Учет транспортных расходов торгового предприятия
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Учет транспортных расходов торгового предприятия

Учет транспортных расходов в торговых организациях

Что такое транспортные расходы

Транспортные расходы представляют собой совокупность издержек предприятия, связанных с организацией перевозки товара. При этом в них могут быть включены любые виды услуг, которые обеспечили прибытие товара в пункт назначения в целостности и сохранности, в частности услуги:

  • по погрузке/разгрузке;
  • по оформлению документации на таможне (если товар пересекает границу РФ);
  • хранения;
  • страхования;
  • и прочие подобные операции.

С транспортными расходами торговые компании сталкиваются повсеместно.

Следует выделить два вида рассматриваемых издержек:

  • связанные с перевозкой приобретенных товаров,
  • понесенные при транспортировке реализованных товаров.

Исходя из каждого типа услуг, компании прибегают к различным вариантам организации учета. Основные правила отражения подобных операций регламентированы ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» (далее — ПБУ 5/01).

На каком счете учитывать транспортные расходы приобретенных товаров

Учет транспортных расходов по купленным товарам может быть осуществлен одним из вариантов:

  • путем их включения в фактическую стоимость (п. 6 ПБУ 5/01);
  • отражением в издержках на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

О специфике ведения учета торговыми организациями см. в публикации «Торговля товарами с и без НДС (нюансы)».

При этом выбранный вариант необходимо прописать в учетной политике.

Пример 1 (доставка учтена в стоимости)

Основной деятельностью ООО «Овал» является оптовая продажа мебели. В марте 2019 г. ООО закупило мебель на сумму 660 800 руб. (в т. ч. НДС 110 133,33 руб.). Доставка — 53 100 руб. (в т. ч. НДС 8 850 руб.) — учет по фактической стоимости на счете 41 «Товары».

ООО «Овал» отразило:

  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по товару — 110 133,33 руб.
  • Дт 41 Кт 60 — доставка — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — выделен НДС по перевозке 8 850 руб.

Пример 2 (доставка — расходы на продажу)

Операции из примера 1, однако учет транспортных издержек производится обособленно с использованием счета 44 «Расходы на продажу».

  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС — 110 133,33 руб.
  • Дт 44 Кт 60 — расходы по перевозке — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 8 850 руб.

При самовывозе товаров в рассматриваемые расходы могут быть включены издержки:

  • по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
  • по страховым взносам с заработной платы;
  • по приобретению топлива;
  • амортизационных отчислений по автомобилю;
  • прочие расходы.

Следует отметить, что издержки по транспортировке товаров, собираемые на отдельном счете, подлежат ежемесячному распределению, исходя из показателей реализации и остатка товаров. Способ распределения указанных расходов отражен в ст. 320 НК РФ. Исходя из положений данной нормы сумма транспортных расходов, которые можно списать по окончанию отчетного периода, определяется по формуле:

ТРоп = ТРнм + ТРм – Трот,

ТРоп — транспортные расходы, подлежащие списанию за текущий месяц;

ТРм — расходы на доставку за текущий месяц;

ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);

Трот — транспортные расходы, приходящиеся на остаток товара на конец отчетного месяца.

Трот рассчитывается по формуле:

СТот — стоимость остатка товара на конец отчетного периода (дебетовое сальдо сч. 41);

Ср% — средний процент для определения суммы расходов, относящихся к остатку товаров.

Средний процент можно рассчитать по формуле:

Ср% = (ТРнм + ТРм) / (СТм + СТот) × 100%,

ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);

ТРм — транспортные расходы за текущий месяц;

СТм — стоимость товаров, реализованных за месяц;

СТот — стоимость нереализованного товара.

Как отразить в бухгалтерском учете транспортные расходы реализованных товаров

Транспортировка реализованных товаров также имеет различные варианты отражения в учете.

Некоторые покупатели могут сами осуществлять доставку, тогда поставщику не нужно учитывать транспортные расходы по причине того, что их в такой ситуации не возникает.

Большое число контрактов предусматривает транспортировку товара поставщиком или посредником. Особенности учета таких операций зависят от условий доставки, которые были предусмотрены контрактом между контрагентами:

  • доставка может «сидеть» в цене товара,
  • стоимость доставки прописывается как обособленная от реализации услуга.

Пример 3 (доставка в цене)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила с учетом доставки 885 000 руб. (в т. ч. НДС 147 500 руб.). Расходы ООО по доставке — 59 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара — 560 000 руб. В том же месяце ООО приобрело мебель на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС 39 333,33 руб.). Сумма транспортных расходов по закупке товаров составила 35 400 руб. (в т. ч. НДС 5 900 руб.), остаток по счету 44.1 на 01.04.2019 — 160 000 руб., остаток по счету 41 на 30.04.2019 — 260 000 руб. Отметим, что транспортные расходы покупного товара отражаются по счету 44.1, реализованного — по счету 44.2.

Проводки в учете продавца:

  • Дт 62 Кт 90.01 — реализация мебели — 885 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68.02 — начислен НДС 147 500 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости реализованной мебели — 560 000 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44.2 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.
  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 196 666,67 (236 000 – 39 333,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС — 39 333,33 руб.
  • Дт 44.1 Кт 60 — транспортные расходы — 29 500 (35 400 – 5 900) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 5 900 руб.

Определим сумму транспортных расходов по покупным товарам к списанию в апреле с учетом приведенной выше формулы:

Средний процент расходов на остаток товара = 23,11% ((160 000 + 29 500) / (560 000 + 260 000) × 100).

Сумма транспортных расходов на остаток товара = 60 086 руб. (260 000 × 23,11%).

Сумма транспортных расходов к списанию = 188 414 руб. (160 000 + 59 000 + 29 500 – 60 086)

Дт 90.2 Кт 44. 1 — списаны расходы по транспортировке покупного товара 188 414 руб. Данная сумма будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль.

Пример 4 (доставка учитывается как услуга)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила 826 000 руб. (в т. ч. НДС 137 666,67 руб.). Доставку ООО осуществило собственными силами, расходы по ней составили 59 000 руб., из них зарплата водителя — 40 000, страховые взносы — 12 000, топливо — 7 000. Доставка по договору оплачивается покупателем отдельно. Для отражения выручки от реализации транспортных услуг ООО использует счет 90.04.

  • Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации мебели — 826 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС 137 666,67 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание покупной стоимости 560 000 руб.
  • Дт 44 Кт 70 — транспортные расходы — зарплата водителя 40 000 руб.
  • Дт 44 Кт 69 — транспортные расходы — страховые взносы 12 000 руб.
  • Дт 44 Кт 10 — транспортные расходы — топливо 7 000 руб.
  • Дт 62 Кт 90.04 — выручка по доставке товаров покупателю — 59 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС по услугам доставки — 9 833,33 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.

Итоги

Издержки, представленные транспортными расходами, встречаются у любого хозсубъекта, в особенности большая их доля приходится на организации, осуществляющие торговую деятельность. Для учета таких расходов очень важно корректно составить учетную политику, из которой следуют основные моменты отражения данного вида издержек.

Учет транспортных расходов торговой организации

Учет транспортных расходов торговой организации

Каждая торговая организация ведет учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). При различают два вида затрат на транспортировку товаров:

  • расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
  • расходы на доставку товаров покупателям.

Порядок учета транспортных затрат в обоих случаях будет существенно отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором – либо включит в цену товара, либо будет учитывать обособлено в составе расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемых товаров:

Если в документах поставщика стоимость доставки отражена отдельно, то ТЗР следует включить в себестоимость товаров.

Способы учета ТЗР в себестоимости товаров:

  • включить ТЗР в стоимость товаров;
  • отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу.

Способ 1: включить ТЗР в стоимость товаров.

Следует отметить, что этот способ, довольно трудоемкий и зачастую противоречит требованю рациональности, однако, в некоторых организациях применяется. Его суть состоит в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости ТЗР, для этого общая величина ТЗР распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара. В дальнейшем учет товаров ведется в оценке, включающей ТЗР.

Пример 1.

1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб.

2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.

Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.

Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.

Как принять этот товар на склад?

Считаем расходы на доставку каждой партии пропорционально её стоимости:

Расходы на поставку 1-й партии: 10000 * 100000 / 140000 = 7143 руб.

Стоимость 1-й партии с учетом доставки = 107143 руб., по этой стоимости и будет приходоваться эта партия, при этом цена одного стола руководителя с учетом ТЗР: (100000 + 7143) / 100 = 1071,43 руб.

Аналогичные расчеты проводим для второй партии:

Расходы на поставку 2-й партии: 10000 * 40000 / 140000 = 2857 руб.

Стоимость 2-й партии с учетом доставки = 42857 руб.

Цена компьютерного столика с учетом ТЗР: (40000 + 2857) / 50 = 857,14 руб.

Проводки по учету полученного товара с учетом доставки:

Сумма Дебет Кредит Содержание операции
107143 41.1 60 Оприходована партия столов руководителя
43857 41.2 60 Оприходована партия компьютерных столиков

Если поставщик выделил НДС и выставил счет-фактуру (вместе с отгрузочными документами), то из стоимости партий товаров вычитаем сумму НДС и ставим ее к вычету (д19 д60 и д68.НДС д19).

Далее, при продаже товара, списывается его себестоимость: д90.2 к41.1(2). При этом стоимость транспортных расходов будет включена в себестоимость товаров, направленных на продажу.

Способ 2: отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу

ТЗР можно учитывать обособленно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего на этом счете открывается отдельный субсчет, его, например, можно назвать «44/ТР». В конце месяца транспортные расходы, накопленные на счете 44/ТР, списываются пропорционально себестоимости проданных товаров за месяц.

Пример учета ТЗР на счете 44:

В течении месяца были закуплены товары. При этом стоимость ТЗР поставщик выделил отдельно.

1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1 000 руб., стоимость партии: 100 000 руб.

2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии: 40 000 руб.

Общая стоимость полученных товаров: 140 000 руб.

Читать еще:  НДС при импорте из Казахстана в Россию

Транспортно-заготовительные расходы: 10 000 руб.

Помимо этого организация сама закупала товары и доставляла их на свой на склад.

ТЗР по самостоятельным закупкам (за месяц):

Бензин: 2 000 руб.

Ремонт автомобиля: 4 000 руб.

Заработная плата водителя: 15 000 руб.

Начисленные страховые взносы на зарплату водителя (30%): 5 000 руб.

Амортизация автомобиля: 1 000 руб.

Проводки по учету ТЗР за месяц:

Сумма Дебет Кредит Содержание операции
100000 41.1 60 Оприходована партия столов руководителя
40000 41.2 60 Оприходована партия компьютерных столиков
10000 44/ТР 60 Учтены расходы на доставку
2000 44/ТР 10 Списаны расходы на бензин
4000 44/ТР 76 Учтены расходы на ремонт автомобиля на СТО
15000 44/ТР 70 Начислена заработная плата водителю
5000 44/ТР 69 Начислены страховые взносы на зарплату водителя
1000 44/ТР 02 Отражена амортизация автомобиля

Важно помнить, что в конце месяца списываются не все ТЗР, а только их часть, пропорциональная отгруженным товарам.

Порядок определения величины ТЗР подлежащих списанию

Чтобы определить величину ТЗР подлежащих списанию, необходимо проанализировать счет 41 «Товары» и счет 44/ТР «Расходы на продажу».

Анализ счета 41:

Например, на начало месяца у организации было товара на сумму 300 000 руб. (начальное сальдо счета 41), в течении месяца поступил еще товар на общую сумму 700 000 руб. (дебетовый оборот счета 41), было продано товара в течении месяца на общую сумму 500 000 руб. (кредитовый оборот счета 41).

Анализ счета 44/ТР:

Например, начальное сальдо по дебету составляет 30 000 руб. В течении месяца по дебету счета 44/ТР были отражены расходы в размере 70 000 руб.

Таким образом, товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы в размере 100 000 руб. (начальное сальдо плюс затраты за месяц по дебету счета 44/ТЗР).

Cумма ТЗР, которую нужно списать с кредита счета 44/ТР (соответствующая проданным товарам) составит:

ТЗР по проданным товарам = 100 000 * 500 000 / 1 000 000 = 50 000 руб.

Отгруженным товарам на сумму 500 000 руб соответствуют транспортные расходы на сумму 50 000 руб. Именно эту сумму и нужно будет списать в конце месяца одной проводкой.

Сумма Дебет Кредит Содержание операции
50000 90.2 44/ТР Списана сумма расходов на доставку приобретенных товаров в связи с его реализацией.

Общая формула для расчета ТЗР, подлежащих списанию за месяц = (начальное сальдо по дебету счета 44/ТР + оборот по дебету за месяц счета 44/ТР) * оборот по кредиту счета 41 / (начальное сальдо по дебету счета 41 + оборот по дебету за месяц счета 41).

Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в учетной политике.

ТЗР по доставке товаров покупателям:

Если наша организация производит отгрузку товара покупателю на основе самовывоза (франко склад продавца), то ТЗР не возникают.

Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет (франко склад покупателя) , то ТЗР либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

Транспортные расходы в торговых организациях: учет и налогообложение

При совершении торговых операций всем компаниям (и покупателям и продавцам) приходится решать вопросы, связанные с доставкой товара. Товар можно доставлять как за счет средств и сил продавца, так и наоборот, за счет покупателя, какой именно способ доставки выбрать, решают сами партнеры при заключении договора, наша с вами задача рассмотреть особенности каждого варианта, для того, чтобы правильно отражать операцию в налогом и бухгалтерском учете.

По общему правилу, если договором не определен порядок доставки товара, товар доставляется поставщиком, ему же принадлежит право выбора вида транспорта или определения условий доставки (ст. 510 ГК РФ).

Таким образом, при продаже товара и перевозке его автомобильным транспортом, необходимо подписать договор, составить накладную (ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций”), товарно-транспортную накладную (№ 1-Т, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте”) и счет-фактуру. Обращаем Ваше внимание, что согласно Информации Минфина РФ (от 4 декабря 2012г. N ПЗ-10/2012″О вступлении в силу с 1 января 2013г. Федерального закона от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (ПЗ — 10/2012)”) с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). ФНС РФ в своем письме также приводит перечень документов, которые необходимо оформлять при перевозке товара автотранспортом (Письмо ФНС РФ от 21.08.2009г. № ШС-22-3/660).

Исходя из ч.1 ст.7 и ст.9 ФЗ от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ”О бухгалтерском учете”руководителем экономического субъекта определяется и утверждается состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Для целей налогообложения важно, за чей счет будет доставлен товар и если стороны не определили порядок поставки в договоре, а товар будет доставлен за счет покупателя, то велика вероятность того, что проверяющие органы, сочтут эти расходы экономически необоснованными. Признание расходов на доставку товара напрямую зависит от условий договора, поэтому в договоре необходимо указывать момент перехода права собственности на товар, определять сторону, на которую возложена обязанность по доставке товара, а также способ оплаты расходов (включение в стоимость товара, оплата по отдельному документу и т. д.).

В целях налогового учета организации, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы, понесенные в связи с покупкой и реализацией товаров, с учетом положений статьи 320 НК РФ, согласно которой расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Таким образом, организация может воспользоваться одним из двух способов учета транспортных расходов иучесть данные затраты в целях налогообложения прибыли:

  • расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара;
  • расходы на транспортные услуги учитываются в качестве прямых.

Выбор конкретного способа учета, должен быть отражен в учетной политике организации и применяться в течение не менее двух налоговых периодов (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/1/420 «Об определении расходов по торговым операциям»). Нельзя не отметить, что в данном случае должны соблюдаться общие правила признания расходов (п.1 ст. 252 НК РФ), то есть расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными (оформленными надлежащим образом) и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение прибыли (дохода).

Применение рассматриваемой нами статьи (ст. 320 НК РФ), распространяется только на расходы торговой организации по доставке товара на свой склад, если же производится аренда транспортного средства, то такие расходы относятся к материальным (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2007г. N 03-03-06/1/157 «О порядке учета для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов налогоплательщика»).

Рассмотрим более подробно оба способа.

Расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара. Отметим, что этот вариант определения расходов наиболее удобен для учета.

Бухгалтерский учет: дебет 44 кредит 10, 70, 69, 02 — доставка осуществлена собственным транспортом и дебет 44 кредит 60 (76) — доставка осуществлена с помощью привлечения транспортной компании. Так как транспортные расходы включаются в стоимость товара, то НДС начисляется со всей стоимости, указанной в договоре. Обращаем внимание, что в данному случае стоимость транспортных услуг отдельно не выделяется, в счет-фактуре указывается только одна позиция. Предъявленный НДС принимается к налоговому вычету на общих основаниях при соблюдении необходимых условий (ст. 171-ст. 172 НК РФ). Покупатель учитывает товар по фактической себестоимости на основании накладной, проводка будет следующей дебет 41- кредит 60 на всю сумму приобретенного товара.

Порядок учета транспортных расходов определяется исходя из условий заключенного договора с покупателем. В том случае, когда в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, то сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика. С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза по железной дороге будет являться расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. Прибыль — это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, таким образом, при превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю, возникает налоговая база по налогу на прибыль. По мнению Минфина РФ, если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации не возмещаются покупателем, то расходы включаются для целей бухгалтерского учета в состав расходов на продажу, а если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103 О порядке учета транспортных расходов).

А возможно ли использовать посреднический договор при определении условий доставки товара?

Да, возможно. Это право предоставлено сторонам статьей 421 ГК РФ, в которой говорится, что юридические лица свободны в заключении договора и могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом, а такжестороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор). К отношениям сторон по таким договорам применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре и естественно, условия договора определяются по усмотрению сторон. Использовать такой договор можно, если нужно избежать проблем с входным НДС, уплаченным в составе транспортных расходов. В этом случае, поставщик становится еще и агентом по отношению к покупателю, а покупатель соответственно принципалом. По общему правилу, агент получает вознаграждение за посреднические услуги, которое облагается НДС и налогом на прибыль. По окончанию исполнения поручения, агент обязан представить принципалу (покупателю) отчет о выполнении поручения, к которому необходимо приложить копии подтверждающих первичных документов.

У покупателя в бухгалтерском учете стоимость доставки товара, предназначенного для дальнейшей перепродажи, до собственного склада отражается двумя способами:

Транспортные расходы организации принимаются к учету путем:

  • отнесения расходов на отдельный счет 15 “Заготовление и приобретение материалов”, согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения расходов на доставку на отдельный субсчет к счету 41 “Товары”;
  • непосредственного (прямого) включение транспортных расходов в фактическую себестоимость товара.

Непосредственное (прямое) включение в фактическую себестоимость товара целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой товаров, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп товаров.

Читать еще:  Как открыть хостел с нуля?

Конкретный вариант учета транспортных расходов устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике (п. 83 Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н”Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»).

Затраты включаются в состав расходов на продажу и учитываются по дебету счета 44 “Расходы на продажу”. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 “Продажи”. При частичном списании транспортные расходы распределяются между проданным товаром и остатком товара на складе на конец каждого месяца.

И вариант бухгалтерского, и вариант налогового учета должен быть закреплен в учетной политике организации.

Покупатель, как и поставщик, может выбрать способ отражения транспортных расходов:

  • Транспортные расходы включаются в стоимость приобретенных товаров. При этом затраты учитываются в периоде реализации товаров, в стоимости которых они учтены
  • Транспортные расходы не включаются в стоимость товара, а учитываются как самостоятельный вид прямых расходов. Если на конец месяца реализован не весь приобретенный товар, организации надо рассчитать величину транспортных расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров (ст. 320 НК РФ).

Для документального подтверждения понесенных расходов покупателю необходимы первичные документы, подтверждающие перевозку (накладная, копия акта об оказании транспортных услуг поставщику, акт поставщика на возмещение расходов (либо отчет агента)).

Таким образом, расходы на доставку товара могут составлять значительную долю от его стоимости. Признание транспортных расходов зависит от условий договора. В документах, услуга по доставке товара может быть выделена отдельной строкой или быть включенной в стоимость товара. Но во избежание возникновения проблем со стороны контролирующих органов, помимо этого условия необходимо предусмотреть момент перехода права собственности на товар, сторону по доставке товара, а также порядок оплаты и стоимость транспортных расходов.

Особенности учета транспортных расходов в торговле

Если организация занимается торговлей, немалую часть ее затрат составляют транспортные расходы. Порядок их признания в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться. О том, как учесть эти расходы и из чего они состоят, пойдет речь в статье.

Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций не определен. Приблизительный перечень транспортных расходов предложен Минфином России в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Методические указания). Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Однако работать с этим перечнем надо осторожно. В первую очередь он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье. К тому же состав транспортных расходов, приведенный в Методических указаниях, описан скупо, а порой вызывает недоумение. Так, к транспортно-заготовительным расходам почему-то отнесены таможенные платежи и недостача и порча при транспортировке в пределах норм естественной убыли.

Многие бухгалтеры торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации Роскомторга). Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».

Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, рекомендуем торговым организациям выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.

Состав транспортных расходов

— оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);

— оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;

— стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т. п.);

— плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

— плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.

При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги.

Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.

Налоговый учет транспортных расходов

Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль[1] такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.

Распределение прямых транспортных расходов

Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:

1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;

2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;

3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;

Таблица 1. Налоговый учет транспортных расходов по доставке товаров в зависимости от условий заключенного договора

Условия договора
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя.

Транспортные расходы поставщика включены в цену товара.

Обязанность покупателя оплатить транспортные расходы отдельно не оговорена.

Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя

Доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается

Прямые расходы по доставке товара не формируются, даже если продавец отразил сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой

Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель — оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре не указана).

Переход права собственности на товар происходит в момент его отгрузки со склада поставщика

Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг, так как право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика. Продавец обязательно выделяет сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой или в отдельном документе

Формируются прямые расходы по доставке товара.

Сумма транспортных расходов текущего периода, связанных с приобретением товара, распределяется на остаток товара на складе

По условиям договора поставщик обязуется доставить товар, а покупатель — возместить поставщику фактически транспортные расходы осуществленные сверх цены на товар.

Переход права собственности происходит в момент поступления товаров на склад покупателя

Поставщик в данном случае помимо продажи товара оказывает покупателю услуги по транспортировке. Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг

Транспортные расходы по условиям договора оплачиваются сверх цены товара. Соответственно сумма транспортных расходов у покупателя формирует прямые расходы по доставке товара

Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы

Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х !Сост,

где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;

Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;

То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост — стоимость остатка товаров на складе.

Заметим, что согласно статье 320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе. Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме пункта 2 статьи 318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров? По этому вопросу существуют две позиции.

Сторонники одной точки зрения считают, что нормы статьи 320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией. По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире. А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы. Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности. Правомерность этой позиции подтверждается тем, что именно такие поправки в статью 320 НК РФ сейчас рассматриваются в Госдуме.

Организация в июле 2004 года реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб. На складе осталось товаров на сумму 500 000 руб. Остаток отгруженных, но не реализованных товаров на конец месяца — 200 000 руб.

Сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало июля, — 700 руб. За июль понесено транспортных расходов на сумму 56 000 руб.

При расчете стоимости остатка товаров в нее включаются стоимость остатка товаров на складе и стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров:

(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.

Особенности определения прямых расходов

Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на нее ЕСН (без учета страховых пенсионных взносов)[2]. Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.

Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая — косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя. Она распределяется на остаток товаров на складе в порядке, предусмотренном статьей 320 НК РФ.

Как в данной ситуации можно выделить прямые транспортные расходы? В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.

Организация занимается торговой деятельностью. На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки. За июль 2004 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад. Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (см. табл. 2).

Таблица 2. Налоговый регистр транспортных расходов

Учет транспортных расходов торгового предприятия

Библиографическая ссылка на статью:
Баскакова А.Д. Особенности учета транспортных расходов в организациях торговли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13440 (дата обращения: 08.02.2019).

Согласно статье 458 Гражданского кодекса РФ, если договором-купли-продажи не предусмотрено иное, в момент совершения сделки торговая организация передает товар покупателю посредством:
– вручения товара покупателю, в случае если договором оговорена доставка товара продавцом покупателю;
– предоставления товара в распоряжение покупателя, если предусмотрена передача товара в месте его нахождения. При этом предоставленным в распоряжение покупателя товар считается тогда, когда к оговоренному сроку он готов к передаче в надлежащем месте (в том числе, идентифицирован для целей договора), и покупатель проинформирован о готовности товара к передаче [2].
Таким образом, для передачи товара покупателю у торговой организации возникает обязанность по созданию соответствующих условий для его передачи, то есть помимо оплаты поставщику покупной цены товаров торговая организация также осуществляет расходы по реализации этих товаров. Такие расходы у торговых организаций именуются издержками обращения. Важно отметить, что не все расходы торговой фирмы помимо затрат на приобретение товаров относятся к издержкам обращения. Штрафы, пени, неустойки, платежи по кредитам сверх установленной законодательством ставки, убытки в связи с чрезвычайными ситуациями и подобные расходы, не обусловленные торговым процессом, учитываются как прочие расходы в бухгалтерском и как внереализационные в налоговом учете [1, 4].
Особенностью бухгалтерского учета является то, что в нем можно отразить все законные расходы организации, осуществленные в отчетном периоде, в полной величине. В налоговом же учете перечень расходов и их размер, подлежащий учету, в зависимости от их видов жестко регламентирован, более того, предъявляются строгие требования по их документальному подтверждению и обоснованности.
В настоящее время учет у торговых организаций издержек обращения регламентируется общепринятыми стандартами ведения бухгалтерского учета. Осознавая потребность экономических субъектов, работающих в сфере торговли, в отраслевых рекомендациях, Минфин РФ Письмом от 29 апреля 2002 года № 16-00-13/03 разрешил торговым организациям использовать до момента выхода соответствующего документа отмененные «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания», утвержденные Роскомторгом 20.04.1995 1-550/32-2 (далее – Методические указания по учету издержек обращения) для целей ведения бухгалтерского учета в части, не противоречащей требованиям действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
В бухгалтерском учете издержки обращения собираются на счете 44 «Расходы на продажу» по видам и статьям затрат, предусмотренным п. 2.1 вышеуказанных Методических рекомендаций. При этом включение тех или иных расходов в конкретные статьи затрат имеет свои особенности.
Особое внимание среди всех издержек обращения уделяется транспортным расходам. В соответствии с Методическими указаниями по учету издержек обращения к транспортным расходам относят такие, как плата сторонним организациям за перевозку, погрузку-разгрузку и сопровождение товаров в пути, а также за создание соответствующих условий для их перевозки.
В бухгалтерском и налоговом учете расходы по транспортировке товаров разделяют на те, которые связаны с доставкой приобретенных торговой фирмой товаров до склада этой фирмы и те, которые связаны с реализацией этих товаров потребителю. Последние однозначно отражаются как издержки обращения и учитываются на счете 44. В случае же с расходами, понесенными в связи с доставкой товаров до собственных складов, организациям разрешается учитывать подобные расходы одним из двух вариантов:
– отражать на 44 счете в качестве издержек обращения;
– включать в стоимость приобретения поступающих товаров [3].
Второй вариант менее трудоемкий для бухгалтера: расходы на доставку конкретной партии товаров сразу учитываются в стоимости этой партии. И в ряде случаев такой способ отражения расходов по доставке более выгоден в налоговом учете (далее это будет показано на примере). Также данный вариант более полезный в целях управленческого учета, так как формируется более точная фактическая себестоимость товаров, уплачиваемая организацией для их приобретения.
Однако не для всех торговых фирм данный вариант учета целесообразен. Так, становится достаточно трудно распределять транспортные расходы на каждый вид товара, если за одну доставку поставляется сразу несколько наименований товаров. В таком случае применяется первый способ, при котором такие расходы включаются в издержки обращения и учитываются вместе с остальными транспортными расходами на 44 счете [1, 3].
Выбранный вариант формирования покупной стоимости товаров подлежит отражению в учетной политике, как в «бухгалтерской», так и в «налоговой».
Следует отметить, что если товары доставляются до складов собственным транспортом торговой организации, то такие расходы также подлежат учету на 44 счете, но относятся не к транспортным расходам, а включаются в соответствующие статьи затрат (амортизация основных средств, расходы на энергоресурсы, и т.п.) [3].
В силу своей значительности в общей сумме затрат торговых предприятий транспортные расходы могут необоснованно увеличить себестоимость реализованных товаров, в случае их списания в полном объеме в отчетном периоде. Поэтому порядок отнесения расходов по транспортировке на уменьшение полученных организацией доходов в налоговом учете строго регламентирован (ст. 320 НК РФ), а в бухгалтерском учете это элемент учетной политики, по которому организациям предоставляется возможность выбора. Так, п. 228 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н) допускает два варианта:
– списание транспортных расходов на финансовые результаты ежемесячно в полном объеме;
– пропорциональное распределение транспортных расходов между проданными и непроданными товарами [5].
При выборе второго варианта производится специальный расчет, установленный п. 2.18 Методических указаний по учету издержек обращения, который позволяет определить долю транспортных расходов, относящихся к стоимости реализованного товара, и долю, приходящуюся на нереализованный остаток. Этот же расчет (средний процент) используется для распределения расходов по транспортировке в налоговом учете (см. пример).
Признание издержек обращения для торговых фирм в налоговом учете осуществляется в строгом соответствии с положениями ст. 320 НК РФ. Как известно, для всех экономических субъектов – плательщиков налога на прибыль, в целях исчисления этого налога расходы отчетного периода необходимо делить на прямые и косвенные. Прямые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль только по мере реализации товаров, тогда как косвенные допускается списывать на расходы в текущем периоде в полной сумме, не дожидаясь реализации товаров. То есть, для более быстрого признания расходов и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль экономическому субъекту более выгодно признавать расходы косвенными. Важным моментом в законодательстве является возможность для организации определить перечень прямых, и соответственно косвенных расходов самостоятельно. Однако, ст. 320 НК РФ для организаций в сфере торговли такой возможности не предоставляет и строго ограничивает их перечень прямых расходов. Так, к прямым у торговых организаций относятся расходы:
1) по приобретению товаров, реализованных в данном отчетном периоде;
2) на доставку приобретенных товаров до склада налогоплательщика, в случае если эти расходы не включаются в покупную цену данных товаров.
Налоговым законодательством недопустимо списывать эти расходы полностью в текущем периоде, они должны включаться в расходы только пропорционально объему реализованных товаров. Общая сумма понесенных в отчетном периоде прямых транспортных расходов распределяется между реализованными товарами и нереализованным остатком в соответствии со ст. 320 НК РФ по среднему проценту (см. пример).
Все остальные издержки обращения торговой фирмы признаются косвенными, в том числе косвенными признаются расходы по транспортировке, связанные с доставкой товаров со складов для их реализации [4]. Таким образом, торговой фирме выгоднее признать больше транспортных расходов, как связанных именно с реализацией товаров покупателю, то есть превратить их в косвенные. Поэтому организации стремятся сделать это всеми возможными способами: оформляют транспортные услуги по доставке товаров до склада, как консультационные; в случае если перевозчик товаров до складов и до торговых точек один и тот же перераспределяют стоимость транспортных услуг таким образом, чтобы меньшая их часть относилась на доставку до складов и т.п. Однако налоговая инспекция проявляет повышенное внимание к документам по транспортировке приобретенных товаров, так что в случае оформления их как относящихся не к закупке товаров, а к их реализации, организации не избежать пеней и штрафов. Законное признание транспортных расходов целиком в качестве косвенных и соответственно их единовременное списание в текущем периоде возможно в налоговом учете лишь в случае транзита товаров напрямую покупателю, минуя склад торговой фирмы.
Пример:
В декабре у предприятия было три поставки товаров для перепродажи на суммы:
– 600 000 руб. (без учета НДС), расходы на их доставку до склада – 150 000 руб. (без учета НДС);
– 900 000 руб. (без учета НДС), расходы на их доставку до склада – 200 000 руб. (без учета НДС);
– 550 000 руб. (без учета НДС), расходы на доставку до склада – 60 000 руб. (без учета НДС).
В этом же месяце были реализованы товары из первых двух поставок, соответственно на сумму 1 500 000 руб. (600 000 + 900 000).
Допустим, что учет в рассматриваемом предприятии направлен на минимизацию расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, исходя из этого, в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета будут приниматься одинаковые варианты отражения расходов.
Вариант 1: транспортные расходы по доставке товаров до складов включаются в стоимость приобретения этих товаров (таблица 1).
Таблица 1 – Отражение операций в бухгалтерском учете при варианте 1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector