Порядок разработки и заключения коллективного договора
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Порядок разработки и заключения коллективного договора

Порядок разработки и заключения коллективного договора

Порядок разработки и заключения коллективного договора имеет большое значение в равной степени и для работника, и для работодателя. Он рассмотрен в предложенном материале, так как это важный элемент взаимодействия сторон трудовых отношений, который не только позволяет соблюсти их интересы, но и обеспечивает законность заключения коллективного договора.

Этапы (стадии) принятия коллективного договора: пошаговая процедура

Заключению коллективного договора и рассмотрению самого понятия такого договора посвящена не одна глава ТК РФ. Речь идет о гл. 6 и 7, также применяется и гл. 61 ТК — при невозможности достичь согласия между сторонами и необходимости применения примирительных процедур. Рассмотрим пошагово процесс работы над коллективным договором:

Скачать форму договора
  1. Проявление инициативы по разработке и заключению коллективного договора любой из сторон трудовых отношений. Такое предложение обязательно делается письменно. Желательно фиксировать факт передачи письма от сотрудников в канцелярии работодателя. По нормам ст. 36 ТК РФ, у стороны, получившей приглашение к коллективным переговорам, есть неделя на ответ, с указанием лиц, представительствующих с их стороны. Отказ от коллективных переговоров невозможен.
  2. Создание комиссии для разработки проекта договора.
  3. Проведение коллективных переговоров. Старт переговоров отсчитывается с первого дня после получения ответа их инициаторами. Стороны вольны самостоятельно назначать по соглашению дату и место их проведения. В ходе переговоров вырабатываются положения коллективного договора и выясняются разногласия. Ход переговоров обязательно фиксируется протоколом. При возникновении противоречий составляется протокол разногласий и передается каждой из сторон.
  4. Разрешение противоречий. В целях урегулирования противоречий стороны могут назначать новые заседания комиссии. Число таких заседаний не ограничено. Также могут применяться нормы гл. 61 ТК РФ о разрешении коллективных споров.
  5. Подписание коллективного договора. Независимо от того, согласились ли стороны по всем вопросам, по ст. 40 ТК РФ коллективный договор необходимо подписать не позднее 3 месяцев со дня начала переговоров хотя бы в согласованной части.

Какой порядок устанавливается для разработки проекта коллективного договора

ТК РФ недостаточно детально описывает порядок разработки коллективного договора. В ст. 42 ТК РФ законодатель указывает на дополнительное регулирование федеральными нормативными актами, в частности речь идет о законе «О профессиональных союзах» от 12.01.1996 № 10-ФЗ. В регионах страны разработаны и местные акты, регулирующие отношения работников и работодателей, например отраслевые соглашения между профсоюзными организациями и местной администрацией. Проведя анализ этих нормативных актов, можно сделать выводы относительно того, как разрабатывается коллективный договор в организации.

Участники разработки договора

В соответствии со ст. 31, 37 и 40 ТК РФ текст договора и его положения вырабатываются в ходе заседания комиссии, состоящей из представителей первичной профсоюзной организации, выступающей от имени коллектива. Комиссия создается на условиях равноправия. Первичной можно считать ту организацию, в которую объединились более 50% сотрудников работодателя. В ее отсутствие сотрудники вправе выбрать единый коллегиальный орган. В случае когда такой орган не был создан, интересы коллектива представляет организация, объединяющая большее число сотрудников. Работники, не состоящие в профсоюзах, вправе назначить своим представителем орган избранной первичной организации.

В соответствии со ст. 36 ТК РФ проявившая инициативу к заключению договора сторона в письменной форме направляет предложение второй стороне. После его получения у второй стороны есть календарная неделя на выбор своих представителей.

В разработке текста договора со стороны коллектива не могут принимать участие представители интересов работодателя, а также организации и органы, образованные или финансируемые:

  • работодателем;
  • органами исполнительной власти;
  • органами местного самоуправления;
  • политическими партиями.

От имени работодателя вправе представительствовать непосредственно руководитель организации или иные уполномоченные им лица. Такие функции может взять на себя какое-либо объединение работодателей.

Заседание комиссии и урегулирование разногласий

Порядок ведения переговоров рассмотрен в ст. 37 ТК РФ. Участники переговоров вправе по согласию определять все условия их проведения. При этом представители каждой из сторон должны собрать предложения представляемой стороны, консолидировать их.

Для разработки предложений стороны могут запрашивать информацию у оппонента, которому, в свою очередь, дается 2 недели на предоставление затребованной информации. Весь ход заседания и предложения сторон фиксируются письменно.

Нередко сторонам не удается прийти к соглашению в ходе первого заседания. В таком случае составляется протокол разногласий. В дальнейшем стороны могут назначить новые коллективные переговоры или применить нормы гл. 61 ТК РФ об урегулировании разногласий.

Если стороны решили урегулировать разногласия в порядке разрешения трудового спора, они не могут подвергнуться примирительным процедурам в соответствии с нормами ст. 401 ТК РФ. Стороны могут также обратиться в орган по урегулированию трудовых споров, в том числе и с электронным обращением, равно как и прибегнуть к помощи посредника. Но даже отсутствие полного согласия не отменяет обязанности по подписанию договора. Если согласие не достигнуто, то, в соответствии со ст. 40 ТК РФ, коллективный договор должен быть подписан хотя бы в той части, в которой стороны пришли к соглашению. Остальные аспекты будут внесены в договор в дальнейшем по мере достижения консенсуса между сторонами.

Анализ коллективного договора

Прежде чем подписывать договор, стороны могут обратиться к специалистам для проведения его юридического анализа. Такой анализ проводится в интересах обеих сторон и служит защите их прав и законных интересов.

В ходе рассмотрения текста договора юрист обращает внимание на соответствие структуры и содержания договора нормам ст. 41 ТК РФ. Важно, чтобы содержание коллективного договора не противоречило нормам ТК РФ и иных нормативных актов и не ухудшало положения работников по сравнению с действующими нормами российского права. Обнаружение несоблюдения этих правил приведет к заблаговременному отказу сторон от подписания договора в предложенной версии. Если же проводится анализ уже заключенного договора, то положения, нарушающие нормы законодательства, могут быть оспорены в законном порядке.

Остается сделать вывод о том, что коллективный договор — это часть нормативного регулирования социально-трудовых аспектов отношений работодателя и коллектива сотрудников. Сторона, получившая приглашение к его разработке, не сможет отказаться от него. Соблюдение порядка разработки и заключения коллективного договора поможет избежать его оспаривания в будущем.

Порядок разработки и заключения коллективного договора

Процедура заключения коллективного договора охватывает следующие стадии:

1) Принятие решения о заключении коллективного договора и направление другой стороне письменного уведомления о начале переговоров. Ход ведения коллективных переговоров принадлежит как работнику, так и работодателю.

В уведомлении, которое посылает одна сторона другой, обычно указывается:

Предполагаемая дата переговоров, места его проведения, численный состав комиссии по ведению переговоров. Получившая уведомление сторона в 7дневный срок обязана начать переговоры. В коллективных переговорах стороны равноправны и добровольно принимают на себя обязательства.

2) Составление проекта коллективного договора.

3) Обсуждение и доработка проекта.

4) Утверждение коллективного договора общим собранием или конференцией работников и подписание его сторонами.

5) Уведомительная регистрация подписанного коллективного договора и приложений к нему в органе по труду по месту нахождения предприятия.

Для ведения всей работы из представителей сторон на равноправной основе образуются комиссии. Дата приказа о формировании такой комиссии является началом ведения переговоров. В переговорах участвуют представители сторон, специалисты, эксперты, приглашенные сторонами.

Представители работников имеют право получать:

1) Информацию, необходимую для ведения переговоров от работодателей, государственных органов и т.д.

2) Имеющиеся у работодателя средства внутренней связи и информации, оргтехнику, место для размещения стендов, помещения для проведения собраний и т.д.

Все участники переговоров обязаны соблюдать государственную и коммерческую тайну.

Участвующим в переговорах предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с действующим законодательством:

1) На время ведения переговоров представители сторон освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок – не более трех месяцев.

2) Им компенсируются затраты, связанные с участием в переговорах.

Для представителей работников предусмотрены дополнительные гарантии. В период ведения коллективных переговоров они не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия органа избравшего их на представительство.

Если на одном предприятии несколько профсоюзов и ни один из них не включает большинство работников. Решение общего собрания. Чтоб не ущемлять сторонников других профсоюзов, после принятия коллективного договора, к нему прилагается приложение, которое учитывает мнение других профсоюзов.

Читать еще:  Независимая гарантия - обеспечение исполнения обязательств

Соглашения по социально трудовым вопросам. Виды, стороны, содержание.

Соглашение- правовой акт регулирующий социально трудовые отношения между работниками и работодателем на различных уровнях, начиная от федерального и заканчивая территориями (посмотреть отраслевое соглашение по системе органов и учреждений прокуратуры РФ на 2008-2010 г.)

В зависимости от сферы действия, заключаются:

1) Генеральное соглашение на федеральном уровне, которое устанавливает общие принципы регулирования социально трудовых отношений.

2) Межрегиональные соглашения.

3) Региональные соглашения.

4) Отраслевые или межотраслевые. Соглашение по органам учреждения и прокуратуры. (Соглашение по федеральным судам общей юрисдикции) По отдельным профессиям и т.д.

5) На территориальном уровне.

Соглашения по договоренности сторон участвующих в переговорах могут быть двухсторонними и трехсторонними. Соглашения обычно заключаются объединениями профсоюзами, объединением работодателей и органом исполнительной власти (на федеральном уровне это Правительство РФ).

Порядок, сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссией, которую на равноправной основе образуют стороны. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений.

Соглашение распространяется на стороны участвующие в переговорах. Ст.48 ТК Действие соглашения.

Если на работников единовременно распространяется действие нескольких соглашений, то действует наиболее благоприятные для работников условия соглашения независимо от того на каком уровне заключено это соглашение.

Содержание соглашения определяется сторонами. Примерный перечень условий дан в ст. 46 ТК. Значение соглашений состоит в следующем:

1) Вырабатываются общие принципы согласованного проведения социально экономической политики.

2) Развивается социальное партнерство.

3) Оказывается содействие в урегулировании коллективных споров.

Ответственность в сфере социального партнерства.

Ответственность при заключении коллективных соглашений установлены в ТК, КоАП, ФЗ “О профсоюзах”.

Работодатель, представители работодателя несут Адм отвт.в виде штрафа или административного приостановления деятельности на определенный срок, для должностных лиц возможно наложение взыскания в виде дисквалификации за:

1) Нарушение законодательства о труде и охране труда (ст.5.27 КоАП).

2) Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушения установленного срока их заключения (ст.5.28 КоАП).

3) Не предоставление информации необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст.5.29 КоАП).

4) Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП).

5) Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП).

6) Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст.5.32 КоАП)

7) Невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП)

8) Увольнение работников, в связи с коллективным трудовым спором и объявления забастовки (ст.5.34 КоАП).

Дела о наложении штрафов рассматриваются в судебном порядке по заявлению представителей работников соответствующих органов по труду либо по инициативе прокурора.

Представители работодателя за непредоставление необходимой информации и невыполнение коллективных договоров, соглашений могут привлекаться также к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения. Потребовать расторжение трудового договора с должностным лицом, не исполняющим своих обязательств по коллективному договору, соглашению могут представители профсоюза, иные представители коллектива работников. По требованию профсоюза работодатель обязан рассмотреть вопрос об увольнении такого должностного лица и сообщить свое решение представителям профсоюза. (ст. 30 ФЗ “О профсоюзах”).

Для профсоюзов, ответственность за уклонение от участия в переговорах не предусмотрено. Коллектив работников и отдельные работники за невыполнение условий коллективного договора несут дисциплинарную ответственность если обязательства по коллективному договору совпадают с требованиями вытекающими из правил внутреннего трудового распорядка. Возможно и привлечение работников в данном случае к материальной ответственности. Однако, предусмотрена ответственность за организацию и проведение незаконных забастовок (ст. 417 ТК).

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора

Отказ от заключения коллективного договора является нарушением закона.

Коллективный договор – важный нормативный документ, действие которого распространяется на всех сотрудников предприятия. Порядок заключения коллективного договора обязательно должен соответствовать трудовому законодательству и не уменьшать права сторон. А отказ от заключения коллективного договора является нарушением закона.

Общие правила переговоров

При заключении коллективного договора стороны не должны забывать про принципы, то есть о соблюдении законов, равноправии участников, свободе выбора, обоюдной ответственность за нарушения, добровольном принятии обязательств и т. д.

Разработка и заключение коллективного договора становится необходимостью, если:

  • коллективный договор не был заключен ранее;
  • требуется внесение изменений в действующий документ;
  • нужно урегулировать возникшие между сторонами разногласия;
  • нужно продлить срок действия договора;
  • у организации изменился собственник;
  • при реорганизации предприятия.

Для этого требуется проведение соответствующих переговоров, которые осуществляются между представителями сторон. Перед тем, как будет определена дата собрания, проводится подготовительная работа. Она необходима для того, чтобы профорганизация могла обосновать свои требования к работодателю. При этом работодателем должна быть предоставлена вся необходимая для этого информация. Порядок разработки проекта коллективного договора установлен законодательством.

Перед тем, как коллективные переговоры будут осуществлены, инициативная группа должна принять соответствующее решение об их проведении. Инициатором при этом может выступать как представитель работников, так и работодателя. Но чаще всего им выступают профсоюзные организации. Согласно общему порядку, инициаторы собрания отправляют второй стороне предложение о предстоящем мероприятии.

Предложение обязательно составляют в письменном виде.

Вторая сторона в течение недели должна начать вести переговоры и предоставить информацию о своих представителях, которые войдут в комиссию. Также оговариваются условия ведения переговоров, которых должна будет придерживаться комиссия. Началом проведения переговоров принято считать дату, следующую за днем, когда инициативная группа получила ответ от второй стороны.

Стороны не могут уклониться от ведения коллективных переговоров. Уклонение влечет за собой нарушение трудового законодательства и применение к нарушителям штрафных санкций. Поэтому отказаться от данного собрания невозможно.

Заседание комиссии и ее регламент

Комиссия для проведения переговоров формируется согласно установленным правилам, содержащимся в нормативных актах. Действия членов этого органа также строго регламентированы. Тем не менее, трудовое законодательство не содержит информацию о том, какое количество представителей будет направлено от каждой стороны. Но для того, чтобы в процессе разработки не возникло каких-либо недоразумений, лучше, чтобы их было равное число. Такие рекомендации профсоюзам и работодателям дает законодатель.

Руководитель организации должен составить приказ о формировании комиссии для разработки и заключения коллективного договора.

Члены комиссии во время проведения переговоров освобождаются от выполнения своих трудовых обязанностей, а также не могут подвергаться материальным и дисциплинарным взысканиям, быть уволенными и т. д. Дело в том, что комиссия работает постоянно, поэтому работники не могут выполнять эти действия одновременно с осуществлением своих прямых обязанностей.

Кроме этого, комиссия, основанная для разработки и заключения коллективных соглашений, имеет следующие особенности:

  • при необходимости осуществляется замена членов комиссии;
  • участники комиссии утверждают график проведения собрания;
  • обязательным является и планирование повесток дня;
  • стороны самостоятельно разрабатывают и вносят предложения в коллективный договор.

Нередко все условия, на которых осуществляется деятельность комиссии, устанавливается внутренними нормативными актами. Например, Положением о порядке ведения переговоров. Согласно документу, все заседания собрания комиссии обязательно ведутся под протокол.

Соглашение о порядке разработки и заключении коллективного договора

После того, как переговоры между работодателем и представителем работников закончатся, проект коллективного договора должны утвердить во всех отделах. Другими словами, содержание этого документа должно быть предоставлено для ознакомления всем сотрудникам организации без исключения. Это входит в обязанности самого работодателя и его представителя.

Нередко в этом случае от работников предприятия могут поступать различные предложения и рекомендации о внесении определенных изменений в содержание коллективного договора. Комиссия обязана принять их все во внимание и, если есть необходимость, доработать проект коллективного договора. Окончательный вариант проекта договора принимается всеми работниками. Для этого требуется проведение общего собрания.

Даже если стороны не могут прийти к единому мнению, коллективный договор все равно должен быть подписан.

Отказ от заключения коллективного договора и предоставления необходимой для этого информации расценивается как нарушение трудового законодательства. Но в этой ситуации в договор включаются те условия, которые были одобрены и работодателем, и профсоюзом. А также оформляется протокол разногласий. Его цель – это упорядочить все возникшие разногласия между сторонами.

Читать еще:  Проем под мансардное окно

Дальнейшие действия сторон заключаются в том, чтобы выбрать способ их урегулирования. Чаще всего для этого используются переговоры. В этом заключается общая процедура заключения коллективного договора. Что касается непосредственного подписания коллективного договора, то со стороны работодателя это делает руководитель организации или отдела, а со стороны работников – председатель профсоюза. Далее документ регистрируется.

Содержание и структура коллективного договора

В нормативных актах трудового законодательства нет определенных указаний по поводу того, какое именно содержание должно быть у коллективного договора. Это могут устанавливать только уполномоченные лица, то есть члены комиссии. Но общий список обязательств сторон законодатель все-таки внес в Трудовой кодекс. Это скорее рекомендации для составителей документа.

Условия договора могут касаться различных льгот и преимуществ для сотрудников, изменения условий труда и т. д. Кроме того, каждая организация исходит из своего финансового состояния. Кстати, именно материальное положение часто является причиной внесения изменений в коллективный договор. Но происходит это только с согласия профсоюза и работников. В документ может быть также включено положение о запрете забастовок и акций протеста.

Тем не менее, действия сторон при разработке коллективного договора должны соответствовать требованиям трудового законодательства. Например, коллективный договор не может содержать условия, которые ухудшают положения сторон. Этот документ устанавливает:

  • систему оплаты труда, в том числе и доплаты, надбавки, тарифные ставки и т. д.;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • особенности введения ненормированного рабочего дня для отдельных категорий сотрудников;
  • продолжительность смен;
  • график смен;
  • предоставление дополнительных отпусков.

Срок действия коллективного договора не может превышать 3 лет. Тем не менее, при разработке и заключении нового договора, старый документ автоматически аннулируется. Договор можно пролить, но на срок не более 3 лет. Потом его следует пересмотреть, внести необходимые изменения и заключить снова.

Действие коллективного договора

Этот документ имеет одинаковую силу для всех сотрудников организации, независимо от должности, стажа, членства в профсоюзе и т. д. Помимо этого, действие коллективного договора также распространяется на надомников, совместителей и т.д. Действие документа распространяется и на тех работников, которые были приняты на работу после его заключения.

Коллективный договор должен содержать срок, когда наступает его действие.

Практика показывает, что чаще всего в документе не указывается какой-либо конкретный срок, поэтому он начинает действовать после заключения. И более того, его действие сохраняется при реорганизации предприятия, смене названия, смене руководителя и т. д. если была изменена форма собственности, то договор действителен еще в течение 3 месяцев. Контроль за тем, как используется коллективный договор, осуществляют представители сторон и уполномоченные органы власти.

Порядок разработки, заключения и регистрации коллективного договора, срок и сфера его действия.

Порядок разработки проекта КД и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ (ст.42 ТК).

Правовая процедура разработки и заключения КД включает условно следующие стадии:

проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению КД. Право проявить такую инициативу имеют представители работодателя и работников (ч.1 ст.36 ТК). Право направить работодателю предложению о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют: единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный орган по поручению общего собрания, конференции работников (ч.2-5 ст.37).

вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров обязаны вступить в переговоры в течении 7 календарных дней, направив инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны (ч.2 ст.36).

создание комиссий для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора. Она создается на равноправной основе из представителей сторон (ч.1-7 ст.35 ТК).

коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны (ч.2 ст.36). Сроки, место и порядок проведения определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч.9 ст.37 ТК).

разработка проекта КД. При не достижении согласия сторонами по отдельным положения КД в течении 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать КД на согласованных условиях с одновременным составление протокола разногласий.

урегулирование разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе обсуждения КД производится в соответствии с ТК (дальнейшие коллективные переговоры или разрешение в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров – гл.61 ТК) – ч.3 ст.40.

обсуждение проекта КД в подразделениях организации и его доработка.

утверждение проекта КД общим собранием, конференцией работников, если это определено сторонами.

подписание КД сторонами

регистрация КД – в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с ТЗ и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим КД, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

14. Правовое регулирование занятости населения в РФ: основные акты и понятия (занятость, занятые граждане, подходящая работа).

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, а принудительный труд запрещен. Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В целях реализации права граждан на труд гос-во прилагает усилия по их трудоустройству, правовое регулирование которого призвано обеспечить занятость населения в нашей стране. Правовое регулирование занятости населения осуществляется: 1.ФЗ (ТК РФ, Закон «О статусе военнослужащих» и др.); 2.ратифицированными государством международными правовыми актами о труде; 3.указами Президента РФ («О дополнительных мерах по защите беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, организаций» и др.); 4.постановлениями Правительства РФ (Положение «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников» и др.);5. ведомственными актами (постановления Министерства труда и социального развития РФ); 6.действующими актами упраздненной в августе 1996 г. Федеральной службы занятости; 7.законами и иными актами субъектов РФ. 8.актами органов мсу; 8.коллективными договорами и соглашениями. Общие вопросы занятости и трудоустройства урегулированы Законом РФ “О занятости населения в РФ”. Согласно ст.1 указанного Закона ЗАНЯТОСТЬ в широком значении – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ, и приносящая, как правило, им заработок и иной трудовой доход. Занятыми признаются следующие граждане: 1.работающие по трудовому договору (контракту); 2.выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг; 3.занимающиеся предпринимательской деятельностью; 4.избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 5.занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 6.члены производственных кооперативов (артелей); 7.проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; 8.обучающиеся на очных отделениях образовательных учреждений всех видов, а также проходящие обучение по направлению органов службы занятости. Под ТРУДОУСТРОЙСТВОМ в широком значении понимается совокупность мероприятий (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских) по обеспечению занятости трудоспособного населения. Трудоустройство в узком значении рассматривается как осуществляемый, в том числе при содействии государственных органов и негосударственных организаций, процесс поиска безработными подходящей работы, устройства на нее и подбора работодателями необходимых работников. ПОДХОДЯЩАЯ РАБОТА – работа, в т.ч. временного характера,, которая соответствует проф. Пригодности работника с учетом уровня его проф подготовки, условиями его последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступностью. НЕ ПОДХОДЯЩАЯ: 1) связана с переменой места жительства, 2) условия труда не соответствуют нормам, 3) з/п ниже, чем за последние 3 месяца (исключение – средний месячный заработок превышал прожиточный минимум).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читать еще:  Керамогранит срок службы

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Порядок разработки и заключения коллективного договора

Необходимость в проведении коллективных переговоров возникает у профорганизации в следующих случаях:

  • в организации отсутствует коллективный договор;
  • необходимо внести изменения в действующий коллективный договор;
  • в целях урегулирования возникших при заключении коллективного договора разногласий, оформленных соответствующим протоколом;
  • срок действия коллективного договора заканчивается;
  • изменяется собственник имущества организации;
  • организация реорганизуется;
  • в других случаях, когда в этом есть необходимость.

До проведения коллективных переговоров профорганизация может провести подготовительную работу, предусматривающую анализ социально-экономического положения организации с целью формирования обоснованных требований к работодателю.

Работодатель (его представитель) обязан предоставить профорганизации бесплатно полную и достоверную информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора. Представители работников, получившие от работодателя информацию, отнесенную в установленном законом порядке к служебной или коммерческой тайне, не вправе её разглашать.

ШАГ № 2 Инициирование переговоров

Решение о проведении переговоров с целью заключения коллективного договора с работодателем принимает согласно Общего положения о первичных организациях Профсоюза профсоюзный орган или профсоюзное собрание (конференция). В первичных организациях с численностью до 15 человек указанное решение принимает профсоюзное собрание.

После принятия решения о проведении коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора необходимо уведомить работодателя о проявленной инициативе по проведению коллективных переговоров, направив ему соответствующее предложение.

Инициатором проведения коллективных переговоров, а также подготовки заключения или изменения коллективного договора вправе выступать любая из сторон.

Предложение о проведении коллективных переговоров оформляется в письменном виде и официально, с соответствующей регистрацией, направляется противоположной стороне.

ШАГ №3 Ведение коллективных переговоров

Представители стороны, получившие предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в составе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Приступая к переговорам, стороны на равноправной основе образуют комиссию для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения коллективного договора и контроля за его выполнением (ст.35 ТК РФ). Количество лиц, направляемых для работы в комиссию, каждая сторона определяет самостоятельно. Рекомендуется каждой из сторон выдвигать в комиссию равное число ее членов.

Состав комиссии по ведению коллективных переговоров, согласованные сторонами порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, место проведения заседаний комиссии рекомендуется оформлять приказом по организации

Порядок работы комиссии по ведению коллективных переговоров.

Представители сторон в составе комиссии по ведению коллективных переговоров на период их ведения:

  • освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определенный соглашением сторон, но не более 3-х месяцев;
  • не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемешены или уволены по инициативе работодателя, за исключением совершения проступка, за который в соответствии с ТК РФ предусмотрено увольнение с работы.

Комиссия работает на постоянной основе и по мере необходимости сторонами коллективного договора производится замена своих представителей.

Комиссия утверждает график переговорного процесса и планируют повестки дня своих заседаний.

Каждая сторона вырабатывает предложения в проект коллективного договора.

Условия деятельности комиссии следует закрепить Положением о порядке ведения переговоров между работниками и работодателем, утверждаемым приказом работодателя и постановлением профсоюзного комитета (или приказом представителя работодателя по согласованию с профкомом).

Заседания комиссии, ее решения оформляются протоколами

Работа комиссии по ведению коллективных переговоров завершается составлением согласованного текста коллективного договора.

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Правила внутреннего трудового распорядка, разрабатываются совместно с коллективным договором и, как правило, являются его приложением.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в определении содержания и структуры коллективного договора.

Профорганизация вправе разработать свой проект коллективного договора, который доводится до сведения работников с целью обсуждения его положений в структурных подразделениях организации.

По результатам обсуждений на рассмотрение комиссии по ведению коллективных переговоров выносятся замечания и дополнения, предложенные работниками.

Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного ими проекта коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения собраний, консультаций, места для размещения стендов.

ШАГ №4. Подписание коллективного договора

Коллективные переговоры завершаются подписанием коллективного договора.

Стороны обязаны заключить коллективный договор на согласованных условиях в течение 3 месяцев с момента начала коллективных переговоров.

Положения коллективного договора, по которым стороны не пришли к согласию, включаются в протокол разногласий, дата составления которого является моментом начала коллективного трудового спора.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с законодательством.

Коллективный договор подписывают:

  • со стороны работников – председатель первичной профсоюзной организации;
  • со стороны работодателя – руководитель организации или иное уполномоченное лицо (например, руководитель филиала юридического лица, действующий на основании соответствующей доверенности).

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока, который не может превышать трех лет. Стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации.

ШАГ №5 Регистрация коллективного договора

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в

семидневный срок направляется представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду ( для организаций Санкт-Петербурга в Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: СПб, ул. Галерная, д.7; для организаций Ленинградской области в Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, расположенный по адресу: СПБ, Трамвайный пр. д. 12, корп.2) в 4-х экземплярах.

Все экземпляры (оригиналы) должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны и заверены подписями и печатями сторон коллективного договора.

Коллективный договор сопровождается:

  • письмом руководителя организации с просьбой о проведении уведомительной регистрации;
  • перечнем сведений, представляемых работодателем при регистрации коллективного договора.

Уведомительный характер регистрации предполагает недопустимость отказа органов по труду в такой регистрации независимо от наличия замечаний по форме или содержанию коллективного договора. При наличии замечаний орган по труду оформляет их соответствующим актом и предлагает сторонам устранить допущенные нарушения. В случае, если орган по труду выявит условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, он сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Для осуществления мониторинга социального партнерства один экземпляр коллективного договора представляется в Комитет Межрегиональной организации Профсоюза.

ШАГ №6. Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется в порядке установленном:

  • сторонами в форме их заслушивания на общем собрании (конференции) работников организации. При этом сроки отчета представителей сторон должны быть установлены в коллективном договоре или в решении общего собрания работников;
  • соответствующим органом по труду;

При проведении контроля представители сторон обязаны представлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

Представители работодателя, виновные в непредставлении необходимой информации при осуществлении контроля за его выполнением несут ответственность в соответствии со ст. 5.29. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Функции контроля также осуществляет комиссия по ведению коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения коллективного договора и контроля за его выполнением. Комиссия проверяет выполнение коллективного договора согласно плану своей работы и по фактам письменных обращений отдельных работников, профсоюзного комитета, работодателя.

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств коллективного договора, подвергаются штрафу в размере, установленном ст.5.31 КоАП.

Привлечение к ответственности осуществляет государственная инспекция труда (ст. 23.12. КоАП).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector