Виды налоговых проверок. Таблица сравнительного анализа
Виды налоговых проверок, их сравнительный анализ и классификация
Количество просмотров 21327
В статье проанализированы, обобщены и структоризированны виды налоговых проверок, даны их характеристики, проведен сравнительный анализ видов налоговых проверок, а также обоснованна целесообразность проведения налоговыми органами целевых налоговых проверок.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31, ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы имеют право проводить налоговые проверки в порядке установленном Кодексом.
Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, которая представляет собой специфическую деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
Актуальность исследования и структурирования видов налоговых проверок обусловлена введением с 2012 года в Кодекс нового вида налоговых проверок — проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, целью введения которых является увеличения эффективности контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов при трансфертном ценообразовании.
Основными видами налоговых проверок являются выездные и камеральные налоговые проверки.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен ст. 88 НК РФ, порядок проведения выездной налоговой проверки установлен ст.ст. 89, 89.1 НК РФ.
Камеральная налоговая проверка характеризуется следующими особенностями:
- проверка проводится без вынесения специального решения;
- проверка проводится на территории налогового органа;
- срок проверки составляет 3 месяца со дня предоставления декларации (расчета), не приостанавливается и не продлевается;
- проверка проводится в отношении конкретной декларации (расчета);
- проверка проводится в отношении всех деклараций (расчетов) без исключения;
- в рамках проверки налоговый орган не имеет право на истребование у налогоплательщика документов, за исключением случаев установленных ст. 88 НК РФ.
Выездная налоговая проверка характеризуется следующими особенностями:
- проверка проводится на основании соответствующего решения;
- проверка проводится на территории налогоплательщика (за исключением случаев не возможности предоставления налогоплательщиком рабочих мест на время проверки);
- проверка проводится по одному или нескольким налогам за определенный в решении период времени;
- срок проверки составляет 2 месяца, может продлеваться (до 4 или 6 месяцев) и приостанавливаться);
- период проверки не может превышать трех предшествующих году проверки лет;
- в ходе проверки могут истребоваться у налогоплательщика документы и информация.
С 01.01.2012 г. Кодексом предусмотрен новый вид налоговых проверок — проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Данный вид налоговых проверок характеризуется следующими особенностями:
- проверка проводится на территории налогового органа;
- проверка назначается соответствующим решением;
- срок проверки составляет 6 месяцев, может быть продлен до 12 месяцев, приостанавливаться не может;
- проверка проводится в отношении правильности исчисления и уплаты налогов по сделкам, признаваемым контролируемыми;
- проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех лет предыдущих году проверки;
- перечень налогов, правильность исчисления и уплаты которых может быть проверена при такой проверке ограничен: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость.
Сравнение характерных особенностей выездных и камеральных проверок можно представить в виде следующей таблицы.
Стоит отметить, что многими авторами выделяется такой вид налоговых проверок, как встречная проверка. Так, ранее Кодексом предусматривалась встречная проверка, аналогичный порядок которой сегодня закреплен в ст. 93.1 НК РФ. Однако, относить встречную проверку к видам налоговых проверок, по нашему мнению, некорректно. Дело в том, что встречная проверка является мероприятием налогового контроля, осуществляемого преимущественно в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. Встречная проверка представляет собой процесс истребования документов и информации у контрагентов налогоплательщиков, в отношении которых проводится или планируется проведение выездной или камеральной налоговой проверки, с целью проведения сравнительного анализа.
Таким образом, выделяется три вида налоговых проверок:
- камеральная проверка;
- выездная проверка;
- проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Каждый из перечисленных 3 видов налоговых проверок имеет свою классификацию.
Так, согласно ст. 88 НК РФ в ходе камеральных проверок деклараций, в которых налогоплательщиком использовано право на налоговые льготы и деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога, налоговые органы имеет право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на применение вычетов по НДС, и документы, подтверждающие правомерность применения налоговых льгот.
В связи с данными особенностями камеральных проверок возникает необходимость их классифицировать по следующим критериям:
- стандартная камеральная проверка;
- камеральная проверка деклараций, в которых налогоплательщиком использовано право на налоговые льготы;
- камеральная проверка деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога.
Выездные проверки также имеют ряд особенностей, которые позволяют их классифицировать:
- Согласно п. 3 ст. 89 НК РФ выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам;
- Согласно п. 7 ст. 89 НК РФ налоговыми органами могут проводиться отдельные выездные проверки филиалов и представительств;
- Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ налоговые органы имеют право проводить повторные выездные налоговые проверки. Повторная проверка может проводится вышестоящим налоговым органом с целью контроля за качеством налоговой проверки проведенным подведомственным налоговым органом, или налоговым органом ранее проводившим проверку в случае предоставления налогоплательщиком уточненной декларации;
- Согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная проверка может проводится в связи с ликвидацией или реорганизацией организации;
- Согласно гл. 26.4 НК РФ выездные проверки при выполнении соглашений о разделе продукции имеют ряд установленных особенностей;
- Согласно ст.ст. 288.1 и 385.1 НК РФ выездные проверки резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, также имеют свои особенности;
- Согласно ст. 89.1 НК РФ выездные проверки консолидированных групп налогоплательщиков осуществляются с учетом особенностей установленных названной статьей.
На основании вышеуказанных особенностей выездные налоговые проверки следует классифицировать по следующим критериям:
- по методу проверки: сплошной и выборочный метод;
- по проверяемым налогам: комплексные и тематические проверки;
- по объекту проверки: проверка налогоплательщика, проверка филиала (представительства), проверка консолидированной группы налогоплательщиков;
- повторная выездная проверка: повторная проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом, повторная проверка, проводимая в связи с предоставлением уточненной декларации;
- выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;
- выездная проверка при выполнении соглашений о разделе продукции;
- выездная проверка резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.
Кроме того, следует отметить, что многими авторами выделяется такой вид выездной налоговой проверки как целевая выездная налоговая проверка.
Целевой выездной проверкой признается целенаправленная проверка правильности исчисления и уплаты налогов, проводимая по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки могут проводится по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями товаров (работ, услуг), по экспортно-импортным операциям, по контролируемой задолженности (п. 2 ст. 269 НК РФ), по конкретным сделкам и по любым финансово-хозяйственным операциям.
Однако, следует отметить, что действующим Кодексом возможность проведения целевой выездной налоговой проверки не предусматривается. По нашему мнению, введение возможности налоговых органов проводить целевые выездные проверки позволит увеличить оперативность и эффективность выездных проверок.
Так, в ходе проведения контрольной работы у налоговых органов появляется информация о нарушениях допущенных налогоплательщиками при исчислении и уплате налогов по конкретным финансово-хозяйственным операциям. Например, информация о нарушении может поступить в налоговые органы из внешних источников (как от других контролирующих органов, так и от граждан и организаций). Такую информацию целесообразно проверить путем проведения выездной налоговой проверки в отношении налогообложения конкретных финансово-хозяйственных операций, по которым имеется информация. Другим вариантом, может быть изменение трактовки законодательства по определенным вопросам в связи с вынесением постановления ВАС РФ. В таком случае также целесообразно проверить данный вопрос в ряде организаций, нежели провести комплексные выездные проверки в значительно меньшем количестве организаций.
Также, выездные налоговые проверки принято разделять по способу их организации на плановые и внеплановые проверки. Соответственно плановой выездной проверкой считается проверка, назначенная в соответствии с утвержденным планом проведения выездных налоговых проверок. Внеплановой проверкой считается проверка, назначенная в связи с поступлением в налоговый орган информации о налоговом правонарушении или в связи с ликвидацией (или реорганизацией) налогоплательщика.
На основании положений Кодекса, также можно классифицировать проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Так, согласно ст. 105.17 НК РФ данный вид проверок может проводиться, как в отношении одной сделки, так и в отношении группы однородных сделок.
Кроме того, п. 1 ст. 105.17 НК РФ выделяются различные основания для проведения подобной проверки:
- на основании уведомления о контролируемых сделках;
- на основании извещения территориального налогового органа;
- в связи с выявлением контролируемой сделки в ходе повторной выездной налоговой, проводимой ФНС России.
На основании вышеуказанных особенностей проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами возникает необходимость их классифицировать по следующим критериям:
- по объекту проверки: проверка в отношении одной сделки и проверка в отношении группы однородных сделок;
- по основаниям для проведения проверки: проверка на основании уведомления о контролируемых сделках; проверка на основании извещения территориального налогового органа; в связи с выявлением контролируемой сделки в ходе повторной выездной налоговой, проводимой ФНС России.
Кроме рассмотренных нами в настоящей статье видов налоговых проверок, налоговыми органами также проводятся другие проверки (например, проверки соблюдения валютного законодательства ил проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники). Однако, несмотря на то, что данные проверки проводятся налоговыми органами они не являются налоговыми проверками и поэтому их виды не рассматриваются в настоящей статье.
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- М.Н. Садчиков, диссертация «Камеральные и выездные налоговые проверки как формы налогового контроля», г. Саратов,2009 г.;
- Е.Б Шувалова, А.Е. Шувалов, М.А. Солярик, П.Ю. Федоров, Организация и методика проведения налоговых проверок (Учебное пособие), Москва, 2011, 299 с.;
- Т.И. Осипова, О.В. Павлинова, М.Е. Шашкина, Налоги и налогообложение (Учебно-методическое пособие), г. Нижний Новгород, 2010, 83 с.
Сравнительный анализ контрольных мероприятий налоговыми органами в РФ
экономические науки
- Губаев Радмир Рамзитович , студент
- Югорский Государственный Университет
- Солодовникова Ульяна Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
- Югорский государственный университет
- ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
- НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
- КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
- НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ
- НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ
- ДОНАЧИСЛЕННЫЕ СУММЫ НАЛОГОВ
Похожие материалы
Налоговый контроль играет значительную роль в функционировании финансовой системы государства. Именно он позволяет максимально эффективно отслеживать налоговые поступления и выявлять налоговые правонарушения. Данная тема является актуальной, так как контролируя деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций, налоговые органы предупреждают возникновение новых нарушений и побуждают организации к ведению “белой” бухгалтерии.
Наиболее распространенной и эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Существует два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.
Налоговые проверки выявляют проблемы текущего состояния нарушений и прогнозирования налогового контроля в РФ.
Для того чтобы определить наиболее эффективный вид налогового контроля, необходимо провести сравнительный анализ доначисленных сумм налогов и сумм начисленных из них налогов выездными и камеральными налоговыми проверками.
Таблица 1. Анализ доначисленных сумм налогов по проверкам в РФ за 2013-2015 гг. (тыс. руб.)
Доначисленная сумма налогов, тыс. руб.
Из них начислено налогов, тыс. руб.
Источник: Отчет по форме № 2-НК [2]
Сумма доначисленных налогов выездными налоговыми проверками превышает сумму доначисленных налогов камеральными налоговыми проверками за весь анализируемый период. Сумма начисленных из них налогов выездными налоговыми проверками так же значительно превышает сумму начисленных налогов камеральными налоговыми проверками за весь анализируемый период. Данная разница сумм доначисленных сумм налогов объясняется более объемной и расширенной процедурой проверки налогоплательщика органами выездных налоговых проверок: анализируются все аспекты финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика, в то время как органы камеральных налоговых проверок анализируют исключительно документацию и отчетность налогоплательщика. Это говорит о том, что выездные налоговые проверки по этому показателю эффективнее камеральных налоговых проверок.
Причиной роста сумм доначисленных налогов камеральными налоговыми проверками служит создание новых форм электронного взаимодействия с налоговой службой, значительно сократилось количество бумаг, которые необходимо предоставлять в инспекции. В своем докладе 24 февраля 2015 года Михаил Мишустин отметил, что в 2014 году ФНС России обеспечила стабильный рост налоговых поступлений, несмотря на замедление развития в ряде отраслей экономики. Данная динамика отражена на следующем графике:
Рисунок 1 «Сравнение динамики доначисленной суммы налогов и начисленных из них налогов, %»
Немаловажную роль в определении наиболее эффективной формы налогового контроля играет сравнительный анализ количества камеральных и выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами за три последних года.
Таблица 2. Анализ выездных и камеральных налоговых проверок в РФ за 2013-2015 гг.(шт.)
2013 | 2014 | 2015 | Итого | |||||
Количествошт. | Удельный вес, % | Количество шт. | Удельный вес, % | Количество шт. | Удельный вес, % | Количество шт. | Удельный вес, % | |
Камеральные проверки | 34 190 550 | 34,5 | 32 869 894 | 33,2 | 31 943 004 | 32,3 | 99 003 448 | 100 |
Количество выявленных нарушений камеральными проверками | 1 764 623 | 31 | 1 964 299 | 34,6 | 1 949 491 | 34,4 | 5 678 413 | 100 |
Выездные проверки | 41 330 | 38,4 | 35 757 | 33,1 | 30 663 | 28,5 | 107 750 | 100 |
Количество выявленных нарушений выездными проверками | 40 832 | 38,3 | 35 314 | 33,2 | 30 355 | 28,5 | 106 501 | 100 |
Источник: Отчет по форме № 2-НК [2]
Количество камеральных налоговых проверок за анализируемый период сократилось на 2,2%. Количество выездных налоговых проверок сократилось на 9,9%. Сокращение камеральных и выездных налоговых проверок объясняется проведением Федеральной налоговой службы России в 2014 году контрольной работы по выявлению наиболее уязвимых налогоплательщиков, используя инструменты риск – анализа. Объекты для налоговых проверок выбирались точечным образом, и тем самым сокращалось количество налоговых проверок. Налоговые органы использовали разработанные критерии налоговых рисков налогоплательщиков, выбирая организации с высокими налоговыми рисками.
Количество выявленных нарушений камеральных налоговых проверок увеличилось на 3,4%, но количество выявленных нарушений выездных налоговых проверок сократилось на 9,8%. Это говорит о том, что эффективность камеральных налоговых проверок растет, в отличие от выездных. Увеличению количества выявленных нарушений способствовало изменение законодательства, благодаря которому у налоговых органов появились полномочия по необходимости дополнительно запрашивать у налогоплательщиков документацию и проводить осмотр помещений налогоплательщика. Данная ситуация отражена на графике динамики показателей количества камеральных и выездных налоговых проверок и выявленных нарушений за 2013-2015 гг.:
Рисунок 2 «Сравнение динамики количества камеральных и выездных налоговых проверок и выявленных нарушений за 2013-2015 гг., %»
Чтобы определить наиболее эффективную форму налоговых проверок, необходимо провести сравнительный анализ доначисленных сумм налогов на одну камеральную и одну выездную проверки.
Таблица 3. Анализ доначисленных сумм налогов на одну камеральную и одну выездную проверки в РФ за 2013-2015 гг., тыс. руб.
Доначисленная сумма налогов на 1 камеральную проверку, тыс. руб.
Доначисленная сумма налогов на 1 выездную проверку, тыс. руб.
Источник: Отчет по форме № 2-НК [2]
Несмотря на сокращение налоговых проверок, количество сумм доначисленных налогов на одну выездную налоговую проверку намного превосходит количество сумм доначисленных налогов на одну камеральную налоговую проверку за весь анализируемый период. Это обусловлено тем, что количество проведенных выездных налоговых проверок значительно уступает количеству камеральных проверок, а количество доначисленных сумм налогов выездных проверок опережает количество доначисленных сумм налогов камеральных налоговых проверок. Причиной увеличения количества сумм доначисленных налогов является введение единого электронного ресурса и дополнительно разработанных программ, позволяющих налоговым органам более эффективно проводить налоговый контроль по камеральным налоговым проверкам.
Сравнительный анализ показал, что выездные налоговые проверки превосходят камеральные по большей части показателей. Несмотря на то, что темпы сокращения количества выездных налоговых проверок превышают темпы сокращения камеральных налоговых проверок, а количество выявленных нарушений камеральными налоговыми проверками уменьшается, в отличие от камеральных, количество доначисленных сумм и сумм начисленных из них налогов выездными налоговыми проверками значительно превышает количество доначисленных сумм и сумм начисленных из них налогов камеральными налоговыми проверками. Количество доначисленных сумм налогов на одну выездную налоговую проверку так же значительно превосходит количество доначисленных сумм налогов на одну камеральную налоговую проверку.
Таким образом, выездные налоговые проверки являются наиболее эффективной формой налогового контроля. Текущее состояние налогового контроля в Российской Федерации не идеально и имеет ряд проблем, которые необходимо решать, чтобы повысить эффективность процесса сбора налогов. Правительству следует поддерживать тенденции развития выездных налоговых проверок, но в то же время ему необходимо в обязательном порядке совершенствовать процедуры камеральных налоговых проверок. Это позволит повлиять на отрицательные тенденции в динамике налоговых проверок, улучшая тем самым совокупное состояние налогового контроля в стране.
В настоящее время становится актуальной новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, введенный с 1 января 2015 года. Он подразумевает отслеживание налоговым органом в режиме реального времени проводимых налогоплательщиками – организациями финансово-хозяйственных операций с точки зрения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Целью налогового мониторинга является исключение налоговых рисков, связанных с трактовкой тех или иных операций, совершаемых налогоплательщиком и, соответственно, исключение рисков доначисления налогов, штрафов и пеней. То есть у налогоплательщика будет возможность в режиме реального времени получать обоснованное разъяснение (так называемое мотивированное мнение) от налоговых органов, касающееся налогообложения сложных операций. Для реализации этой цели налогоплательщик должен обеспечить налоговым органам доступ к регистрам бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени. Это позволит налоговым органам оперативно контролировать деятельность налогоплательщика без дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, у налогового мониторинга есть значительные перспективы стать эффективной альтернативой выездным и камеральным налоговым проверкам.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.06.2016)
- Отчет по форме № 2-НК за 2013-2015гг.
- Электронный ресурс: url:https://www.nalog.ru
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий
Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)
Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.
Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.
Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.
Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.
Отличие № 1. Основание для проверки
Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.
Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).
Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ).
Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется.
Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.
Отличие № 2. Что проверяют
Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года.
Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).
Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.
По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.
Отличие № 3. Место проведения
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»).
Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.
В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.
Отличие № 4. Срок проверки
Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев.
Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.
Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.
С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.
Перечень оснований для продления проверки приведен в Приложении N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.
К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.
Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.
Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.
Отличие № 5. Периодичность проверки
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.
Исключение составляют повторные проверки.
Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.
Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.
Отличие № 6. Кто проверяет
Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России.
Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).
В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.
«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.
Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.
Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:
- Запрос документов;
- Осмотр;
- Выемка;
- Экспертиза документов;
- Допрос;
- Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.
Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).
Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.
Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.
Отличие № 8. Оформление итогов
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.
Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.
О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».
Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.
Отличие № 9. Последствия проверки
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.
- существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
- налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
- директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.
По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).
Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*
Выездная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка
Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России.
В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб.
Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).
*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.
Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.
По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.
- Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
- Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.
Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.
Виды налоговых проверок
Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. У всех видов проверок налоговой одна цель – проконтролировать соблюдение компаниями и ИП соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе проверить, правильно ли были рассчитаны и уплачены налоги, сборы и страховые взносы.
Камеральная налоговая проверка – это проверка, которую инспекция проводит регулярно на основе вашей декларации (или расчета) и документов, которые вы самостоятельно предоставили, а также документов, которые у нее есть. Камеральную проверку проводят на территории инспекции без какого-либо специального решения (п.п.1, 2,10 ст. 88 НК РФ). Камеральная проверка – это своего рода текущий контроль, который нужен для внесения корректировок (при необходимости).
Выездная налоговая проверка – это проверка, которую инспекция проводит на основе специального решения ее руководителя (его зама), как правило, на территории того, кого проверяют. Выездную проверку могут проводить по одному, несколькими или сразу всем налогам, сборам, страховым взносам. При этом инспекция может проверить три года, которые предшествуют году проверки. Обычно ее проводят, когда проверяемое лицо своими действиями вызвало интерес инспекторов и попало в план выездных проверок (п.п.1, 3, 4, 17 ст. 89 НК РФ). Выездная проверка – это глубокое изучение деятельности проверяемого лица для выявления серьезных недочетов схем ухода от налогов, а также признаков налоговых преступлений.
ОТЛИЧИЕ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ОТ ВЫЕЗДНОЙ
Основные отличия камеральной и выездной проверки следующие:
1. Основание проверки – камеральную проверку проводят без специального решения, основание – декларация и документы, которые вы самостоятельно сдали в инспекцию. Выездную проверку проводят только на основании решения руководителя инспекции или его заместителя.
2. Предмет проверки – в рамках камеральной проверки проверяют ошибки в декларации (расчете), своевременность ее сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались. В рамках выездной проверки проверяют правильность расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов).
3. Период проверки – камеральную проверку проводят за тот период, который охватывает поданная вами декларация (расчет). Например, за месяц, квартал, полугодие, год. Выездная проверка может охватить три года, которые предшествуют году проверки.
4. Место проверки – камеральную проверку проводят на территории инспекции без выезда к вам. Выездную проверку обычно проводят на вашей территории. Но если вы не можете предоставить помещение, то ее проведут в инспекции.
5. Срок проверки – камеральную проверку проводят в течение трех месяцев со дня подачи декларации (расчета). Этот срок нельзя продлить. Исключение – декларация по НДС, по ней, как правило, проверка идет два месяца, и этот срок могут продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений. Срок выездной проверки – два месяца с даты вынесения решения. Его могут продлить до четырех – шести месяцев. Если отдельно проверяют филиал или представительство, срок проверки – не больше одного месяца. В отличие от камеральной проверки выездную могут приостановить.
6. Периодичность проверки – камеральную проверку проводят по каждой поданной декларации (расчету), в том числе и по уточненной. Выездную проверку по общему правилу не должны проводить больше двух раз за календарный год.
7. Мероприятия налогового контроля – в рамках камеральной проверки они используются не так широко. Так, проверяющие могут запрашивать у Вас дополнительные документы только в строго определенном случае. Например, если Вы заявляете НДС к возмещению или применяете налоговые льготы (для их подтверждения). Они также могут проводить и другие мероприятия, но делают это редко. При выездной проверке гораздо чаще используют мероприятия налогового контроля и прибегают к более разнообразным их видам. Так, проверяющие могут:
– истребовать документы, которые относятся к предмету проверки;
– провести инвентаризацию имущества;
– привлечь эксперта (специалиста), переводчика для участия в проверке;
– провести осмотр помещений и территорий;
– сделать выемку документов и предметов.
8. Оформление результатов проверки – по итогам камеральной проверки оформляют акт, только если есть нарушения. По итогам выездной проверки составляют справку, а затем акт. Не имеет значения, есть нарушения или нет.
Налоговая проверка
Основой системы контроля за правильностью исчисления обязательных платежей является налоговая проверка. Налоговая проверка бывает камеральной и выездной. Рассмотрим, чем похожи и чем отличаются эти виды ревизий.
Сходства между камеральными и выездными налоговыми проверками
Общее между камеральными и выездными налоговыми проверками (КНП и ВНП) только одно – и те, и другие являются формами налогового контроля. Их задача – проверить правильность расчета и уплаты бизнесменами различных платежей в бюджет и страховые фонды.
Фактически речь идет о том, что целью каждой налоговой проверки являются доначисления, т.е. дополнительные налоги и взносы, а также пени и штрафные санкции. Но решается эта задача разными способами.
Кто может «попасть» под налоговую проверку
Камеральная налоговая проверка не минует ни одного налогоплательщика. Инспектора обязательно проверяют любую сданную декларацию.
Отбор «кандидатов» на выездную налоговую проверку налоговики проводят на основании определенных критериев. Их открытая часть изложена в письме ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, но у инспекторов явно имеются и «секретные» приемы анализа, которыми они не делятся с бизнесменами.
В целом можно сказать, что проверяющие «не любят» любые отклонения от средних показателей, которые приводят к снижению налоговых платежей.
Зарплата ниже средней по отрасли, невысокая рентабельность (или вообще убытки), возмещение НДС – все это может привлечь внимание налоговиков.
Предмет и период налоговой проверки
Камеральная налоговая проверка относится к отдельной декларации, и в ее рамках инспектора анализируют уплату конкретного налога или взноса. Соответственно – проверяемый период соответствует налоговому, т.е. может длиться от месяца до года.
Выездная налоговая проверка касается не отдельного отчета, а исчисления обязательных платежей в целом. Это может быть, как один или два налога, так и все обязательные выплаты, которые перечисляет предприятие.
«Спектр» выездной налоговой проверки определяют сами налоговики. Но по периоду здесь тоже есть ограничение — проверка может охватывать не более чем три предыдущие года (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Частота налоговых проверок
Камеральную налоговую проверку проходит каждая декларация, поэтому каких-либо ограничений по их частоте закон не предусматривает.
Выездных проверок может быть не более двух в течение календарного года. Исключения допускаются только по решению вышестоящего налогового органа (п. 5 ст. 89 НК РФ)
Также возможны повторные выездные налоговые проверки за уже проверенный период (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- Вышестоящей инспекцией — с целью контроля.
- Специалистами той же ИФНС – если бизнесмен сдал за проверяемый период уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.
Повторные выездные налоговые проверки не учитываются при определении установленного лимита (две в год). Это же относится и к проверкам, которые назначаются в связи с реорганизацией или ликвидацией компании.
Методы налоговой проверки
Камеральная налоговая проверка проводится в помещении инспекции, исключая особые ситуации, когда требуется осмотр.
Выездная налоговая проверка, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Однако и здесь возможны исключения: если проверяемая компания не имеет возможности предоставить помещение, то налоговики могут работать на своей территории.
Камеральная налоговая проверка в общем случае – это только анализ налоговой декларации. Дополнительные документы инспектор может запросить только в особых ситуациях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.
Например, проверяющие имеют право потребовать уточнений, если в отчете выявлены несоответствия. Также налоговики могут запросить документы, подтверждающие налоговые вычеты, если в декларации по НДС заявлено возмещение.
Во всех подобных случаях налогоплательщик обязан в течение пяти дней предоставить проверяющим необходимую информацию.
При камеральной налоговой проверке по НДС налогоплательщик обязан предоставлять пояснения в электронном виде, иначе его обязанность считается неисполненной. Исключение здесь сделано только для тех, кто имеет право отчитываться «на бумаге», т.е. для налоговых агентов, которые не платят НДС по иным основаниям.
Из других мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки может проводиться только осмотр помещений, документов и предметов. И здесь речь снова идет об НДС. Если налогоплательщик запросил возмещение из бюджета, либо у инспекторов возникли сомнения в правомерности заявленных вычетов, то они имеют право выйти «на объект» и получить дополнительную информацию о бизнесмене (п. 1 ст. 92 НК РФ).
А при проведении выездной налоговой проверки инспектора могут не только изучать документы, относящиеся к проверяемому периоду, но и пользоваться всеми дополнительными способами налогового контроля.
Кроме упомянутого осмотра это может быть еще инвентаризация, выемка и экспертиза документов, допрос свидетелей и встречные проверки контрагентов налогоплательщика.
Сроки налоговой проверки и оформление ее итогов
Общий срок для проведения камеральной налоговой проверки – три месяца с момента сдачи декларации. Возможны следующие исключения:
- При проверке деклараций по НДС российских налогоплательщиков в случае отсутствия нарушений срок составляет два месяца.
- При проверке деклараций по НДС нерезидентов, оказывающих услуги в электронной форме, срок увеличивается до шести месяцев.
Если в течение камеральной налоговой проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию, то срок начинает идти заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Поэтому при получении запросов налоговиков лучше по возможности не менять отчет, а давать отдельные пояснения, дополняющие его.
Если налогоплательщик не корректировал декларацию, то налоговики не могут продлить срок камеральной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка в общем случае не может продолжаться более двух месяцев. Но допускается ее продление до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).
Основанием для продления выездной налоговой проверки может быть, в частности:
- Разветвленная филиальная структура компании.
- Непредставление запрошенных документов налогоплательщиком или банком.
- Чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и т.п.).
Также выездная налоговая проверка может неоднократно приостанавливаться для получения документов или запроса иной информации. Общая длительность всех «пауз» не должна превышать шести месяцев. Если же требуется получить информацию от иностранных государств, то допускается дополнительная приостановка еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).
По итогам проверки налоговики составляют акт. После рассмотрения возражений бизнесмена (если они были) руководитель инспекции или его заместитель выносит решение.
Сроки для рассмотрения результатов проверок приведены в ст. 100 и 101 НК РФ.
Проверка | Оформление акта по окончании проверки | Передаче акта налогоплательщику | Возражения налогоплательщика | Вынесение решения |
камеральная | 10 дней | |||
выездная | 2 месяца |
Камеральная налоговая проверка оформляется актом только в случае, когда инспектор выявил нарушения. Если же декларация заполнена без ошибок, то налогоплательщик может узнать о результатах прошедшей ревизии только косвенно. Если после сдачи декларации прошло больше 3,5 месяцев, а налоговики не предъявили претензий, то все в порядке.
При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. Впрочем, выездных проверок без найденных нарушений практически не бывает. Ведь на этапе отбора «кандидатов» для ревизии инспектора выделяют именно тех бизнесменов, достоверность отчетности которых вызывает сомнение.
Таким образом, предельная длительность налоговой проверки, от начала до вынесения решения может составить:
- Для камеральной налоговой проверки, без учета иностранных плательщиков НДС – до пяти месяцев.
- Для выездной налоговой проверки, включая периоды приостановки и также без учета международных взаимоотношений – более 15 месяцев.
Вывод
Основные мероприятия налогового контроля осуществляются в ходе налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка представляет собой анализ конкретной декларации и, при необходимости – отдельных подтверждающих документов.
В рамках выездной налоговой проверки налоговики изучают все документы, относящиеся к исчислению включенных в план налогов за определенный период. Также при этом могут проводиться и дополнительные контрольные мероприятия: осмотр, допрос свидетелей, экспертиза и т.п.
Контроль деклараций налоговики производят в любом случае. Выездная налоговая проверка назначается только, если у инспекторов возникли серьезные подозрения по результатам анализа данных налогоплательщика.
Таким образом, избежать камеральной проверки невозможно. А чтобы «застраховаться» от визита инспекторов в компанию, нужно стремиться к тому, чтобы отчетные показатели не привлекали внимания налоговиков.