Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях. Уведомление о контролируемых сделках
Sbertimekpk.ru

Финансовый портал

Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях. Уведомление о контролируемых сделках

Взаимозависимые лица в 2020 году: кто они?

По общему правилу в налоговых правоотношениях взаимозависимые лица в 2020 году на особом счету. Наш обзор посвящён тому, кого могут признать такими лицами и какова судьба сделок между ними. Кто является взаимозависимыми лицами в 2020 году?

Понятие

Прежде всего отметим, что в налоговом законодательстве довольно много внимания уделено признакам взаимозависимых лиц, отношениям между ними, а также налоговым последствиям их сделок. Причина в том, что связанным между собой компаниям, ИП и обычным физическим лицам значительно проще путем различных манипуляций незаконно снижать своё налоговое бремя либо вообще уходить от налогов.

Легальное понятие взаимозависимых лиц в налоговом законодательстве содержится в пункте 1 статьи 20 Налогового кодекса РФ. И так, взаимозависимые лица для целей налогообложения – это физические лица и/или компании, отношения между которыми могут оказывать влияние на:

  • условия их деятельности;
  • экономические результаты их деятельности;
  • экономические итоги деятельности лиц, которых они представляют.

Если говорить более конкретно, то взаимозависимыми лицами признаются при наличии одного из следующих условий (п. 1 ст. 20 НК РФ):

  1. Фирма напрямую/или косвенно участвует в другой компании, и общая доля такого участия составляет от 20%. Что касается доли косвенного участия через последовательность иных организаций, то её вычисляют как произведения долей прямого участия одних фирм в других.
  2. Человек подчинен другому человеку в силу должностной иерархии.
  3. Брачные/родственные отношения (по крови и по свойству), усыновление, опека на основании семейного законодательства РФ.

Отметим, что перечисленные взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях имеют такой статус априори. То есть по факту соответствия одному из трёх этих критериев.

В то же время на основании п. 2 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются и судом. Причём он не ограничен указанными тремя критериями, а может выбрать своё основание, не оговоренное в Налоговом кодексе. На практике это происходит в том случае, когда отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров, работ, услуг.

ПРИМЕР

ИФНС сочла, а суд поддержал вывод о том, что компания и её контрагент – взаимозависимые лица по НК РФ, поскольку их учредители – одни и те же люди, в интересах которых взаимодействие обоих бизнесов и установление выгодных условий купли-продажи (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

В НК РФ есть ещё одно более детальное определение, кто такие взаимозависимые лица в налоговом праве. Согласно ему, это когда особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на:

  • условия и/или итоги сделок между ними;
  • и/или экономические итоги своей деятельности или представляемых лиц.

Глава 14.1 НК РФ последовательно и детально раскрывает, что значит взаимозависимые лица. Например, о каком именно влиянии идёт речь? Так, оно может иметь место при:

  • участии одного лица в капитале других;
  • на основании заключенного между сторонами соглашения;
  • при иной возможности определять решения, которые принимают другие лица.

Закон особо подчёркивает: такое влияние может оказывать, как одно лицо напрямую и самостоятельно, так и вместе со своими взаимозависимыми фирмами, ИП, частными лицами.

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ перечислены основные (самые распространённые) условия признания лиц взаимозависимыми. Среди них:

  • одна компания прямо и/или косвенно участвует в другой, и доля – от 25%;
  • физлицо прямо и/или косвенно участвует в организации, и доля – от 25%;
  • одно и то же лицо прямо и/или косвенно участвует в организациях, и доля в каждой – от 25%;
  • компания и лицо (в т.ч. физлицо вместе со своими взаимозависимыми лицами) могут назначать/избирать единоличный исполнительный орган или не менее 50% коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • компании, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица вместе со своими взаимозависимыми лицами);
  • компании, в которых от 50% коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) – одни и те же физлица совместно со своими взаимозависимыми лицами;
  • юрлицо и его единоличный исполнительный орган;
  • полномочия единоличного исполнительного органа в разных компаниях осуществляет одно и то же лицо;
  • компании и/или физлица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации – от 50%;
  • один человек подчиняется другому по должности;
  • супруг (супруга), родители (в т. ч. усыновители), дети (усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Яркие примеры взаимозависимых лиц

  • Организация и ее директор.
  • ООО и его участник, владеющий более 25% уставного капитала.
  • Организации, в каждой из которых один и тот же участник владеет более 25% уставного капитала.
  • Организации, у которых один директор.
  • Организация и физлицо, которому принадлежит 50% уставного капитала ООО – участника этой организации.

Отчёт в 2020 году

Своего рода отчет о взаимозависимых лицах в налоговый орган сдают в составе Уведомления о контролируемых сделках Форма уведомления о контролируемых сделках и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/[email protected]

Фактор взаимозависимости отражают в Разделе 1А этой формы:

Уведомление о контролируемых сделках за истекший период подается только раз в год – не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если 20 мая выпадет на выходной и (или) нерабочий праздничный день, срок продлевается до ближайшего рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Отчитаться за 2018 год нужно не позднее 20 мая 2020 года.

Аффилированные лица: отличия

Важно понимать, что имеют свои отличия аффилированные и взаимозависимые лица. Так, про первых в НК РФ не сказано ни слова. Кроме того, родственные и семейные отношения на аффилированность никак не влияют в отличие от взаимозависимости.

Аффилированные лица – это больше термин из корпоративного права, который играет большую роль только в рамках антимонопольного законодательства, а также в бухгалтерской и банковской сфере.

Кого и для каких целей могут признать аффилированными лицами, сказано в Законе РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Сделки

По общему правилу цена в сделке считается соответствующей рынку, пока не доказано обратное (п. 1 ст. 40 НК РФ). В то же время сделки между взаимозависимыми лицами всегда находятся под особым прицелом налоговиков, поскольку закон напрямую разрешает проверять адекватность цен в сделках между такими лицами (п. 2 ст. 40 НК РФ).

Таким образом, основные налоговые риски сделок между взаимозависимыми лицами в 2020 году лежат в области их ценовой политики. В случае проверки инспекторы будут сравнивать установленные расценки со сделками, в которых:

  • стороны не зависят друг от друга;
  • связи не влияют на экономические результаты сделки.

Имейте в виду: практически все сделки между взаимозависимыми лицами – контролируемые. Более того, к ним приравнен и ряд других сделок. Подробно этот вопрос регулирует ст. 105.14 НК РФ.

В конечном итоге признание лиц взаимозависимыми влечет то, что налоги придётся заплатить не с фактического дохода, а того, который мог быть получен, но этому помешали коммерческие или финансовые условия взаимозависимой сделки (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Учтите, что займы между взаимозависимыми юридическими лицами могут быть как контролируемыми сделками, так и нет. В обоих случаях надо просто уведомить о них налоговиков в рамках Уведомления (см. выше).

Так, нет рисков, когда имеет место беспроцентный займ между взаимозависимыми юридическими лицами – именно российскими компаниями. В силу изменений налогового законодательства с 01 января 2017 года такие сделки не подлежат контролю (новый подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, а также письма Минфина от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846).

Согласно письму ФНС от 13 апреля 2017 года № ЕД-4-13/6968 беспроцентный займ между взаимозависимыми лицами не подлежит налоговому контролю, если место их регистрации либо жительства всех сторон и выгодоприобретателей – Россия. Дата заключения договора (доп. соглашения к нему) не имеет значения.

В иных ситуациях – когда ставка по контролируемому займу очень мала или 0% – налоговики могут потребовать отнести в доходы неполученные проценты согласно рыночной ставке (например, письмо Минфина от 27.05.2016 № 03-01-18/30778).

И наоборот:
когда ставка выше максимума, заемщику могут урезать затраты на суммы сверх ставки процента по рынку (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Взаимозачёт

Любой бухгалтер и юрист должны знать, как провести взаимозачет между взаимозависимыми лицами, чтобы потом не нарваться на обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды. Судебная практика показывает, что налоговики в большинстве своём одерживают победу в подобных спорах (например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2017 № Ф07-4431/2017 по делу № А42-23/2016).

Вот, что нужно учесть при желании провести взаимозачёт между зависимыми сторонами (ст. 410 ГК РФ):

  • к друг к другу есть встречные однородные требования;
  • между сторонами подписано минимум 2 разных договора, в одном из которых контрагент – дебитор, а в другом – кредитор;
  • дата исполнения встречного однородного требования уже настала/не была прописана в договоре/определена моментом востребования;
  • допустим досрочный взаимозачет, но, если это прямо предусмотрено законом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

по сделкам между взаимозависимыми лицами – резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

Читать еще:  Утепление мансарды с холодным чердаком

не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

Какие налоги попадают под контроль налоговых органов

На основании НК РФ при проверке контролируемых сделок налоговые органы анализируют полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

НДПИ (если одна из сторон сделки является его плательщиком и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

НДС (если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС);

налога на прибыль организаций.

Если будет выявлено занижение сумм указанных налогов, налоговые органы произведут корректировки соответствующих налоговых баз.

Методы определения доходов

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

метод сопоставимых рыночных цен;

метод цены последующей реализации;

метод сопоставимой рентабельности;

метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Штрафные санкции

Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

в размере 20% неуплаченной суммы налога (за налоговые периоды 2014 – 2016 гг.);

в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (за налоговые периоды начиная с 2017 г.).

Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

для физических лиц – одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

для организаций – одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Налоговый период по НДС – квартал, а по НДПИ – месяц.

Корректировки по этим налогам отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, а представляются данные декларации одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (декларацией по НДФЛ).

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ – для физлиц) за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта (15 июля) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

Что указывается в уведомлении

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

2. Предметы сделок.

3. Сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);

фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Понятие взаимозависимых лиц в налоговых правоотношениях

При рассмотрении вопросов налогообложения относятся к категории взаимозависимых граждане, юридические предприятия и организации, отношения которых между собой отличаются особым характером. Зависимость сторон, возникающая в различных ситуациях (к примеру, вхождение в уставный капитал, влияние на формирование исполнительных структур), может оказывать воздействие на оформляемые такими участниками договора или финансовые итоги работы представляемых ими участников (ст. 20, ст. 105 НК РФ).

Понятия и критерии признания взаимозависимости сторон

Взаимозависимые стороны – это организации и/или граждане (физические лица), среди которых отношения могут складываться следующим образом:

  • Гражданин подчинен иному гражданину по причине служебных отношений (должностной иерархии), что допускает возможность воздействовать на действия и решения, принимаемые иными лицами.
  • Имеют место брачные или родственные отношения (по свойству, по родству), включая усыновление и опеку в соответствии с положениями СК РФ.
  • Предприятие участвует в иной компании непосредственно или косвенным образом с долей вхождения более 20%. Величина косвенного присутствия рассчитывается по размеру прямого вхождения одних фирм в других.

Воздействие может оказываться самостоятельно лицом (гражданином) или вместе с иными взаимозависимыми частными лицами, предпринимателями, компаниями.

Законодательно определены ситуации, когда стороны соглашений могут быть отнесены к взаимозависимым (ст. 105 НК РФ). К таковым отнесены следующие случаи:

  1. С размером участия от 25% за счет непосредственного или косвенного вхождения:
    • гражданин участвует в организации;
    • компания участвует в ином предприятии;
    • одно лицо (гражданин или предприятие) задействовано сразу в нескольких юридических лицах.
  2. Организация или гражданин (вместе с зависимыми сторонами) назначают совет директоров, единоличный исполнительный орган или коллегиальный орган в размере больше половины (50%).
  3. По решению гражданина (совместно с иными взаимозависимыми участниками) произведено назначение структуры исполнительного органа, совета директоров в размере свыше половины (50%) или единоличные органы (исполнительные).
  4. От 50% совета директоров или исполнительного органа составляют одни и те же граждане и связанные с ними лица.
  5. Единоличное представительство в исполнительных структурах различных компаний производится одним лицом (физическим, юридическим).
  6. Часть непосредственного вхождения любого предыдущего лица (юридического, физического) в структуру каждой следующей компании составляет не меньше 50%.

Кстати! Участники соглашения при наличии решения суда могут считаться взаимозависимыми с позиции налоговых начислений по критериям, не оговоренным в НК РФ (ст. 20), в случаях если отношения участников (граждан, организаций) могут оказать воздействие на итоги договоров по продаже (работ, услуг, товаров).

Сделки между связанными лицами

По НК РФ (ст. 40) стоимость сделки принимается как соответствующая рыночному показателю, пока не доказано иное. Практически все соглашения взаимозависимых персон находятся под пристальным вниманием налоговых структур, поскольку НК РФ определены полномочия по проверке адекватности и обоснованности ценовой политики в них.

Проверяется возможное увеличение или снижение стоимости, направленное на корректировку налогооблагаемой базы для получения вычета по налогам в сторону уменьшения или увеличения, занижения размера налога к оплате.

Контракт по НК РФ (ст. 105), в котором участники являются резидентами Российской Федерации, причисляется к контролируемым по признаку взаимозависимости, если:

  1. Доход за 12 месяцев оказался больше показателя в 1 млрд.руб. по всем контрактам.
  2. По договорам между взаимозависимыми участниками годовой доход получился больше 60 млн.руб., при этом:
    • любая сторона соглашения платит НДПИ по процентной ставке (предмет контракта – налогооблагаемая добыча полезного ископаемого);
    • любой из участников не оплачивает налог с прибыли (0%), при этом у другого участника подобная льгота отсутствует;
    • лишь один участник является резидентом ОЭЗ (СЭЗ), где действительны льготы по налогообложению прибыли;
    • кто-либо из участников ведет учет доходов (расходов) и является плательщиком налога по прибыли согласно ст. 275 НК РФ, а другой таковым не является либо является без учета расхода/дохода по ст. 275 НК РФ;
    • одна или обе стороны задействованы в (региональном) проекте инвестиционного характера с отсутствующей (0%) или сниженной ставкой по налогу с прибыли;
    • кто-либо из сторон или обе стороны имеют льготы (освобождение) по уплате НДС по ст. 141 НК РФ.
  3. Годовой показатель сделок, где один из участников работает по особому режиму (ЕСХН или ЕНВД), составил от 100 млн.руб.

Кстати! Задолженности по налогу, вызванные манипулированием цен и обнаруженные по итогам проверки ФНС, подлежат взысканию по судебному решению (ст. 45 НК РФ). Причем оплате будут подлежать налоговые начисления не с фактически полученного дохода, а с того, который мог быть сформирован при отсутствии некоторых условий коммерческого или финансового плана в соглашении (ст. 105 НК РФ).

Займы между взаимозависимыми компаниями

Кредитные отношения между юридическими структурами, характеризуемыми как взаимозависимые, в некоторых случаях могут относиться к разряду контролируемых, но уведомить налоговую службу необходимо при любых договорах.

Не подлежат контролю беспроцентные соглашения между российскими предприятиями (ст. 105 НК РФ, Письма МФ РК №03-03-РЗ/16846 от 23.03.2017), зарегистрированными на территории РФ, при этом не принимается во внимание дата заключения самого договора или дополнительных соглашений к нему.

По иным соглашениям, по которым процентная ставка низкая, налоговые структуры могут требовать отнесения в доходы процентов, пересчитанных по рыночному показателю (ставке), как недополученного дохода (Письмо МФ РФ №03-01-18/30778, 27.05.2016). Когда ставка по займу намного превышает рыночный максимум, по отношению к заемщику могут быть уменьшены затраты в размере, превышающем среднерыночное значение ставок (ст. 269 НК РФ).

Отчет о контролируемых сделках

Соглашения организаций и/или граждан, между которыми выявлены особые отношения, находятся на особом контроле ФНС и тщательно проверяются.

Компания обязана направить сообщение в налоговую службу по месту регистрации о проведении сделки, относящейся к контролируемым. Предельный срок оповещения — до 20 мая года, следующего за тем, в котором договор был оформлен (ст. 105 НК РФ). При нарушении срока отправки сведений на предприятие может налагаться штраф в сумме 5000 руб. (ст. 129 НК РФ), а на руководящее должностное лицо – штраф от 300 руб. до 500 руб. (ст. 15 КоАП).

Сведения направляются в виде специального уведомления по утвержденной форме (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-13/524, 27.07.2012) одним из способов: в бумажном виде или в электронном варианте.

Некоторые нюансы контролируемости договоров

Отклонения в ценовых показателях соглашения взаимозависимых лиц могут использоваться как для корректировки размера налоговой базы в сторону повышения или занижения. Подобные действия влияют на величину налогов, поэтому ФНС проверяет корректность и полноту исчисления следующих налогов:

Если оба участника соглашения работают по упрощенной системе налоговых начислений, контракт не будет отнесен к контролируемым. Но при использовании сторонами ОСН и УСН с размером оборотов за год свыше 60 млн.руб. сделка будет проконтролирована (ст. 105 НК РФ).

Читать еще:  Расчет среднесписочной численности работников: примеры

Если одна из сторон работает по специальному упрощенному режиму и выступает по контракту поставщиком, то при получении дохода от 150 млн.руб. (лимит на 2017 год) компания будет проверена в качестве субъекта оплаты налогов на ОСН, а сделки будут подлежать контролю.

Письмом №ЕД-4-3/18615 (02.11.2012) ФНС уведомляет налогоплательщиков о том, что будет:

  • подвергаться контролю любое соглашение взаимозависимых участников, предполагающее использование в них цен, отличных от среднерыночных в целях уклонения от уплаты налогов;
  • осуществлять камеральные проверки способами, предусматривающими выявление фактов необоснованного налогового преимущества для организации (гл. 14 НК РФ).

Для предприятия это означает вероятность доначисления налоговых сумм к оплате в порядке, установленном НК РФ (ст. 105).

Чтобы избежать предъявления обвинений в получении необоснованной выгоды по налогам, взаимозачет у зависимых лиц должен проводиться с соблюдением следующих положений (ст. 410 ГК РФ):

  1. Компании по отношению друг к другу имеют однородные требования встречного характера.
  2. Стороны должны открыть не менее 2 сделок, в одной из них контрагент должен выступать дебитором, а в иной – кредитором.
  3. Срок исполнения однородного требования (встречного) представляется одним из вариантов:
    • не отражен в сделке;
    • определен по востребованию;
    • уже наступил.
  4. Взаимозачет допускается досрочно, если подобное условие предусматривается законодательно.

Кстати! Контроль сделок взаимозависимых лиц применим и в отношении граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей и не имеющих отношения к деятельности каких-либо организаций. Это означает, что, к примеру, состоящие в родственных отношениях граждане не вправе пользоваться вычетами по налогам при оформлении между собой договоров (ст. 220 НК РФ). Поэтому при приобретении жилья у родственника и оплате НДФЛ имущественный вычет гражданину не будет оформлен.

Контролируемые сделки взаимозависимых лиц – что это, отчетность, ответственность

С 1 января 2012 года вступил введен в действие раздел НК РФ “Взаимозависимые лица”. Раздел регламентирует проведение налогового контроля над сделками между взаимозависимыми лицами. Его смысл – контроль уклонения от налогообложения за счет использования трансфертных цен. Для этой цели использован общепринятый в мировой практике принцип «arm’s length principle» («принцип вытянутой руки»). Как это работает? Взаимосвязанные компании формируют холдинг. Они устанавливают цены, отличные от рыночных. Далее начинают манипулировать ценами, занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. Могут использовать при этом структуры в низконалоговых юрисдикциях. Закон позволяет выявлять такие схемы, приравнивать сделки к рыночным значениям, начислять налоги.

В данной статье рассмотрим понятие взаимозависимых лиц, сделки, которые являются контролируемыми и порядок подачи уведомления о контролируемых сделках.

Итак, налоговые органы вправе проверять сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами на предмет соответствия цены сделки рыночным ценам. Порядок определения рыночных цен и сопоставления их с ценой сделки регулируется статьями 105.3 – 105.6 НК РФ. Цены по сделкам контролируются с целью проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Проверка производится в отношении следующих налогов: налога на прибыль организаций, НДФЛ, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по ставке, выраженной в процентах и НДС.

1. Что такое контролируемая сделка

Контролируемая сделка — это сделка, которая полежит контролю налоговыми органами с точки зрения ценообразования на предмет полноты исчисления и уплаты налогов. Такие сделки прямо указаны в статье 105.14 НК РФ. Это – сделки между взаимозависимыми лицами, отвечающие определенным стоимостным критериям, а также приравненные к ним сделки.

Итак, важный критерий данных сделок — взаимозависимость сторон сделки.

2. Взаимозависимые лица, кто это

Взаимозависимые лица – это лица, которые могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок (ст. 105.1 НК РФ). Такими лицами признаются:

2.1. Организации

Общий принцип – доля более 25%, влияние более 50%

  • Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% ;
  • Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • Если в организациях по решению одного и того же физического лица (либо физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами) назначены или избраны: единоличные исполнительные органы организаций, либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • Если в организациях одни и те же физические лица (физические лица совместно с их взаимозависимыми лицами) составляют более 50%: состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо.

2.2. Физические лица:

Общий принцип: родственность, подчинение или зависимость

  • Есл и одно физическое лицо подчиняется другому ф изическому л ицу по должностному положению;
  • Взаимозависимые лица физического лица;
  • его супруг или супруга;
  • родители (в том числе усыновители);
  • дети (в том числе усыновленные);
  • полнородные и не полнородные братья и сестры;
  • опекун (попечитель);
  • подопечный.

3. Контролируемые сделки, какие это

3.1 По стороне сделки (п.1. ст. 105.14 НК РФ):

  • Технические сделки, т.е. использованы третьи лица. Совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами с участием (при посредничестве) третьих лиц при условии, что такие третьи лица не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации;
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами, а именно с одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) которого являются государство или территория, включенные в перечень Минфина.

Лимит: сумма доходов по сделке между лицами (или сумма сделки с одним лицом) должна превышать 60 (шестьдесят) млн. руб за год.

3.2 По обстоятельству сделки (п.2. ст. 105.14 НК РФ):

Это правило только для российских фирм, т.е. местом налогового резидентства является РФ .

Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если:

  1. стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций;
  2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
  3. одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  4. одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
  5. сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям: 5.1. одна из сторон сделки является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ ( лицензия на пользование участком недр или операторами нового морского месторождения углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ; 5.2. любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ;
  6. одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром в инновационных центра (“Сколково” и других);
  7. одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций (ст. 286.1 НК РФ);
  8. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Лимит: сумма доходов по сделке между лицами (или сумма сделки с одним лицом) должна превышать 1 (один) млрд. руб за год.

4. Сделки не признаются контролируемыми, если

1. сторонами сделок являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок с плательщиком НДПИ);

2. сторонами сделок являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, среди указанных сторон сделок нет лиц, которые являются: плательщиками НДПИ; плательщиками ЕСХН или ЕНВД; участниками проекта «Сколково»; освобожденными от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль; резидентами ОЭЗ.

3. межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 (семи) календарных дней;
4. сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
5. сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

5. Уведомление о контролируемых сделках – для чего, срок, форма

Налоговый орган в отчете интересует рыночный уровень цены по сделке. После сдачи отчета налоговые органы могут запросить документацию по контролируемым сделкам. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может охватывать период 3 (три) года. Штрафных санкицй не будет, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

Налогоплательщики обязаны уведомить налоговые органы о контролируемых сделках, совершенных в течение календарного года не позднее 20 мая следующего года (ст. 105.16 НК РФ):

  • по месту нахождения;
  • (или) по месту жительства;
  • (или) по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

1) календарный год, за который представляются сведения;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

– полное наименование организации, ИНН;

– Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и его ИНН;

– Ф.И.О. и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

– сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

6. Контролируемые сделки – ответственность

Непредставление уведомления о контролируемых сделках – штраф 5000 (пять тысяч) рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Неуплата или неполная уплата налога в результате применения «нерыночных» цен – штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

Итоги

Таким образом, с 2014 ввели жесткий контроль со стороны государства за сделками, совершаемыми между взаимозависимыми лицами с целью противодействия уклонения от уплаты налогов. Компаниям, которые разрабатывают схемы работы через своих взаимозависимых лиц, придется следить за политикой ценообразования. Санкции, которые грозят за обнаруженную в ходе проверки недоплату налогов, в связи с занижением рыночной цены товара, составляют 20% от суммы недоплаченного налога плюс пени за период просрочки. При больших оборотах это может вылиться в весьма внушительную сумму.

Фирммейкер, 2014 (актуализировано 2019)
Светлана Митюхина (Маркина)
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Контролируемые сделки по новым правилам

Старший юрист-консультант компании «Что делать Консалт»

Закон № 302-ФЗ от 03.08.2018 внёс поправки в статью 105.14 НК РФ, которые уточняют порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой. Старший юрист-консультант Николай Шамин ответил на самые актуальные вопросы по этой теме.

Какие сделки считались контролируемыми раньше?

Согласно устаревшей редакции контролируемыми называли сделки:

  • с российским взаимозависимым лицом, если годовая сумма доходов по сделкам больше 1 млрд руб. (Письмо Минфина России от 06.07.2017 № 03-12-11/1/42985);
  • с взаимозависимым лицом на УСН, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по сделкам больше 100 млн руб.;
  • с офшорными компаниями, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – иностранной организацией, в том числе офшорной компанией, или нерезидентом независимо от суммы (письма Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, ФНС России от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@);
  • импорт и экспорт нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если годовая сумма доходов по сделкам с одним лицом больше 60 млн руб. (Письмо Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229).
Читать еще:  Стропила по балкам перекрытия

Что изменилось?

Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:

  • скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;
  • для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
  • введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).

Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

Далее рассмотрим особенности определения контролируемых сделок между российскими контрагентами и иностранными партнёрами.

Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:

  • если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;
  • если сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ.

В то же время в список условий, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, добавлены следующие пункты:

  • если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка;
  • если доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Обращаем внимание

Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или стороны применяют разные ставки налога на прибыль к прибыли от деятельности, сделка будет признана контролируемой[1]. Например, поскольку участник специальной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с подпунктом 1.7 статьи 284 НК РФ применяет по своим сделкам пониженную ставку налога на прибыль, сделка с взаимозависимым лицом, которое не является участником специальной экономической зоны (СЭЗ), будет признана контролируемой.

Более того, контролируемой сделка теперь может стать, даже если обе её стороны – участники специальной экономической зоны (СЭЗ). Ведь они могли получить этот статус в разное время. Значит, у одного из них может уже истечь трёхлетний срок, в течение которого он имел право применять ставку налога на прибыль 2 % по платежам в региональный бюджет. То есть он перейдёт на ставку 6 %, чем будет отличаться от своего контрагента, у которого названный трёхлетний срок ещё не истёк.

Ещё одним важным нововведением в НК РФ является изменение контроля в отношении операций с посредниками и иностранными компаниями, а именно при работе с данной категорией лиц сделка может быть признана контролируемой. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ операции через посредников, не являющихся взаимозависимыми, а также сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут признаны контролируемыми, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. Необходимо отметить, что ранее сделки с иностранными контрагентами подлежали обязательному контролю независимо от суммы контракта.

Сделки, в которых участвуют невзаимозависимые посредники, признаются контролируемыми, если:

  • фактические стороны осуществляемой сделки через посредников – взаимозависимые лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • посредники участвуют в сделке формально, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • превышен суммовой порог в размере 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Какие сделки не признаются контролируемыми?

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Определение цены контракта

Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ.

Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211)

Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081).

Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879.

Контроль ценообразования сделок

Соответствие цены контролируемых сделок проверяет ФНС России. Оно не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями. В то же время представители территориальных ИФНС вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ, если использование рыночных цен предусмотрено соответствующими нормами глав 21, 23, 25 НК РФ.

ФНС России в своём Письме от 16.09.2014 № ЕД-4-2/18674@ разъясняет полномочия ФНС России и территориальных налоговых органов в сфере контроля ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами, не признаваемым контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ, а именно:

  • проверка соответствия цен в контролируемых сделках осуществляется непосредственно ФНС России;
  • проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, в случае занижения цен, что приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ, письма Минфина России от 25.02.2016 № 03-01-11/10321, ФНС от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@, Обзор ВС РФ от 16.02.2017).

При проверке контролёры в первую очередь применяют метод сопоставимых рыночных цен, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. Если этот метод невозможен, применяют другие (п. п. 1-3 ст. 105.7 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.11.2018 № 03-12-12/1/85982, Письмо Минфина России от 13.12.2018 № 03-12-11/1/90817). При этом налоговый орган должен обосновать невозможность применения того или иного метода:

  • метод цены последующей реализации;
  • затратный;
  • сопоставимой рентабельности;
  • распределения прибыли.

В то же время НДС, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, заниженные из-за трансфертных цен, контролёры могут доначислить с пенями и штрафами (п. 4 ст. 105.3, ст. 129.3 НК РФ, Письмо ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615).

Обращаем внимание

Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327).

В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

Уведомление за 2018 год нужно подать по новой форме

В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году.

За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).

Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector