Налоговая проверка ООО в первые три года
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Налоговая проверка ООО в первые три года

Налоговая проверка ООО в первые три года

Многие собственники ООО убеждены в том, что в первые три года работы проверки им не грозят. Но нужно заметить, что со стороны компании было бы очень опрометчиво так полагать. Алина Павлова, юрисконсульт BRIDGE GROUP, рассказала, что предусмотрели законодатели для таких организаций.

Согласно статье 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Однако согласно статье 1 те положения, которые регламентируют проведение ревизий, не могут применяться при налоговом контроле.

Так, в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» указаны основания, по которым может быть осуществлен контроль. Фискалы проводят специальный анализ финансово-экономических показателей предприятий. Государственные аналитики изучают как суммы самих платежей, так и их динамику. Так выявляются фирмы, у которых уменьшаются размеры бюджетных начислений. Анализ проводится по каждому виду налога. Изучаются и показатели бухгалтерской отчетности, при этом определяются значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от предыдущего или от среднестатистических данных аналогичных фирм. Кроме того, могут быть выявлены противоречия между представленными сведениями и данными, которыми располагают ревизоры.

Выездные проверки

В случае выбора организации для проведения выездной проверки инспекторы также определят целесообразность контрольных мероприятий у контрагентов и аффилированных лиц. Приоритетными для включения в план выездных проверок являются те компании, в отношении которых у ревизоров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации фискальных обязательств. Или же результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия свидетельствуют о предполагаемых правонарушениях.

Нужно подчеркнуть, что Налоговый кодекс не содержит ограничений в отношении срока работы организации при назначении выездной проверки. При этом на практике такие ревизии проводятся не часто, логично, что чем короче срок существования организации, тем меньше шансов выявить нарушения. Основная цель проверяющих – это доначисление налогов. Тем не менее, основанием для контроля может стать, например, запрос из МВД на проведение совместной ревизии в связи с выявлением факта «ухода» от уплаты средств в бюджет или сокрытия доходов. Такая инициатива от ведомства может возникнуть в случае поступления жалобы или проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Причиной проверки станут и ликвидация или реорганизация общества с ограниченной ответственностью, а также недостоверность сведений в декларации или подача заявления о возмещении из бюджета большой суммы НДС.

Результат камеральной проверки

Также основанием для выездной ревизии может послужить результат камеральной проверки. Согласно Приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/ 333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Службой разработана структура отбора фирм для проведения выездных мероприятий. Так, обоснованный выбор компании для их осуществления невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в инспекции из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относятся данные о фирмах, полученные инспекторами самостоятельно. К информации из внешних источников относятся данные, полученные фискалами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения. И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности.

Комментирует Лариса Савельева, главный бухгалтер компании «Стройтех»: «Количество планируемых ревизий всегда можно оспорить. Об их проведении организация и ее руководство информируются заранее. Идет подготовка к мероприятиям, и в случае, если они незаконны, у компании есть время на то, чтобы оспорить решение инспекции. Что же касается внеплановых ревизий то тут сложнее. Как правило, предприятие не в курсе, что скоро к ним “приедет ревизор”. Фактически у руководства нет времени на то, чтобы сопротивляться и пытаться оспорить законность действий инспекторов. Кроме того, если и удастся избежать проверки, то в следующий раз налоговые органы еще больше засомневаются в законопослушности предприятия и найдут тысячу и одну причину, чтобы явиться в компанию с нежданным контролем».

Цели проверки

Стоит отметить, что большое количество нормативных актов вносит путаницу в порядок проведения проверки. И несмотря на то, что обществам обещано, что в течение трех лет с момента регистрации их не будут беспокоить ревизоры, по факту есть большое количество признаков, подпав под которые, компания станет объектом проверки невзирая на свой «молодой возраст». Так к кому же придут ревизоры?

Несомненно, первыми станут те предприятия, налоговая нагрузка которых ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретных отрасли или виде экономической деятельности. Далее в очереди на внеплановый визит стоят те компании, которые отражают в бухгалтерской отчетности убытки на протяжении нескольких периодов или показывают в декларациях значительные суммы вычетов. Интерес проверяющих вызовет и опережающий темп роста расходов над доходами от реализации товаров, работ и услуг. А также выплата среднемесячной заработной платы на одного работника, которая фактически ниже среднего уровня в конкретном субъекте.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять спецрежимы, также станет причиной ревизии. Как и отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Особенно осторожными нужно быть тем ООО, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или деловых целей. Это может стать причиной «налоговых разборок».

Кстати, как и непредоставление компанией пояснений на уведомление инспекции или запрашиваемых документов. Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения.

И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности, а также ведении финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Меры безопасности

И все же, несмотря на усилия чиновников и бизнесменов договориться о количестве и причинах ревизий, часто возникают случаи, когда предприниматели становятся объектами незаконных проверок. Как максимально себя обезопасить?

Во-первых, нужно обязательно знать критерии, опираясь на которые, фискалы назначают выездные контрольные мероприятия. Именно так можно значительно уменьшить риски.

Во-вторых, рекомендуется всегда давать пояснения при подаче уточненной налоговой декларации. Это необходимо для того, чтобы инспектор имел сведения о принятых обществом мерах по устранению каких-либо недочетов в компании.

В-третьих, желательно использовать безналичные расчеты для перечисления заработной платы, при этом важно отслеживать размер МРОТ.

И в-четвертых, при сдаче нулевой отчетности приветствуется справка банка в подтверждение факта отсутствия денежных средств на счете.

Налоговая проверка ООО в первые три года

Многие владельцы компаний уверены в том, что налоговая проверка ООО в первые три года после регистрации фирмы не проводятся. Однако, данное утверждение ошибочно.

Проводится ли налоговая проверка ООО в первые три года работы компании

Плановые проверки должны проводиться контролирующими органами максимум 1 раз в 3 года, согласно ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Но в то же время, согласно указаниям ст. 1 упомянутого закона, положения, регламентирующие проведение ревизий, не могут быть применены в отношении налогового контроля.

Основания, по которым предприятие может подвергнуться контролю со стороны различных структур, перечислены в тексте Приказа ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@:

  • Налоговая инспекция проводит проверки с целью осуществления анализа финансово-экономических показателей компаний.
  • Суммы платежей и их динамику изучают государственные аналитики.
  • Изучению подлежат также показатели бухгалтерского учета – главной задачей контролирующего органа становится выявление существенных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от предшествующего (или от среднестатистических показателей подобных компаний).

После проведения указанных выше процедур в ходе выездных проверок обнаруживаются предприятия, у которых снижаются суммы бюджетных начислений. Анализируются показатели, соответствующие каждому виду налоговых платежей. Случается так, что удается также выявить противоречия между информацией, полученной во время проведения проверки, и сведениями, которыми ранее располагали ревизоры.

Выездная налоговая проверка ООО в первые три года

Если какая-либо компания была выбрана контролирующими органами для проведения выездной проверки, сразу решается вопрос о наличии достаточных оснований для проведения проверок также у контрагентов данной компании и аффилированных лиц. В план ближайших выездных проверок в приоритетном порядке включаются фирмы, подозреваемые (на основании полученной информации) ревизорами в участии в схемах, направленных на минимизацию налоговых обязательств или на уход от уплаты налогов в принципе. Также в план проверок попадают предприятия, чья финансово-хозяйственная деятельность была проанализирована контролирующими органами ранее, в результате чего были получены подтверждения наличия правонарушений с их стороны.

Важно! Ни в одной статье НК РФ не содержится ограничений по поводу срока функционирования предприятия при назначении выездной проверки. Это означает, что мнение об отсутствии проверок в течение первых 3 лет работы компании является ошибочным.

Действительно, предприятия редко подвергаются проверкам в первые 3 года своего существования, поскольку шансов у контролирующих органов обнаружить нарушения тем меньше, чем короче срок осуществления хозяйственной деятельности. А потому выделять ресурсы на проведение проверок молодых фирм нецелесообразно, если на то не имеется весомых оснований.

Читать еще:  Норма отходов кабеля при монтаже

Несмотря на то, что главной задачей проведения ревизий является доначисление налогов, могут быть и иные основания для организации контрольных мероприятий. Например, выездная проверка будет организована, если:

  • В налоговую службу поступил запрос из Министерства внутренних дел на проведение совместной проверки по причине обнаружения факта сокрытия доходов или «ухода» от уплаты налогов и сборов в бюджет (подобные инициативы от МВД наблюдаются в случае, если ранее были проведены оперативно-розыскные мероприятия, или в ведомство поступила жалоба).
  • ООО было реорганизовано либо ликвидировано.
  • Налоговая служба получила от компании заявление о возмещении крупной суммы налога на добавленную стоимость из бюджета.
  • ФНС РФ обнаружила недостоверные сведения в поданной компанией декларации.
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Налоговая проверка ООО в первые три года по результатам камеральной проверки

Выездная проверка может быть организована налоговой службой в первые 3 года работы компании, если уже были получены результаты проведенной ранее камеральной проверки – ФНС РФ разработала систему отбора компаний для проведения выездных проверок. Например, установлено, что обоснованный выбор фирмы для проведения контрольных мероприятий совершать не получится, пока не будет осуществлен полный всесторонний анализ всех сведений, полученных ИФНС из внешних и внутренних источников:

  • Сведения из внешних источников – это общедоступная информация, а также сведения, полученные налоговой службой на основании соглашений по обмену данными с правоохранительными и контролирующими органами и органами местного самоуправления (государственной власти), в соответствии с российским законодательством.
  • Информация из внутренних источников – это сведения о предприятиях, которые были получены сотрудниками ИФНС самостоятельно.

Какова вероятность того, что будет проведена налоговая проверка ООО в первые три года

Обществам с ограниченной ответственностью действительно обещают, что на протяжении первых 3 лет с даты постановки на учет в налоговых органах их не будут беспокоить контролирующие органы. Однако, существует достаточно много признаков, при соответствии которым фирма незамедлительно привлечет внимание ИФНС и станет объектом выездной проверки, даже несмотря на свою «юность». Давайте разберемся, в каких случаях вряд ли удастся избежать проверки в первые 3 года существования компании:

  1. Компания не предоставляет пояснений на уведомления налоговой инспекции.
  2. Фирма не предоставляет ИФНС заправшиваемых документов.
  3. Уровень рентабельности значительно отклоняется по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности.
  4. Финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском.
  5. Компания неоднократно снималась с учета в одной налоговой службе и регистрировалась в другой (меняла местонахождения).
  6. Не раз наблюдалось приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные режимы налогообложения.
  7. Организация ведет финансово-хозяйственную деятельность на основании подписанных с контрагентами-перекупщиками (либо посредниками) договоров, тогда как для этого не имеется обоснованных деловых или экономических целей.
  8. ИП отражает в декларациях сумму дохода, полученного за календарный год, которая максимально приближена к размеру затрат.
  9. Налоговая нагрузка фирмы оказывается ниже среднего показателя по хозяйствующим субъектам в конкретной области или разновидности экономической деятельности.
  10. Компания выплачивает работникам зарплату, которая оказывается ниже среднего уровня в данном субъекте.
  11. Наблюдается опережающий темп роста затрат над доходами от продажи товаров, реализации работ и услуг.
  12. Фирма в течение нескольких периодов отражает в бухгалтерской отчетности убытки.
  13. Компания отражает в декларациях существенные суммы налоговых вычетов.

Как сделать так, чтобы налоговая проверка ООО в первые три года не проводилась

Полностью обезопасить компанию от проведения налоговой проверки невозможно, тем более, что часто контрольные меры налоговой службы осуществляют незаконно. Но можно принять ряд мер, которые максимально обезопасят бизнес:

  • Необходимо изучить критерии, основываясь на которых налоговая инспекция назначает выездные проверки.
  • Следует каждый раз давать пояснения, если фирма подает уточненную декларацию.
  • Руководство должно следить за изменениями минимального размера оплаты труда (МРОТ) – федерального и регионального, чтобы зарплата сотрудников не оказывалась ниже среднего уровня по субъекту РФ.
  • Зарплату лучше выплачивать на карты, безналичным способом.
  • Если фирма подает нулевую отчетность, желательно прикладывать справку из банковского учреждения, свидетельствующую об отсутствии денег на счетах компании.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Типичные ошибки

Ошибка: Руководство компании, зарегистрированной менее 3 лет назад, полагает, что можно оспорить количество ревизий.

Комментарий: Оспорить получится только количество планируемых проверок налоговой службы, но о внеплановых ревизиях руководство фирмы не будет знать, а потому времени на сопротивление и оспаривание законности действий ИФНС не будет. В том случае, если проверки удастся избежать, это привлечет еще больше внимания налоговой инспекции и вызовет подозрение, поэтому очередная проверка будет запланирована вновь, и очень скоро.

Ошибка: Молодая фирма часто подает уточненные декларации, не давая никаких пояснений налоговой службе.

Комментарий: В случае подачи уточненной декларации, следует в обязательном порядке давать пояснения, чтобы инспектор обладал информацией о том, что ООО принимает какие-то меры по устранению недочетов на фирме. Иначе неизбежна выездная налоговая проверка.

Ответы на распространенные вопросы о том, как проводится налоговая проверка ООО в первые три года

Вопрос №1: Привлечет ли внимание налоговой инспекции неоднократное снятие молодой компании с налогового учета с последующей постановкой ее на учет в другом отделении ФНС?

Ответ: Да, в отношении фирм, которые несколько раз меняли место своего нахождения, часто проводятся контрольные мероприятия, даже в течение первых 3 лет существования такого предприятия.

Вопрос №2: Бухгалтер молодой фирмы сообщил руководству о том, что наблюдается значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере коммерческой деятельности. Станет ли это поводом для проведения налоговой проверки?

Ответ: Да, существенное отклонение уровня рентабельности от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности привлекает внимание налоговой инспекции, в результате чего назначаются контрольные мероприятия.

Имеет ли право налоговая проверять ИП, которому еще не 3-х лет?

по фз 294 — да первая плановая проверка через 3 года после открытия предприятия. Вне плановые проверки- возможны раньше в случае жалоб на Вас.

Здравствуйте, по существу заданного Вами вопроса могу пояснить, что согласно части первой статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
В дополнение: Обычно плановая проверка ИП наступает через 3 года с момента регистрации. Но могут провести камеральную проверку, например, если была допущена ошибка в отчете. Можно просто “не очень удачно” попасть под выборочную проверку. А могут устроить проверку по научению “доброжелателей-ленинцев-троцкистов”.

Надеюсь я вам помог.Удачи Вам

Уважаемый Аноним. В соответствии со п.8 ст.9 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Значит камеральная проверка вашей деятельности до истечения трёх лет проведена быть не может. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок согласовывается с прокуратурой. Не понятно, каким образом она согласовала проведение камеральной проверки вашей деятельности. Возможно не вникла в суть вопроса. Обратитесь за разъяснением, покажите дату регистрации и потребуйте отмены проверки. Камеральная проверка – это проверка, не связанная с жалобой на вас, поэтому проводить внеплановую проверку оснований также нет. Удачи. Мой ответ – ваш отзыв.

Читать еще:  Агентский договор на перевозку грузов автотранспортом

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” не применяется (п.3.1. данного ФЗ) при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

4) налоговый контроль;

Таким образом, правила проведения налоговых проверок регулируются не указанным Законом, а положениями гл. 14 части первой НК РФ.

Стаатьей 87 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком – контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с “главой 3.4” НК РФ, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Провести камеральную проверку алоговые органы могут в любое время, не зависимо от срока регистрации ИП.

Налоговая проверка больше чем за три года

Налоговая проверка больше чем за три года

Закон в ряде случаев допускает возможность проведения проверок и привлечение к ответственности за нарушение законодательства, даже если период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, превышает три календарных года.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные проверки.

Пунктом 1 ст. 88 НК РФ указано, что в рамках камеральной проверки контролю подлежит период, указанный в поданной налогоплательщиком декларации и документах, представленных налогоплательщиком.

Период, подлежащий контролю в рамках выездной проверки, установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Он не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть те самые «иные» случаи, при наступлении которых налоговые органы вправе проконтролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за периоды, превышающие установленные три года с момента вынесения решения о проведении выездной проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки ООО «Икс» вынесено 29.12.2012. Налогоплательщик получил данное решение 11.01.2013. Какие могут быть установлены пределы периода, подлежащего контролю со стороны налогового органа в рамках данной выездной налоговой проверки? Согласно буквальному толкованию п. 4 ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика ООО «Икс» за период начиная с 01 января 2009 года.

Обращаем внимание, что тот факт, что решение о проведении проверки получено налогоплательщиком не в том году, в котором оно вынесено, а в следующем, никак не влияет на подлежащий проверке предельный трехлетний давностный период.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Также следует учесть разъяснения Пленума ВАС РФ (абз. 2 п. 27 постановления от 28.02.2001 № 5), согласно которым норма п. 4 ст. 89 НК РФ устанавливает лишь давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Исключение из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой, предусмотренное ст. 89 НК РФ, содержится в абз. 3 п. 4 указанной статьи и является случаем представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Данное исключение освобождает контролирующий орган от предельной трехлетней давности проверяемого периода и предоставляет право провести выездную проверку за сколь угодно давний период, за который представлена уточненная декларация.

Надо отметить, что формулировка рассматриваемой нормы -«в рамках соответствующей выездной налоговой проверки» – допускает определенные варианты поведения налогоплательщика и позволяет компании попытаться ограничить возможность расширения границ проверяемого периода. Так, из буквального толкования следует, что исключение может быть применено только в случае, если «уточненка» была подана непосредственно во время проведения выездной налоговой проверки.

Сами налоговики, согласно разъяснениям ФНС России, представленным в письме от 29.05.2012 № АС-4-2/8792, считают, что момент представления уточненной декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет, и выездная проверка может быть проведена за указанный в «уточненке» период, превышающий три года с момента вынесения решения о проведении проверки, если только соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой. Вместе с тем имеется судебная практика, когда суды нескольких инстанций приняли сторону налогоплательщика.

Пример из практики:

«24.08.2009 руководителем Инспекции было принято решение № 58/28 о проведении выездной налоговой проверки ООО МСП «РОССБАН» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех видов уплачиваемых им налогов и сборов, а также страховых взносов на ОПС – за период с 01 января по 31 декабря 2008 года.

Уточненная № 3 налоговая декларация по налогу на прибыль за I квартал 2005 года была представлена обществом в Инспекцию 12.03.2008, то есть за три месяца до начала выездной налоговой проверки 2005-2007 годов, назначенной решением от 25.06.2008 № 31. При этом решение № 58/28 (с изменениями и дополнениями) не содержит указания на проведение выездной налоговой проверки в отношении налогового периода 2005 года, в том числе за I квартал 2005 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная уточненная декларация подлежала исследованию и оценке при проведении камеральной налоговой проверки декларации либо при проведении выездной проверки того периода, к которому она относится (2005 год), и как следствие об отсутствии у налогового органа правовых оснований для проверки I квартала 2005 года в рамках проверки за период с 01 января по 31 декабря 2008 года» (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 № А21-8116/2010).

Другим «исключительным случаем», указанным в ст. 89 НК РФ, является представление налогоплательщиком уточненной декларации, в которой сумма налога корректируется в сторону уменьшения (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению налоговые органы вправе провести повторную выездную налоговую проверку, в которой может быть охвачен указанный в «уточненке» период, превышающий пределы трехлетнего давностного срока.

Также под исключение из общего правила подпадают резиденты, исключенные из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Особенности проведения выездных налоговых проверок в отношении них определяются ст. 288.1 и 385.1 НК РФ (п. 16.1 ст. 89 НК РФ).

Ограничение тремя годами при проведении проверок не распространяется также на налогоплательщиков и плательщиков сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная особенность прямо закреплена ст. 346.42 НК РФ, в которой указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.

Читать еще:  Как сделать столешницу из керамогранита

Таким образом, можно выделить следующие случаи, когда налоговые органы вправе проверять периоды, превышающие три года:

№ п/п Исключения Основания
1 Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Абзац 3 п. 4 ст. 89 НК РФ
2 Повторная выездная проверка в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Подпункт 2 п. 10 ст. 89 НК РФ
3 Проведение выездной проверки резидента, исключенного из реестра Особой экономической зоны в Калининградской области, в части налога на прибыль и налога на имущества организаций, при условии, что решение о назначении такой проверки вынесено не позднее трех месяцев с момента уплаты резидентом соответствующего налога. Пункт 16.1 ст. 89 НК РФ
4 Проведение выездной проверки налогоплательщика, который применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции. Пункт 1 ст. 346.42 НК РФ

Проверка ИП, которые уже прекратили свою деятельность

В связи с увеличением с января 2013 года размера отчислений в Пенсионный фонд в два раза многие индивидуальные предприниматели решили прекратить деятельность. Они считают, что если получили свидетельства о прекращении, снятии с учета в ИФНС и выписку из ИГРИП, то контролирующие органы больше никогда не побеспокоят их на предмет правильности и своевременности уплаты налогов (сборов) за период их деятельности в качестве ИП. Однако это не так. Несмотря на то что физическое лицо больше не имеет статуса индивидуального предпринимателя, оно продолжает оставаться налогоплательщиком и его обязанность по уплате налогов и сборов при оставлении индивидуальной предпринимательской деятельности не прекращается.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается:

  • с уплатой налога и(или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и(или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • со смертью физического лица – налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;уточненке
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видно, данная норма не предусматривает факт окончания индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога (сбора).

Более того, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Прекращение предпринимательской деятельности не освобождает бывшего предпринимателя от этой обязанности.

  • Налогоплательщик вправе провести с налоговым органом сверку расчетов и за период, который превышает три года.
  • Утрата статуса предпринимателя не означает, что налоговые органы больше никогда не смогут проверить правильность начисления налогов за период ведения предпринимательской деятельности бывшим индивидуальным предпринимателем.
  • Инспекция вправе провести выездную проверку за период, который ранее не проверялся и за который подана «уточненка», даже если минуло более трех лет. Поэтому, подавая «уточненку», необходимо просчитывать сроки.
  • На практике не всех проверяют с одинаковой регулярностью: кого-то ежегодно, а кого-то раз в несколько лет. И все-таки налоговики стараются не допускать «мертвых зон», то есть таких ситуаций, когда фирма не проверялась больше трех лет и появились периоды, которые налоговики проверить уже не вправе. Поэтому если вас не проверяли более трех лдет – ждите выездную проверку.

Тема: Первые 3 года не проверяют

Опции темы
Поиск по теме

Первые 3 года не проверяют

Подскажите, пожалуйста, в каком документе черным по белому написано, что в течении первых трех лет налоговая не приходит с проверками.

Вот это да. Откуда же у руководителей такая уверенность, что первые 3 года не проверяют? Может для организаций, зарегистрированных в реестре субъектов малого предпринимательства есть что-нибудь подобное? Что же это миф? И проверить могут даже за первый год работы?

Так у них и спросите.

Могут и в первый месяц. Если интерес будет.

Последний раз редактировалось mvf; 24.06.2011 в 09:25 . Причина: Трмз.

Они меня спрашивают

Если речь идет о выездной проверке, то по практике так сложилось, что нецелесообразно видимо налоговой проверять менее трех лет

Меньше всего проверки зависят от количества годов.

Я с вами согласен, но практика показывает, что даже начальники налоговой более менее знакомые говорят: “А что же вы дольше трех лет то работайте после регистрации, надо было слиться в конце третьего. ” Слышал собственными ушами

Ну это только на разговорах, на практике могут проверить через месяц после начало деятельности, другой вопрос смысл Вас проверять, когда вы так мало работаете.
А так на нашу компанию пришла выездная проверка после 1 года и 11 месяцев после регистрации, но это было связано (как опять же налорг поясняет) с возмещением по ндс. В общем если уже есть, что проверять могут придти в любой момент. Документа, конечно, никакого не существует, но мне думается, что в первый год очень маловероятно выездная (камеральная запросто), а там как пойдет

Последний раз редактировалось Шумский; 24.06.2011 в 10:25 .

миф этот возник из-за того, что РАНЬШЕ было положено каждые 3 года фирму проверять. потом отменили, а миф остался

В первый год работы конечно не будет выездной, они же должны проверять года, предшествующие году проверки

Точно подметили

И это тоже миф. Не было такого и раньше. И срок был не три года. Просто были были другие критерии проведения ВНП.

Зато есть документ, позволяющий оценивать риски. Так что ни о чем. Могут и в первый год.
А уж если есть льготы по тому же НДС, то камералка будет практически без вариантов.


Ой ли?
Налоговый период по НДС квартал, так что могут и после первого же отчета пожаловать., если “попадетесь” на рискованных операциях.

Читали знаем

Да я и не отрицал, что могут и в первый год и после первого квартала, я только сказал о мало вероятности.

Зато есть документ, позволяющий оценивать риски. Так что ни о чем. Могут и в первый год.
А уж если есть льготы по тому же НДС, то камералка будет практически без вариантов.


Ой ли?
Налоговый период по НДС квартал, так что могут и после первого же отчета пожаловать., если “попадетесь” на рискованных операциях.

Приведите пожалуйста выдержку из НК где написано, что НДС за 1 кв 2011 года можно проверять допустим 20.06.2011 (дата вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки)

Проверка нет а вот пояснения. со всеми вытекающими.

Вот нам наложка письмо прислала аж 09.06.11 с просьбой предоставить пояснения почему это у нас удельный вес по ндс выше среднего по области за первый квартал 2011, ну и как водится книжки и сч. фактуры тоже принесите покажите, а фирме в июле только год будет! Тресут они сейчас всех как грушу.

а давайте лучше Вы приведете выдержку из НК, где написано что нельзя

Конечно, можно, не путайте выездную и камеральную проверку.

Господа, конструктивный диалог будет или нет?
Вообще не могу конечно на сто процентов утверждать, но автор темы я считаю имел ввиду именно выездные проверки.
Статья 89 НК РФ
.
4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Где в этой статье говориться, что можно проводить выездные проверки НДСа за 1 кв 2011 года, при условии что решение о проведении выездной налоговой проверки вынесено например 22.06.2011.

Последний раз редактировалось vayyy; 24.06.2011 в 23:20 .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector