Один путевой лист на несколько дней
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Один путевой лист на несколько дней

1. Сколько путевых листов нужно оформить в длительных командировках в тех случаях, когда сотрудник использует автомобиль и ездит в командировке на нем: должен быть один путевой лист или несколько на каждый день, оформленные на месте командирования диспетчером? 2. Сколько путевых листов должно быть при пересадке водителей с одной машины на другую, притом что за один рабочий день водители несколько раз могут меняться машинами?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Путевой лист (один) должен составляться на период командировки до начала выполнения рейса.
2. На наш взгляд, более правильным будет оформить на каждого из водителей, использующих один автомобиль, отдельный путевой лист.

Обоснование позиции:
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, далее – УАТ).
В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист.
Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 УАТ, а также п. 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее соответственно – Порядок и Приказ N 152)*(1).
Путевой лист (или иной самостоятельно разработанный документ) следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом для перевозок (п. 9 Порядка).
Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее – Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019.
В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист.
По новым правилам путевой лист должен быть составлен:
– до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня, или
– до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Ранее п. 10 Порядка звучал так: “Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца”.

К сведению:
Официальных разъяснений по ситуации с 01.03.2019 пока нет, судебная практика по объективным причинам не сформировалась. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение. На информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ” в январе, апреле 2018 г. доводилась информация, что консультирование граждан по вопросам заполнения путевых листов не входит в компетенцию Роструда, по данному вопросу следует обратиться в Минтранс России. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (письмо от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855).
Исходя из формулировок Приказа N 467 и с учетом ранее данных Минтрансом России разъяснений полагаем, что путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного дня. Поэтому в отношении первого из указанных в обращении случаев считаем, что путевой лист должен составляться на период командировки до начала выполнения рейса, т.к. водитель не имеет возможность возвращаться к месту постоянной стоянки (смотрите также Энциклопедию решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта). В этом случае сведения о сроке действия путевого листа включают даты (число, месяц, год) начала и окончания командировки (п. 4 Порядка). На допустимость этого косвенно указывает вывод в постановлении ВС РФ от 05.10.2012 N 46-АД12-18.
В силу прямой нормы п. 11 Порядка, если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя (смотрите также Вопрос: В длительной поездке автомобиль посменно используется двумя водителями. Нужно ли в данном случае выписывать отдельный путевой лист на каждого водителя, или в одном путевом листе делать записи о двух водителях? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2010 г.)).
Это правило развито в п. 15 Порядка: в случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя транспортного средства дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку – в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.
При этом, как мы поняли, в рассматриваемом случае водители не используют автомобиль “посменно”, а речь идет о том, что транспортное средство может управляться разными водителями на протяжении одного рабочего дня.
Нами не обнаружено комментариев, в которых бы уполномоченный орган разъяснял, как быть в этом случае. Поэтому формально и в этом случае (чтобы соблюсти требования законодательства и избежать привлечения к ответственности) целесообразно оформить путевые листы на каждого из водителей, которые будут управлять ТС (с учетом того, что сведения о транспортном средстве и водителе являются обязательными реквизитами путевого листа и Порядок не предполагает их указания не в единственном числе).
Включение нескольких водителей в один путевой лист может обусловить привлечение к административной ответственности (решение АС Саратовской области от 27.01.2017 N А57-32494/2016, решение АС Астраханской области от 07.04.2016 N А06-2023/2016 и решение АС Ростовской области от 04.07.2013 N А53-10835/2013). В постановлениях Пятого ААС от 21.08.2018 N 05АП-5392/18, от 16.02.2017 N 05АП-7505/16 также отмечено, что путевые листы не содержат все обязательные реквизиты, установленные разделом 2 Приказа N 152, так как ООО на нескольких водителей заполнялся один путевой лист, не во всех путевых листах указаны Ф.И.О. медицинских работников, проводивших предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей.
В то же время, с позиции судов, организации, не занятые в осуществлении перевозок, путевые листы (или самостоятельно разработанные на их основе формы) могут оформлять с отклонением от Порядка (решение АС Костромской области от 18.01.2008 N А31-4855/2007). Такой способ заполнения – указание нескольких водителей в одном путевом листе – не влечет непризнания произведенных расходов (решение АС Калининградской области от 30.10.2017 N А21-3696/2017), если иными документами будет подтвержден тот факт, что автомобиль эксплуатировался (как минимум выезжал с места стоянки) и потреблял топливо, маршрут следования (лучше с отметками организаций-контрагентов) докажет использование автомобиля не в личных целях сотрудников.
С учетом этого, на наш взгляд, правильным будет оформить на каждого из водителей, использующих один автомобиль, отдельный путевой лист. Перечисление нескольких лиц в реквизите “сведения о водителе” несет определенные риски (в частности, в случае ДТП или при взаимодействии с надзорными службами), но, как полагаем, также допустимо при условии утверждения организацией формы путевого листа, позволяющей указывать более одного водителя.
Но, поскольку в данном случае водители пересаживаются с машины на машину, будет складываться ситуация, что один и тот же водитель в один день будет указан в нескольких путевых листах, как одновременно работающий на двух маршрутах. Например, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 05.10.2016 N Ф04-4555/16 такие обстоятельства были упомянуты в связи со спором по поводу обязанности ИП применять УСН (имело значение количество автомашин, используемых ИП).
Как мы полагаем, указание одного водителя в нескольких листах в течение одного дня потребует также отражения в путевом листе на каждого водителя данных медосмотра, поскольку это также обязательный реквизит путевого листа (пп. 2 п. 7 Порядка, п. 16 Порядка). Как представляется, оформить данные по медосмотру по аналогии с п. 15 Порядка не получится, поскольку медосмотру подлежит конкретный водитель, а показания одометра указываются по автомобилю. Поэтому данные медосмотра как обязательный реквизит будут либо повторены в путевом листе на вторую автомашину, или же водителю придется пройти медосмотр повторно (последнее, на наш взгляд, будет избыточным с учетом разъяснений Роструда, приведенных в рекомендованных к прочтению материалах).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Путевой лист (для госсектора);
– Примерная форма путевого листа легкового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (применяется с 1 марта 2019 г.) (подготовлено экспертами компании “Гарант”);
– Вопрос: Согласно ст. 213 Трудового Кодекса РФ, а также ст.ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” работодатель обязан обеспечить проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей, с отметкой медицинского работника в путевой листе. В законодательстве указано – “предрейсовые”. Как быть, если рейс у водителя длится несколько дней? В этом случае ставится одна отметка врача (в день выезда), или каждый день необходимо где-то отмечаться на пути следования? (информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, сентябрь 2017 г.)
– Вопрос: Наша организация находится в Туле. Планируем отправить одного из наших водителей на несколько недель в командировку в Москву. Перед выездом в командировку работник пройдет предрейсовый осмотр. Как быть с днями в командировке в Москве? Должен ли наш работник, находясь в командировке, проходить предрейсовый осмотр ежедневно? (информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, октябрь 2017 г.)

Читать еще:  Обрешетка из профиля под профнастил

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

12 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Согласно ч. 1 ст. 1 УАТ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ; при этом под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ). Тем не менее судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов и считает, что нормы УАТ РФ и Порядка распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите материал).

Надо ли оформлять отдельный путевой лист на каждый день: позиция Минтранса

Путевой лист можно оформить на любой срок (к примеру, на месяц), независимо от количества рейсов. Главное — указать показания одометра для каждого рейса, дату и время выезда/заезда транспортного средства на парковку и другие обязательные реквизиты. Такой вывод следует из письма Минтранса от 04.04.19 № Д3-514-ПГ. В этом же письме разъяснено, можно ли оформлять один путевой лист в случае, если на одном транспортном средстве работают несколько водителей.

Срок действия путевого листа

Напомним, что порядок заполнения путевых листов регулируется приказом Минтранса РФ от 18.09.08 № 152. Ранее, до 1 марта 2019 года, путевой лист можно было оформлять на один день или на срок, не превышающий месяц. В новой редакции приказа упоминание срока в 1 месяц исключено. То есть срок действия путевого листа не регламентирован. При этом оговорено, что путевой лист нужно оформлять так:

  • до начала выполнения рейса, если длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня);
  • до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает один или несколько рейсов (см. «С 1 марта изменятся правила заполнения путевых листов»).

Таким образом, новые правила обязывают оформлять путевой лист на рабочий день либо на время выполнения рейса (если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня).

Заполнить путевой лист в сервисе «Путевые листы и ГСМ»

В то же время пункт 4 приказа Минтранса России № 152 остался неизменным. В нем сказано, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Исходя из этого, в Минтрансе приходят к следующему выводу. Оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

  • показания одометра при выезде ТС с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя;
  • дата и время выезда ТС с парковки и его заезда на парковку;
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра.

Также авторы письма добавили: оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеперечисленных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

Комментарий юриста

Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»:

Разъяснения Минтранса направлены на устранение неясности, образовавшейся в результате неаккуратных действий самого ведомства при внесении изменений в Порядок заполнения путевых листов. Фактически авторы письма подтвердили, что несмотря на исключение прямой нормы, позволявшей оформлять «длительные» путевые листы, такая возможность сохраняется в силу общих положений Порядка о том, что путевой лист может использоваться на протяжении нескольких дней. А значит, компании по-прежнему могут оформлять один путевой лист на месяц (или даже на бо́льший срок), но при этом нужно следить, чтобы каждая поездка (рейс) в таком путевом листе фиксировалась отдельно, в т. ч. проставлялись отметки о прохождении медицинских и технических осмотров по каждому выезду. А если в поездках задействовано несколько водителей, то соответствующие отметки должны проставляться таким образом, чтобы было понятно к какому именно шоферу они относятся. Для этих целей, как указали в Минтрансе, допустимо модифицировать форму путевого листа (конечно, с сохранением обязательных реквизитов).

Напомним, что обязательными реквизитами путевого листа являются:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Один путевой лист на нескольких водителей

В этом же письме разъяснено, один путевой лист может быть оформлен на нескольких водителей. В таком случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю ТС. Проще говоря, в путевом листе должны стоять отметки о прохождении медосмотра каждым водителем.

Путевой лист на каждый день можно не оформлять?!

Ну, собственно говоря, да. По крайней мере, такой вывод следует из письма Минтранса РФ от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ, как бы перечеркивающего все предыдущие туманные разъяснения и расставляющего точки над «I».

Своими приказами и разъяснениями по части трансформации правил оформления путевых листов, а точнее, размытостью некоторых формулировок, Минтранс породил изрядную неразбериху. Кто-то сделал для себя вывод, что с 1 марта 2019 года путевой лист нужно оформлять на каждую поездку, независимо от рода деятельности компании и прочих обстоятельств. Кто-то – что эти нормы обязательны только для компаний, оказывающих услуги по грузоперевозке. Наконец чиновники внесли ясность и их разъяснения порадуют большинство бухгалтеров.

Напомним суть проблемы. Согласно пункту 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Порядок заполнения) путевой лист организации могут оформлять на любой срок, не превышающий месяца, за исключением профессиональных перевозчиков, которые выписывают его ежедневно. В новой редакции Порядка заполнения (утв. приказом Минтранса РФ от 21.12.2018 № 467), вступившей в силу с 1 марта 2019, упоминание срока в 1 месяц исключено.

По мнению чиновников Минфина России, путевые листы следует составлять с периодичностью, позволяющей судить об обоснованности расходов. Допустим, это можно делать раз в месяц, если учет отработанного времени и расхода ГСМ не пострадает (письма от 30.11.2012 № 03-03-07/51, от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129, от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327 и др). И эти разъяснения финансистов до сих пор актуальны. Что касается приказа Минтранса от 08.08.2018 № 296, вступившего в силу в декабре минувшего года и смутившего многие умы, то речь в нем шла конкретно о ежедневном проставлении отметки о предрейсовом медосмотре (причем именно в транспортных компаниях).

В то же время пункт 4 Порядка заполнения остался неизменным. В нем сказано, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Из письма Минтранса от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС можно было следующий вывод: путевой лист оформляется каждый раз до выезда авто в рейс с проставлением отметок о проведении мероприятий предрейсового контроля. Причем это относится к любой организации, эксплуатирующей ТС.

Однако в письме от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ чиновники «скорректировали» свою позицию, пояснив, что путевой лист можно оформить на любой срок (к примеру, на месяц), независимо от количества рейсов. Главное, проставлять в нем:

– показания одометра при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя;

– дату и время выезда автомобиля с парковки и его заезда на парковку;

– дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

– дату и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра.

Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеперечисленных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

Читать еще:  Какими нормами регулируются услуги по вывозу ТБО?

Разъяснения Минтранса направлены на устранение неясности, образовавшейся в результате неаккуратных действий самого ведомства при внесении изменений в Порядок заполнения путевых листов. Фактически авторы письма подтвердили, что, несмотря на исключение прямой нормы, позволявшей оформлять «длительные» путевые листы, такая возможность сохраняется в силу общих положений Порядка о том, что путевой лист может использоваться на протяжении нескольких дней. А значит, компании по-прежнему могут оформлять один путевой лист на месяц (или даже на бо́льший срок), но при этом нужно следить, чтобы каждая поездка (рейс) в таком путевом листе фиксировалась отдельно, в т. ч. проставлялись отметки о прохождении медицинских и технических осмотров по каждому выезду.

Неправильно истолкованные разъяснения Минтранса могут создать компаниям определенные трудности. Однако в целях налогообложения прибыли приоритетно мнение Минфина и ФНС, а оно не поменялось – настрой чиновников, в том числе и налоговиков (письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.11.2006 № 20-12/100253), лояльный. Кроме того, есть ряд судебных решений, из которых также следует: путевые листы надо составлять таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282, Северо-Западного округа от 11.02.2009 № А56-10236/2007, Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29 и др.).

Кстати, в этом же письме (а также в письме от 08.04.2019 года № Д3-531-ПГ) Минтранс разъяснил, что один путевой лист может быть оформлен на нескольких водителей. В таком случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Иными словами, в путевом листе должны стоять отметки о прохождении медосмотра каждым водителем.

Обязательными реквизитами путевого листа являются: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

Если в поездках задействовано несколько водителей, то соответствующие отметки должны проставляться таким образом, чтобы было понятно, к какому именно шоферу они относятся. Для этих целей, как указали в Минтрансе, допустимо модифицировать форму путевого листа (конечно, с сохранением обязательных реквизитов).

Один путевой лист на несколько дней

В данной статье мы рассмотрим правила оформления путевых листов, а также ответим на вопрос — можно ли составлять один лист на несколько дней.

Законодательное регулирование вопроса

Законодательное регулирование вопроса осуществляется следующими нормативными документами:

Путевой лист — обязательно ли оформлять

Статья шестая Федерального закона от 8 ноября 2007 года с номером 259 вводит обязанность для перевозок грузов или пассажиров транспортным средством оформлять ПЛ. В данном законодательном акте перечислены транспортные средства, которые обязаны иметь ПЛ при перевозке:

  • Автобусы;
  • Троллейбусы;
  • Трамваи;
  • Легковые и грузовые автомобили.

Важно! ПЛ нужно оформлять всем перевозчикам грузов и пассажиров.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Самостоятельная разработка формы

Форму ПЛ можно использовать как унифицированную, так и разработать свой собственный документ. Это могут сделать все предприниматели и компании, осуществляющие перевозку. Для разработки собственного документа нужно соблюсти все обязательные реквизиты ПЛ, которые введены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года с номером 152:

  • Название и порядковый номер;
  • Информация о владельце транспортного средства (далее по тексту — ТС). Если владельцем является предприниматель, то эти сведения включают в себя его фамилию, имя и отчество, ОГРНИП, адрес по прописке, ИНН. Если же ТС принадлежит юридическому лицу, то эти сведения включают в себя название, ИНН, юридический адрес и ОГРНЮЛ;
  • Информация о сроке действия ПЛ. Это может быть либо дата, в течение которой ПЛ используется, либо интервал дат, если ПЛ выписан более чем на один день;
  • Информация о водителе. Это — фамилия, имя и отчество, а также время проведения предрейсового осмотра;
  • Информация о ТС. Сюда включаются помимо сведений о самом автомобиле (марка, модель, тип, год выпуска и регистрационный знак), сведения о дате и времени выезда и заезда со стоянки/на стоянку.

Важно! Законом разрешено вводить дополнительные реквизиты в ПЛ, который разработан компанией или ИП самостоятельно.

Разработанная форма ПЛ должна вводиться в действие приказом руководителя компании или индивидуального предпринимателя.

Некоторые особенности оформления ПЛ

Есть несколько важных особенностей оформления ПЛ, о которых должны знать лица, оформляющие данный документ:

  • Срок хранения ПЛ равен пяти годам;
  • Все ПЛ при их оформлении должны быть вписаны в журнал регистрации ПЛ;
  • Показания одометра, дата и время выезда должны вписываться в ПЛ уполномоченными лицами организации или ИП. Если предприниматель выполняет функции водителя, то эти сведения вписываются им самостоятельно;
  • ПЛ может быть выдан как на один день, так и на более длительный срок но не больше одного месяца.

Важно! Путевой лист может быть выписан сроком на несколько дней, но не больше месяца.

Форма для автотранспортных организаций

Не все компании могут разработать свою форму ПЛ. Для автотранспортных организаций есть установленная Постановлением Госкомстата с номером 78 от 28 ноября 1998 года форма. Обязанность ее применения для автотранспортных компаний подтверждена Письмом Министерства финансов РФ департамента налоговой политики от 7 апреля 2006 года с номером 03-0-04-1-327. Также в Постановлении Госкомстата с номером 78 от 28 ноября 1998 года указано на обязанность оформления ПЛ на один день.

Важно! Автотранспортные организации и ИП могут оформлять ПЛ только по унифицированной форме и сроком только на один день.

Один путевой лист на несколько дней

Согласно Письму Министерства финансов РФ департамента налоговой политики от 16 марта 2006 года с номером 03-03-04-2-77 один путевой лист на несколько дней может быть оформлен любыми хозяйствующими субъектами, которые самостоятельно разработали форму ПЛ и утвердили ее приказом руководителя. Главное условие для оформления ПЛ сроком более одного дня является то, что организация или индивидуальный предприниматель, оформляющий ПЛ, не должны являться автотранспортным предприятием.

Выводы

Автотранспортные хозяйствующие субъекты обязаны оформлять ПЛ только по унифицированной форме и сроком не более чем на один день. А вот для всех остальных компаний и ИП такого правила нет. Они могут самостоятельно разработать форму, которая будет включать все обязательные реквизиты и составлять ПЛ на срок до одного месяца.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Можно ли использовать автомобиль директора для целей деятельности компании?

Ответ: Автомобиль директора может быть использован для целей деятельности фирмы. Но есть два варианта такого использования: либо автомобиль должен быть арендован у директора (в таком случае директору нужно выплачивать арендную плату, с которой нужно удерживать и перечислять налог на доходы физических лиц), либо нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с директором и выплачивать компенсацию за использование личного автотранспорта в целях деятельности компании.

Вопрос: Можно ли выписывать один ПЛ на несколько водителей?

Ответ: При использовании одного и того же автотранспорта несколькими водителями необходимо оформить ПЛ на каждого из них.

Один путевой лист на несколько дней

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

1. Сколько путевых листов нужно оформить в длительных командировках в тех случаях, когда сотрудник использует автомобиль и ездит в командировке на нем: должен быть один путевой лист или несколько на каждый день, оформленные на месте командирования диспетчером?
2. Сколько путевых листов должно быть при пересадке водителей с одной машины на другую, притом что за один рабочий день водители несколько раз могут меняться машинами?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Путевой лист (один) должен составляться на период командировки до начала выполнения рейса.
2. На наш взгляд, более правильным будет оформить на каждого из водителей, использующих один автомобиль, отдельный путевой лист.

Обоснование позиции:
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, далее – УАТ).
В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист.
Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 УАТ, а также п. 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее соответственно – Порядок и Приказ N 152)*(1).
Путевой лист (или иной самостоятельно разработанный документ) следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом для перевозок (п. 9 Порядка).
Приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 (далее – Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2019.
В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист.
По новым правилам путевой лист должен быть составлен:
– до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня, или
– до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Ранее п. 10 Порядка звучал так: “Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца”.

Читать еще:  Можно ли купить машину на материнский капитал?

К сведению:
Официальных разъяснений по ситуации с 01.03.2019 пока нет, судебная практика по объективным причинам не сформировалась. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение. На информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ” в январе, апреле 2018 г. доводилась информация, что консультирование граждан по вопросам заполнения путевых листов не входит в компетенцию Роструда, по данному вопросу следует обратиться в Минтранс России. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (письмо от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855).
Исходя из формулировок Приказа N 467 и с учетом ранее данных Минтрансом России разъяснений полагаем, что путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного дня. Поэтому в отношении первого из указанных в обращении случаев считаем, что путевой лист должен составляться на период командировки до начала выполнения рейса, т.к. водитель не имеет возможность возвращаться к месту постоянной стоянки (смотрите также Энциклопедию решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта). В этом случае сведения о сроке действия путевого листа включают даты (число, месяц, год) начала и окончания командировки (п. 4 Порядка). На допустимость этого косвенно указывает вывод в постановлении ВС РФ от 05.10.2012 N 46-АД12-18.
В силу прямой нормы п. 11 Порядка, если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя (смотрите также Вопрос: В длительной поездке автомобиль посменно используется двумя водителями. Нужно ли в данном случае выписывать отдельный путевой лист на каждого водителя, или в одном путевом листе делать записи о двух водителях? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2010 г.)).
Это правило развито в п. 15 Порядка: в случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя транспортного средства дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку – в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.
При этом, как мы поняли, в рассматриваемом случае водители не используют автомобиль “посменно”, а речь идет о том, что транспортное средство может управляться разными водителями на протяжении одного рабочего дня.
Нами не обнаружено комментариев, в которых бы уполномоченный орган разъяснял, как быть в этом случае. Поэтому формально и в этом случае (чтобы соблюсти требования законодательства и избежать привлечения к ответственности) целесообразно оформить путевые листы на каждого из водителей, которые будут управлять ТС (с учетом того, что сведения о транспортном средстве и водителе являются обязательными реквизитами путевого листа и Порядок не предполагает их указания не в единственном числе).
Включение нескольких водителей в один путевой лист может обусловить привлечение к административной ответственности (решение АС Саратовской области от 27.01.2017 N А57-32494/2016, решение АС Астраханской области от 07.04.2016 N А06-2023/2016 и решение АС Ростовской области от 04.07.2013 N А53-10835/2013). В постановлениях Пятого ААС от 21.08.2018 N 05АП-5392/18, от 16.02.2017 N 05АП-7505/16 также отмечено, что путевые листы не содержат все обязательные реквизиты, установленные разделом 2 Приказа N 152, так как ООО на нескольких водителей заполнялся один путевой лист, не во всех путевых листах указаны Ф.И.О. медицинских работников, проводивших предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей.
В то же время, с позиции судов, организации, не занятые в осуществлении перевозок, путевые листы (или самостоятельно разработанные на их основе формы) могут оформлять с отклонением от Порядка (решение АС Костромской области от 18.01.2008 N А31-4855/2007). Такой способ заполнения – указание нескольких водителей в одном путевом листе – не влечет непризнания произведенных расходов (решение АС Калининградской области от 30.10.2017 N А21-3696/2017), если иными документами будет подтвержден тот факт, что автомобиль эксплуатировался (как минимум выезжал с места стоянки) и потреблял топливо, маршрут следования (лучше с отметками организаций-контрагентов) докажет использование автомобиля не в личных целях сотрудников.
С учетом этого, на наш взгляд, правильным будет оформить на каждого из водителей, использующих один автомобиль, отдельный путевой лист. Перечисление нескольких лиц в реквизите “сведения о водителе” несет определенные риски (в частности, в случае ДТП или при взаимодействии с надзорными службами), но, как полагаем, также допустимо при условии утверждения организацией формы путевого листа, позволяющей указывать более одного водителя.
Но, поскольку в данном случае водители пересаживаются с машины на машину, будет складываться ситуация, что один и тот же водитель в один день будет указан в нескольких путевых листах, как одновременно работающий на двух маршрутах. Например, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 05.10.2016 N Ф04-4555/16 такие обстоятельства были упомянуты в связи со спором по поводу обязанности ИП применять УСН (имело значение количество автомашин, используемых ИП).
Как мы полагаем, указание одного водителя в нескольких листах в течение одного дня потребует также отражения в путевом листе на каждого водителя данных медосмотра, поскольку это также обязательный реквизит путевого листа (пп. 2 п. 7 Порядка, п. 16 Порядка). Как представляется, оформить данные по медосмотру по аналогии с п. 15 Порядка не получится, поскольку медосмотру подлежит конкретный водитель, а показания одометра указываются по автомобилю. Поэтому данные медосмотра как обязательный реквизит будут либо повторены в путевом листе на вторую автомашину, или же водителю придется пройти медосмотр повторно (последнее, на наш взгляд, будет избыточным с учетом разъяснений Роструда, приведенных в рекомендованных к прочтению материалах).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Путевой лист (для госсектора);
– Примерная форма путевого листа легкового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (применяется с 1 марта 2019 г.) (подготовлено экспертами компании “Гарант”);
– Вопрос: Согласно ст. 213 Трудового Кодекса РФ, а также ст.ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” работодатель обязан обеспечить проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей, с отметкой медицинского работника в путевой листе. В законодательстве указано – “предрейсовые”. Как быть, если рейс у водителя длится несколько дней? В этом случае ставится одна отметка врача (в день выезда), или каждый день необходимо где-то отмечаться на пути следования? (информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, сентябрь 2017 г.)
– Вопрос: Наша организация находится в Туле. Планируем отправить одного из наших водителей на несколько недель в командировку в Москву. Перед выездом в командировку работник пройдет предрейсовый осмотр. Как быть с днями в командировке в Москве? Должен ли наш работник, находясь в командировке, проходить предрейсовый осмотр ежедневно? (информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, октябрь 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

12 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Согласно ч. 1 ст. 1 УАТ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ; при этом под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ). Тем не менее судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов и считает, что нормы УАТ РФ и Порядка распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите материал).

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector