Специальная оценка условий труда в 2019 году: пошаговая инструкция
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Специальная оценка условий труда в 2019 году: пошаговая инструкция

Специальная оценка условий труда в 2019 году

До начала 2019 года руководству предприятий и прочих юридических лиц следовало провести специальную оценку условий труда (СОУТ), которая в 2014 году пришла на смену процедуре аттестации рабочих мест. 31 декабря 2018 года сертификаты,полученные по итогам последней, прекратили свое действие. Соответственно не своевременно проведенная СОУТ или вовсе ее отсутствие чревато довольно серьезными проблемами. В роли санкций выступают штрафы. Причем суммы таковых весьма значительны.

Чего ожидать после 01.01.2019

Специальная оценка условий труда – комплекс мероприятий, направленный на выявление степени опасности факторов трудового процесса и оценку уровня ее влияния на работников. Согласно параграфу 8 закона № 426-ФЗ (пункт 4) проверку требуется проводить каждые 5 лет.

Ранее, обязанность по исполнению СОУТ распространялась в основном на предприятия с опасными и вредными условиями труда. Остальные компании имели право выбора. С 2019 года процедура обязательна для всех. Словом, подвергать проверке потребуется даже обычные рабочие места, скажем, в офисных помещениях.

При этом с 1 января 2019 года истекает срок действия аттестационных сертификатов,полученных в 2014 году. Соответственно, если до этого момента на предприятии не была проведена очередная спец оценка, то руководство будет оштрафовано. Однако под санкции попадут не все.

Роструд пояснил, что сведения в информационной базе оценки условий труда (ФГИС СОУТ) фиксируются с 2014 года. Но вот в полном объеме данные содержатся лишь с 2015 года. Именно они и будут использоваться для точной проверки работодателей. Поэтому в автоматическом режиме наказывать посредством взыскания средств начнут лишь с 2020 года. В 2019 году опасаться контроля и возможных санкций стоит тем предприятиям,проверка которых будет произведена по плану инспекцией труда.

Правда дополнительно будет проводиться автоматизированный контроль при помощи баз данных ПФР, налоговой службы и ФГИС СОУТ. При выявлении нарушений руководству предприятий предполагается направлять предупреждения и давать отсрочку для исправления ситуации.

Нормы закона

Для регулирования автоматического надзора за проведением СОУТ и выявления нарушений в этой сфере Рострудом был разработан особый регламент. Таковой был одобрен Приказом Минтруда № 13н от 16.01.2019 года.

Порядок призван упорядочить механизм процедуры относительно следующих направлений:

  • особенности проведения СОУТ;
  • порядок и этапы процедуры;
  • регистрация и анализ результатов.

Не стоит забывать и о том, что процесс спецоценки также регламентирован на законодательном уровне. Работодателям и проверяющим следует опираться на положения закона № 426-ФЗ.

Основное из проекта

Стоит заострить внимание на наиболее интересных моментах процесса контроля за СОУТ:

  • при выявлении нарушений без личного взаимодействия с юр лицом в 2019 году,отсрочка для проведения СОУТ будет составлять 6 месяцев;
  • извещения о нарушениях, найденных в автоматизированном режиме, планируется использовать для реализации мер по плановому надзору в дальнейшем;
  • не устранение недочетов выступает основанием для проведения контроля во внеплановом порядке.

Критерием при автоматической проверке выступит наличие трудовых мест, результат оценки которых не был внесен в базу данных. Период существования должностей без проведения СОУТ – не более 1 года.

Ответственность

При выявлении факта нарушений в проведении СОУТ в отношении руководства предприятия возникнет административная ответственность. Санкции будут установлены на основании параграфа 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры штрафных взысканий при первичном нарушении будут следующими:

  • 5-10 тыс. рублей либо предупреждение – для должностных лиц;
  • 5-10 тыс. рублей – ИП без регистрации юридического лица;
  • 60-80 тыс. рублей – для юридических лиц.

А вот повторное несоблюдение норм закона повлечет увеличение штрафов в 2-3 раза или приостановление деятельности до 90 суток.

Дополнительные штрафы по итогам СОУТ

Помимо санкций за нарушение регламента процедуры, работодатель может подвергнуться иным видам наказаний. В частности, за неисполнение ряда обязанностей в отношении собственных сотрудников.

Речь идет о следующих нормах и штрафах:

  • Подготовка дополнительного соглашения к основному договору. Документ включает результаты СОУТ. Отсутствие соглашения трактуется как нарушение правил составления трудового контракта. Штраф 50 — 100 тыс. рублей.
  • Формирование перечней сотрудников для прохождения медицинского осмотра.Допуск гражданина к труду без освидетельствования, наказуем штрафом от 110 до 130 тыс. рублей (5.27.1 КоАП, пункт 3).
  • Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Не обеспечение работников СИЗ – штраф в размере 130 — 150 тыс. рублей для юрлиц.

Также работодатель обязан назначить либо отменить денежные компенсации для сотрудников после очередной спецоценки. Иначе существует риск попасть под статью 15.14 КоАП о не целевом использовании средств. Штраф в этом случае составит 5 — 25% от израсходованной суммы.

Краткая инструкция по проведению спецоценки

Весь процесс проведения оценки условий труда можно разделить на ряд последовательных этапов.

Алгоритм действий включает:

  • издание приказа о назначении комиссии по проведению СОУТ и утверждение графика проведения СОУТ;
  • утверждение списка трудовых мест, требующих оценки;
  • заключение договора с организацией, предоставляющей услуги по оценке условий труда и передача экспертам необходимых сведений (техническая документация,схемы, сертификаты и прочее);
  • проведение инструментальных измерений производственных факторов(при необходимости);
  • ознакомление комиссии с результатами СОУТ и утверждение отчета председателем комиссии;
  • направление копии отчета (информации об утверждении Отчета ) в аттестующую организацию;
  • отправка Декларации в государственную трудовую инспекцию труда (при наличии Декларации);
  • размещение результатов СОУТ на интернет-сайте компании;
  • ознакомление работников под роспись с отчетом по результатам оценки;
  • уведомлении об итогах проверки органов ФСС;
  • подготовка дополнительных соглашений для работников, включающих классификацию условий труда;
  • применение гарантий, если условия были признаны вредными(например, сокращенная неделя либо компенсация в размере 4% от ставки оклада).

При вводе в эксплуатацию новых рабочих мест проводится внеплановая СОУТ в течение 12 месяцев. При наличии предписания от государственного инспектора труда СОУТ проводится в течение 6 месяцев. При реорганизации юридического лица или переименовании рабочего места, если условия труда не изменились проведение внеплановой СОУТ не требуется. Решение о проведении или не проведении внеплановой СОУТ принимается комиссией.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2018. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.

Что будет после 01.01.2019

Первым делом внесем ясность в вопрос массового наказания работодателей в 2019 году. По информации от «Роструда» оштрафованы будут не все опоздавшие со спецоценкой!

Данные в ФГИС СОУТ заносятся с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты. Точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2015 года, автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана.

Начальник Управления
по надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда
Егор Иванов

В автоматическом режиме предприятия начнут штрафовать с 2020 года. Критерий – наличие рабочих мест, существующих больше года, по которым в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда нет информации.

С 2019 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС. Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.

Директор Департамента
условий и охраны труда Минтруда
Валерий Корж

Законодательство

«Роструд» работает над НПА для регулирования выявления нарушений и привлечения организаций к ответственности в автоматическом режиме.

Механизм, определяющий особенности проведения, оформление результатов и порядок контрольных мероприятий, касающихся специальной оценки условий труда, подготовлен в виде проекта:
«Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части специальной оценки условий труда и Порядок оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, в части специальной оценки условий труда».

Интересное из проекта

  1. В случае выявления нарушений при проведении государственного контроля без взаимодействия юридическому лицу направляется предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.
  2. Уведомление об исполнении предостережения используется должностным лицом для целей организации и проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) в плановом порядке.
  3. В случае не устранения нарушений (в том числе, не уведомления органа государственного контроля) должностное лицо принимает меры по пресечению, проводит внеплановую проверку в установленном Административным регламентом порядке.

Проведение контрольных мероприятий будет осуществляться должностными лицами ГИТ на основании заданий в плановом или внеплановом порядке.

Подключение региональных контрольно-надзорных органов к системе запланировано в августе 2019 года.

Ответственность

Ответственность организации за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения (КоАП РФ, статья 5.27.1):

Предупреждение Нарушение совершено впервые, не причинен вред/ущерб и отсутствует угроза причинения (КоАП РФ, статья 3.4)
Штраф от 60 000 до 80 000 Нарушение совершено впервые
Штраф от 100 000 до 200 000 Повторное нарушение
Приостановление деятельности до 90 суток Повторное нарушение, угроза жизни и здоровью людей (КоАП РФ, статья 3.12)

Штрафы по итогам СОУТ

После проведения специальной оценки условий труда в 2019 году важно не забыть
(указаны штрафы для юридических лиц):

  • Создать дополнительное соглашение к трудовым договорам, включив в них результаты СОУТ
    (нарушение порядка составления трудовых договоров (отсутствие существенного условия) – штраф от 50 000 до 100 000).
  • Предусмотреть предоставление или отмену гарантий и компенсаций с момента утверждения результатов СОУТ
    (КоАП РФ, статья 15.14 – нецелевое расходование средств – штраф от 5% до 25% средств, использованных не по целевому назначению).
  • Создать перечень работников, которым необходимо проводить медицинские осмотры как при приеме на работу – предварительные, так и в процессе трудовой деятельности – периодические
    (КоАП РФ, статья 5.27.1., часть 3 – допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке медосмотров – штраф от 110 000 до 130 000).
  • Обеспечить работников средствами индивидуальной защиты
    (необеспечение СИЗ – штраф от 130 000 до 150 000).
Читать еще:  Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения: основания жалобы

Совокупный размер штрафа по результатам проведенной с нарушениями СОУТ может превышать 350 000 рублей, а также повлечь приостановку деятельности организации.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, “несписочных” рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 “О специальной оценке условий труда”).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в “Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Читать еще:  Выходное пособие облагается НДФЛ?

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. Начиная с 2019 года, за отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Что такое специальная оценка условий труда

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска ( ст. 117 ТК РФ ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки ( ст. 147 ТК РФ ). Есть и другие льготы.

Рассчитывать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда. Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.

Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2020 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
Читать еще:  Как пристроить сарай к дому своими руками?

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).

Специальная оценка условий труда в 2019: пошаговая инструкция

Спецоценка условий труда введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Закон № 426-ФЗ). В первую очередь, ее обязаны были провести предприятия с вредными и опасными условиями труда. А все остальные могли отложить спецоценку до декабря 2018 года. Теперь откладывать некуда. И с 1 января 2019 года спецоценка обязательна для всех.

Спецоценка введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет, хотя и не полностью.

По общему правилу, нужно проводить спецоценку каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет в соответствии с частью 4 статьей 8 Закона № 426-ФЗ.

Если ранее в компании проводили аттестацию рабочих мест, спецоценку этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения последней аттестации.

Если вы работали без спецоценки, поскольку закон это позволял, ее необходимо провести не позднее 31 декабря 2018 года.

Вообще спецоценку рабочих мест можно проводить поэтапно. Но, это не касается рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. По ним спеоценку нельзя разделять на этапы.

Это рабочие места:

  • тех, кто по роду профессии имеет право на досрочную пенсию;
  • работа, на которых дает право на гарантии и компенсацию в связи с вредными условиями труда;
  • работа, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или спецоценки были установлены вредные и опасные условия труда.

Ответственность за отсутствие спецоценки рабочих мест

За нарушение компанией установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение предусмотрено наказание.

Для руководителей и ИП – предупреждение или административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Для юридических лиц – штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.

Так, работа без спецоценки может обойтись вам в 90 000 рублей штрафов.

Внеплановая спецоценка

Кроме плановой спецоценки рабочих мест в компании в ряду случае вы должны проводить и внеплановую. Она проводится, когда вводятся в эксплуатацию новые рабочие места, меняется технологический процесс, получено предписание от трудового инспектора. Это требование установлено в части 1 статьи 17 Закона №426-ФЗ.

Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения. Такой срок установлен частью 2 статьи 17 Закона № 426-ФЗ.

Инструкция по проведению спецоценки рабочих мест

1. Издать приказ о создании комиссии по проведению спецоценки условий труда

Директор компании должен издать приказ, в котором утверждается состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда и порядок ее проведения. При этом сам директор не просто является членом комиссии, он должен быть назначен ее главой. Таково требование части 4 статьи 9 Закона № 426-ФЗ. Общее количество членов комиссии, включая председателя, должно быть не меньше 3-х и нечетным. Среди них должен быть специалист по охране труда. В маленьких компаниях обязанности по охране труда могут быть возложены на директора.

Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения спецоценки условий труда

Созданная комиссии должна составить перечень рабочих мест по которым проводится спецоценка. Нужно учесть, что в компании могут быть, так называемые, аналогичные места.

Это рабочие места, которые расположены в одном или однотипных помещениях, оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения, на которых работают работники по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени, используют однотипное оборудование, материалы, сырье и т.п.

В случае с аналогичными рабочими местами оценить нужно только 20% от их общего числа. Но в любом случае их должно быть не менее двух в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 426-ФЗ. На аналогичные рабочие места нужно заполнять одну карта специальной оценки условий труда.

3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Комиссия, утвержденная приказом директора «О проведении специальной оценки условий труда», должна составить график проведения спецоценки. Он утверждается отдельным приказом директора.

Образец Приказа об утверждении графика спецоценки

4. Заключить договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, компания должна заключить договор со специализированной организацией. Это регламентировано в статьях 19-21 Закона № 426-ФЗ. Реестр аккредитованных организаций размещается на сайте Минтруда России.

5. Передать в организацию, которая проводит спецоценку, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, компания обязана предоставить ей документацию, характеризующие условия труда на рабочих местах. Это могут быть проекты, схемы, техническая документация на оборудование, сертификаты на материалы и сырье и т.п.

6. Утвердить результаты выявления потенциально вредных и опасных производственных факторов

Во время проведения спецоценки, специализированная организация, в первую очередь, выявляет потенциально вредные и опасные производственные факторы. Эксперт проверяет оборудование, материалы, сырье на предмет наличия вредных и опасных факторов. Результаты выявления или идентификации (как это названо в Законе № 426-ФЗ) вредных условий труда должна утвердить ранее созданная комиссии по проведению спецоценки в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона №426-ФЗ. Затем измеряются фактические значения вредных и опасных факторов.

После полного исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Классификация приведена в статье 14 Закона № 426-ФЗ.

7. Утвердить отчет о проведении спецоценки условий труда

По итогам спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной комиссии и утвержден ее председателем.

Если кто-то из членов комиссии не согласен с результатами специальной оценки условий труда, он может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении спецоценки условий труда

Компания, в которой проводилась спецоценка условий труда обязана в течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки обязана уведомить об этом специализированную организацию и направить в ее адрес копию утвержденного отчета.

Сделать это можно любым способом. Но у вас обязательно должно быть подтверждение факта уведомления.

9. Сдать Декларацию соответствия условий труда

Если вредные и опасные производственные факторы не выявлены, рабочие места признаны оптимальными или допустимыми, компания должна сообщить об этом в свою трудовую инспекцию.

Для этого нужно в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки сдать Декларацию соответствия, утвержденную приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

10.Разместить результаты спецоценки на сайте компании

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении спецоценки компания должна разместить сводные данные о результатах на своем официальном сайте, если такой имеется. Это требование части 6 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

В отчете, который размещается на сайте указываются установленные классы и подклассы условий труда на рабочих местах и приводится перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. По сути, это данные из Декларации соответствия (разделы 5 и 6).

11. Ознакомить сотрудников с отчетом о проведении спецоценки

В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки компания должна под роспись ознакомить своих сотрудников с результатами спецоценки согласно части 5 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

12. Внести данные о спецоценке в отчетность ФСС

При сдаче очередной отчетности в ФСС по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нужно заполнить соответствующие данные в форме 4-ФСС, которая утверждена приказом ФСС России от 26 сентября 2016 года №381.

Это требование закреплено в подпункте 18 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

13. Внести правки в трудовые договоры с сотрудниками

Пункт об условиях труда на рабочем месте нужно включить в трудовые договора с новыми сотрудниками. В договора с имеющими сотрудниками нужно внести изменения или подписать с ними дополнительное соглашение с указанием классификации условий труда на их рабочем месте.

14. Использовать результаты спецоценки при установлении рабочего времени и предоставлении отпусков

Сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector