Перечень льготируемого и исключенного из объектов налогообложения имущества
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Перечень льготируемого и исключенного из объектов налогообложения имущества

Налогообложение движимого имущества: изменения – 2018, 2019

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале “Налог на движимое имущество отменили”. То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте здесь.

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?».

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

О том, какие КБК надо использовать в 2017-2018 годах, делая платежи по налогу на имущество, читайте в статье «КБК налога на имущество в 2017-2018 годах».

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69–70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в порядок начисления и уплаты налога на имущество организаций, внесенные в п. 1 ст. 374 НК РФ. Из объектов налогообложения исключено движимое имущество, а налог следует исчислять только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве объекта ОС, в том числе переданной во временное владение, распоряжение или пользование.
См. также “Движимое или недвижимое имущество: как определить?”

Итоги

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.

Перечень льготируемого и исключенного из объектов налогообложения имущества

Организации и предприятия, имеющие в собственности объекты движимого имущества и недвижимость, признаются плательщиками имущественного налога. В ряде случаев юрлицо может быть освобождено от налоговых обязательств. В статье расскажем, какое имущество не облагается налогом на имущество, рассмотрим список льгот.

Кто признается плательщиком имущественного налога

Обязательства по уплате налога на имущество могут присваиваться как организациям – собственникам недвижимости (зданий, сооружений, помещений), так и компаниям, владеющим объектами движимого имущества (основные средства, оборудование, техника, т.п.). Таким образом, в общем случае плательщиком имущественного налога признается юрлицо, владеющее имуществом (как движимым, так и недвижимым).

Имущество как объект налогообложения

Одним из основных критериев для признания имущества объектом налогообложения является то, что собственность учитывается на балансе предприятия на счетах 01 Основные средства и 03 Доходные вложения в матценности. Читайте также статью: → «Счет 01. Бухучет основных средств, пример, проводки».

В общем порядке налогом на имущество облагается недвижимость, которой компания владеет на правах собственности, о чем существует соответствующая отметка в Росреестре.

При этом земельные участки, которые также относятся к объектам основных средств, имущественным налогом не облагаются. Кадастровая стоимость земли является базой для расчета земельного налога. Что касается незавершенного строительства, то подобные объекты также не облагаются имущественным налогом. Обоснование данной позиции следующее – до введения объекта в эксплуатацию задние (сооружение, помещение) не признается основным средством (на счете 01 не учитывается), и, следовательно, платить налог на имущество с такого объекта не нужно.

Отдельно стоит остановиться на налогообложении движимых объектов, таких как оборудование, техника, транспорт и прочее имущество, относящееся к категории основных средств, но не имеющих признаков недвижимости. Движимые объекты ОС подлежат налогообложению лишь в ряде случае, а именно:

  • объекты находятся в распоряжении плательщика на основании договора концесии;
  • оборудование, техника и т.п., которыми владеет российская организация, приобретены и фактически используются за границей;
  • движимое имущество приобретено (получено) в целях передачи во временной владение, пользование, доверительное управление.
Читать еще:  Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности

В последнем случае объектом налогообложения также признается движимое имущество, переданное во временное распоряжение за пределы таможенной территории РФ. Читайте также статью: → «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».

Какое имущество не облагается налогом

В ряде случае имущественные объекты не облагаются налогом, а именно при исключении такого имущества из перечня объектов налогообложения, а также при предоставлении собственнику имущества права на налоговую льготу. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных случаев более подробно.

Имущество исключено из перечня объектов налогообложения

На основании положений НК (ст. 374, п. 4) из перечня объектов имущества, подлежащего обложению налога на имущество, исключены:

  • участки земли, объекты водо- и природоресурсов;
  • имущество (как движимое, так и недвижимое), находящееся на балансе структур органов МВД, уголовно-исправительной системы, прокуратуры и прочих силовых органов;
  • имущество, включенное в государственный перечень культурного наследия;
  • все основные средства І и ІІ амортизационной группы;
  • водные суда атомного обслуживания (ледоколы, атомоходы), а также суда, зарегистрированные в РМРС (Российский международный реестр судов);
  • космические объекты и ядерные установки.

Льготируемое имущество

Положениями НК и прочими действующими законодательными актами предусмотрен порядок предоставления льгот на оплату имущественного налога. Согласно документам, льготы носят отраслевой и социальный характер, в связи с чем 100% скидки на оплату налога предоставляются организациям медицинской, научной, религиозной сферы, а также организациям инвалидов.

№ п/п Кому предоставляется льгота Описание
1 Протезные и ортопедические предприятия Не является объектом налогообложения имущество, находящееся в собственности предприятий – изготовителей ортопедической и протезной продукции, а именно:

· средств, используемых для компенсации стойких ограничений жизнедеятельности (протезы верхних и нижних конечностей);

· реабилитационных приборов (бандажи, корсеты, туторы, реклинаторы);

· ортопедической обуви и стелек.

2 Научные центры В случае если научный центр имеет статус государственного (на основании Постановления Правительства РФ), его имущество не облагается налогом. Аналогичное правило действует для ВУЗов при условии, что учебное заведение имеет опытное оборудование, а результаты исследований учреждения признаны на мировом уровне.
3 Адвокатские конторы и юридические организации Все организации, имеющие статус адвокатских образований, могут использовать 100% льготу по оплате налога на имущество. Исключение – адвокатские палаты, относящиеся к категории некоммерческих организаций.
4 Учреждения уголовно-исправительной системы Льгота распространяется на имущество уголовно-исправительных органов только в том случае, если собственность используется для осуществления основных функций такого учреждения.
5 Организации инвалидов Не подлежит налогообложению имущество организаций инвалидов, в случае, если:

· организация создана инвалидами:

· не менее 80% членов организации является инвалидами (членами их семей);

· основная цель организации – представление и защита интересов инвалидов.

Также не облагается налогом имущество юрлиц, 100% уставного капитала которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом льгота не действует на имущество:

· используемое для изготовления и/или реализации подакцизных товаров;

· брокерских компаний и посреднических организаций.

6 Религиозные организации Не облагается налогом имущество организаций, зарегистрированных в качестве юрлица и в виде религиозного объединения граждан на добровольной основе.
7 Фармацевтические компании В случае если основной деятельности организации является изготовление и реализация фармацевтической продукции, имущество такой компании не облагается налогом. При этом важно выполнение следующих условий:

· компания имеет лицензию на осуществляемую деятельность;

· в случае наличия иной деятельности (кроме фармацевтической), компания ведет раздельный учет.

Недвижимость организаций – «спецрежимников»

Право на освобождение от уплаты имущественного налога также зависит от налогового режима, используемого юрлицом. В частности, в рамках положений НК, плательщиками налога не признаются организации ИП на УСН, ЕНВД, ЕСХН и патенте. Читайте также статью: → «Льготы по налогу на имущество организации в 2020».

В случае с предпринимателями, освобождение можно получить лишь при условии подтверждения использования объектов в предпринимательской деятельности.

Что касается компаний и организаций, то для того чтобы получить льготу, юрлицо обязано:

  • оформить право собственности на объект;
  • учитывать имущество на балансе в установленном порядке.

ИП и организации, использующие ОСНО, признаются плательщиками имущественного налога в общем порядке.

Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости?

Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

специально для ГАРАНТ.РУ

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций”).

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З “О налоге на имущество организаций”, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие “в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…”. То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/9464@ “О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость”, данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные “налоговые” нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП “О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения”;
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Рубрика: Налоги и бухучет

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Льготируемое имущество по налогу на имущество

lgota_po_nalogu_na_imushchestvo.jpg

Похожие публикации

Законодательством льготы по имущественному налогу предусмотрены как для юрлиц, так и для граждан. В ст.ст. 381 и 407 НК РФ перечислены виды имущества, которые не попадают в число налогооблагаемых объектов.

Льготируемое имущество по налогу на имущество: юридические лица

Федеральные льготы по налогу на имущество для организаций перечислены в ст. 381 НК РФ. Так, в категорию не облагаемого налогом имущества отнесены активы, принадлежащие учреждениям уголовно-исполнительной системы (например, следственные изоляторы). Для применения льготы необходимо выполнить два условия – основное средство принадлежит предприятию, оно используется в основной деятельности по прямому назначению. Аналогичное правило действует для религиозных организаций – стоимость движимого и недвижимого имущества не включается в базу налогообложения, если эти объекты необходимы для реализации религиозной деятельности.

К категории льготируемого имущества в 2018 году относятся также:

имущественные активы, используемые общероссийскими общественными организациями инвалидов и их союзами для осуществления уставного вида деятельности (доля инвалидов среди членов организации должна составлять не менее 80%); также от налога освобождается используемое в производстве и реализации продукции (работ, услуг) имущество компаний, чей капитал полностью состоит из вкладов организаций инвалидов, а средняя численность работников включает не менее половины работников-инвалидов (при их доле в ФОТ не ниже 25%);

оборудование, которое используется производителями фармацевтических товаров для изготовления иммунобиологической продукции для применения в ветеринарии с целью предотвращения эпидемий/эпизоотий;

федеральные автодороги, которые относятся к объектам общего пользования, а также сооружения, которые являются их составным неотъемлемым элементом;

имущественные активы, принадлежащие протезно-ортопедическим предприятиям;

имущество, которое находятся в собственности у адвокатов, адвокатских бюро или принадлежат юридическим консультациям;

имущественные объекты компаний со статусом государственных научных центров;

активы, принадлежащие юридическому лицу, являющемуся участником ОЭЗ -особой экономической зоны (при условии, что имущество эксплуатируется на ее территории), а также недвижимость управляющих компаний ОЭЗ, созданная для реализации соглашений о создании особых зон; льгота применяется в течение 10 лет после постановки такого имущества на учет;

льготируемое имущество может быть представлено вводимыми в эксплуатацию новыми объектами (согласно перечня, утверждаемого Правительством РФ) , которые характеризуются высоким уровнем энергоэффективности – льгота применяется в течение 3 лет после постановки имущества на учет;

имущество судостроительных компаний, функционирующих в промышленно-производственных ОЭЗ в статусе участников;

имущество управляющих компаний и участников проекта «Сколково».

Льгота может быть применена также к имуществу, которое расположено на территории РФ (во внутренней морской акватории, на континентальном шельфе РФ, исключительной экономической зоне, или российской части Каспия) и используется для разработки морских месторождений углеводородного сырья.

Последние изменения в порядок освобождения имущества от налогообложения субъектов предпринимательства были внесены законом от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ, нововведения начнут действовать с начала 2019 года (в частности, отменены дополнительные льготы для инновационного высокоэффективного оборудования).

Кроме федеральных льгот, к имуществу юрлиц могут применяться и льготы региональные (если они предусмотрены соответствующими местными законами). С 2018 г. региональной стала льгота по движимому имуществу (закон № 335-ФЗ от 27.11.2017), если местные власти своими правовыми актами ее не утвердили, налог за движимые активы компаниям платить придется в полном объеме по ставке 1,1% (п. 3.3. ст. 380 НК РФ).

Применение льгот не освобождает организации от обязанности подавать в ИФНС декларацию по налогу в установленные сроки.

Льготированное имущество в 2018 году для физических лиц

Порядок расчета налоговой базы, суммы обязательства и применения льгот по налогу на имущество физических лиц определяется положениями главы 32 НК РФ.

Полный перечень налогоплательщиков и имущества, на которые распространяются федеральные льготы, приведен в ст. 407 НК РФ. В т.ч. льготы предоставлены следующим категориям физических лиц:

Герои России и Советского Союза;

граждане, имеющие награду в виде ордена Славы трех степеней;

инвалиды (те, кому присвоена 1 или 2 группа инвалидности), дети-инвалиды, инвалиды с детства;

участники ВОВ и ветераны боевых действий;

пострадавшие от радиационного облучения (при аварии на ЧАЭС, объединении «Маяк», ядерных испытаниях на полигоне Семипалатинска);

военнослужащие на пенсии, у которых выслуга равна 20 годам и более;

родственники погибших военнослужащих;

пенсионеры по возрасту и т.д.

Налог на льготируемое имущество в 2018 не начисляется в отношении одного объекта каждого вида такого имущества, принадлежащего физлицу на праве собственности (например, при наличии у льготника квартиры и двух домов, льгота полагается только по квартире и одному из домов).

Имущество не должно использоваться физлицом в предпринимательских целях. Льготированию, в частности, подлежат:

квартира (ее часть или комната),

жилой дом (или его часть),

Действие льготы распространяется и на часть имущества, которое используется гражданином РФ для реализации профессиональной творческой деятельности (если эти активы принадлежат человеку на праве собственности). Примером таких активов могут быть жилые помещения, выделенные человеком под общественную библиотеку или выставочный зал, ателье. Освобождение от налогообложения предусмотрено и для хозяйственных построек, которые по показателю площади менее 50 кв. м, расположенных на участках земли для жилого индивидуального строительства, ведения подсобных хозяйств, огородничества.

На местном уровне также могут утверждаться дополнительные льготы для граждан. Полный перечень региональных законов о льготировании по имущественному налогу можно найти на сайте ФНС.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector