Торговля алкоголем через интернет пробивается к праву на существование
Есть ли возможность продажи алкоголя в интернете, в том числе в виртуальных магазинах?
Алкоголь является высокомаржинальным товаром. Это значит, что на рынке он всегда пользуется большим спросом. При сбыте такой продукции предприниматель получает наивысшую выгоду. В мире, согласно исследованию компании Нильсен, которая в 2016 году провела опрос 30000 респондентов из разных стран, на долю интернет-покупок спиртного приходилось не более 10% от всех продаж.
В Китае был зарегистрирован наибольший процент (27%) приобретения алкоголя через интернет, в России этот показатель был равен 4%.
Можно ли продавать спиртосодержащую продукцию онлайн?
К дистанционной относится продажа алкоголя через любые информационные площадки, сайты, объявления, размещенные в социальных сетях и т.д., то есть реализация алкогольной продукции через сеть Интернет.
По утверждениям Министерства здравоохранения РФ дистанционная торговля алкоголем будет сопровождаться нарушением многих требований, которые установлены Федеральным законом № 171-ФЗ, таких, как:
- запрет на продажу лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста;
- запрет на продажу в ночное время суток;
- запрет продажи на объектах, не являющихся стационарными.
Кроме того, по заявлению Минздрава, такой вид реализации будет содействовать уклонению от налогов, а также станет благоприятствовать появлению нелегальных продавцов спиртной продукцией. Поправки, которые могут быть внесены, для того чтобы снять ограничения на продажу алкоголя через Интернет, будут противоречить действующим законам.
Узнать больше о том, какие товары запрещены для продажи дистанционным способом, а какие — нет, можно здесь.
Законы, регулирующие дистанционную торговлю
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» содержит прямой запрет на дистанционную продажу алкоголя. Также такой вид торговли ограничен Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными в результате решения Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612.
Согласно пункту 5 названых Правил, дистанционная продажа алкоголя, а также товаров, свободный сбыт которых ограничен или запрещен на территории Российской Федерации, недопустимы и их нарушения преследуются по закону.
В 2005 году была введена государственная единая автоматизированная информационная система, которая занимается учетом оборота алкоголя и спиртосодержащей продукции, а также их производства (от 21.07.2005 № 102-ФЗ).
В 2016 году в Департамент налоговой и таможенной политики было направлено письмо с вопросом о снятии запрета на дистанционную торговлю спиртной продукцией. В своем ответе Департамент указал, что легализация такого рода торговли несет в себе значительные риски, связанные с тем, что государство может потерять контроль над регулированием рынка торговли розничной алкогольной продукцией. Также опасения вызывает возможность появления следующих угроз:
- продажа будет осуществляться по ценам ниже минимума, установленного Минфином РФ;
- конкуренция на алкогольном рынке примет недобросовестный характер, что начнет приносить убытки легальным участникам рынка;
- появление суррогатного алкоголя, продукции, которая содержит этиловый спирт, приведет к отравлениям, ухудшению здоровья, повышению смертности населения;
- на рынке появится немаркированный или маркированный поддельными федеральными и акцизными марками алкоголь;
- продажа алкоголя будет осуществляться лицам, не достигшим совершеннолетия.
Пункт 8 ст. 13.15 КоАП РФ гласит, что распространение в СМИ, а также в других сетях информации, которая содержит рекламу спиртосодержащей продукции, влечет за собой наложение административного штрафа. Сумма штрафа:
- для граждан — от 3000 до 5000 рублей;
- для должностных лиц — от 20000 до 40000 рублей;
- для юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.
Статья 4 ФЗ № 2124-1 от 27.12.1991, посвященная недопустимости злоупотребления свободной массовой информации, содержит сведения о запрете распространения в СМИ, а также в информационных и телекоммуникационных сетях, информации о дистанционной продаже алкоголя, розничный сбыт которого запрещен на уровне законодательства о государственном регулировании.
О законопроекте об онлайн торговле спиртными напитками
Министерство финансов Российской Федерации в сентябре 2017 года подготовило проект, позволяющий дистанционную продажу алкоголя. Согласно этому документу, Минфин предлагал узаконить, начиная с 2018 года, торговлю через интернет алкоголем любой крепости. При этом планировалось, что для продавцов сидра, медовухи и пива не будет обязательным получение специальной лицензии.
Особые условия в законопроекте были указаны для лиц, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Они смогли бы продавать спиртное через интернет только с 2021 года. В Министерстве финансов объяснили это тем, что необходимо сначала провести тестирование проекта на производителях продукции и лиц, занимающихся оптовой торговлей, и лишь затем к ним смогут присоединиться ритейлеры.
В июне 2019 года Министерство финансов вновь предложило к рассмотрению проекта о разрешении продажи алкоголя через Интернет, который планируется реализовать уже в 2020 году. Прошлый законопроект был переработан и поделен на этапы, согласно нововведениям.
Компаниям для того, чтобы начать осуществлять дистанционную торговлю, необходимо будет зарегистрироваться в специальном реестре и пройти проверку. Минздрав, в ответ на это, снова заявил, что не готов поддержать данный проект, ввиду того, что он противоречит принципам, лежащим в основе, законодательства в сфере оборота и производства алкогольной продукции.
Есть ли легальные способы, как продать пиво, вино и другие алкогольные напитки через виртуальные площадки?
Закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» гласит, что дистанционная продажа любого вида алкоголя является нарушением.
Даже при условии наличия лицензии и соблюдении всех установленных норм и правил, при попытке вести интернет-торговлю алкоголем, а также рекламируя спиртную продукцию на сайте, предприниматель может быть привлечен за это к ответственности.
Однако, существуют практика резервирования спиртных напитков через интернет-магазины с последующим самовывозом.
Какая ответственность предусмотрена за такой метод сбыта?
Осуществление сбыта алкогольной продукции через интернет является административным правонарушением, предусмотренным ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации.
Продажа товаров, реализация которых ограничена или запрещена действующим законодательством, влечет за собой наложение административного штрафа вместе с конфискацией предметов правонарушения или без таковой в размере:
- для граждан — 1500 до 2000 рублей;
- для должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей;
- для юридических лиц — от 30000 до 40000 рублей.
Розничная продажа алкоголя, исключая пиво и пивные напитки, осуществляется только организациями, согласно 1 ст. 16 Закона № 171-ФЗ.
Кто ведет контроль за соблюдением правил?
Согласно пункту 19 распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 2413-р, в котором указаны основные положения об установлении наказания за реализацию алкогольной продукции дистанционно, осуществляемую незаконным способом, с 2017 года велась разработка проекта, устанавливающего возможность внесудебной блокировки сайтов, содержащих информацию о продаже алкоголя через Интернет.
15 июня 2019 года в силу вступил законопроект, устанавливающий возможность блокировать сайты, через которые дистанционно осуществляется сбыть алкоголя, а также рекламируется его продажа. Всего в этот день было заблокировано 12 сайтов, через которые осуществлялся сбыт «теневой продукции» в виде медицинского и этилового спирта в больших объемах стоимостью ниже рыночной.
Данные нарушения находятся в юрисдикции Росалкогольрегулирования, поэтому для оперативного принятия решений был создан электронный канал для взаимодействия между этим ведомством и Роскомнадзором.
Осуществлять дистанционную свободную торговлю алкогольной продукцией на территории Российской Федерации запрещено, согласно закону от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». К нарушителям данного законодательства применяются административные наказания в виде штрафов.
Начиная с 2007 года в России активно ведутся дискуссии на тему того, стоит ли разрешить продавать алкоголь дистанционно, противником данной инициативы всегда выступает Минздрав.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Торговля алкоголем
- Можно анонимно пожаловаться на незаконную торговлю алкоголем.
- Какая должна быть сумма уставного капитала для розничной торговли алкоголем?
- Куда пожаловаться на торговлю Алкоголем в ночное время анонимно?
- Мы живем в Якутии, у нас торговля алкоголем с 10 до 20
- Куда нужно жаловаться на незаконную торговлю алкоголем ночью?
- Публикации
- Розничная торговля алкоголем
- ООО торговля алкоголем
- Лицензия на розничную торговлю алкоголем
- ИП торговля алкоголем
- Правила торговли алкоголем
1.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, ну а то, куда же не продукт первой необходимости?
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
2.1. В случае прекращения действия лицензии лицензиат в течение двух месяцев имеет право на хранение остатков алкогольной продукции (п. 5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). Но это правило не распространяется на лицензиатов с правом на розничную торговлю алкоголем.
3.1. Можете, ограничений нет в этом плане.
4.1. Только договором субаренды от ооо.
5.1. У вас кафе (общепит) – да, нет – нет.
6.1. Ваш договор прошел государственную регистрацию в Росреестре, указанная информация является публичной и имеет значение для осуществления деятельности в сфере торговли алкогольной продукцией. После истечения указанного срока публичная информация будет аннулирована. И в случае спорных ситуаций, Вам потребуется доказывать факт продления указанного договора.
В целях избежать возможных рисков, рекомендую подготовить Дополнительное соглашение о внесении изменений и/или дополнений в договор в части срока действия договора, например “с ___” ____ 2020 г. по “_________ ” ______ 2025 г”.. Дополнительное соглашение пройдет государственную регистрацию.
Дополнительным соглашением Вы можете внести изменения и дополнения в действующий договор, в которых имеется необходимость.
7.1. Татьяна, суд рассмотрит дело и вынесет судебный акт. Вот пока что все, что можно сказать по вопросу. Для более детальной консультации юристу надо видеть документы.
7.2. Если дело в суде, то у адвоката, который ей назначен спросите.
В суде уже предоставлять доказательства невиновности, состояния здоровья, и т.д.
8.1. На организацию делать это нельзя, проблемы будут, пусть покупают на физ. лицо. Чтобы покупать на юр. лицо у них должна быть лицензия на розницу как минимум, а у вас могут потребовать лицензию на опт и накажут всех.
9. Можно анонимно пожаловаться на незаконную торговлю алкоголем.
9.1. Согласно федеральному закону №59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан рф анонимные обращения не рассматриваются.
10. Какая должна быть сумма уставного капитала для розничной торговли алкоголем?
10.1. Минимальная сумма уставного капитала для розничной торговли алкогольной продукцией составляет 10 000 рублей.
11.1. Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2007 г. N 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции.
См. Письмо Росалкогольрегулирования от 30.04.2013 N 8977/03-04
11.2. К сожалению такую услугу вы осуществлять не сможете. Если вы планируете осуществлять доставку алкогольной продукции на дом после 23.00. Учитывайте что Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещает подобную деятельность. Розничная продажа в любых ее проявлениях на территории РФ после 23.00 законом запрещена. Легально это вам не удастся сделать, но если вы все таки рискнете, то готовьтесь к штрафу для Юр лиц. предусмотренному ст. 14.16 КоАП (Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции)
12.1. Если вас как подразделение добавили в заявление на выдачу лицензии ваша главная организация то тогда вам лицензию получать отдельно не требуется
Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона за исключением лицензий, выдаваемых крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями, и лицензий, выдаваемых организациям на осуществление производства, хранения и поставок произведенной винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы:
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия
13.1. Договор аренды торговой площади для торговли алкоголем должен быть однозначно оформлен строго на ООО, а не на физ лицо.
Минфин предложил разрешить онлайн-продажу алкоголя с 2020 года
Министерство финансов доработало законопроект о легализации торговли алкоголем в интернете. Согласно тексту документа (есть у РБК), онлайн-торговля алкоголем начнется 1 января 2020 года. На первом этапе, который продлится год — с 1 января 2020 года до 1 января 2021 года, — продавать онлайн можно будет исключительно вина и игристые вина с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП), следует из текста. Такую возможность получат производители и оптовые компании.
На втором этапе, до 1 января 2023 года, интернет-торговля должна распространиться на продукцию сельскохозяйственных компаний, производящих вина, а также на производителей пива и пивных напитков, сидра, медовухи, пуаре и оптовые компании, работающие с этой продукцией.
Торговые сети на протяжении всего этого времени не смогут продавать алкоголь через интернет.
Для того чтобы начать продажи алкоголя онлайн, компании должны будут подать заявку на включение в специальный реестр, который будет курировать Росалкогольрегулирование (РАР). Для интернет-продаж нужно будет также зарегистрироваться в доменной зоне egais.ru. Оплата товара будет происходить при получении.
Новую версию законопроекта согласовали Минпромторг и Минсельхоз, сообщили РБК в пресс-службах ведомств. В пресс-службе Минфина уточнили, что текущая версия после согласования будет дорабатываться и снова проходить межведомственное согласование. В документ будут «вноситься несущественные правки, больше технического характера», пояснили в министерстве.
Как пытаются легализовать онлайн-продажу алкоголя
Продажа алкоголя через интернет была ограничена постановлением правительства в 2007 году. Это ограничение не раз становилось предметом обсуждений. Например, в 2014 году группа депутатов предлагала ужесточить дистанционную продажу алкоголя. Бизнес, напротив, просил снять ограничения: в августе 2015 года «Опора России» направила в РАР письмо с соответствующей просьбой. Разработкой законопроекта занимается Минфин, документ размещен в мае 2017 года. За время работы над проектом закона он несколько раз переписывался. Версии различались видами алкогольной продукции, с которой предлагалось начать тестировать дистанционную торговлю. Изначально в перечень входили только пиво и вино, затем он был дополнен сидром и пивными напитками.
В конце прошлого года стало известно о предложении снять ограничение с дистанционной продажи алкоголя на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС; в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Оно содержалось в проекте «дорожной карты» по развитию цифровой торговли в странах ЕАЭС на 2019–2020 годы. Помимо алкоголя предлагалось также разрешить продавать через интернет лекарства, табак и ювелирные изделия.
Что мешает легализации
Против легализации продаж алкоголя в интернете выступает Минздрав. Ранее ведомство уже отклоняло законопроект. В этот раз оно также не готово его поддержать, сообщили РБК в пресс-службе министерства. Снятие запрета на дистанционную продажу алкоголя противоречит основополагающим принципам законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции, считают в министерстве. Ограничение розничной продажи по территориальной доступности — одна из мер концепции по снижению злоупотребления и профилактике алкоголизма, напомнили в пресс-службе. Появление возможности доставки алкоголя существенно ослабит ограничения территориальной доступности, считают в министерстве. Также продажа в интернете будет сопровождаться демонстрацией продукции, что, по сути, будет являться рекламой алкоголя, которая в России запрещена законом, отметили в пресс-службе. Также, согласно позиции ведомства, снятие запрета на дистанционную торговлю алкоголем будут препятствовать достижению одной из целей концепции демографической политики по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет и продолжительности здоровой жизни до 66 лет к 2025 году.
В пояснительной записке к законопроекту разработчиками указано, что он не противоречит концепции госполитики по снижению злоупотребления алкоголем, поскольку одним из ее положений является повышение эффективности регулирования. Реализация проекта обеспечит более эффективное регулирование интернет-торговли, чем «политика запретов», считают авторы законопроекта.
По оценкам специализирующейся на кибербезопасности компании Group-IB, нелегальные продажи алкоголя в интернете в России за 2018 год выросли на 23%, до 2,1 млрд руб. Эксперты обнаружили 4 тыс. сайтов, торговавших алкоголем через интернет в 2018 году, в 2017 году они фиксировали 3 тыс. подобных сайтов. Летом 2018 года право блокировать сайты во внесудебном порядке получила Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РАР).
Как отметили эксперты Group-IB в своем исследовании нелегальной интернет-торговли алкоголем, ужесточение контроля по блокировке сайтов не решает проблему, поскольку приводит к созданию сетей аффилированных доменов, «зеркал», которые при блокировке основного ресурса переводят пользователя в магазин. Также сегодня в интернете существует много ресурсов, предлагающих наборы из бутылки, этикетки, пробки и фирменной коробки, которые позволяют изготавливать и распространять поддельную продукцию.
Создание возможности торговать алкогольной продукцией в интернете легально позволит вытеснить с рынка нелегальных продавцов, считают авторы законопроекта. По их мнению, это позволит сохранить контроль над качеством, соблюдать установленные законодательством ограничения и получать дополнительные налоговые платежи.
Торговля алкоголем через Интернет
Министерство финансов РФ подготовили новый законопроект о продаже алкоголя через интернет. Первые слушания закона прошли успешно, и если при последующих чтениях Государственная Дума и Правительство его одобрит, то продажа алкогольных и слабоалкогольных напитков через интернет будет разрешена.
Закон предусматривает введение новых правил онлайн продажи алкоголя поэтапно – с начала 2018 года разрешат продавать пиво и марочные вина; с 1 января 2019 года – остальную алкогольную продукцию. Пока законопроект в разработке и окончательные сроки вступления его в силу не утверждены.
Что послужило причиной рассмотрения законопроекта?
В 2016 году по государственной инициативе реализация алкогольной продукции взята под особый контроль. С 1 января 2016 года все предприятия, торгующие алкогольной продукцией, включая продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи обязаны подключиться к Е ГАИС (Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система).
ЕГАИС содержит всю информацию о товарообороте алкогольной продукции в России: производство, поставка в торговые точки, продажа конечным потребителям. Ответственность за функционирование данной системы несет Росалкогольрегулирование (ст. 5 ФЗ №171 от 22.11.1995).
Что касается продажи алкогольных напитков через интернет, то данная деятельность до настоящего момента в России запрещена. Тем не менее, многие продавцы алкогольной продукции нашли способы обходить этот запрет, используя различные мошеннические схемы. Например, на сайте под услугой доставки завуалирована продажа непосредственно алкоголя, или предлагается покупка товара и получение вина в качестве подарка и др.
Подобные прецеденты были причиной введения дополнительных поправок в 171-ФЗ о запрете рекламы продажи алкоголя в интернете и СМИ. За нарушения закона были установлены штрафные санкции:
для физических лиц: 3 000 – 5 000 рублей;
для должностных лиц: 20 000 – 40 000 рублей;
для юридических лиц: 100 000 – 300 000 рублей.
Новые поправки в 171-ФЗ о продаже алкоголя через интернет
Согласно новому законопроекту, продажу алкоголя через интернет разрешат предпринимателям после получения лицензии и подключения к системе ЕГАИС.
Для этого потребуется соблюдение следующих правил:
1. Владельцу интернет – магазина, торгующего алкоголем, необходимо получить лицензию Росалкогольрегулирования (РАР). Подобные лицензии выдаются обычным магазинам, осуществляющим продажу алкогольной продукции. Торговля для интернет – магазинов будет вестись на общих основаниях, только с той разницей, что в лицензии будет указываться адрес сайта. В случае аннулирования или окончания срока действия лицензии торговля должна будет приостановлена.
2. Право на онлайн-продажу крепких спиртных напитков могут получить только действующие обладатели лицензией на производство или оптовую продажу алкоголя. Для начинающих предпринимателей в этом виде деятельности – как индивидуальных предпринимателей (ИП), так и организаций, возможна интернет продажа только слабоалкогольной продукции: пиво, сидр, медовуха.
3. Интернет-магазины алкогольной продукции в обязательном порядке также должны работать через ЕГАИС.
Для этого потребуется:
персональный компьютер или ноутбук с выходом интернет;
кассовое оборудование, совместимое с ЕГАИС;
УТМ (универсальный транспортный модуль) для обмена информацией с ЕГАИС;
программа для взаимодействия с УТМ;
крипто-ключ JaCarta для формирования КЭП (квалифицированной электронной подписи).
4. Доменные имена для интернет – магазинов будут присваиваться. Росалкогольрегулированием в зоне egais. ru. Наличие отдельной доменной зоны позволит потребителю и регулятору отличать легальные сайты по продаже алкоголя от нелегальных.
5. Правило запрета продажи алкоголя с 23:00 – 8:00, а также несовершеннолетним гражданам будет действовать, в том числе, и для интернет – магазинов. Возраст клиента будет проверяться по банковской карте и во время доставки курьером по паспорту.
Как и какие виды лицензий нужно получить?
Лицензии на разрешение продажи алкоголем будут выдаваться трех видов:
для организаций и ИП, которые продают пиво, медовуху или сидр;
для производителей алкогольных напитков из винограда;
для производителей и продавцов крепкого алкоголя.
Документы, необходимые для получения лицензии:
копия учредительных документов (для юридических лиц);
копия документа о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
документ, подтверждающий наличие складских помещений.
Для магазинов, баров, ресторанов, которые ранее уже продавали алкоголь по лицензии, будет достаточно подать заявление в Росалкогольрегулирование и оплатить госпошлину.
Применение онлайн-касс при продаже алкогольной продукции в интернет
С 31.03.2017 вступили в силу нормы Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ, в соответствии с которыми розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общепита осуществляется с применением контрольно-кассовой техники (ККТ).
Согласно 54-ФЗ и 171-ФЗ, применение ККТ и схема реализации алкогольной продукции через интернет будет выглядеть следующим образом:
1. На складе должно быть установлено необходимое оборудование и программное обеспечение
Все этапы реализации алкогольной продукции – от поставки до продажи конечному потребителю должны осуществляться через ЕГАИС. Формирование документооборота в ЕГАИС осуществляется посредством специального программного обеспечения «Универсальный транспортный модуль» (УТМ). Для работы с УТМ необходим действующий ключ квалифицированной электронной подписи (КЭП), который используется в УТМ для подписания электронных документов перед их фиксацией в ЕГАИС. Проще говоря, продавцу алкоголя нужно приобрести кассовое оборудование с поддержкой ЕГАИС, т.е. со встроенным УТМ модулем. Затем необходимо пройти регистрацию в контролирующих органах (ФНС, РАР) и произвести все технические настройки для работы оборудования.
Совет: установка и настройка кассового оборудования – это процесс не простой, особенно для тех, кто только начинает работать в этой отрасли, поэтому приобретайте кассовое оборудование со встроенным УТМ модулем у компании, где предоставляется услуга установки и настройки программного обеспечения, а также работает служба технической поддержки. Это позволит избежать много сложностей, дополнительных финансовых затрат в процессе установки и работы с новой системой.
Компания LiteBox (Лайтбокс) предлагает готовое решение для предприятий, работающих с ЕГАИС: кассовое оборудование по ценам производителя + программное обеспечение для работы с ЕГАИС и широкими функциональными возможностями для автоматизации бизнеса в целом. Кроме того, в компании работает круглосуточная служба технической поддержки, помогающая решать возникающие вопросы в работе с программой.
Лайтбокс одно из самых функциональных решений по ЕГАИС на рынке розничной торговли. Например, в Лайтбокс реализованы возможности, которые отсутствуют в большинстве сервисов:
1. автоматическое списание по итогам продаж (ЕГАИС);
2. раскрытие тары на кассе;
3. формирование алкодекларации.
Кроме того, здесь максимально удобно реализованы типовые функции:
работа с ЕГАИС накладными;
возможность работы с ЕГАИС (регистры, списание);
запрос нечитаемой PDF марки;
ограничение продажи по дням недели и часам;
ведение единой базы товарооборота в магазине, на складе и интернет-магазине.
2. Доставка и принятие оплаты за товар
Доставка спиртного может осуществляться штатными курьерами интернет-магазина. При реализации товара курьер должен:
проверить возраст покупателя и убедиться, что он старше 18 лет;
иметь при себе необходимое оборудование: терминал с 2D-сканером и функцией обмена данными с модулем ЕГАИС в режиме онлайн, мобильную кассу с возможностью распечатывать QR-код, полученный из ЕГАИС;
отсканировать штрихкод акцизной марки для отправки запроса терминалом на разрешение проведения оплаты в систему ЕГАИС (поверяется акцизная марка, дата и время продажи),
получить оплату за товар и выдать чек клиенту.
Для предприятий, планирующих торговать алкоголем через интернет, нужно тщательно ознакомиться с требованиями законодательства.
Для тех, кто уже торгует алкоголем и имеет лицензию, работает через ЕГАИС достаточно написать заявление в РАР, выбрать домен в системе ЕГАИС, организовать доставку товара в соответствии с 54-ФЗ.
Для начинающих работать в этой сфере, потребуются больше усилий: получение лицензии на продажу алкоголя, организация склада хранения продукции, установка и настройка кассового оборудования с поддержкой ЕГАИС, доставка товара.
Для этой категории предпринимателей важно серьезно подойти к вопросу выбору кассового оборудования и установки программного обеспечения. Компания LiteBox (Лайтбокс) предлагает готовое решение для предприятий, работающих с ЕГАИС: кассовое оборудование по ценам производителя + программное обеспечение для работы с ЕГАИС и широкими функциональными возможностями для автоматизации бизнеса в целом.
Кроме того, в компании работает круглосуточная служба технической поддержки, помогающая решать возникающие вопросы в работе с программой.
Фетисова Елена – аналитик LiteBox
LiteBox – компания по автоматизации торговли
Торговля алкоголем через интернет пробивается к праву на существование
1 октября 2017 года были ужесточены правила дистанционной торговли алкогольной продукцией. Поправки , принятые в конце июля 2017 года, пополнили список запрещенной информации новой категорией – “информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции. ” и спиртосодержащей продукции (статьи 15.1 ФЗ “Об информации”). Это означает, что уже скоро блокировка алкогольных онлайн магазинов будет осуществляться во внесудебном порядке.
Помимо этого КоАП РФ пополнился новым видом административного правонарушения – распространение в интернете информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции (ч. 8 ст. 13.15 КоАП РФ). За распространение такой информации предусмотрен штраф до 300 000 р. для юридических лиц.
Порядок блокировок алкогольных онлайн-магазинов до поправок 2017 года
Законодательный запрет на розничную онлайн-торговлю алкоголем существовал и ранее. Запретительную норму можно найти в Правилах продажи товаров дистанционным способом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. №612 (п. 5). Де-юре владелец сайта, продающий горячительные напитки в интернете, должен привлекаться к административной ответственности по ряду статей КоАП РФ: незаконная продажа товаров, свободная реализация которых ограничена или запрещена (ст. 14.2); нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15), нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции (ст.14.16). Однако, вместо того, чтобы пресекать интернет-торговлю алкоголем через административное производство, компетентные органы выбрали более простой путь, в котором мало справедливости.
Расширительно толкуя п. 6 ст. 10 закона “Об информации”, прокуратура или Роспотребнадзор обращались в суд с заявлениями о признании “информации о продаже алкогольной продукции дистанционным способом” запрещенной к распространению на территории РФ. Расширительное толкование заключается в том, что указанная норма запрещает распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, а до октября 2017 года такого административного правонарушения, как “распространение информации с предложением о розничной продаже алкоголя дистанционным способом” не существовало. Несмотря на это, суды как правило легко и без лишних расследований удовлетворяли подобные требования, и сайты вносились в Единый реестр запрещённой информации на основании судебного акта.
При этом владелец онлайн-магазина почти никогда не привлекается к судебному процессу и узнаёт о вынесенном решении уже после его вступления в силу двумя способами:
- получив от своего провайдера хостинга уведомление Роскомнадзора в порядке ст. 15.1 закона “Об информации”;
- обнаружив фактическую блокировку сайта.
Представители органов ссылаются на отсутствие информации о владельце сайта и просят рассмотреть дело без его участия, на что суд соглашается (порой вопрос идентификации владельца интернет-магазина даже не поднимается). Прокуратура или Роспотребнадзор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просят суд установить факт, имеющий юридическое значение, а именно признать информацию о дистанционной продаже алкогольной продукции, размещенную на определённом интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории РФ.
Такие дела рассматриваются по правилам особого производства, в котором не предусмотрен ответчик, но суд имеет право самостоятельно определить заинтересованных лиц и привлечь их к разбирательству. К сожалению, по большей части права владельцев онлайн-магазинов в таких делах не учитываются и никого не волнует тот факт, что решение о признании информации незаконной влечёт блокировку сайта, на котором она размещена, и напрямую отражается на правах и интересах предпринимателей, управляющих онлайн-магазинами.
Как отмечалось ранее, до поправок 2017 года законных оснований для признания информации о дистанционной продаже алкоголя не существовало. Тем не менее, прокуратура и Роспотребнадзор, опираясь на массу правовых норм и их взаимосвязь (законы “Об информации”, “О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции” и “О защите прав потребителей”, Правила продажи товаров дистанционным способом, КоАП РФ и ГК РФ), просили признать такую информацию запрещённой к распространению на территории РФ, вместо того, чтобы возбудить административное производство, определить нарушителя и дать ему возможность отстоять свои интересы, пояснить применяемую схему продаж и содержание своего сайта и воспользоваться иными правами, гарантированными законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
Однако множество онлайн-магазинов, винных бутиков блокируется по “тихой” судебной процедуре, несмотря на наличие у них предпринимателей лицензий на розничную и оптовую продажу алкоголя. Подобные решения можно обжаловать и добиться разблокировки по следующим основаниям:
- судебное решение принято в отсутствие предпринимателя, права и законные интересы которого оно напрямую затрагивает;
- есть спор о праве;
- материалы сайта носят лишь информативный характер и предназначены для ознакомления с ассортиментом, либо нацелены на оптовую продажу, которую можно осуществлять дистанционным способом.
Легализация блокировок и упрощение процедуры в 2017 году
Нововведения 2017 года значительно упростили блокировку алкогольных онлайн-магазинов, а также ввели административный штраф за распространение информации о розничной онлайн-продаже алкогольной продукции.
Новые поправки неразрывно связаны с важным документом, который устанавливает правила, критерии ограничения доступа к страницам с запрещенной информацией, а также определяет какой федеральный орган исполнительной власти вправе во внесудебном порядке самостоятельно принять решение о блокировке. Документ этот – Правила принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений в отношении информации и материалов, распространяемых посредством интернета, распространение которых в Российской Федерации запрещено.
На сегодняшний день последняя редакция данного документа датируется мартом 2017 года. Правила пока не содержат информации о том, какой орган исполнительной власти уполномочен принимать решения о блокировке розничных онлайн-магазинов, продающих алкоголь. Вероятнее всего уполномоченным “блокировщиком” онлайн-торговли алкоголем станет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. До внесения соответствующих изменений в указанные правила применима старая судебная процедура по признанию соответствующей информации запрещённой к распространению на территории РФ.
В силу появления специального административного правонарушения о распространении информации о розничной дистанционной продаже алкоголя, а также штрафов (ст. 13.15 КоАП РФ), думается, что заявители в лице прокуратуры и Роспотребнадзора, чтобы взыскать соответствующий штраф, станут принимать меры по идентификации владельцев сайтов, надлежащим образом уведомлять их и возбуждать дело об административном правонарушении. Можно назвать это хорошей новостью, ведь у владельца сайта будет возможность защитить свои права в рамках административного производства и, возможно, избежать блокировки. Но с другой стороны, если доводы предпринимателя будут неубедительными, сайт будет заблокирован и плюс придется заплатить существенный штраф (максимум 300 000 р. для юридических лиц). Важно обратить внимание и на то, что поправки 2017 года в целом увеличили штраф за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции до 300 000 рублей (ст. 14.16 КоАП РФ).
Любопытно, что новый пункт 63 ст. 28.3 КоАП РФ непосредственно возлагает на Роспотребнадзор возбуждение административного производства по новоиспеченному правонарушению о распространении информации о дистанционной продаже алкоголя. Более того, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи уполномочены рассматривать дела об административном нарушении по статье 13.15 КоАП РФ. Это создает две плоскости:
- блокировка сайта плюс штраф по решению суда в рамках административного дела и
- внесудебная блокировка по решению федерального органа исполнительной власти на основании нововведенной категории информации.
Законопроект о легализации розничной онлайн-торговли алкоголем
Пока множество онлайн-магазинов необоснованно блокируется, Министерство финансов России разрабатывает проект изменений в федеральный закон “О регулировании производства и оборота алкогольной продукции”, на основании которого онлайн-продажа алкоголя будет легализована. Сейчас проект находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы.
Согласно проекту, продажа алкоголя должна будет осуществляться только в специальной доменной зоне .egais.ru (Единая государственная автоматизированная информационная система — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). Росалкорегулирование должно будет выдавать специальные лицензии на дистанционную продажу алкоголя.
В последних предложениях Минфина о правилах продажи алкоголя в сети указано, что время и факт покупки могут фиксироваться при помощи мобильных устройств, которые выдают кассовый чек в момент оплаты и имеют связь с универсальным транспортным модемом (УТМ) (ПО для передачи информации об обороте алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли в базу данных ЕГАИС).
Ещё в 2016-м году Росалкогольрегулирование сформировало экспертную группу для разработки схемы онлайн-торговли алкоголем, куда вошли представители алкогольного рынка, российские ритейлеры и крупные интернет-площадки, включая Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ). Как сообщили “Известия” в августе 2017 года, АКИТ направила в Минфин детальную схему продажи спиртного онлайн с доставкой на дом. По предложению АКИТ, товар должен доставляться курьером с переносной кассой и терминалом для подключения к системе ЕГАИС. Оплата может быть произведена как банковской картой, так и наличными. Курьер будет проверять документы при наличии сомнений о совершеннолетии покупателя.
Какими будут последствия легализации онлайн продажи алкоголя? В пояснительной записке к законопроекту указано, что реализация новых положений “будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия, так как обеспечит более эффективное регулирование интернет-торговли алкогольной продукции по сравнению с политикой запретов”.
Участники рынка уверены , что интернет-торговля алкоголем оживит продуктовый сектор. В 2016″ году в интернете было куплено всевозможных товаров на сумму 920 млрд рублей, торговля продуктами питания занимает лишь 2% рынка. “Частота покупок и средний чек повысятся, — утверждает представитель компании Ozon Мария Низамутдинова. — Вместе с алкоголем будут покупать и еду”.
Что касается мнений других ведомств, то Министерство торговли и экономического развития РФ положительно отзываются о законопроекте Минфина. Противниками выступают Роспотребнадзор и Минздрав, которые категорически не поддерживают легализацию онлайн продаж алкоголя, объясняя это высоким риском ухудшения ситуации с алкоголизацией в стране.
Основные выводы
В случае легализации розничных продаж алкоголя в сети для добросовестных игроков алкогольного рынка, риск блокировок, разумеется, будет минимальным. Но это в будущем. Пока что тревожные изменения в законодательстве в отношении блокировок, в первую очередь, касаются новой категории запрещенной информации (информации с предложениями продажи алкоголя онлайн), что дает право федеральному органу исполнительной власти без решения суда блокировать сайты, на которых можно приобрести спиртное (в розницу), а также штрафовать владельцев алкогольных онлайн-магазинов по новым основаниям.
Временная неопределенность с тем, какой исполнительный орган будет ответственен за блокировку сайтов по новой категории запрещенной информации, на руку продавцам спиртного онлайн, ведь формально процедура блокировки остается прежней, то есть по решению суда. Но это пока.
Скорее всего в ближайшем времени будет назначен соответствующий орган исполнительной власти, который во внесудебном порядке начнет глубокую очистку сети от пьянящих напитков. Следуя логике, таким органом будет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Предпринимателем, занимающимся продажей алкоголя, следует внимательно следить за обсуждением и движением законопроекта Минфина, так как он создаст более понятные и предсказуемые правила игры для алкогольного бизнеса в интернете.