Кто является субъектами административной ответственности?
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Кто является субъектами административной ответственности?

Субъекты административной ответственности

Статья 1.4 КоАП предусматривает основополагающий принцип равенства перед законом субъектов административной ответственно­сти, совершивших административные правонарушения. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям, а также других обстоятельств.

Субъектами административных правоотношений являются фи­зические и юридические лица.

Физическое лицо — это лицо, достигшее на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП). Согласно ст. 2.8 КоАП не подлежит административной ответствен­ности физическое лицо, которое во время совершения противоправ­ных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хро­нического психического расстройства, временного психического рас­стройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.4 КоАП предусматривает административную ответст­венность должностных лиц. Ими являются лица, постоянно, вре­менно или в соответствии со специальными полномочиями осуще­ствляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в уста­новленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных орга­нах, органах местного самоуправления, государственных и муници­пальных организациях, а также в Bооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им адми­нистративного правонарушения в связи с неисполнением либо не­надлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статья 2.5 КоАП устанавливает административную ответствен­ность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется дей­ствие дисциплинарных уставов. Они несут ответственность за адми­нистративные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно­исполнительной системы, Государственной противопожарной служ­бы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответствен­ность за административные правонарушения в соответствии с нор­мативными правовыми актами, регламентирующими порядок про­хождения службы в этих органах. К ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

B ст. 2.6 КоАП рассматриваются положения, определяющие ад­министративную ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. B случае совершения ими на территории России административных правонарушений они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Bопрос об административной ответственности иностранного гра­жданина, пользующегося иммунитетом от административной юрис­дикции России в соответствии с федеральными законами и между­народными договорами России и совершившего на территории Рос­сии административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Согласно ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет ус­тановлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Фе­дерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлече­ние к административной или уголовной ответственности физиче­ского лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Установленные раздедами I, III—V КоАП требования действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением тех случаев, когда по смыслу эти нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (п. 2 ст. 2.10).

В ст. 2.10 КоАП говорится о том, кто привлекается к ответст­венности за административные правонарушения при реорганизации юридических лиц:

• при слиянии нескольких юридических лиц — привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

• при присоединении юридического лица к другому юридиче­скому лицу — присоединившее юридическое лицо;

• при разделении юридического лица или при выделении из со­става юридического лица одного или нескольких юридических лиц — то юридическое лицо, к которому согласно разделитель­ному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

• при преобразовании юридического лица одного вида в юри­дическое лицо другого вида — вновь возникшее юридическое лицо.

В случаях, указанных в ч. 3—6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонаруше­ния наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Кто является субъектом административного правонарушения?

Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Что такое административное нарушение?

Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У этого понятия существует ряд свойств.

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

  1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ “Нарушение законодательства о труде”.
  2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

Признаки субъекта административного правонарушения

Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Читать еще:  Как определить резидент или нерезидент

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Действия при утрате паспорта”.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.

А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.

Кто освобождается от административной ответственности?

Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

4 Субъекты административной ответственности

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой оценке содеянного. Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы: во-первых, входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния; во-вторых, особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания. Поэтому среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности.

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности, которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, признаки гражданина как субъекта административной ответственности. Предусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. При совершении же ими серьезных, прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административных правонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции и некоторые другие), они подлежат административной ответственности и на общих основаниях, но опять же с определенными изъятиями: во-первых, и по этим составам административных правонарушений дела могут (а по всем остальным — должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут применять меры воздействия, предусмотренные Положением об этих комиссиях; во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания.

Читать еще:  Нормы проектирования вольеров для собак

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат административной ответственности, а за совершенные ими административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.

Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связанные исключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных и некоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ). Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом как особым субъектом административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что, во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой; во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан; в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности, дисквалификация.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности — продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие, которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой — не относятся законодательством и к обычным гражданам. К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ).

Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (но не субъектами административного проступка), организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятие субъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В административном порядке в качестве административных наказаний к организациям могут быть применены: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и их конфискация. Могут применяться также и некоторые другие административные меры, например, различные экономические санкции (лишение налоговых и некоторых иных финансовых льгот, лицензий, установленных ранее квот и т.д.), не являющиеся однако административными наказаниями.

Субъект административного правонарушения

Понятие субъекта административного правонарушения

Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.

Субъектом административного правонарушения в юридической науке принято называть лицо, которое привлекается к ответственности в соответствии с нормами данной отрасли права.

Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические , так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:

  • граждан России;
  • иностранных граждан;
  • граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
  • лиц без гражданства;
  • должностных лиц и многих других.

Виды субъектов административного правонарушения

Субъекты административного правонарушения можно разделить на:

  • Общие субъекты административного правонарушения;
  • Специальные субъекты административного правонарушения.

Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.

К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.

Должностные лица как субъекты административных правонарушений

Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.

Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Военнослужащие как субъекты административных правонарушений

Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:

  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудники МЧС;
  • сотрудники таможни;
  • сотрудники органов полиции.

В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.

Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.

Читать еще:  Единый социальный налог: пример расчета, ставка,

Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Физические лица как субъекты административного правонарушения

Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:

  • должны быть вменяемыми;
  • должны достигнуть определенного законом возраста.

Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.

Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.

Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.

В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Субъект административного правонарушения

Наиболее важными в юрисдикции являются кодексы Российской Федерации, статьи которых часто обновляются или редактируются. Если за ними следить и знать наизусть, то в любом судебном разбирательстве не понадобится и адвокат. Это всё слишком трудно для начинающих, поскольку незнание даже самых простых вещей сразу заводит в тупик. Для начала стоит узнать, что такое субъект административного правонарушения.

Основные понятия

К административным правонарушениям относятся противоправные действия физического или юридического лица, за которые предусмотрена ответственность согласно КоАП. Как правило, наказание за такие правонарушения не приносит вреда виновнику, а лишь взимает с него некую материальную часть в пользу государства. Это даже не преступления, а проступки, за которые приходится платить.

Субъекты административных нарушений

Как и любая структура, они имеют свои признаки, определяющие суть происходящего:

  • противоправность — происшествие должно обходить закон и не подчиняться ему;
  • виновность — действие осознанно или неосознанно совершается нарушителем;
  • субъект — ответственность за проступок может нести как физическое (обычный человек), так и юридическое (компания, организация) лицо;
  • наказуемость — нарушение обязательно должно быть наказуемым согласно КоАП.

Важно! Если хоть одного пункта не будет при рассмотрении, то совершённое происшествие не является правонарушением.

Лицо, совершившее проступок, будет нести ответственность только в том случае, если это предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях.

Субъекты

Как гласит определение слова, это производитель действия или состояния, лицо, которое совершило проступок. Виновником административного инцидента может быть не только человек, но и организация. В подтверждение этого КоАП имеет, к примеру, статью 5.27, которая оговаривает, что задержка заработной платы работникам административно наказывается. Кодекс расписан не только для физлиц, но и для организаций и предприятий, которые должны соблюдать закон. При этом к юрлицам относятся организации, зарегистрированные как на территории России, так и вне её пределов.

Важно! При рассмотрении дела всегда должен быть субъект. Если его нет, то тогда отсутствует и состав нарушения.

Стоит учесть, что ответственность для физических и юридических лиц различается. Так, первые будут отвечать за нарушение по всей строгости, и к ним могут применяться все меры, предусмотренные законодательством, а вторые — нет. Для организации установлены ограничения в наказаниях. К ним может быть применены только:

  • простое предупреждение для первого раза;
  • денежное взыскание;
  • прекращение работы предприятия на некоторое время;
  • конфискация имущества или предмета совершения.

В списке отсутствуют арест и исправительные работы. Компания или организация согласно КоАП не может направить свою деятельность на благо государства, что вполне логично, ведь тогда это будет противоречить закону о частном предпринимательстве.

Кроме структуры физических и юридических лиц, субъекты делятся ещё на 3 вида:

  • Общие — согласно положениям Кодекса такими называются вменяемые лица, достигшие 16 лет на момент совершения проступка. Они могут быть как физическими, так и юридическими, это не важно. Главная особенность этого вида заключается в том, что им не присвоено какое-либо положение, которое могло бы изменить назначенное наказание. Это также касается иностранных граждан и лиц без гражданства. В КоАП оговаривается, что они несут ответственность на общих основаниях, то есть как все нарушители. Здесь отчётливо наблюдается принцип равенства.
  • Специальные — это люди, наделенные особыми полномочиями или правами, которые как-то влияют на административный процесс. К специальным относятся юрлица — организации, компании, государственные служащие и т. д. Сюда входят также свидетели, родители, несущие ответственность за своего несовершеннолетнего ребёнка, и прочие, то есть все лица, как-то влияющие на процесс рассмотрения дела.
  • Особые — сюда следует отнести граждан, служащих государству — военные, сотрудники МВД, ОБНОН, пожарные, служащие таможенного контроля и т. д. Они выделяются в отдельный вид в связи с тем, что для них действует определённый служебный устав, который они соблюдают. Следовательно, за совершённые административные правонарушения придётся нести ответственность согласно не КоАП, а тем положениям, которые прописаны в их дисциплине. Однако за многие проступки полагается отвечать на общих основаниях. Их список также указан в уставе.

Обратите внимание! Некоторые из субъектов могут одновременно относиться как к одному, так и к другому виду, например, должностное лицо или государственный служащий.

Кто не может быть субъектом административного правонарушения?

По мнению учёных, несение ответственности за совершённый проступок тоже в некотором роде является деятельностью, но не все люди к этому способны. Принято считать, что человек вправе сам за себя отвечать, начиная с 16 лет. Именно с этого возраста к правонарушителю можно применять административную ответственность. Если ему ещё не исполнилось 16 лет, то он не будет являться субъектом, так как по закону ещё нельзя применять наказание.

Душевнобольной человек не может быть субъектом

Освобождается от ответственности и невменяемый человек, результаты обследования которого показали, что у него, к примеру, проблемы с психикой. Такому гражданину законом назначается специальное лечение. Вменяемость устанавливается только в суде на основании заключения психиатрической экспертизы.

Таким образом, субъект — это физическое или юридическое лицо, совершившее нарушение и понёсшее за это административную ответственность. При этом им не может выступать несовершеннолетний или невменяемый человек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector