Перечень облагаемого по кадастровой стоимости имущества
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Перечень облагаемого по кадастровой стоимости имущества

Перечень облагаемого по кадастровой стоимости имущества

Поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) в главу 30 НК РФ, по большей части касаются порядка расчета налога на имущество с применением кадастровой стоимости. Новые положения необходимо применять с 1 января 2020 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Далее обо всем по порядку.

Уплата налога исходя из кадастровой стоимости не зависит от того, на каком счете учитывается недвижимость

В настоящее время российские организации и постоянные представительства иностранных компаний в РФ рассчитывают налог на имущество по недвижимости административно-делового и торгового назначения на основе кадастровой стоимости, если эта недвижимость одновременно (п. 1, 2 ст. 374, пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

  • включена субъектом РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ в Перечень объектов, облагаемых по такой стоимости;
  • учитывается в бухучете в качестве ОС и принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо получена по концессионному соглашению.

Закон № 325-ФЗ внес изменения в упомянутые нормы (п. 69, 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). С 2020 г. будет неважно, в каком качестве отражаются на счетах бухучета деловые и торговые центры, а также помещения в них.

Такая недвижимость (включенная в Перечень и принадлежащая организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо полученная по концессионному соглашению) теперь может числиться на любом счете:

  • 01 “Основные средства”;
  • 03 “Доходные вложения в материальные ценности”;
  • 08 “Вложения во внеоборотные активы”;
  • 41 “Товары” и др.

На налогообложение этот факт влиять не будет.

При этом отметим, что с применением среднегодовой стоимости по-прежнему нужно будет облагать только то имущество, которое отражено у организации на счете 01 в качестве основного средства (пп. п. 1 ст. 374 НК РФ в новой редакции, пп. “а” п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Расширен перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года субъектам РФ предоставили возможность дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, по которым налог необходимо исчислять по кадастровой стоимости (пп. “а” п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). К ним отнесли перечисленные в п. 1 ст. 401 НК РФ:

  • жилой дом;
  • квартиру, комнату;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

Организациям, у которых есть такие объекты на праве собственности или хозяйственного ведения, рекомендуем уточнять, принят ли региональный нормативно-правовой акт об исчислении налога по кадастровой стоимости по ним. Если такой документ принят и утверждена кадастровая стоимость объекта, то налог необходимо рассчитывать с применением такой стоимости (независимо от того, в каком качестве объект отражен в бухучете – ОС, товары и т.п.).

Если кадастровая стоимость по указанным объектам не будет определена в течение года, налог платится на основании среднегодовой стоимости (но только в том случае, если объект учтен в качестве основного средства). Это следует из пп. 2.1 и нового пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. “б” п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ) и новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ (пп. “а” п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

В настоящее время в соответствии с действующей редакцией ст. 378.2 НК РФ с применением кадастровой стоимости (вместо среднегодовой) налог на имущество рассчитывается по тем жилым домам и жилым помещениям, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 378.2 НК РФ):

  • жилье не учитывается на балансе в качестве объектов основных средств. Как правило, это те жилые объекты, которые организация приобрела для перепродажи и отражает в бухучете на счете 41 “Товары” (см. письма Минфина России от 29.03.2019 № 03-05-05-01/21816, от 25.01.2019 № 03-05-05-01/4064);
  • в субъекте РФ по местонахождению жилого объекта действует нормативный акт, которым установлен порядок налогообложения недвижимости (в т.ч. жилой) исходя из кадастровой стоимости.

Дополнен перечень объектов, освобождаемых от налогообложения

Поправки в этой части важны для участников специальных административных районов –острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области (ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 291-ФЗ, далее – Закон № 291-ФЗ).

Их участниками могут стать только международные компании (ст. 7, 8 Закона № 291-ФЗ).

Указанные компании получили освобождение от уплаты налога на имущество в отношении:

  • судов, зарегистрированных за ними в Российском открытом реестре судов;
  • воздушных судов, зарегистрированных за ними в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 № 324-ФЗ. Они вступают в силу 1 января 2020 года. Это значит, что международные компании, получившие статус участника специального административного района, не будут плательщиками налога на имущество в отношении перечисленных судов с налогового периода 2020 года (п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 324-ФЗ).

Как обосновывают перечень недвижимости, налог по которому считается по кадастровой стоимости

В последние годы получили популярность споры, которые затрагивают не только снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, но и вопросы исключения объектов недвижимости из перечня объектов, для которых налоговой базой является их кадастровая стоимость. Тенденция эта весьма закономерна, поскольку региональные органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение таких перечней, формируют их без учета требований налогового законодательства и регионального законодательства, а также без какого-либо осмотра объекта. Зачастую, такие меры влекут увеличение налоговой нагрузки для собственников объектов недвижимости.

Тем не менее, законодательство предусматривает четкие критерии для попадания объекта в такой перечень, вследствие чего, не каждый объект недвижимости подлежит безусловному включению в перечень.

Общие нормативные условия для занесения объекта недвижимости в перечень:

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 375 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, включены, в частности:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1);

— нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).

Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены региональным законодательством.

Например, в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края, особенности установлены Законом Пермского края от 13.11.2017г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее — Закон № 141-ПК).

Так, согласно ст. 2 Закона № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении таких видов недвижимого имущества как:

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (п. 1 ч. 1 ст. 2);
  • расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) (п. 2 ч. 1 ст. 2).

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 статьи 2 Закона № 141-ПК определяется Правительством Пермского края (ч. 2 ст. 2 Закона № 141-ПК, п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

— здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

— здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Читать еще:  Коэффициент фондоемкости: формула расчета

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для целей обозначенного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (иди) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ).

1) здание (строение, сооружение) должно быть расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) должны составлять помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом общая площадь здания (строения, сооружения) должна превышать 1000 кв. м. в городских округах либо 300 кв.м. в муниципальных районах).

Следовательно, для включения объектов Перечень следует установить соответствие объекта вышеизложенным критериям. Часто ли эти критерии соблюдаются? Не всегда. И число спорных ситуаций обещает расти.

Например, в том же Пермском крае с 1 января 2020 года резко вырастет перечень объектов, которые будут облагаться, исходя из кадастровой стоимости (увеличение порядка 40%). Само собой формирование таких перечней позволяет унифицировать процесс оценки объектов недвижимости, но от такой унификации страдают те объекты, чьи нюансы действительно следует учитывать.

Зачастую авторы перечня попросту игнорируют назначение объекта, земельного участка, на котором находится объект, а также направления его фактического использования правообладателем. Причем на уровне регионов созданы специальные комиссии по разрешению споров об обоснованности включения объекта в перечень, но зачастую, обращение в эту комиссию приводит к отказу в удовлетворении требований и необходимости обращения в суд.

Такое положение собственников недвижимости позволяет заключить, что текущее правовое регулирование вопросов налогообложения объектов недвижимости и степень «качества» его исполнения, не формируют финансовых, фискальных стимулов развития экономики, а способствуют постоянному росту судебной нагрузки вследствие необоснованного включения объектов в перечень и неэффективности досудебного урегулирования споров.

Единственным способом защиты в таких случаях является предъявление административного искового заявления о признании недействительным нормативного правового акта, утвердившего перечень в части пункта, в котором указан принадлежащий собственнику объект. В связи с этим, рекомендуем пользоваться данным направлением защиты своих прав и, возможно, это станет причиной для законодательных перемен.

Налог на имущество в 2020 году

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

В 2020 году в правилах уплаты налога на имущество появятся некоторые новшества. Скорректируется порядок расчета налога по кадастровой стоимости и появятся новые основания, по которым её можно изменить. Также с начала 2020 года будет изменена форма отчетности. Мы расскажем о ставках налога, льготах, отчетности и штрафах по налогу на имущество в 2019 году.

Как изменился налог на имущество в 2020 году

С 1 января 2020 года начнут действовать изменения порядка налогообложения имущественным налогом. Изменения введены Федеральным законом от 29.09.2019 №325-ФЗ и Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ:

  • бухгалтерам больше не нужно сдавать авансовые расчеты по налогу, их отменили с 1 января 2020 года;
  • обновлена форма декларации по налогу на имущество, в ней появились строки для авансовых платежей. Применять новую форму должны организации, которые отчитываются по налогу в 2020 году;
  • декларацию по налогу можно сдавать централизованно. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору;
  • увеличен список недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Теперь это все объекты, которые облагаются налогом на имущество физлиц;
  • организации, которые пользуются и распоряжаются недвижимостью на праве оперативного управления или получили ее по концессионному соглашению, тоже платят налог по кадастровой стоимости.

Еще с 2019 года чиновники отменили налогообложение движимого имущества. Чтобы разобраться, какое имущество относится к движимому, а какое — нет, ознакомьтесь со статьей 130 ГК РФ. Все объекты, которые не отнесены к недвижимости, признаются движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что об объекте имущества должна быть запись в ЕГРН или наличие оснований, подтверждающих невозможность перемещения объекта.

С каких объектов платят налог на имущество в 2020 году

С какого имущества предприниматель или организация платят налог? Главный признак такого имущества — вхождение в состав основных средств. Это прописано в ст. 374 НК РФ. Основное средство должно отвечать ряду условий:

  • его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
  • его планируют использовать более года;
  • его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
  • объект может приносить экономический доход.

Такое имущество переводится на бухгалтерский счет 01 «Основные средства» и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. Также компании платят налог с жилых помещений и домов, которые не отражены в составе основных средств.

Недвижимость, учтенная на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», тоже облагается налогом.

В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: если основное средство используется, его стоимость включают в налоговую базу. Это делается, даже если средство еще не введено в эксплуатацию, не переведено на счет 01 и на объект не зарегистрированы права. Если основное средство не используется и не отражено на счете, то платить налог не нужно (кроме ОС, которые получены по концессионному соглашению и учтено за балансом).

Кроме того, НК РФ теперь устанавливает налог с кадастровой стоимости в отношении объектов, которые подпадают под налог на имущество для физлиц. Это касается и организаций на спецрежимах.

Под налог не попадает имущество, которое перечислено в п. 4 ст. 374 НК РФ: земельные участки, культурные объекты, ледоколы, космические корабли и объекты, включенные в первую и вторую амортизационную группу по Классификатору ОС.

Льготы при уплате налога на имущество в 2020 году

Для некоторых видов имущества применяются льготы, освобождающие организацию от уплаты налога (см. статью 381 НК РФ):

  • организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
  • имущество «сколковцев», протезно-ортопедических предприятий, адвокатских и юридических консультаций, государственных научных центров;
  • организация производит фармацевтическую продукцию;
  • больше не нужно платить налог на движимое имущество.

Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ), поэтому уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

Система рассчитает налог, подготовит платежку

« Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам » .

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

Как рассчитать налог на имущество в 2020 году

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

  • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
  • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
  • Выяснить базу для исчисления налога.
  • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
  • Исчислить налог к уплате в бюджет.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующим формулам:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС х Ставка налога / 4

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества на 1 января × Ставка налога / 4

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.

Пример расчета налога на имущество по среднегодовой стоимости

Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база амортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.

Читать еще:  Отличия реорганизации от ликвидации

Остаточная стоимость объекта ОС:

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 × 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 × 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 × 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 × 2,2% – (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

Если вы платите налог на имущество по кадастровой стоимости

Многие компании рассчитывают налог по кадастровой стоимости. Власти должны предупредить организации и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости до 1 января на официальном сайте региона.

Запросите кадастровую стоимость здания в региональном отделении Росреестра. Если вы владеете только частью здания, то выясните ее кадастровую стоимость, исходя из своей доли в общей площади здания. Сумму налога выясняем по следующей формуле:

Сумма налога за год = кадастровая стоимость × налоговая ставка × число месяцев владения имуществом / число месяцев в отчетном периоде

С 2020 расширен список объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Теперь по всей недвижимости, которая облагается налогом на имущество физлиц, нужно платить налог по кадастровой стоимости.

Еще в НК РФ появилось условие, что базой по налогу на имущество с 2020 года является кадастровая стоимость для иных объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 32 НК, не предусмотренных в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 378.2 НК.

Чтобы компании платили налог по таким объектам по кадастровой стоимости, регионы должны предусмотреть эти виды объектов в своих законах. Если объект в законе не прописан, то он облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если же вид объектов указан в законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налог тоже платится со среднегодовой стоимости.

Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. Случается, что власти в середине года исключают объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости, тогда придется пересчитать налог с начала года по среднегодовой стоимости.

Отчетность по налогу на имущество организаций

По авансовым платежам больше не нужно сдавать ежеквартальные расчеты, остался только отчет по итогам года — декларация по налогу на имущество. С 2020 года изменяется форма декларации, она утверждены Приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@.

В новой форме изменения незначительные. На титульном листе и остальных разделах изменились штрихкоды. Также чиновники учли отмену авансовых расчетов и добавили в раздел 1 новые строки для исчисленного налога к уплате и авансовых платежей за 3 месяца, полгода и 9 месяцев. В разделах 2 и 3 авансовые платежи отражать не надо. В раздел 2.1 добавили новые коды для водных и воздушных судов.

Декларация по налогу на имущество за 2019 год сдается до 30 марта 2020 года, с учетом переноса.

Многие регионы вводят свои сроки отчетности и уплаты налога — и подходят к этому вопросу разнообразно и творчески. Нужно уточнить условия и отчетные даты своего региона. Уплата авансовых платежей или налога производится по месту нахождения имущества. Точно так же отчетность по имуществу сдается в налоговую по месту нахождения имущества. Штраф для компаний, которые не уведомили налоговую о недвижимости, составляет 20% от неуплаченного налога на имущество.

Попробуйте легко и быстро подготовить расчет по налогу на имущество в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. В конце года сформируйте и отправьте через Контур.Бухгалтерию отчет по налогу на имущество и другие налоговые декларации и отчеты в фонды.

Правительство Москвы составило перечень “кадастровой” недвижимости на 2018 год

Для Москвы утвержден перечень объектов коммерческой недвижимости на 2018 год, по которым налог на имущество организаций рассчитывается от кадастровой стоимости. Об этом сообщает департамент экономической политики и развития города Москвы.

В новый перечень вошло около 25 тысяч объектов общей площадью почти 90 миллионов «квадратов». Это на 4% больше, чем в предыдущем налоговом периоде. Это связано с работой, направленной на справедливое распределение налоговой нагрузки.

«Город, таким образом, продолжает работу, направленную на справедливое распределение налоговой нагрузки — в зависимости от реальной стоимости имущества, создает равные условия налогообложения для схожих объектов торговой и офисной недвижимости», — отметил Министр Правительства Москвы, глава Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов.

Он напомнил, что в столице создана сбалансированная система льгот для включенных в перечень торгово-офисных объектов, которые относятся к социально значимым либо производственным сферам деятельности.

В 2016 году для трех тысяч объектов недвижимости сумма налоговых льгот составила около трех миллиардов рублей.

Информацию о порядке налогообложения, ставках, льготах по налогу на имущество от кадастровой стоимости, действиях в случае несогласия с включением объекта недвижимости в перечень налогоплательщики могут получить на странице Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Включен ли ваш объект в утвержденный перечень объектов недвижимости?

Это можно узнать с помощью сервиса для поиска объектов недвижимого имущества, по которым налог на имущество исчисляется от кадастровой стоимости.

Данный сервис предназначен для поиска объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости.

В случае если Вам принадлежит нежилое помещение в нежилом здании, то в Перечне необходимо осуществлять поиск здания, в котором расположено данное помещение.
В настоящее время в данном сервисе содержатся утвержденные Перечни на 2014 – 2018 гг.

Ознакомиться с критериями, по которым объекты недвижимости включаются в Перечень, порядком налогообложения, ставками, льготами по налогу на имущество от кадастровой стоимости можно на официальном сайте Мэра Москвы.

1. Как пользоваться сервисом?

Поиск в Перечне осуществляется по кадастровому номеру или по адресу объекта недвижимости. Обращаем внимание, что поиск по кадастровому номеру более точен, в то время как поиск по адресу может не дать корректного результата в связи с индивидуальными особенностями написания адреса объекта (например, использование буквы «е» или «ё» в названии улицы).

Кадастровый номер объекта можно увидеть в свидетельстве о праве собственности на объект, выписке из ЕГРН, кадастровом паспорте на объект, на сайте Росреестра

Результаты поиска носят исключительно информационный характер, не являются доказательством наличия или отсутствия объекта недвижимого имущества в Перечне соответствующего года и не могут служить основанием для расчета налога.

В результатах поиска указывается также информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем Ваше внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно. Более подробную информацию о критериях включения объекта в Перечень можно найти в пунктах 2 и 3 раздела «Часто задаваемые вопросы».

Официальную информацию о наличии или отсутствии объекта недвижимого имущества в перечне соответствующего года Вы найдете в постановлениях Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. № 772-ПП (действует в 2014 году) и от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП (вступил в силу с 1 января 2015 года), в 2016 году – в редакции от 26 ноября 2015 г. № 786-ПП, в 2017 году – от 29 ноября 2016 г. № 789-ПП, в 2018 году – от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП.

2. Какие объекты включены в Перечень на 2018 год?

В Перечень на 2018 год включены объекты, соответствующие следующим условиям:

  • Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования, включающим размещение торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания;
  • Нежилое здание (площадью свыше 1 тыс.м 2 ) либо нежилое помещение в жилом доме (если совокупная площадь нежилых помещений превышает 3 тыс.м 2 )фактически используется не менее чем на 20% общей площади для торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости;
  • Нежилое здание либо нежилое помещение, расположенное на пешеходных зонах (список таких зон см. здесь), фактически используется не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости, либо имеет соответствующее назначение в документах технического учета.

Ознакомиться с критериями включения объектов недвижимого имущества в Перечни на 2014-2018 год можно здесь.

3. Как определить, по какому критерию объект был включен в Перечень?

  • В результатах поиска объекта недвижимости в сервисе указывается информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно.
  • Проверить, проводилось ли обследование Госинспекцией по недвижимости (здесь).

Если обследование не проводилось, значит, объект недвижимости включен в Перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка (либо документов технического учета для объектов, расположенных на пешеходных зонах, подробнее о критериях см. Вопрос № 2).

  • Обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы за разъяснениями, по каким критериям Ваш объект недвижимости был включен в Перечень, а также узнать о порядке его налогообложения и возможных льготах (подробнее).
  • Ознакомиться с порядком налогообложения Вашего объекта недвижимости налогом на имущество, уплачиваемым от кадастровой стоимости, можно здесь.

    4. Что делать, если Вы не согласны с включением объекта недвижимости в Перечень?

    1. Определить, по какому критерию объект был включен в Перечень (см. вопрос № 3).
    2. В случае если здание было включено в Перечень, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение торговли, офисов, бытового обслуживания или общественного питания, но данный участок фактически не используется под заявленные цели, Вы можете:
      • обратиться в Департамент городского имущества города Москвыв ближайшее время для исключения указанных видов размещения из вида разрешенного использования земельного участка и внесения данных изменений Росреестром в ЕГРН до 31 декабря 2017 года (подробнее), либо
      • если изменение вида разрешенного использования нецелесообразно, либо не было произведено до 31 декабря 2017 года, но при этом объект недвижимости фактически используется для вышеуказанных видов деятельности менее чем на 20% площади, обратиться до 30 апреля 2018 года в Госинспекцию по недвижимости для составления акта обследования до 30 июня 2018 года. Это позволит снизить налог в 4 раза, заявив соответствующую льготу (см. вопрос № 5, льгота № 1).
    3. В случае если объект недвижимости был включен в Перечень по акту Госинспекции, как фактически использующийся не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания, Вы можете:
      • в случае если акт был составлен в 2017 году и Вы с ним не согласны – обратиться в Департамент до 31 марта 2018 года для рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией повторного акта, подтверждающего отсутствия данных видов использования объекта (подробнее);
      • в случае если с даты составления акта фактическое использование объекта изменилось и сейчас он используется для вышеуказанных видов деятельности менее, чем на 20% общей площади – обратиться в Департамент для рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией по недвижимости акта, подтверждающего отсутствие данных видов использования объекта до 31 декабря 2017 года (подробнее).
    Читать еще:  Как отделать карниз крыши?

    Если объект недвижимости включен в Перечень одновременно по нескольким критериям и Вы с ними не согласны, то необходимо осуществить действия, описанные выше в подпунктах 2 и 3.

    5. Какими льготами я могу воспользоваться в отношении объектов, включенных в Перечень?

    Федеральные налоговые льготы предусмотрены в главе 30 Налогового кодекса РФ.

    Основные региональные льготы:

      Снижение налога в 4 раза – для объектов, фактически используемых для торгово-офисных целей менее чем на 20% общей площади, но включенных в Перечень, поскольку они расположены на земельных участках с видом разрешённого использования для размещения офисных объектов, объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания (ч. 2.3 ст. 4.1 Закона № 64).

    Внимание! Для применения данной льготы в 2018 году необходимо в период с 1 января 2017 года до 30 июня 2018 года получить акт обследования Госинспекции по недвижимости, подтверждающий, что объект недвижимости используется для размещения офисных объектов, объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания менее чем на 20% общей площади.

    Снижение налога в 4 раза для заводоуправлений (офисных зданий, используемых для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих производственную деятельность) (ч. 2.1 ст. 4.1 Закона № 64);

    Внимание! Для применения данной льготы в 2018 году необходимо в период с 1 января 2017 года до 30 июня 2018 года получить два акта обследования Госинспекции по недвижимости: акт, подтверждающий использование офисного здания под заводоуправление, и акт, подтверждающий наличие производства на земельном участке заводоуправления или смежном земельном участке.

  • Снижение налога в 4 раза для образовательных, медицинских и научных организаций в отношение помещений, расположенных в торговых и бизнес-центрах, используемых для образовательной, медицинской и научной деятельности (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 64);
  • Льгота для субъектов малого предпринимательства – уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость 300 м 2 площади объекта для субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 4.1 Закона № 64);
  • Льгота для гостиниц – уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость увеличенной вдвое минимальной площади номерного фонда гостиницы (ч. 2.2 ст. 4.1 Закона № 64);
  • Льготы для инвестиционных приоритетных проектов города Москвы:
    • промышленных комплексов – уплата 50% суммы исчисленного налога в отношении недвижимого имущества промышленных комплексов (ч. 1.4 ст. 4 Закона № 64);
    • технопарков и индустриальных парков – полное освобождение от уплаты налога в отношении недвижимого имущества технопарка или индустриального парка (п. 27 ч. 1 ст. 4 Закона № 64).
  • Более подробно с условиями применения вышеуказанных льгот, а также с др. льготами можно ознакомиться здесь.

    Перечень облагаемого по кадастровой стоимости имущества

    Организации признаются плательщиками налога на имущество. Стоимость объектов определяется как среднегодовая с учетом амортизации, либо же может быть рассчитана исходя из кадастровой стоимости. Последнее положение относится к недвижимому имуществу. В статье рассмотрим также перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости.

    Налог на имущество

    Юридические лица уплачивают налог на принадлежащее им имущество. Правила уплаты налога устанавливаются региональными властями. Также субъектам РФ дано право устанавливать и порядок взимания и начисления платежа. Им позволяется определиться и со ставкой налога. Однако принятые решения не должны ухудшать положения плательщиков относительно норм НК РФ.

    Налог уплачивается, если имущество находится на балансе предприятия. Организация может владеть движимыми и недвижимыми объектами, использовать их на правах хозяйственного управления. Для корректного исчисления платежей предприятию необходимо составлять перечень имеющихся основных средств, иметь в наличии документы, подтверждающие право распоряжения.

    ★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Объекты налогообложения

    Предприятия уплачивают имущественный налог, который рассчитывается на основании стоимости объектов. Начиная с 2014 года, этот показатель делится на 2 категории:

    1. Балансовая стоимость имущества. Это затрагивает имеющиеся в наличии основные средства, в том числе движимое имущество, оборудование, некоторые виды помещений.
    2. Кадастровая стоимость. Налог уплачивается исходя из данных, содержащихся в Перечне подобных объектов. Список ежегодно утверждается региональными властями.
    ★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Определение кадастровой стоимости недвижимости

    При расчете налога на имущество кадастровая оценка может быть применена лишь к недвижимости. В качестве кадастровой стоимости объекта признается рыночная оценка, подготовленная независимыми экспертными комиссиями. При ее определении главенствующим правилом выступают положения принятого закона «Об оценочной деятельности».

    Переоценка установленных параметров происходит не чаще 1 раза за 3 года. При этом проводить расчеты требуется не реже каждых 5 лет. В отношении имущества федеральных городов допускается проведение оценки с периодичностью 1 раз в 2 года. Полученные результаты фиксируются в общей базе данных Росреестра.

    В качестве объектов, чья стоимость может определяться как кадастровая, могут быть отнесены следующие помещения и здания:

    • торговые комплексы;
    • административно-деловые центры;
    • нежилые помещения, предназначенные под офисы, объекты торговых точек, пункты общественного питания;
    • недвижимость иностранных организаций, которые не осуществляют в РФ свою деятельность;
    • жилые помещения, не числящиеся на балансе как объекты основных средств.

    Перечень имущества, подлежащего кадастровой оценке, составляется региональными властями до начала отчетного года. Данные предоставляются в налоговые службы, а также размещаются в свободном для пользования доступе, как правило, на официальных порталах регионов.

    Перечень содержит список объектов и адреса расположения, кадастровые номера, стоимость. На основании этой информации организации производят расчеты по имеющемуся имуществу исходя из его балансовой или кадастровой стоимости.

    Расчет налога по кадастровой стоимости

    Организации являются плательщиками налога на имущество, которое рассчитано по кадастровой стоимости. При этом не имеет значения, применяются ли льготные налоговые режимы. Предприятия на УСН переведены на уплаты налога по данным критериям с 2015 года, вмененщики ― с 2014.

    Для расчета налога по объекту с кадастровой оценкой следует удостоверится, что помещение включено в соответствующий Перечень, ежегодно утверждаемый Правительством. Затем стоит обратить внимание на наличие самой кадастровой стоимости. Ее отсутствие может послужить поводом для отказа по начислению налога.

    При наличии кадастровой стоимости далее следует определиться с долей владения. Нередко организации арендуют или выкупают торговые места и прочие площади для дальнейшего ведения бизнеса. Кадастровая стоимость в этом случае будет рассчитываться пропорционально имеющимся долям.

    Далее следует определиться со ставкой имущественного налога. Значение данного показателя утверждается местными властями. Начиная с 2016 года эта ставка не превышает 2%.

    Некоторые регионы приняли решение о ежеквартальном перечислении имущественного налога, в том числе и по отношению ко всем видам объектов. В таких случаях налог делится на 4 части ежеквартально. Правила по определению месяцами владения изменились. Для признания имущества с расчетом по кадастру необходимо учитывать все месяцы владения, даже те, когда объект находился в собственности более половины месяца.

    Плательщики налога в таблице

    В качестве плательщиков налога признаются все российские юридические лица. Кроме того, платят налог на имущество и иностранные фирмы, действующие на территории РФ через постоянное представительство. Оплачивают налог и зарубежные организации, владеющие недвижимостью в пределах российского государства, однако постоянного представительства не имеющие.

    Некоторые категории плательщиков освобождены от уплаты налога. Хотя это положение не относится к недвижимости, стоимость которого рассчитывается по кадастровой стоимости. В таких случаях налог на имущество уплачивают не только организации на ОСНО, но и вмененщики, а также лица, применяющие УСН, ЕСХН.

    Объекты налогообложения и плательщики налога

    Объекты налогообложения
    Плательщики Недвижимое имущество по балансовой стоимости Недвижимое имущество с определением кадастровой стоимости Прочие объекты ОС
    Российские организации Платят Платят Платят
    Организации, использующие льготные спецрежимы Не платят Платят Не платят

    Вопросы и ответы по теме

    1. Здравствуйте. Наша организация применяет упрощенку. В собственности имеется некоторое недвижимое имущество, на территории которого расположен наш магазин. Как узнать, нужно ли нам отчитываться по налогу на имущество, и с какой периодичностью?

    Ответ. Вы являетесь плательщиком налога на имущество в том случае, если стоимость объекта недвижимости определяется как кадастровая. Для получения более точных сведений необходимо обратиться к перечню недвижимости, для которой применяется кадастровая стоимость. Перечень утверждается ежегодно субъектами регионов РФ. Отчет по налогу предполагает и возможные авансовые ежеквартальные платежи, если данный порядок также действует в вашем регионе. Местные власти вправе самостоятельно решать этот вопрос. В случае, если ваш объект в указанный Перечень не включен, плательщиком налога вы не признаетесь.

    2. У нас имеется магазин, расположенный в торговом центре города. В своей предпринимательской деятельности мы используем УСН. Указанный торговый центр входит в Перечень имущества, стоимость которого определяется как кадастровая. Однако стоимости самого нашего помещения, в котором расположен магазин, неизвестна. Нужно ли нам платить налог по нашему магазины, и если да, то его нужно каким образом рассчитать?

    Вам необходимо платить налог на имущество. Сроки и периодичность перечислений определяются законами субъектов РФ. Если же изначально кадастровая стоимость принадлежащей вам площади неизвестна, то необходимо произвести расчет исходя из доли магазина в общей площади здания.

    3. Подскажите, где можно посмотреть, относится ли наше помещение к основным средствам, которые рассчитываются по кадастровой стоимости?

    Региональные власти должны ежегодно публиковать перечень объектов недвижимости в регионе, которые рассчитываются в целях налогообложения исходя из кадастровой стоимости. Лучше всего посмотреть эту информацию на официальном сайте региона. На портале Росреестра таких данных может и не быть.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector