Налог на движимое имущество последствия применения
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Налог на движимое имущество последствия применения

Обременительное последствие отмены налога на движимое имущество (Борисенко М.)

Дата размещения статьи: 15.12.2015

Не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013. С отменой налога на движимое имущество, несомненно, улучшилось положение налогоплательщиков, однако возникла возможность возложения на них обременения по представлению в налоговые органы документов, относящихся к этому имуществу. Правомерно ли такое обременение?

Освобождение от налога на имущество организаций движимого имущества

Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ были внесены изменения в НК РФ, которые вступили в силу с 01.01.2013, в части дополнения п. 4 ст. 374 НК РФ новыми видами имущества, не признаваемого объектом обложения налогом на имущество, в том числе движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.
В результате с 01.01.2013 согласно пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 (далее – движимое имущество).
В целях борьбы с оптимизацией налогообложения движимого имущества аффилированными и иными дружественными лицами законодатель внес изменения с 01.01.2015 в правила освобождения от налога движимого имущества Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
Теперь согласно новой редакции пп. 8 п. 4 ст. 374 и ст. 381 НК РФ, установленной данным Федеральным законом, не признаются объектом налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ, а иное движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013, не облагается налогом в качестве предоставляемой льготы с 01.01.2015 (п. 25 ст. 381 НК РФ).
В данной статье рассмотрим, с какого момента законодатель закрыл или хотел закрыть лазейку для оптимизации налога, установив, что новая льгота по налогу на имущество не распространяется на движимое имущество, принятое на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также какого-либо перемещения движимого имущества между взаимозависимыми лицами.
Нас интересуют последствия изменения законотворцами способа освобождения движимого имущества от налога для налогоплательщиков.
Можно предположить, зачем законодатель новыми изменениями в НК РФ освободил движимое имущество, кроме имущества, включенного в первую и во вторую амортизационные группы, путем установления льготы, а не исключением из объекта налогообложения (возможно, в целях легализации запрета на перемещение имущества с 01.01.2013).
С точки зрения налоговых органов у налогоплательщиков возникла обязанность по представлению на требования налоговых органов, выставляемых во время камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу или налогового расчета по авансовым платежам по налогу, представления документов, подтверждающих право налогоплательщиков на налоговую льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ).
И налоговые органы сейчас активно решили воспользоваться положением п. 6 ст. 88 НК РФ и стали направлять налогоплательщикам требования о представлении документов, подтверждающих принятие на учет движимого имущества именно после 01.01.2013.
Соответственно, по логике налоговых органов, при получении требования о представлении документов у налогоплательщика возникает обязанность, обеспечиваемая штрафными санкциями, представить в 10-дневный срок запрашиваемые документы. Такая обязанность в зависимости от количества объектов движимого имущества, принятого на учет после 01.01.2013, может стать слишком обременительной для налогоплательщика.
Полагаем, что возникает вопрос о законности истребования документов в отношении движимого имущества в рамках камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщик вправе не представлять документы для подтверждения того, что не является по своей сути льготой

В п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 N 33 “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость” разъяснено, как подлежит применению п. 6 ст. 88 НК РФ с учетом установленного п. 1 ст. 56 НК РФ понятия “налоговая льгота”.
Пленум ВАС РФ разъяснил, что при применении п. 6 ст. 88 НК РФ необходимо обратить внимание на определение понятия “налоговая льгота”, данное в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
Далее в п. 14 Постановления указывается о действии п. 6 ст. 88 НК РФ на перечисленные в ст. 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения:
– если основания освобождения от налога по своему характеру отвечают понятию льготы, то п. 6 ст. 88 НК РФ применяется;
– если освобождение от налога на основании ст. 149 НК РФ не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляют собой специальные правила налогообложения, то п. 6 ст. 88 НК РФ не применяется.
Вышеуказанное толкование норм НК РФ независимо от того, что дано применительно к освобождению от обложения НДС операций, является универсальным и должно распространяться и на иные освобождения от иных налогов. При этом не должно иметь значения, что в правилах по другому налогу освобождение от налога законодателем механически определено (названо) льготой.
Пункт 25 ст. 381 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ) с 01.01.2015 предусматривает, что освобождаются от налогообложения организации в отношении движимого имущества. Освобождаются от налогообложения все организации, а не какие-нибудь отдельные категории организаций.
Таким образом, независимо от названия ст. 381 НК РФ “Налоговые льготы” данное освобождение от налога не является по своей сути льготой.
Такой вывод подтверждается вышеуказанными положениями пп. 8 п. 4 ст. 374 и ст. 381 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ, действовавшей с 01.01.2013 по 01.01.2015, в которых была изложена правильная первоначальная воля законодателя не признавать в качестве объекта налогообложения движимое имущество. В случае если какой-либо элемент объекта налогообложения – по терминологии ст. 38 НК РФ – обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, законодатель будет признавать льготой, а не объектом, не признаваемым объектом налогообложения, то налоговый орган будет вправе истребовать в порядке ст. 93 НК РФ документы, подтверждающие существование (наличие) у “потенциального” налогоплательщика такого объекта-обстоятельства.
Такая ситуация противоречит принципам установления и взимания налогов, да и просто здравому смыслу.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Налогообложение движимого имущества: изменения – 2018, 2019

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале “Налог на движимое имущество отменили”. То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте здесь.

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

Читать еще:  Как и на каких условиях выполняется реструктуризация долга ИП

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?».

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

О том, какие КБК надо использовать в 2017-2018 годах, делая платежи по налогу на имущество, читайте в статье «КБК налога на имущество в 2017-2018 годах».

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69–70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в порядок начисления и уплаты налога на имущество организаций, внесенные в п. 1 ст. 374 НК РФ. Из объектов налогообложения исключено движимое имущество, а налог следует исчислять только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве объекта ОС, в том числе переданной во временное владение, распоряжение или пользование.
См. также “Движимое или недвижимое имущество: как определить?”

Итоги

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.

Налог на движимое имущество – последствия применения

Налог на движимое имущество вызывает затруднения с администрированием, а потому связан со сложностями как у предпринимателей, так и у контролирующих органов. С 1 января 2020 года планируется окончательная отмена уплаты данного налога, но на сегодняшний день все еще необходимо знать о том, как правильно его начислять. А в данной статье поговорим о том, каковы последствия действия налога на движимое имущество в некоторых регионах страны на примере имевшей место ситуации с налогоплательщиком.

Вопрос про налог на движимое имущество

Компания сдает нулевую налоговую декларацию по налогу на имущество за 2017 год. На фирме в процессе хозяйственной деятельности эксплуатируется всего два объекта движимого имущества, и оба этих объекта подпадали под действие льготы. Однако, с 2020 года компания должна будет уплачивать налог по ставке 1,1% по причине того, что власти региона приняли решение об отмене применяемой компанией льготы. Налоговая служба требует представления уточненной декларации. Фирма интересуется, действительно ли нужна уточненная декларация. Сомнения связаны с тем, что новые требования не касаются 2017 года.

Мнение эксперта к вопросу про налог на движимое имущество

Любые объекты недвижимости, которые нельзя отнести к категории недвижимости (в том числе ценные бумаги и денежные средства), принадлежат к группе движимого имущества. Согласно указаниям п. 1 ст. 381.1 НК РФ, начиная с 1 января 2020 года, в отношении движимого имущества со сроком полезного использования более 3 лет, принадлежащего к 3-ей и каждой из последующих амортизационных групп, налог на имущество может не уплачиваться только при условии, что льгота утверждена на территории субъекта РФ, в котором осуществляет свою деятельность компания.

Если региональные власти решили не устанавливать льготы по освобождению движимого имущество от обложения имущественным налогом, налог придется уплачивать. Что касается налоговой ставки, необходимо обратиться к положениям закона субъекта РФ. Как бы там ни было, в 2020 году ставка не может быть выше 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Важно! Прежде чем отнести движимое имущество, эксплуатируемое в ходе ведения хозяйственной деятельности, к категории льготируемого, удостоверьтесь в том, что в вашем регионе действует освобождение от уплаты налога на движимое имущество.

Как только что было сказано, движимое имущество может подпадать под льготу только в случае, если его возраст не превышает 3 лет с даты выпуска (т.е. «изготовления» промышленной продукции производителем). Такой порядок определен Письмом Минфина РФ от 23.01.2020 № 03-05-04-01/3204.

Эксперты полагают, что уточненную декларацию налоговая служба потребовала по той причине, что бухгалтер компании допустил неточность в декларации по имущественному налогу за 2017 год. Обратить внимание следует на такие моменты:

  1. Движимое имущество, принадлежащее ко 2-ой амортизационной группе, не признается объектом обложения имущественным налогом. По этой причине не требуется отражать его в налоговой декларации. Об этом говорится в тексте подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.
  2. Несмотря на то, что движимое имущество, относимое к 3-ей амортизационной группе, облагается имущественным налогом, его до 2020 года требовалось отражать в декларациях как подпадающее под льготу (ст. 386 НК РФ, п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 1 ст. 373 НК РФ).
  3. Существует разница между движимым имуществом, не облагаемым имущественным налогом, и движимым имуществом, подпадающим под льготу. Во втором случае просто оформлять нулевую декларацию было бы ошибкой. В декларации требуется указывать стоимость движимого имущества, код льготы и стоимость имущества, подпадающего под льготу.

Третий пункт, представленный выше, объясняет, почему ФНС потребована представить уточненную декларацию. Налог действительно будет равен нулю, но сдача пустой декларации является ошибкой, и исправить ее нужно, подав уточненную декларацию.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Законодательные акты по теме

О возможности применения льготы в отношении движимого имущества сроком полезного использования 3 года, и принадлежащего к 3 амортизационной группе, только в случае, если льгота установлена на региональном уровне
Об освобождении от уплаты налога в отношении движимого имущества

Типичные ошибки

Ошибка: Налогоплательщик не разбирается в том, какое имущество считается недвижимым. Он не находит конкретного определения в законодательстве.

Читать еще:  Форма Т-9 и Т-9а. Приказ на командировку

Комментарий: Движимым имуществом признается любое имущество, не относящееся к недвижимости (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Соответственно, нужно опираться на определение недвижимого имущества.

Ошибка: Налогоплательщик в 2020 году не уплачивает налог на движимое имущество, отмечая его как льготируемое, хотя в регионе расположения фирмы освобождение от уплаты налога не предусмотрено.

Комментарий: С 2020 года, прежде чем относить движимое имущество к льготируемому, необходимо удостовериться в том, что льгота по уплате налога действует в конкретном регионе страны.

Ответы на распространенные вопросы про налог на движимое имущество

Вопрос: Как налогоплательщику на специальном режиме налогообложения не уплачивать налог на движимое имущество на законных основаниях?

Ответ: С 1 января 2020 года достаточно подать в налоговую службу заявление без подтверждающих документов. Такой порядок установлен для ИП на ЕНВД, ПСН, УСН, ЕСХН Письмом ФНС РФ от 22.05.2020 № БС-4-21/9663@.

Вопрос: С какого времени организациям и ИП позволят не уплачивать налог на движимое имущество?

Ответ: Согласно указаниям Федерального закона от 03.08.2020 № 302-ФЗ, налог на имущество не нужно будет уплачивать с начала 2020 года.

Что нужно знать бухгалтеру, если на балансе движимое имущество

Если на балансе только движимое имущество, нужно ли в этом случае представлять в налоговую инспекцию расчет по авансовым платежам и декларацию по налогу на имущество организаций? Какие строки декларации подлежат заполнению? Ответы на вопросы даны на основе реальной ситуации.

Налогоплательщики и объекты налогообложения

Плательщиками налога на имущество в соответствии со ст. 373 НК РФ являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно ст. 374 НК РФ.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета…

Учет имущества в виде ОС

В целях налогообложения амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Данное правило организация не может изменить положением своей учетной политики и установить более низкий стоимостный порог для признания имущества амортизируемым. «Малоценные» объекты в целях налогообложения списываются в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В целях сближения данных налогового и бухгалтерского учета списание может происходить равномерно, и именно это решение закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.

В пункте 4 ст. 374 НК РФ перечислено имущество, которое не признается объектом налогообложения. В этом списке земельные участки, ядерные установки, ледоколы, космические установки, а также объекты ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы [2] .

Следовательно, если на балансе организации числятся ОС (движимые и (или) недвижимые), названные в составе объектов налогообложения, она признается плательщиком налога на имущество и обязана представлять декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам) по данному налогу.

Тот факт, что согласно п. 25 ст. 381 НК РФ в 2017 году действует режим льготного налогообложения в отношении движимых объектов ОС (независимо от их амортизационной группы), принятых на баланс с 1 января 2013 года, не означает, что такие объекты автоматически исключаются из состава объектов налогообложения.

Исключение из состава объектов налогообложения и предоставление льготы не одно и то же. Это разные механизмы регулирования налоговой нагрузки, предусмотренные различными статьями Налогового кодекса.

Так, в силу ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года налоговая льгота, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ, будет применяться налогоплательщиками по усмотрению субъектов РФ. Вероятно, в одних регионах ее действие будет продлено, а в других прекращено, однако и в том и в другом случае владельцы движимого имущества будут считаться плательщиками налога на имущество, которые обязаны представлять налоговую отчетность по данному налогу.

Объект налогообложения попал под льготу

В разделе 2 декларации (налогового расчета) заполняются данные об остаточной стоимости ОС, признаваемых объектами налогообложения (графа 3), в том числе о стоимости льготируемого имущества (графа 4).

При расчете налога (авансового платежа по налогу) в строке 160 «Код налоговой льготы» (в строке 130 налогового расчета) в первой части составного показателя указывается код налоговой льготы 2010257 (согласно приложению 6 к Приказу ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@). Вторая часть составного показателя в данном случае не заполняется.

В остальном декларация (налоговый расчет) заполняется в общеустановленном порядке.

Правила заполнения и представления налогового расчета

26.06.2017 организация приобрела для установки на арендованное транспортное средство прибор «Ограничение скорости движения». Стоимость прибора составила 50 000 руб. (пятая амортизационная группа). Налоговый расчет за полугодие 2017 года не сдан. Является ли это ошибкой?

Наличие обязанности (или отсутствие таковой) по представлению налогового расчета по налогу на имущество за полугодие 2017 года зависит от даты принятия прибора к бухгалтерскому учету в качестве ОС.

Прибор поступил в организацию. Дебет 08 Кредит 60 (76). Сумма 50 000 руб.

Прибор включен в состав ОС. Дебет 01 Кредит 08. Сумма 50 000 руб.

Прибор не включен в состав ОС. «Задержка» на счете 08 потенциальных объектов ОС допустима только в случае их доведения до состояния, пригодного для использования по назначению, и незаконченности ввиду этого процесса формирования их первоначальной стоимости. Иная задержка оспорима налоговыми органами и может быть расценена как уклонение от уплаты налога (представления необходимой отчетности)

Если уже на момент приобретения прибор пригоден для использования по назначению, то дата принятия на учет объекта в качестве капитальных вложений и дата его перевода в состав ОС совпадают.

В данном случае эта дата – 26.06.2017

Обязанность представить налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за полугодие 2017 года возникла

Отсутствует обязанность представлять налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за полугодие 2017 года (при условии правомерного удержания в июне 2017 года прибора в составе капитальных вложений)

В общем случае отчетными периодами по налогу на имущество являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ). Налоговый период – календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ).

По истечении каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики обязаны представить налоговым органам расчет по авансовым платежам (декларацию) по налогу [3] (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Налоговый расчет за полугодие 2017 года следовало представить до 31.07.2017 (п. 2 ст. 386 НК РФ), заполнив в разд. 2 по строке с кодом 080 сведения по состоянию на 01.07 об остаточной стоимости ОС, признаваемых объектом налогообложения (графа 3), – 50 000 руб., в том числе о стоимости льготируемого имущества (графа 4) – 50 000 руб. (см. пп. 3 п. 5.3 Порядка заполнения налогового расчета). В расчете суммы авансового платежа по налогу в строке 130 «Код налоговой льготы» следовало указать код налоговой льготы 2010257 без заполнения второй части составного показателя.

Если на балансе организации числятся только движимые объекты ОС, ей все равно придется отчитаться перед налоговой инспекцией, представив расчет авансовых платежей по налогу на имущество (по окончании календарного года – декларацию). Налог к уплате по такому расчету (декларации) равен нулю, но инспекторы получат сведения о льготируемом имуществе компании.

За непредставление налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организация и ее должностное лицо могут быть привлечены к налоговой и административной ответственности (см., например, Постановление ВС РФ от 30.05.2017 № 56-АД17-16):

– организации грозит штраф в размере 200 руб. согласно п. 1 ст. 126 НК РФ;

Читать еще:  Укладка керамогранита на ЦСП

– должностному лицу, ответственному за представление налоговой отчетности, грозит штраф в размере от 300 до 500 руб. согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Если организация пропустит и срок представления налоговой декларации, то налоговая ответственность наступит по ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1 000 руб.

ВС РФ высказал новый подход к критериям квалификации имущества как движимого или недвижимого для целей налогообложения

AndreyPopov / Depositphotos.com

По мнению Верховного Суда Российской Федерации, при решении вопроса о том, является ли имущество (в частности, производственное оборудование) движимым или недвижимым для целей налогообложения налогом на имущество организаций, принципиальным является вопрос, выполняет ли такое имущество какую-либо самостоятельную функцию или оно предназначено только для обслуживания недвижимой вещи (здания, сооружения и т. д.), а не наличие у объекта тесной физической связи со зданием, сооружением или иной недвижимостью и способности функционировать только в такой взаимосвязи (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12 июля 2019 г. № 307-ЭС19-5241).

Такая позиция сформулирована Экономколлегией ВС РФ при рассмотрении спора между лесозаводом и налоговым органом о доначислении недоимки по налогу на имущество организаций за 2013-2015 г.г. (более 11 млн руб.) в отношении внутрицехового оборудования, а также соответствующих сумм пени и штрафа. Суть данного дела заключалась в следующем: завод, считая данное имущество движимым, воспользовался применительно к нему льготой по налогу на имущество, предусмотренной п. 25 ст. 381 Налогового кодекса. Налоговый же орган настаивал, что спорное оборудование – это недвижимое имущество, в связи с чем льгота в отношении него применена неправомерно.

Суд первой инстанции, ссылаясь на положения гражданского законодательства, определяющие правовой режим сложных и неотделимых вещей, а также на результаты проведенной по делу экспертизы, пришел к выводу, что здание цеха и размещенные в нем объекты – производственное оборудование, транспортеры, система защиты от пожаров и пылевых взрывов – составляют сложный неделимый объект (“Цех по производству древесных гранул”) и основания для их освобождения от налогообложения отсутствуют, поскольку установленные в здании объекты, должны быть признаны составной частью объекта недвижимости “Цех по производству древесных гранул”.

Он исходил из того, что:

  • здание цеха изначально проектировалось для установки оборудования, приобретенного налогоплательщиком,
  • здание и установленное в нем оборудование представляют собой единое целое и предназначены для получения целевого продукта по единому технологическому процессу (производство древесных гранул по одной непрерывной технологической линии) и, соответственно, получения дохода организации,
  • изъятие объектов из единого комплекса “Цех по производству древесных гранул” приведет к прекращению или изменению процесса производства древесных гранул.

Подробнее о движимом имуществе: понятие и признаки. Получить полный доступ к интернет-версии системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Суд апелляционной инстанции и суд округа согласились с выводами суда первой инстанции.

Однако ВС РФ занял другую позицию. Он указал следующее:

  • по смыслу Конституции РФ в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность: необходимые элементы налогообложения должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить.
  • Определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств.
  • Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01, в соответствии с п. 5 которого рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений.
  • Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 .
  • Если иное не вытекает из содержания ПБУ 6/01 и ОКОФ, машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются в бухгалтерском учете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов, и согласно п. 1 ст. 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве. Соответственно, по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавших движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимы исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ.
  • Необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов и не приводило бы к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов, например, от климатических условий места производства, требующих расположения оборудования в здании для обеспечения его нормальной эксплуатации.

В рассматриваемом же деле, как указал ВС РФ, не получили надлежащей оценки со стороны судов, хотя имели значение для проверки законности оспариваемого решения налогового органа, следующие доводы и подтверждающие их доказательства:

  • спорные объекты были поставлены заводу в составе линии для производства древесных гранул из отходов деревообработки как движимое имущество и приняты к учету налогоплательщиком в таком качестве после окончания монтажа как самостоятельные инвентарные объекты основных средств;
  • при рассмотрении дела завод обращал внимание на то, что приобретенные им объекты движимого имущества, формирующие производственную линию, согласно ОКОФ, действовавшему на момент принятия этих объектов к учету, предназначены не для обслуживания здания, а для производства готовой продукции, и относятся к такому виду объектов основных средств как машины и оборудование, классификатором прямо не предусмотрено их включение в состав зданий. Кроме того, завод ссылался на письмо БТИ, которое указало, что спорное оборудование не является недвижимым имуществом.

Суды трех инстанций высказали суждение о том, что здание и установленное в нем оборудование образуют “единое целое”, поскольку данные предметы имеют общее назначение: здание цеха изначально проектировалось для установки оборудования, приобретенного налогоплательщиком, и изъятие смонтированных в здании объектов приведет к прекращению использования как самого здания, так и производства готовой продукции.

Однако, как подчеркнул ВС РФ, сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе, если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

В связи с этим, заключения экспертов по существу сводятся к оценке экономической целесообразности последующего демонтажа оборудования в случае перемещения производства, если такое решение будет принято в будущем.

Однако применение критерия экономической целесообразности в данном случае приводит к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования, и не позволяет обеспечить достижение тех целей дифференциации налогового бремени, из которых исходил законодатель при введении подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, – стимулирование организаций к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства, а также повышению спроса на них.

Таким образом, резюмирует ВС РФ, судебная экспертиза, равно как и представленные налоговым органом и заводом заключения экспертов, полученные во внесудебном порядке, проведены по вопросам, не имеющим значения для правильного разрешения настоящего спора. Соответственно, такое экспертное заключение не могло быть признано относимым к делу доказательством, поскольку оно не опровергает правомерность классификации приобретенного налогоплательщиком имущества в качестве оборудования, подлежащего учету в виде отдельных инвентарных объектов.

В итоге дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому следует учесть позицию ВС РФ.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector