Особенности и этапы проведения налогового мониторинга
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Особенности и этапы проведения налогового мониторинга

Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы налогового контроля

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 08.02.2016

Статья просмотрена: 1668 раз

Библиографическое описание:

Галиева, А. А. Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы налогового контроля / А. А. Галиева. — Текст : непосредственный, электронный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9777/ (дата обращения: 25.04.2020).

В работе автор выделяет особенности налогового мониторинга как формы налогового контроля, определяет цели и задачи горизонтального мониторинга, отмечает сходства и различия с другими формами налогового контроля, выявляет преимущества данной процедуры.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения.

Известно, что с первого января 2015 г. российская налоговая система пополнилась новшеством, именуемым налоговым мониторингом, основанным на опыте более развитых в налоговом плане стран, довольно продолжительное время применяющих данную форму налогового контроля. В ст. 82 Налогового Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ изложены общие положения о налоговом контроле [1, с. 198]. Согласно данной норме налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о налогах и сборах. На сегодняшний день наиболее перспективным направлением налогового контроля считается мониторинг налогоплательщика с выявлением зон налогового риска.

Налоговый мониторинг введен в сферу налоговых правоотношений Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Налоговый мониторинг можно обозначить как форму налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. В соответствии с п. 1 ст. 105.26 Налогового Кодекса Российской Федерации предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организацию.

Суть данного вида налогового администрирования сводится к тому, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения. Самое важное здесь, пожалуй, состоит в том, что появляется возможность предварительно согласовать сделку с точки зрения налоговых последствий. То есть все спорные вопросы разрешаются еще до заключения сделки. И если уж налоговая дала добро, то налогоплательщик тем самым оказывается застрахованным от каких бы то ни было налоговых сюрпризов [2, с. 3].

Данная система предусматривает полное раскрытие налогоплательщиком информации о своей деятельности налоговым органом до официальной подачи налоговых деклараций. Это является выгодным как для налогового органа, так и для налогоплательщика. Налоговики сокращают количество контрольных мероприятий и связанные с ними издержки, а компании получают возможность уверенно планировать налоговые платежи, а также не опасаться предъявления претензий и доначисления налогов. Налоговый орган в случаях возникновения спорных вопросов по налогообложению дает разъяснения по данным вопросам. Поэтому налогоплательщики могут скорректировать свою налоговую политику, что позволяет снизить налоговые риски [3, с. 43].

Вообще, прослеживается во многом схожесть мониторинга с процедурой проведения камеральных проверок. Инспекторы проверяют компании по своему месту нахождения и основной инструментарий получения сведений такой же, как при камеральной проверке — через направление запросов и последующее изучение документов и информации. Еще одно сходство с процедурой камеральных проверок состоит в том, что, если в ходе мониторинга проверяющими выявляются противоречия или расхождения в документах, у налогоплательщика запрашивают пояснения. В том случае, когда такие пояснения не представляются или представляются, но не убеждают инспекцию, последней составляется мотивированное мнение. По факту завершения мониторинга не предполагается оформление каких-либо актов или иных аналогичных документов, фиксирующих это обстоятельство. Предусмотрено лишь, что в течение двух месяцев после завершения мониторинга налоговая инспекция уведомляет компанию о не выполненных ею мотивированных мнениях или об отсутствии таковых. Также возможна вероятность досрочного прекращения мониторинга в определенных случаях. Необходимо отметить, что в рамках налогового мониторинга также установлен запрет на повторное истребование документов. То есть если организация уже представляла в инспекцию документы в виде заверенных копий, то дублировать их не придется.

Обозначим положительные стороны налогового мониторинга. В первую очередь, организации, подписавшиеся на участие в налоговом мониторинге, по факту подстраховываются от возможных претензий со стороны налогового органа. Во-вторых, режим мониторинга предоставляет Федеральной налоговой службе возможность оперативно реагировать на нарушения, которые могут возникнуть даже у самых честных налогоплательщиков — по невнимательности или в силу неясности налоговых норм. Таким образом, компания может сразу исправить ошибку и избежать наказания. Также возможно освобождение от налоговой ответственности в случае действия налогоплательщика в полном соответствии с официальной позицией налоговых органов.

В-третьих, в отношении периода, за который проводится мониторинг, организация по общему правилу избавляется от камеральных и выездных налоговых проверок. В- четвертых, к особенностям осуществления налогового мониторинга также можно отнести то обстоятельство, что при его проведении налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам. В пятых, проведение налогового контроля в форме налогового мониторинга носит добровольный характер. В шестых, главным преимуществом горизонтального мониторинга для государства является то, что значительно уменьшается риск применения бизнесом различных схем ухода от налогов.

О. Н. Полякова отмечает, что в случае проведения мониторинга налоговые органы преследуют свои цели: более оперативно и качественно осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Также данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве [4, с. 5].

По мнению А. Ю. Ильина, именно совершенствование методов контрольной работы налоговых органов как составной части налогового администрирования представляется единственно прогрессивным способом увеличения доходов бюджета за счет налоговых поступлений, не ущемляющим законных прав и интересов налогоплательщиков [5, с.6].

Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе должно поспособствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов. Введение данного вида налогового администрирования не потребует, по мнению разработчиков законопроекта, дополнительных материальных затрат, так как Федеральная Налоговая Служба России может перераспределить трудовые ресурсы и провести организационные мероприятия в рамках штатной численности [6, с. 4].

Итак, налоговый мониторинг обеспечивает предсказуемость в применении налогового законодательства: налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своей финансовой документации, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых им сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 Кодекса [7, с. 1].

Читать еще:  Как возместить ущерб при падении дерева на машину?

Таким образом, названная концепция подразумевает применение альтернативных (внесудебных), медиативных способов урегулирования налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Первоочередной целью является повышение качества проведения налогового контроля благодаря прозрачности и прогнозируемости взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, созданию доверительных отношений. Налоговый мониторинг также позволит сократить объем и частоту проведения иных мероприятий налогового контроля и, как следствие, минимизировать вмешательство налоговых органов в текущую деятельность налогоплательщиков и сократить издержки налоговых органов, связанные с проведением налоговых проверок. Наконец, предупреждение рисковых операций в связи с возможностью проведения консультаций налогоплательщиков и налоговых органов приведет к уменьшению количества совершаемых налоговых правонарушений и разрешению налоговых споров в досудебном порядке

Метод налогового мониторинга должен быть направлен на дальнейшее доверительное взаимоотношение налоговых органов и налогоплательщиков, на новый уровень общения с налогоплательщиками. Несомненно, применение налогового мониторинга как формы налогового контроля будет способствовать совершенствованию налоговой системы Российской Федерации в целом, а также создаст условия для сокращения споров с налоговыми органами, отдавая предпочтение досудебному урегулированию разногласий.

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // — справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. — [М., 2015]. — Электрон.текст. дан. — Послед.обновление 01.01.2016;
  2. С. Ремчуков «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2015, № 7, С. 3;
  3. Н. А. Саттарова «Горизонтальный мониторинг как фактор эффективности налогового администрирования» // «Финансовое право», 2014, № 10 С. 3;
  4. О. Н. Полякова «Новый вид взаимодействия с налогоплательщиками: налоговый мониторинг» // «Налоговая проверка», 2015, № 1. С. 4;
  5. А. Ю. Ильин «Горизонтальный мониторинг — новый метод в системе налогового контроля» // «Финансовое право», 2014, № 10. С. 6;
  6. Л. Чистякова «Налоговый мониторинг — новая форма налогового контроля» // «Налоговый вестник», 2014, № 12. С. 4;
  7. Письмо Министерства Финансов от 17 декабря 2014 г. № ЕД-4–2/26194.

Порядок проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг должен проводиться налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.

Проведение налогового мониторинга

В соответствии с нормами налогового законодательства РФ, проведение налогового мониторинга означает обеспечение комплекса мероприятий и необходимых процедур наблюдения, входящих в установленный перечень, которые направлены на осуществление проверки системы налогообложения юридического лица, грамотности заполнения определенных налоговых документов, точности внесения сведения об учете налогов и т.д.

Действующий порядок проведения налогового мониторинга, установленный положениями НК РФ, включает в себя несколько этапов. Первым и основным этапом является подача соответствующего заявления от заинтересованного лица – налогоплательщика.

Помимо заявления, в налоговый орган должны быть представлены определенные документы, а также дополнительная информация и сведения, перечень которых устанавливается действующими налоговыми положениями.

Налоговый мониторинг проводится исключительно уполномоченными лицами, в соответствии с их должностными обязанностями. В тех ситуациях, когда при проведении процедуры налогового мониторинга, происходит выявление определенных несоответствий между сведениями, содержащимися в документах организации и данными, которые были представлены в налоговый орган, уполномоченное лицо имеет право требовать представления соответствующих разъяснений по возникшим нюансам.

Также могут быть истребованы и дополнительные документы, сведения в которых будут способны прояснить сложившуюся ситуацию и представить налоговому органу необходимую информацию.

При этом дача определенных разъяснений должна быть осуществлена в 5-ти дневный срок с момента обнаружения налоговым органом определенных несоответствий.

В определенных ситуациях, налоговый орган может потребовать внесения соответствующих изменений и исправлений. Для осуществления данного предписания налоговое законодательство РФ устанавливает 10-ти дневный срок.

В случае если по окончанию рассмотрения представленных организацией сведений или разъяснений по поводу найденных неточностей, налоговый орган выяснит о наличии нарушений в процедуре исчисления и уплаты установленных налогов, он обязан составить свое мотивированное мнение, относительно сложившейся ситуации и дальнейших действий юридического лица.

Истребуемые документы (информация) во время проведения налогового мониторинга

Во время осуществления необходимых мероприятий по налоговому мониторингу, уполномоченным органом могут быть истребованы дополнительные документы и информация.

Действующий порядок проведения налогового мониторинга устанавливает, чтобы требующиеся документы и информация должны быть указаны в письменном запросе налогового органа, который он направляет в адрес налогоплательщика – юридического лица.

В тех случаях, когда проверка осуществляется на территории юридического лица, сотрудник налогового органа передает руководителю организации требование о представлении определенных документов лично, под расписку.

Требуемые уполномоченным лицом документы могут включать в себя:

  • дополнительные данные бухгалтерской отчетности за определенный временной период;
  • сведения, подтверждающие правомерность порядка исчисления и уплаты налогов организацией;
  • данные о сотрудниках юридического органа, штатное расписание, действующее в тот период, в который осуществляется налоговый мониторинг;
  • иные сведения, которые способны прояснить определенные нюансы и обстоятельства, выделить нужные детали, подтвердить правомерность действий налогоплательщика и т.д.

Истребуемые документы и сведения могут быть представлены в налоговый орган различными способами: лично налогоплательщиком, либо его представителем, путем почтового отправления, либо через электронную отправку.

Представление письменных документов осуществляется в виде заверенных копий тех бумаг, которые необходимо было предоставить.

Отправка документов по электронному каналу требует обязательного соблюдения установленного порядка и форм. В противном случае, все данные, представленные налогоплательщиком, могут быть отклонены по причине их несоответствия действующим стандартам.

В тех случаях, когда налогоплательщик, по определенным причинам, не может выполнить требование налогового органа по представлению определенных документов в указанный срок, он обязательно должен уведомить о данном факте соответствующее должностное лицо, которым было направлено данное требование. Сделать это нужно не позднее, чем на следующий день, после того дня, когда было представлено данное требование.

В письменном объяснении следует указать причины, которые действительно смогут подтвердить тот факт, что представление запрашиваемых документов и сведений невозможно осуществить в указанные сроки.

Что такое и для чего необходим налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – это вид контроля расчетов и переводов налоговых отчислений. Актуален с 1 января 2015 года. Регламентируется статьями 1-2 ФЗ №348. Проводится по собственной инициативе фирмы.

Понятие и цели мониторинга

Мониторинг – это проверка, осуществляемая инспекторами, на которую компания соглашается добровольно. Для начала мероприятия нужно создать заявление. Мониторинг осуществляется со следующими целями:

  • Проверка правильности расчетов взносов по налогам.
  • Перевод сборов в казну в нужные сроки.
  • Направление страховых взносов в нужные сроки.
  • Сокращение рисков начисления штрафов в дальнейшем.
  • Уменьшение строгости налогового контроля в будущем.

В процессе инспекторы осуществляют проверку этих аспектов:

  • Бухучет.
  • Налоговый учет.
  • Первичная документация.
  • Налоговые регистры.
  • Прочие данные.

На протяжении мониторинга выявляются ошибки, допущенные компанией. Проверка позволяет вовремя исправлять ошибки. Следование рекомендациям инспекторов поможет избежать санкций в дальнейшем.

Кто может подать заявление о мониторинге?

Подача заявки на проведение мероприятия предполагает ряд ограничений. Направлять заявление можно только при одновременном наличии условий:

  • Общая сумма налогов за год, предшествующий году подачи заявления, равна 3 млрд рублей и более.
  • Совокупный размер доходов согласно отчетности за год, предшествующий году подачи заявки, равен 3 млрд рублей и более.
  • Общая стоимость активов на последний день года, предшествующего году реализации мероприятия, равна не меньше 3 млрд рублей.
Читать еще:  Заполняем декларацию 3-НДФЛ для ИП на ОСНО

При проведении мероприятия в целях установления необходимости налоговой проверки исполнение условий, прописанных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ, не нужно. Данное правило установлено пунктом 4 и 7 статьи 105.27 НК РФ.

Особенности подачи заявки

Заявка подается в инспекцию по адресу компании не позже 1 июля. Заявку нужно оформить заранее. К примеру, если мероприятие требуется в 2018 году, подавать заявку нужно не позднее 1 июля 2017 года. Если компания относится к числу крупнейших налогоплательщиков, заявку нужно подавать именно в тот орган, в котором фирма учтена в статусе крупнейшего плательщика налогов. Данный порядок установлен статьей 83 НК РФ.

Заявление можно подавать в ходе мероприятия. К примеру, мониторинг осуществляется в 2017 году. Руководство компании стремится запланировать следующую проверку на 2018 год. Заявление нужно подавать до 1 сентября 2017 года. Форма заявки на мониторинг установлена приказом ФНС от 21 апреля 2017 года.

Вместе с заявкой требуется подать следующие бумаги:

  • Регламент взаимодействия информационного характера.
  • Сведения о компаниях или ФЛ, участвующих в управлении компанией, если доля участия равна более 25%.
  • Учетная политика в год подачи заявки.
  • Локальные акты, устанавливающие систему контроля компании.

Период осуществления мероприятия – это год. Срок реализации проверки начинается с 1 января и заканчивается 1 октября того же года. Сроки регламентированы статьей 105.26 НК РФ.

В каких случаях в проведении мониторинга отказывают?

Ответ на заявление налогоплательщика о реализации мероприятия поступает до 1 ноября. Если пришел отказ, он должен быть обоснованным. Рассмотрим основания для отказа:

  • Компания предоставила неполный пакет документов, которые должны прилагаться к заявлению.
  • Компания не исполнила условия, прописанные в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ.
  • Регламент информационного взаимодействия не отвечает требованиям, предъявляемым к нему.
  • Система локального контроля не соответствует требованиям, предъявляемым к ней.

ВАЖНО! Решение об осуществлении мероприятия направляется компании в течение 5 дней с даты его принятия.

Выездные и камеральные проверки

Проверки на протяжении мониторинга инспекторами не осуществляются. Однако есть исключения, прописанные в статьях 88-89 НК РФ:

  • Декларация за время осуществления мониторинга предоставлена не позже 1 июля.
  • Была направлена декларация по НДС с заявлением о возмещении налоговых трат.
  • Направлена декларация по акцизам с указанием суммы акцизов, подлежащей возмещению.
  • Направлена декларация с уточнениями с уменьшением объема налогов или с увеличением убытков относительно расчета, сформированного ранее.
  • Выездная проверка осуществляется вышестоящей структурой. Проводится она для контроля за правильностью предыдущей проверки.
  • Мониторинг был завершен раньше срока.
  • Компания не исполнила рекомендации налоговых инспекторов.

Во всех этих ситуациях возможно осуществление мониторинга и проверки в одно и то же время.

Порядок проведения мероприятия

Мониторинг можно разбить в три этапа:

  1. Предоставление документов. Инспекторам нужно передать все бумаги, которые могут потребоваться в ходе мониторинга. Это налоговая отчетность, учетные документации. Запрашиваться могут все бумаги, из которых можно понять правильность проведения расчетов и платежей.
  2. Предоставление пояснений. Если специалисты выявили какие-либо несоответствия, они могут истребовать объяснения с руководителя компании. Пояснения нужно предоставить в течение 5 дней с даты поступления требования. На протяжении 10 дней нужно внести все необходимые исправления.
  3. Формирование результатов мониторинга. В процессе проверки могут обнаружиться нарушения. В этом случае налоговые инспекторы направляют соответствующие рекомендации.

Мнение налоговой относительно состояния дел в структуре основывается на ранее предоставленных документах.

Итоги мониторинга

Мнение относительно итогов мероприятия является мотивированным. Рекомендации даются только относительно обнаруженных фактов неверного исчисления налогов, несвоевременной их оплаты и прочего. Мнение инспекторов направляется в фирму в течение 5 дней после его составления. Составлено оно должно быть не позже 3 месяцев с даты завершения мониторинга.

Мнение формируется как по инициативе инспекции, так и по желанию самой компании. Во втором случае фирма направляет запрос. Делать это имеет смысл в тех случаях, когда у руководителей есть сомнения в верности исчисления, начисления налогов. В запросе нужно указать, чем именно вызвана инициатива руководства.

Запрос отправляется не позже 1 июля года, который следует за годом проведения мониторинга. Мнение передается фирме в течение 30 дней с даты получения запроса.

Иногда, для формирования мнения, инспекция запрашивает прочие документы. В этом случае срок направления ответа может быть увеличен на 30 дней. Об увеличении срока фирма извещается в течение 3 дней с даты принятия решения. Извещение создается в письменной форме.

ВАЖНО! В течение месяца с даты получения мнения компания должна направить свое согласие относительно рекомендаций в налоговый орган. К нему прилагаются бумаги, свидетельствующие о выполнении всех рекомендаций.

К СВЕДЕНИЮ! Преимущества мониторинга очевидны. Это поможет снизить налоговый контроль, избежать дальнейших проверок, предотвратить санкции, не оплачивать большие штрафы в будущем. Поэтому, если есть возможность направить заявку, сделать это нужно.

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

Читать еще:  Нотариальное заверение договора аренды: когда необходимо, как оформить

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector