных правонарушениях по различным составам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на виновных лиц наложено административных штрафов в общей сложности на сумму более 500 тыс. руб.
Внезапность проведений мероприятий по контролю, в ходе которых органом государственного надзора осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки и отсутствие необходимости предварительного согласования – показала себя эффективным способом противодействия противоправным деяниям в тех сегментах потребительского рынка, где при проведении «обычной» внеплановой проверки соответствующие нарушения зафиксировать весьма затруднительно.
В числе таких нарушений:
установление различных цен для покупателя в зависимости от способа оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов;
обсчет и/или обвес потребителей при реализации товара;
отказ принимать оплату посредством безналичных платежей с использованием национальных платежных инструментов (карта «МИР») в тех случаях, когда такой отказ не допускается законом;
несоблюдение ограничений и нарушении запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями;
взимание дополнительной платы за упаковку при реализации фасованного товара;
реализация дистанционным способом лекарственных средств под видом парфюмерно-косметической продукции;
установление факта продажи пива объемом более 1500 миллилитров;
заведомо недопустимая продажа фальсифицированной продукции и/или продажа товаров с просроченным сроком годности;
не доведение необходимой и достоверной информации при покупке товара с заключением договора имущественного страхования;
недовес в готовых блюдах в предприятии общественного питания;
продажа «санкционной» продукции;
не заключение договора в письменной форме в предусмотренных законом случаях и др.
Роспотребнадзор напоминает, что согласно части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля.
Для наделения Роспотребнадзора полномочиями по проведению контрольной закупки Федеральным законом от 18.04.2018 № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены соответствующие изменения в статью 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и в пункт 1 статьи 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)», которое вступило в силу 01.12.2018, окончательно сформировалась необходимая законодательная база, позволяющая Роспотребнадзору проводить контрольные закупки. При этом важной особенностью проведения Роспотребнадзором контрольной закупки в отличие от общих положений, предусмотренных частью 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, является то, что она проводится без ее предварительного согласования с органами прокуратуры.
Проведение контрольных закупок Роспотребнадзором будет продолжено
Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать
Юристы рассказали Контур.Журналу о том, зачем нужны контрольные закупки и проверочные листы, как подготовиться к визиту контролеров, когда ждать уведомления о грядущей проверке и как обжаловать решение проверяющей комиссии в административном порядке и в суде.
Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»
Подготовка сотрудников к проверке
Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.
В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.
Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.
Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке
Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.
У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.
Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора
В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.
Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.
Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.
Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.
После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.
Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.
Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.
Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора
Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.
Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).
Возможные итоги проверки
По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.
Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:
- привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
- наложить штраф;
- приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
- при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.
Сроки проверки
По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.
Инспекторы не имеют права
- проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
- проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
- нарушать сроки проверки;
- забирать оригиналы документов проверяемой компании;
- требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
- разглашать результаты проверки третьим лицам;
- предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.
Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»
Какие компании проверяют чаще всего
Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.
Зачем нужны плановые проверки и план проверок
От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.
Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.
По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.
Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.
Зачем нужны внеплановые проверки
Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.
Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.
Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Какие документы нужно предоставить контролерам?
Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).
Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.
Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.
Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.
Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.
Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?
О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.
О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.
Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.
Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»
Если вы не согласны с результатами проверки
Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.
Досудебный порядок обжалования
Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.
По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.
Судебный порядок обжалования
Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.
Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.
Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.
Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?
Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы
С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.
Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.
Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!
Как будут проводить контрольные закупки с 1 декабря
Правительство утвердило правила для контрольных закупок. Постановление об этом уже официально опубликовано и вступило в силу 1 декабря. Правила касаются всех, кто что-нибудь продает любым способом или оказывает услуги. Теперь к любому бизнесмену, независимо от вида деятельности и доходов, может прийти клиент, который на самом деле окажется проверяющим.
Мы изучили новый порядок для таких проверок, чтобы вы знали, как это работает, к чему нужно готовиться и какие есть шансы оспорить штраф.
Появились правила контрольных закупок
Поводов для контрольных закупок стало больше еще в апреле. А теперь стало понятно, как именно их будут проводить: появился официальный регламент.
При контрольных закупках никогда не бывает предупреждений, и их можно даже не согласовывать с прокуратурой. Для проверок нужны основания, но поводом запросто станет жалоба покупателя. Контрольные закупки будут проводить в магазине, через интернет и даже по телефону. Но если знать, по каким правилам все это положено делать, есть шанс оспорить результаты и отменить штраф.
Что такое контрольная закупка?
Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки. Но если при обычной внеплановой проверке приходят и говорят: «Мы завтра придем к вам с проверкой, попросим вот это и будем искать вот это», — то при контрольной закупке проверяющие ничего не говорят. Они сначала проверяют, а потом уже показывают документы и признаются, что прикинулись клиентами.
Кого это касается?
Правила контрольных закупок касаются всех, кто ведет какой угодно бизнес: торгует оптом и в розницу, оказывает услуги, выполняет работы или продает что-нибудь через интернет. Это относится и к крупным компаниям, и к малому бизнесу с двумя удаленными сотрудниками.
И хотя такие проверки проводят без предупреждения, это не значит, что контролеры могут делать что захотят. Для контрольных закупок теперь есть внятные правила. Если их не соблюдали — это повод оспорить результаты проверки и отменить штраф.
Кто может проводить контрольные закупки?
Контрольные закупки проводят разные госорганы, которые по закону обязаны что-то контролировать. Налоговая так проверяет использование онлайн-касс, Роспотребнадзор контролирует соблюдение прав потребителей, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование, санэпиднадзор и антимонопольная служба следят за своими сферами. Еще есть проверочные закупки, но это другой вид контроля.
В каких случаях бизнес проверяют именно таким способом?
Контрольные закупки проводят не когда угодно. Налоговый инспектор или сотрудник Роспотребнадзора не может просто так идти мимо магазина или сидеть в интернете и решить: «А сделаю-ка я контрольную закупку». Он даже не может прийти к руководству со словами: «Давайте проведем вот в этом интернет-магазине контрольную закупку, подпишите приказ».
В правилах написано, что контрольную закупку можно проводить, только если по-другому проверить соблюдение закона никак нельзя. То есть если другие формы контроля не помогут убедиться, что бизнес работает по правилам. Но больше никакой конкретики. Используйте это с выгодой для себя, если захотите оспорить результаты проверки: пусть контролеры докажут, что это был единственный способ оценки требований закона. А если не докажут, контрольную закупку можно признать незаконной вместе с ее результатами.
Вот какие нарушения можно установить только с помощью контрольной закупки:
Необходимость контрольной закупки нужно обосновать руководству ведомства и прокуратуре. Разрешение прокуратуры нужно не всегда, но уведомляют ее о проверке в любом случае. При этом поводом для такого вида проверки может стать обычная жалоба потребителя , что якобы нарушены его права. И тогда уже проверку не нужно согласовывать с прокуратурой.
Если бизнес можно проверить без контрольной закупки
Тогда нужно назначать внеплановую проверку. Это тоже неприятно, но там хотя бы понятно, что это пришла проверка. Пока руководство изучает документы, менеджеры и продавцы могут навести порядок, предупредить кассиров, убрать лишние документы и прикрепить маркировку на все шубы.
О внеплановой проверке обычно предупреждают за сутки, и это может быть запрос документов. О контрольной закупке не предупреждают вообще , и там гораздо проще найти и доказать нарушение.