Учетная политика организации
Учетная политика – 2020
Учетная политика – 2018
Похожие публикации
Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2020 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.
Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению
Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.
В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.
Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2020 г. должна была быть принята до 31.12.2019 г., а документ, утвержденный в 2020 г., вступит в силу лишь с 01.01.2021 г.
Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.
«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения
С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:
- действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
- введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
- понятие рациональности ведения бухучета уточнено – бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
- в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),
Содержание учетной политики организации (ООО)
Положения учетной политики должны отражать:
- перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
- рабочий план счетов, оформленный как приложение к учетной политике,
- должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
- формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров – унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
- вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
- лимиты стоимости основных средств, порядок их переоценки,
- учет материалов, готовой продукции, товаров,
- учет доходов и расходов,
- порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
- прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.
Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:
- информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов – порядок ведения раздельного учета,
- каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях, при их наличии,
- имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.
Учетная политика УСН
Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%), или «доходы минус расходы» (15%).
Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:
- порядок учета доходов,
- указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
- в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
- налоговый регистр – КУДИР.
При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:
- порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
- состав материальных расходов,
- порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
- признание прошлых убытков в текущем периоде,
- порядок исчисления и уплаты минимального налога,
в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».
Учетная политика ОСНО
Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль. В документе следует отразить:
- порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
- порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
- методы оценки материалов, сырья и товаров,
- формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
- учет операций с ценными бумагами,
- в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
- применяемые налоговые регистры и т.д.
Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% – это касается порядка распределения «входящего» НДС.
Учетная политика: образец
Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.
Готовая учетная политика – образец для организации
Скачать бесплатно пример учетной политики ООО на УСН на 2020 год
В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.
В Готовом решении от КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с образцом учетной политики для торговой организации на ОСН; производственной организации на ОСН. А чтобы увидеть порядок составления учетной политики по НДС, обратитесь к этому Готовому решению.
Когда предприятия утверждают учетную политику
Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:
Создание новой организации
В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)
Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)
Внесение изменений в учетные политики
По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)
- В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
- В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА
Внесение дополнений в учетные политики
На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)
В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.
Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)
Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:
- преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
- пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
- пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
- пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
- пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
- пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
- пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
- пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
- пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
- пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
- п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
- пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.
Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».
Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)
В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):
- Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС.
- Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон “О бухучете” введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.
Положения, не вошедшие в готовый документ
В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:
- признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
- пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
- учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
- учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
- учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).
О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».
Итоги
Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.
Составляем учетную политику организации
Учетная политика — это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Применение выбранных правил влияет на финансовый результат и налогооблагаемую базу.
Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ записывают в учетную политику.
Существуют три вида документа:
- для бухгалтерских целей — обязательна для всех организаций;
- для налоговых целей — обязательна для организаций и ИП;
- для отчетности по международным стандартам МФСО — обязательна для организаций, составляющих отчетность по МФСО.
Если организация не закрепила выбранный метод приказом, то при проверке могут применить способ учета, увеличивающий налоговую нагрузку.
Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу должна содержать следующие разделы:
- Для бухгалтерских целей.
- Рабочий план счетов.
- Формы первичных документов.
- Регистры бухучета.
- Для налоговых целей.
- Регистры налогового учета.
Утвержденный приказом документ применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
Сроки утверждения документа
Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Но это не так. Если в деятельности, учете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей. Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определим только конкретные нововведения. Также организация вправе отменить действие старой учетной политики и подготовить новый приказ.
Сроки утверждения, и внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:
Срок утверждения для БУ
Срок для налогового учета
Создание новой организации
Утвердите учетную политику не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008).
Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ ).
По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008).
Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода ( ст. 313 НК РФ ).
При изменении законодательных норм используйте нововведения учетной политики с даты вступления в силу законодательных нововведений.
На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008).
Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ).
Обратите внимание, что дополнение и изменение — это абсолютно разные вещи.
В бухгалтерском учете
В документе под названием учетная политика для целей бухгалтерского учета рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.
Независимо от вида деятельности организации утверждают:
- рабочий план счетов и формы первичных документов;
- способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
- способ начисления амортизации;
- порядок исправления ошибок.
Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.
Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.
Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.
В налоговом учете
В зависимости от применяемого налогового режима составляется учетная политика для целей налогообложения; в ней рассматриваются следующие вопросы:
- метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
- метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
- метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
- возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
- форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.
Учетная политика для малых предприятий
Субъекты малого предпринимательства (СМП) вправе применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Если организация хочет воспользоваться этим правом, это надо записать в документ.
СМП вправе отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, например «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) и других.
Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».
Учетная политика для ИП
ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, поэтому они утверждают ее только для налоговых целей.
Учетная политика для организаций на УСН в наиболее простом варианте может быть ограничена несколькими пунктами:
- Налоговый учет ведет главный бухгалтер (директор, бухгалтерская фирма).
- Объект налогообложения — доходы за вычетом целевого финансирования и доходов от переоценки валютных средств.
- Налоговым регистром является книга доходов и расходов, записи в которую делаются на основе первичных документов.
- Учет ведется с использованием программы 1С:Бухгалтерия.
- Сумма УСН уменьшается на уплаченные страховые взносы.
Некоторые сайты бухгалтерской направленности предлагают конструктор учетной политики на 2020 год бесплатно. Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, можно создать политику для целей бухгалтерского или налогового учета.
Зачем нужна и как разработать учетную политику организации
Суть такого подхода состоит в том, что в соответствии с общими правилами, установленными государством, компания проводит самостоятельную разработку политики учета для реализации поставленных задач.
Что это такое?
Оптимально подобранная политика учета воздействует на размер себестоимости товаров, прибыли, налогов и критерии бюджета компании. То есть, она считается важнейшим средством для создания определенного объема главных показателей рабочего процесса, планирования налогов и цен. Без ее изучения не допускается сравнительный анализ критериев работы организации за различные периоды или с другими фирмами.
Ее основной целью является максимальное отражение деятельности предприятия, формирование достоверной, полной и объективной информации для эффективного регулирования.
Правильный выбор политики позволит организации регламентировать рабочие процессы, увеличить эффективность применения собственных ресурсов, снизить риск появления ошибок, защититься от претензий контролирующих органов, сделать прозрачными отчеты и привлекательным бизнес.
Чтобы она была эффективной, требуется системный подход, детальное анализирование бухгалтерского и налогового законодательства. С учетом количества материалов, специфики российских законов по налогам и практики их использования, для разработки документации требуется много сил и времени.
Базовые принципы и методологию составления документа вы можете посмотреть на следующем видео:
Как она формируется?
Организация занимается формированием политики учета на основании следующих факторов:
- непрерывность работы;
- обособленность учета обязательств и имущества компании от остальных лиц;
- временное определение фактов хоздеятельности;
- последовательность ее внедрения.
Политика касается работы всех структурных подразделений компании и сотрудников, которые должны соблюдать все условия. Поэтому ее согласование осуществляется изданием отдельного приказа, а принимают в ней участие все заинтересованные структурные отделы и должностные лица. При потребности разработкой дополнительно могут заниматься сторонние консультанты, приглашенные по договору.
Разрабатывается данная документация на всех предприятиях и не зависит от средств инвестирования и форм собственности. Методы ведения бухучета, которые выбрала компания, используются с начала года после выпуска организационно-распорядительной документации. Ими должны пользоваться все структурные подразделения.
Форма политики не регламентируется нормами, поэтому может излагаться в приказе. Может иметь текстовый формат с выделенными пунктами в табличной или иной форме. Наиболее подходящим является документ в виде таблицы. Согласованная в приказе учетная политика — это самостоятельная завершенная документация с уникальной формой и структурой, которая соответствует целям создания.
Благодаря табличной форме документ становится более структурированным со ссылками на нормативы, которые являются обоснованием выбранного способа ведения бухучета. При этом графически выделяются некоторые разделы бумаги, соответствующие определенным направлениям или объектам. Это упрощает дальнейшее пользование ею специалистами при повседневной работе.
Также могут быть приложения в виде дополнительно созданных документов первичного учета, подробных технологий разработанных учетных способов и пр. Но вместе с тем, политика остается официальной документацией, может запрашиваться при выполнении проверок, разбирательств в судах.
Нужна ли регистрация в ФНС?
Часто налоговые органы не принимают годовые отчеты без этого документа. Но если он остается неизменным, то можно указать этот факт в сопроводительном письме к отчетности. Некоторые контролирующие структуры могут потребовать документацию при проведении выездных или камеральных проверок.
Ведением политики занимаются все организации, а у индивидуальных предпринимателей ее нет из-за отсутствия бухучета.
В ней должны обеспечиваться следующие условия:
- своевременное и полноценное отражение в бухучете и отчетности фактов хозяйственной деятельности;
- признание обязательств и расходов без образования скрытых резервов;
- рациональное ведение бухучета в соответствии с величиной и условиями хозяйствования компании.
Недавно созданная при реорганизации фирма формирует избранную политику учета согласно основным правилам не позже 3 месяцев со времени госрегистрации юридического лица.
Что входит в состав?
Проводится согласование следующих документов:
- рабочего плана счетов бухучета;
- форм первичной учетной документации, используемых в оформлении этапов хозяйственной деятельности, где не предусматриваются типовые формы;
- способы оценки обязательств и активов;
- последовательность выполнения инвентаризации обязательств и активов компании;
- техника обработки учетных сведений и правила документооборота;
- последовательность контроля хозяйственных операций;
- остальные операции для организации бухучета.
К методам ведения бухгалтерского учета, утвержденным при создании политики и требующим раскрытия в отчетах, относят методы амортизации нематериальных и других активов, основных средств, оценку товаров, производственных запасов, незаконченного производства и готовых продуктов, признание выручки от реализации услуг, товаров, продуктов и др.
Также раскрытию подвергаются:
- методы оценки основных средств, которые были приобретены взамен на другое имущество, отличающееся от финансов;
- принятые сроки эксплуатации объектов;
- объекты основных средств с непогашаемой стоимостью или полученные по арендному договору.
По нематериальным активам в бухотчетах раскрытию подвергаются следующие сведения:
- методы расчета и выражения амортизационных отчислений;
- способы оценки нематериальных активов, при приобретении которых не расходовались деньги;
- сроки, которые были приняты для полезной эксплуатации нематериальных активов.
О том, что включает в себя кадровое делопроизводство, вы можете прочитать тут.
Внесение изменений
Документ может быть изменен в следующих ситуациях:
- при использовании нового метода ведения бухучета с более достоверным представлением фактов деятельности в отчетах и учете компании или малой трудоемкостью без уменьшения достоверности сведений;
- при изменении российских законов или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- при разработке новых методов ведения бухучета внутри компании;
- при значительном изменении условий работы.
Значительное изменение условий работы организации возникает при смене собственников, реорганизации, изменении специализации, сокращении или расширении производственных объемов, реструктуризации и пр.
Обособленному раскрытию в бухотчетах подлежат изменения, которые могут оказывать значительное воздействие на движение финансов, денежные результаты или положение компании. Такие сведения должны отражать причину изменений, их оценку в финансовом выражении, указание о коррекции данных, внесенных в бухгалтерскую отчетность.
Прочие нюансы
Следует отметить другие детали документа:
- Обязательная индивидуальность. При разработке должна учитываться специфика деятельности компании (инвесторные потребности, особенности отрасли, краткосрочные и длительные планы менеджмента и остальные факторы).
- Высокая гибкость. Должны быть ссылки на корпоративные локальные нормативы организации с их дальнейшей разработкой.
- Максимальное использование прав, предоставленных законом. Должны расписываться все детали Положения по бухучету, 25 главы НК, других законодательных положений, влияющих на деятельность предприятия.
- Обоснованность. Должны указываться ссылки на акты, по которым предлагаются решения.
Политика для целей налогообложения
Исходя из используемой системы обложения налогами может проводиться рассмотрение следующих вопросов:
- технология вычисления цены материально-производственных запасов (по средней цене, по стоимости первых покупок, по цене единичного товара);
- технология признания затрат и прибыли для вычисления доходного налога. Предусматривается кассовый способ и метод начисления;
- технология амортизационного начисления для нематериальных активов и основных средств (линейный и нелинейный);
- метод вычисления налога на добавленную стоимость (по оплате и отгрузке);
- возможность создания резервов с регулировкой налога на прибыль.
Организация последовательно пользуется принятой политикой учета каждый год, может ее изменять при нововведениях в российском законодательстве или нормативных актах регулирующих органов.
Учетная политика организации
2. Учетная политика организации
Современный бухгалтерский учет не относится к числу точных наук, в которых всем фактам и событиям можно дать однозначную оценку. Это объясняется прежде всего наличием множества экономических интересов, что приводит к обоснованию различных методологических и методических подходов в построении учета – возможности выбора учетной политики.
Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Несмотря на широкий круг интересов, выражаемых учетной политикой, ее формирование возможно лишь государством, определяющим общие принципы и правила учета, и экономическим субъектом, выбирающим между законодательно допустимыми альтернативными вариантами. Степень свободы организации в формировании учетной политики законодательно ограничена государственной регламентацией бухгалтерского учета, представленной перечнем методик и учетных процедур, среди которых допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава бухгалтерских счетов и т.п.
В Российской Федерации у организации существует возможность выбора способов учета, что законодательно закреплено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».
Согласно Положению учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.
При формировании учетной политики необходимо исходить из определенных допущений. Они считаются общепризнанными и нашли свое отражение как в международных, так и в большинстве национальных стандартов учета. В России таковыми считаются: имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Данные допущения подробно рассмотрены в составе принципов бухгалтерского учета. Помимо перечисленных допущений при разработке учетной политики должны учитываться такие требования, как полнота, своевременность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность.
Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации (приказом, распоряжением и подобной им организационно распорядительной документацией) и применяется всеми структурными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс.
При этом утверждаются:
– рабочий план счетов;
– формы первичных учетных документов, разработанные с учетом специфики деятельности организации, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
– методы оценки активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки данных;
– порядок контроля за бухгалтерскими операциями;
– другие решения, необходимые для организации учета.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Вновь созданные организации оформляют избранную ими политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Описание применяемой учетной политики должно содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Последняя может не содержать такой информации, если в ней со времени представления предыдущей бухгалтерской отчетности не произошли изменения, связанные со сменой способов ведения учета. В случаях, когда организация при разработке и проведении учетной политики строго следовала основным допущениям, их можно не указывать. Однако, если в силу особых обстоятельств организация их не придерживалась, необходимо указать на этот факт с обоснованием причин.
Существование множества видов учета (оперативный, финансовый бухгалтерский, управленческий бухгалтерский, налоговый, статистический и т.д.) призвано максимальной степени удовлетворить интересы различных групп пользователей учетной информации, что в свою очередь предопределяет учетную политику.
Кроме того, немаловажным фактором признаются интересы не только пользователей отчетности, но и ее составителей. Так, например, для организации основной задачей учетной политики применительно к налоговому учету может стать минимизация налогообложения, а применительно к финансовому учету – управление финансовыми характеристиками (рентабельностью, ликвидностью, финансовой устойчивостью и т.п.) как условие достижения максимальной привлекательности организации для инвесторов, банков и других контрагентов. Следует добавить, что успешное управление организацией возможно благодаря финансовой, производственной, маркетинговой политике и, конечно, учетной, которая должна рассматриваться в составе единого контура управления предприятием. Их объединяет общая цель – получение максимального суммарного эффекта от деятельности организации.
Экономические интересы и учетная политика
Аспекты учетной политики
При изучении учетной политики необходимо выделить два основных аспекта ее формирования — методический и организационный.
Методический аспект определяет варианты отражения в учете информации о производственно хозяйственной и финансовой деятельности исходя из альтернативных приемов и способов. Технически это выражается возможности отражения одних и тех же фактов хозяйственной жизни неодинаковыми бухгалтерскими проводками и в различных оценках. Организационный аспект определяет формы ведения и организации бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом.
Различные варианты учетной политики на методическом уровне определяются разными вариантами оценки и распределения стоимости. Причем следует выделить оценку в общепринятом определении и оценку возникающую вследствие группировки (перераспределения) стоимости — «вторичную» оценку. Например, в зависимости от применяемого метода списания материальных ценностей (FIFO,LIFO и т.д.) изменяется стоимость запасов в активе баланса; или в зависимости от применяемого метода амортизации основных средств изменяется их остаточная стоимость и т.д.
Методический аспект включает в себя:
– Способ оценки объектов бухгалтерского наблюдения.
– Порядок амортизации активов.
– Порядок списания стоимости материально производственных запасов.
– Механизм формирования и списан я затрат в расходы будущих периодов.
– Порядок создания резервов.
– Механизм калькуляционного учета.
– Порядок учета доходов будущих периодов.
– Оценку задолженности по полученным кредитам и займам.
Организационный аспект включает в себя:
– Форму бухгалтерского учета.
– План счетов бухгалтерского учета.
– Организацию учетной работы.
– Инвентаризацию имущества и обязательств.
– Внутренний учет, отчетность и контроль.
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской информации. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Adblockdetector