Проверки проводятся тем банком, с которым у клиента заключен договор на кассовое обслуживание.
При этом периодичность проверок конкретного клиента устанавливается банками самостоятельно. Вместе с тем, поскольку в соответствии с действующим законодательством отношения между банком и клиентами носят договорный характер, а также во избежание конфликтных ситуаций в ходе осуществления контроля по данному вопросу, учреждениям банков в договорах на расчетно-кассовое обслуживание рекомендовано предусматривать периодичность проведения таких проверок (п. 8 Письма Банка России от 17.02.1994 N 14-4/35 (ред. от 28.01.1997)).
За невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.2 КоАП РФ).
Порядок по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью содержится в Приложении 7 к Положению Банка России N 14-П. Приложение N 7 к Положению Банка России N 14-П не содержит строгой правовой регламентации проведения данных проверок. Так, нормативно не установлены длительность проверки и охватываемый период. Также в Положении Банка России N 14-П не предусмотрено, что проверяющий банк составляет какое-либо решение в качестве юридического основания для проведения проверки и истребования документов.
Цель данных проверок состоит в том, что кредитная организация проверяет соблюдение предприятием порядка ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью, установленных нормативными актами Банка России.
В частности, проверяется соблюдение требований, установленных:
Положением Банка России N 14-П;
Указанием Банка России от 14.08.2008 N 2054-У “О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации” (ред. от 28.03.2011);
Положением Банка России от 24.04.2008 N 318-П “О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации” (ред. от 13.05.2011);
Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Банка России 22.09.1993 N 40.
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.
Положение Банка России N 14-П на индивидуальных предпринимателей не распространяется. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 N 1411/10 определено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств. Содержащееся в данном Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел (п. 1 ст. 304 АПК РФ).
Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка. Уточняются сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.
В ходе проверки предприятия рассматриваются следующие вопросы.
Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.
Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются их причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются.
Полнота оприходования (неполное оприходование) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, банком не контролируется. Осуществление такого контроля возложено на налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 01.07.2005 N 22-07/46541.2).
Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.
Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств.
Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.
Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.
На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.
Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одного договора составляет 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008), Официальное разъяснение Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР). При этом запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 000 руб., распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия (Официальное разъяснение Банка России N 34-ОР).
В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами”), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в справке о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью (форма N 0408026) проставляются сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.
Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.
Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка денежных средств в кассе на каждый день проверяемого периода. В справке о результатах проверки проставляются данные о лимите остатка в кассе, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.
Определяется общая сумма превышения лимита остатка денежных средств в кассе в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка в кассе.
Ведение кассовой книги и других кассовых документов.
Рассматриваются соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.
Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и др.
По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью. Справка о результатах проверки составляется в трех экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).
В случаях когда в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением двух экземпляров справки.
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр справки передается предприятию, второй – остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется органам Федеральной налоговой службы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена как для должностных лиц организации, так и для самого юридического лица в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ. Согласно данной норме нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которое выражается в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
“Финансовая газета”, 2011, N 34
Ведущий юрист С.Гаврилова ООО “РосКо – Консалтинг и аудит”
Кассовые операции банки не проверяют 2012
Что такое кассовая дисциплина, чем установлена?
Кассовая дисциплина — это соблюдение правил осуществления наличных денежных расчетов. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых юридическим лицом наличными денежными средствами, например, наличная выручка, выплата зарплаты, получение денег в банке, расчеты с подотчетными лицами, выдача займов.
До 1 июня 2014 года все индивидуальные предприниматели и организации обязаны были вести кассу, соблюдать «кассовую дисциплину». Данное требование было установлено для всех Положением Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П. Исключений не предусматривалось. С 1 июня 2014 Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П утратило силу. С указанной даты введено в действие Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У и действует новый порядок ведения кассы.
Полный список документов, регулирующих кассовые операции
КоАП РФ;
Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;
Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” от 22.05.2003 N 54-ФЗ;
Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;
Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;
Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»;
Приказ ФНС РФ от 02.08. 2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;
Приказ Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники»;
Приказ Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 352 «Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники»;Приказ Минфина РФ от 18.12.2007 № 135н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»;
Приказ Минфина РФ от 18.12.2007 № 136н «Об утверждении образца знака «Государственный реестр»;
Приказ ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники».
Ранее это делали банки. Но утратили свое права с вступление в силу Указания Банка России от 13.12.2011 N 2750-У “О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России”. Таким образом, право проверять полноту учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей осталось только у налоговых органов (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», ст. 7 ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»). С 5 февраля 2012 года стал действовать Административный регламент контроля кассовых операций (Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н). Предметом государственного контроля в данном случае является соблюдение индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением кредитных, требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
Налоговики при проверке кассовых операций ставят перед собой цели проверить:
лимит расчетов наличными;
лимит остатка кассы;
использование запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;
порядок выдачи кассовых чеков;
соответствие фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;
выдачу крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки;
правильное применение разрешений и ограничений. Например, в ряде случаев допускается неприменение кассовой техники: использование бланков строгой отчетности (БСО) при оказании услуг населению, ЕНВД и ПСН и т.д. (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
Проверка кассовой дисциплины проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом МФ РФ от 17.10.2011 № 133н. Схема проверки примерно такова:
– проверят документы и ККМ;
Важно. Результат – составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения – возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
В процессе проверки изучаются:
журнал кассира-операциониста;
акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;
распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
приходные и расходные кассовые ордера;
журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
авансовые отчеты;
кассовая книга;
справка-отчет кассира-операциониста;
сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации;
БСО, копии БСО, корешки документов;
информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
акт приемки БСО;
книга учета БСО;
акт о списании БСО;
Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;
распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;
Налоговым инспекторам предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам. При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.
Административная ответственность за нарушения кассовой дисциплины
1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа (ст. 15.1 КоАП РФ):
на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.;
на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;
2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 14.5 КоАП РФ):
на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 руб.;
на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.
Внимание! Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков: со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (п. 14 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ).
Бухгалтерские услуги от Фирммейкер, 2012 Дина Ермакова При использовании материала ссылка на статью обязательна
Проверка банками кассовой дисциплины
С. Гаврилова, ведущий юрист
Опубликовано в “Финансовой газете”, 2011, N 34
Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью (п. 2.14 Положения Банка России о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П (ред. от 31.10.2002)).
Проверки проводятся тем банком, с которым у клиента заключен договор на кассовое обслуживание. При этом периодичность проверок конкретного клиента устанавливается банками самостоятельно. Вместе с тем, поскольку в соответствии с действующим законодательством отношения между банком и клиентами носят договорный характер, а также во избежание конфликтных ситуаций в ходе осуществления контроля по данному вопросу, учреждениям банков в договорах на расчетно-кассовое обслуживание рекомендовано предусматривать периодичность проведения таких проверок ( п. 8 Письма Банка России от 17.02.1994 N 14-4/35 (ред. от 28.01.1997)).
За невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.2 КоАП РФ).
Порядок по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью содержится в Приложении 7 к Положению Банка России N 14-П. Приложение N 7 к Положению Банка России N 14-П не содержит строгой правовой регламентации проведения данных проверок. Так, нормативно не установлены длительность проверки и охватываемый период. Также в Положении Банка России N 14-П не предусмотрено, что проверяющий банк составляет какое-либо решение в качестве юридического основания для проведения проверки и истребования документов.
Цель данных проверок состоит в том, что кредитная организация проверяет соблюдение предприятием порядка ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью, установленных нормативными актами Банка России. В частности, проверяется соблюдение требований, установленных:
– Положением Банка России N 14-П;
– Указанием Банка России от 14.08.2008 N 2054-У “О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации” (ред. от 28.03.2011);
– Положением Банка России от 24.04.2008 N 318-П “О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации” (ред. от 13.05.2011);
– Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Банка России 22.09.1993 N 40.
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.
Положение Банка России N 14-П на индивидуальных предпринимателей не распространяется. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 N 1411/10 определено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств. Содержащееся в данном Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел (п. 1 ст. 304 АПК РФ).
Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка. Уточняются сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.
В ходе проверки предприятия рассматриваются следующие вопросы.
1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.
Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются их причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются.
Полнота оприходования (неполное оприходование) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, банком не контролируется. Осуществление такого контроля возложено на налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 01.07.2005 N 22-07/46541.2).
2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.
Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств.
Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.
3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.
На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.
В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одного договора составляет 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008), Официальное разъяснение Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР). При этом запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 000 руб., распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия (Официальное разъяснение Банка России N 34-ОР).
В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами”), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в справке о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью (форма N 0408026) проставляются сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.
5. Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.
Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка денежных средств в кассе на каждый день проверяемого периода. В справке о результатах проверки проставляются данные о лимите остатка в кассе, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.
Определяется общая сумма превышения лимита остатка денежных средств в кассе в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка в кассе.
6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов
Рассматриваются соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.
Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и др.
По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью. Справка о результатах проверки составляется в трех экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).
В случаях когда в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением двух экземпляров справки. Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр справки передается предприятию, второй – остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется органам Федеральной налоговой службы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена как для должностных лиц организации, так и для самого юридического лица в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ. Согласно данной норме нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которое выражается в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Банковский контроль кассовой дисциплины
Обнаружив при проверке нарушения кассовой дисциплины, банк передаст сведения в налоговую инспекцию. Та в свою очередь может оштрафовать аптеку. Поэтому бухгалтеру следует знать о порядке проверки, которую проводит кредитная организация.
Периодичность, срок и порядок проверки
По общему правилу банковские проверки проводятся не реже одного раза в два года (п. 2.14 Положения ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П, далее – Положение № 14-П).
Как правило, внеплановая проверка происходит при выявлении нарушений или подозрительных фактов. Срок проверки в большинстве случаев составляет один-два дня.
По правилам, установленным ЦБ РФ, представители обслуживающего банка должны сами прийти с проверкой в аптеку. Но на практике они чаще просят клиента привезти документы. Правда, ответственность за непредставление документов кредитной организации законодательством не установлена. Поэтому стиль проверки чаще всего определяется по договоренности клиента и банка.
По окончании ревизии составляется справка о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью по форме № 0408026 (приложение 8 к Положению № 14-П), которую подписывают руководитель и главный бухгалтер аптеки, а также представитель банка.
Если в ходе проверки аптеки нарушений не выявлено, справка обычно оформляется в двух экземплярах: для банка и для клиента. Если обнаружены нарушения кассовой дисциплины, то документ составляется в трех экземплярах – один из них предназначен для налоговой инспекции по месту учета аптеки (см. приложение 7 к Положению № 14-П). Если у клиента возражений нет, он подписывает все экземпляры справки.
Банк в течение трех дней рассматривает результаты ревизии, отраженные в этом документе. Далее они утверждаются председателем правления банка. Только затем аптека получает третий экземпляр справки, второй – остается в банке, а первый направляется налоговикам.
Что проверяет банк
Рассмотрим, какие аспекты работы с наличными деньгами становятся объектами внимания кредитных специалистов.
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ХРАНЕНИЯ НАЛИЧНОСТИ
Пункт 29 Порядка ведения кассовых операций (утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40) обязывает руководителей оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из банка и сдаче в банк. Поэтому банк может проверить, правильно ли оборудована касса (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег), созданы ли необходимые условия, обеспечивающие сохранность денег.
ВЕДЕНИЕ КАССОВОЙ КНИГИ И ДРУГИХ КАССОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
Как правило, перед началом проверки банк запрашивает кассовую книгу, отчеты кассира, авансовые отчеты, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежные ведомости по зарплате, приказ о назначении кассира и договор о материальной ответственности с ним, приказы на подотчетных лиц. Также могут запросить чековую книжку и расчет лимита кассы.
То есть контролеры устанавливают факт наличия этих документов в организации и далее проверяют правильность внесенных в них данных. Например, они определяют соответствие записей в кассовой книге аптеки об оприходовании денег, полученных в банке, данным кредитной организации (по суммам и срокам). При наличии расхождений выясняют их причины.
Кроме того, по этим документам проверяется соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в банк. Уточняется сумма наличных, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Также проверяется своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на зарплату и т. п.
Отметим, что при проведении проверок контролеры нередко делают замечание о небрежном оформлении документов. Часто бухгалтеры и кассиры забывают ставить на документах свою подпись. Как правило, такую ошибку контролеры дают исправить.
СОБЛЮДЕНИЕ ЛИМИТА ОСТАТКА КАССЫ
Не реже чем раз в год аптека должна обратиться в банк для утверждения лимита остатка наличных денег в кассе. Наличность, которая превышает этот размер, сдается в банк. Напомним, что в начале года аптека самостоятельно рассчитывает сумму лимита и представляет в банк два экземпляра расчета по форме № 0408020 (приложение 1 к Положению № 14-П).
Сверх лимита хранятся лишь средства, предназначенные для выдачи зарплаты, выплат социального характера (стипендии), – не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.
Заметьте: если лимит не утвержден, вся выручка считается сверхлимитной и ее нужно сдавать в банк ежедневно.
Обратим внимание и на такой момент. Весьма распространенным нарушением является хранение в кассе организации личных денег работника. В принципе, гражданское законодательство этого не запрещает. Работодателю достаточно заключить с работником договор хранения, в котором указаны передаваемая сумма и срок. Кроме того, такая услуга должна быть оплачена, поскольку данный договор возмездный (ст. 896 Гражданского кодекса РФ).
Однако следует помнить, что пункт 30 Порядка ведения кассовых операций (утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40) содержит прямой запрет на хранение в кассе денег, не принадлежащих организации. Поэтому если при проверке выяснится, что кассир хранил в кассе личные деньги, их могут изъять. Эти средства будут считаться «неоприходованной наличностью». В этом случае доказывать, что деньги личные, а не принадлежат аптеке, придется в суде.
СОБЛЮДЕНИЕ ЛИМИТА РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Проверяя соблюдение лимита расчетов наличными, банки изучают первичные документы аптеки (товарные чеки, счета, авансовые отчеты и т. п.).
По правилам, сумма расчетов наличными по одной сделке не может превышать 100 000 руб. (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Это ограничение распространяется на наличные расчеты между:
– организациями; – организацией и индивидуальным предпринимателем; – индивидуальными предпринимателями.
Обратите внимание: лимит наличных расчетов действует в отношении платежей по одному договору. При этом временные ограничения не установлены. Из этого следует, что аптека:
– не может оплатить наличными весь договор, если цена, указанная в нем, превышает 100 000 руб. Периодичность платежей и количество платежных документов значения не имеют. Например, если сумма договора – 150 000 руб., оплатить его наличными полностью нельзя даже путем разбивки суммы (например, по 50 000 руб., в течение трех дней); – может оплатить наличными несколько договоров, заключенных с одним контрагентом в течение одного дня, даже если общая сумма по этим договорам превышает 100 000 руб. Главное, чтобы по каждому договору превышения лимита не было; – может оплатить наличными договор частично, то есть сумму, не превышающую 100 000 руб. Это будет правомерным, даже если общая сумма по договору превышает лимит наличных расчетов (оставшуюся часть можно перечислить на счет контрагента).
Это следует из пункта 1 указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У и письма ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т.
Как показывает практика, организации нередко нарушают предельный размер расчетов наличными при закупке активов через подотчетных лиц. Дело в том, что лимит расчетов наличными не применяется при выдаче подотчетных сумм работнику. Однако при оплате ценностей от лица организации (то есть по доверенности) подотчетник должен его соблюдать (письмо ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т).
ЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ ДЕНЕГ ИЗ ВЫРУЧКИ
Список целей, на которые могут расходоваться наличные деньги, поступившие в кассу аптеки за проданные товары, закрытый (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Для получения соответствующего разрешения аптека должна подать заявление в банк, в котором указываются цели расходования. А банк составляет предписание о том, на какие нужды фирме можно направлять свою наличность.
В ходе ревизии (изучая «первичку» и данные бухучета) банк контролирует целевое расходование средств.
Ответственность за нарушение кассовой дисциплины
Административная ответственность предусмотрена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Несмотря на то что контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций ведут банки, его сотрудники не могут составлять протоколы о нарушениях. Дело в том, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возложено на налоговые инспекции (ст. 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Они-то и составляют протоколы и налагают штрафы по сведениям, представляемым банками.
По статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказать могут за:
– расчеты наличными с другими организациями (предпринимателями) сверх установленных лимитов; – неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; – несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; – накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Размер штрафа составляет:
– для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.; – для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Обратите внимание: ответственность за нецелевые расходы из кассы административным законодательством не предусмотрена. Дополнительно отметим: по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения к ответственности за несоблюдение кассовой дисциплины привлечь нельзя (п. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Кроме того, не следует забывать и о том, что оштрафовать организацию-продавца, которая приняла от юридического лица наличные в сумме, превышающей 100 000 руб., налоговая инспекция не вправе.
Субъектом правонарушения в данной ситуации признается та сторона договора, которая рассчитывается за полученные товары (работы, услуги).
В договорах купли-продажи (поставки, возмездного оказания услуг и т. п.) таковой является покупатель (заказчик). Следовательно, привлечь к ответственности за превышение лимита наличных расчетов можно только его.
Проверка банками кассовой дисциплины
Проверка банками кассовой дисциплины и работы с денежной наличностью проводится как минимум единожды за 2 года. Банки проверяют, соблюдают ли организации порядок, установленный п. 2.14 Положения Центробанка от 05.01.1998 № 14-П, чтобы гарантировать максимальный приток денег в свои кассы за счет полного и своевременного сбора выручки от обслуживаемых компаний. Давайте разберемся подробнее, что из себя представляют такие проверки, как они проводятся, и на проверку каких сведений имеют право банки.
Как проводится проверка банками кассовой дисциплины – порядок, сроки
Целью проведения банком проверок находящихся на обслуживании предприятий является проверка соблюдения установленного Центробанком порядка работы с наличностью и ведения кассовых дисциплин. Должностное лицо банка, в частности, будет проверять соблюдение требований следующих нормативных актов:
Что проверяет банк, пока идет проверка банками кассовой дисциплины
Чтобы провести проверку, банковское учреждение выполняет следующие действия:
выбирает информацию о произведенных операциях в течение проверяемого периода по денежным поступлениям на счета компании в данном банке;
просматривает сведения о выдаче (списании) денег из кассы банка;
проверяет наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы компании и его условия;
уточняет суммы установленного лимита остатка денег в кассе;
проверяет сроки и порядок сдачи выручки в банк.
Важно! Проверка предприятия осуществляется именно тем банковским учреждением, с которым у компании был заключен договор на кассовое обслуживание.
Скорее всего, о периодичности таких проверок будет сказано в тексте договора на кассовое обслуживание, поскольку включение такого пункта предотвращает конфликтные ситуации между банками и их клиентами, и потому что периодичность проверок устанавливается банками самостоятельно и не регламентируется законом.
Подлежащие проверке предприятия определяются руководством банка. Критериями отбора становятся имеющиеся сведения о (не) соблюдении порядка работы с наличными деньгами и объем налично-денежного оборота.
Приложение 7 к Положению Банка России № 14-П содержит в себе указания по поводу порядка проведения банками проверок организаций, но не включает строгие правовые регламентации вопроса. К примеру, ни периодичность, ни охватываемый период не определены нормативным актом. Точно так же ничего не говорится о составлении банком решения в качестве юридического основания для назначения проверочных мероприятий и истребования у клиента документов.
Проверка банками кассовой дисциплины – какие вопросы будут рассмотрены, как подготовиться
В ходе проверки, проводимой банком в отношении своих клиентов, будет рассмотрено 6 основных вопросов, касающихся ведения кассовой дисциплины и работы с наличностью. Рассмотрим каждый из них.
Ведение кассовой книги и других кассовых документов
На данном этапе проверки должностное лицо банка обратит внимание на следующие моменты:
качество и периодичность составления первичных кассовых документов по выдаче и приему денежных средств;
соответствие записям в кассовой книге записей в приходно-расходных документах;
соблюдение порядка оформления операций по приему и выдаче наличности из касса;
составление ежегодного отчета кассира по всем имевшим место кассовым операциям в соответствии с расчетно-платежными ведомостями и приходно-расходными документами;
ведение книги учета принятых и выданных кассиром денег (наличных), кассовой книги, журнала регистрации приходных/расходных кассовых документов (в общем, всех форм первичной учетной документации по кассовым операциям).
Соблюдение установленного банком лимита на остаток наличных средств в кассе
На каждый день проверяемого периода банк будет осуществлять проверку того факта, что предприятие соблюдает установленный банком лимит на остаток наличности в кассе. Проверяющий будет выяснять, какова общая сумма превышения лимита на остаток средств и сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина). Последний показатель рассчитывается на основании общей суммы наличности и числа дней превышения лимита.
В справке должностное лицо банка (проверяющий) прописывает сведения об установленном лимите на остаток средств в кассе, а также о фактических остатках денег в ККТ в те дни, когда было обнаружено превышение лимита.
Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами
Согласно Указанию Банка России от 20.06.2007 (ред. от 28.04.2008) № 1843-У, максимальная величина расчетов наличными средствами между юрлицами составляет 100 тысяч рублей в пределах одного договора. Уточнения по данному вопросу содержатся в другом нормативном акте, а именно в Официальном разъяснении Банка России от 28.09.2009 № 34-ОР – в документе сказано о том, что запрет на превышение указанной суммы распространяется на обязательства, которые предусмотрены договором (или вытекают из него), исполняемые в период действия соглашения и по окончании времени его действия.
Чтобы проверить, подчиняется ли организация данным требованиям Центробанка, должностное лицо банка изучает записи в документах первичной учетной документации по ведению кассовых операций (кассовую книгу, приходно-расходные документы, записи в кассовом журнале), а также счета-фактуры, счета, товарные чеки, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных средств (обороты по счету 71).
Если проверяющий обнаружит нарушения, в справе об итогах проведения проверки будет прописана сумма произведенного платежа, превышающего установленный лимит, а также наименование участников расчетов.
Соблюдение предприятием согласованных с банком условий расходования поступающих в кассу организации наличных денежных средств
В ходе проведения этой части проверки должностное лицо банка будет изучать первичные документы по учету кассовых операций и прочие бухгалтерские данные. Если оговоренные с банком условия нарушены, об этом также будет сделана соответствующая отметка в справке.
Полнота сдачи денег в кассу банка
При заключении договора между организацией и банком на расчетно-кассовое обслуживание оговариваются, помимо прочего, сроки и порядок сдачи выручки в банк. Чтобы юридическое лицо не нарушало условий, регулярно проводятся проверки, в ходе которых уточняется сумма наличности, которая поступила в кассу предприятия за проверяемый период времени, а затем она сопоставляется с суммой средств, переданных банку. Проверяющий будет смотреть, вовремя ли были возвращены в банк не выплаченные в срок деньги на выплаты социального характера, зарплату и т.д.
Подлежат сравнению также суммы и даты сдачи наличных денежных средств в банковское учреждение с произведенными в кассовой книге записями. Если будет обнаружено расхождение между показателями, проверяющий обязан зафиксировать данный факт и выяснить причины нарушения.
Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке
Важно! Банк не контролирует полноту оприходования в кассу предприятия наличности, полученной в результате хозяйственной деятельности, поскольку не имеет на то полномочий. Данная функция возложена на ФНС.
Проверяющий, уполномоченный банком, не станет осуществлять проверку фактического наличия в кассе организации денег, условия хранения ценностей и наличности. Проверяться будет соответствие записей в кассовой книге данным банка по суммам и срокам. Если выявлено несоответствие, юридическое лицо обязано объяснить причины расхождения.
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг
Проверка банками кассовой дисциплины – результаты проверки, ответственность за обнаруженные нарушения
По окончании проверки должностное лицо банка оформляет справку о ее результатах (в 3 экземплярах) по форме № 0408026. Данное заключение подписывается:
представителем учреждения банка, проводившим проверку;
бухгалтером компании;
главным (старшим) бухгалтером;
руководителем предприятия.
Важно! В случае выявления нарушений само юридическое лицо и должностные лица понесут ответственность по статье 15.1 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц предприятия составляет 4-5 тысяч рублей, для организаций – 40-50 тысяч рублей.
В справке будут содержаться вывод проверяющего и рекомендации начальству фирмы по устранению найденных недостатков, касающихся работе с наличностью и проведению кассовых операций. Порядок оформления и движения данной справки выглядит следующим образом:
Оформляется 3 экземпляра документа в случае, если нарушения обнаружены, и 2 экземпляра справки – если нарушений в ходе проверки не выявлено.
Справка изучается руководителем банка и его заместителем в течение 3 дней с момента ее оформления проверяющим.
Третий экземпляр справки передается подвергавшемуся проверке предприятию (если нарушений нет – в этом нет необходимости).
Второй экземпляр справки остается у руководства учреждения банка.
Первый экземпляр документа (если были выявлены нарушения) отправляется в ФНС по месту учета налогоплательщика с целью установления мер ответственности на основании действующего законодательства.
Законодательные акты по теме
п. 2.14 Положения Банка России о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 № 14-П (ред. от 31.10.2002)
Порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью
п. 8 Письма Банка России от 17.02.1994 № 14-4/35 (ред. От 28.01.1997)
Об установлении периодичности банковских проверок в договорах на расчетно-кассовое обслуживание
Типичные ошибки
Ошибка: Предприятие препятствует проведению банком проверки кассовой дисциплины организации.
Комментарий: Банк имеет право регулярно проводить проверки ведения кассовой дисциплины и работы с наличностью. Сведения о необходимости проведения подобных проверок наверняка прописаны в договоре на расчетно-кассовое обслуживание. Но даже при отсутствии сведений на этот счет, Центробанк наделяет банки такими полномочиями.
Ответы на распространенные вопросы о том, что представляет собой проверка банками кассовой дисциплины
Вопрос №1: Предусмотрена ли какая-либо ответственность должностных лиц банка за невыполнение обязанностей по проверке порядка ведения кассовых операций предприятия?
Ответ: Да, на должностное лицо банка может быть наложен штраф в размере 2-3 тысяч рублей, согласно ст. 15.2 КоАП РФ.
Вопрос №2: Распространяется ли Положение Банка России № 14-П на индивидуальных предпринимателей?
Ответ: Нет, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 № 1411/10, не предусматривается обязанность ИП по оприходованию в кассу наличных денег и соблюдению порядка хранения свободных средств. Арбитражные суды руководствуются этим Постановлением при рассмотрении дел, касающихся данного вопроса, на основании п. 1 ст. 304 АПК РФ.