Проверка страховых взносов + контроль при уплате
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Проверка страховых взносов + контроль при уплате

Камеральная проверка расчета по страховым взносам

Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2017 ФНС осуществляет проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Все контрольные процедуры в отношении плательщиков страховых взносов производятся в соответствии с налоговым законодательством. Данный контроль ведется посредством проведения камеральных и выездных проверок. В публикации мы рассмотрим вопросы, связанные с проведением камеральных налоговых проверок.

В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов, у которых возникает обязанность их уплаты, должны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

по месту нахождения организации;

по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Таким образом, отчетность за 2018 год, представляемая по форме, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, должна быть представлена не позднее 30.01.2019.

Принятый налоговым органом расчет проходит камеральную проверку.

Как проводится камеральная проверка?

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. В силу норм п. 2 ст. 88 НК РФ проверку проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (см. Письмо ФНС РФ от 21.09.2016 № БС-4-11/17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. При этом дата получения налоговым органом расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать (см. Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения, доведенные в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Отметим, что, руководствуясь указанным письмом, страхователи могут проверить заполнение отдельных строк и разделов.

Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.

Об истребуемых при проверке документах

Нередко у учреждения-страхователя возникает вопрос: вправе ли налоговый орган затребовать от страхователя дополнительные документы, кроме представленного расчета по страховым взносам? По общему правилу объектом проверки является расчет по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-11/551@ (далее – Порядок № ММВ-7-11/551@).

Кроме того, объектом проверки могут быть и другие документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. ФНС вправе их истребовать при проведении налогового контроля (см. п. 8.6 ст. 88 НК РФ). Как видим, данное право законодательно утверждено в НК РФ.

К сведению: для всех случаев истребования пояснений или документов, а также внесения исправлений у налогоплательщика в рамках камеральной проверки ст. 88 НК РФ установлен единый срок представления – в течение пяти дней.

Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, должно письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления в указанные сроки документов. В уведомлении следует отразить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика ФНС установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Однако необходимо учесть, что направление в адрес организации-страхователя требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам в расчете по страховым взносам, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует о налоговом правонарушении. Такие разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@.

В каких случаях расчет является непредставленным?

Напомним, что 01.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, в частности, в ст. 431 НК РФ. Эти поправки расширили перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Итак, расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, если:

1) есть ошибки в части сведений о физическом лице:

в сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках установленной предельной величины;

в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для их начисления, не превышающей предельную величину;

в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;

в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по дополнительному тарифу;

2) есть ошибки в форме за расчетный (отчетный) период и (или) каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода;

3) в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;

4) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

В любом из указанных выше случаев налоговая инспекция направит уведомление о наличии несоответствий в расчете (п. 7 ст. 431 НК РФ):

не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме;

не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.

О недостоверных персональных данных

Нередко страхователей волнует вопрос, связанный с недостоверными персональными данными, идентифицирующими застрахованных физических лиц, которые указываются в разд. 3 расчета по страховым взносам. Дело в том, что не всегда персональные данные бывают ошибочными: они могут быть правильными, но неактуальными на дату представления расчета (например, изменена фамилия или заменен паспорт работника). Будет ли в этом случае расчет принят?

В Письме от 16.01.2018 № ГД-4-11/574 чиновники ФНС отметили следующее. При приеме расчета по страховым взносам осуществляется сверка персонифицированных данных застрахованных лиц, отраженных в отчетной форме, с данными, имеющимися в информационных ресурсах налоговых органов. В случае если в представляемом расчете по страховым взносам отражены неактуальные персональные данные застрахованных физических лиц, у налоговых органов имеется возможность провести их идентификацию по сведениям, потерявшим свою актуальность на дату представления отчетной формы. В связи с этим указание в расчете по страховым взносам персональных данных, потерявших свою актуальность, не препятствует его приему налоговым органом.

В случае если налоговый орган при проведении камеральной проверки выявит несоответствия сведений о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в представленном плательщиком расчете сведениям об указанных суммах из расчетов за прошлые отчетные периоды, направленным налоговым органом в орган ПФР для отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, налоговый орган сообщает об этом плательщику с просьбой представить уточненные расчеты (Письмо Минфина РФ от 18.12.2017 № 03-15-06/84451).

Об ошибках, обнаруженных в расчете

Будет ли принят расчет по страховым взносам, если в нем допущена ошибка при исчислении страховых взносов, например на обязательное медицинское страхование (ОМС)? По общему правилу при обнаружении учреждением в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений налогоплательщик вправе:

внести необходимые изменения в расчет;

представить уточненный расчет в налоговый орган.

При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается представленным с нарушением срока (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка № ММВ-7-11/551@).

Как сказано в Письме ФНС РФ от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@, в силу п. 7 ст. 431 НК РФ наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на ОМС не является основанием для отказа в приеме расчета.

Как было отмечено выше, при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган на основании ст. 88 НК РФ сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо подать в налоговый орган уточненный расчет.

Отметим, что организация обязана устранить ошибки и представить корректирующий отчет (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 431 НК РФ):

в течение пяти рабочих дней с даты отправки уведомления в электронной форме;

в течение 10 рабочих дней с даты отправки уведомления на бумаге.

Ответственность за непредставление расчета в срок

Непредставление расчета в установленный срок влечет наступление ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Нарушитель должен будет уплатить штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Заметим, что в данном случае неуплаченная сумма страховых взносов определяется на 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Штраф рассчитывается в размере 5% от неуплаченной суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании данного расчета, за каждый полный или неполный месяц (Письмо ФНС РФ от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@). Причем, если на указанную дату страховые взносы уплачены в полном объеме (в том числе в случае нарушения срока их уплаты до названной даты), сумма штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам устанавливается в размере 1 000 руб.

Кроме налоговой ответственности за нарушение сроков представления расчета, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

В Письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273 Минфин обратил внимание, что в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями. Если он этого не сделает, то может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.

Читать еще:  Как составить и заключить агентский договор с физическим лицом?

Органы контроля за уплатой страховых взносов

Наряду с налоговыми платежами организации уплачивают страховые взносы, начисленные на доходы работников. Коммерческие структуры в форме ИП дополнительно перечисляют взносы, направляемые на собственное страхование. С 2017 года администрирование страховых взносов осуществляет ИФНС. В НК РФ добавлена глава 34, посвященная порядку администрирования.

Взносы, попадающие под налоговый контроль

В соответствии с нововведениями налоговые органы контролируют:

  • Отчисления на пенсионное страхование.
  • Платежи в фонд социального страхования, за исключением платы на профилактику профзаболеваний и страхование от несчастных случаев на производстве.
  • Взносы на медицинское страхование.

Администрирование платежей включает право на проведение с налогоплательщиками сверок расчетов, зачетов сумм, возврата переплаченных взносов, взыскания недоимки. При выявлении нарушений законодательных норм ИФНС имеет право налагать пени и штрафы с взысканием их в принудительном порядке. Органы получили право на проведение мероприятий налогового контроля.

Органы контроля, осуществляющие проверки

Ряд функций по проведению проверок взносов, исчисленных и уплаченных в предшествующем 2017 году периоде, осуществляют фонды.

Объекты проверок Период до 2017 года Начиная с 2017 года
Взносы в ПФР, ФОМС ПФР – камеральные и выездные ИФНС
ФСС ФСС – камеральные до 2017 и выездные до 2016 ИФНС и ФСС совместно при проведении плановых проверок
ФСС отчисления на материнство, расходы по нетрудоспособности ФСС ФСС

Законодательные акты, ранее изданные фондами, продолжают действовать и используются в порядке исчисления и уплаты взносов. После начала администрирования взносов ИФНС разъяснения законодательных норм будет осуществлять Минфин.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Проверки ИФНС в рамках контроля страховых взносов

Налоговые органы имеют право на проведение камеральных и выездных проверок по вопросу правильности исчисления взносов. Проверки имеют отличия в порядке проведения.

Условие проведения проверки Выездная проверка Камеральный контроль
Решение о проверке Требуется, с обязательным ознакомлением руководителя предприятия Не требуется, проверка осуществляется в рамках обязанности инспектора
Период проверки 3 года ведения деятельности, предшествующие мероприятию 3 месяца с момента сдачи декларации
Способ проверки Сплошной Выборочный
Место проведения Территория предприятия либо ИФНС при отсутствии условий для проверки Территориальный орган ИФНС по месту учета организации или ИП
Представление документов Оригиналы либо заверенные копии Заверенные копии при возможности ознакомления с оригиналом
Решение по результатам проверки Составляется в безусловном порядке с ознакомлением руководителя При отсутствии нарушений вынесенное решение не предъявляется руководителю предприятия

Повторно проверка налога или взноса в одном периоде не осуществляется, за исключением проведения мероприятия контроля вышестоящим органом.

Предмет проверки органов контроля

При проверке порядка исчисления взносов инспекторы подвергают анализу учетную документацию предприятия с целью определения:

  • Соблюдения сроков представления расчетов (при камеральных мероприятиях).
  • Достоверности представленной информации, отсутствие арифметических ошибок.
  • Соответствия законодательным нормам порядка определения базы для налогообложения, обоснованности применения льгот, ставок.
  • Верности исключения сумм, не включаемых в расчет базы для налогообложения.

При проверке соответствия начисления взносов законодательным нормам инспекторы изучают первичную кадровую и финансовую документацию. В рамках проверок инспекторы имеют право на проведение дополнительных мероприятий в виде осмотра, опроса, направления запросов (Читайте также статью ⇒ Проверка страховых взносов в 2020 и контроля уплаты).

Выездная проверка плательщика взносов

При проведении выездного мероприятия контролирующие органы часто объединяют проверку нескольких налогов и взносов в одну процедуру. О начале проверки свидетельствует решение руководителя органа контроля с обязательным предъявлением документа руководителю предприятия. Без ознакомления директора компании с решением и личными удостоверениями инспекторы не имеют право начинать проверку. Порядок предъявления документов к проверке:

  • До начала проверки руководителю предприятия предъявляется требование с перечнем запрашиваемых документов.
  • Количество требований может быть более одного документа.
  • Документальные формы, не указанные в требовании, не могут быть запрошены инспекторами при проверке (если отсутствует дополнительный пункт о представлении прочих документов, подтверждающих исчисление взносов).
  • Документы предоставляются в заверенных копиях. Ознакомление с оригиналами форм допускается на территории предприятия. Исключение составляют проверки, при которых предприятия не могут предоставить отдельные помещения для расположения инспекторов и мероприятие осуществляется по месту нахождения органа контроля.

На предоставление документов отводится 10 дней. Проверка взносов требует значительного времени на подготовку объемного материала, особенно у организаций с большой штатной численностью. Налогоплательщик может перенести срок предоставления документов, представив письменное уведомление с просьбой об отсрочке, причинах и дате подачи. На основании уведомления руководитель ИФНС выносит решение о переносе срока.

Камеральная проверка взносов

Суть камеральной проверки состоит в оперативном определении правильности исчисления взноса. Период процедуры составляет 3 месяца с момента подачи отчетности по взносам (ст. 88 НК РФ). Особенности осуществления мероприятия:

  • О начале проверки руководитель предприятия не ставится в известность.
  • При выявлении в ходе проверки нарушений инспектор вправе потребовать предоставления документов и пояснений по начислению взносов. По запросу инспектора документы или письменные пояснения должны быть представлены в течение 5 дней.
  • В случае отсутствия нарушений, ошибок, несоответствий требованиям о результатах проверки руководитель предприятия не извещается. По результатам положительной проверки акт не составляется.

В случае представления налогоплательщиком в ходе проверки уточненного расчета по взносам процедура контроля прерывается. Период исчисляется от даты подачи уточненных данных.

Оформление результатов проверки

Документы подвергаются анализу в течение 2 месяцев с продлением периода при необходимости проведения встречных проверок или дополнительных процедур. По результатам проверки инспектор составляет справку об окончании мероприятия, акт проверки. О порядке составления акта указано в ст. 100 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право представить возражения по акту в письменной форме с предъявлением доказательств правоты и обоснованности несогласия с выводами проверяющих лиц. На основании акта и с учетом представленных возражений руководитель принимает решение по проверке о привлечении лица к ответственности или отказе в наложении налогового наказания. При выявлении недоимки ИФНС предъявляет требование об уплате.

Пример предъявления требования

В отношении ООО «Ковров» инициирована камеральная проверка по вопросу правильности исчисления страховых взносов, по результатам которой было выявлено налоговое нарушение в едином расчете за 1 квартал 2017 года. В результате занижения налогооблагаемой базы в размере 12 000 рублей. По итогам проверки ИФНС предъявила требование об обязанности уплатить:

  • Недоимку в размере 12 000 рублей;
  • Штраф в сумме 2 400 рублей;
  • Пени в сумме 57 рублей.

Требование направляется предприятию в течение 20 дней с даты вынесения решения, на исполнение финансовых обязательств документа предоставляется 8 дней.

Сроки проведения проверок

Мероприятия контроля имеют четко определенные законодательством сроки, изменение которых возможно только при возникновении дополнительных обстоятельств. Перенос срока оформляется распоряжениями руководителя органов контроля. Выездные и камеральные проверки имеют отличия по срокам проверок и оформления результатов (Читайте также статью ⇒ Перечень страховых взносов ИП и сроки оплаты в 2020).

Этап процедуры проверки Камеральный контроль Выездная проверка
Составление акта 10 дней при выявлении нарушений 2 месяца со дня составления справки об окончании проверки
Вручение налогоплательщику 5 дней 5 дней
Представление возражений 1 месяц со дня получения акта 1 месяц
Принятие решения по акту проверки 10 дней 10 дней

Вопрос № 1. Может ли предприятие привлекаться к ответственности, если налоговая проверка была осуществлена с нарушениями?

Налогоплательщик имеет право опротестовать решение о проверке, предоставив материалы о нарушении регламента и процедуры мероприятия контроля.

Вопрос № 2. В каких днях ведется учет сроков проведения мероприятий контроля?

Периоды, указанные в НК РФ, учитываются в рабочих днях.

Вопрос № 3. Может ли налогоплательщик отказаться от ознакомления с актом?

Руководитель предприятия приглашается в ИФНС для ознакомления с актом. Отказ от подписи и получения акта фиксируется в документе. Экземпляр налогоплательщика высылается почтой. Документ считается врученным налогоплательщику.

Вопрос № 4. Можно ли представлять возражение по акту и подтверждающие материалы отдельно?

Материалы, подтверждающие правоту учетных данных предприятия, опровергающие выводы акта проверки, могут быть представлены отдельно, о чем требуется указать в возражениях.

Что проверяет ФСС при выездной проверке

chto_proveryaet_fss_pri_vyezdnoy_proverke.jpg

Похожие публикации

Выездная проверка может грозить организациям и ИП не только со стороны налоговой службы или ПФР, но и со стороны ФСС. Целью таких проверок является контроль за соблюдением работодателями правильности исчисления и уплаты страховых взносов, а также страховых выплат. Что проверяет ФСС при выездной проверке, как долго она обычно длится, и какие документы могут затребовать у работодателя, узнайте далее.

Выездная проверка ФСС 2020: кому ожидать визита проверяющих

Выездная проверка ФСС проводится с целью контроля за соблюдением работодателями правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов. До 01.01.2017 г. ведомство полностью курировало все вопросы, связанные со страховыми взносами на соцстрахование. Однако, после того как утратил силу закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., администрированием взносов, связанных с временной нетрудоспособностью и материнством, вместо ФСС стала заниматься ФНС (к ведению налоговиков перешли также взносы на пенсионное и медстрахование – гл.34 НК РФ). При этом ФСС остался администратором страховых взносов на «травматизм».

Но это не означает, что поводов для выезда у ФСС не осталось.

Во-первых, период после 01.01.2017 г. хотя формально и проверяет ФНС, но проверки проводятся совместно двумя ведомствами. В отношении взносов на случай болезни и материнства, начиная с 01.01.2017 г., Фонд получает сведения о произведенных страхователями начислениях и расходах от налоговиков (по данным из «Расчета по страховым взносам»). Плановая выездная проверка ФСС в части контроля за расходованием средств на оплату больничных и пособий проводится совместно с ИФНС.

Во-вторых, правильность начисления взносов на «травматизм» ФСС регулярно проверяет самостоятельно.

Критерием выбора страхователей, подлежащих контролю, могут стать:

  • выплата пособий работникам за счет средств ФСС;
  • выплаты физлицам, не облагаемые страхвзносами;
  • уплата взносов по льготным тарифам;
  • выявление расхождений при камеральной проверке.

Порядок проведения выездной проверки ФСС регулируется ст. 26.16 закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г.

Ежегодно территориальные подразделения ФСС составляют годовой план проверок организаций и ИП на подведомственной территории. План выездных проверок ФСС на 2020 год по взносам на «травматизм» можно узнать на сайте территориального ведомства. Включить туда ФСС вправе любую организацию или предпринимателя-страхователя.

Помимо плановых проводятся и внеплановые проверки по сигналам от сотрудников или жалобам, а также в случае ликвидации работодателя.

Читать еще:  Ремонт основных средств. Учет затрат. Проводки

Какие подготовить документы к выездной проверке ФСС

Согласно п.7 ст. 26.16 закона № 125-ФЗ, в рамках выездной проверки могут быть затребованы документы не более, чем за 3 последних года, предшествующих году вынесения решения о проверке. Т.е. для проверок, проводимых в 2020 г. проверяемыми периодами станут 2017-2019 гг. Кроме того, проводиться выездная проверка должна не чаще одного раза в три года.

  • точность расчета суммы взносов на «травматизм»;
  • выплаты по несчастным случаям на производстве;
  • выплаты по профессиональным заболеваниям.

Поскольку проверка может проводиться совместно с ИФНС, могут проверить также правильность начисления расходов на обязательное социальное страхование, в т.ч.:

Как правило, работодателю следует подготовить к проверке по взносам на «травматизм» следующие документы:

Перечень не полный, т.к. специалисты вправе затребовать и другие документы в зависимости от цели проверки. Например, проверяя законность произведенных расходов на выплату пособий, могут запросить копии свидетельств о рождении детей сотрудниц- «декретниц», заявления и приказы о предоставлении декретных отпусков и т.п.

Работодателю важно следить за тем, чтобы основной пакет документов был надлежащим образом оформлен.

Выездная проверка ФСС: сроки

Срок выездной проверки организации или ИП ограничен 2 месяцами со дня вынесения решения о ее начале. В исключительных случаях, если на то есть достаточные основания, а также при наличии у компании более четырех «обособок», срок может быть продлен до 4 месяцев или до полугода (п. 9, 10 ст.26.16 закона № 125-ФЗ). Обособленные подразделения должны проверяться не дольше месяца (п.13 ст. 26.16). На практике же срок выездной проверки большинства страхователей может составлять всего 1-2 рабочих дня.

При этом закон не обязывает ФСС заранее предупреждать страхователя о готовящейся проверке.

По итогам проверки (в последний ее день) составляется справка о ее окончании, а затем, в течение еще двух месяцев – акт проверки по форме, утвержденной приказом ФСС № 9 от 25.01.2017 г. (Приложения № 5, 8). Акт в течение 5 рабочих дней направляется проверяемой организации или предпринимателю, у которых есть 15 рабочих дней на то, чтобы подать свои письменные возражения (при их наличии).

При выявлении нарушений, после составления акта и рассмотрения возражений страхователя, выносится решение о привлечении страхователя к ответственности и взыскании недоимок и штрафов, либо об отказе в его привлечении. Через 10 дней после вынесения решение вступает в силу, и работодателю, привлеченному к ответственности, направляется требование о погашении недоимки и уплате штрафа и пени (ст. 26.20 закона № 125-ФЗ).

Таким образом, несмотря на то, что ФСС курирует в полной мере только взносы на «травматизм», выездная проверка может затребовать документы и по тем страховым взносам, которые с 2017 г. администрирует ИФНС: т.е. кадровую документацию и бухгалтерскую документацию, касающуюся ФОТ, больничных и иных пособий. Работодателю следует обеспечить полноту и свободу доступа к документам, касающимся предмета проверки.

Страховые взносы: камеральная проверка

“Кадровый вопрос”, 2012, N 2

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

Как вы знаете, страховые взносы не относятся к налоговым платежам. Но, несмотря на это, контроль правильности исчисления страховых взносов, осуществляемый Пенсионным фондом и Фондом социального страхования, во многом схож с теми контрольными мерами, которые осуществляют налоговые органы в отношении налоговых платежей. Контрольными мероприятиями являются камеральные и выездные проверки, проводимые соответствующими органами контроля. О камеральных проверках пойдет речь в этой статье.

Одним из отличий камеральной проверки от проверки выездной является то, что камеральная проверка проводится непосредственно по месту нахождения органа контроля, а выездная – на территории плательщика страховых взносов.

Целью камеральной проверки является контроль соблюдения плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (далее – Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

– Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС);

– Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС) и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. Кроме того, контролю подвергаются выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”.

ПФР и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией с Федеральным и территориальными органами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.

Порядок проведения камеральной проверки

регламентирован статьей 34 Федерального закона N 212-ФЗ

Камеральная проверка осуществляется на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у органа контроля (п. 1 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ). Документами, представляемыми плательщиками, могут быть листки нетрудоспособности в связи с заболеванием, беременностью и родами, которые вправе запросить ФСС при проведении камеральной проверки, а также другие документы в связи с материнством, подтверждающие расходы, произведенные за счет социального страхования.

Специального решения руководителя органа контроля о проведении камеральной проверки не требуется. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета плательщиком страховых взносов (п. 2 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ).

Если в ходе камеральной проверки выявлены:

– ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам;

– противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

– несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, то о данных фактах сообщается плательщику страховых взносов.

Для этого органы контроля направляют плательщику страховых взносов требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 8-ПФР), утвержденное Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н “Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов” (далее – Приказ N 957н).

Плательщик страховых взносов при получении указанного требования обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Оформление результатов проверки

При выявлении в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах должностные лица органа контроля составляют акт проверки. При проведении камеральной проверки указанный акт должен быть составлен в течение 10 дней после истечения срока ее проведения (п. 1 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, то акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается (п. 6 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ).

Форма акта камеральной проверки (форма 16-ПФР, форма 16-ФСС РФ) утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н “Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов”.

Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого эта проверка проводилась. Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, отказывается подписать акт, в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

В течение пяти дней с даты подписания акта он должен быть вручен проверяемому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте датой его вручения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (п. 4 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

Нередко лица, в отношении которых проводятся проверки, не соглашаются с фактами, изложенными в актах проверок, а также с выводами и предложениями проверяющих. В такой ситуации плательщик в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 5 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).

Перед вынесением окончательного решения в виновности или невиновности лица, в отношении которого проводилась проверка, акт проверки, а также письменные возражения рассматриваются руководителем органа контроля за уплатой страховых взносов. Срок на рассмотрение – 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, отпущенного проверяемому лицу на ознакомление с актом проверки. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

Рассмотрение результатов проверки может производиться при участии лица, в отношении которого и проводилась данная проверка. При этом стоит отметить, что присутствие лица не является его обязанностью, то есть материалы проверки могут быть рассмотрены и в его отсутствие.

Цель изучения материалов проверки изложена в п. 6 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ и подразумевает под собой установление следующих обстоятельств:

– совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

– образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения;

– имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения;

– исключающих вину лица в совершении правонарушения либо смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах или отсутствия таковых руководитель органа контроля вправе вынести решение об истребовании нужных документов по форме 18, утвержденной Приказом N 957н.

Читать еще:  Какая ставка налога на прибыль организации?

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель органа контроля за уплатой страховых взносов (заместитель руководителя) выносит решение:

– о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (форма 19-ПФР, форма 19-ФСС РФ утверждены Приказом N 957н);

– об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (форма 20-ПФР, форма 20-ФСС РФ утверждены Приказом N 957н).

Соответствующее решение в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого оно вынесено (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (п. 13 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

При принятии решения руководителем контрольного органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в нем излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении указываются размеры выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (п. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

Иными словами, привлечение к ответственности невозможно без доказательств факта совершения правонарушения.

Если по итогам рассмотрения материалов проверки принято решение об отказе в привлечении лица, в отношении которого проводилась проверка, к ответственности, то в решении излагаются все обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа.

Итоги рассмотрения материалов проверки лицо вправе обжаловать в срок, который указан в решении, в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (п. 11 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

Завершая статью, напомним читателям, что в соответствии с нормами ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ контролирующие органы имеют право:

– требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;

– вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер;

– определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы;

– требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований;

– взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в установленном Федеральным законом N 212-ФЗ порядке;

– предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

а) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за совершенные правонарушения;

б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

– обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;

– предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены Федеральным законом N 212-ФЗ.

Вышестоящие органы контроля за уплатой страховых взносов вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов в случае несоответствия указанных решений законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

Особенности учета доначисления страховых взносов за прошлые периоды по акту проверки

Контроль начисления и уплаты страховых взносов с 2017 года по большей части осуществляется ФНС. У ФСС также есть право администрировать часть платежей, исчисляемых с заработной платы работников. В каких случаях взносы могут быть доначислены и как отразить суммы по акту проверки в учете?

Кто проверяет?

Итак, правом осуществлять проверки законодатель наделяет налоговую службу и ФСС. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными.

Страховые взносы проверяются:

  • на обязательное пенсионное страхование – ФНС;
  • на обязательное медицинское страхование – ФНС;
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством («больничные») – ФНС;
  • страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (взносы «на травматизм») – ФСС.

На заметку! Получатель и администратор взносов может не совпадать. Например, получатель взносов по ОПС – Пенсионный фонд, на случай временной нетрудоспособности – ФСС. Контроль полноты и срочности уплаты взносов осуществляет ФНС.

Чаще всего проводятся плановые проверки по графику, соответствующему нормам федерального законодательства. Однако если фирма подвергается реорганизации, ликвидируется либо в контролирующий орган поступает жалоба от работника, проводится внеплановая проверка. За периоды до 2017 года проверки проводят ФСС и ПФР.

Причины доначисления взносов

Доначисление взносов, как правило, является следствием занижения базы при расчетах.

На практике чаще всего возникают ошибки по следующим ниже причинам:

  1. Неверное применение ставок расчета. Так, на ОПС действующая ставка 22%, на ОМС – 5,1%, на обязательное соцстрахование — 2,9%, а взносы «на травматизм» зависят от вида деятельности компании. Их величина может составить от 0,2 до 8,5%.
  2. Неправильное использование предельных величин базы для исчисления страховых взносов на текущий год. Подобная ситуация может возникнуть, если фирма крупная, заработная плата работников достаточно высока и в какой-то момент может превысить установленные правительственным постановлением лимиты по отношению к одному работнику. В таких случаях по пенсионным взносам базовый тариф устанавливается на уровне 10%, а по взносам в ФСС начисление происходит только в пределах лимита (ст. 425 НК РФ). Ошибки затрагивают базу по ОПС и по ОСС.
  3. Ошибки включения выплат в базу по взносам. В общем смысле это доходы работника, облагаемые взносами. Перечень доходов приведен в ст. 420 НК РФ, а в ст. 422 содержится аналогичный перечень сумм, не включаемых в базу. К примеру, не облагается взносами материальная помощь только в размере до 4000 руб., может быть ошибочно не включена в базу компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и пр.

Причиной доначисления могут стать также счетные ошибки, неверный перенос данных с предыдущих периодов, а то и умышленное уклонение от уплаты взносов.

На основании акта компания обязана исчислить дополнительную сумму в фонды, отразить ее в учете и произвести уплату либо решать вопрос в судебном порядке.

Как отразить доначисление в отчетности?

Доначисление необходимо отразить:

  • в расчете по страховым взносам, который сдается в ФНС;
  • в форме 4-ФСС, которая сдается в Фонд соцстрахования.

В обоих случаях сдается корректировочная отчетность, где в соответствующем поле указывается номер корректировки.

При уплате дополнительно начисленных взносов (соответственно «на травматизм» — в ФСС, остальные – в ФНС) и возможных пеней по ним важно обратить внимание на актуальные реквизиты платежа. Как правило, они указываются в акте проверки. Если произошла ошибка, платеж может быть отнесен к невыясненным и обязанность по доплате взносов исполнена не будет. Необходимо подать заявление об уточнении платежа.

Какие проводки нужно сделать?

В бухгалтерском учете исправление ошибок регулируется ПБУ 22/2010. Ошибка текущего года исправляется в том месяце, в котором она выявлена (п. 5). Если ошибка имеет отношение к отчетному периоду, ее исправляют проводкой Дт 20, 25, 44 и др. Кт 69 (по соответствующим субсчетам взносов).

Если речь идет о предшествующем отчетном годе, отчетность по которому уже подписана, то Дт 91 Кт 69 – при несущественной ошибке (п. 14 ПБУ). Если ошибка существенная, а отчетность за год уже подписана, применяют проводку Дт 84 Кт 69 (п. 9 ПБУ).

Вместе с тем право определять существенность ошибки остается за организацией (п. 3 ПБУ), в связи с чем многие, особенно небольшие фирмы, используют для доначисления проводку Дт 91 Кт 69 (в разрезе субсчетов, отражающих виды взносов).

Вопрос об отражении штрафов по акту до конца не отрегулирован. Многие специалисты относят штраф на сч. 91 как прочий расход, а пеню – на 99. Вместе с тем инструкция по применению плана счетов (Приказ №94н 31/10/2000), а также письма Минфина (см. №03-03-06/1/42 от 29/01/2007) позволяют говорить о том, что на счете 99 в течение года отражаются суммы причитающихся налоговых санкций. В связи с этим представляется возможным учитывать пени и штрафы проводкой Дт 99 Кт 69.

К примеру, если по акту проверки за прошлый период доначислены взносы в размере 300 рублей (несущественная ошибка), делается проводка Дт 91/2 Кт 69 — 300 руб. Штраф организации в размере 200 руб. и пени в размере 150 руб. будут учтены Дт 99 Кт 69 — 350 руб. Дт 69 Кт 51 – 650 руб. произведена доплата по акту проверки и погашены санкции.

Интересный нюанс! По мнению налоговиков, ошибки в расчете при исчислении страховых взносов по ОМС не могут служить отказом в приеме отчета. При этом они ссылаются на ст. 431 НК РФ п. 7 (Письмо ФНС от 19/02/18 г. №ГД-4-11/3209@). Вместе с тем, при проверке, на основании ст. 88 НК РФ, налоговый орган сообщит об ошибке, и ее можно будет исправить уточненным расчетом, который подается в 5-дневный срок. По отношению к взносам ОПС это правило не действует.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector