Предложен проект нового КоАП РФ
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Предложен проект нового КоАП РФ

Проект нового КоАП РФ представлен на общественное обсуждение

voronin-76 / Depositphotos.com

Минюст России представил проекты Кодекса РФ об административных правонарушениях и Процессуального Кодекса РФ об административных правонарушениях на общественное обсуждение, которое продлится до 27 февраля текущего года. Документы подготовлены во исполнение поручения Правительства РФ от 4 июня 2019 г. № ДМ-П4-29пр на основе Концепции нового КоАП 1 , в которой обозначены цели и задачи по обеспечению системности, эффективности и стабильности правового регулирования отношений в сфере административной ответственности, для достижения которых необходимо реформирование административного законодательства, в том числе выделение его процессуальной части в самостоятельный блок. Кроме того, как известно, большое количество правок норм действующего КоАП РФ существенно затрудняет его применение на практике.

В проекте нового КоАП 2 представлены три раздела:

  • Общая часть, в которую включены общие положения, нормы об административной ответственности, о видах и вопросах назначения административных наказаний, освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания, административной ответственности несовершеннолетних;
  • Особенная часть, предусматривающая составы конкретных административных правонарушений по видовым объектам противоправного посягательства и, соответственно, санкции за их совершение;
  • а также раздел, посвященный субъектам административной юрисдикции.

К основным новеллам можно отнести следующие изменения. К ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях планируется отнести установление административной ответственности по законам субъектов РФ, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Также отдельно указывается о полномочиях органов местного самоуправления по участию в правовом регулировании законодательства об административной ответственности.

Предусматривается, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами РФ, будет подлежать административной ответственности, если правонарушение направлено против интересов РФ, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо ранее за это же правонарушение не привлекалось к ответственности в иностранном государстве. Сегодня эта норма действует лишь в отношении юрлица, нарушившего ст. 19.28 КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.8 КоАП РФ).

Проект нового кодекса впервые конкретизирует необходимость соблюдения принципов справедливого и соразмерного административного наказания, а также проявления гуманизма при его назначении. Отдельно предусматривается категория грубых административных правонарушений, к которым планируется причислить административные правонарушения экстремистской, коррупционной направленности; в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ; в сфере оборота оружия; в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения; изготовления порноматериалов с изображениями несовершеннолетних и их оборота; административные правонарушения, посягающие на конкуренцию; административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения; административные правонарушения, выражающиеся в нарушении норм законодательства РФ, устанавливающих обязательные требования, нарушение которых считается грубым. Также административное правонарушение в отдельных случаях может быть признано грубым и судом. Кроме того, подробно раскрываются понятия длящихся, продолжаемых, однородных и повторных административных правонарушений.

В качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения закреплены ИП, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Также предусматривается условие о запрете одновременного привлечения юрлица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.

В качестве общего правила указывается возможность назначения наказания в виде предупреждения (если оно предусмотрено санкцией статьи Особенной части кодекса), при совершении правонарушения впервые и в отсутствие отягчающих обстоятельств. К примеру, в действующей редакции ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ в качестве наказания за мелкое хулиганство предусматриваются административный штраф от 500 руб. до 1 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток. В новой редакции предлагается больше вариантов наказаний, в числе которых появятся предупреждение, обязательные работы на срок до 40 часов и арест на срок до 15 суток, при этом планируется повысить штраф и назначать его в пределах от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Помимо этого, если отягчающих обстоятельств не установлено, предупреждением может быть заменен штраф за впервые совершенное административное правонарушение, не считающееся грубым и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля. В соответствии с действующим КоАП РФ штраф может быть заменен на предупреждение только субъектам МСП, юрлицу, а также их работникам (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Верхние и нижние пределы штрафа могут быть ограничены только конкретными санкциями статей Особенной части нового кодекса. Норму о верхних границах штрафа предлагается сохранить лишь для административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, за исключением законов городов федерального значения. Так, штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ, не должен превышать: для граждан – 5 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для ИП – 100 тыс. руб., для юрлиц – 500 тыс. руб.

Предусмотрена возможность конфискации маломерных судов, автомототранспортных средств, а также прицепов, не являющихся орудием или предметами совершения правонарушения, у собственников, привлеченных к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений.

Предполагается ужесточение ответственности за некоторые нарушения в области безопасности дорожного движения. Например, за отказ от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения предлагается штрафовать нарушителей на 40 тыс. руб. и лишать права управления ТС сроком от двух до трех лет. Сегодня за это предусмотрен штраф в размере 30 тыс. руб с лишением права управления ТС на срок от полутора до двух лет (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ). Если сегодня должностное лицо, допустившее выпуск на линию неисправного ТС или переоборудованного без разрешения, подвергается штрафу в размере от 5 тыс. до 8 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ), то проектом нового кодекса планируется штрафовать также ИП от 8 тыс. до 10 тыс. руб. и юрлиц на 50 тыс. руб. За наличие на управляемом автомобиле стекла или пленки (тонировки), светопропускание которых не соответствует требованиям техрегламента (ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ), предлагается увеличить штраф с 500 руб. до 1 тыс. руб.

Уточняется возможность применения запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, он может распространиться также на выезд из РФ в период проведения соответствующего соревнования. В действующей редакции ч. 1 ст. 3.14 КоАП РФ такое ограничение на выезд не оговаривается.

Предельный срок назначения обязательных работ может сократиться до 60 часов взамен 200 часов, предусмотренных сегодня в ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ. Дополнен список лиц, к которым не должен применяться данный вид наказания, в числе которых женщины, а также одинокий родитель или лицо, его заменяющее, имеющие детей до 14 лет (вместо предусмотренного сегодня возраста детей до трех лет), детей-инвалидов; лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и т.д. Предлагается не применять к этим же лицам административный арест, а также к гражданам, имеющим заболевания, препятствующие его отбыванию.

Административное приостановление деятельности планируется переименовать в административный запрет деятельности с сокращением предельного срока его назначения с 90 до 30 суток.

Общий срок давности привлечения к административной ответственности может быть установлен в один год, за исключением отдельных случаев нарушений. Сейчас по общему правилу этот срок составляет два месяца по делам, которые рассматривают органы и должностные лица, и три месяца – по делам, рассматриваемым судьями, за исключением специальных сроков, предусмотренных за отдельные правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Введение в действие нового кодекса планируется осуществить с 1 января 2021 года. С полным текстом проекта нового КоАП 2 можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

2 С текстом проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/01-20/00099059)

Обзор нового КоАП: новинки для юристов и бизнеса

С 2001 года, когда был принят действующий КоАП, в него 654 раза внесли поправки, а общее число изменений превысило 4800. В итоге документ стал бессистемным, а потому у правоприменителей возникали трудности с выбором нужной статьи для конкретного правонарушения. Ряда необходимых штрафов в действующем КоАП нет вообще.

Реформа КоАП повлечет за собой как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний, ожидает Минюст.

Новый КоАП состоит из трех разделов.

  • Раздел I «Общая часть», в котором отражены общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.
  • Раздел II «Особенная часть», состоящий из 36 глав, по которым распределены все административные правонарушения.
  • Раздел III «Субъекты административной юрисдикции», в котором перечислены должностные лица и властные органы, которые могут возбуждать, рассматривать и пересматривать дела об административных правонарушениях.
Читать еще:  Что лучше УСН или ЕНВД для ИП?

Наиболее заметное структурное отличие нового КоАП от старого – в нем теперь три раздела вместо четырех. Из КоАП исчезнут нормы, которые регламентируют производство по делам об административных правонарушениях. Вместо этого законодатель объединит их в рамках совершенно нового Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях.

Структурно новый Процессуальный кодекс напоминает уже существующие АПК и ГПК. Он состоит из пяти разделов.

  • Раздел I закрепляет основные положения и принципы производства по делам об административных правонарушениях, правила течения процессуальных сроков и множество других вопросов.
  • Раздел II регламентирует порядок производства по делам для властных органов и их должностных лиц.
  • Раздел III регламентирует порядок судебного производства по делам об административных правонарушениях.
  • Раздел IV посвящен исполнению административных наказаний.
  • Раздел V устанавливает правила оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Юрист КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг группа Банкротство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Уголовное право группа Экологическое право 8 место По количеству юристов 14 место По выручке 20 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) Профайл компании × Илья Бахилин видит в этом недостаток нового проекта. Насколько подробно бы ни была урегулирована деятельность судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, до тех пор, пока она регулируется в одном акте с соответствующей деятельностью органов исполнительной власти, такая деятельность не будет носить процессуального характера, уверен юрист: поскольку не учитывает сущность и специфику суда как единственного органа, осуществляющего правосудие на основе норм процессуального законодательства.

«Кроме чисто теоретической необоснованности, проект негативно повлияет и на практическую составляющую, поскольку, как и ранее, рассмотрение данной категории дел будет осуществляться судами по существу в административном порядке», – уверен эксперт. В итоге он ожидает, что ПКоАП (привыкаем к сокращению) лишь добавит излишней «зарегулированности».

При этом Минюст отмечает: дела об административных правонарушениях, которые сейчас рассматривают арбитражные суды, продолжат регулироваться Арбитражным процессуальным кодексом даже после появления Процессуального кодекса.

Действующий КоАП предусматривает общий срок в два (или три – для дел, рассматриваемых судьей) месяца для привлечения к административной ответственности. В новом документе его увеличат до одного года.

Общий срок исковой давности в новом КоАП увеличен в 4–6 раз.

Еще одно важное изменение – из нового КоАП убрали максимальный и минимальный размер административных штрафов.

С позиции бизнеса новая кодификация, кроме частных изменений, которые приведут к большей понятности законодательства для предпринимателей, не принесет каких-либо существенных положительных новшеств. Такое мнение высказал Бахилин.

Одно из наиболее важных изменений – в документе закрепили норму о том, что одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается.

В новом кодексе законодатель исключил возможность назначения нескольких наказаний при выявлении однородных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей.

Такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности, в новом КоАП назван «административным запретом деятельности». При этом предельный срок его назначения сокращен с 90 до 30 суток.

Проект, на первый взгляд, не предусматривает много новелл, а большинство изменений касаются размера штрафов за нарушение ПДД, рассказывает адвокат S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Банкротство группа Семейное/Наследственное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 8 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 20 место По выручке 26-28 место По количеству юристов Профайл компании × Роман Романов. В то же время часть из них все же касается бизнеса.

Например, в сфере финансового рынка появятся административные штрафы для рейтинговых агентств за нарушение законодательства о рейтинговой деятельности. Незаконное присвоение кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу оценили в штраф от 3 млн до 5 млн руб.

Также появился существенный штраф за повторное неприменение контрольно-кассовой техники. За такое нарушение юридическое лицо накажут штрафом в размере от 3 до 5 млн руб.

Появился штраф за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии, размер которого для организации составит от 500 000 руб. до 3 млн руб.

Вырастут и штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Например, за повторное манипулирование ценами на оптовом или розничных рынках электроэнергии появился штраф для организаций, размер которого варьируется от 500 000 до 3 млн руб.

В целом сама гл. 23 КоАП «Административные правонарушения в области предпринимательской, профессиональной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» стала меньше, чем в прежнем кодексе. Но это вызвано не устранением ответственности за ряд деяний, а юридико-техническими соображениями. Ряд нарушений был выделен в самостоятельные главы.

С этим самое интересное. Штрафы вырастут, появится накопительная система нарушений, а в некоторых случаях у нарушителей начнут забирать автомобили.

Но есть и хорошая новость – возможность заплатить административный штраф со «скидкой» 50% остается в законе.

Вероятно, нет. Сейчас документ находится на публичном обсуждении в отношении текста проекта, а также на антикоррупционной экспертизе. По окончании этого этапа к документу предложат дополнительные поправки. В том, что они будут, можно не сомневаться: фракция «Единая Россия» в лице одного из главных законотворцев страны Павла Крашенинникова уже заявила, что не будет поддерживать документ в нынешнем виде.

По мнению депутата, проект усиливает «репрессивные механизмы» по сравнению с действующим кодексом, что идет вразрез с задачами «текущей экономической политики страны». Подобное мнение высказал и секретарь генерального совета партии Андрей Турчак.

Сейчас сложно сказать, чем новый КоАП лучше старого, говорит Романов: по его мнению, ответ на этот вопрос сможет дать только практика применения нового КоАП. Также многое будет зависеть от того, в какой итоговой редакции будет принят документ.

Новый КоАП хотят принять до 1 января 2021 года – именно на эту дату запланировано вступление новых кодексов в силу.

Проект нового КоАП и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

С 1 января 2021 года предлагается ввести в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях и новый Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях

с 1 января 2021 года не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о наложении административных наказаний за действия (бездействие), не являющиеся административными правонарушениями в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;

органам, должностным лицам, не уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Процессуальным кодексом РФ об административных правонарушениях, необходимо передать не рассмотренные до 1 января 2021 года дела об административных правонарушениях судам, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Процессуальным кодексом РФ об административных правонарушениях;

судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, пересмотреть вынесенные ими до 1 января 2021 года и неисполненные постановления о наложении административных наказаний в целях приведения указанных постановлений в соответствие с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Проектом установлено, что внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях, а также приостановление действия их положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами.

Проекты федеральных законов о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официальных отзывов Правительства РФ.

Проектом признается утратившим силу Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, с внесенными в него изменениями, а также ряд законодательных актов и норм.

Процессуальные вопросы производства по делам об административных правонарушениях предложено закрепить в отдельном кодексе

Согласно проекту, Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях включает в себя 5 разделов: “Общие положения”;

“Порядок производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемых органами, их должностными лицами”;

“Рассмотрение (пересмотр) дел об административных правонарушениях в суде”;

“Исполнение административных наказаний”;

“Правовая помощь по делам об административных правонарушениях”.

В главах, посвященных рассмотрению дел об административных правонарушениях, отражены вопросы, связанные с задачами и сроками подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, а также вопросы, разрешаемые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, процессуальными документами (определение, постановление), выносимыми при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Проектом предусматривается, что при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения, не являющегося грубым, административного правонарушения, предусмотренного главой 21 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (за исключением отдельных административных правонарушений), а также при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, в области транспортной безопасности, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о назначении административного наказания административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Читать еще:  В каких случаях НДС 0%

Среди важных нововведений проекта – закрепление дополнительных гарантий оказания квалифицированной юридической помощи (в том числе, в ряде случаев, бесплатно), положения, регламентирующие порядок объединения судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство.

В новый КоАП РФ предлагается включить три раздела: “Общая часть”, “Особенная часть”, “Субъекты административной юрисдикции”.

В Общей части отражены вопросы, касающиеся, в том числе, принципов законодательства об административных правонарушениях, административного правонарушения и административной ответственности, административных наказаний и правил их назначения, освобождения от административной ответственности и от административного наказания.

В Особенную часть предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.

В третьем разделе перечисляются субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях.

К основным новеллам законодательства об административных правонарушениях, вводимым проектом, можно отнести следующие:

к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности не только за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и законами субъектов РФ, принятыми по предметам совместного ведения;

отдельно выделены полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности;

нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные;

закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев;

исключены с учетом сложившейся законодательной практики верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Данные размеры предлагается сохранить только для законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за исключением законов городов федерального значения;

возможность конфискации распространена не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений;

расширена сфера применения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения путем его распространения на выезд из РФ в период проведения определенного международного официального спортивного соревнования;

существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП РФ он составит шестьдесят часов вместо двухсот часов в действующей редакции;

увеличен до одного года общий срок давности привлечения к административной ответственности;

переименован такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности. В проекте этот вид наказания предлагается именовать как административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с девяноста до тридцати суток.

Минюст обнародовал проект нового КоАП

В новый КоАП предлагается включить три раздела: раздел I “Общая часть”, раздел II “Особенная часть”, раздел III “Субъекты административной юрисдикции”.

В Особенную часть нового КоАП предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.

Расширено действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве: предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации.

Также в проекте выделена категория грубых административных правонарушений. Помимо прочего, к ним предлагается отнести административные правонарушения экстремистской направленности, административные правонарушения коррупционной направленности, административные правонарушения в сфере оборота оружия и т.п.

Общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до года.

Трудным подросткам могут запретить выходить по вечерам из дома

Как сказано в проекте, “ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного органа и иные ограничения досуга и особые требования к поведению несовершеннолетнего”.

Также суд вправе будет обязать подростка загладить причиненный вред. При этом возраст привлечения к административной ответственности, согласно проекту, наступает с 16 лет, как и по действующим правилам. В ходе обсуждения проекта звучали идеи снизить наказуемую планку до 14 лет, однако пока в проекте записаны прежние возрастные нормы.

Напомним, проект нового КоАП, вынесло на общественное обсуждение министерство юстиции России.

Какие наказания водителям заложены в новом КоАП

Для начала стоит отметить, что водительская глава переехала подальше. Теперь она не 12-я, а 21-я по счету. Но основные позиции в ней практически не поменялись. Ответственность за управление автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой осталась прежней – штраф 500 рублей. А за излишнюю тонировку ее увеличили до 1000 рублей. Причем повторное управление с тонированными стеклами обернется уже штрафом в 3 тысячи рублей.

Если за рулем оказался водитель, который не имеет права управления, то ему, как и сейчас, придется заплатить штраф 15 тысяч рублей. Но если он попался вторично, то уже будет грозить штраф от 20 до 30 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок от 40 до 60 часов, либо арест до 5 суток. Сейчас КоАП не предусматривает ответственности за такое повторное нарушение.

К управлению автомобилем в нетрезвом виде, а также к отказу от прохождения медосвидетельствования добавился новый состав. Если водитель попался в нетрезвом виде за рулем, ему грозит то же наказание, что и сейчас: лишение прав на полтора-два года и штраф 30 тысяч рублей. Но если при этом в машине находился ребенок до 16 лет, то водителю будет грозить лишение прав на 2-3 года и штраф 50 тысяч рублей.

В шесть раз возрастает штраф за превышение скорости. В проекте КоАП за превышение скорости от 20 до 40 км/ч предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 3 тысяч рублей против сегодняшних 500 рублей. Впрочем, эту идею руководители Госавтоинспекции озвучивали еще в прошлом году. По их мнению, штраф в размере 500 рублей не воспринимается водителями как наказание. Они считают это “платой за проезд”.

За превышение скорости на 40-60 км/ч предлагается наказывать штрафом в 4 тысячи рублей. Сейчас он – 1000-1500 рублей. А за превышение скорости более чем на 60 км/ч – штрафом 5000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев. При этом сейчас за повторное превышение скорости более чем на 40 км/ч грозит лишь увеличение штрафа, а, если новый КоАП примут в таком виде, то за это будет грозить лишение прав на год.

Появилась в Кодексе и статья, предусматривающая ответственность за систематическое нарушение правил. Если водитель совершил в течение года три грубых нарушения, ему будет грозить лишение прав на срок от одного года до полутора лет.

Под грубыми нарушениями понимаются непредоставление преимущества пешеходам, поворот налево или разворот там, где это запрещено, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, нарушение правил проезда железнодорожного переезда, разворот или движение задним ходом, где это запрещено, и превышение скорости более чем 60 км/ч.

Грубым считается нарушение, когда водитель не уступил дорогу другому автомобилю.

Эта статья вызывала массу споров, пока она была поправкой к действующему КоАП. В частности, экспертам и депутатам не нравилось то, что водителя можно лишить прав за то, что он три раза не уступил дорогу пешеходам. Дело в том, что в применении этой статьи много субъективизма. И инспекторы порой вовсе не учитывают, требовалось ли в той или иной ситуации останавливаться перед переходом, или автомобиль не создавал помех для пешехода. В то же время в грубые нарушения не включено движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Еще одна новая статья – ответственность за опасное вождение. Термин в правилах уже давно существует, а ответственности за него до сих пор не было. Теперь появится штраф в 5 тысяч рублей.

Стоит отметить, что участники рабочей группы говорят, что пока документ довольно сырой и требует внимательной доработки. В частности, он предусматривает ответственность за учебную езду по автомагистрали. Но правила дорожного движения уже разрешили обучать водителей на автомагистралях. Поправка вступила в силу с 1 января этого года. Так что, над проектом еще предстоит работать. Главное, чтобы это делалось без спешки.

Читать еще:  Штраф за неуплату НДФЛ в срок: физическим, юридическим лицом

Против редакции кодекса выступили правозащитники и «Единая Россия»

«Репрессивной машиной для дополнительных поборов с населения» назвал проект нового КоАП РФ, подготовленный Минюстом, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Документ предполагает, в частности, радикальное ужесточение наказаний для водителей. С мнением партийного функционера солидарны независимые эксперты и правозащитники. В «Синих ведерках» кодекс сочли и вовсе «людоедским». Глава комитета Госдумы по госстроительству и законности Павел Крашеннников отметил, что законопроект едва ли будет поддержан парламентом.

Проекты нового КоАП и процессуального КоАП, разработанные Минюстом по поручению экс-премьера Дмитрия Медведева, опубликованы на regulation.gov.ru. Оба документа должны вступить в силу с 1 января 2021 года, но в Госдуму пока не вносились. Как сообщал “Ъ”, значительный блок изменений напрямую затрагивает интересы автомобилистов.

Календарь автомобилиста

Водителей, в частности, ждет ужесточение наказание за нарушение скоростного режима. Штраф за превышение на 20–40 км/ч возрастет с 500 до 3 тыс. руб., за превышение на 40–60 км/ч — с 1–1,5 тыс. до 4 тыс. руб. Самая жесткая санкция — штраф 5 тыс. руб. или лишение прав до полугода — будет применяться уже при превышении на 60 км/ч (сейчас — при 80 км/ч). За повторное превышение скорости будет назначаться штраф 10 тыс. руб. с лишением прав. За отказ от освидетельствования штраф поднимется с 30 тыс. до 40 тыс. руб, срок лишения прав для нетрезвых водителей — с двух до трех лет. Впервые вводится наказание для нетрезвых водителей за вождение с ребенком в возрасте до 16 лет в качестве пассажира — 50 тыс. руб. штрафа и лишение прав на срок до трех лет. Машину пьяного водителя отдадут со штрафстоянки за залог в 30 тыс. руб.

Новый кодекс содержит много «точечных» ужесточений: штраф за управление автомобилем без ОСАГО вырастет с 800 до 1 тыс. руб, без автокресла — с 3 тыс. до 5 тыс. руб. За пересечение железнодорожного переезда на красный сигнал светофора санкция вырастет с 1 тыс. до 5 тыс. руб. Впервые вводится штраф 5 тыс. руб. за «опасное вождение» (это понятие было введено в ПДД в 2016 году).

Впервые вводится накопительная система нарушений: водителя смогут лишить прав на срок до полутора лет в случае, если он в течение года совершил три нарушения из «закрытого» перечня, к примеру, превысил скорость на 60 км/ч, не уступил дорогу пешеходу, проехал на красный свет. В новой системе будут учитываться только нарушения, зафиксированные инспекторами (но не камерами). У полиции появится также возможность конфисковать авто в ряде случаев.

Документ жестко раскритиковали в Госдуме. «Мы видим преимущественно ужесточение репрессивных механизмов,— заявил секретарь генсовета “Единой России” Андрей Турчак.— Закон нужен для профилактики правонарушений, а не для создания репрессивной машины или дополнительных поборов с населения. Основные его положения нужно обязательно обсудить с людьми и по результатам доработать». «Проект противоречит ориентирам, обозначенным президентом в послании Федеральному собранию,— заявил глава комитета Госдумы по госстроительству и законности Павел Крашеннников.— Особенно вызывает недоумение сильное увеличение штрафов за нарушение ПДД, предложение ввести накопительную систему нарушений в этой сфере, а также меры, связанные с возможностью конфискации автомобиля в пользу государства». Господин Крашенинников назвал документ «сырым, который вряд ли может быть принят».

Решение об увеличении штрафа за превышение скорости с 500 до 3 тыс. руб. «ничем не мотировано», добавил первый зампред комитета Вячеслав Лысаков. «Это выглядит просто как откровенная попытка залезть в карман автомобилистам»,— заявил он. ЛДПР также новый кодекс не поддержала: зампред фракции Ярослав Нилов заявил, что планируемое увеличение штрафов за скорости «антисоциально и оторвано от реальности». «Дальнейшее “удушение” и без того не шикующих граждан безумными штрафами неминуемо вызовет шквал критики в адрес правительства»,— предупредил он.

Что ждет автомобилистов в редакции КоАП от Минюста

Представители общественных организаций отреагировали еще более эмоционально. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал документ «абсолютно людоедским». «Категорически возмущен. Штрафная нагрузка на водителей увеличивается до шести раз,— обратил внимание он.— И это при том, что власти планируют до 2024 года вдвое увеличить число камер. Нам говорят “вы не нарушайте — не будет штрафов”, но камеры стоят как ловушки». Предложенная версия КоАП РФ показывает, насколько авторы документа «далеки от понимания реальной ситуации в стране», добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «3 тыс. руб. за превышение скорости — это вполне европейский уровень штрафов при средней по стране африканской зарплате,— говорит он.— Новая система штрафов вполне способна стать большим бременем для автовладельцев, чем транспортный налог и даже цены на топливо. Надеюсь, у депутатов хватит благоразумия отправить этот проект туда же, куда ушло прошлое правительство».

В Минюсте, отвечая на критику, вчера лишь пояснили, что ужесточение наказание для водителей при разработке КоАП РФ были предложены МВД.

«Изначально вообще планировался один кодекс, но в последний момент решили разделить на два (КоАП и процессуальный КоАП.— “Ъ”), причем видно, что делалось впопыхах — внутри одного кодекса ссылки на статьи другого, много грамматических ошибок, сырые формулировки и т. д. В итоге, получилось какое-то “письмо из Простоквашино”, а не кодекс,— говорит собеседник “Ъ”.— Кодексы можно было еще доработать, но решено выложить его сейчас, вероятно, чтобы успеть в марте внести в Госдуму». Другой источник “Ъ” в межведомственной рабочей группе говорит, что размер штрафов будет корректироваться, при этом скидка при их уплате будет распространяться на все составы, кроме самых грубых нарушений. «Опубликованный проект еще на ранней стадии подготовки, он будет дорабатываться»,— заверил он.

Новая редакция КоАП вводит новую 33-ю главу, которая называется «Административные правонарушения в области сбора, обработки, распространения и защиты информации». Ряд СМИ уже сообщили о введении в рамках этой главы новых штрафов за распространение информации незарегистрированными СМИ, а также о том, что редакции теперь будут штрафовать за сокрытие сведений о финансировании. Часть экспертов даже успели эти положения раскритиковать. На самом же деле повода для паники нет: эти нормы и штрафы в тех же формулировках и размерах содержаться в гл. 13 действующего КоАП. Старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин и адвокат АБ S&K Вертикаль Наталья Касаткина сказали “Ъ”, что «существенных изменений в части регулирования ответственности СМИ» новый КоАП РФ «не включает».

Зато Минюст действительно хочет изменить санкции за нарушение законодательства о свободе вероисповедания и экстремизме — в наименьшую сторону. Так, предлагается сократить штрафы за «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него». Если сейчас граждане за это нарушение должны платить от 10 тыс. до 30 тыс. руб., то наказание предлагается установить в размере 3–5 тыс. руб. 50–100 тыс. руб. штрафа для должностных лиц планируют заменить санкцией в 10–30 тыс. руб.; а максимальное наказание для юрлиц и вовсе хотят сократить в десять раз — с 1 млн руб. до 100 тыс. руб. Религиовед Роман Лункин сказал “Ъ”, что не помнит случаев, когда бы за такие нарушения наказывали: «Если бы это была популярная статья, которая помогала бы кого-то контролировать, то, возможно, штраф бы даже увеличили».

Также в десять раз намерены снизить штрафы для юрлиц за производство, распространение и хранение экстремистских материалов, включенных в соответствующий федеральный список Минюста. Если сейчас эти штрафы составляют от 100 тыс. руб. до 1 млн руб., в новой редакции это уже от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Правда, отдельно в новой статье указывают санкцию для индивидуальных предпринимателей — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. При этом штрафы для граждан или должностных лиц не меняются. Правозащитник Лев Пономарев заявил “Ъ”, что введение штрафов для ИП — это «запугивание» конкретной группы потенциальных нарушителей, которой заинтересовались власти. Что же касается сокращения штрафов для юрлиц, то он приветствует его, но допускает, что это результат лоббизма типографий.

Иван Буранов, Мария Макутина, Владимир Хейфец, Кира Дюрягина, арбитражная группа

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector