Стандарты аудита - какие бывают и когда применяются
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Стандарты аудита – какие бывают и когда применяются

Применение международных стандартов аудита

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.

Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  • Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.
  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

    Кто вправе провести аудит по МСА

    На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

    • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
    • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
    • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

    Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

    Стандарты аудита – какие бывают и когда применяются

    Понятие, структура и значение стандартов аудита

    Осуществление аудиторской деятельности, в соответствии с ч. 2 ст. 1 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, включает:

    • проведение аудита, в частности бухгалтерского;
    • оказание сопутствующих, смежных с аудитом, услуг (в т. ч. налоговое и управленческое консультирование).

    Осуществление аудиторами деятельности в строгом соответствии с действующими правилами, в том числе международными, в силу ст. 7 указанного ФЗ является обязательным условием оказания услуг по проведению аудита.

    Структура аудиторских стандартов едина и включает следующие элементы:

    1. Общие положения (указание цели разработки и принятия стандарта, сферы применения).
    2. Используемые понятия (характеристика используемых в стандарте терминов).
    3. Содержание стандарта (информация, позволяющая обеспечить единообразное проведения аудитов).

    Обратите внимание, что стандарты аудита должны содержать также общеправовые реквизиты, в том числе номер и дату введения в действие.

    Утверждение и введение в действие единых стандартов аудита имеют следующее значение:

    1. Гарантируют качество оказываемых услуг.
    2. Внедряют в практическое применение новые научные достижения.
    3. Способствуют обеспечению свободного доступа к информации о правилах проведения аудита.
    4. Обеспечивают взаимосвязь всех процессов при проведении проверки.
    Читать еще:  Гидроизоляция для плоской крыши

    Аудиторские стандарты являются основанием для разработки комплекса учебных программ и единых правил проведения экзаменов для получения статуса аудитора.

    Классификация стандартов аудита

    На практике существуют различные классификации аудиторских стандартов, мы приведем лишь две наиболее распространенные.

    1. Разделение стандартов аудита по целевому назначению:
    • общие;
    • касающиеся вопросов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • специфические, применяемые в отдельных областях деятельности (строительстве, экологии и т. д.).
    1. Кроме того, встречается деление на международные и национальные. Однако более точной и полной с правовой точки зрения следует считать классификацию, основанную на ст. 7 закона № 307-ФЗ и предполагающую разделение на следующие виды:
    • международные;
    • федеральные;
    • утвержденные СРО аудиторов;
    • индивидуальные, утвержденные в конкретной аудиторской организации.

    Международные стандарты аудита

    Разработка и принятие международных стандартов аудита отнесена к компетенции Международной федерации бухгалтеров. Единые правила позволяют странам с низким профессиональным уровнем аудиторов гарантировать качество проведения проверок, соответствующее уровню развитых стран.

    Ст. 7 ФЗ № 307 закрепляет обязательность использования международных стандартов при проведении аудита на территории РФ. Важным условием в этом случае является признание их в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № от 11.06.2015 № 576 (далее — Положение). Признание предполагает введение в действие на территории РФ каждого международного документа.

    Порядок признания включает:

    1. Получение от Международной федерации бухгалтеров официального документа, содержащего стандарты аудита.
    2. Проведение экспертизы на соответствие стандарта законодательству об аудиторской деятельности.
    3. Принятие решения о введении в действие.
    4. Опубликование документа.

    Актуальными и действующими в силу п. 2 Положения являются, например:

    • международный стандарт контроля качества;
    • международный стандарт аудита финансовой информации;
    • международный отчет о практике аудита финансовой информации.

    Федеральные стандарты аудиторской деятельности

    С 1 января 2018 года почти все федеральные стандарты утратили свою актуальность и более не применяются, однако мы все же упоминаем их в статье, чтобы дать читателю возможность разобраться, какие стандарты применялись ранее, а какие применяются с начала 2018 года. Федеральные стандарты в настоящее время заменяются международными.

    Правила и принципы осуществления аудиторской деятельности, установленные на федеральном уровне, условно можно разделить на группы по органам, их утвердившим. Это позволяет разделить федеральные стандарты на утвержденные:

    • Минфином РФ — например, ФСАД 7/2011, ФСАД 8/2011 и иные (с 1 января 2018 года не применяются — соответственно, уже не актуальны);
    • Правительством РФ — например, постановление Правительства РФ «Об утверждении…» от 23.09.2002 № 696 (также утратило актуальность с 1 января 2018 года);
    • Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ — например, правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финансовой информации», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.08.1999, протокол № 5 (данный стандарт является действующим).

    Стандарты СРО аудиторов

    Саморегулируемые организации аудиторов обязаны действовать в строгом соответствии с федеральными и признанными в установленном порядке международными стандартами аудита. Законодателем с целью надлежащего исполнения принятых обязательств СРО аудиторов наделено правом дополнительно разрабатывать и принимать локальные правила аудиторской деятельности.

    Утвержденные в СРО правила должны обладать следующими признаками:

    1. Являться обязательными для всех членов.
    2. Соответствовать международным нормам.
    3. Обеспечивать беспрепятственное осуществление аудиторской деятельности.

    Во исполнение ч. 2 ст. 7 ФЗ № 307 утвержденные СРО единые для всех членов правила могут быть приняты с целью определения дополнительных требований к процедурам проведения аудита, связанных с особенностями проведения проверок и оказания смежных услуг.

    Стандарты аудиторских организаций (индивидуальные)

    Разрабатываемые дополнительно внутренние стандарты должны соответствовать международным правилам и принципам осуществления деятельности СРО. Принятие внутренних правил, действующих в конкретной аудиторской организации, направлено на более четкую и подробную регламентацию требований к сотрудникам и специалистам на уровне конкретной аудиторской организации.

    В заключение отметим, что единые стандарты позволяют обеспечить качество проводимых проверок и оказываемых аудиторами услуг. С 2018 года почти все федеральные стандарты утратили силу, и на первый план вышли международные, которые и подлежат применению.

    Аудиторские стандарты, их виды и назначение

    Понятие аудиторских стандартов

    Аудиторские стандарты представляют собой единые принципы к подходам аудита, которым должны следовать аудиторы и аудиторские фирмы в процессе своей деятельности.

    Значимость аудиторских стандартов довольно высокая на общественном уровне. И потому, необходимо их широкое признание, основанное на доверии и убежденности в необходимости их применения. Для аудиторских стандартов характерны определенные черты (Рис.1):

    Рисунок 1. Характеристика аудиторских стандартов

    Структура аудиторских стандартов содержит в себе следующие разделы:

    1. Наименование стандарта;
    2. Общие положения стандарта В данном разделе раскрываются объект, цель и сфера применения стандарта.
    3. Основные понятия и определения стандарта В данном разделе раскрывается характеристика терминологий, присутствующих в стандарте.
    4. Суть стандарта Раскрывается основная проблема, для решения которой и создан данный стандарт);
    5. Приложения В данном разделе стандарта приводятся практические приложения.

    Таким образом, основная сущность аудиторских стандартов заключается в регламентировании единых порядков осуществления аудиторских проверок, правил документального оформления процедуры и результатов аудита. Кроме того, аудиторские стандарты учитывают порядок подготовки (обучения) специалистов-аудиторов и оценки их квалификации.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Назначение аудиторских стандартов

    Назначение аудиторских стандартов состоит:

    • в применении единства принципов аудиторской деятельности;
    • в едином подходе к требованиям качества надежности результатов аудита;
    • в унификации методологии аудиторских проверок;
    • в единстве подходов к осуществлению аудита и к формированию аудиторской отчетности.

    Соблюдая все аудиторские стандарты, можно обеспечить выполнение следующих важных задач развития аудита:

    • обеспечиваются определенные гарантии качества обучения и подготовки аудиторов
    • обеспечивается единый порядок и подход к проведению аудита;
    • обеспечивается высокий уровень надежности результатов аудиторской проверки;
    • обеспечивается внедрение в практику работы аудиторов новых научных достижений;
    • обеспечивается связь отдельных элементов аудита;
    • обеспечивается возможность контроля качества работы аудиторской фирмы или аудитора в частности;
    • обеспечивается создание достойного общественного имиджа профессии аудитора.

    Виды аудиторских стандартов

    Существует множество аудиторских стандартов, которые можно по-разному классифицировать.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Наиболее общая классификация состоит:

    • из общих аудиторских стандартов;
    • из рабочих аудиторских стандартов;
    • из аудиторских стандартов отчетности;
    • из специальных стандартов, которые применяются для аудита в отдельных сферах деятельности.

    Общие стандарты содержат в себе цели и принципы аудита отчетности, включают требования к степени квалификации аудитора для эффективного и профессионального исполнения аудита. Аудитор должен иметь определенную подготовку и уровень знаний, быть независимым, действовать с надлежащим вниманием.

    Рабочие стандарты представляют собой определенный алгоритм действий аудитора. Это принятые правила проведения аудиторских мероприятий и представляют определенную схему целенаправленных систематических действий, которым должен следовать аудитор в своей работе. Рабочие стандарты включают в себя планирование, рассмотрение структуры внутреннего контроля, получение компетентных доказательств.

    Аудиторские стандарты отчетности содержат в себе основные требования к составу, содержанию отчета аудитора, аудиторского заключения, порядку их предоставления.

    Специфические стандарты предназначены для проведения аудита отдельных отраслей, оказания иных услуг.

    На практике, для конкретизации общих стандартов разрабатываются и применяются дополнительные стандарты.

    Дополнительные стандарты разрабатываются:

    • на основании материалов предыдущих аудиторских проверок;
    • на основании выявленных ошибок и отклонений (в рамках закона);
    • на основании рабочих документов.

    В Российской Федерации аудиторские стандарты можно разделить на четыре основные группы.

    1. Национальные стандарты, которые являются обязательными.
    2. Международные стандарты, которые считаются рекомендательными
    3. Внутренние стандарты, разрабатываемые внутри аудиторских союзов.
    4. Локальные правила аудиторских фирм, которые разрабатываются каждой аудиторской компанией индивидуально. Локальные правила, содержат в себе конкретизацию применяемых национальных, международных или внутренних стандартов.
    Читать еще:  Как оформить договор беспроцентного займа — образец

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Стандартизация аудиторской деятельности. Виды аудиторских стандартов

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на следующие виды:

    • • международные аудиторские стандарты;
    • • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
    • • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
    • • правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    Международные стандарты аудита предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, иной информации и оказания сопутствующих услуг, регулируют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности в мировом масштабе.

    Международные аудиторские стандарты подразделяются на следующие 10 групп: введение (предисловие, глоссарий, концептуальная основа MCA), обязанности, планирование, система внутреннего контроля, аудиторские доказательства, использование результатов работы третьих лиц, аудиторские выводы и заключения, специальные области аудита, сопутствующие услуги, положения по международной аудиторской практике (приложение 1).

    Выпускает Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing — ISA) Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

    Международные стандарты аудита (MCA) стали выпускаться в 70-е годы ЮС в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию от 100 до 999. Положения по международной аудиторской практике имеют четырехзначную нумерацию от 1000 до 1100. Ежегодно вносятся незначительные изменения в международные стандарты аудита.

    Каждая страна выбирает свой подход к применению MCA. Может использоваться полный текст MCA, переведенный на национальный язык. MCA могут применяться во всех существенных аспектах с учетом национальных особенностей аудиторской деятельности. Страна может использовать свои национальные стандарты аудита.

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) применяются в Российской Федерации.

    Значение федеральных аудиторских стандартов состоит в том, что они:

    • • способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
    • • содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;
    • • определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

    утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

    Федеральные аудиторские стандарты имеют следующую структуру: номер и наименование стандарта; введение; содержание стандарта и приложения.

    В разделе «Введение» отражаются:

    • • принцип разработки стандарта в соответствии с международным стандартом аудита;
    • • необходимость разработки стандарта;
    • • области и направления применения стандарта;
    • • понятия и определения, используемые в стандарте.

    В разделе «Содержание стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводятся ее анализ, методы решения и аудиторские процедуры.

    В раздел «Приложения» включаются различные приложения: таблицы, образцы документов, примеры понятий, факторов и др.

    Группы федеральных правил (стандартов) соответствуют группам международных стандартов (приложение 2).

    Реформирование аудиторской деятельности связано с разработкой и утверждением новых аудиторских стандартов и совершенствованием действующих федеральных стандартов в соответствии с международными стандартами аудита. Планируется ввести в действие следующие аудиторские стандарты:

    • • понимание деятельности и оценка рисков существенного искажения информации;
    • • аудиторские процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски;
    • • использование аудитором работы эксперта;
    • • задания по обзорной проверке финансовой информации;
    • • контроль качества в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги;
    • • аудит оценки по справедливой стоимости;
    • • концептуальные принципы проведения заданий, обеспечивающих уверенность;
    • • аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию;
    • • задания, обеспечивающие уверенность, отличающиеся от заданий по аудиту или обзорной проверке финансовой информации;
    • • исследование прогнозной финансовой информации;
    • • оценка искажений финансовой отчетности, обнаруженных в ходе аудита;
    • • модифицированное аудиторское заключения;
    • • мнение, не являющееся безоговорочно положительным;
    • • поясняющие параграфы в аудиторском заключении;
    • • обзор промежуточной финансовой информации, подготовленной аудитором;
    • • получение уверенности в отношении средств контроля в обслуживающих организациях
    • • существенные недостатки во внутреннем контроле.

    Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности

    профессиональные аудиторские объединения вправе устанавливать для своих членов, если это предусмотрено их уставами.

    Поправки, внесенные в закон «Об аудиторской деятельности», расширяют права саморегулируемых аудиторских объединений в отношении разработки и применения аудиторских стандартов. Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности.

    Методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности.

    Саморегулируемые аудиторские объединения:

    • • вправе предусматривать в методических материалах по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности помимо требований, установленных федеральными стандартами аудиторской деятельности, дополнительные требования по проведению аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита;
    • • обязаны сообщать уполномоченному федеральному органу о дополнительных требованиях по проведению аудита, предусмотренных в методических материалах по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности.

    Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Они не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом в отношении внутренних стандартов аудиторских организаций и аудиторов должен соблюдаться следующий принцип. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних стандартов профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

    Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией, чтобы обеспечить эффективную практическую работу и ее адекватность принятым федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

    Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

    • • соблюдению требований федеральных аудиторских правил (стандартов) и стандартов профессиональных аудиторских объединений;
    • • уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
    • • использованию для проведения аудита аудиторов-асси- стентов;
    • • увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

    Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

    Внутренние (внутрифирменные) стандарты разрабатываются в виде следующих блоков:

    • • по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;
    • • стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных правил (стандартов);
    • • методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;
    • • по организации сопутствующих аудиту услуг.

    Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять таким требованиям, как:

    • целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
    • преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с другими внутренними стандартами;
    • полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
    • единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов и понятий во всех стандартах.
    Читать еще:  Входят ли в отпуск праздничные дни?

    Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Они должны содержать наименование, номер стандарта, наименование разработчика, даты разработки и утверждения. Структура стандарта включает:

    • 1. Общие положения (цели и основания разработки стандарта, необходимость использования стандарта, сфера его применения, взаимосвязь с другими стандартами, срок действия стандарта).
    • 2. Основные понятия и определения.
    • 3. Сущность внутреннего стандарта (основные требования, методология решения указанной проблемы).
    • 4. Нормативные акты, используемые при экспертизе.
    • 5. Приложения (макеты рабочих документов аудитора, вопросы и тесты, аудиторские процедуры).
    • 6. Подпись руководителя разработки.

    Вся деятельность аудиторов регулируется соответствующими правилами (стандартами). Стандарты применяются при планировании и документировании аудита, составлении рабочей документации аудитора, аудиторского заключения. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе только самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы.

    Стандарты аудита – какие бывают и когда применяются

    В целях обеспечения качества проведения аудита и оказания аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

    Правила (стандарты) аудита – это общие руководящие нормы и правила, формирующие единые основополагающие требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

    На основании аудиторских правил (стандартов) регулируется качество профессиональной деятельности аудиторов.

    Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

    Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

    Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в ходе проведения аудита, которые могут быть различными, и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.

    В мировой практике аудиторская деятельность строится в соответствии с международными стандартами. Это, во-первых, общие стандарты, где изложена сущность, цели, задачи и обязанности сторон; во-вторых, профессиональные стандарты, где изложены понятия независимости, объективности, конфиденциальность выдаваемой информации, в-третьих, эксплуатационные стандарты, содержащие методику непосредственно аудиторских проверок, оценку их соответствия законодательным актам, и в-четвертых, стандарты, регламентирующие форму и сроки представления результатов аудита.

    Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:

    Значение системы стандартов состоит в том, что она:

    ­ обеспечивает качество аудиторской проверки;

    ­ содействует внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

    ­ помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;

    ­ обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;

    ­ создает общественный имидж профессии.

    С развитием рыночных отношений и интеграционных процессов в экономике стран и, в связи с этим, превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость в унификации аудита в международном масштабе.

    Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций.

    Разработкой международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAS), являющаяся международным объединением лиц бухгалтерской профессии. Эта организация была основана в октябре 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита. Членами IFAS являются более 150 профессиональных организаций из 130 стран. Российская Федерация представлена в ней полноправным членом – Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России. В рамках IFAS аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

    Система международных стандартов включает в себя не только стандарты аудита (МСА), но и международные руководства по аудиторской практике.

    Система международных стандартов аудита в настоящее время насчитывает 39 стандартов, сгруппированных в несколько разделов, и 11 положений по международной практике (ПМАП). Так, система МСА включает в себя следующие разделы: «Вводные аспекты», «Обязанности», «Планирование», «Внутренний контроль», «Аудиторские доказательства», «Использование работы третьих лиц», «Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)», «Специализированные области», «Сопутствующие услуги».

    Положения по международной аудиторской практике включают одиннадцать положений, среди которых пять посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, два – особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений – помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

    Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, МСА используются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.

    Значение международных стандартов аудита заключается в том, что они способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения.

    В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрена следующая классификация правил (стандартов) аудиторской деятельности:

    – федеральные стандарты аудиторской деятельности;

    – стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита, являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, саморегулируемых аудиторских объединений и их работников, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Данные правила определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы.

    Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом саморегулируемые аудиторские объединения вправе предусматривать в них дополнительные требования по проведению аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита.

    Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования, документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

    Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

    Правила (стандарты) по большей части имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

    а) общие принципы правила (стандарта);

    б) основные понятия и определения, используемые в стандарте;

    в) сущность стандарта;

    г) практические приложения.

    В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются: цель и необходимость разработки данного стандарта; объект стандартизации; сфера применения стандарта; взаимосвязь с другими стандартами.

    Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характеристику.

    В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

    Раздел «Практические приложения» включает схемы, таблицы, образцы документов и другие приложения.

    Стандарт должен содержать такие обязательные реквизиты, как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

    На основе международных стандартов аудита Правительством РФ были разработаны и утверждены 36 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector