Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Операции, подлежащие обязательному контролю

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Дата актуализации статьи — 13.06.2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Об операциях,
подлежащих обязательному контролю

Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 3 Федерального закона N 115-ФЗ

Федеральным законом N 115-ФЗ определен ряд операций (сделок), подлежащих изучению Росфинмониторингом на предмет их возможной связи с легализацией или финансированием терроризма.

После вступления в силу новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.2018 в перечень операций, подлежащих обязательному контролю (далее также — ОПОК), включены не только операции, перечисленные в статье 6, но и «операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица» (пункт 1 статьи 7.5).

Чтобы отнести операцию к числу ОПОК, следует установить наличие у нее особых признаков и условий ее совершения.

Во-первых, операция должна быть совершена клиентом субъекта ПОД/ФТ, либо в интересах такого клиента.

Во-вторых, сумма, на которую совершается ОПОК, как правило, должна быть равна или превышать некое пороговое значение либо равняться сумме в иностранной валюте, эквивалентной данному пороговому значению.

Для разных ОПОК установлены разные пороговые значения:

  • 100 000 руб.;
  • 600 000 руб.;
  • 3 000 000 руб.;
  • 10 000 000 руб.;
  • 50 000 000 руб.

Однако, есть и операции, подлежащие обязательному контролю вне зависимости от суммы.

В-третьих, признаком обязательного контроля может являться состав участников операции, их правоспособность, связь с государствами из «черного списка» и т.д.

Какие именно операции подлежат контролю со стороны субъекта ПОД/ФТ?

Надзорные органы придерживаются мнения, что контролю подлежат любые операции клиента, а не только совершаемые им в рамках взаимоотношений с субъектом ПОД/ФТ.

Поэтому перечень всех предусмотренных законодательством операций, подлежащих обязательному контролю, должен быть известен сотрудникам каждого субъекта ПОД/ФТ вне зависимости от сферы его деятельности.

Так, например, Росфинмониторинг указывал, что «статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ приведен исчерпывающий перечень операций, с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. В настоящее время Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным операциям, подлежащим обязательному контролю» (Информационное сообщение Росфинмониторинга от 17.05.2016 «О типовых ошибках при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, поднадзорными Федеральной службе по финансовому мониторингу»).

По мнению Росфинмониторинга, типовой ошибкой в ПВК по ПОД/ФТ является, указание в программе выявления операций не полного перечня операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ.

В качестве примера некорректного составления ПВК по ПОД/ФТ указано следующее:

В правилах внутреннего контроля указываются только профильные операции, подлежащие обязательному контролю. Организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества указала, что выявляет только операции с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое имущество, и подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

Банк России указывал, что «согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Данную норму следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, …» (пункт 1 Информационного письма от 6 марта 2006 г. N 9 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»).

В качестве иллюстрации данного подхода Банк России указал на необходимость представления кредитной организацией в уполномоченный орган сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, если кредитная организация является стороной по сделке либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.

ФСФР России в письме от 28.05.2013, отвечая на запрос НП «Национальная лига управляющих», указывала, что «Федеральный закон № 115-ФЗ не разделяет обязанность уведомления уполномоченного органа по операциям, подлежащим обязательному контролю, в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация. осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом».

Исходя из вышеизложенного, в ответе ФСФР России отмечено, что в ПВК по ПОД/ФТ «целесообразно включать все операции, определенные в статье 6 указанного закона».

Какие финансовые операции подлежат обязательному контролю по 115‑ФЗ

Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:

«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».

В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.

1.Операции с деньгами и другим имуществом

Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.

Операции с наличными

  • Снятие со счета юрлица и зачисление на него наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности
  • Покупка или продажа валюты физлицом
  • Обмен банкнот
  • Покупка ценных бумаг
  • Вложение в уставный капитал организации

Операции с участием компании, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом ФАТФ

Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Также контроль обязателен для операций, которые проводятся по счету в банке, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ФАТФ.

Операции по банковским счетам и вкладам

  • Открытие вклада в пользу третьих лиц
  • Поступления денежных средств из-за границы и переводы за рубеж, если на той стороне аноним
  • Деньги пришли или ушли со счета юридического лица, которое работает меньше трех месяцев или для которого это первая операция

Иные сделки с движимым имуществом

  • Помещение ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов в ломбард
  • Физлицо платит или получает деньги при страховании жизни или другом виде накопительного страхования
  • Получение или предоставление имущества по договору лизинга
  • Переводы денег через некредитные организации
  • Купля-продажа ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов
  • Плата за участие и выигрыш в лотерее, тотализаторе и других азартных играх
  • Предоставление и получение некредитными организациями беспроцентных займов
Читать еще:  Как соединить стропила между собой по длине?

2.Сделки с недвижимым имуществом

Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.

3.Операции с поступлениями от иностранных государств

Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.

4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК

Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.

5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа

Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.

6.Операции с эмитированных карт

Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.

В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.

В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.

Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ

Действующее у нас в стране законодательство устанавливает строгий контроль ряда финпроцессов, совершаемых компаниями, ИП и гражданами, имеющими статус самозанятых. Процесс регулирования регламентирует Федзакон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», принятый 07.08.2001.

Существует три категории финансовых процессов, которые контролируются данным законом. Каждая категории имеет свои особенности в связи с основными причинами, по которым необходимо контролировать эти операции. Такими особенностями становятся:

  • специфика условий;
  • установленная цена сделки;
  • наличие информации о принадлежности одной из сторон к числу террористических или экстремистских организаций.

Сделки, требующие дополнительного контроля по причине условий

Согласно 6 статье 115-ФЗ, особого внимания с точки зрения правоохранительных органов требует ряд финансовых операций, которые удовлетворяют следующим условиям:

  • сумма от 600 тысяч руб. и выше (в случае с валютой других стран расчёт производится по действующему курсу Центробанка РФ) – сумма обязательного контроля на основании закона 115-ФЗ;
  • условия входят в определённый законодательством перечень (статья 2 115-ФЗ).

На основании ФЗ-115 дополнительному регулированию подлежит несколько финансовых процедур, а именно:

  1. пополнение счёта организации путём внесения наличных;
  2. снятие наличных, не относящееся к обычным статьям расхода компании;
  3. обналичивание средств с корпоративных счетов;
  4. осуществление операций с акциями и иными ценными бумагами (продажа, покупка, обмен);
  5. обналичивание денег по чеку от имени гражданина иного государства;
  6. обмен денежных купюр.

В рамках предотвращения незаконного отмывания денег был создан особый список рекомендаций, официально поддерживаемый в ряде стран мира. Если одна из сторон сделки – это организации либо частные лица, относящиеся к стране, где данные рекомендации не приняты к обязательному исполнению, финансовая операция нуждается в дополнительном регулировании. В частности, повышенное внимание проявляется к следующим видам операций:

  • переводам между разными счетами;
  • зачислению наличных на счета граждан и организаций;
  • оперированию ценными бумагами (осуществление обмена, продажи).

Помимо этого, законом отдельно контролируются такие процедуры, как:

  1. осуществление переводов на счета в зарубежных банковских организациях;
  2. открытие сберегательного счёта по документам, представленным третьими лицами;
  3. финансовые операции со счёта юридического лица, зарегистрированного менее 3 месяцев назад;
  4. осуществление операций со счёта, неиспользуемого на протяжении длительного периода.

Повышенный контроль производится в отношении целого ряда финансовых операций, проводимых частными лицами. В этой группе можно выделить:

  • сделки, в которых задействовано ценное имущество (продажа, покупка, залог);
  • осуществление страховых выплат либо их получение;
  • оформление лизинга;
  • переводы со счёта некредитной организации;
  • получение выигрыша в казино, на тотализаторе и т. д.;
  • займы без процентов.

Операции, контролируемые вследствие цены сделки

Вместе с вышеперечисленными операциями обязательному контролю на основании закона 115-ФЗ подлежат следующие процедуры:

  • продажа, покупка, обмен, дарение недвижимости и иного имущества, стоимость которого составляет от 3 миллионов рублей;
  • приобретение имущества стоимостью более 1 миллиона рублей некоммерческими организациями;
  • траты некоммерческих организаций в размере от 1 миллиона рублей;
  • движения средств в размере более 50 миллионов рублей по счетам предприятий, имеющих стратегическое значение для страны;
  • поступление или списание суммы в размере от 600 000 рублей со счетов исполнителей гособоронзаказа.

Контроль по причине особенностей сторон

Любые финансовые операции должны особо контролироваться, если существует информация о причастности хотя бы одной из сторон к террористической или экстремисткой организации. Все известные данные о причастности субъектов к терроризму размещены на официальном портале Росфинмониторинга и находятся в открытом доступе.

Подозрительные операции

Благодаря СМИ понятие «подозрительные операции» часто связывается с проблемой противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём. Поэтому честные граждане, как правило, уверены в том, что в их действиях нет ничего противозаконного, они не совершают никаких подозрительных сделок, а значит, не столкнутся с трудностями. На самом деле чёткого перечня финансовых операций, которые могут вызвать подозрения правоохранительных органов, не существует, однако есть некий список рекомендаций, на которые принято опираться при осуществлении контроля подозрительных операций по 115-ФЗ. Стоит учитывать, что подозрительными могут показаться даже самые безобидные действия, совершаемые гражданами, начиная от покупки медикаментов или туристических товаров и заканчивая денежными переводами друзьям или родственникам. Чтобы не иметь проблем с законом, нужно знать основные требования законодательства и брать во внимание возможные последствия транзакций и других финансовых операций:

  • при пополнении счёта банк может запросить сведения о происхождении денежных средств, однако нигде не указывается, какой путь получения будет считаться законным, – это остаётся на усмотрение соответствующей службы;
  • клиенты банковских организаций обязаны предоставлять всю необходимую информацию о себе по требованию банка;
  • банки имеют право в любой момент отказать в выполнении любой операции без объяснения причины.

При этом стоит знать, что статья 845 ГК РФ устанавливает, что банки не имеют права контролировать использование клиентом его денежных средств, однако отказ от проведения операции не влечёт за собой никакой правовой ответственности.

Сомнительные операции

Наряду с понятием «подозрительные операции» часто употребляется термин «сомнительные операции» на основании закона 115-ФЗ. В отличие от первой категории финансовых процессов определение сомнительных операций законодательно конкретизируется. Под ними понимаются процедуры, обладающие такими характеристиками, как:

  • не совсем обычный характер сделки;
  • признаки отсутствия экономического смысла;
  • неочевидные цели совершения сделки.

Целью сомнительных операций могут быть незаконное обналичивание денег, вывоз капитала за рубеж, укрывательство от налогов, поддержка коррупционеров, экстремистов и другие противозаконные действия.

На основании данного определения сомнительными могут быть признаны следующие операции:

  1. сделки на сумму более 600 000 рублей;
  2. операции с недвижимостью стоимостью 3 млн рублей и выше;
  3. операции с иностранной валютой;
  4. обмен купюр (в особенности большого количества банкнот разного достоинства);
  5. получение выигрыша в лотерею, казино и иные азартные игры;
  6. частые денежные переводы различным лицам;
  7. частое снятие наличных в банкомате.

Многие из этих действий рядовые граждане выполняют ежедневно. Они не противозаконны в прямом смысле этого слова, но могут в некоторых случаях стать причиной возникновения подозрений со стороны контролирующих органов, в результате чего проводится дополнительная проверка. В качестве меры безопасности банк может заморозить счёт, заблокировать карту, если действия гражданина или юридического лица покажутся подозрительными.

Читать еще:  Налоговый учет кредитов и займов

Отметим, что за последний год количество обращений от банков о наличии сомнительных операций возросло в два раза по сравнению с прошлогодними данными.

Признаки сомнительных операций по 115-ФЗ

Полный перечень критериев, по которым можно определить сомнительные операции, достаточно объёмный. Предлагаем для ознакомления лишь некоторые из них:

  • запутанный характер сделки и отсутствие экономического смысла (при этом чёткие параметры определения уровня запутанности не обозначаются);
  • поспешность при оформлении сделки, а также, напротив, большие задержки при представлении необходимых документов;
  • повышенное внимание к сохранению конфиденциальности личных данных;
  • незаинтересованность в выборе иных условий заключения сделки даже при наличии более выгодных предложений;
  • несоответствие операций общей рыночной практике (крайне размытая формулировка затрудняет понимание);
  • отмена операции, показавшейся банку сомнительной (даже если вы решаете не заключать сделку, сам по себе данный факт также считается подозрительным);
  • быстрое обналичивание средств, возвращённых на счёт;
  • совершение дистанционных финансовых операций (у банка могут возникнуть подозрения, что такие действия осуществлялись третьими лицами);
  • регулярное совершение покупок в онлайн-магазинах;
  • покупка медикаментов, а также продуктов питания с длительным сроком годности, средств связи, радиотехники;
  • периодические пополнения счёта с онлайн-кошельков и платёжных сервисов;
  • периодическое поступление крупных сумм без подтверждения происхождения перевода.

Каждая из вышеперечисленных сомнительных операций имеет свой собственный цифровой код обязательного контроля по ФЗ-115. Данные коды используются для обозначения конкретных признаков, обнаруженных службой безопасности при проверке той или иной сделки. Список, повторяемся, далеко не полный. Если подробно изучить его, становится понятно, что многие действия могут быть совершенно безобидными, их практически ежедневно совершает большая часть населения страны. Поэтому от предъявления обвинений в выполнении финансовых операций сомнительного характера по большому счёту не застрахован никто.

Отдельного внимания заслуживает интересный пункт с кодом 1199 «Иные признаки». Опираясь только на текст закона, невозможно в точности установить, какие именно признаки нелегального использования средств подразумеваются в подобных обстоятельствах. Поэтому трактовки этого пункта могут различаться в каждом конкретном случае. Чтобы разобраться в ситуации и защитить свои права, без квалифицированной помощи не обойтись.

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Подлежащие обязательному контролю операции 115 ФЗ (федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001) описывает достаточно подробно. О сделках, находящихся на особом контроле, расскажет наша статья.

Операции, подлежащие обязательному контролю из-за условий сделки

В первую очередь на особом контроле находятся сделки, отвечающие двум условиям:

  1. Цена сделки равняется или больше 600000 рублей (либо аналогичной сумме в валюте).
  2. По характеру сделка относится к одному из видов финансовых действий, перечисленных в п. 1 ст. 6 вышеупомянутого закона.

Именно к таким операциям закон относит:

  • снятие или зачисление на счет организации наличных, если эта процедура не вытекает из особенностей хоздеятельности фирмы;
  • купля-продажа валюты гражданином;
  • покупка гражданином акций и других ценных бумаг за наличные;
  • получение физлицом денег по чеку на предъявителя, если чек выписан иностранным гражданином;
  • обмен банкнот разных достоинств;
  • внесение физлицом доли наличными в уставный капитал организации.

Если одна из сторон финансовых отношений зарегистрирована, живет или находится в стране, которая не исполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (список государств установлен приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361), либо используются счета в банковских организациях, зарегистрированных в таких странах, особому контролю подлежат:

  • зачисление или перевод на счет денег;
  • выдача или получение кредита или займа;
  • манипуляции с ценными бумагами.

Кроме того, к особо контролируемым относятся некоторые операции, связанные с движением средств на счетах:

  • помещение денег на счет с оформлением документации на неопределенных третьих лиц;
  • открытие вклада в виде наличных финансовых средств для других лиц;
  • перечисление средств на счет за рубеж или получение денег из-за границы, если второй стороной является анонимный владелец;
  • зачисление или снятие денег со счета юрлица, срок деятельности которого не превышает 3 месяцев или счетом которого не пользовались со дня открытия фирмы.

Также ст. 6 определяет, что контролю подлежат некоторые операции с движимым имуществом:

  • сдача ювелирных украшений, лома из них, драгметаллов, драгкамней и иных ценностей в ломбард;
  • выплата гражданину страховки или принятие от него страховой премии по страхованию жизни или другому виду накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  • обретение или передача собственности через лизинг;
  • перечисление денег по заданию клиента некредитным предприятием;
  • купля-продажа «ювелирки», лома таких изделий, драгметаллов и камней;
  • прием или выдача денег (в том числе в электронной форме), связанных с участием в лотереях, тотализаторах и других азартных играх;
  • предоставление некредитными фирмами беспроцентных займов или получение ими таких займов.

Финансовые процессы, подлежащие контролю из-за цены сделки

В зависимости от стоимости сделки, подлежащими обязательному контролю операциями могут быть признаны и другие операции (т. е. не отвечающие условиям, указанным выше). К таким сделкам относятся:

  1. Купля-продажа, дарение, мена и прочие операции, связанные с передачей права собственности на имущество, на сумму более 3000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте).
  2. Приобретение некоммерческой организацией денег или имущества на сумму от 100000 рублей (либо ее эквивалента в валюте), если такой перевод совершается от лица иностранного государства, международной или иностранной фирмы, иностранцев или лиц без гражданства. Контролю также подлежат траты некоммерческой организации в размере от 100000 рублей.
  3. Движения по счетам стратегически значимых для ОПК и безопасности России предприятий либо прямо или косвенно контролируемых такими предприятиями организаций в сумме, равной 50000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте) и более.
  4. Зачисление или списание денег, а также операции по первому зачислению средств на счета головного исполнителя или участника-исполнителя поставок продукции по гособоронзаказу в размере 600000 рублей и более. Дальнейшие зачисления и списания подлежат контролю только при оперировании суммами от 50000000 рублей (либо их эквивалента в валюте).

Бизнес-процедуры, подлежащие контролю из-за стороны сделки

В обязательном порядке контролируются сделки, если имеются данные о причастности одной из сторон к экстремизму или терроризму либо контроле участника сделки со стороны лиц, предположительно причастных к экстремизму или терроризму. Порядок установления лиц, причастных к экстремизму или терроризму, установлен постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804.

Сведения о причастности субъектов к экстремизму или терроризму являются открытыми и размещаются на сайте Росфинмониторинга по адресу: www.fedsfm.ru. Имеющийся на сайте список организаций и граждан разделен на три группы:

  1. Действующие.
  2. Включенные.
  3. Исключенные.

При этом попавшие в такой список граждане ради обеспечения существования себя и не имеющих самостоятельных доходов членов семьи вправе:

  • оперировать денежными средствами или имуществом для получения или траты зарплаты в сумме не более 10000 рублей в месяц на каждого указанного человека;
  • проводить операции с деньгами или имуществом для получения или траты пенсии, стипендии, пособия и других соцвыплат, а также для уплаты налогов, штрафов и иных обязательных платежей;
  • оперировать деньгами или имуществом с целью исполнения обязательств, наступивших до включения лица в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму.

Таким образом, контролируемые в соответствии законом № 115-ФЗ финансовые операции представлены довольно широким списком. Ознакомиться с ним во избежание проблем и недоразумений желательно всем лицам, ведущим предпринимательскую и иную финансовую деятельность.

Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга

Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.

Читать еще:  Перечень льготируемого и исключенного из объектов налогообложения имущества

У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.

Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

  • сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
  • создание видимости законности получения доходов;
  • сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
  • создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Как работает принцип «знай своего клиента»?

К обязательным процедурам идентификации относятся:

  • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка;
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

  • денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
  • покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
  • покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

  • основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
  • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
  • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
  • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
  • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

  • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
  • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
  • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков

  • фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.

Также банк проверяет следующие признаки:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
  • с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
  • поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
  • денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.

К рискам будут относиться также операции:

  • регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
  • снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;
  • снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
  • у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.

Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector