Военная полиция получила новые полномочия
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Военная полиция получила новые полномочия

Риск – уголовное дело

Одно из предлагаемых изменений – полицейских хотят наделить правом вскрывать чужие автомобили. Такое право стражи правопорядка могут получить для того, чтобы спасать в экстренных случаях жизни россиян (к примеру, оставленного в закрытой машине младенца), предотвращать преступления и обеспечивать безопасность граждан во время массовых мероприятий.

Отмечается, что при вскрытии автомобиля его владельца проинформируют об этом в течение 24 часов. В поправках отмечается, что если полицейский действовал на законных основаниях, то он не будет нести ответственность за причиненный при вскрытии чужой машины вред.

Кроме того, проект закона предусматривает предоставление полиции права проводить оцепление или блокирование территорий, жилых помещений, строений и других объектов – “участков местности”. В документе сказано, что “в границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей, предметов, механизмов, веществ”, и опять же осматривать транспортные средства.

Есть и санкции. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция получит право не допускать проход такого гражданина на территорию, в жилые помещения, где проводится оцепление, или его выход за пределы оцепления.

Полицейских также хотят снабдить правом применять оружие при задержании, если преследуемое лицо пытается получить доступ к оружию или если сотрудник МВД видит для себя угрозу.

Поправками предлагается предоставить сотруднику полиции право применить оружие не только при попытке задерживаемого лица прикоснуться к этому огнестрельному оружию, как установлено в действующем законе, но и при попытке “совершить иные действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции”.

И, наконец, статью 30 действующего закона “О полиции” в поправках предлагается дополнить положением о том, что “сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции”.

Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:

– Законопроект направлен на усиление гарантий защиты прав граждан, в первую очередь права на безопасность, так как наделяет полицию дополнительными возможностями для действия в экстренных ситуациях.

В частности, сотрудники полиции получат право входить в жилые и иные помещения в целях задержания лиц, застигнутых на месте преступления. Такая необходимость может возникнуть в ходе преследования подозреваемого, когда он попытается скрыться на чьей-то частной территории.

Кроме того, полиция получит возможность вскрывать транспортные средства граждан, но только в строго определенных случаях. Например, для спасения жизни и здоровья человека. Допустим, если родители забыли в машине маленького ребенка и ушли, а найти их оперативно невозможно. Или если человеку в машине стало плохо, он потерял сознание, а машина заблокирована изнутри. Получат сотрудники полиции и возможность вскрывать машины для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления.

Положения законопроекта основаны на результатах анализа правоприменительной практики, в ходе которого был выявлен ряд проблем. Инициатива не столько расширяет полномочия полиции, сколько уточняет и корректирует действующие положения, чтобы сотрудники полиции могли более эффективно исполнять свои обязанности по защите граждан и общества от преступных посягательств.

Павел Лапшов, эксперт общероссийского движения “Сильная Россия” по правовым вопросам, адвокат, полковник юстиции в отставке:

– Данный законопроект, по моему мнению, оправдан только в части прав вскрытия автомобилей. И то, на мой взгляд, это не так уж часто применяется.

Ведь уже сейчас у полиции есть права, например, перемещать автотранспорт без согласия владельца, если это препятствует каким-то мероприятиям, связанным с обеспечением безопасности.

И уже сейчас полиция может использовать транспортные средства для пресечения преступления, за исключением машин, принадлежащих дипломатическим представительствам.

Что же касается освобождения полиции от ответственности за причиняемый вред – мне кажется, что это неоправданное решение, потому что действующее законодательство в целом и так несет очень много гарантий безопасности для сотрудников правоохранительных органов. Поэтому, безусловно, при причинении неоправданного или преступного вреда сотрудники полиции должны нести ответственность.

И вот таким образом освобождать их от этой ответственности нельзя. Я надеюсь, что законодатели ответственно подойдут к этим изменениям.

Правительство утвердило поправки, расширяющие права сотрудников МВД

В Госдуму вскоре будет внесен законопроект, уточняющий и расширяющий права полиции. Самой значимой станет норма, позволяющая сотрудникам вскрывать транспортные средства граждан, а также выставлять оцепление вокруг жилых домов, в том числе при эпидемиях и для соблюдения карантинных мероприятий. Кроме того, расширены нормы применения полицейскими огнестрельного оружия при попытках оказания им вооруженного сопротивления.

Как стало известно в среду, в правительстве согласован проект закона «О внесении изменений в ФЗ “О полиции”». Вскоре документ поступит на рассмотрение в Госдуму.

Инициатором выступило МВД: поправки были разработаны в договорно-правовом департаменте ведомства в декабре прошлого года, после чего их направили в заинтересованные министерства и правительство. Нужно отметить, что попытка внесения схожих поправок была предпринята рядом депутатов около двух лет назад, но тогда их отправили на доработку. Официально в МВД содержание законопроекта до его рассмотрения в Госдуме не комментируют.

Законопроект предусматривает ряд норм, уточняющих или расширяющих уже имеющиеся в законе «О полиции».

Так, действующая редакция дает право полиции «патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка». В новом варианте ст. 13 ФЗ говорится, что сотрудники ведомства имеют право также «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными», места преступлений, административных правонарушений, происшествий, а также «публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу их безопасности, а также осуществлять временно ограждение указанных мест и объектов».

В ст. 16 («Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов») предлагается ввести норму, в соответствии с которой полиция получит право блокировать по решению руководителя территориального органа «территории, жилые помещения, строения и другие объекты» (в нынешней редакции закона речь идет лишь об «участках местности»). Отметим, что среди причин для таких действий в законе называются карантинные мероприятия, а также эпидемии. В пределах оцепления полицейским будет разрешено досматривать граждан, их вещи, автомобили и грузы.

Наиболее же актуальными являются дополнения к ст. 15 закона «О полиции», которая оговаривает право полицейских на вхождение или проникновение на земельные участки, в жилые дома и другие помещения граждан. В законопроекте предлагается унифицировать терминологию и использовать только слово «проникновение»

Авторы законопроекта предлагают ввести новую статью — 15.1 («Вскрытие транспортного средства»). Предлагается наделить полицейских правом вскрывать автомобили и проникать в них для спасения жизни граждан, обеспечения их безопасности, в том числе при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, пресечении преступления или задержании подозреваемых или обвиняемых, а также при «производстве по делу об административном нарушении, если имеются основания предполагать, что совершившее его лицо находится в состоянии опьянения». Кроме того, причиной для вскрытия машины могут стать несчастный случай с автовладельцем или подозрения, что в машине могут находиться запрещенные законом вещества. Наконец, транспортное средство полицейские могут вскрыть в связи с угрозой теракта.

МВД отчиталось о значительном снижении преступлений

Во всех этих случаях, говорится в законопроекте, полицейский должен представиться и предъявить документы, разъяснить автовладельцу или находящимся в машине людям их права и причину своих действий, а если в автомобиле никого не будет — уведомить собственника в течение суток о проникновении в его машину и обеспечить ее недоступность для других граждан на это время.

Обращают на себя внимание и два предлагаемых нововведения, касающихся ответственности полицейских за действия в экстремальных ситуациях. В ст. 24 («Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции») предлагается внести норму, позволяющую полицейскому применить оружие не только в уже предусмотренных случаях, когда при задержании злоумышленник сам достал «ствол», приблизился к сотруднику, сократив указанное последним расстояние, или прикоснулся к его огнестрельному оружию, но и совершил «иные действия, позволяющие расценивать их как угрозу нападения».

Ст. 30 закона («Гарантии правовой защиты сотрудника полиции») предлагается дополнить ч. 1.1, которая гласит, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию», если они соответствовали требованиям Конституции и законов РФ.

«Силовики традиционно преследуют цель расширения собственных полномочий,— прокомментировал изменения руководитель международной правозащитной группы “Агора” Павел Чиков.— Здесь оно происходит несколькими способами. Во-первых, некоторые предложения по сути узаконивают сложившуюся практику — досмотра автомобилей или оцепления. В других идет как бы конкретизация полномочий — как со вскрытием автомобиля. В-третьих, и это самое опасное, вводится открытый перечень оснований применения огнестрельного оружия. “Совершение иных действий, дающих основания расценить их как угрозу нападения” — под эту формулировку задним числом можно подвести любую стрельбу по гражданам».

Читать еще:  Шаг обрешетки при монтаже металлочерепицы

«Это предложение по сути фиксирует многолетний тренд снижения числа осуждаемых за преступления полицейских. Наказать зарвавшегося сотрудника полиции в России становится труднее с каждым годом — и это нам четко подтверждает судебная статистика»,— говорит правозащитник.

Если проект закона будет принят с такими формулировками, у СКР появится «еще больше оснований отказывать в возбуждении уголовных дел в отношении силовиков», считает глава общественной организации «Открытая Россия» Анастасия Буракова. «У формулировок “иная угроза” или “иные обстоятельства” довольно пугающие перспективы: что считать иной угрозой и основанием, неясно,— отметила госпожа Буракова.— К примеру, обстоятельства для применения табельного оружия полицейским должны регламентироваться закрытым списком, а не открытым, как подразумевают эти формулировки. Иначе мы придем к ситуациям, где человек потянется к карману с телефоном, а ему прострелят колено. Полномочия полиции и так максимально расширены, их редко наказывают за умышленные превышения полномочий, например в отношении политических оппонентов». Госпожа Буракова удивлена также формулировкой о «превышении полномочий во время исполнения». «А когда полицейский может их превысить, если не во время работы? Получается, это полное освобождение полицейских от любых последствий. Это вредительская история, которая повернется против всех граждан, а не только политически активных», — уверена она.

Глава «Комитета против пыток», член президиума СПЧ Игорь Каляпин отмечает избыточность некоторых предлагаемых норм — в частности, о том, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей». «Полицейский и сейчас, это прописано в законодательстве России, не подлежит преследованию за выполнение своих обязанностей, уголовная ответственность наступает за превышение полномочий,— отметил господин Каляпин.—

Весь вопрос заключается в том, кем эти обязанности возложены и в соответствии с какой нормой закона, грубо говоря, не преступный ли приказ отдали полицейскому его начальники?

Что касается проникновения в жилище или вскрытия автотранспортных средств, это также вполне допустимо и уже зафиксировано в законодательстве — полицейский имеет право делать это, когда преследует преступника»

«Многие положения нового законопроекта выглядят вполне логичными,— считает вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников.— Однако ряд из них, на мой взгляд, требует доработки, прежде всего в части, касающейся контроля за обоснованностью применения тех или иных норм. Действительно, иногда обстоятельства требуют вскрытия автомобиля или проникновения в него — например, если существует угроза жизни или здоровью человека, находящегося в салоне, или если у сотрудников полиции имеются обоснованные предположения, что транспортное средство используется при подготовке теракта или совершении другого преступления.

Однако здесь необходим перечень запрещенных грузов, наличие которых в салоне дает основание для вскрытия, а также дополнение, аналогичное тому, что вводится в статье о проникновении в жилище: в течение 24 часов о действиях полицейского должен быть официально уведомлен прокурор, который сможет дать им правовую оценку.

Кстати, разумным представляется разрешение проникновения в жилище в отсутствие собственника: бывает, что квартира сдается в аренду, ее владелец находится далеко, а необходимость попасть в нее для, например, пресечения или раскрытия преступления очевидна. Важно и то, что в таких случаях предусматривается недопущение посторонних как в жилище, так и в транспортное средство».

Не считает правозащитник излишней и норму об оцеплении территорий и объектов, если речь идет о реальной угрозе жизни или безопасности людей. «Расширение права полицейского на применение оружия также соответствует нынешним реалиям,— говорит Иван Мельников.— Однако и здесь, по-моему, необходима дополнительная должностная инструкция, где будет детально прописан порядок применения оружия в экстремальных ситуациях. Сотрудник должен заранее знать, как ему действовать, а не думать в критический момент, можно ему прибегать к крайним мерам или нет. И здесь должны последовать обязательный рапорт руководству и уведомление прокурора, чтобы свести к минимуму возможность злоупотреблений».

При этом господин Мельников отметил, что в некоторых статьях предлагается убрать слово «обязан», например предлагаются формулировки «пресекает» вместо «обязан пресекать», «называет свою должность и фамилию» вместо «обязан назвать», и таких поправок несколько. «Это создает возможность для злоупотреблений или бездействия со стороны стражей порядка»,— считает правозащитник.

Каковы полномочия и что запрещается делать патрулю военной полиции?

Военной полицией называется структура Вооруженных сил, созданная с целью защиты правоотношений, к которым относятся соблюдение законности, правопорядка, охрана военных объектов. Военная полиция при каждой комендатуре с целью исполнения этих задач назначает патрули. Обязанности и права патруля военной полиции регламентируются Уставом военной полиции ВС РФ.

Понятие патруля военной полиции

Полномочия военной полиции установлены Указом президента РФ № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных сил РФ» от 25.03.2015 г. Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, гражданского населения военных частей, а также лиц, призванных на сборы.

Местный отдел военной полиции издает особый приказ о назначении должностных лиц для исполнения обязанности патрульной службы, которая занимается:

  1. обеспечением правопорядка и контролем за соблюдением воинской дисциплины;
  2. противодействием преступности;
  3. охраной жизни, здоровья, жилищ военнослужащих и гражданского населения гарнизона;
  4. охраной здания и имущества военной прокуратуры и органов следствия.

Сотрудники ДПС военной автоинспекции, которые на указанных маршрутах в соответствии с планом организации контроля за использованием и безопасной эксплуатацией транспортных средств армии, регулируют продвижение транспорта, также исполняют обязанности патрулей.

Маршрут патрулирования – это путь следования в пределах военной части или в районе ответственности военной комендатуры, центрального органа военного управления и управлений округов, соединений и частей ВС РФ. Маршрут согласуется с органами внутренних дел РФ.

Чем обязаны заниматься патрули?

В служебные обязанности патруля военной полиции входят действия, прописанные Уставом и законами РФ. Эти же нормативные акты применяются ею в своей деятельности.

  • контролирует процесс соблюдения воинской дисциплины военнослужащими;
  • пресекает преступления, правонарушения административного и дисциплинарного характера со стороны военнослужащих и гражданских лиц части;
  • устраняет противоправные и препятствующие работе полиции действия военнослужащих и гражданского населения.

Военная полиция вправе задержать военнослужащих и представителей гражданского персонала воинской части, если совершено преступление или правонарушение на территории данной части или против лиц, пребывающих в ней или других подразделениях, военных формированиях и органах, нанесен ущерб военному имуществу до момента передачи их правоохранительным органам.

При появлении подозрений или оснований для подозрения в совершении противоправных действий патруль имеет право проверять документы у любых лиц на территории воинских частей.

Когда проверка документов или задержание обоснованы?

Для того, чтобы основание проверки документов было обоснованным и законным необходимы следующие условия:

  1. Военнослужащий или гражданские лица застигнуты в момент совершения преступления.
  2. Потерпевшие или свидетели указывают на него, как на возможного преступника.
  3. Наблюдаются или обнаруживаются следы преступления на одежде, теле, при нем или в месте проживания военнослужащего или гражданского лица.

Задерживать также возможно только на основании обоснованных подозрений. Например:

  • Имеется подозрение на то, что данное лицо совершило преступление или оно должно быть задержано согласно УПК РФ.
  • Лицо подозревается в побеге из мест заключения, находится в розыске, самовольно покинуло часть (задерживается до передачи в следственные органы).
  • Выявлены серьезный дисциплинарный проступок, преступление или правонарушение.
  • Гражданин оказывает сопротивление или не повинуется законным требованиям военного полицейского.
  • Лицо не имеет документа для удостоверения личности.
  • Военнослужащий находится на срочной службе, но не имеет разрешительного документа на пребывание за пределами части.

Среди военнослужащих много обсуждается вопрос, может ли сержант военной полиции остановить офицера.

При этом военный полицейский обязан предъявить свое удостоверение личности и представиться по всей форме. Также обязательно наличие документов, являющихся основанием для проверки. Например, это может быть пункт приказа, другая распорядительная документация на проведение проверок, маршруты.

Офицеров можно задержать в следующих ситуациях:

  1. у них нет при себе документов (УГиК ст.26);
  2. они нарушают общественный порядок;
  3. получено соответствующее указание начальника (УГиК ст.75);
  4. они находятся в состоянии опьянения.

В последнем случае никаких объяснений от военнослужащего не требуется, его следует доставить в комендатуру.

Имеет ли право военная полиция останавливать гражданских? Она вправе остановить гражданское лицо только в границах воинской части и гарнизона, если это требуется для защиты жизни и здоровья военнослужащих и гражданских лиц в этой части.

Например, если задерживаемый человек совершил преступление или подозревается в его совершении или выяснилось, что он незаконно проник на территорию части или охраняемого объекта.

Читать еще:  Заполнение налоговой декларации по акцизам: пример

Что запрещается патрулю военной полиции?

Запрещается останавливать и заносить в список военнослужащих без достаточных оснований, а также:

  • разговаривать с задержанными и остановленными гражданами в грубой форме;
  • допускать действия, оскорбляющие их честь и достоинство.

Важно! Патрульным необходимо свои требования и доводы излагать понятно и убедительно, быть идеалом воинской дисциплины, правил ношения формы и воинской вежливости.

Последствия встречи с патрулем

Если полиция записала военнослужащего за нарушение правил ношения формы, нарушение регламента времени или иные деяния, то обычно ему приходится пройти несколько часов обучения Уставу в комендатуре, затем проводится строевая подготовка на плацу (в общей сложности до 3-х часов).

Если военнослужащего остановила военная полиция, он обязан подчиниться ее требованию. Следует вести себя спокойно и вежливо, при разговоре основываться на своих знаниях Устава и законов. Военнослужащий не вправе оказывать сопротивление патрульным. При необходимости следует пройти в военную комендатуру, если для этого выдвинуты какие-то основания.

Начальник патруля и его обязанности

Основной обязанностью начальника гарнизонного патруля военной полиции, определенной Уставом и служебной инструкцией, является наблюдение за добросовестным несением службы патрульными, соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на маршруте следования патруля.

Перед патрулированием он должен явиться к военному коменданту для получения инструкций и документов.

Кроме того, он должен:

  1. знать цель патрулирования и руководить действиями подчиненных;
  2. изучить маршрут следования и своевременно докладывать коменданту или его помощнику о том, как проходит патрулирование;
  3. заносить в список (по ст.28) каждого задержанного и направленного в комендатуру, после завершения работы предоставить список коменданту, доложить дежурному о выполнении задачи.

Начальник патруля вправе требовать документы у военнослужащих срочной службы, а также гражданских лиц в пределах части, задерживать их и доставлять в комендатуру.

Военная полиция – одно из самых молодых подразделений Вооруженных Сил России. Несмотря на относительно недолгий период работы она показала себя эффективным и нужным органом, который способствует укреплению воинской дисциплины, усилению законности и правопорядка.

Структура, обязанности и функции военной полиции

Формирование, именуемое «Военной полицией», есть практически во всех странах. И везде оно выполняет примерно одинаковые функции — ведет контроль над соблюдением законов со стороны действующих военнослужащих и их военных обязанностей. Перечень полномочий, форма и иные явления, определяющие статус военной полиции, отличаются в зависимости от страны нахождения.

Несмотря на объективные различия, основное назначение этой структуры во всех странах — поддержание правопорядка и воинской дисциплины.

Что такое военная полиция

В России военной полиции не существовало до 2010 года. Именно тогда было принято решение о ее создании на базе сети комендатур, однако, реализовано оно было немного позже в 2014 году.

В настоящий момент правовой основой деятельности органов полиции ВС РФ является ФЗ «Об обороне» и Устав, действующий вместо Положения «О военной полиции». Этот документ подробно и полно регламентирует деятельность службы.

Для территориальных, региональных органов, а также для комендатур Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются отдельные положения.

Подготовка специалистов осуществляется в общевойсковых командных училищах. В частности, в Московском в 2017 году состоялся первый набор курсантов. Также возможна подготовка кадров в рамках переквалификации и переподготовки. Принимаются не все офицеры, а только те, кто закончил командные, общевойсковые и инженерные учебные заведения.

Структура

Структуре этой организации посвящено мало статей, из которых следует не слишком много информации, в частности, п.14-18 Устава.

Подчиняется данное формирование Министерству обороны. Глава именно этого ведомства компетентен в вопросах состава, структуры и численности штата.

Согласно общим сведениям, структура такова:

  • центральный аппарат;
  • региональные отделения;
  • территориальные отделения;
  • дисциплинарные части;
  • гауптвахты.

Территориальные отделения находятся вблизи крупных расположений Вооруженных Сил. Их численность зависит от общего количества военнослужащих, находящихся на определенной территории. При необходимости отдельные формирования могут создаваться внутри крупных подразделений.

Особое положение у комендантов гарнизонов в 2-х городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) они одновременно являются городскими комендантами.

Подробно о структуре Министерства обороны РФ читайте по этой ссылке.

Основные задачи

Задачи ведомства довольно обширны. Они предполагают большой объем работы, как непосредственной, так и бумажной. Среди основных функций военной полиции выделяют следующие:

  • Обеспечение и поддержание порядка, дисциплины и законности, предупреждение по профилактике правонарушений. Эта задача реализуется посредством выставления патруля военной полиции. Как правило, патрулирование осуществляется в наиболее людных местах: вокзалы, аэропорты, скверы, парки. Военный патруль имеет широкие полномочия: проверять правильность ношения одежды по форме, задерживать и доставлять в военную комендатуру, выдавать направления для изучения уставов, применять физическую силу.
  • Проведение дознания. Процедура возможна в отношении ограниченного круга лиц: мужчин и женщин, проходящих службу, и гражданского персонала.
  • Осуществление административных расследований. Возможно, когда проступок выявлен силами комендатуры или ВАИ, совершен лицом, доставленным в комендатуру, либо если поступило соответствующее заявление.
  • Оказание содействия, розыск «уклонистов» и лиц из числа гражданского персонала, подозреваемых в совершении преступления. Подразумевает обследование мест и помещений, где могут находиться разыскиваемые лица, получение справок и характеристик, опрос, преследование, оцепление и другое.
  • Исполнение наказаний: содержание на гауптвахте и в дисбатах (что это: специальная воинская часть, куда отправляют отбывать наказание осужденных за совершение преступлений). Охрана на гауптвахте осуществляется силами караула, его командиром назначается офицер. В дисбатах личный состав делится на постоянный и переменный. Переменный — наказанные лица, отбывающие свой срок, постоянный — служащие там и обеспечивающие поддержание порядка. Содержатся указанные лица отдельно друг от друга.
  • Охрана и конвой военнослужащих. Необходим для доставки армейца на гауптвахту, в дисбаты, суд. Конвой обеспечивает безопасность самого конвоируемого, и пресекает попытки к бегству. Количество сопровождающих рассчитывается исходя из пропорции 2/1: два охранника на одного конвоируемого. Усиленный конвой предполагает большее число привлекаемых служащих.
  • Охрана объектов, определенных по личному указанию Министра. К числу охраняемых мест относятся также помещения военной прокуратуры и следственных органов. Организация выполнения этой задачи осуществляется на основании общих Уставов.
  • Защита потерпевших, свидетелей и других участников процесса выполняется при наличии реальных угроз жизни, здоровью или имуществу следователей, прокуроров либо свидетелей.
  • Контроль над соблюдением ПДД ведется силами ВАИ. Это подразделение специально создано для обеспечения безопасности движения автотранспорта, зарегистрированного в частях. ВАИ имеет широкие полномочия, связанные с регистрацией транспорта, ограничением движения при проведении учений, допуском транспортного средства.
  • Несение гарнизонной службы.

Военная полиция наиболее известна среди военнослужащих такими задачами, как патрулирование, дающее возможность проверки документов и выполнения требований по соблюдению формы одежды. В некоторых случаях ее сотрудники вправе задержать граждан, находящихся в состоянии опьянения.

Полномочия структуры

Задачи полиции самые разнообразные, и требуют наличия разветвленной сети, иначе эффективное исполнение возложенных на нее функций сводится к минимуму. Выделяется примерно 10 направлений работы ведомства. Эти функции выполняются разными структурами, которые наделяются полномочиями, достаточными для эффективного исполнения поставленной задачи.

Полномочия полиции подразделяются в зависимости от того, в отношении кого они применимы. Так, определяются полномочия, применяемые касательно:

  • военнослужащих;
  • призывников, служащих в ФСБ;
  • иных лиц и общие.

В число полномочий в отношении военнослужащих включается требование о прекращении совершения проступка или преступления. Действие может нарушать Устав военной полиции, Уголовный кодекс, иные законы, иметь признаки административного проступка.

Проверка документов возможна при обнаружении совершения преступления или при наличии оснований для задержания. В связи с этим предусмотрена и другая функция, такая как задержание и доставление подозреваемых в комендатуру, проведение личного и вещевого досмотра.

Направление для проведения освидетельствования возможно, когда имеются основания в подозрении совершения запрещенного деяния, либо результаты этого исследования необходимы для установления объективной картины произошедшего.

Внутреннее расследование обстоятельств действий, нарушающих закон, осуществляется дознавателем в полиции ВС РФ.

Аналогичные полномочия предоставляются сотрудникам военной полиции и в отношении солдат-срочников, служащих в ФСБ.

Полномочия в отношении третьих лиц

Под третьими лицами понимаются граждане, не указанные выше, но попавшие в поле зрения правоохранителей вследствие совершения ими незаконных действий, посягающих на права и интересы гражданского персонала частей и военнослужащих.

Сотрудники полиции вправе требовать прекращения совершения противоправного деяния, если события происходят на территории части, либо в отношении персонала, гражданского или военного, а также казенного имущества. Указанные лица, допустившие совершение проступка, могут быть задержаны до передачи их гражданским правоохранительным органам.

Сотрудники военной полиции охраняют некоторые важные объекты, определяемые главой силового ведомства. В связи с этим им предоставляется право задерживать тех, кто попытался незаконно проникнуть на охраняемую территорию. Срок задержания ограничен 3-мя часами, по их истечении задержанных граждан следует передать в иные структуры либо отпустить.

Читать еще:  Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в бухучете

Полицейские вправе проверить документы, удостоверяющие личность, но только в том случае, если лицо подозревается в совершении незаконного действия, и находится в расположении части.

Отдельно указывается обязанность по обеспечению сохранности следов преступления, улик, иных доказательств, имеющих значение для расследования.

Вы служили в военной полиции или комендатуре? Делитесь своими впечатлениями в комментариях под статьей.

Чем занимается новая для нашей армии структура — военная полиция

Хороший полицейский — военный полицейский

28.01.2016 в 17:59, просмотров: 27416

Военная полиция — структура довольно молодая и все еще непривычная для нашей армии. Как она работает, что уже сделано и что еще предстоит, «МК» узнал непосредственно у начальника Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации генерал-майора Игоря СИДОРКЕВИЧА.

— Игорь Михайлович, прошло два года с момента принятия федерального закона по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же сделано за это время?

— Военная полиция — действительно новая структура в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Напомню, она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности.

Формирование военной полиции проведено на основе подразделений комендантской службы и военной автомобильной инспекции. За прошедшее время разработана нормативная база, регламентирующая деятельность военной полиции.

В первую очередь были внесены изменения в Федеральный закон «Об обороне», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других законов.

— Какие новые задачи возлагаются на военную полицию?

— 25 марта 2015 года Президентом Российской Федерации подписан указ №161, утвердивший устав военной полиции, в котором определены новые задачи, возлагаемые на органы военной полиции. К ним относятся: осуществление полномочий органа дознания в Вооруженных Силах; охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований; обеспечение охраны объектов Вооруженных Сил, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов; обеспечение в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих.

— Одной из задач, которые решает военная полиция, является противодействие распространению наркотиков. С кем организовано взаимодействие в этом вопросе?

— Противодействие распространению наркотиков и профилактика их незаконного потребления в Вооруженных Силах в соответствии с уставом военной полиции является одной из основных функций военной полиции.

Мы должны поставить надежный заслон на пути проникновения наркотических средств в воинские части. Для решения этой задачи у нас подписан протокол о взаимодействии ФСКН и Минобороны России по вопросам проведения совместных мероприятий в районах дислокации воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

А в июне прошлого года принято решение о формировании структуры органов военной полиции, отвечающих за противодействие незаконному обороту наркотиков на центральном, региональном и территориальном уровнях.

Военной полицией во взаимодействии с ФСКН России отрабатываются практические мероприятия по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотиков в рамках общевойсковых учений, таких как СКШУ «Центр-2015». Совместно с ФСКН России проводятся оперативно-профилактические операции.

Также в воинских частях и организациях проводятся профилактические мероприятия, направленные на формирование негативного отношения у военнослужащих к потреблению наркотиков.

— На военную полицию возложен ряд новых задач, требующих квалифицированной подготовки. Как проходит подготовка специалистов для выполнения этих задач?

— Во-первых, на военную службу по контракту в военную полицию отбираются преимущественно лица, имеющие специальное или высшее образование. Многие военнослужащие проходят обучение в высших учебных заведениях по юридической специальности без отрыва от военной службы.

Во-вторых, с 1 июня 2015 года на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации организованы курсы переподготовки и повышения квалификации кандидатов для назначения на должности дознавателей военной полиции.

В-третьих, с 1 октября 2015 года в трех окружных учебных центрах организованна переподготовка специалистов военной полиции: старших инспекторов и инспекторов военной полиции.

Переподготовка осуществляется на основе специальной программы, рассчитанной на один месяц, которая предусматривает обучение по следующим направлениям: применение специальных средств военнослужащими военной полиции; организация патрулирования в гарнизонах; порядок проведения профилактических проверок в воинских частях; работа по обеспечению правопорядка в воинских частях; порядок исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

Планируется, что в течение ближайшего года все военнослужащие военной полиции пройдут эту подготовку.

— Какова сегодня структура военной полиции, будут ли в ней изменения в связи с новыми задачами?

— В настоящее время структура военной полиции состоит из центрального органа военной полиции — Главного управления военной полиции, региональных органов военной полиции — в каждом военном округе и на Северном флоте, а также территориальных органов военной полиции — комендатур и военных автомобильных инспекций.

Генеральным штабом ВС РФ разрабатывается перспективная структура военной полиции до 2020 года.

— Оснащение военных полицейских отличается от оснащения остальных военнослужащих?

— Скажем так, военные полицейские помимо личного боевого оружия, как у остальных военнослужащих, имеют на вооружении специальные средства. К ним относятся наручники, резиновые дубинки, травматическое оружие, электрошоковые устройства, а также в комплект штатной экипировки включены индивидуальные средства фотовидеофиксации.

Отличительными элементами формы одежды военного полицейского являются красный берет, нарукавная повязка и нагрудный знак военного полицейского. Каждый военный полицейский также имеет служебное удостоверение установленной формы.

Кроме того, в настоящее время проходит согласование проект постановления Правительства РФ о нанесении специальной цветографической окраски оперативной автомобильной техники военной полиции и установки на нее специальных свето-звуковых устройств.

— Несмотря на небольшой период деятельности военной полиции, есть ли уже результаты ее работы?

— Конечно, есть. За последние два года подразделения военной полиции обеспечивали правопорядок, безопасность дорожного движения и охрану мест проведения специальных мероприятий с участием войск, таких как: Международный военно-технический форум, парады Победы на Красной площади и в других городах России, танковый биатлон 2014 и 2015 годов, Международные армейские игры-2015.

Военная полиция участвует в военных учениях всех уровней, проводимых в рамках подготовки Вооруженных Сил, а начиная с 2013 года в планы проведения стратегических учений включается отдельный элемент выполнения задач военной полицией совместно с ФСКН России по перекрытию каналов проникновения наркотических средств на территории воинских частей.

Кроме того, несмотря на то что военная полиция в первую очередь предназначена для защиты жизни и здоровья военнослужащих, военные полицейские приходят на помощь и гражданскому населению нашей страны.

Неоднократно военнослужащие военной полиции, рискуя жизнью и здоровьем, оказывали помощь гражданским лицам.

Так, 25 августа 2015 года в поселке Урман Республики Башкортостан при несении службы к патрулю военной полиции обратилась жительница этого поселка за помощью в спасении трех работников местного ЖЭУ, которые при работе в канализационном люке получили сильное отравление и находились в нем в бессознательном состоянии.

Прибывшие на место военнослужащие патруля военной полиции, несмотря на риск, немедленно приступили к извлечению пострадавших из канализационного люка и оказанию им первой медицинской помощи. Благодаря правильным и решительным действиям военных полицейских жизнь двоих человек удалось спасти.

В Екатеринбурге 4 сентября 2015 года военнослужащий военной полиции с поличным задержал грабителя, похитившего у пожилой женщины всю ее пенсию. Военный полицейский, проходя мимо одного из домов, услышал из подъезда женский крик о помощи и увидел через открытую дверь лежащую на полу пенсионерку и убегающего мужчину. Он немедленно бросился за грабителем и сбил его с ног, после чего передал в руки полиции. Похищенную пенсию женщине вернули.

Этот список можно продолжить, но хочу еще раз отметить, что военный полицейский всегда готов прийти на помощь как к военнослужащим, так и к гражданским.

В этом году подразделениям военной полиции также предстоит принимать активное участие в мероприятиях, проводимых Минобороны России: многочисленные учения, в том числе командно-стратегическое учение «Кавказ-2016», военный парад Победы, Международный военно-технический форум и еще более масштабные, чем в прошлом году, Международные армейские игры-2016.

Кроме того, не секрет, что отряд военной полиции сегодня успешно решает задачи обеспечения охраны объектов и безопасности дорожного движения на территории военной авиабазы Хмеймим в Сирийской Арабской Республике.

Заголовок в газете: Хороший полицейский — военный полицейский
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27019 от 29 января 2016 Организации: Правительство РФ Министерство обороны Армия Полиция Места: Россия, Башкортостан, Екатеринбург

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector