Порядок принятия локальных нормативных актов
Энциклопедия решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников
Порядок принятия локальных нормативных актов
Правила разработки и утверждения локальных нормативных актов законом не регламентированы. Работодатель самостоятельно определяет лиц, ответственных за подготовку проектов локальных нормативных актов по тем или иным вопросам, а также сроки выполнения ими подобной работы. При необходимости с целью разработки локального акта может создаваться рабочая группа. Также может быть предусмотрена процедура согласования текста с конкретными специалистами или подразделениями (например, с юридической службой, бухгалтерией). Утверждается локальный нормативный акт удобным работодателю способом: посредством издания отдельного приказа в свободной форме или путем проставления на самом документе утверждающей визы лица, наделенного такими полномочиями.
Согласно части второй ст. 8 ТК РФ наличие представительного органа работников обязывает работодателя при принятии локальных нормативных актов учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями.
Нормы трудового законодательства, устанавливающие такие случаи, неодинаковы как в части указания на конкретный орган, чье мнение необходимо учитывать, так и в части отсылки к конкретному порядку такого учета. Одни статьи ТК РФ требуют учитывать мнение любого представительного органа работников, вторые – лишь мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, третьи – мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Единственная статья закона, в которой установлен порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, – это статья 372 ТК РФ. И речь в ней идет об учете мнения только выборного органа первичной профсоюзной организации. Тем не менее, в ТК РФ неоднократно встречается указание на необходимость принятия локального нормативного акта с учетом мнения любого представительного органа работников в порядке, установленном именно ст. 372 ТК РФ. Некоторые статьи ТК РФ предписывают учитывать мнение профсоюза или любого представительного органа работников, вообще не конкретизируя порядок такого учета.
В то же время сама статья 8 называет соблюдение ст. 372 ТК РФ условием применимости всех локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, и при этом не уточняет вид представителя. Это позволяет утверждать, что обозначенная разница в формулировках не должна влиять на порядок принятия локальных нормативных актов.
Общие положения закона о социальном партнерстве в сфере труда подтверждают верность такого вывода. В соответствии со ст. 53 ТК РФ учет мнения представительного органа работников относится к формам участия работников в управлении организацией. В свою очередь, участие работников и их представителей в управлении организацией является формой социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Таким образом, даже если закон требует принимать локальный нормативный акт по конкретному вопросу с учетом мнения именно первичной профсоюзной организации, а профсоюзный орган, отвечающий указанным в ст. 372 ТК РФ критериям, отсутствует, однако имеется иной представительный орган, выбранный трудовым коллективом, работодатель обязан учесть его мнение.
Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с частью первой ст. 372 ТК РФ надлежит учитывать, только когда он представляет интересы всех или большинства работников. Если имеющаяся первичная профсоюзная организация не объединяет более половины трудящихся и не уполномочена представлять интересы всех работников, работодатель при принятии локального нормативного акта вправе обойтись без учета мнения такой профсоюзной организации (определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Ленинградского областного суда от 22.06.2016 N 33-3685/2016, определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09.12.2014 N 33-5489/2014, определение Пензенского областного суда от 21.08.2012 N 33-1928, определение Московского областного суда от 04.08.2011 N 33-17593).
Мнение представительного органа о локальном нормативном акте во всех случаях запрашивается в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, даже если устанавливающая такую необходимость норма не содержит ссылки на эту статью. Например, проверяя соблюдение работодателем процедуры принятия локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, суды, как правило, руководствуются положениями ст. 372 ТК РФ, хотя статьи 135 и 144 ТК РФ не уточняют порядок учета мнения представительного органа работников (определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 N 33-28888/2016, определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Иркутского областного суда от 21.04.2016 N 33-4942/2016, определение Воронежского областного суда от 16.02.2016 N 33-906/2016).
Локальные нормативные акты, принятие которых в соответствии с ТК РФ требует учета мнения профсоюза или иного представительного органа работников:
график работы на вахте (ст. 301);
правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
правила и инструкции по охране труда (ст. 212);
акты, которыми устанавливаются:
– порядок проведения аттестации работников (ст. 81);
– перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);
– разделение рабочего дня на части (ст. 105);
– размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе (ст. 112);
– порядок и условия предоставления самостоятельно устанавливаемых работодателем дополнительных отпусков (ст. 116);
– форма расчетного листка (ст. 136);
– конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147);
– конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153);
– конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154);
– системы нормирования труда (ст. 159, ст. 162);
– формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (ст. 196);
– нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами (ст. 221);
– порядок применения вахтового метода (ст. 297);
– размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);
– размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в РКС и приравненных к ним местностях (ст. 325);
– размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом для работы в РКС и приравненные к ним местности (ст. 326).
Случаи обязательного учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов согласно ст. 8 ТК РФ могут быть предусмотрены не только Трудовым кодексом РФ, но и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В качестве примеров приведем:
– п. 5 ст. 36.29 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”, согласно которому пенсионная программа работодателя по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению при отсутствии коллективного договора утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа);
– п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, в соответствии с которым состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации;
– п. 7 Стандарта безопасности труда “Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами”, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, предписывающий нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами, устанавливать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Коллективные договоры и соглашения, как следует из ст. 8 ТК РФ, могут дополнять нормативно установленный перечень случаев обязательного учета мнения представительного органа работников конкретными вопросами, а могут предусматривать необходимость соблюдения такой процедуры при принятии работодателем всех локальных нормативных актов. Кроме того, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (часть третья ст. 8 ТК РФ).
Учета мнения представительного органа работников либо согласования с ним, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, требуют все локальные нормативные акты по обозначенным вопросам: как изначально устанавливающие правовое регулирование, так и вносящие изменения в прежние нормы или отменяющие их действие (определение Верховного Суда Республики Коми от 07.04.2016 N 33-1748/2016, определение Архангельского областного суда от 04.02.2016 N 33-817/2016).
Поскольку учет мнения необходим именно при принятии локального нормативного акта, уже утвержденные документы после появления представительного органа работников работодатель согласовывать с ним не обязан (определение Московского городского суда от 16.03.2012 N 33-8164).
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Работодатель направляет профсоюзу проект ЛНА и обоснование по нему
Профсоюз не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю письменное мотивированное мнение
Профсоюз согласен с проектом
Профсоюз предлагает усовершенствовать проект
Профсоюз не согласен с проектом
Работодатель принимает ЛНА
Работодатель вносит преложенные изменения и принимает ЛНА
Работодателя не устраивает мнение профсоюза
Работодатель отказывается от принятия ЛНА
Работодатель в течение 3 дней после получения мотивированного мнения проводит дополнительные консультации с профсоюзом
Согласие не достигнуто
Работодатель действует в соответствии с достигнутой договоренностью: принимает ЛНА в согласованной редакции или отказывается от его принятия
Оформляется протокол разногласий
Работодатель действует по своему усмотрению и вправе принять ЛНА в своей редакции
обжаловать ЛНА в ГИТ или в суд
начать процедуру коллективного трудового спора
Если работодатель по истечении пятидневного срока не получил от представительного органа мотивированное мнение по проекту, он вправе принять локальный нормативный акт. Проводить дополнительные консультации и составлять протокол разногласий в таком случае не требуется (определение Воронежского областного суда от 29.03.2016 N 33-1493/2016, определение Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2013 N 33-6503/2013, определение Красноярского краевого суда от 21.11.2011 N 33-10621).
Работодатель обязан знакомить работников под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Устраивающихся на работу согласно ст. 68 ТК РФ необходимо знакомить с принятыми локальными актами еще до подписания трудового договора. С локальными актами, принимаемыми работодателем в процессе трудовой деятельности работников, обязывает знакомить статья 22 ТК РФ. Однако какого-либо конкретного общего срока ознакомления законом не установлено. Лишь в отношении графика сменности и графика работы на вахте предусмотрена необходимость довести их до сведения работников не позднее чем за 1 и за 2 месяца до введения в действие соответственно (ст. 103 и ст. 301 ТК РФ).
Дистанционный работник может быть ознакомлен с локальными нормативными актами путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником (часть пятая ст. 312.1 ТК РФ).
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок ” Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры ” – это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2020 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока “Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры” использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
Порядок принятия локальных нормативных актов работодателем
Опубликовал: Eduard в Трудовое право 14.12.2017 0 986 Просмотров
Понятие локальных нормативных актов
Т рудовая деятельность регулируется отдельным законодательством о труде, в которую входит федеральное законодательство, законодательство об охране труда, иными нормативными актами, касающиеся норм трудового права ( ст. 5 ТК РФ). Понятие локальные нормативные акты в российском трудовом законодательстве не имеется, но имеется указание на то, что они принимаются работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законом ( ст. 8 ТК РФ). Данная статья посвящается порядку принятия локальных нормативных актов работодателем.
К локальным нормативным актам относятся довольно широкие и разнообразные акты – положения, правила и инструкции. Так, по мнению Роструда, к локальным нормативным актам относятся штатное расписание, график отпусков. [1] Из анализа трудового законодательства можно сделать вывод о том, что локальные нормативные акты (ЛНА) можно подразделить на следующие виды:
- обязательные ЛНА – они предусмотрены ТК РФ (ст.ст. 135, 189 ТК РФ),
- необязательные ЛНА – они не предусмотрены трудовым законодательством, они, как правило, принимаются по усмотрению работодателя. Например, к таким актам можно отнести Положение об организации детского отдыха, Положение о добровольном медицинском страховании и др.
С 1 января 2017 года работодатели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов сферы трудовых отношений. В таком случае такие работодатели обязаны включать в трудовые договоры с работниками положения, которые должны регулироваться на уровне локальных нормативных актов.
Необходимо также отметить, что порядок принятия локальных нормативных актов должен учитывать требования закона. ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными правовыми актами, касающиеся трудовых отношений.
Структура и содержание локальных нормативных актов
С труктура — определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, строение, устройство чего-либо. Структура — совокупность связей между частями объекта. Вопросы принятия локальных нормативных актов имеет прямую связь со структурой таких документов. Структуру ЛНА можно подразделить на следующие составные части:
- общие положения,
- основная часть,
- заключительные положения.
В общих положениях, как правило, прописывается перечень затрагиваемых вопросов, нормативная база, являющаяся основанием принятия ЛНА, а также в отношении кого распространяются правила.
В основной части локального нормативного акта устанавливаются права и обязанности работника и работодателя; процедуры, не определенные законом, но должны быть урегулированные на локальном уровне; действия сторон трудовых правоотношений, сроки, ответственность и другие положения.
В заключительной части ЛНА указываются время вступления ЛНА в силу, порядок внесения дополнений и изменений, отмены и иные вопросы.
Нормативная база для принятия ЛНА
П ри подготовке проекта локального нормативного акта необходимо руководствоваться определенными нормативными правовыми актами, которые устанавливают определенные правила принятия документов и их содержание.
К такому акту относится Приказ Главархива СССР от 23.05.1988 №33, которая одобрена коллегией Главархива СССР от 27.04.1988 г. «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения».
Также необходимо руководствоваться Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 г. №65-ст «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003».
Особенности принятия локальных нормативных актов
Л окальные нормативные акты принимаются на государственном языке РФ или на государственных языках РФ субъектов РФ. Содержание ЛНА должно соответствовать ранее изданным по этому вопросу документам.
Законодательство не устанавливает четкий порядок принятия локальных нормативных актов. Данный вопрос законодатель оставил разрешать работодателю. В процессе разработки ЛНА необходимо придерживаться следующих стадий.
Порядок принятия локальных нормативных актов
- определение вопросов, которые требуют урегулирования путем принятия локальных нормативных актов,
- определение этапов и сроков разработки проекта локального нормативного акта,
- создание рабочей группы, которая уполномочена на разработку акта. Как правило, группа состоит из работников отдела кадров, бухгалтерии, иных работников, а также работников юридического отдела. То есть в рабочих группах должны участвовать те категории работников, вопросы которых разрешаются принимаемым ЛНА,
- подготовка проекта локального нормативного акта,
- согласование проекта ЛНА участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами. Согласование оформляется «Визой согласования документа», что включает в себя подпись и должность визирующего документ, а также расшифровку подписи.
После того, как проект локального нормативного акта был согласован он направляется в профсоюзную организацию для учета мнения представительного органа работников. Данное правило применяется в том случае, когда закон устанавливает требование учета мнения профсоюза при принятии ЛНА. При направлении в профсоюз проекта ЛНА необходимо также направить обоснование по нему (ст. 372 ТК РФ).
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо такая дата может быть указана в ЛНА. Существуют следующие способы принятия локальных нормативных актов работодателем:
- путем его утверждения,
- путем издания приказа об утверждении локального нормативного акта. Унифицированная форма подобного приказа не существует, его составляет работодатель самостоятельно на свое усмотрение. В приказе отражаются:
- дата введения в действие ЛНА,
- информация об ознакомлении с работниками, также должна содержаться информация о сроке ознакомления работников с ЛНА,
- должность и ФИО лиц ответственных за исполнение и соблюдение ЛНА.
Внесение изменений и отмена локальных нормативных актов
Л окальные нормативные акты не должны противоречить трудовому законодательству, но в случаях, когда вносятся изменения в законодательство, то и ЛНА необходимо привести в соответствие с нормами закона. То есть, работодатель должен внести изменения или принять новый локальный нормативный акт.
Локальный нормативный акт может быть изменен еще и по воле работодателя – по его усмотрению. В этом случае необходимо учитывать, что принимаемый ЛНА не должен ухудшать положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором или соглашением.
Изменения вносятся в том же порядке, что и при разработке локального нормативного акта. Все изменения должны быть согласованы сторонами трудовых отношений, так как могут возникнуть спорные вопросы, порождающие спор между сторонами правоотношений в сфере труда. Если же ЛНА принимался с учетом мнения профсоюза, то и изменения должны вноситься в соответствующем порядке.
Статья 12 ТК РФ устанавливает случаи прекращения действия локальных нормативных актов:
- истечение срока действия ЛНА, например, график отпусков утверждается ежегодно и прекращает действие по окончанию календарного года,
- отмена (признание утратившим силу) локального нормативного акта либо отдельных его положений другим актом,
- принятие закона, коллективного договора или иных правовых актов, устанавливающие более высокий уровень гарантий работникам.
Несмотря на то, что действие локальных нормативных актов прекращается автоматически, рекомендуем издать соответствующий приказ и ознакомить с ним работников вашего предприятия.
Локальный нормативный акт организации
Локальный нормативный акт организации – это документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Общие требования к локальным нормативным актам организации
К основным общим требованиям можно отнести следующие требования:
локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников в случаях, установленных Трудовым кодексом;
нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;
локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.
Форма и виды локальных нормативных актов
Наиболее распространенные формы таких актов – положение, правила и инструкция.
Локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п.
К локальным нормативным актам относятся также штатное расписание и график отпусков.
Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.
Локальные нормативные акты можно разделить на следующие виды:
обязательные – состав таких актов определен трудовым законодательством. К обязательным, в частности, относятся:
документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например, Положение о персональных данных;
документ, устанавливающий систему оплаты труда, например, Положение об оплате труда;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила и инструкции по охране труда;
документ, определяющий порядок аттестации.
необязательные – такие документы прямо не предусмотрены трудовым законодательством, работодатель принимает их по своему усмотрению. К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.
Оформление локального нормативного акта
При оформлении локального нормативного акта используется бланк, который включает в себя:
наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;
место составления документа.
Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.
Структура и содержание локальных нормативных актов
Структура и содержание локальных нормативных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.
Условно структуру локальных нормативных актов можно разделить на следующие части:
общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный нормативный акт принимается; подразделения или категории работников, подпадающие под его действие;
основная часть: права и обязанности работника и работодателя; процедуры, не определенные законодательством; порядок взаимодействия структурных подразделений в зависимости от специфики локального нормативного акта; действия сторон, сроки, ответственность и пр.
заключительные положения: время вступления локального нормативного акта в силу, порядок внесения изменений и дополнений, а также его отмены, перечень локальных нормативных актов или отдельных положений, прекращающих действие в связи с принятием нового акта.
Локальные нормативные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. В этом случае делается отметка о наличии приложения.
Порядок принятия локальных актов
Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.
Принятие локальных нормативных актов
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе.
Работодатель может принять локальные нормативные акты следующими способами:
издать приказ (распоряжение) об утверждении локального нормативного акта.
Утверждая локальный нормативный акт, работодатель должен поставить подпись в реквизите “Гриф утверждения документа”.
Если локальный нормативный акт принимается путем издания приказа (распоряжения), то в приказе об утверждении локального нормативного акта необходимо отразить:
дату введения его в действие;
указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;
фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта;
Ознакомление работников с локальными нормативными актами
Работники должны быть ознакомлены под подпись со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами.
– подписью работника на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления.
Этот лист прилагается к каждому локальному нормативному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица;
– подписью работника на отдельном документе – журнале ознакомления работников с локальными нормативными актами.
В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления работников с несколькими локальными нормативными актами.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах
Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.
Напомним об основных признаках ЛНА
В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.
ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.
Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.
При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.
Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.
Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).
А конкретнее?
Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.
Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.
Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.
Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:
- Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
- Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
- Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
- Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
- Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
- Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
- Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
- Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
- График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.
Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.
Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.
Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков. В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.
Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.
Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.
Разработать, утвердить, согласовать
Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.
После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.
Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.
Как правильно составить ЛНА
Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.
Бланк локального нормативного акта содержит:
- название организации согласно учредительным документам;
- наименование документа (положение, правила и пр.);
- номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
- виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
- специальная отметка, если есть приложения к документу;
- виза утверждения руководителем;
- дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.
И не забудьте о главном
Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).
В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:
- на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
- изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.
Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:
- оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
- к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
- в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.
В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.
Положение о порядке разработки и принятия локальных нормативных актов
-
Анатолий Ушаков 3 лет назад Просмотров:
1 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр подготовки специалистов «Сфера» «УТВЕРЖДАЮ» Директор АНО «Сфера» Аксенов А.Н. «18» ноября 2015 г. Положение о порядке разработки и принятия локальных нормативных актов Москва, 2015 г. 1
2 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о порядке разработки и принятия локальных нормативных актов в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр подготовки специалистов «Сфера» (далее по тексту «Положение») определяет основные требования к процедуре разработки проектов локальных нормативных актов руководителями образовательного учреждения, порядку их принятия, внесения в них дополнений и изменений, а также основные требования к содержанию локальных нормативных актов. 1.2.Действие настоящего Положения распространяется на разрабатываемые и принимаемые в АНО ДПО «Центр подготовки специалистов «Сфера» локальные нормативные акты (далее по тексту настоящего Положения – ЛНА), определяющие правовой статус и направления деятельности образовательного учреждения. 2. Виды локальных нормативных актов, регулируемых настоящим Положением: 2.1.На основе настоящего Положения разрабатываются и принимаются следующие виды локальных нормативных актов: Правила; Положения; Инструкции Постановления; Решения; Приказы и распоряжения; Протоколы и акты; Методические рекомендации; Программы и планы; Должностные инструкции Предусмотренный настоящим Положением перечень видов локальных нормативных актов не является исчерпывающим, в зависимости от конкретных условий деятельности учреждения им могут приниматься иные ЛНА по вопросам, указанным в пункте 1.2. настоящего Положения. 3. Порядок разработки и согласования локальных нормативных актов 3.1.Разработка локальных нормативных актов производится: Первично – во вновь созданном учреждении; В случаях, предусмотренных п.п и 5.4. настоящего Положения Должностные лица, компетентные принимать решения о разработке и принятии ЛНА: Руководитель образовательного учреждения; Заместители руководителя образовательного учреждения по соответствующим направлениям деятельности Указанные в п.п и должностные лица, принявшие решение о разработке ЛНА, вправе поручить подготовку проекта ЛНА соответствующему должностному лицу, группе лиц, органу самоуправления либо разработать проект самостоятельно. В любом случае подлежит изданию распорядительный документ, определяющий цели, сроки и направления разработки ЛНА, порядок его согласования с другими органами, должностными лицами и структурными подразделениями Органы и лица, компетентные вносить предложения о разработке ЛНА и представлять их проекты: 2
3 3.3.1.Представители государственных органов, а также лица, которым при исполнении служебных обязанностей стало известно о возникновении несоответствия существующих ЛНА действующему законодательству Российской Федерации или иным обязательным нормативам Общий порядок первичной разработки локальных нормативных актов по вступлении в силу настоящего Положения. ЛНА разрабатываются в соответствии с настоящим Положением, требованиями, предъявляемыми к таким актам законодательством, а также конкретными направлениями деятельности учреждения и обязанностями работников с учетом специфики. После разработки проектов ЛНА и проверки на предмет их соответствия положениям законодательства, иным обязательным нормативам, а равно объему задач, прав и обязанностей исходя из структуры, проекты ЛНА предоставляются на утверждение директору Порядок разработки дополнений, изменений и отмены ЛНА. Работники и должностные лица, которым стало известно о наступлении условий, предусмотренных п настоящего Положения, обязаны незамедлительно письменно сообщить о наступлении таких условий непосредственному руководству. При этом указанные лица имеют право представить собственные проекты ЛНА, соответствующие вновь введенным нормативам, а равно свои замечания и дополнения к должностным инструкциям, существовавшим по их должностям ранее. Предложения о необходимости внесения изменений (дополнений) в ЛНА либо их отмены представляются с обязательным указанием мотивировки таких изменений либо дополнений. 4.Содержание, структура и оформление локальных нормативных актов Локальные акты АНО ДПО «Сфера» должны соответствовать следующим требованиям: 4.1. Положение должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; его наименование, грифы: принято, утверждено, согласовано; регистрационный номер, текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения и согласования Правила должны содержать следующие обязательные реквизиты : обозначение вида локального акта; его наименование, грифы принятия и утверждения; текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения, регистрационный номер. 4.3.Инструкции акта; его наименование; грифы принятия и утверждения; текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения; регистрационный номер. 4.4.Постановление должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта, его наименование, место и дату принятия, текст, соответствующий его наименованию; должность, фамилию, инициалы и подпись лица, вынесшего постановление; оттиск печати Решения акта; место и дату принятия, текст, должность, фамилию, инициалы и подпись лица, принявшего решение, оттиск печати. 3
4 4.6. Приказы и распоряжения руководителя должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта и его наименование; место и дату принятия, регистрационный номер, текст, должность, фамилию, инициалы и подпись руководителя ДЮСШ. Приказы и распоряжения выполняются на бланке Протоколы и акты акта; место и дату принятия, номер; список присутствующих; текст, содержащий повестку дня, описание хода, порядка и процедуры совершаемых определенных (юридически значимых) действий либо отсутствие определенных фактов; должность, фамилию, инициалы и подпись лица (лиц), составивших или принимавших участие в составлении протокола или акта Методические рекомендации акта, место и дату принятия, его наименование, текст, соответствующий его наименованию и содержащий указание на вид, наименование и дату принятия правил или инструкций, нормы которых разъясняются, конкретизируются или детализируются методическими рекомендациями; должность, фамилия, инициалы лица (лиц), составивших методические рекомендации Программы и планы акта; место и дату принятия, наименование и текст локального акта, соответствующие его наименованию Должностная инструкция Должностная инструкция работника должна содержать следующие разделы: общие положения; основные задачи, права, предоставляемые работнику и его обязанности; взаимодействия; ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение (неисполнение) обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; требования к работнику. При разработке должностных инструкций работников рекомендуется руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» При подготовке локальных актов, регулирующих социально-трудовые отношения (например, коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.) следует руководствоваться рекомендациями о них Среди локальных актов высшую юридическую силу имеет Устав. Поэтому принимаемые в АНО «Сфера» локальные акты не должны противоречить его Уставу Локальные акты проходят процедуру регистрации в специальном журнале Обязательной регистрации подлежат положения, правила, инструкции, приказы и распоряжения руководителя Регистрацию локальных актов осуществляет ответственный за ведение делопроизводства согласно инструкции по делопроизводству Регистрация положений, правил и инструкций осуществляется не позднее дня их утверждения руководителем, приказов и распоряжений руководителя не позднее дня их издания. 4
5 5. Порядок изменения и отмены локальных нормативных актов 5.1. Локальные нормативные акты могут быть изменены и дополнены только принятием новой редакции ЛНА в полном объеме акта – путем утверждения нового ЛНА Локальные нормативные акты подлежат изменению, дополнению, отмене в следующих случаях: Реорганизация либо изменение структуры учреждения с изменением наименования либо задач и направлений деятельности; Изменение законодательства Российской Федерации, влекущее существенное изменение квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Под существенным изменением в смысле настоящего Положения понимается изменение требований безопасности работ и услуг, иных государственных стандартов, а равно изменение наименования должностей, объема знаний, полномочий и ответственности работников, представляющих учреждение в отношениях с государственными органами и сторонними организациями В случаях, предусмотренных п.5.2. Положения новый ЛНА должен быть принят не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации, нормативами, либо иными локальными нормативными актами учреждения, а при отсутствии указания на такой срок – не позднее 2 недель с даты вступления в силу документа, повлекшего изменение ЛНА. 5.4.Локальные нормативные акты могут быть досрочно изменены: В случае внесения изменений в учредительные документы учреждения; Для приведения в соответствие с измененными в централизованном порядке нормативами о труде; В случае изменения нормативно-правовой базы организации образовательного процесса Предложение о внесении изменений может исходить от любого органа и лица, который согласно настоящему Положению имеет право ставить вопрос о разработке и принятии соответствующего локального акта либо утверждать этот документ. 5.6.Отмена локальных нормативных актов производится с соблюдением правила, предусмотренного п. 5.1 настоящего Положения. 5.7.Изменения, дополнения или отмена локальных нормативных актов подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном п настоящего Положения. 6. Порядок принятия, вступление в силу и срок действия локальных нормативных актов 6.1. В соответствии с Уставом локальные нормативные акты принимаются (утверждаются) руководителем образовательного учреждения. Полномочия по принятию (утверждению) указанных в настоящем Положении ЛНА, могут быть делегированы заместителям руководителя по соответствующим направлениям деятельности. Датой принятия ЛНА считается дата его утверждения, нанесенная утвердившим его должностным лицом на грифе утверждения. Локальные нормативные акты вступают в силу с даты утверждения и приобретают обязательный характер для всех работников, на которых они распространяются. Локальные нормативные акты действительны в течение 5 (пяти) лет с момента их принятия. По истечении указанного срока ЛНА подлежат пересмотру на предмет изменения требований действующего законодательства, а равно иных условий, влекущих изменение, дополнение либо отмену закрепленных в них положений. При отсутствии таких условий ЛНА могут быть повторно приняты в той же редакции. 5
6 7. Порядок ознакомления с локальными нормативными актами и их хранение Ознакомление работников с ЛНА производится после утверждения ЛНА и присвоения им регистрационного номера в течение 1 (одного) месяца с момента утверждения ЛНА. Локальные нормативные акты, перечисленные в п.п и настоящего Положения, непосредственно относящиеся к служебной деятельности работников и должностных лиц, предъявляются им для личного ознакомления. Ознакомление с локальными нормативными актами лиц, вновь поступающих на работу, производится ответственным за кадровую работу при оформлении заявления о приеме. Ознакомление с ЛНА лиц, находившихся в длительных командировках, отпусках, в том числе отпуске по беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, а равно лиц, на длительный срок освобожденных от работы по медицинским показаниям, производится в первый день выхода таких работников на работу.. По результатам ознакомления с ЛНА сотрудник собственноручно совершает в нижнем правом углу последнего листа ЛНА надпись, содержащую полностью его фамилию и инициалы, личную подпись и дату ознакомления. При ознакомлении с одним ЛНА значительного количества работников допускается использованием единого табеля ознакомленных лиц. При этом в табеле указываются: полное наименование ЛНА, должности и фамилии ознакомляемых лиц; подписи и даты ознакомления проставляются ими от руки. Оригиналы ЛНА, с которыми производилось ознакомление работников, с отметками работников об ознакомлении остаются на хранении у руководителя. Все ЛНА, относящиеся в деятельности одного учреждения хранятся совместно в деле (папке). В случае принятия новых ЛНА, их оригиналы помещаются в соответствующую папку. При этом на ранее действовавшем ЛНА делается отметка об утрате им силы. Копии ЛНА, относящиеся к деятельности подразделений и должностным обязанностям его сотрудников, остаются на хранении в соответствующих структурных подразделениях. 8.Заключительные положения Настоящее Положение вступает в силу с даты утверждения его руководителем образовательного учреждения и действует бессрочно. Все Приложения к настоящему Положению, а равно изменения и дополнения, являются его неотъемлемыми частями. Изменения и дополнения, внесенные в настоящее Положение, если иное не установлено, вступают в силу в порядке, предусмотренном для Положения. Изменения и дополнения, внесенные в настоящее Положение, доводятся до сведения указанных в нем лиц не позднее 2 недель с момента вступления его в силу. Контроль над правильным и своевременным исполнением настоящего Положения возлагается на руководителя образовательного учреждения. 6