Расходы на благоустройство территории порядок учета
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Расходы на благоустройство территории порядок учета

Расходы на благоустройство территории порядок учета

Дата публикации 10.04.2019

В казенном учреждении по контракту на благоустройство были установлены малые архитектурные формы (МАФы) и скамейки. Можно ли расходы с КВР 244 отнести на капитальные вложения (счет 106 11), затем перевести в основные средства (счет 101 32) и передать их в имущество казны? Как это сделать?

В соответствии с п. 45 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами. Следовательно, малые архитектурные формы и скамейки могут учитываться в составе здания.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации речь идет об объектах благоустройства. Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат определения понятий “объекты благоустройства”, “элементы благоустройства”. Следовательно, необходимо руководствоваться нормативными актами, которые регулируют эту сферу деятельности.

В соответствии с п. 3.12 разд. 3 Свода правил СП 82.13330.2016 “Благоустройство территорий”, утв. приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр, под объектами благоустройства территории понимаются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству.

Согласно п. 1.4 методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утв. приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр, к элементам благоустройства относятся в числе прочего малые архитектурные формы и городская мебель.

Элементы благоустройства, прочно связанные с землей, но не имеющие самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Они рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, на котором возведены. В связи с этим такие элементы не являются самостоятельными вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены (постановления ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08 и от 28.05.2013 № 17085/12).

Иными словами, если малые архитектурные формы и скамейки в качестве самостоятельных объектов не возводятся, а представляют собой элемент благоустройства территории, улучшают ее внешний вид, то к объектам основных средств (недвижимости) они не относятся. Принимать их к балансовому учету не требуется. Все затраты по возведению таких объектов учитываются в расходах учреждения. Информация об объектах указывается в инвентарной карточке по зданию (объекту благоустройства). Аналогичное мнение выражено в письме Минфина России от 23.09.2013 № 02-06-10/39403.

Вместе с тем согласно п. 10 федерального стандарта “Основные средства”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, единицей учета основных средств может признаваться часть объекта:

    • в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала;
    • имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
    • стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.

Такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.

Следовательно, если объекты благоустройства (МАФы и скамейки) изначально возводятся как объекты основных средств, имеющие самостоятельные функции, комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов может быть принято решение об учете их в качестве отдельных инвентарных объектов. При этом выделять в самостоятельные объекты целесообразно только те МАФы и скамейки, которые без ущерба можно демонтировать и переставить на другое место.

Любое решение о порядке учета нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества. Такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией (письмо Минфина России от 11.11.2013 № 02-06-010/48099).

Однако, как уже было отмечено выше, к объектам недвижимости такие нефинансовые активы не относятся. Следовательно, расходы на их приобретение (строительство) могут отражаться по элементу вида расходов 244 “Прочая закупка товаров, работ и услуг”.

Если комиссией учреждения будет принято решение об учете рассматриваемых объектов в качестве основных средств, в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), в учете казенного учреждения отражаются записи:

Дебет КРБ 244 1 106 31 310 Кредит КРБ 244 1 302 ХХ 73Х – отражены финансовые вложения в малые архитектурные формы и скамейки (п. 33 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ 244 1 101 3Х 310 Кредит КРБ 244 1 106 31 310 – приняты малые архитектурные формы и скамейки в состав основных средств (п. 7 Инструкции № 162н).

На основании ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы распоряжения муниципальным имуществом находятся в компетенции органов местного самоуправления. Порядок учета имущества казны устанавливается собственником такого имущества.

Следовательно, органом местного самоуправления может быть принято решение об учете малых архитектурных форм и скамеек в составе имущества казны, если эти объекты не закреплены за каким-либо учреждением (предприятием) на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст. 214, 215 ГК РФ). Для этого соответствующему органу необходимо включить объекты в реестр муниципальной собственности в соответствии с порядком, установленным на муниципальном уровне.

Если учреждение не наделено полномочиями по учету имущества казны, передача имущества в казну при принятии органом по управлению имуществом такого решения отражается следующей записью:

Дебет КРБ 1 401 20 281 Кредит КРБ 1 101 3Х 410 – передано имущество в казну (п. 10 Инструкции № 162н).

Налогообложение и учет расходов на благоустройство территории

Благоустройство территории – это не только право, но и обязанность учреждения. Процесс предполагает сопутствующие расходы. Их нужно правильно учитывать. Нюансы учета зависят от того, что именно проводится в рамках процедуры благоустройства.

Направления расходования

Что именно понимается под благоустройством? Это совокупность мероприятий по освещению, озеленению, возведению новых объектов. Рассмотрим базовые направления благоустройства:

  • Подготовка территории, обеспечение ее сохранности.
  • Посадка растений.
  • Установка ограждений.
  • Сооружение малых объектов.
  • Установка спортивного оборудования.
  • Установка освещения.
  • Монтаж рекламных и информационных стендов.
  • Сооружение некапитальных объектов.
  • Улучшение наружного вида имеющихся зданий.
  • Создание пешеходных переходов и проездов для транспорта.

Приведем популярные работы: асфальтирование, обустройство газонов и клумб, установка скамеек и фонарей, укладка плитки. Точный перечень работ, входящих в благоустройство территории, в законе не оговорен.

Расходы по этим направлениям работ считаются расходами по благоустройству территории. По мнению Минфина (письма №03-03-06/1/35, №03-03-06/1/443 от 7 июля 2009 года), соответствующими тратами при определении налога на прибыль считаются расходы на традиционное благоустройство. То есть это усилия, направленные на организацию удобства на территории фирмы. Рассматриваемые траты не связаны с извлечением прибыли.

Учет трат на возведение объектов

Под объектами могут пониматься ограждения, скамьи, фонтаны, фонари. Рассмотрим виды объектов и их коды по ОКОФ:

  • Тротуарная плитка – 120001090.
  • Металлические ограждения – 123697050.
  • Прочие ограждения – 124540000.
  • Фонтаны – 120001090.
  • Скамейки – 163612560.
Читать еще:  Как можно вернуть подоходный налог с зарплаты?

В пункте 38 Инструкции №157н указано, что объекты с любой стоимостью будут приниматься к учету в составе основных средств (ОС) при выполнении этих условий:

  • Срок полезной эксплуатации составляет более года.
  • Эксплуатация на основании оперативного руководства.
  • Участие в исполнении услуг, функций, обеспечении нужд руководства.

Расходы на создание объектов, соответствующих приведенным условиям, помещаются на эти счета:

  • 010611310 – для бюджетных субъектов.
  • 010611000 – для автономных субъектов.

Объекты помещаются на счета по их первоначальной стоимости. Для учета используются эти проводки:

  • ДТ2 106 11 310 КТ2 302 31 730. Вклады в возведение объекта, относящегося к ОС.
  • ДТ2 101 13 310 КТ2 106 11 310. Принятие объекта к бухучету.
  • ДТ2 302 31 830 КТ2 201 11 610. Подрядчику переведены деньги за сооружение объекта.
  • ДТ2 109 80 271 КТ2 104 13 410. Учет стоимости в накладных тратах.

Основными первичными документами будут договор с поставщиком и квитанции.

Финансирование деятельности по благоустройству

Благоустройство территории может выполняться за счет средств бюджета, собственных денег компании, субсидий, целевого финансирования. Размер субсидии, а также ее получатели определяются на базе этих документов:

  • Заявки, в которых есть информация о наличии у субъекта проектно-сметных бумаг.
  • Копии документов, подтверждающих права собственности на благоустраиваемую территорию.
  • Данные об уже исполненных работах, выполняемых на основании договора.

Рассмотрим конкретные мероприятия и статьи расходов КОСГУ по ним:

  • Статья 225. Уборка территории, уход за многолетними растениями.
  • Статья 226. Оформление сметных бумаг по благоустройству, монтаж и возведение.
  • Статья 310. Возведение и реконструкция объектов, покупка новых (ограждения, скамейки).
  • Статья 340. Покупка сырья и инструментов для благоустройства, покупка посадочного сырья для насаждений, перчаток и прочих расходных материалов.

Соответствующий порядок использования классификации установлен Приказом Минфина №65н от 1 июля 2013 года.

Бухучет отдельных работ

Обустройство дорог регулируется Письмом Минфина №02-06-10/39403 от 23 сентября 2013 года. В пункте 45 Инструкции №157н инвентарные объекты ОС учитываются на базе положений Классификатора фондов ОК 013-94, установленного Постановлением Госстандарта №359 от 26 декабря 1994 года. В этом Классификаторе указано, что асфальтирование и обустройство дорог будет учитываться в составе ОС. Они могут учитываться в составе прочих конструкций, не входящих в другие группы (код 12 0001090). То есть объекты благоустройства (в том числе дороги) будут учитываться в структуре ОС на счете 0 101 03 000.

Если дороги и площадки отличаются аналогичным назначением и сроком полезной эксплуатации, требуется учитывать их как группу объектов. Данные по каждому сооружению фиксируются в инвентарной карточке ОС. Однако специалисты рекомендуют учитывать площадки с самостоятельным назначением (к примеру, парковки) отдельно.

ВНИМАНИЕ! Все нюансы бухучета нужно прописать в актах организации.

Используемые проводки

При финансировании благоустройства территории применяются эти проводки:

  • ДТ5 201 11 510 КТ5 205 81 660. Поступление субсидии.
  • ДТ5 302 31 830 КТ5 201 11 610. Окончательный расчет после исполнения всех работ.
  • ДТ4 101 13 310 КТ4 106 11 310. Принятие объекта в состав ОС.
  • ДТ5 205 81 560 КТ5 401 10 180. Начисление дохода от переведенной субсидии или финансирования.

Если объект уже имеется и асфальтирование выполняется для улучшения эксплуатационных качеств, расходы помещаются на подстатью 225.

Озеленение

В ОКОФ указано, что насаждения принадлежат к ОС. При такой форме благоустройства используются эти проводки:

  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка саженцев многолетних посадок.
  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка рассады однолетних посадок.
  • ДТ2 109 80 272 КТ2 105 36 000. Списание стоимости однолетних насаждений.

Первичными документами будут являться чеки и квитанции.

Особенности налогообложения

Траты на благоустройство нельзя включать в базу по налогу на прибыль. Эти траты также не связаны с производственными зданиями, коммерческой деятельностью. Подъездные пути, нужные для обеспечения коммерческой деятельности, будут амортизироваться на основании пункта 1 статьи 256 НК РФ. Однако амортизируемым имуществом не будут считаться объекты, которые возводились с привлечением субсидий или финансирования из средств бюджета.

Организация сетей наружного освещения не будет относиться к перечню, оговоренному в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Следовательно, на них может начисляться амортизация.

Ливневая канализация нужна для обеспечения эксплуатации основной постройки. То есть расходы на ее создание отвечают положениям 252 НК РФ, поэтому канализация является амортизируемым имуществом.

Учреждение должно учитывать траты на благоустройство. Учет расходов в целях налогообложения осуществляется тогда, когда они связаны с деятельностью организации. Фирма должна подтвердить все траты документами, а также обосновать их на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Амортизация на объекты, возведенные в рамках благоустройства территории, будет начисляться в стандартном порядке.

Учет некапитальных трат

Некапитальные расходы – это траты, не связанные с непосредственными нуждами. То есть это благоустройство, выполняемое с эстетическими целями. Проводки будут такими:

  • ДТ91.2 КТ60. Акт сдачи-приемки исполненных работ.
  • ДТ19 КТ60. Выделение НДС.
  • ДТ91.2 КТ19. Списание НДС.
  • ДТ60 КТ51. Оплата услуг сторонних компаний.

Траты не будут признаваться в целях налогообложения, так как они не связаны с деятельностью фирмы напрямую.

Расходы на благоустройство территории порядок учета

В.Л. Киселева,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Под благоустройством принято понимать комплекс проводимых мероприятий, направленных на улучшение эксплуатационных и эстетических характеристик территорий государственных учреждений.

Мероприятия по благоустройству территории

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» все юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений, должны проводить мероприятия по благоустройству прилегающих к ним территорий в соответствии с законодательством.
В настоящее время разработаны Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр, где приводятся основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, применяемые при подготовке правил благоустройства в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.
Исходя из пунктов 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций, можно выделить перечень работ, объектов и элементов по благоустройству территории.
В перечень работ по благоустройству территории включаются:

инженерная подготовка и обеспечение безопасности;
озеленение (разбивка газонов, клумб и т.д.);
устройство покрытий (укладка плитки, обустройство бордюров и т.д.);
обустройство освещения;
размещение малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

К объектам благоустройства территории относятся:

детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;
площадки для выгула и дрессировки собак;
площадки автостоянок;
улицы (в том числе пешеходные) и дороги;
парки, скверы, иные зеленые зоны;
площади, набережные и другие территории;
технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны.

Элементы благоустройства включают:

элементы озеленения;
покрытия;
ограждения (заборы);
водные устройства;
уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование;
игровое и спортивное оборудование;
элементы освещения;
средства размещения информации и рекламные конструкции;
малые архитектурные формы и городская мебель;
некапитальные нестационарные сооружения.
Читать еще:  Образец договора подряда на выполнение строительных работ

Особенности отражения в учете объектов благоустройства необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Бухгалтерский учет расходов на благоустройство территории

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учет благоустройства территорий

Андреева Ирина Викторовна,
эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Важной статьей расходов организации, заботящейся о своем имидже, являются затраты на содержание обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на ее территории. Как правильно отразить эти затраты в бухгалтерском и налоговом учете?

Пример 1. Возьмем в качестве объекта налогообложения коммерческую организацию, основным видом деятельности которой не является предоставление лечебно-профилактических, оздоровительных, развлекательных и т. п. услуг (затраты на благоустройство территории в таких организациях непосредственно связаны с оказанием услуг, следовательно, данные объекты будут учитываться как основные средства в обычном порядке в соответствии с учетной политикой фирмы). Поэтому объектом нашего рассмотрения будет являться организация, которая создает объекты, напрямую не используемые в своей деятельности. Организация на собственном земельном участке произвела благоустройство территории путем разбивки газонов и клумб (срок службы которых составляет менее 12 месяцев), воспользовавшись услугами фирмы по ландшафтному дизайну. Для выполнения необходимых работ был заключен договор на общую сумму 35 400 руб., в т. ч. НДС (18%) – 5400 руб.

Бухгалтерский учет

Налоги

Налог на имущество. Объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета 7 . Вышеперечисленные объекты не приняты к учету в качестве основных средств, поэтому и обязательств по налогу на имущество не возникает. В таблице приведена корреспонденция счетов бухгалтерского учета по вышеописанному примеру.
Поскольку в рассматриваемом случае произошло расхождение между бухгалтерским и налоговым учетом, следует применять Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.

Для контроля над сохранностью созданных объектов необходимо организовать их забалансовый учет.

Пример 2. Воспользуемся данными из примера 1.
Немного изменим предлагаемую ситуацию. Предположим, что коммерческая организация установила беседку для собственных нужд хозяйственным способом. Стоимость приобретенных материалов составила 59 000 руб., в т. ч. НДС (18%) – 9000 руб., а сумма затрат организации на создание беседки – 20 000 руб. После подписания в последний день месяца акта сдачи-приемки ОС-1 объект принят к учету на субсчет 01/объекты благоустройства территорий.

Бухгалтерский учет

Налоги

Налог на прибыль. При исчислении налога на прибыль затраты на создание объекта внешнего благоустройства не учитываются. Налог на имущество. В данном случае возникает налогооблагаемая база при расчете налога на имущество, который организация обязана исчислить и уплатить в региональный бюджет в соответствии с законодательством 13 . Порядок расчета среднегодовой стоимости рассмотрен в Письме Минфина РФ от 18.04.2005 N 03-06-01-04/204 (сумма износа распределяется равномерно по месяцам).

В таблице приведена корреспонденция счетов бухгалтерского учета по вышеописанному примеру.


Следовательно, организация сможет учесть расходы по созданию собственных объектов благоустройства территории и их содержанию в налоговом и бухгалтерском учете, если сумеет привести убедительные доказательства экономической обоснованности данных издержек или оправдает их согласно действующему законодательству.

1) Письмо УМНС по Московской области от 08.12.2003 N 04-24/АА885 «О налоге
на прибыль организаций»

2) п. 4 Положения по бухгалтерскому учету
«Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н

3) п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99),
утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н

4) Разд. 8 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н

6) п. 1 ст. 252 НК РФ

7) п. 1 ст. 374 НК РФ

8) п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01),
утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н

9) п. 2 ст. 159 НК РФ

10) п. 10 ст. 167 НК РФ

12) п. 8 Положения по бухгалтерскому учету
«Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н

Учет расходов на благоустройство территории

Источник: www.vkursedela.ru № 10, май 2010
Автор: Бондаренко Ольга Анатольевна, член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов России

Яблоко раздора

Термин «объект внешнего благоустройства» в налоговом законодательстве не определен, что является одной из причин постоянных конфликтов между налогоплательщиками и контролирующими органами.

Как правило, чиновники, в отличие от налогоплательщиков, полагают, что создание и содержание объектов внешнего благоустройства не связано непосредственно с производственной деятельностью организации, а объекты предназначены для создания комфортных условий и эстетически обустроенного окружающего пространства. 1 В связи с чем контролеры приходят к выводу, что все расходы на создание и содержание объектов необходимо осуществлять за счет средств организации.

Так, в ряде писем Министерство финансов России неоднократно высказывалось о невозможности начисления амортизации в отношении таких объектов, как газоны, клумбы, деревья и кустарники, лестницы, декоративные фонтаны, скульптуры, внешнее электрическое освещение, тротуары, пешеходные дорожки, подъездные пути, асфальтированные участки вокруг предприятий, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта и пр. Причем независимо от источника финансирования процесса их создания и содержания 2 .

И финансовое ведомство, и арбитражные судьи 3 свою точку зрения основывают на том, что объекты внешнего благоустройства не поименованы в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) 4 , не отвечают критериям основных средств 5 и, как следствие, являются самостоятельными видами амортизируемого имущества, но не подлежат амортизации.

И все-таки расход возможен!

В некоторых случаях контролирующие органы соглашаются с тем, что амортизация объектов внешнего благоустройства либо включение расходов на их создание в первоначальную стоимость других ОС допустимы.

Учитывая специфику деятельности организации (например, пансионата, дома отдыха, санатория и т. д.), контролирующие органы принимают произведенные затраты в составе прочих расходов 6 либо считают возможным амортизировать объекты внешнего благоустройства, если они, конечно, соответствуют критериям основного средства и используются непосредственно для создания нормальных условий для отдыхающих. При этом понесенные расходы должны отвечать требованиям статьи 252 НК РФ.

Минфин 7 и суды 8 вынуждены безоговорочно принять сторону налогоплательщика в ситуации, когда объекты внешнего благоустройства создаются в силу требований законодательства и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности.

Отдельным блоком стояла проблема учета для целей налогообложения санитарно-защитных и охранных зон 9 . Эти зоны создаются в экологических целях вокруг объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 10 . Требования к санитарно-защитным зонам и условиям их создания изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Они распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений 11 . В предпроектной и проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства по организации и благоустройству санитарно-защитных зон 12 .

Читать еще:  Чем отличается подданство от гражданства?

Расходы производственных организаций на создание санитарно-защитных зон соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам. Их можно отнести к расходам, связанным с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию, то есть включить в первоначальную стоимость объекта ОС и списывать через амортизацию 13 . А те, которые нельзя отнести к конкретному объекту ОС, следует учитывать в составе материальных расходов 14 .

Много споров было в отношении возведения всевозможных ограждений. Тем не менее забор нельзя отнести к объектам внешнего благоустройства, не подлежащим амортизации 15 , так как это сооружение изначально обеспечивает безопасность имущества организации. Кстати, забор поименован в ОКОФ, в подразделе «Сооружения» (коды 12 4540000, 12 3697000). А расходы на обеспечение безопасности имущества организации можно учитывать для целей налогообложения.

Нет уже споров и вокруг автостоянок, построенных для посетителей организации 16 . Автостоянка относится к объектам внешнего благоустройства, которые, в свою очередь, являются основными средствами как бухгалтерском, так и в налоговом учете 17 .

Зона риска

В иных случаях, как показывает практика, свою позицию налогоплательщикам все чаще приходится отстаивать в суде.

Одним из основных аргументов судов 18 в пользу налогоплательщиков в части правомерности амортизации объектов внешнего благоустройства является то, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ запрещено амортизировать лишь объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением бюджетного (целевого) финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты. Иных ограничений по амортизации объектов внешнего благоустройства налоговое законодательство не содержит.

То, что для целей налогообложения расходы по озеленению офисных территорий и прилегающих зон бесконфликтно учесть не получится, ни у кого не вызывает сомнений. Достаточно жесткая точка зрения была изложена в письме Минфина России от 25.04.2005 № 03-03-01-04/1/201. Однако, опираясь на то, что расходы по озеленению обусловлены требованиями законодательства 19 и соответствуют критериям статьи 252 НК РФ, налогоплательщикам удалось отстоять расходы 20 .

Создание объектов внешнего благоустройства может быть необходимым условием при строительстве здания и (или) сооружения, диктуемым как требованиями единства дизайна территории, нормами законодательства, так и договором на строительство. Например, расходы на асфальтирование прилегающей территории неразрывно связаны с сооружением того или иного здания. Как правило, подобные расходы не приводят к созданию самостоятельных объектов внешнего благоустройства и включаются в первоначальную стоимость возводимого здания. После ввода в эксплуатацию расходы на асфальтирование будут уменьшать налогооблагаемую прибыль через амортизацию здания.

При рассмотрении аналогичных ситуаций арбитры в большинстве своем занимают сторону налогоплательщиков 21 . Кстати, такой же точки зрения придерживается и финансовое ведомство 22 . А налоговые органы во избежание конфликтных ситуаций обязательность проведения работ по благоустройству прилегающих к объекту ОС территорий рекомендуют отражать в смете на его строительство 23 .

С точки зрения налогообложения

Не забудьте, что объекты внешнего благоустройства облагаются налогом на имущество организаций, если учитываются на балансе в составе основных средств.

Обратите внимание, что статьей 381 НК РФ предусмотрены льготы. Так, не облагаются некоторые объекты благоустройства – зеленые насаждения и производственные площадки с покрытием, оборудованные при железнодорожных путях общего пользования, федеральных автомобильных дорогах общего пользования, магистральных трубопроводах, линиях энергопередачи.

Нельзя умолчать и о проблеме признания расходов на благоустройство офисов. Расходы на оформление интерьера офисов чиновники, как правило, не принимают для целей налогообложения 24 . Они полагают, что подставки и горшки для комнатных растений предназначены лишь для украшения офиса и не являются расходами, связанными с деятельностью организации.

Суды же обычно придерживаются противоположной точки зрения и считают, что расходы направлены на создание благоприятного образа организации в целях привлечения клиентов, документально подтверждены и обоснованны, носят производственный характер и поэтому могут быть признаны для целей налогообложения на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ 25 .

Арбитражные суды считают правомерным учет затрат даже на приобретение аквариумов. Такие расходы они связывают с обеспечением нормальных условий труда и отдыха работников организации 26 .

Итак, занявшись внешним благоустройством территории, организации нужно задуматься над порядком отражения понесенных затрат в налоговом учете и быть готовой отстаивать свои права в споре с налоговым органом.

1) письма Минфина России от 30.10.2007 № 03-03-06/1/745, УМНС России по Московской области от 08.12.2003 № 04-24/АА885

2) письма Минфина России от 25.04.2005 № 03-03-01-04/1/201, от 30.05.2006 № 03-03-04/1/487, от 30.01.2008 № 03-03-06/1/63

3) постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2006 № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1, от 10.03.2006 № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1

4) утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359

5) п. 1 ст. 257 НК РФ

6) пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ

7) письмо Минфина России от 19.06.2008 № 03-03-06/1/362

8) постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2005 № А56-11749/04, Московского округа от 20.03.2006 № КА-А40/1706-06, от 27.09.2007 № КА-А40/9456-07, от 10.04.2008 № КА-А40/2263-08, Восточно-Сибирского округа от 20.04.2006 № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1, Волго-Вятского округа от 22.10.2008 № А28-1630/2008-43/29

9) п. 3 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача от 25.09.2007 № 74

10) п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

11) п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

12) п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

13) ст. 256–259 НК РФ

14) пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ

15) пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ

16) письма Минфина России от 25.04.2005 № 03-03-01-04/1/201, от 30.05.2006 № 03-03-04/1/487, от 15.11.2006 № 03-03-04/2/241

17) п. 4, 5 ПБУ 6/01; п. 1 ст. 257, п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ

18) постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 № А56-33207/2008

19) ст. 20 ГрК РФ; ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; приказ Госстроя от 15.12.1999 № 153

20) постановление ФАС Московского округа от 11.01.2008 № КА-А40/13672-07

21) постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2004 № А56-28373/03, Московского округа от 21.01.2009 № КА-А40/12910-08

22) письмо Минфина России от 25.05.2007 № 03-03-06/1/309

23) письмо УМНС России по Московской области от 08.12.2003 № 04-24/АА885

24) письмо Минфина России от 25.05.2007 № 03-03-06/1/311

25) постановление ФАС Московского округа от 27.12.2006 № КА-А40/12681-06

26) постановление ФАС Московского округа от 07.09.2006 № КА-А40/8421-06

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector