Мусорные контейнеры нормы и правила установки
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Мусорные контейнеры нормы и правила установки

Правила обустройства контейнерных площадок для сбора ТКО

С 2019 года в России начинают действовать новые Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039).

Обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления. Они также проводят согласование мест размещение площадок, за которые отвечают другие лица. Кроме этого, сведения по всем действующим контейнерным площадкам накопления ТКО вносятся в специальный реестр.

В субъектах Российской Федерации может быть разработан и утвержден свой порядок накопления твердых коммунальных отходов, включающий раздельное накопление.

Санитарные требования к контейнерным площадкам для мусора

При размещении и содержании контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов необходимо соблюдать санитарные правила, которые регламентированы следующими документами.

Фактически СанПиН 2.1.2.2645-10 дублирует требования советских санитарных правил.

Так, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, но огороженной, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Вокруг них (в радиусе не менее 10 метров) не должно быть зарослей растительности, свалок бытовых и промышленных отходов.

Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (не более 10 по СанПиН 2.1.7.3550-19). Причем по решению специальной комиссии эти требования могут обойти, например, в случаях, когда полностью соблюсти эти требование невозможно.

Вывоз ТКО согласно новым СанПиН 2.1.7.3550-19 в теплое время года должен производиться ежедневно, а в холодное время года, когда температура в течение трех дней опускается ниже 4 градусов тепла, вывоз может производится через 3 дня. Вывоз крупногабаритныз отходов (КГО) должен производиться не реже одного раза в неделю.

Кроме этого, согласно ГОСТ Р 56195-2014 “Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования” контейнеры и площадки под ними должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода).

Требования к содержанию контейнерных площадок для мусора

В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда” организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

  • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;
  • своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
  • организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
  • свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Есть несколько объектов, рядом с которыми не разрешается устанавливать контейнеры для ТБО. Сюда относится проезжая часть, дорожки для пешеходов, арки, газоны и узкие проходы. Если в жилой зоне ведется строительство или ремонт, то по действующим правилам там можно расположить специальный контейнер для сбора строительного мусора.

Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 № 601 утверждён Отраслевой стандарт 22-1643-85 “Мусоросборники и контейнеры металлические для сбора мусора и пищевых отходов. Общие технические условия” (далее – ОСТ 22-1643-85), согласно которому мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке (пункту 2.1).

В силу пункта 2.8 ОСТ 22-1643-85. мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными.

Пункт 2.9 ОСТ 22-1643-85 предусматривает, что крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться. Допускается зазор между крышкой и корпусом – не более 4 мм. Крышки контейнеров должны быть снабжены замками.

Однако в силу положений Федерального закона “О техническом регулировании” требования государственных и отраслевых стандартов носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению. Поэтому допускается установка контейнеров любой конструкции.

Таким образом, на федеральном уровне нет конкретных жестких требований к обустройству контейнерных площадок для мусора.

Должны ли контейнеры обязательно закрываться крышками

Несмотря на то, что ОСТ 22-1643-85 фактически перечисляет рекомендуемые конструкции контейнеров для накопления мусора, некоторые суды посчитали, что отсутствие крышек на контейнерах является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Решение Холмского городского суда (Сахалинская область) от 3 февраля 2017 г. по делу № 2-3247/2016).

Решение суда выглядит странным на фоне того, что в большинстве регионов страны используются простые контейнеры без крышек. С другой стороны, управляющая компания действительно должна следить за санитарным состоянием площадки. Наличие крышки само по себе не обеспечит порядок, если контейнеры переполняются из-за неверно рассчитанного норматива накопления твердых коммунальных отходов.

Кто отвечает за содержание и уборку контейнерных площадок

За организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает орган местного самоуправления (статья 8 Федерального закона № 89-ФЗ). Ответственность распределяется по ранжиру:

  1. Орган местного самоуправления.
  2. Собственник земельного участка.
  3. Управляющая компания.
  4. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) постановления Правительства РФ № 354 и п. 2 постановления Правительства РФ № 1156. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО при перемещения их в мусоровоз в соответствии с пунктом 90 “Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484.

Организация, которая управляет многоквартирным домом (МКД) отвечает за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26 (1) постановления Правительства РФ № 290). При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

Пунктом 3.7.1 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

  • установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

В зоне индивидуальной жилой застройки решение принимает орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления принимают решение о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования.

Управляющие организации должны убирать контейнерные площадки. По решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.

Кто должен приобретать контейнеры для ТКО

Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами).

Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.

Реестры площадок накопления ТКО

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то – на порталах субъектов РФ.

Какие сведения должны быть предоставлены для внесения в реестр:

  1. Расположение площадки на местности – точный адрес МКД, географические координаты, схема размещения на карте местности.
  2. Сведения о технических характеристиках.
  3. Информация о собственнике места скопления ТКО.
  4. Источники образования ТКО.

Ответственность за нарушения и как их устранить

При ненадлежащем содержании площадок с мусорными баками административно-технической инспекцией фиксируется факт административного нарушения.

С появлением региональных операторов по обращению с ТКО и обновлением правил обустройства площадок для мусорных контейнеров бремя содержания емкостей для ТКО лежит на операторе. Бремя содержания площадки с контейнерами для мусора – на управляющей организации или муниципалитете.

При нарушении правил содержания контейнерной площадки вменяется ст. 6.4 КоАП РФ. В соответствии с ней наказание для должностных лиц составляет до 2 000 рублей, для организаций – до 20 000 рублей. В особых случаях суд может приостановить работу юридического лица на срок до 90 суток.

Выбор типа мусорных контейнеров

Сейчас мало кто обращает внимание на старый отраслевой стандарт ОСТ 22-1643-85. В основном тип контейнера обусловлен сложившей практикой и бюджетом муниципалитета. Тем не менее, следует отметить, что сейчас стала преобладать тенденция обустраивать крытые контейнерные площадки. Несмотря на более высокие затраты, такие площадки обеспечивают гарантированную защиту от осадков и избавляют от необходимости использовать контейнеры с крышками. Контейнеры с крышками были всегда неудобны для пользования, что приводило в конечном счете к демонтажу крышек.

Крытые площадки позволяют использовать любые типы открытых контейнеров: пластмассовые, оцинкованные, традиционные т д.

В некоторых регионах традиционно используют крупногабаритные контейнеры типа ПУХТО. Они используются в комплексе вместе с мусороперегрузочными станциями.

Складирование крупногабаритного мусора допускается в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

В больших городах все чаще устанавливают заглубленные контейнеры для мусора. Такое решение обеспечивает более эстетичный вид накопителя отходов, а также препятствует образованию неприятного запаха.

В заключении следует отметить, что разработанный Роспотребнадзором проект СанПиН 2.1.7. -19 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений”, который должен был заменить устаревшие СанПиН 42-128-4690-88, прошел публичное обсуждение и получил отрицательный отзыв при оценке регулирующего воздействия: “предлагаемое проектом акта правовое регулирование не корреспондирует вышеуказанным поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации”. Вместо этого документа был принят другой СанПиН 2.1.7.3550-19 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований”, но отмены СанПиН 42-128-4690-88 не последовало.

Читать еще:  Гидроизоляция вокруг трубы на крыше

До отмены СанПиН 42-128-4690-88 применяется в части не противоречащей требованиям СанПиН 2.1.7.3550-19 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований” и СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”.

Масленников А.Ю.

Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома: нормы СНиП, СанПиН и размещения

Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома в городе или в деревне нормы СНиП и СанПиН регламентируют достаточно строго: максимальный параметр ограничения составляет 100 м, но есть минимальный, который должен непременно соблюдаться. Мусоросборник – извечный атрибут человеческого жилья, в котором могут быть самые неожиданные мусорные отходы – от зловонных и разлагающихся до токсичных и опасных.

Расстояние от мусорки до жилого дома – норма, установленная СанПиН, чтобы предотвратить проникновение в жилые и подсобные помещения скапливающихся в мусоре насекомых и грызунов (мышей и крыс), микробов и бактерий.

Необходимость удаления по СанПиН нужна и для ограждения людей от миазмов, зловония и дыма, если содержимое мусорного бака воспламенится.

Нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов

СанПиН (или санитарные правила) разрабатываются на основе проведенных научных исследований и рассчитаны на безопасность населения и его бытовые удобства. Именно поэтому расстояние до мусорных баков от дома не допускается, по санитарным нормам, менее 20 и более 100 м.

Если дистанция между домом и мусорным контейнером составляет меньше установленного по СанПиН норматива, оно не выполняет установленного предназначения. Но если расстояние от мусорки больше, оно создает неудобства для жильцов, вынужденных ежедневно путешествовать с мусором на значительную удаленность. В многоквартирных домах проживают разные категории населения, и особенно сложно такие походы к мусорнику совершать пожилым людям.

В 2019 году за вывоз отходов и содержание в относительном порядке специальных ёмкостей должна отвечать компания, которая выиграла тендер по данному направлению. Ранее за выполнением этих обязанностей (своевременностью вывоза мусора, санобработкой мусорных контейнеров и площадок под баки) обязан был следить глава управления жилфондом административного района.

Решать, как располагать площадки с мусорными контейнерами, должно не менее трех участников процесса – органы санитарного надзора, управление по архитектуре и жилуправление. В ситуациях, когда норма, указывающая должный отступ от мусорного бака или контейнера до жилого дома, по каким-либо причинам невыполнима, решение выносится специальной комиссией.

Нормативные акты

Расстояние от мусорной площадки до жилого дома, как минимальное, так и максимальное, регламентируется несколькими основополагающими документами:

  1. СанПиН 1.2.2645-10 (санитарно-эпидемиологические правила и требования), который был утвержден в 2010 году специальным постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации.
  2. СанПиН 42-128-4690-88.
  3. СНиП, принятые в разное время, определяют расстояния от ИЖС, расположенных в частном секторе, где выполнение нормативов подчас невозможно соблюсти.
  4. ФЗ-503 – изменения в законодательстве, принятые в декабре 2017 года, которые вступили в действие в 2019 году и более известны как Закон о мусоре – о новом порядке складирования и вывоза отходов на мусорные свалки. В нем обязанности по вывозу мусорных отходов перекладываются на местные власти и определенного на конкурсной основе регионального оператора (компании, занимающейся вывозом и складированием различных категорий отходов, твердого и бытового мусора).

Расстояние от дома до мусорной площадки определятся по санитарным нормам. Помойка может располагаться на удалении от жилого дома от 20 до 100 м и должна соответствовать перечисленным нормам расстояний.

В документе указана не только необходимая дистанция, но и правила установки мусоросборников на специально оборудованной площадке, а также периодичность, с которой необходимо осуществлять опорожнение баков с мусором или контейнеров с твердыми отходами.

Отдельные нормативы

СанПиН 42-128-4690-88 позволяет подсчитать необходимое количество специальных емкостей под мусор: сколько должно их находиться на определенной территории. За основу для расчетов берут численность населения в конкретном сегменте и нормы накопления отходов разного типа.

На частной территории расстояние от дома до контейнеров, особенно в СНТ, где площадь участка ограничена, владелец может сократить до 8 м по письменному согласованию с соседями или правлением садового товарищества.

Но это возможно только при условии, что остальные дистанции выдержаны в строгом соответствии СНиП. Расстояние от дома до мусорного контейнера не может быть ограничено 8–10 м без специального разрешения. И если присутствие мусорки вызывает нарекания у собственников других земельных наделов, вопрос может разрешаться разными способами:

  • с участием независимых и незаинтересованных в разрешении вопроса представителей общественности;
  • приглашением комиссии от районной администрации для разрешения проблемы расстояния от дома;
  • с задействованием в решении спорной ситуации депутата от местного совета;
  • в судебном порядке, подачей иска об административном нарушении, если нормы размещения мусорных баков, помойки или контейнеров от дома противоречат СНиП или СанПиН.

В последнем случае основания для иска могут быть созданы и при нарушении правил расположения мусорных контейнеров, а не только норм удаленности. Контейнерные площадки для мусорных баков не должны стоять возле пешеходных дорожек (даже просто узких тропинок или проходов), у проезжей части или газона, оборудованного по правилам.

Если в доме ведутся строительные работы, за хозяином сохраняется право на установку в частном секторе баков или специальных контейнеров для мусора, но разрешается это не более чем на сутки, да и то с разрешения СЭС и районной архитектуры. Это же правило действует относительно домов и общественных зданий, при проведении ремонта или переоборудования, чтобы складировать мусор.

Расстояние до детской площадки

Дистанция до детской площадки от мусорных баков нередко служит предметом многочисленных споров и обращения с жалобами в органы местной администрации. Для этого норматива расстояния от мусорки нет отдельных ограничений, но в пункте 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, детская площадка, спортивная площадка и жилое здание (как и места для отдыха) не могут находиться ближе к помойке, чем 20 м. Норма расположения мусорных контейнеров во всех перечисленных случаях составляет от минимальных 20 до максимальных 100 м.

Обязательным к исполнению является и другое требование: минимально и максимально ограниченное удаление от дома до мусорного бака или контейнера не должно включать в себя ни детскую, ни спортивную площадку или даже зону отдыха. Единственное, что разрешается располагать в непосредственной близости от мусорки, – это площадку для выгула собак.

Но баки не могут стоять ни рядом с пешеходной дорожкой, ни рядом с проездом для велосипедистов. Для жилых домов в зоне плотной застройки решением специальной комиссии данное расстояние может быть уменьшено до 9 м (это расстояние от торца или стены дома, но не от окна жилого помещения и от парадного входа). Хотя по СанПиН оно не может быть меньше 10 м.

Минимальная дистанция может соблюдаться при условии, что места для мусорных баков оборудованы специальным образом. Для этого тоже есть отдельные требования – ограждение с трех сторон, место для подъезда мусоровоза и плотно закрывающиеся крышки баков, не допускающие распространения миазмов. На ограждении должен быть специальный предупреждающий значок.

Расстояние до общественных зданий

Санитарная безопасность детей – предмет основной заботы надзорных органов. Не каждый детский сад оборудован собственным хоздвором, к которому обеспечен подъезд мусоровоза. Но если таковой имеется, его удаленность считается от самого близкого павильона или места, отведенного для игр детей.

Норму максимального удаления можно отсчитать от крайней двери хозяйственной пристройки. В любом случае, если площадка для мусорных баков находится за забором детского садика, дистанция до нее не может быть меньше 20 м, причем расстояние отсчитывается не от здания, а от ограждения.

В остальных случаях применяются следующие нормы:

  1. При расчете удаления от школы до мусорника или помойки к учету обязательны 2 момента: расположение и дальность. Мусорные баки могут находиться только с той стороны здания, где нет парадного входа и наблюдается минимальное движение школьников. Есть рекомендация располагать контейнеры с мусором возле черного хода, но это возможно только при условиях, что ими не пользуются и мусорные баки закрыты. Минимальное удаление от помойки должно соблюдаться не только от самого здания, но и от школьных мастерских (если таковые имеются), и от спортивной площадки. Непременное требование по обеспечению подъезда спецмашины к площадке для мусорных контейнеров – дорога к бакам с отходами не должна проходить по школьному двору. Это обязательно для обеспечения безопасности детей, которые могут быть на этой территории.
  2. Администрация магазина обязана не только разместить контейнеры с мусором на удалении не менее 20 м, но и следить за корректностью их наполнения и чистотой вокруг площадки для мусоросборников, а также вокруг строения, в котором размещается торговая точка. Как и в случае со школой, баки размещаются с черного хода, а если подходящего места нет, то при достижении отдельной договоренности с жилищами МКД и региональным менеджером по вывозу мусора – рядом с остальными контейнерами на близлежащей площадке, расположенной на удаленности не менее 20 метров. В обязанности магазина входит и установка урн для посетителей, но уже со стороны фасада.
  3. На производственных территориях работают свои правила. Крупные промышленные предприятия должны организовывать отдельное складирование разных типов отходов в закрытые контейнеры. Удаление от других зданий регламентируется нормами противопожарных инструкций, а вывоз предприятие должно осуществлять самостоятельно. Мелкие фирмы могут заключать договор с региональным оператором и оплачивать по факту наполнения и существующим расценкам.

Частный сектор

В коттеджном поселке учитывается не расстояние от контейнеров с отходами до забора, а удаленность от стены дома, улицы, тротуара и источников воды для питья. То же относится и к поселению дачников или СНТ, где небольшие наделы не позволяют выдерживать нормативы: согласно СНиП удаленность считается не от забора, а от фасада дома.

Если мимо поселка или села проходит железная дорога, предусматривается такое же расстояние от края насыпи, по которой проложены рельсы и проезжает поезд.

В данном случае учитывается не столько безопасность, сколько эстетика: чтобы пассажиры не видели в окна мусорные баки и свалки с отходами.

Тем не менее норма удаления мусорных контейнеров от частного жилого дома остается неизменной. Ее минимальное значение, согласно СанПиН, – это 20 метров. Максимальное – 100 метров.

Если мусорные баки размещаются вдоль проезжей части, по решению местного совета или исполнительной власти их закрывают от дороги специальным ограждением. Это выполнимо только в том случае, когда нет возможности расположить контейнеры в более подходящем месте.

По нормам ПУЭ и ГОСТ запрещается расположение мусорки или даже 1–2 баков рядом с подстанциями, в охранной зоне ЛЭП. Ситуацию не спасет даже договоренность с провайдером. Также мусорные баки запрещено размещать в опасной близости от газопровода или заправочной станции.

За оборудование и обслуживание мусорной площадки в частном секторе, коттеджном поселке и даже в сельской местности по новым правилам должна нести ответственность обслуживающая компания. Именно она отвечает за правильное расположение мусорных контейнеров и баков.

Но для этого с ней должен быть заключен договор, а услуги – оплачиваться по новым нормативам. Только в этом случае региональный оператор отвечает за вывоз отходов из мусорных контейнеров, чистоту территории и ее соответствие установленным нормам освещенности.

В сферу деятельности региональной компании, занимающейся вывозом мусорных отходов, входит вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) на свалки. Также она обеспечивает свободный подъезд для мусоровозов.

Контейнерная площадка для мусора

Грамотно организованная контейнерная площадка для мусора является гарантом того, что территория проживания людей будет всегда содержаться в чистоте и порядке. О том, какой должна быть мусорная площадка, можно узнать из СанПиНа.

Какие требования предъявляет СанПиН к площадкам с контейнерами для мусора?

При обустройстве мест для сбора отходов следует придерживаться 2-х документов СанПиН:

Оба нормативных акта посвящены правилам санитарного обслуживания территорий, населённых людьми. Их требования следует учитывать при проектировании новых жилых массивов.

  • размещение площадок для сбора мусора;
  • установку баков для отбросов;
  • составление графиков вывоза утиля;
  • деятельность управляющих компаний.

Вопросы оплаты нормы СанПиН не освящают. О том, как она осуществляется, можно прочесть в статье 225 КОСГУ.

Расстояния до домов или объектов инфраструктуры

Один из важных вопросов, который учитывают санитарные нормы, — расположение контейнерных площадок, их удалённость от жилых домов и прочих объектов.

Если расстояние от дома небольшое, это упрощает жильцам процесс выноса мусора. Однако возникают другие проблемы – неприятные запахи и насекомые.

Удалённость от жилых объектов должна быть не более 100 м, чтобы людям не пришлось далеко нести отходы. Рекомендуется помещать контейнерные площадки со стороны парадных входов. Минимальная близость к жилому строению не более 20 м.

До многоэтажных построек

Правила размещения допускают расположение сразу 2-х рядом стоящих контейнерных площадок в густонаселённых районах. Должен учитываться интервал до каждой постройки – 20-100 м.

Важно: Главное требование к расположению – обеспечение свободного подъезда специальной техники.

Открытая сторона при совмещении площадок с контейнерами должна быть общей. Баки могут располагаться сбоку или сзади строений.

Нормативы, действующие в 2020 году, не дают никаких предписаний по поводу соседства с гаражами, потому допускается их близость без ущерба проезду спецтехники.

Расположение по отношению к садикам, школам и детским площадкам

Места установки баков для сбора отходов необходимы в районах, где играют, гуляют или учатся дети. Однако близкое расположение мусоросборных устройств ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку. Оптимально располагать контейнеры в 20 и чуть более метрах до спортивной или детской площадки.

В школьных и дошкольных учреждениях дети не должны допускаться в места размещения контейнеров. Объектами для замера расстояний для этих мест служат:

  • спортплощадки;
  • мастерские;
  • хозяйственные блоки;
  • чёрные и основные входы в учебно-воспитательные здания.

Если на территории объекта нет хозяйственной зоны, объектом для определения удалённости служит забор, отделяющий территорию учебно-воспитательного заведения. Расстояние от школы или детсада до контейнерной площадке и в данном случае должно соответствовать нормативам.

Удалённость от магазинов и общественных учреждений

Торговые точки должны располагать собственными средствами для сброса отходов, так как в магазинах образуется большое количество мусора. Также государство обязывает торговые точки поддерживать чистоту на близлежащих территориях. Местами установки мусорных контейнеров служат задние части магазинов, куда не имеют доступа клиенты.

Общественным учреждениям и торговым точкам разрешено оборудовать контейнерные платформы рядом с аналогичными платформами жилых районов. Желательно делать это с согласия управляющих компаний (УК), обслуживающих территорию. Дистанция между объектами для сброса мусора и другими строениями должна быть не менее 20 м.

До частных домов

Правила 20-метровой дистанции сложно соблюдать в частных секторах. Здесь при оборудовании контейнерных мест следует учитывать расположение:

  • тротуаров;
  • инженерных сетей и коммуникаций (расположение баков над системами категорически запрещено);
  • источников забора питьевой воды;
  • ограждений вокруг построек.

В частном секторе 20 м нужно отмерять от стен домов. От заборов контейнерная зона может располагаться на расстоянии 1 м.

При организации контейнерных участков в частном секторе решение о том, где они будут находиться, принимает комиссия, включающая:

  • представителей коммунального хозяйства;
  • санитарного врача;
  • членов и депутатов местного самоуправления.

Если нет возможности соблюсти традиционные 20 м, принимается решение о расположении на расстоянии 9 м от стены ближайшего жилого дома.

В поселках городского типа и сельской местности

С аналогичными проблемами при организации мусоросборников сталкиваются в населенных пунктах небольших размеров – ПГТ и деревнях. Решение о том, где будут оборудоваться контейнерные участки, и на каком расстоянии друг от друга, принимает поссовет либо сельсовет. В расчёт берётся:

  1. Расположение поблизости природных заповедников и лесных зон. В этом случае необходимо получить согласие природоохранных органов.
  2. Близость железнодорожных насыпей. Минимальное расстояние – 20 м. Со стороны автомобильных трасс ставятся ограждения.
  3. Местонахождение газораспределительных узлов и электрических подстанций. Расстояние до них должно быть не более 9 м.

Требования к ограждению

О том, каким должно быть ограждение контейнерной площадки, говорится в СНиПе и СанПиНе:

  • огораживающая стена должна располагаться с 3-х сторон;
  • высота ограждения должна быть не менее 100 см;
  • для вентиляции между стенкой и крышей оставляется зазор;
  • баки должны быть закрыты стеной – располагаться ниже её уровня;
  • наиболее приемлемый материал для ограждения – профнастил;
  • желательно установить запирающиеся ворота и высокую крышу, непрепятствующую циркуляции воздуха.

Выбор баков для мусора

Выбирая тип контейнеров для установки на контейнерной площадке, следует учитывать:

  • график вывоза отходов;
  • плотность населения, проживающего в обслуживаемой зоне.

Оптимальный объём баков-накопителей для установки в жилых кварталах — 0,8 – 1,1 м3. Материалом изготовления может быть как металл, так и прочный пластик. Если район густонаселён, устанавливаются баки не стандартных размеров, а объёмом до 8 м3.

Контейнеры должны иметь крышку, которая плотно прилегает к основанию. Хороший вариант – баки с педалью.

Это интересно: В Европейских странах устанавливают объёмные подземные хранилища для мусора. В России этот вариант посчитали слишком дорогостоящим.

Согласно нормативам коммунальные службы должны устанавливать урны возле всех подъездов жилых домов. Обслуживание их включается в плату за коммуналку.

Как должны содержаться и обслуживаться мусорные контейнерные площадки?

По правилам содержания контейнерных зон, обязанность по их обслуживанию ложится на плечи управляющих компаний. Если у компании нет специальной техники, она должна заключить контракт с организацией, занимающейся уборкой территорий вокруг жилых кварталов.

Отходы на свалку вывозятся одним из 2-х способов:

  • Сборники не сменяются. С помощью спецтехники баки опустошаются и кладутся на прежнее место.
  • Спецтехника забирает контейнер с мусором, а на его место устанавливает другой контейнер, чистый и пустой.

Как проводят санитарную обработку мусоросборников?

Местные органы власти СЭН устанавливают нормы обработки мусорных баков. В жаркий период их следует обрабатывать не реже 1 раза в 10 суток – сразу после вывоза отходов.

Для того чтобы грязная вода не накапливалась, на территории должен быть установлен слив со стоком в ливневую канализацию.

Санитарной обработкой сменяемых баков занимаются специализирующиеся на такой деятельности компании в местах, специально выделенных для таких целей.

Виды контейнерных площадок

Есть 2 вида площадок:

  • под твёрдые коммунальные отходы (ТКО);
  • под твёрдые бытовые отходы (ТБО).

При строительстве каждого вида берётся во внимание количество проживающих вблизи людей. Самые маленькие мусоросборные зоны рассчитаны на 2 контейнера. Самые крупные – на 6.

Площадки под ТКО

Зоны для выбрасывания ТКО располагаются в местах скопления торговых и бизнес объектов. Здесь обустраиваются вместительные платформы, с размещением одного контейнера на 8 м3 или 6 баков стандартных размеров.

Площадки под ТБО

Величина ограждений для выброса бытовых отходов напрямую зависит от нужд людей, проживающих в зоне обслуживания. Здесь могут быть организованы как самые большие площадки, так и самые маленькие.

Меры безопасности

Одной из проблем контейнерных зон является несознательность населения. Нередки случаи, когда металлические баки крадут, чтобы сдать на металлолом. Чтобы избежать подобных ситуаций, коммунальные службы делают следующее:

  • устанавливают ворота, ширина которых служит препятствием для выноса контейнера;
  • устанавливают камеры;
  • монтируют сигнализацию;
  • заказывают специальное оформление баков – логотип службы на одной или нескольких сторонах;
  • устанавливают на мусоросборники замки и вручают ключи водителям специальных машин.

Каждая из мер требует затрат. Однако потери, если ничего не предпринимать, будут значительнее.

Ответственность за нарушения и способы их устранения

Рядовые граждане, если им кажется, что контейнерная площадка неправильно оборудована или содержится в неприемлемом санитарном состоянии, могут самостоятельно изучить нормы СанПиНа и обратиться с претензией в управляющую компанию.

Если УК не реагирует на жалобу и ничего не исправляет, есть другие инстанции, которые могут в принудительном порядке заставить УК привести контейнерную площадку в порядок. Это:

  • Роспотребнадзор;
  • горжилинспекция;
  • прокуратура.

Последний орган, куда следует обращаться, если ничего не меняется, — суд.

Согласно КоАП РФ ст. 6.4 должностные лица, допустившие нарушение, платят штраф в размере 2 000.00 рублей, организации – в размере 20 000.00 рублей.

Заключение

Даже правильно организованная контейнерная площадка является источником неприятных запахов и местом распространения насекомых. Если зона сбора мусора не соответствует нормам и не обслуживается должным образом, она может стать рассадником опасных инфекций.

Контейнерная площадка для мусора: требования, размеры и нормы

Мусорная реформа стала причиной многих изменений, с которыми столкнулись россияне. Они вынуждены были обратить внимание на них, поскольку счет за коммунальные услуги в январе 2019 года резко повысился. Разбираясь с тем, что произошло, многие удивленно обнаружили, что подготовка к реформе и речь о ней шла давно. Ряд требований уже несколько месяцев или лет были введены Законодателем, хотя на местах все оставалось без изменений. В полной мере это коснулось и обустройства контейнерной площадки для сбора мусора.

Обустройство контейнерной площадки для сбора мусора

В действительности требования к контейнерным площадкам для мусора обновились в 2019 году. Одновременно с этим всем управляющим компаниям (УК), жилищным кооперативам (ЖК) и товариществам собственников жилья (ТСЖ) нужно было их осмотреть и привести в соответствие с новыми изменениями.

Для многоквартирных домов правила установки мусорных контейнеров возле жилых домов указаны в двух Санитарных правилах и нормах: 42-128-4690-88 и 2.1.2.2645-10. В частности, они регламентируют следующее:

  1. Место для размещения контейнера нужно согласовать как с санитарно-эпидемиологической службой, так и с уполномоченным архитектором, а также УК, ЖК или ТСЖ;
  2. Количество мусорных контейнеров, их размеры устанавливаются на основании проживающих в многоквартирном доме жильцов и в соответствии с нормативами накопления твердых бытовых отходов (ТБО);
  3. Площадка под накопление ТБО бетонируется или покрывается асфальтом, должна размещаться так, чтобы подъезд к ней был свободным;
  4. Контейнеры должны легко перемещаться по площадке за счет того, что она сооружается с некоторым уклоном;
  5. Все емкости должны оборудоваться крышками, которые плотно закрываются и предотвращают разлет мусора из-за ветра, а также попадание осадков, защищают от животных.

Правила установки мусорных контейнеров возле жилых домов

Место под контейнеры должно ограждаться с трех сторон. Допускается не только ограждения и бордюры из строительного материала, но и зеленые насаждения. Ограждение контейнерных площадок для мусора – не менее 1 м.

Минимальное расстояние площадки для сбора мусора – 20 метров от жилых и общественных зданий, парковых зон и мест отдыха. Но это не означает, что контейнеры можно размещать за три квартала от дома.

Еще один принцип, который обязан соблюдаться, – предоставление жильцам возможности выбрасывать ТБО поблизости. Максимальное удаление площадки для мусора от жилого или общественного здания – 100 м.

Если соблюсти требования к расстояниям объективно не удается, решение о размещении принимается специальной комиссией. Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома может сокращаться в 2 раза и более (до 9 м).

Нормы установки мусорных контейнеров в частном секторе также соответствуют указанным выше требованиям. Но по объективным причинам их нельзя выдержать в точности. Решение о выборе места принимается советом поселка или деревни.

Какие мусорные баки можно использовать?

Размеры контейнерной площадки для мусора рассчитываются исходя из количества баков и их размеров. Самые распространенные – до 1 м 3 . Но в общественных местах устанавливают более вместительные – 8 м 3 .

Могут использоваться заглубленные мусорные контейнеры. На специальной площадке они уходят в землю на 1,5-1,7 м. Считается, что такое решение позволяет увеличить вместимость и обеспечить повышенную экологичность.

А что изменилось в 2019 году?

Вышеуказанные требования остались в силе. Но теперь все площадки под мусорные контейнеры должны вноситься в единый реестр. Он составляется и ведется местными органами власти. А органы местного самоуправления несут ответственность за обустройство этих мест на земле, принадлежащей муниципалитету.

Установка мусорных контейнеров – это обязанность УК, ЖК или ТСЖ. Они должны оборудовать эти места на придомовой территории. Свое решение им необходимо согласовывать с городскими властями. Алгоритм действий следующий:

  1. Компания, кооператив или товарищество направляет заявление об организации площадки в местный орган власти;
  2. Муниципалитет рассматривает обращение, удовлетворяет его, сообщает письменно об этом в УК, ЖК или ТСЖ;
  3. Последние определяют место размещения контейнеров, оборудуют площадку под них и снова направляют письменное заявление в местный орган власти для внесения места собирания мусора в единый реестр.

Если на первое заявление муниципалитет отказал, сообщил причины такого решения, управляющая организация устраняет недостатки и повторяет обращение.

Для внесения в реестр сообщается о месторасположении площадки с точным адресом, географическими координатами и схемой размещения на местности. Кроме того, предоставляются технические характеристики, данные об источнике отходов и собственнике места их накопления.

Наказание за нарушение требований СанПиН

Если в многоквартирном доме контейнерная площадка обустроена с нарушениями, ответственность за нее несет управляющая организация и должностные лица. В остальных случаях наказывать будут учреждения и организации, которые не предприняли соответствующих мер.

Они привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ. Размер штрафа для руководящих лиц– 2 т.р., для организации – 20 т.р. Но организация рискует и тем, что ее деятельность может приостанавливаться на срок до 3 месяцев.

Но это касается самих площадок. Непосредственно за содержание контейнеров для отходов отвечают региональные операторы ТКО. Они также привлекаются к административной ответственности, если допускают нарушения в сроках вывоза мусора, а также при предоставлении несоответствующих требованиям СанПиН емкостей для мусора. За уборку территории вокруг площадок также отвечают управляющие организации.