Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок
Памятка Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)
1. Что такое риск-ориентированный подход?
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
2. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806.
В настоящее время риск-ориентированный подход распространен на 39 видов государственного контроля (надзора). Так, с августа 2016 года с применением риск-ориентированного подхода осуществляется государственный контроль (надзор) органами государственного пожарного надзора, надзора в области связи, санитарно-эпидемиологического надзора. В феврале 2017 года риск-ориентированпый подход распространен на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется соответствующим органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются постановлениями Правительства Российской Федерации отдельно по каждому из видов государственного контроля (надзора).
5. Законодательством предусмотрены следующие категории риска и классы опасности.
Особенности осуществления мероприятий по контролю
Чрезвычайно высокий риск
плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
плановая проверка проводится не чаще одного
раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
плановые проверки не проводятся
Присвоенная категория риска и класс опасности влияют на частоту проведения мероприятий государственного контроля (надзора). Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся плановые проверки.
Объекты контроля, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшей категории риска или классу опасности и плановые проверки в отношении таких объектов не проводятся.
6. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:
а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);
б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.
7. Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?
При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.
8. Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).
Заявление должно содержать следующие сведения: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту); информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности; адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); об отказе в удовлетворении заявления.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявлепия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.
Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.
В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.
Роструд будет совершенствовать риск-ориентированный подход при проверках работодателей
![]() ![]() |
Iakov Filimonov / Shutterstock.com |
Применение риск-ориентированного подхода должно учитывать результаты спецоценки труда и оценки профессиональных рисков, отметил начальник Управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов. “Если бы на каждом предприятии была проведена оценка рисков в полном объеме и эту информацию мы могли бы взять из системы, нам оставалось бы только добавить сведения о привлечении работодателя к ответственности. В этом случае можно было бы более объективно говорить о том, где действительно наиболее высокий уровень риска”, – заявил он на днях в ходе круглого стола, организованного Объединением корпоративных юристов.
Напомним, что риск-ориентированный подход при организации плановых проверок работодателей введен с 1 марта 2017 года (постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197). Установлены пять групп риска, от которых зависит частота плановых проверок:
- высокий уровень – один раз в 2 года (6,5 тыс. предприятий);
- значительный уровень – один раз в 3 года (3,5 тыс. предприятий);
Основными критериями риска при этом являются:
- данные ведомственной отчетности о результатах проверок за предшествующие 3 года;
- сведения о травматизме за предшествующие 3 года;
- сведения о задолженности по заработной плате за предшествующий год (п. 10 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска; далее – Критерии).
Однако высокий уровень риска присваивается работодателю вне зависимости от других показателей, если имел место смертельный несчастный случай на производстве (п. 9 Критериев).
Кроме того, по словам Егора Иванова, при расчете уровня риска учитывается отраслевая принадлежность предприятия: очевидно, что в банковской сфере и угольной промышленности разные риски причинения вреда здоровью. “Но есть некоторые нюансы: у нас все выстраивается по кодам ОКВЭД. У больших предприятий кодов может быть много, но мы берем по основному виду деятельности. Плюс работодатели, как правило, не меняют коды. Например, компания когда-то занималась строительством, но, не меняя код по ОКВЭД, уже давно сдает свой строительный трест в аренду. И наоборот, часто бывает так, что кто-то целенаправленно ставит менее “рискованный” код. Более того, филиалы иногда занимаются разными видами деятельности по ОКВЭД, а у нас нет отдельных проверок филиалов. Мы ставим риски целиком по юрлицу и, следовательно, вынуждены проверять и все филиалы”, – рассказал он.
Вместе с тем организации и предприниматели могут подать в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной категории риска (ч. 6 ст. 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, п. 24 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, письмо Роструда от 12 апреля 2017 г. № ТЗ/1330-11-2). На сегодняшний день предусмотрен только один критерий снижения уровня риска – отсутствие административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки (п. 8 Критериев). В связи с этим Роструд прорабатывает перечень дополнительных критериев (например, наступление смертельного несчастного случая не по вине работодателя). “Мы понимаем, что система несовершенна, потому в законодательстве и предусмотрена возможность снижения уровня риска. Необходимо провести большую работу, чтобы процедура приблизилась к идеалу и риск-ориентированный подход был более полным. Но я честно скажу, это лучше, чем было”, – поделился представитель ведомства.
Помимо этого, Роструд ведет работу над законопроектом, согласно которому работодатель, который прошел самопроверку с помощью размещенного на сайте ведомства сервиса “онлайн-инспекция”, может получить освобождение от проверок на 5 лет. По истечении этого срока можно заново пройти самопроверку и снова получить освобождение – и так каждые пять лет. Главное, чтобы у работодателя не было тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве.
Также стоит отметить, что 22 января Минюстом России был зарегистрирован приказ Роструда от 10 ноября 2017 г. № 655 “Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права”. Документ содержит 107 чек-листов. До 1 июля 2018 года проверки с их использованием будут проводиться только в отношении работодателей, которым присвоен умеренный уровень риска, а с указанной даты их будут применять при проведении всех плановых проверок (п. 2 постановления Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080 “О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”). К этому же числу Егор Иванов анонсировал появление еще как минимум 50 дополнительных проверочных листов.
В настоящее время, по данным Роструда, проверки охватывают всего 1,7% хозяйствующих субъектов из 8 млн. “Это низкий охват – согласно рекомендациям МОТ, он должен составлять 20-25%”, – пояснил Иванов. При этом чиновник обратил внимание на то, что количество плановых проверок снижается, а внеплановых – растет: “Мы видим, что при снижении плановых проверок увеличивается число обращений, но не знаем, взаимосвязано ли это напрямую или зависит от повышения качества работы ГИТ и осведомленности населения о ее деятельности. В любом случае нужно найти золотую середину и понять, сколько должно быть плановых проверок, чтобы было как можно меньше нарушений”.
Роструд перешел на риск-ориентированный подход при проверках бизнеса
Какие новшества вступили в силу с 01.01.2018
Правительство своим Постановлением от 16.02.2017 № 197 распространило риск-ориентированный подход на государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права. На практике это означает, что, начиная со следующего года, все плановые проверки работодателей должны проводиться по новым правилам, с учетом «категории риска» организации или ИП.
Как заявлял премьер-министр Дмитрий Медведев, в реестре проверок добросовестные работодатели не должны упоминаться вообще. Остальных, в зависимости от присвоенной категории риска, разрешено проверять не чаще 1 раза в 3-6 лет.
В целом риск-ориентированный подход к трудовым проверкам — это метод выявления, анализа и прогнозирования опасностей, оценки риска и возможных масштабов последствий из-за невыполнения установленных норм, недопущения возникновения нарушений. Поэтому, по словам члена Генерального совета «Деловой России» Алексея Головченко, его применение при планировании контрольно-надзорных мероприятий в отношении бизнеса — абсолютно правильное решение. «Риск-ориентированный подход при проверках Роструда заключается в разделении всех предпринимателей на группы по уровню опасности и планирование проверок предприятий, исходя из группы риска, к которой относится та или иная организация. Безусловно, эффективнее потратить время и силы, проверяя заведомо подозрительные компании, нежели понапрасну беспокоить и отвлекать добросовестных предпринимателей. С таким разделением честный бизнес будет чувствовать себя более свободно, будет развиваться», — говорит эксперт.
Как часто проверяют работодателей
Поскольку плановые проверки Роструда учитывают категорию опасности работодателей, каждый из предпринимателей пытается выяснить, в какую группу он входит. Как же узнать, какой класс риска Роструд присвоил компании? Риск-ориентированный подход в охране труда предполагает, что чиновники условно разделят организации и ИП на пять групп:
- с высоким риском, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
- со значительным риском, если вышеназванный показатель составляет от 0,99 до 0,75;
- со средним риском, если показатель потенциального риска — от 0,74 до 0,5;
- с умеренным риском, если показатель потенциального риска составляет от 0,49 до 0,25;
- с низким риском. если показатель потенциального риска — менее 0,24.
По предварительным оценкам, компаний, которые относятся к работодателям с высоким риском, насчитывается не более 2000. Это значит, что в их отношении инспекторы вправе проводить плановые проверки один раз в два года. Для юрлиц и ИП из категории значительного риска плановые проверки допустимы 1 раз в 3 года. Работодатели среднего и умеренного риска проверяются не чаще 1 раза в 5 или 6 лет. Остальных проверят только во внеплановом порядке.
Как оценивают степень риска причинения вреда работникам
Чтобы работодатели знали, за какие нарушения степень их риска и периодичность проверок увеличивается, Роструд опубликовал специальную памятку. В ней в табличной форме перечислены возможные нарушения в кадровой сфере (всего их 76), и степень тяжести последствий по балльной системе.
Ниже представлена выдержка из разработанного контролерами списка.
Напомним также, что ранее Роструд опубликовал перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю. Полный список доступен в специальном разделе на сайте Роструда. Кроме того, работодателям рекомендуется изучить и проанализировать деятельность с учетом так называемых проверочных листов: список из 107 листов также опубликовал Роструд.
Как узнать работодателю о периодичности проверки
На сайте Роструда публикуют список организаций, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Но можно и самостоятельно рассчитать, в какую группу отправят вашу компанию чиновники.
Формула для расчета показателя потенциальной опасности причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда довольно сложная, но разобраться можно. Надо показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований суммировать с коэффициентом устойчивости добросовестного поведения компании. Эти показатели, в свою очередь, зависят от:
- потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований;
- масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда;
- численности работников, погибших и(или) пострадавших в результате тяжелых и легких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;
- индивидуальных коэффициентов показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма, задолженностей по заработной плате, назначенных административных наказаний.
Станет ли легче добросовестным предпринимателям
Судя по обещаниям чиновников и мнениям экспертов, работодатели, у которых отсутствуют задолженности по зарплате, не было несчастных случаев на производстве, все в порядке с документами, должны спать спокойно. Но кадровикам легче не станет, отмечает Алексей Головченко. «Несомненно, есть и обратная сторона медали новых требований. Например, в 2020 году количество обязательных отчетных документов увеличилось примерно в 1,5-3 раза». То есть, чтобы часто не проверяли, придется исправно отчитываться и сдавать разные документы. Что проще: регулярно принимать инспекторов ГИТ или сдавать многочисленные отчеты, покажет время.
Что такое риск-ориентированный подход при осуществлении проверок? Что такое проверочные листы? И зачем они нужны работодателю?
Все мы с Вами знаем, что на данный момент в сфере проведения проверок происходит переход на риск-ориентированный подход, согласно статье 8.1 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№ 294‑ФЗ от 26.12.2008).
Давайте рассмотрим, в чем же собственно заключается суть данного направления. Суть риск-ориентированного подхода заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах – снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы. Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от риска, причем это влияет как на частоту, так и на глубину проверок.
На данный момент риск-ориентированный подход проявляется в том, что в отношении небольшой организации, контролирующий орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим компаниям будет применяться более углубленная комплексная проверка.
Одним из инструментов риск-ориентированного подхода является использование проверочных листов при осуществлении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно п.11.3 ст.9 ФЗ № 294 от 26.12.2008 г., проверочные листы — это списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем составляющих предмет проверки обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Так чем же проверочные листы могут помочь работодателю?
Проверочные листы создают дополнительную возможность для самоконтроля, работодатель может использовать их для подготовки к плановой проверке трудовой инспекцией, Ростехнадзором, МЧС и другими контролирующими организациями.
Нужно взять проверочный лист, тематика которого соответствует виду деятельности, по которому разработан проверочный лист и ответить на все вопросы в нем. Проделав это, вы обнаружите слабые места и сможете исправить все выявленные недостатки, не дожидаясь визита проверяющих. А также сможете заранее подготовить нужные документы, чтобы сократить время проведения проверки.
Таким образом, использование проверочных листов работодателем при внутреннем контроле позволяет:
- своевременно выявлять и предотвращать нарушения требований законодательства;
- существенно снизить временные и материальные ресурсы, при устранении выявленных нарушений, по сравнению в тем, что могут возникнуть по результатам внешнего контроля;
- судить об объективности, реальном положении дел на предприятии, по результатам внутреннего контроля по проверочным листам.
Как ничего не забыть, отметить все моменты и сделать это правильно – автоматизировать!
Программный продукт «Охрана труда» для «1С:Предприятие 8», разработанный компанией ООО «Информ «Центр» предназначен для комплексной автоматизации по охране труда и промышленной безопасностью. Подсистема «Мероприятия» программного продукта «Охрана труда», отвечает всем функциональным требованиям для автоматизации проведения внутренних проверок на предприятии, в том числе и с помощью проверочных листов.
Разберем на примере программы «Охрана труда» этапы планирования и осуществления проверки с помощью проверочного листа.
Шаг 1. Документ «Установка периодичности проверок»
Данный документ позволяет назначить для какого-либо объекта проверки периодичность осуществления проверки. Документ можно открыть через меню «Мероприятия – Установка периодичности проверок».
При создании документа на вкладке «Список объектов» указывается объект проверки, для которого нужно установить периодичность. Объектом могут быть:
- «Объект защиты»;
- «Пожарная техника»;
- «Система защиты».
На вкладке «Расписание» указывается программа проверки, периодичность, длительность проведения и ответственные лица.
Шаг 2. Документ «План проверок»
На основании установленной периодичности проведения проверок можно создать документ «План проверок». Документ можно открыть через меню «Мероприятия – План проверок».
При создании документа, на вкладке «График» указывается объект проверки через «Подбор» или «Добавить». Можно заполнить табличную часть по всем объектам, для которых была назначена периодичность проверок, нажав «Заполнить – Заполнить по объектам с назначенной периодичностью». Программа автоматически проставит даты проверок исходя из указанной периодичности за указанный период, все данные можно корректировать вручную.
Из данного документа можно сформировать печатную форму «График проверок».
Также из документа «план поверок» можно сформировать и распечатать печатную форму проверочного листа, по которому собственно нужно будет проводить проверку.
Шаг 3. Отражение результатов проверки.
Из документа «План проверок» можем создать документ «Акт проверки», так же данный документ можно создать через меню «Мероприятия – Акт проверки»
При выявлении нарушений в процессе проверки, с помощью проверочного листа, данные нарушения нужно указать в документе «Акт проверки» напротив каждого требования, по которым выявлены нарушения, а так же проставить даты устранения нарушений.
Поле этого все выявленные нарушения будут отображаться в Календаре дел у пользователя.
Подведем итоги. Как видим, программный продукт Охрана труда компании ООО «Информ Центр», является отличным решением для автоматизации проведения проверок соблюдения обязательных требований законодательства, с помощью проверочных листов, и не только.
Автоматизируйте процесс проведения проверок у Вас в организации и помните: чем чаще и качественнее в организации производится внутренний контроль, тем меньше допускается нарушений и тем ниже вероятность получения крупных штрафов от надзорных органов!
Методист по программным продуктам
Возникли вопросы по работе в программе?
Обращайтесь к нам, всегда рады помочь.
Риск-ориентированный подход при проведении проверок в сфере охраны труда: российский и международный опыт
Риск-ориентированный подход при проведении проверок в сфере охраны труда: российский и международный опыт
Что такое «Риск-ориентированный подход?»
Это метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий, а также мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется с учетом отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (часть 2 статьи 8_1 Федерального закона -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон ).
Риск-ориентированным подходом к управлению охраной труда называют систему, основанную на принятие решений, ориентированных на учете степени риска. Риск измеряет возможность воздействия опасности на человека и значимость последствий такого воздействия. Именно это имеется в виду, когда говорят, что риск – это сочетание двух характеристик. Риск – это интегральная оценка условий труда с позиции – есть ли возможность причинения вреда работнику и каков этот вред. Этими двумя характеристиками риск «измеряет» опасность.
Термин «риск» получил законодательное определение в Федеральном законе от 01.01.01 г. «О техническом регулировании», где определен как “вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда» (статья 2 Федерального закона от 01.01.01 г. «О техническом регулировании»).
Охрана труда – это комплекс самых разных мероприятий: санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, правовых и социально-экономических, а также организационно-технических. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (далее – ТК РФ): «Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства».
Предлагается внедрение методов и средств управления профессиональными рисками в систему управления охраны труда.
По мнению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, обнародованной в ходе идущей с начала 2015 года дискуссии о кардинальных изменениях в ТК РФ и в целом в законодательстве об охране труда, на смену сегодняшним порядкам придет риск-ориентированный подход.
В основании пирамиды рисков лежат опасные и вредные производственные факторы – «опасности и риски». С их установления (идентификации) начинается любая работа по охране труда, по защите организма и личности работника от заболеваний, вызванных условиями труда.
Выше идут риски воздействия, там где они есть.
Затем – риски повреждеиия здоровья, обусловленные частью рисков воздействия.
Наверху – профессиональные риски или риски утраты жизни или трудоспособности из-за повреждения здоровья, причиненного воздействием «опасностей». Их еще меньше, так как не всякое повреждение здоровья влечет смерть или утрату трудоспособности.
Непосредственно можно управлять только наличием опасностей и рисками воздействия. Если они есть и (на основании опыта признаны значительными), их следует устранять. Для этого разрабатываются и принимаются меры безопасности. Не столь непосредственно можно управлять профессиональными рисками за счет предотвращения рисков воздействия, а затем и рисков повреждения здоровья.
Идеи, заложенные в пирамиде рисков, предполагают наличие устойчивой причинно-следственной связи между слоями пирамиды. Наличие такой связи и дает возможность прогнозировать риск событий «верхнего слоя» за счет планирования снижения рисков на среднем и нижнем слоях. Это позволяет перенести основной акцент с несчастных случаев на планомерную работу по «подтачиванию» (уменьшению) основания пирамиды – отказов, дефектов, ошибок. Как правило, мелкие дефекты ускользают от внимания: они «прячутся» в оборудовании, характере выполняемых работ, они постоянны, незначительны и кажутся пустяковыми. Чтобы разрушить пирамиду происхождения несчастных случаев, нужно устранять все мелкие дефекты и неполадки.
В нашей стране действуют довольно жесткие законодательные условия: множество специальных требований к машинам и механизмам, к проведению инструктажей, аттестаций, расследованию несчастных случаев и так далее. Однако, реальная деятельность по охране труда зачастую сводится лишь к формальному заполнению документов, а не к реальным действиям по сокращению числа происшествий. В стране уже сейчас можно назвать сотни предприятий, проведших специальную оценку условий труда на рабочих местах, тем не менее согласно Правилам категория риска, как и класс опасности, устанавливается в зависимости от перечня категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению и устанавливается в соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ № 000) утверждены изменения, в соответствии с которыми федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридический лиц, деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Так, хозяйствующие субъекты распределяются на 5 категорий рисков.
В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять:
-для категорий высокого риска – 1 раза в 2 года;
-для категорий значительного риска – 1 раз в 3 года;
-для категорий среднего риска – не чаще чем 1 раз в 5 лет;
– для категорий умеренного риска – не чаще чем 1 раз в 6 лет.
Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации – при отнесении к категории высокого риска, решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации – при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска (письмо Роструда от 01.01.01 г. № ТЗ/1330-11-2).
При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышает до категории высокого риска.
По постановлению Правительства Российской Федерации все работодатели (организации и предприниматели) будут отнесены по основному виду деятельности к категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемы законом ценностям в сфере труда.
Категорий риска установлено:
Высокий риск – если показатель потенциального риска составляет 1 и более; Значительный риск – если показатель потенциального риска составляет от 0,99 до 0,75; Средний риск – если показатель потенциального риска составляет от 0,74 до 0,5; Умеренный риск – если показатель потенциального риска составляет от 0,49 до 0,25; Низкий риск – если показатель потенциального риска составляет менее 0,24.
Кроме этого, для работодателей предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного проведения (Ку). Он рассчитывается на основании следующих показателей:
– наличия несчастных случаев;
– наличия задолженности по заработной плате;
– наличие фата назначения административных наказаний.
Для расчета индивидуальных коэффициентов используется:
– данные ведомственной отчетности о результатах надзорной-контрольной деятельности за три года, предшествующие текущему;
– сведения о травматизме за три года, предшествующие текущему;
– сведения о задолженности по заработной плате за предшествующий год.
Согласно новым правилам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской федерации» отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности к следующим категориям:
Чрезвычайно высокий риск (1 класс опасности), плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора). Высокий риск (2 класс опасности), плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора). Значительный риск (3 класс опасности). Средний риск (4 класс опасности), плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора). Умеренный риск (5 класс опасности), плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора). Низкий риск (6 класс опасности), плановые проверки не проводятся.
Необходимо отметить, что применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора является принципиально новым механизмом, кардинально меняющим основные цели и задачи всей контрольно-надзорной деятельности государственных органов исполнительной власти.
Согласно Положению о государственном надзоре в сфере труда отнесение деятельности работодателя к той или иной категории риска должно осуществляться с учетом определенных критериев.
Риск-ориентированные стратегии особенно широко применяются в таких государствах, как Соединенные штаты Америки, Великобритания, Австралия и Канада. Так, например, начало применения риск-ориентированного подхода в Великобритании 1995 г., группы рисков составляет потенциальная угроза, уровень текущей законопослушности, процедуры внутреннего контроля, оценка риска загрязнения различными микроорганизмами, используются 5 категорий рисков (от А-высокий уровень риска до Е). В Исландии 2000 г., началось применения риск-ориентированного подхода. При этом, группы рисков составляют профиль потребителей продукции, масштаб деятельности, тип продукции, вид переработки, характеристики помещения, процедуры внутреннего контроля, используются 3 вида категории рисков высокий, средний и низкий уровень риска. В Соединенных штатах Америки в 1997 г. используемый подход при оценке рисков «Анализ угроз и последствий их реализации» группы рисков профиль потребителей продукции, масштаб деятельности, процедуры внутреннего контроля, ранее выявленные нарушения и поступившие жалобы, 4 категории рисков от 1 низкий уровень до 4.
Отдельные инструменты риск-ориентированной модели используются в странах Скандинавии, Германии и других европейских странах в определенных сферах деятельности, включающих сферы природопользования, экологии, занятости и соблюдения трудового законодательства, финансовой деятельности.
Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риск в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности деятельности контрольно – надзорных органов.
Так, например, трудовая инспекция Нидерландов применяет оценку рисков в своей контрольной деятельности. К числу приоритетных сфер, на которых необходимых сосредоточить внимание, в первоочередном порядке относятся: компании со структурно низкими показателями в области безопасности компании со структурно низкими показателями в области безопасности на рабочем месте, а также секторы экономики, в которых наибольшее количество хозяйствующих субъектов нарушают трудовое законодательство.
Основные преимущества риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности указаны в Плане мероприятий («дорожной карте») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 – 2017 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. .
Еще одно важное изменение, которое появилось в Федеральном законе , это новая статья 8.1, предусматривающая применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). При этом внесенные изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 г. Кроме того, Правительство Российской Федерации вправе определить виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 г.
Так применение риск-ориентированного подхода при проведения проверок приведет:
переориентацию контрольно-надзорной деятельности на объектах повышенного риска; отсутствие плановых проверок для объектов низкого риска и сокращение частоты проверок для добросовестных подконтрольных субъектов; общему сокращению избыточных административных издержек повышению результативности контрольно-надзорной деятельности, выражающиеся в улучшении общественно-значимых показателей(снижение смертности, числа пожаров, количества катастроф); повышению эффективности использования материальных, финансовых и человеческих ресурсов; общему снижению числа проверок и объема задействованных для их проведения ресурсов при одновременном снижении причиняемого ущерба жизни и здоровью граждан.
Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.