Служба внутреннего аудита на предприятии
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Служба внутреннего аудита на предприятии

Как проводится внутренний аудит на предприятии

Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.

Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

  • Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
  • Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
  • Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Разновидности внутреннего аудита

Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:

  • Проверка системы управления.
  • Организационно-технический контроль.
  • Контрольный аудит основных направлений деятельности.
  • Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
  • Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

Чек-лист

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Этапы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:

  1. Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
  2. Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
  3. Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.

Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.

Как провести внутренний аудит на предприятии

Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды

Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.

Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).

Задачи внутреннего аудита:

  • отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;
  • выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
  • предупреждение возможных рисков.

Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.

Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:

  • организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);
  • соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;
  • ведения бухучета и составления отчетности.

Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.

Функции и принципы внутреннего аудита

Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:

  • информирование и консультирование работников предприятия;
  • анализ полученных данных;
  • разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.

Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:

  • законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • разработанных Минфином России (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;
  • созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.

В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.

Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:

  • Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.
  • Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.
  • Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.
  • Все действия, результаты и выводы документируются.
  • По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.
Читать еще:  Номинальная заработная плата - понятие и сфера применения

Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.

Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации

Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Методологические документы должны содержать описание:

  • целей, задач и объектов контроля;
  • функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;
  • структуры службы и распределения обязанностей в ней;
  • применяемых процедур;
  • видов оформляемых документов;
  • критериев оценки результативности работы службы.

Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:

  1. Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки.
  2. Основного — во время него и осуществляется контроль.
  3. Заключительного, предназначенного для обработки данных и составления отчета.

Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:

  • предмет и метод проверки;
  • вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;
  • результаты ответов на эти вопросы;
  • комментарии проверяющих.

Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.

Примеры вариантов службы внутреннего аудита

Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:

  • от масштаба предприятия;
  • видов выполняемого на нем аудита;
  • требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.

Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.

Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:

  • управляющие предприятием органы;
  • ревизора или ревизионную комиссию;
  • главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;
  • внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;
  • специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;
  • иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.

То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Итоги

Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.

Организация службы внутреннего аудита с нуля. Практический опыт

Автор: Велижанская Татьяна, руководитель службы внутреннего аудита АО «СТАТУС», член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

В современных условиях все больше компаний принимают решение о формировании подразделений внутреннего аудита – это связано и с популяризацией функции, и возрастающими требованиями регулятора в части организации системы внутреннего контроля в соответствии с лучшими практиками и концепцией Трех линий защиты. В данной статье хотелось бы поделиться практическим опытом создания службы внутреннего аудита и обратить внимание на важные аспекты периода становления службы.

1. Регламентация деятельности внутреннего аудита

Очевидно, что при создании службы внутреннего аудита, первым делом, следует провести регламентацию её деятельности. Имеющиеся в открытом доступе документы и Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита вполне достаточны для того, чтобы сформировать дееспособную регламентную базу с определением целей, полномочий, ответственности и подчинённости службы внутреннего аудита (далее СВА). Вопрос подотчетности СВА лучше зафиксировать в учредительных документах компании, в которых также должно быть определено, каким органом управления утверждается Положение о службе, которое будет являться основополагающим документом деятельности СВА.

Первое на что хотелось бы обратить внимание — это то, что при определении функций и задач СВА в Положении, следует, во-первых, четко понимать, как и какими ресурсами эти функции будут реализованы, а во-вторых – насколько они соответствуют целям и будут востребованы пользователями. К примеру, прописав функцию оценки эффективности системы внутреннего контроля по определенным направлениям деятельности, мы можем попасть в ситуацию, в которой берем на себя обязательства на постоянной основе оценивать систему внутреннего контроля по указанным направлениям деятельности. Может быть, нужна какая-то периодичность проведения оценки или она будет разовой при наступлении определённых обстоятельств? Поэтому, на мой взгляд, в Положении о СВА уместней описать верхнеуровневые задачи, такие как: оценка эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками в целом, применение риск-ориентированного подхода при планировании. Также следует предусмотреть возможность внесения изменений в Положение на периодической основе в связи с меняющимся риск-профилем компании.

2. Планирование

Планирование работы на основе риск-ориентированного подхода 1 в соответствии со стандартами деятельности 2 должно основываться на формализованной оценке рисков. Риск-ориентированное планирование работы СВА в компании, в которой служба создается впервые, – это первый принятый вызов: требуется за очень короткий срок сформировать профессиональное суждение о состоянии системы внутреннего контроля, определить наличие проблем в бизнес-процессах. По сути, без вводных данных нужно оценить присущие риски и формализовать их. В нашем конкретном случае уровень зрелости контрольной среды оценивался СВА как низкий, в том числе и потому, что не все бизнес-процессы и процедуры внутреннего контроля были описаны, нормативная база требовала значительной переработки, оценка систем внутреннего контроля и управления рисками проводилась несистемно, информация о наличии рисков своевременно не доводилась до органов управления, мероприятия по их минимизации проводились не в полном объеме.

С чего-то надо было начинать. Учитывая то, что компания имеет разветвленную региональную сеть, использование «территориального метода» планирования проверок для формирования профессионального мнения о состоянии СВК и сбора данных о наличии проблем в процессах по принципу «снизу вверх» стало наиболее подходящим. В силу того, что штатной численности СВА было явно недостаточно 3 , первые проверки осуществлялись совместно с сотрудниками подразделений компании (бухгалтерия, подразделение по работе с региональной сетью, подразделение безопасности). По результатам проверок региональной сети были определены основные процессы, требующие повышенного внимания со стороны службы и оценки эффективности их функционирования. Отчет совету директоров за первый год функционирования СВА предоставлялся с данными о недостатках в процессах, оценкой рисков и системы внутреннего контроля, рекомендациями для принятия системных решений. План работы на следующий год уже был ориентирован на проведение процессных аудитов по принципу «сверху вниз» и продолжена работа по проверкам филиальной сети, результаты которых были наиболее востребованы исполнительным руководством.

Обращаю внимание на важный аспект планирования работы – это периодичность внесения изменений в план работы и резерв рабочего времени, который мы себе оставляем для проведения внеплановых заданий. Периодическое информирование совета директоров о состоянии дел компании, позволило совету реализовать свое право «заказа проверок» по интересующим вопросам и тематикам. На практике получилось, что резерв на проведение внеплановых заданий в размере 15% был исчерпан уже к середине года за счет «крупного заказа» по факту реализовавшихся рисков, последствия которых привели к потере клиентов, нарушениям законодательства в профессиональной деятельности. Увеличение резерва рабочего времени до 25% в плане следующего года также не позволило «избежать» внесения изменений в план работы и их согласование с советом директоров, потому как стремительно меняющаяся ситуация и участие СВА в служебном расследовании по признакам мошеннических действий персонала, вновь «съедает» весь резерв рабочего времени. Поэтому изменения в план работы целесообразнее вносить не менее 2 раз в год, меняя структуру плана таким образом, чтобы резерв времени на внеплановые мероприятия составлял оптимальные 10-15%, а задания совета и исполнительного руководства выполнялись в рамках плановых работ.

Читать еще:  Лицевые счета сотрудников по заработной плате - форма Т-54

3. Отчётность

Отдельно стоит рассказать о составе отчетности для совета директоров. Информирование совета директоров обо всех проведенных проверках, выявленных проблемах и рисках, о количестве рекомендаций, оставленных по результатам аудитов, неизбежно приводит к тому, что отчет содержит значительный объём информации, дается оценка системы внутреннего контроля по каждому направлению деятельности. Но для совета директоров наиболее важно предоставить целостную картину состояния дел в компании, дать оценку эффективности системы внутреннего контроля в целом, поэтому рекомендую отчет с этого и начинать. Для лучшего взаимопонимания и взаимодействия с советом директоров советую определить ключевые метрики и критерии оценки системы внутреннего контроля и системы управления рисками (например, утвердить Методику оценки эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками), пороги существенности, формат отчетности и механизм информирования совета директоров о существенных нарушениях и реализованных рисках.

4. Взаимодействие с внутренними и внешними стейкхолдерами

И, пожалуй, самый важный аспект деятельности службы – это взаимодействие с подразделениями компании, внешним аудитом и регулятором.

Если взаимодействие с советом директоров и исполнительным руководством достаточно регламентировано, и в результатах деятельности СВА заинтересованы все стороны, то при выстраивании коммуникаций с линейным менеджментом и сотрудниками компании, в которой служба внутреннего аудита только создана, требуется планомерная работа по разъяснению назначения функции, выгодах, которые можно извлечь из аудитов и проверок. Нужно обладать высокими коммуникативными навыками, чтобы объяснить, чем отличается внутренний аудит от внешнего, нет ли дублирования задач с бухгалтерией и службой внутреннего контроля компании. При согласовании результатов проверок и разработке корректирующих мероприятий требуется дипломатия и тактичность, чтобы убедить сотрудников включиться в процесс улучшений, повысить заинтересованность сторон в результатах деятельности компании. Чтобы исключить возможные недоразумения, рекомендую порядок взаимодействия с подразделениями определить внутренним регламентом с обязательным определением сроков предоставления информации и оповещения о начале проверки, порядка документирования действий, правами и обязанностями сотрудников службы внутреннего аудита. Желательно предусмотреть возможность проведения проверок совместно с сотрудниками профильных подразделений, а также ответственность за выполнение планов корректирующих мероприятий.

При подготовке информации для внешнего аудитора нужно быть готовым к тому, что внешним аудитом будет осуществляться оценка того, насколько внутренним аудитом выполняются основные функции и задачи, эффективно ли выстроено взаимодействие с исполнительными органами, достаточно ли информации предоставляемой совету директоров для оценки состояния дел в компании. На основании вашей информации будут сделаны первые выводы об эффективности существующих систем внутреннего контроля и управления рисками и качестве корпоративного управления. Кроме того, внешними аудиторами запрашивается отчетность и методология СВА, и вот здесь будет уместно предоставить информацию о том, что Методика оценки эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками утверждена советом директоров, а формат предоставляемой отчётности содержит всю необходимую информацию для объективной оценки эффективности функционирования систем внутреннего контроля и управления рисками.

Особого внимания требует формат взаимодействия с регулятором. В рамках надзора сотрудники Банка России 4 вправе запросить внутренние нормативные документы, регламентирующие организацию внутреннего контроля и систему управления рисками, которые скрупулезно сопоставляются, запрашивается документальное подтверждение того, что прописанные мероприятия выполняются в полном объеме. От службы внутреннего аудита ожидается, что в рамках своей деятельности служба предоставляет объективные и периодические оценки состояния системы внутреннего контроля, обеспечивает контроль за выполнением планов мероприятий, направленных на улучшение системы внутреннего контроля. Особое внимание уделяется периодичности оценки эффективности функционирования системы управления рисками, порядку информирования совета директоров об идентификации существенных рисков и нарушениях процедур внутреннего контроля и управления рисками. В ходе выездных проверок деятельности компании сотрудники регулятора очень внимательно относятся к составу рабочей документации службы внутреннего аудита, сделанным выводам, описанию методов определения выборки, вплоть до того, что пересчитывают долю объектов аудита с нарушениями в общем объеме выборки.

Следует отметить, что при возникновении разночтений по каким-либо вопросам, позиция регулятора, как правило, обоснована не только строго регламентированными правилами, но и документами, рекомендуемыми к использованию. Чтобы избежать каких-либо разногласий с Банком России, от компании потребуется аргументированная и документально подтвержденная позиция, сформированная на основании профессионального суждения и, если возможно, подкрепленная позицией регулятора, потому как на практике не исключены ситуации, когда мнение регулятора основано на документах, рекомендуемых к исполнению. Поэтому, невзирая на нехватку времени и ресурса, штудируем нормативные базы, регламентирующие деятельность компаний, не пропускаем ни одной рекомендации по организации системы внутреннего контроля, системы управления рисками. Своевременно реагируем на изменения и предлагаем на рассмотрение совету директоров и исполнительному руководству вопросы, касающиеся организации системы управления рисками и внутреннего контроля и формализуем все эти изменения.

В заключение хотелось бы отметить, что построение эффективно функционирующих систем внутреннего контроля и управления рисками – это все же результат совместной деятельности совета директоров, исполнительного руководства и службы внутреннего аудита. В данном процессе очень важна объективная и своевременная информация по оценке состояния дел со стороны службы внутреннего аудита, вовлеченность СВА в деятельность компании, а системный подход и проактивная позиция службы позволят реализовать функцию внутреннего аудита даже с минимальной численностью и в довольно в короткие сроки.

1 Применение риск-ориентированного подхода при планировании работы определено в Положении о СВА

2 Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита, ст. 2010.А1

3 СВА представлена одним сотрудником

4 К организациям, поднадзорным ЦБ РФ, отнесены: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, страховые организации, страховые брокеры, общества взаимного страхования, организаторы торговли, клиринговые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, управляющие компании паевого инвестиционного фонда, управляющие компании негосударственного пенсионного фонда, специализированные депозитарии инвестиционного фонда, специализированные депозитарии паевого инвестиционного фонда, специализированные депозитарии негосударственного пенсионного фонда, ломбарды.

Внутренний аудит — гарантия улучшения деятельности предприятия

Сегодня понятие «внутренний аудит» получило большое распространение в бизнесе. Многие крупные предприятия и компании предпочитают создавать собственные службы и отделы внутреннего аудита, обучая своих сотрудников. К тому же и на рынке труда постоянно растет спрос на специалистов, которые обладают соответствующими знаниями и имеют международный диплом.

Задачи внутреннего аудита на предприятии

Внутренний аудит на предприятии представляет собой деятельность, которая направлена на предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий для улучшения деятельности предприятия. Цель внутреннего аудита – оценивать риски, находить способы их уменьшения, а также увеличивать рентабельность бизнес-процессов.

Консультации аудиторов включают в себя оценку, анализ и отчет по поводу продуктивности и надежности процессов. Адресованы они непосредственно администрации организации.

Главные задачи внутреннего аудита на предприятии:

  • проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
  • разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
  • контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.

Необходимость внедрения внутреннего аудита

В последнее время в России наблюдается ориентация на разделение функций управления и владения бизнесом. Собственники внедряют одну общую стратегию развития организации и управляют основными направления, а для решения мелких и повседневных задач, как правило, нанимают топ-менеджеров. В таком случае на предприятии используется инструмент контроля состояния дел — внутренний или внешний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации.

На внедрение внутреннего аудита в российских компаниях повлиял не меньше и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Согласно статье 19, с начала 2013 года абсолютно все экономические субъекты должны проводить внутренний контроль хозяйственной деятельности.

Чек-лист для внутреннего аудита

Контролирование бухгалтерского и управленческого учета, а также других областей хозяйствования должно происходить абсолютно на всех предприятиях. Однако важно знать об особенностях этой процедуры. Все процессы должны следовать друг за другом упорядоченно. Поскольку именно благодаря соответствию данному требованию можно избежать многих ошибок и проблем при проведении аудита контролирующими органами. Заполнение чек-листа во многом упрощает процесс. Его роль очень сложно преувеличить.

Читать еще:  Что включает в себя состав административного правонарушения?

Что надо знать о чек-листе

Этот документ состоит из перечня подробных вопросов по проводимому аудиту. Определенно установленного в законодательстве формата чек-лист не имеет. Однако необходимо соблюдать некоторые правила при его составлении и заполнении. Именно это снизит вероятность проблем в процессе проведения аудита.

На самом деле с помощью чек-листа можно решить довольно большой ряд вопросов и задач не только во время аудита, но и во время постоянной деятельности предприятия. Этот документ могут использовать различные организации, контролирующие учреждения и их должностные лица.

С помощью чек-листа можно решить следующие задачи:

  • правильно спланировать проведение аудита в соответствии с законодательными нормами;
  • осуществлять промежуточный и выборочный контроль, вести эффективный тайм-менеджмент;
  • гарантирует отсутствие пропуска важных частей аудиторской проверки;
  • является одним из средств памяти;
  • упрощает проведение аудита;
  • с его помощью аудиторская проверка проходит комплексно, структурировано и целостно и др.

Законодательный акт, который регулирует составление данного документа, является Федеральный закон №307 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности».

С примером чек-листа для внутреннего аудита можно ознакомиться здесь.

Внутренний аудит СМК

СМК — система менеджмента качества — одна из частей всей системы управления компанией, которая создана с целью обеспечения и контроля стабильности хозяйственной деятельности, высокого качества и минимизации затрат на производство продукции или оказания услуг.

Согласно СМК структура документации выглядит следующим образом:

  • требования качества (руководство по качеству);
  • цели и политика в сфере качества продукции, услуг;
  • необходимые документированные процессы;
  • регламенты процедур, рабочие инструкции;
  • записи по качеству.

Аудит систем менеджмента качества не регламентируется ни федеральным, ни международным законодательством. Поэтому отсутствуют обязательные законодательные нормы, которые определяют порядок и правила проведения аудиторской проверки систем качества на предприятии. Это объясняется добровольным желанием организации проводить сертификацию систем качества. И все работы, которые сопутствуют построению и внедрению системы качества также являются добровольной инициативой.

Следовательно организации, которые занимаются аудиторскими проверками СМК, могут осуществлять свою деятельность без дополнительных лицензий или других разрешительных документов. А для осуществления внутреннего аудита и подавно эти документы не нужны. Несмотря на это существуют специальные правила, которые регламентируют проведение аудиторских проверок СМК. Например, ИСО 19011:2011, который называется «Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента». Его можно использовать для внутреннего и внешнего аудита.

Приказ о проведении внутреннего аудита

Приказ о проведении внутреннего аудита — внутренний документ, который составляется руководителем компании и устанавливает:

  • даты проведения аудита;
  • группы внутренних аудиторов и специалистов, ответственных за его проведение;
  • предоставление условий для проведения внутреннего аудита;
  • контроль за проведение аудиторской проверки.

Как стать специалистом в области внутреннего аудита

С каждым днем спрос на специалистов, которые способны проводить внутренний контроль предприятия, растет. Но повышаются и требования к ним. Они должны обладать знаниями в финансовой сфере, разбираться во внутреннем контроле и корпоративном управлении, знать национальные и международные стандарты внутреннего аудита, а также понимать специфику деятельности, которую необходимо анализировать.

На помощь, всегда загруженным финансовым специалистам, приходит обучение через Интернет. Онлайн курсы позволяют обучаться без отрыва от основной деятельности, дома или на работе в удобных комфортных привычных условиях. Качество дистанционного обучения, не уступает, а зачастую и превышает очные аналоги, за счет привлечения высококлассных преподавателей, модульной системы курса, онлайн-тестов и многого другого.

Дипломы и сертификаты по внутреннему аудиту

Для получения диплома, который подтверждает квалификацию в области внутреннего аудита, стоит выбрать международную программу иностранного института. На сегодняшний день российским специалистам доступны такие программы, как IPFM, IFA, ICFM и CIA.

Самый быстрый и эффективный способ освоить внутренний аудит — это дистанционный курс «Внутренний аудит» по программе британского Института профессиональных финансовых менеджеров (IPFM). Программа курса включает в себя понятия внутреннего контроля, обучение навыкам владения инструментарием внутреннего аудитора, идентификацию и управление рисками в СВА и другое.

«Дипломированный внутренний аудитор» (CIA) — самый ценный профессиональный международный сертификат (наряду с АССА, СIMA). Выдается он Международным Институтом внутренних аудиторов после успешной сдачи четырех экзаменов.

«Внутренний аудит» от IPFM — залог успешного развития карьеры финансового специалиста.

Освоение внутреннего аудита сегодня обусловлено нормативными требованиями законодательства. Те, кто сегодня приобретают необходимые знания, уже завтра могут войти в состав отдела по внутреннему аудиту или возглавить его.

В курсе «IPFM:Профессиональный внутренний аудитор» есть все, что вам понадобится для подъема по карьерной лестнице, а также то, что требует современный бизнес от специалистов высшего уровня. Зарегистрируйтесь и пройдите 2 урока курса бесплатно, чтобы узнать, насколько комфортно повышать квалификацию онлайн!

Внутренний аудит на предприятии

Внутренний аудит рассматривает бухгалтерскую информацию и выявляет ее достоверность. Внутренний аудит на предприятии — это деятельность, которая организована в рамках предприятия и выполняемая отдельным подразделением предприятия или отдельным должностным лицом. Составными внутреннего аудита является его организационное и методическое обеспечение. Организационная составляющая находит свое отражение в структурном построении аудиторской службы на предприятии, установлении сроков и масштабов проведения проверок. Методика аудита состоит из специальных приемов, способов и инструментов осуществления аудиторского контроля.

Методика внутреннего аудита описывается тремя основными приемами:
1) установление фактических количественных измерений проверяемых в натуральной форме, проявляется в форме проведения инвентаризации материальных ценностей;
2) сравнение фактических данных с плановыми показателями, предполагает предварительное построение текущих, оперативных и стратегических планов, содержащих ряд показателей, при исследовании которых можно с высокой точностью судить о ходе того или иного явления, выявление отклонений.
3) устранение недостатков.

Критерием качества внутреннего аудита выступают такие показатели как полнота аудиторских проверок, сумма расходов на их проведение и экономическая эффективность, которая предполагает установление приемлемого для отдельного предприятия соответствия между затратами на содержание аудиторской службы и средствами, которые удалось сэкономить в ходе продуктивной деятельности внутренних аудиторов. Понятно, что приведенные показатели имеют способность значительно колебаться в зависимости от конкретных особенностей предприятия и внешних рыночных условий. Именно поэтому на западе практикуют различные системы самооценки эффективности своей работы внутренними службами аудита, в частности была введена должность «менеджера качества», что занимается только проверкой качества внутреннего аудита.

Можно сказать, что для существенного улучшения аудиторских услуг соответствующие работники должны проявлять максимальную инициативу и заинтересованность процессом через высказывания предложений по выбору объектов проверок, методов и сроков проведения аудита как планового, так и внепланового. Основными критериями построения внутренней аудиторской службы на предприятии выступает отрасль хозяйственной деятельности, в том числе специализация и размеры предприятия. Полное разграничение обязанностей работников бухгалтерии и внутренних аудиторов в большей степени характерно для крупных предприятий.

Основными функциями системы аудита выступают:
1) контроль за правильностью составления финансовой, статистической, управленческой и налоговой отчетности;
2) контроль деятельности подразделений;
3) надзор за работой систем управления и передачи информации;
4) оперативный контроль основных видов деятельности предприятия.
Внутренний аудит имеет ряд, как своих преимуществ, так и недостатков. Преимущества аудита:
• Внутренний аудит — это эффективная система контроля за хозяйственной деятельностью предприятия.
• Способствует улучшению качества внешних аудиторских проверок.
• Внутренним аудиторам нужно приложить меньше времени и усилий для выявления имеющихся отклонений.
• Внутренний аудит обычно лучше обеспечивает потребность предприятия в предыдущем, текущем и последующем контроле, тогда как внешний аудит в основном базируется на проверке готовых отчетных данных.

Недостатками внутреннего аудита являются:
• Не в достаточной мере выполняется принцип независимости аудитора.
• Существует возможность построения ложного представления внешних аудиторов о финансовом состоянии предприятия на основе ознакомления с отчетами внутренних аудиторов.
• Одноразовые аудиторские услуги со стороны стоят дешевле, чем постоянный контроль со стороны внутренних аудиторских служб.
Выводы. Внутренний аудит является функцией управления, которая направлена на обеспечение контроля за правильным отражением в учете и финансовой отчетности финансовых результатов, а также по учетной политике и внутренними процедурами, установленными внутренними распорядительными документами; осуществлением системного анализа; оценке эффективности системы управления; своевременностью, правильностью, полнотой и точностью отражения основной и иной деятельности в отчетности; обеспечением сохранности активов.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector