Прогрессивная система налогообложения
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Прогрессивная система налогообложения

Путь в никуда: почему в стране нельзя вводить прогрессивное налогообложение

Вводя прогрессивный НДФЛ, власти затормозят развитие частного бизнеса, а все налоговые поступления будут разворованы казнокрадами и коррупционерами

В экспертных кругах ходят упорные слухи о том, что Путин в своем обращении к Федеральному собранию 15 января затронет темы падения реальных доходов и роста бедности населения страны, а системы налогообложения в стране, и, в частности, введения прогрессивного НДФЛ.

Эксперты в СМИ и социальных сетях вполне однозначно высказались по этому поводу. К примеру, популярный канал «Методичка» пишет:

«Правительство решило снизить налоги. Ну то есть как снизить – оптимизировать. Делай раз – освобождаем от НДФЛ бедных (пока что не решили, кто такие бедные – МРОТы (11 280) или прожиточные минимумы). Делай два – повышаем НДФЛ для небедных (здесь тоже возможны варианты – 16%, 20% и даже 26%).

Можно было бы в очередной раз написать, что власть уверена – народ безмолствует и снова «ничего не поймет». Как «не понял» до этого пенсионную реформу и заморозки накопительной части, повышение НДС и другие виды «налогов на воздух». Но весь 2019 год власть только и делала, что усиливала контроль за финансовыми потоками, рассылала инструкции по налоговым и казначействам. У народа иллюзий тоже не осталось. Заговорили про деньги – тикай з городу, тебе … новая мзда.

В качестве компенсации поступило предложение по налоговому вычету в 1 МРОТ (или минимум). И снова не уточняется – это за год или в месяц. Или как с уже существующим социальным вычетом – на что угодно, но не больше чем на 120 000 рублей в год. Достаточно несложно спрогнозировать, что при администрировании новой системы налогов за неизбежные ошибки будут отвечать непосредственно налоговые агенты. А налоговые инспекции с удовольствием будут перевыполнять спущенный сверху план по пеням и штрафам.

Дорогое правительство, народ чутко ценит твою заботу о себе и желает в новом году соблюдать одно проверенное правило: «работает — не трогай».

Сетевой аналитик Дмитрий Милин подробно и логично объясняет, почему в современной России ни в коем случае нельзя вводить прогрессивную шкалу налогообложения:

«Имея опыт жизни в России опасаюсь, что забота о бедных ограничится введением прогрессивного НДФЛ для меня лично и таких как я – высокооплачиваемых квалифицированных специалистов с “белой” зарплатой, а казнокрады, коррупционеры, “полковники МВД Захарченко” и “полковники ФСБ черкалины” никаких налогов со своих доходов как не платили, так платить и не будут. А Сечин и Миллер просто повысят себе оклады на сумму введенного прогрессивного НДФЛ.

Аргументы против прогрессивного НДФЛ.

1. Прогрессивный НДФЛ – это не налог на олигархов (которые зарплату не получают), это налог на средний класс и высококвалифицированных высокооплачиваемых специалистов, которых сейчас в России дефицит.

2. Администрирование прогрессивной шкалы НДФЛ стоит дорого, как государству, так и налогоплательщикам. В случае прогрессивной НДФЛ любому человеку имеющему более одного источника доходов надо будет подавать налоговые декларации, чтобы доказать, что в сумме его доходы не превысили порог прогрессии.

3. Прогрессивный НДФЛ это налог на честных налогоплательщиков в условиях, когда 20-30 млн работающих в «черную» и «серую» не платят либо никаких налогов, либо платят их с минимальных сумм. Кроме того, в тотально коррумпированной России с «откатов» и «взяток» налогов тоже на платят. С миллиардов наличными полковника Захарченко не был уплачено даже 13% «плоского» НДФЛ.

4. Аргумент «вон в развитых странах хорошо живут потому, что там прогрессивный НДФЛ» не корректен. Из-за того, что это развитые страны, и могут себе позволить такую роскошь, как прогрессивный НДФЛ. Когда Россия станет богатой развитой страной, тогда и можно будет вернуться к вопросу прогрессивного НДФЛ. Лет так через 20-30 в лучшем случае.

5. Россия нищая страна. Зарплату более 70 тыс. рублей в месяц получает 7,6% населения (11,1 млн). 70000 рублей это чуть больше $1000. С таких сумм или как предлагается с более, чем 500 тыс рублей в год (41 700 рублей в месяц) брать прогрессивный налог грешно. Это уровень бедности в развитых странах.

4,1% (4,1 млн) работников в России получают зарплату в размере более 100 тысяч рублей в месяц на руки (за вычетом НДФЛ т. е. 115 000 рублей).

0,9% (1,3 млн) населения России зарабатывают более 150 тысяч рублей в Москве и свыше 120 тысяч рублей в регионах.

0,37% (550 тыс) населения России зарабатывают свыше 200 тысяч рублей в месяц в Москве и свыше 150 тысяч рублей в регионах. https://tass.ru/ekonomika/6679757

Возьмем, для примера, драконовскую шкалу НДФЛ ниже 70 000 — 13%, свыше 70 000 — 20%

Посчитаем допустив, что распределение з/п между 70 000 и 115 000 линейное (что является завышением результата) т. е. средняя з/п 7 млн россиян составит 92 500 рублей. Если это превышение обложить налогом в 20% т. е. превышение существующего налога на 7%.

Получим 12,3 трлн зарплаты в год или 862 млрд дополнительного налога в год.

Возьмем менее драконовскую шкалу НДФЛ ниже 150 000 — 13%, свыше 150 000 — 30%

Со следующей страты от 150 000 до 200 000, ср. з/п 175 000 и 0,7 млн получаем дополнительно 250 млрд налога по ставке 30% (+17% с текущему НДФЛ).

Эти примерные (. ) расчеты показывают, что смысл в прогрессивном НДФЛ имеется только в случае его массовости т. е. обложения по факту бедняков с з/п в $1000 . Повышение ставки прогрессии с 70 000 до 150 000 с учетом резкого падения числа подпадающих под эту ставку снижает выгоду в 4 раза делая повышение сборов несущественным по сравнению с доходами бюджета РФ.

6. Вводя прогрессивный НДФЛ мы “заморозим” изменения в качестве бизнес-сообщества ограничив включение в него новых предпринимателей из высокоплачиваемых наемных работников, которые те деньги, которые могли бы отложить на открытие своего дела или инвестиции отдадут в налоги, которые будут разворованы или разбазарены с корыстными целями казнокрадами и коррупционерами, которые вместо честных людей станут новыми “предпринимателями”. Россия вместо честного квалифицированного труда опять простимулирует воровство из бюджета. »

О том, кому выгодна такого рода налоговая реформа, написал в своем блоге журналист Василий Аленин: h

«Россияне привыкли крайне настороженно относиться к любым реформам, исходящих сверху. Потому что все они в интересах чиновников, а не людей. Но тут — особый случай.

Суть реформы

Хотели отменить НДФЛ для малоимущих. Но как-то технически у властей получилась реформа, затрагивающая всех россиян. Каждого.

Все получают вычет из налогооблагаемой базы в размере 1,5 прожиточного минимума, а на остальную часть дохода подоходник повышается с 13% до 16%.

Простой расчет показывает, что это выгодно не только малоимущим, но большинству россиян, официально получающих до 90 тыс.руб./мес.

– Работник со средней зарплатой (50 тыс.р./мес.) получит экономию на налоге около 1,4 тыс.р., его располагаемый доход увеличится на 2,8%.

– Получающий минимальную зарплату увеличит свой доход примерно на ту же сумму, но по отношению к его маленькому доходу это будет +13%

– Получающий 200 тыс.р./мес. – понесет потери от реформы в размере 1,6% своего дохода.

Получается своеобразный возврат к системе прогрессивного подоходного налога — больше получаешь — больше ставка.

Рейтинги кремлевских сильно упали после пенсионной реформы и возвращаться назад, вверх, не хотят. Последний электоральный цикл показал, что у властей назревают очевидные проблемы с выборами — как ни мухлюй, а народное недовольство прорывается. Надо как-то задобрить народ.

Проблема с реальными доходами людей. Все же понимают, что рост этого показателя в 2019 году — результат пересчетов (подтасовок, если честно) Росстата. Отсутствие реального роста тут рано или поздно станет проблемой. Уже стало — народ полез за кредитами. И выплаты по ним уже ощутимо давят на доходы людей. Если так все пойдет и дальше — выплаты процентов и тела кредита съедят любые прибавки к зарплатам.

ЦБ «приморозил» выдачу кредитов — обвалился конечный спрос в экономике, она затормозилась. Тоже плохо. Тупик. Нужен выход на ускоренный рост доходов людей, тогда сама собой рассосется и проблема их закредитованности, а скачок конечного спроса потянет за собой ВВП.

Как разогнать рост доходов людей минимальными затратами федерального бюджета?

Конечно, реформой подоходника, который идет в региональные и муниципальные бюджеты. То есть, за их счет.

Для правительства — это отличный способ «въехать в рай на чужом горбу». И не важно, что у него на счетах лежат без дела 16,5 трлн руб. (на 1 ноября, данные ЦБР) — тратить «свои» деньги правительство не собирается. Вот «чужие» (регионов и муниципалитетов) — пожалуйста.

Читать еще:  Обрешетка на цоколь под сайдинг

В итоге отличный расклад: федеральные власти — за реформу, увеличивающую доходы людей. А против нее — регионы. И Кремль с помпой «продавливает» реформу в интересах людей.

Конечно, в первую очередь, в своих интересах (рейтинга), но тут так уж отлично совпали его интересы с интересами людей – редкий случай.

Последствия

По СМИ ходит цифра стоимости реформы в 1-1,5 трлн руб. (трудно судить, насколько она справедлива, кажется завышенной). Повышение ставки НДФЛ только частично компенсирует выпадающие доходы региональных бюджетов. Да и то — в богатых субъектах — Москве, у нефтяников/газовиков. Все остальные регионы — не просто в минусе, в полном ауте. Компенсировать выпадающие доходы нечем.

А Минфин, конечно, потребует от них использовать собственные возможности — то есть задрать до максимума региональные и местные налоги: на имущество, транспортный, земельный, патенты, вмененку, торговый, курортный сборы и т.п. И это будет, скорее всего, условием его помощи регионам. И деваться губернаторам будет некуда.

Следствием реформы подоходника станет повышение налогового бремени на людей «с другой стороны», а также угнетение малого и среднего бизнеса, ужесточение налогового администрирования.

И вполне очевидное: чем выше ставка НДФЛ — тем выше доля «теневых» зарплат. То, с чем минфин боролся многие годы и придумывал множество так и не сработавших механизмов легализации доходов (патенты, вмененка, налоговые каникулы, налог на профдоход и проч.).

Прогноз

Кремль пока устами Пескова заявляет, что «предметных разговоров или решений» по реформе пока нет. СМИ пишут о череде совещаний в АП и правительстве на эту тему. Очевидно, что «политический» блок хочет продавить это решение при глухом сопротивлении «экономического». Скорее всего, продавит. Реформа будет.

Но Минфин постарается минимизировать «свои» потери. И будет давить на регионы, возможно, размер вычета снизится до 1 прожиточного минимума и т. д. – выгоды людей сократятся, эффект реформы на экономический рост тоже. Но таков уж наш Минфин — не может иначе.

Прогрессивный налог: Виды и ключевые особенности системы

Прогрессивный налог на доходы – это система, полностью реформирующая налогообложение РФ, нацеленная на уравнение социального расслоения населения.

С ее введением, налоги будут исчисляться согласно получаемому доходу физического лица.

Но данный вид налогообложения имеет не только преимущества, но и определенные недостатки, которые ставят его в ряд не самых эффективных методов наложения налогового бремени.

Содержание этой статьи:

Что такое прогрессивный налог?

Прогрессивное налогообложение – это система, расчет которой основан на пропорциональном методе.

Она предусматривает увеличение средней ставки налога соразмерно с повышением дохода физического лица за отчетный период, и уменьшение расчетной ставки в связи со снижением общегодовой прибыли.

Подоходный доход такого типа предполагает разрядное разделение общей базы налогов. Каждый разряд имеет определенную ставку, выраженную в процентах.

Внутриразрядное обложение предусматривает сохранение пропорциональной ставки. При увеличении или снижении прибыли, происходит скачкообразный переход к следующему разряду с другим процентным исчислением с учетом регрессии.

Данный вид налогообразования используется в большинстве развитых стран. Однако, есть страны, базирующие на пассивном методе, с расчетом, основанном на фиксированной ставке.

Россия в данном случае, не исключение. В РФ применяется единая (плоская) шкала налогообложения, где фиксированная ставка, например, составляет 13% и распространяется на всех резидентов нашей страны, независимо от количества общегодовой прибыли, статуса плательщиков и источников получения дохода.

Первыми, прогрессивные и регрессивные налоги применили в Великобритании. На тот момент, минимальная ставка налога составляла 2 пенса, которая замещалась после превышения прибыли.

В России, в 1810 году, также пытались ввести данное налогообложение, что привело к резкому падению рубля и затяжному экономическому кризису. Уже в 1820 году данную систему отменили.

Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:

  • Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.

  • Многоступенчатый. При использовании этого вида, получаемый доход делится на определенные ступени (части) имеющие четкие границы. Каждой ступени присваивается своя ставка налога. В этом случае может быть использована система, включающая от двух до 18 ступеней. Особенность этого вида заключается в том, что при переходе на следующую ступень облагается только часть прибыли, превышающая максимальный предел предыдущего разряда.

  • Линейный. Предусматривает постепенное увеличение коэффициента обложения, благодаря равномерному росту основной ставки. Отличается высокой эффективностью и сложностью внедрения.
  • Комбинированный. В данном случае, получаемый доход делится на несколько категорий, каждой из которых соответствует максимальное и минимальное значение прибыли, и присваивается один из видов системы, перечисленных выше.

Каждый из видов обложения нашел применение в какой-либо стране. Одни из них показали высокую эффективность в одних странах и нерациональность в других.

Прогрессивный налог в РФ

В выдвинутом не так давно законопроекте, были рассмотрены особенности развития и внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в зависимости от дохода, полученного физическим лицом за отчетный период.

На основании этого документа, общая база прибыли делится на несколько категорий, каждой из которых присваивается своя определенная ставка налога. При переходе с одной категории на другую, обложению подлежит лишь разница дохода, превышающая максимальное значение от предыдущей категории.

В данном случае, расчет будет производиться следующим образом:

  1. для категории лиц, с годовым доходом до 60 тыс. рублей оплачивают 5% подоходного налога. По предварительным данным, около 13% населения подходит под параметры этой категории и поступление в казну государства от них составит не менее 24 млрд руб.;
  2. для категории 60–600 тыс. руб. ставка находится в пределах 15%. Планируемый доход государства от этого – 90 млрд руб.;
  3. 600 тыс.–3 млн руб. будет облагаться по ставке 25% и принесет бюджету 60 млрд;
  4. 3–12 млн руб. соответствует ставке 35%. В казну от этого поступят около 85 млрд руб.;
  5. для лиц, доход которых превышает 12 млн, обложение будет производиться под самую высокую ставку 45%, что дополнит бюджет страны на 65 млрд руб.

back to menu ↑

Как прогрессивная шкала налогообложения урегулирована законодательством РФ в 2016 году?

Несмотря на предполагаемый высокий доход от прогрессивной системы, ставки на подоходный налог не изменятся.

Она была отклонена, и в настоящее время, правительство не предполагает вводить данную шкалу, как минимум несколько лет. Расчет налога на доход физических лиц будет производиться с фиксированной ставкой в размере 13%.

Он до сих пор считается оптимально функциональным для экономического развития нашей страны.

Кроме того, отклонение предложения было обосновано большой затратностью, внедрения системы, потери больших ресурсов, замещение которых невозможно поступлением средств с прогрессивной системой.

Плюсы и минусы системы

Возможность введения прогрессивного способа формирования налоговой базы может привести как к положительным, так и негативным результатам.

  • эффективное пополнение бюджета страны, способного покрыть ее дефицит. Но практика показывает, что в случае отдельных стран это не подтверждается;
  • стабилизация бюджета регионов;
  • уменьшение социального расслоения.

Недостатки прогрессивной шкалы:

  • региональная стабилизация возможна лишь на уровне крупных городов, так как налогообложение производится, основываясь на месте трудоустройства и зарплат, к пример, по Москве, а не жительства;
  • увеличиваются расходы на административные издержки, так как граждане будут вынуждены отчитываться о доходах самостоятельно;
  • проблемы социального характера: увеличение риска безработицы, снижение трудового стимулирования и вложения инвестиций.

back to menu ↑

Перспектива развития прогрессивного налогообложения в РФ

Правительство России отказалось от внедрения данной системы, предпочитая работать с единой ставкой для всей прибыли. Но, было озвучено, что отказ лишь временный – через несколько лет возможность внедрения прогрессивной шкалы будет рассмотрена, но уже с откорректированными ставками.

Уже на данный момент действующая программа налогообразования показывает свою неэффективность. Прогнозы будущего активного роста бюджетных расходов, скорее всего, приведет именно к необходимости использования прогрессивного налогообложения.

Прогрессивный налог. Право голоса

Прогрессивный налог. Право голоса

Прогрессивный налог: Виды и ключевые особенности системы

Прогрессивная система налогообложения

Прогрессивная система налогообложения направлена на то, чтобы большая часть налогов оплачивалась теми налогоплательщиками, которые получают большие суммы денег. Противостоящей такой системе налогообложения можно назвать регрессивную форму, при которой налоговая ставка снижается вместе с увеличением налога. В статье рассмотрим, что собой представляет прогрессивная налоговая система, а также ее основные преимущества и недостатки.

Читать еще:  Как отразить декретные в 6-НДФЛ

Виды налоговых систем

Важно! Прогрессивная система налогообложения представляет собой такой метод, который позволяет дифференцировать в зависимости от получаемых доходов размер налоговых ставок.

Налоговая ставка представляет собой один из элементов фискального платежа, которая на законодательном уровне устанавливается для каждого вида налогового сбора. Тариф налога представляет собой величину, которая уплачивается в бюджет, установленную в процентах или абсолютном выражении. Величина в процентах также делится на:

  • пропорциональные, при которых тариф устанавливается в едином размере и он не изменяется даже в случае роста или снижения налогооблагаемой базы;
  • регрессивные, при которых тариф снижается в случае роста налогооблагаемой базы;
  • прогрессивные, при которых при росте налогооблагаемой базы происходит рост уплачиваемых сборов.

Сумма налога, которая уплачивается в абсолютной форме, устанавливается если понятие налогооблагаемой базы не применяется. В качестве примера можно привести госпошлину, оплачиваемую в случае обращения в госорганы при регистрации юридически значимых действий.

Прогрессивная система налогообложения

В случае применения прогрессивной ставки налога, размер налоговых сборов напрямую зависит от размера налогооблагаемой базы. При этом на практике применяется как одноступенчатая или многоступенчатая прогрессия. При одноступенчатой прогрессии предусматривается одна налоговая ставка. Также устанавливается необлагаемая сумма дохода, только при достижении которого возникает обязанность об уплате налога. Многоступенчатая прогрессия представляет собой более сложный метод, который предусматривает разделение базы налога на части. При этом по каждой части налога устанавливается свой размер налогового тарифа (Читайте также статью ⇒ Налогообложение вендинговых аппаратов).

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Прогрессивное налогообложение в мире

Наиболее часто прогрессивная налоговая ставка устанавливается для подоходного налога.Прогрессирующий тариф, при которых от роста дохода зависит рост тарифной ставки устанавливается в разных странах мира, например, в США, КНР и странах Евросоюза. При этом используются как многоступенчатые, так и одноступенчатые прогрессии. В Чехии, к примеру, применяется одноступенчатый тариф, равный 15% и необлагаемых минимум, равный 24 840 крон.

При многоступенчатых тарифах также устанавливаются необлагаемые минимумы. Например, в Австрии установлено 3 ступени налогообложения, соответственно, со ставками налога, равными 36,5, 43,2 и 50%, а необлагаемым минимумом в 11 тыс. евро. В Люксембурге установлен 18-ступенчаты подоходный налог, ставка которого может быть установлена от 8 до 40% (Читайте также статью ⇒ Налогообложение СНТ. Какие процентные ставки и порядок уплаты?).

Прогрессивная система налогообложения в России

Важно! На сегодняшний день ни по одному фискальному платежу не применяется прогрессивный метод.

Однако, в нашей стране порядок взимания подоходного налога по прогрессивной ставки применялся еще недавно. Например, до 2001 года был установлен прогрессивный тариф при налогообложении физлиц. Многоступенчатая тарифная ставка по НДФЛ была установлена с 1998 года:

Сумма дохода, рублей Тарифная ставка, %
До 20 000,00 (включительно) 12
Свыше 20 000,00 до 40 000,00 (включительно) 15
Свыше 40 000,00 до 60 000,00 (включительно) 20
Свыше 60 000,00 до 80 000,00 (включительно) 25
Свыше 80 000,00 до 100 000.00 (включительно) 30
Свыше 100 000,00 35

В 2000 году многоступенчатая тарификация была упрощена до 3. С 2001 года ставка НДФЛ была установлена уже равной 13% и не зависела от величины дохода налогоплательщика.

Несмотря на то, что предложения о возобновлении прогрессивной системы налогообложения до сих пор возникают, Минфин РФ считает применение данной системы налогообложения в настоящее время нецелесообразной. Существующая же система налогообложения является простой как в исчислении и уплате.

Положительные стороны прогрессивной системы налогообложения

Одним из главных преимуществ прогрессивной системы налогообложения является то, что лица, получающие большие суммы дохода оплачивают и налог в большем размере, а, соответственно, получающие меньшие суммы дохода – оплачивают налог в меньшей сумме. То есть на состоятельных людей будет оказываться давление в большей степени, чем на представителей среднего и ниже среднего класса.

Еще одним преимуществом данной системы можно назвать то, что она приносит удовлетворение гражданам. Другими словами, такая система направлена на снижение неравенства между доходами состоятельных и несостоятельных граждан.

Несомненным преимуществом можно назвать и то, что в бюджет страны поступают налоговые платежи в больших объемах. При обычной ставке налогообложения граждане скрывают свои доходы для того, чтобы не оплачивать налог по фиксированной и высокой ставке.Если ставка налога будет ниже, как при прогрессивной ставке, то граждане со средними и низкими доходами не будут уклоняться от уплаты налога. Это в свою очередь приведет к увеличению поступлений в бюджет страны. Кроме того, при высокой ставке с крупных сумм дохода правительство также получить в бюджет больше денег.

Недостатки прогрессивной системы налогообложения

Главным недостатком данной системы налогообложения является то, что люди, старающиеся заработать большие суммы дохода вынуждены платить налоги по высоким ставка. Получается, что государство тем самым наказывает их, а это не стимулирует людей работать и зарабатывать, так как все равно с увеличением их доходов увеличатся и налоги. Многие из граждан ограничатся определенной суммой дохода и просто будут отказываться зарабатывать больше.

Повышение ставки налога в зависимости от повышения дохода приведет к уклонению от уплаты налогов. Более состоятельные лица будут считать, что просто используют и попытаются найти способы уклонения от уплаты налога по высокой ставке. Таким образом, лиц, которые будут уклоняться от уплаты налога может быть больше.

Важно! Отсутствие фиксированной ставки налога определяет прогрессивную систему налогообложения субъективной, зависящей от мнения налогового органа.

Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице

Плюсы прогрессивной системы Минусы прогрессивной системы
Больший доход приводит к большей сумме налога

Удовлетворение граждан, так как по мнению граждан с низким доходом система приводит о определенной «социальной справедливости»

Граждане, получающие небольшие суммы дохода не будут стремиться к уклонению от уплаты налога Отсутствие стимула у граждан для получения дохода в больших суммах

Уклонение от уплаты налога

Зависимость от мнения налоговых органов

Несмотря на то, что плюсы прогрессивной системы налогообложения все же есть, их можно назвать довольно спорными. Так называемая социальная справедливость в данном случае устанавливается только для некоторых граждан. А более высокие ставки налога для состоятельных граждан должны якобы повлиять на неравенство в слоях общества. Как считает наш Президент, внедрение данной системы приведет к разрушению экономики страны.

Заключение

Таким образом, такая система налогообложения, как прогрессивная, имеет свои плюсы и минусы. Причем, минусы системы настолько значительные, что наше правительство приняло решение не внедрять ее. В противном случае крупные компании и бизнесмены могут просто уйти в тень и всячески избегать обязанностей по уплате налогов. А это в свою очередь приведет к разрушению экономики нашей страны.

Прогрессивная система налогообложения

Лукашенко отложил послание к народу и парламенту из-за пандемии

Силуанов: на замещение выпадающих ненефтегазовых доходов нужно более 1 трлн руб.

Кудрин призвал в 2020 году потратить «побольше» средств ФНБ

Алекперов: цены на бензин в России снижать не будут

S&P прогнозирует более глубокий экономический спад в развивающихся странах

Роспотребнадзор предложил бизнесу подготовить предложения по работе в условиях пандемии

Мишустин утвердил список перепрофилируемых медорганизаций в регионах

В России банкам хотят запретить блокировать счета без причины

На круизном судне Costa Atlantica в Японии около 150 человек заразились коронавирусом

Умерла главный редактор «Русского радио» Юлия Ларионова

Депутата от КПРФ Калашникова госпитализировали с коронавирусом

В Москве в апреле за несоблюдение карантина задержали более 130 водителей

Bloomberg: Saudi Aramco начала снижение нефтедобычи

Греф призвал смелее отменять налоговые платежи для бизнеса

Кудрин допустил рост безработицы в России до 10%

Подробно

&nbsp ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ В ПРОГРЕССИВНЫХ СТРАНАХ

Системы налогообложения в США, Японии и ФРГ существенно различаются, и
данные по налоговым ставкам носят трудносопоставимый характер. В самом
первом приближении можно утверждать, что совокупная доля личных доходов,
подлежащая уплате в центральный и местный бюджет, колеблется от 15-20 до
50-60%, в зависимости от размера дохода. При этом предусмотрены
значительные льготы и скидки, зачастую существенно уменьшающие итоговые
налоговые платежи.

В ФРГ используется прогрессивная система налогообложения, имеющая 6
градаций, в зависимости от семейного положения плательщика, количества
детей в семье, числа работающих, со ставками от 19% до 53%.

Налоговые поступления в ФРГ распределяются согласно так называемому
принципу участия в налогах: каждый уровень власти (федерация, земли,
общины) получает свою долю. На Федерацию приходится, в частности, 42,5%
поступлений от подоходного налога.

В отличие от американцев, граждане ФРГ не испытывают большой гордости за
то, что они исправно платят налоги. В их представлении налоги –
справедливая повинность, которая большей частью возвращается населению в
виде социальных благ.

Американцы платят федеральный индивидуальный подоходный налог по
прогрессивной шкале, при которой весь доход разбивается на порции, каждой
из которых соответствует своя ставка: до 30 тыс. долларов в год – 15%, от
30 до 72 тыс. долл. – 28%, от 72 до 150 тыс. долл. – 33%, свыше этой суммы
– 28%.

Доход, составляющий 2 тыс. долларов в год на каждого “плательщика плюс
столько же на каждою иждивенца в семье, не облагается в США налогом, в из
облагаемого дохода американец имеет право вычитать ряд деловых издержек,
часть расходов на медицинское обслуживание, взносы в благотворительные
фонды и др.

Размеры общенационального подоходного налога в Японии, в зависимости от
годового дохода, могут составлять от 10 до 50%. Но средний по стране
уровень обложения личных доходов общенациональным налогом – всего 5,8%, а
примерно один из каждых семи японцев, работающих по кайму, от этого налога
освобожден.

Японская налоговая система обеспечивает надежную социальную защищенность
малообеспеченных семей. Налоговые ставки рассчитаны там на 4 “базовых” типа
семьи: холостяки, бездетные супруги, семья с одним ребенком, с двумя и
более детьми.

Необлагаемый максимум в Японии выше, чем в любой из развитых стран и
составляет примерно 15,4 тыс. долларов на семью, имеющую детей, и 7,7 тыс.
долларов – на холостяков и бездетных.

При расчете налога из суммы налога вычитается необлагаемый максимум. Кроме
того, действуют многочисленные льготы: на инвалидов, на иждивенцев старше
70 лет, на учащихся в возрасте от 16 до 23 лет, на выплаты всех видов
страховки, на пособия по увольнению. Это и обеспечивает средний уровень
налогообложения – 5,8%.

Естественно, в личные доходы во всех упомянутых странах входят и доходы от
ценных бумаг. В этой связи возникает специфическая проблема двойного
налогообложения дивидендов – сначала на уровне компаний по ставке налога на
прибыль, а потом – как части личного дохода. В США, во избежание
чрезмерного налогообложения доходов акционеров, налог на прибыль
устанавливается на низком уровне. В ФРГ, как и в ряде других стран Западной
Европы, действует так называемая “система зачета”, при которой весь доход
плательщика-акционера, включая дивиденды, облагается по индивидуальной
ставке, а уплаченный ранее компанией налог на распределяемую в виде
дивидендов прибыль (рассматриваемый как промежуточный платеж) возвращается
налоговым ведомством уже акционеру.

Налоговая система – не только канал перераспределения доходов, но и один из
ключевых инструментов макроэкономического регулирования. В развитых странах
Запала экономические службы производят весьма сложные расчеты оптимальных
параметров ставок налога и условий применения льгот. Совершенно очевидно,
что и перед нашей налоговой реформой стоит задача не только аккумулировать
больше средств и залатать сиюминутные дыры в бюджете, но и дать экономике
стимулы к развитию деловой активности – дать ей возможность “дышать”.

Экономика. 11 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие существуют системы налогообложения?
  • Характеристики и особенности систем налогообложения.
  • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
  • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

  1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
  2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
  3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
  4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Кривая Лаффера

По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

(32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

  1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.

Рисунок 2 – Условие задачи

1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный

Рисунок 3 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector